Законы и этапы развития диалектики
Содержание:
- Диалектика как система. Принципы диалектики
- Основные принципы и законы диалектики
- Понятие диалектики
- Закон двойного отрицания
- Основное определение
- Зарождение и этапы развития
- Закон единения и борьбы
- Принципы диалектики
- Средневековая диалектика
- Происхождение слова «метафизика»
- Отличия метафизики от диалектики
- Метафизика
Диалектика как система. Принципы диалектики
Диалектика — это открытая, целостная, органическая система, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами, формирующими структуру диалектики. Она внутренне подчинена, имеет собственную иерархию и разделена на структурные составляющие, которые являются принципами, законами и категориями, в зависимости от их эпистемологической и перспективной функции.
Принципы являются универсальными и общепризнанными, фундаментальными и семантическими идеями и установками, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех других форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, то есть устанавливают начальные условия познания и определяют его природу, пределы и теоретический потенциал.
Современная диалектика основывается на следующих принципах: существенное единство мира, развитие, детерминизм и систематика. Согласно первому принципу, все мировые процессы определяются материальной субстанцией.
Принцип развития требует учета всех процессов в результате определенных направленных изменений. В материалистической диалектике развитие — это философская категория, выражающая процессы, связанные с трансформацией качества объектов, с появлением новых качественных состояний, которые, кажется, раскрывают потенциальные возможности, скрытые и неосвоенные в предыдущих качественных состояниях. Процесс развития — это всегда переход от одного качества к другому, целенаправленное формирование новых систем, новых типов организаций, рожденных из прежних систем. Существует два варианта процессов развития:
1) процессы качественных преобразований, не выходящие за рамки соответствующего типа материи, определенного уровня ее организации. Например: эволюция звезд.
2) Процессы перехода от одного вида материи к другому.
Развитие — это необратимое, направленное на равномерное изменение материальных и идеальных объектов, что обусловлено противоречиями системы.
Развитие происходит при наличии универсальной связи и взаимозависимости объектов и явлений, их составных элементов. Отношение — это отношение, при котором изменение с одной из его сторон (атрибута, элемента и т.д.) является необходимым и достаточным условием для изменения с другой стороны. Взаимоотношения обычно возникают в форме взаимоотношений. Происходят определенные изменения во взаимоотношениях элементов объекта друг с другом. Момент такого изменения — это взаимодействие. Взаимоотношения в природе и обществе носят универсальный, объективный характер. В мире существует бесконечное количество связей между вещами и явлениями.
Универсальная взаимосвязь всех явлений является исходной посылкой для принципа детерминизма.
Детерминизм предполагает множественность объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражены в терминах отношений, не имеющих прямого причинно-следственного характера, то есть не содержащих непосредственно моментов генерации, производства одного за другим. К ним относятся функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействие частей в системе, связь состояний в движении и развитии.
Классическая наука опиралась на механический детерминизм, согласно которому величина координат и импульса всех частиц Вселенной в данный момент времени абсолютно однозначно определяет их состояние в любое прошлое или будущее время. Такой подход означал, что признаются только динамические закономерности. Последние являются формой причинности, при которой данное состояние системы однозначно определяет все последующие состояния, а степень вероятности возникновения нового состояния определяется не динамическими, а статистическими законами. Статистическая закономерность — это форма причинности, при которой заданное состояние системы не однозначно определяет ее последующее состояние, а только с определенной вероятностью, что является мерой возможности реализации тенденций изменения в прошлом.
Основные принципы и законы диалектики
Принцип обычно понимается как руководящая идея, исходное, наиболее важное правило поведения, то есть как нечто, лежащее в основе совокупности фактов, знаний или действий. В логически более четком научