Культура византии — главные достижения, этапы и особенности развития

Периодизация

История этого государства напоминает маятник. Расцветы сменялись падениями, провоцируемыми внешним воздействием или внутренними междоусобицами. Схематично, можно выделить следующие периоды:

  1. IV — VII вв. — начало формирования собственной идентичности: борьба античного наследия и христианского богословия;
  2. начало VIII — первая половина IX в.
    период экономического и культурного спада, вызванного междоусобными конфликтами;
  3. вторая половина IX —Х вв. — восстановление величия, подъем на территории всего царства;
  4. XI — XIIвв. — два века величайшего расцвета – именно в этот момент мозаика и иконопись приобретают свою наиболее завершенную форму;
  5. XIII в. — разграбление Константинополя крестоносцами, спад влияния с периодическими попытками восстановить могущество;
  6. XIV — начало XV в.— кризис и падение. Завоевание османами.

Если сделать деление более условным, то можно ограничиться всего двумя этапами: ранним (V– начало IXвв.) и поздним (IX-XVвв.).

Ранний период был ознаменован наполнением философии ромеев восточным образом мысли и постепенным переосмыслением наследия Запада. По мере взаимопроникновения культурных ценностей, симбиоз становился все более заметным – сочетание разных кодов проявлялось и в политике, и в духовной сфере. Уже к середине VI в. Византия сформировала собственную идентичность, которую сохраняла даже в периоды завоеваний.

Несмотря на могущество, Византия была повержена и разрушена. Однако ее наследие лежит в основе национальных культур многих ортодоксальных стран. Узнайте больше о влиянии некогда великих империй в статье «Ацтеки и их достижения»

Империя Ромеев стала первым образцом классической христианской культуры. Именно здесь философия и доктрины молодой религии приобрели завершенную форму в Ортодоксальной Церкви. Влияние духовного прослеживалось везде: в политической жизни оно было выражено в обожествлении власти и придании сакральности образу императора; в живописи не было равных византийской иконописи; в архитектуре появлялись новые ориентиры и элементы зодчества.

С другой стороны, роль христианства не всегда была позитивной. Культура средневековой Византии отмечена периодом внутриэлитных распрей. Одним из самых влиятельных было движение иконоборцев. Сформированное под влиянием ветхозаветных текстов, оно было направленно против почитания икон, и на долгое время затормозило развитие иконописи. Только к началу десятого века, иконы заняли прежнее место.

Таблица – основные достижения византийского искусства кратко

Период
Сфера
Достижения
VIв., XIII-XV вв.
Архитектура
– большое внимание уделялось декорированию убранства храма (не только снаружи, но и внутри);
– разработан тип купольной базилики (пример – Базиликальный храм св. Софии);
– начинается строительство крестово-купольных храмов (Апостольский Храм);
IV-V вв.
Скульптура
– наследование традиций Рима;
– распространение скульптурных рельефов, изображающих повседневность, сцены библейских сюжетов.
V-VIII в.
живопись и прикладное искусство
– расцвет мозаики (смальта);
– высокая одухотворенность образов;
– иконопись как основная форма живописи;
– под влияние иконоборцев замена индивидуальных образов орнаментальными мотивами, изображениями природы, животных
XIII-XV вв.
– вырабатывается строгий живописный канон в размещении религиозных изображений;
– реставрация индивидуализации иконописных изображений

Архитектура и строительство

Основным центром архитектурных трудов византийских мастеров традиционно оставался Константинополь. Улицы города имели лучевую планировку, сходившуюся к площади с императорским дворцами, ипподромом и собором. У Константинополя не было постоянного источника воды, для чего в городе строились подземные водохранилища и акведуки.

Сербское подворье в Москве

О жилых и прочих гражданских сооружениях города известно не много. Из сохранившихся литературных источников достоверно известно о существовании дворцов, кварталов торговцев и ремесленников, крупных мастерских и рыночных площадей, театров, цирков и библиотек.

В России

Основной особенностью первых византийских церквей стало выделяющееся центральное пространство, укрытое куполом. В христианской архитектуре византийцев купол олицетворял небесный свод, а также возвышал фигуру императора, сидящего в центре зала во время богослужений среди своей свиты.

Керченский историко-археологический музей

Ещё одной отличительной чертой византийских церквей является возведение купольных композиций церквей, что в результате трансформировалось в новые структурные типы – купольные базилики, центрические церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольные системы.

Храм Христа Спасителя в Москве

Кроме городских церквей в Византии возводились и загородные монастыри. Они имели вид укреплённых пунктов, обнесённых стенами. Кроме жилых и хозяйственных помещений внутри них располагалась общая трапезная и молитвенный зал. Подобные здания зачастую возводились на возвышенности.

Архитекторы Византии переняли от римского зодчества систему арочных конструкций. Однако известная в Риме бетонная техника популярности не получила. Стены сооружений зачастую возводились из кирпича или тёсаного камня, камня с кирпичными прокладками или наоборот. Своды строились из камня или кирпича. Перекрытия зачастую сводчатые.

Реконструированная синагога в Германии

Одним из значительных достижений византийских мастеров стало внедрение системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры посредством парусного свода. Купол возводился непосредственно на парусах, позже между куполом и парусной конструкцией начали устанавливать округлый барабан, в стенках которого делали осветительные проёмы.

Такая конструкция позволила очистить пространство от стен и увеличить внутреннюю площадь помещений. Главным строительным сырьём византийцев был плоский кирпич, укладываемый на раствор. В состав последнего включали: известь, цемянку и мелко истёртый кирпич. Применение подобного раствора позволяло возводить здания без использования дорогостоящих лесов. Иногда кирпич чередовали с тёсаным камнем. Внешнюю поверхность стен зачастую штукатурили. Позже в Византии стало актуально декоративное украшение фасадов фигурной кирпичной кладкой или чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовки.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Особенность: мозаичное исполнение

Особое место в Византийской архитектуре занимает мозаика. Расцвет мозаичного византийского искусства приходится на 6 в. Отличительной особенностью данного стиля является то, что мастера не просто применяли цветное стекло в качестве расходного материала, но и умели использовать оптические эффекты. Достигалось это посредством вкрапления светлых или тёмных акцентов в основной тон.

Искусство.

Константинополь и другие города отстраивались с необычайной пышностью. С моря и с суши столица империи была обнесена мощными каменными стенами и башнями. В то время город считался неприступным. Десятки величественных дворцов и храмов украшали главные улицы столицы. Роскошные постройки должны были внушать мысль о силе и прочности императорской власти.

Самым замечательным произведением византийской архитектуры был храм святой Софии, построенный в Константинополе в VI веке. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Над главным четырёхугольным зданием на высоте свыше 50 метров возвели огромный купол. Для того времени это была очень трудная задача, но строители справились с ней отлично.

Очень красив был храм внутри. Сосуды из золота и серебра, шёлковые ткани с вышивками, замечательные картины и другие украшения храма были редкими произведениями искусства.

Церкви и дворцы знати украшались мозаиками- картинами, выложенными из цветных камешков или кусочков стекла. Чаще всего художники изображали императора, его придворных и руководителей церкви.

Архитектура

Собор Святой Софии фото с сайта world-countries.net

С развитием христианства традиции античного зодчества уступают место новому стилю.

Специфика храмов Древних греков и Древних римлян заключалась в их алтарности – храмы строили как обитель почитаемого бога

Все церемониальные мероприятия проходили на специальных площадках перед строением, поэтому основное внимание уделялось фасаду

В религиозной традиции христианства храм является местом для вознесения молитв. Меняется его сущность – теперь он становится местом собрания верующих

Поэтому концепция постройки претерпевает изменения: внутренняя отделка становится разнообразнее, все внимание мастеров направлено на создание атмосфера духовности, сакральности места. Фасад здания получал достаточно простую обработку – внешний вид византийских храмов существенно отличался от католических соборов готического стиля

Преимущественно, облицовка здания оформлялась узорной кирпичной кладкой

Важное достижение архитекторов восточных римлян – крестово-купольный храм, пришедший на смену базиликальному типу. Традиция постройки сохраняется и сегодня в странах с православной культурой

Очевидно, что наибольшее число шедевров зодчества располагалось в столице государства – Константинополе. Но по мере урбанизации развивалась и архитектура других городов – памятники появлялись в Равенне (мавзолей Галлы Плацидди). Однако главными шедеврами Византии считаются Собор Святой Софии и Церковь Святой Ирины в столице империи, Храм Святой Софии в Трапезунде, .

Под влиянием набегов и культурной экспансии западных христиан, архитектура Византии становилась все более сложной. Возрастает роль декорирования наружного убранства (Церковь Христа Спасителя в Полях, в составе ансамбля монастыря в Хоре).

История

Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.

Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.

Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого гуннского завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.

Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».

Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.

Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:

  • Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
  • Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными смутами, в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
  • Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
  • Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
  • Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.

Минологий Василия II

Начало XI века. Ватиканская библиотека

20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века

X–XI века в Византии стали временем больших агиографических  Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология  Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста, стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.

Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору (976–1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.

Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист  Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет.; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.

Византийское пение после Византии

XVII век. Экзигисис и каллопизмос

Новый Хрисаф, Петр Берекет, Петр Пелопоннесский и Мануил Хрисаф. Иллюстрация из Анфологии Пападики. 1815 год

Завоевание турками Константинополя не привело к упадку музыкальной традиции. Бывший придворный певчий Мануил Хрисаф продолжал работать на острове Крит и стал известным теоретиком музыки. В XVII веке традицию сохраняли «новые мелурги» — Паноайотис Новый Хрисаф, новопатрский митрополит Герман, священник Баласий и Петр Берекет. Они часто меняли сжатую запись мелодии в ранних певческих книгах на более пространную, так называемую аналитическую, или экзигисис (от греческого εξήγησις — «толкование»). Возможно, при этом они не только более подробно записывали мелодию, но и могли изменять сами мелодические формулы. В рукописях можно найти многочисленные песнопения с ремарками, которые называются «каллопизмос» (от слова καλλωπισμος — «украшение»): это богато орнаменти­рованные вариации (возможно, в том числе и более простые по музыкальному содержанию) древних песнопений.

XVIII и XIX века. Упрощение нотации

В XVIII веке константинопольский композитор и ведущий певчий хора Петр Пелопоннесский переработал систему записи мелодии и упростил нотацию, которая теперь могла более ясно и детально отражать сложные музыкальные обороты. С помощью новой системы он записал краткие, простые песнопения, которые раньше никак не фиксировались.

Начало кекрагариев — распетых стихов псалма 140 «Господи, воззвах к Тебе». Доксастарий начала XIX века

Другой известный мастер византийского пения этого времени, протопсалт Иаков, создал новую редакцию Доксастария — книги праздничных песнопений. Там он тоже записывал старые мелодические формулы более простой нотацией, которая подробнее отражала их музыкальное содержание.

В 1814 году произошло событие, известное как «реформа трех учителей». Три знатока певческого искусства — архимандрит Хрисанф из Мадита, Хурмузий Хартофилакс и протопсалт Григорий — преобразовали систему записи мелодии, убрав одни знаки и добавив другие. Новый тип византийской нотации был не только удобнее в использовании, но и позволял точнее записывать сложные мелодические формулы.

Херувимская, 1-й глас. Антология конца XVIII — начала XIX века

Кроме того, Хрисанф в трактате «Теоретикон», пожалуй, впервые подробно описал систему интервальных родов, или типов звукоряда. Каждый глас имеет свой цвет или, точнее было бы сказать, колорит, благодаря особому интервальному содержанию того звукоряда, который используется в песнопениях этого гласа.

Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)

Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция

Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.

Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.

Монастырь Дафни, Греция

Один из шедевров византийской архитектуры монастырь Дафни также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная церковь является еще одним ярким примером плана «креста». Нынешний монастырь и церковь построили в 11-м веке на месте более раннего монастыря, заброшенного в 7-м и 8-м веках из-за нашествия славян.

А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого Аполлону, который был разрушен в конце 4 в.. Монастырский комплекс в настоящее время находится на реконструкции и закрыт для посетителей.

Крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средневизантийского периода в целом.

Крепость Ангелокастро, Греция

Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.

Вид на Ангелокастро, возникающий по дороге из деревни Крини. Можно видеть остатки зубчатых стен (на правой стороне)  замка, церковь Архангела Михаила на Акрополе (левый верхний угол замка), круглую защитную башню перед главными воротами. By Dr.K. — Own work, CC BY-SA 3.0, Link

Когда его построили, пока точно неизвестно. Но называют 13 век. Вероятно, во времена правления Михаила I Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 г.. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.

Сообщение Культуры Византии доклад

После распада великой Римской Империи, образовалась новая империя. Она вобрала в себя культуру и наследие Рима а также определенные черты Востока. Будучи смесью Европейских цивилизаций и колорита Восточных культур, Византийская Империя сумела расцвести в полную силу и создать множество шедевров, которые потрясают нас до сих пор. Замечательные иконы, картины, песни и книги можно увидеть на выставках и музеях и в наши дни.

В чем же ее особенность? Почему Византийская империя имела такую оригинальность и величие? Ответом на этот вопрос может стать неопределенность самой ее культуры. Порожденная в Европе, но отличающаяся от нее. Имевшая много общего с Востоком, но не являющаяся мусульманской культурой. Она сумела стать неким проводником в духовный мир, в следствие чего она сумела развить свое искусство до невообразимых высот.

Художники Византии подарили миру чудесные картины. Рисуя не то, что окружало их повсюду и не пытаясь выразить в картине лишь свои чувства и видения, художники стали создателями некой особенной духовности.

Византийская культура была пропитана религией и можно сказать в самой ее основе лежало Христианство. Именно Византийцы подарили нашему миру иконописное искусство.

Также, многие ее особенности были позаимствованы в другими народами и странами, в том числе и Киевская Русь. После крещения Руси, многие храмы строились по подобию великих божественных домов, которые произвели впечатление на Государя, посетившего Константинополь.

Стоит отметить что Византийская Культура сыграла в истории очень важную роль. Она стала не только естественным продолжением распавшейся империи, но и вобрав в себя восточных особенностей, оказала огромное влияние на развитие других культур и их формирование в том числе.

Это интересно: 193,Доклад на тему — Древняя Индия

Доклад №3

Усовершенствование образования 

С шестого по седьмой век государственным языком являлся греческий. А государству требовались люди с образованием. Они должны были уметь, не мало всего, например: придумывать и оформлять правила, угрожения, сделки

Именно поэтому в государстве уделяли большое внимание образованию. 

Научные навыки 

В Византии было много умных и образованных людей такие, как учёные, философы. Например, Лев Математик создал сигнализацию звуков для того, чтобы можно было передавать друг другу сообщения на дистанции. Также появлялись учебники по медицине. В одиннадцатом веке, выучиться на врача можно было в учебном заведении, которое было в Константинополе. 

В то время была и химия, которая появилась с помощью изучения и прогресса ремёсел и медицины. До нашего времени сохранились рецепты получения красок, стекла и различных лечебных лекарств.

По географии у Византийцев тоже было много знаний. Они научились чертить карты и городские планы. История тоже не отставала и прогрессивно развивалась. Она появлялась из различных источников.

Архитектура

Она делилась на два храма. На Античный, у которого должен быть хороший внешний вид. Именно в праздники, храм должен выглядеть очень хорошо снаружи, потому что праздники проводились на улице. И Христианский, в котором праздники проходили в храме, и поэтому, здание должно выглядеть хорошо внутри.

Основной храма был крест, который образовали нефы. Был и купол, опирающийся на барабан. Снаружи храм сделан из красного и белого кирпичей. Они были выложены узором. У храма также были апсиды, алтарь и притворы.

С десятого по одиннадцатый век на барабанном возвышении появился крестово-купольный храм. Также в архитектуре было два вида христианских храмов. Базилика, здание было вытянуто в длину и делилось на нефы от трёх нефов. И крестово-купольный, внутри было четыре столба. Всё пространство делилось 9 ячеек, поддерживающиеся центральным куполом, а его символом был небесный свод.

Живопись

Стены храмов были украшены мозаикой — из разноцветного стекла. В храмах и местах жительства пользовались спросом картины с Богом и Богоматерью. «Владимирская Богоматерь» пользовалась уважением среди людей и была одна из самых лучших.

Отличие икон от картин

Во-первых, картина создана творчеством и фантазией художника. Во-вторых она индивидуальна и может быть выполнена в любой цветовой гамме. А вот икона — это творение собора, она не во времени.

Византийская культура – это разложение средневековья Европы на империи: Римскую, Западную и Восточную.

Культура Византии краткое сообщение

Культура Византии краткое сообщение расскажет о главных достижениях этого государства, наследницы культуры Римской империи.

Культура Византии кратко

Византийская культура позаимствовала достижения античного мира в сфере изобразительного искусства, права, архитектуры и музыки. Вместе с тем географическое расположение государства, особенности миграции народов и торговые связи открыли границы для влияния Востока. Таким образом, историческое прошлое античности и варварское окружение создали основу для формирования новой, особенной культуры, такой непохожей на другие.

В чем особенность Византийской культуры?

  1. Во-первых, в ее основе конфессиональной фактор, а не этнической или политической общности.
  2. Во-вторых, самообразующим фактором культуры является православие, на основе которого создалась система имперского самосознания. В целом Византийская культура за свое существование пережила 2 взлета: Македонское Возрождение и расцвет при династии Палеологов.

Основные достижения византийской культуры:

  • Сформировался монашеский подвиг аскетизма и идеал святости.
  • Утвердилась крестово-купольная архитектура. Она сочетает в себе несоединимые внешне начала, возвышенную торжественность, утонченный спиритуализм и глубокую духовность, пышность и роскошность, избыточность и зрелищность. Византийский храм отличался от классического античного храма. На первый план вышла организация внутреннего пространства. Самым знаменитым памятником византийской культуры, ее визитной карточкой стал храм св. Софии в Константинополе.
  • Активно развивалось искусство книги и книжной миниатюры.
  • Развилась уникальная техника мозаика. В этом жанре Византия не имеет равных. Мастера владели секретами изготовления смальты и искусными приемами превращения исходного разноцветья в живописное целое. Великолепные мозики украшают усыпальницы Равенны, храм Софии, Церковь Успения в Никее, Церковь Димитрия в Фессалониках.
  • Развитие декоративно-прикладного искусства находилось на высочайшем уровне развития. В частности мастера владели техникой перегородчатой эмали.
  • Зарождался и развивался новый жанр: жанр иконописи.

Какова роль Византийской культуры?

Она оказала огромное влияние на формирование культуры Киевской Руси после ее крещения. Можно сказать, что она стала объектом для наследования. В «Повести временных лет» Нестор Летописец описал визит князя Владимира в Константинополь. Он был поражен величием, красотой и эстетическим наполнением храмов, что, возвратившись домой, приступил к строительству таких в Киевской Руси. Кроме того, византийская культура подарила миру искусство иконописи. Она была историческим продолжением греко-римской античности и синтезом восточной и западной духовной основы, оказав тем самым влияние на формирование культур Европы.

Надеемся, что сообщение о византийской культуре помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о ней. А краткий рассказ о культуре Византии Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Формирование основы культуры

Культура Византии унаследовала многие черты от Рима. Отмечается влияние распавшейся империи на архитектуру, музыку и изобразительное искусство. Из-за своего географического расположения это государство было открыто для миграции народов, поэтому со временем в нем стало усиливаться влияние Востока. Здесь отмечался симбиоз античного исторического прошлого и варварского окружения, что и создало многообразие и оригинальность искусства.

Византия стала первым образцом христианской классической культуры. Именно в этой стране доктрина и философия зарождающейся молодой религии получили свою законченную форму. В поздний период отмечается существенное влияние церкви и духовенства в политической жизни, происходит обожествление власти, что нашло своё отражение в живописи, архитектуре и элементах зодчества. К особенностям искусства Византии кратко относят:

  • сакральность и культовость;
  • эклектизм направлений и стилей;
  • спиритуализм и зрелищность.

В последующем византийское искусство повлияло на развитие Европы и Руси. Последняя переняла от Константинополя православную религию.

Оформление книг

К 11 веку в Византии сложилась своя особая техника оформления книг. Они декорировались витиеватыми растительными узорами и орнаментами, замысловатыми виньетками. Главной отличительной чертой такой книги стал роскошный переплет.

Во времена раннего Средневековья самой культурно развитой страной Европы считалась Византийская империя. Культура государства оказывала колоссальное влияние на становление и развитие других стран. Правителями многих соседних государств приглашались византийские:

  • художники;
  • мастера;
  • зодчие.

Большей популярностью их работы пользовались в Италии. В столицу Византии на обучение математике, медицине, живописи, основ права и греческого языка приезжали студенты из разных государств. Так Константинополь стал своего рода студенческим центром.

В конце 9 века Киевская Русь переняла у Византии христианскую религию. Много священных писаний того времени были переведены с греческого на славянский язык. В строительстве первых христианских храмов в Киевской Руси участвовали зодчие из Византии. Развитие христианских государств Армении и Грузии также тесно связано с культурой империи.

Таковы ключевые особенности развития культурной сферы Византийской империи. Через этот небольшой рассказ можно получить представление о значении и наследии древнего государства, его традициях. В Средние века его влияние было достаточно велико. Этот обзор будет полезен школьникам, которые в 6 классе проходят рассмотренную тематику. Знание всех подробностей поможет к тому же правильно составить эссе или доклад по культурологии.

Общие характеристики

причины

Хотя византийское искусство на протяжении своего существования имело некоторые вариации, почти все художественные произведения были связаны с религиозными темами и выражением религии во всех ее формах. Это было представлено в переходе от церковного богословия к изображениям, через живопись и мозаику.

Эта концептуальная однородность привела к тому, что живопись и византийская архитектура развивались очень схожим образом за время существования империи..

Кроме того, факт производства предметов одного и того же стиля привел к развитию гораздо более сложного стиля по сравнению с другими конкретными стилями того времени..

Скульптура не была подвержена значительному росту в этот период. На самом деле, в византийском искусстве очень мало скульптурных произведений, что затрудняет поиск значения скульптуры для этого художественного движения..

Предпочитаемые стили

Средневековое византийское искусство началось с росписи фресок в больших фресках, а также с реализации мозаики в религиозных зданиях, таких как церкви.

Эти работы оказали такое большое влияние на художников того времени, что византийский художественный стиль был быстро принят художниками в наиболее влиятельных художественных регионах Италии. Среди этих регионов выделяются Равенна и Рим.

В дополнение к традиционным стилям фресок и мозаик в монастырях Константинополя широко использовался другой художественный стиль: икона. Эти иконы были религиозными деятелями, которые были нарисованы на панелях, созданных в монастырях, расположенных в восточной части империи..

Иконы были написаны на переносных деревянных панелях, и для их качества использовался воск. Это послужило византийскому представлению библейского искусства.

Классические особенности

Одной из основных характеристик византийского искусства было влияние на классическое искусство его произведений. Считается, что византийский период знаменует собой новое открытие классической эстетики, которая сыграла фундаментальную роль в искусстве эпохи Возрождения несколько лет спустя..

Однако одной из этих классических характеристик, которой не следовало византийское искусство, была способность художников представлять реальность или, по крайней мере, пытаться сделать это..

Для византийских художников самым важным было представить абстрактные идеи и, во многих случаях, идеи, противоречащие принципам природы. Это изменение идей произошло в конце старости и оказало глубокое влияние на художественную среду Византии..

Венецианское влияние и влияние в эпоху Возрождения

В начале 11-го века ряд различий между Византийской империей и возрождающимся городом Римом вызвал изменение художественной тенденции времени.

Многие крупные итальянские города стали превращаться в важнейшие торговые центры в Европе, что делало их очень привлекательными для жизни. Многие художники покинули Константинополь, чтобы переехать в такие города, как Венеция.

Художественные тенденции византийского искусства эмигрировали в то, что позже станет Италией, вместе с ее художниками. Там они были объединены с местными идеями и продвигали новое движение, которое он позже назвал «прото-ренессансом». Это был первый этап искусства эпохи Возрождения, который начался именно в Италии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector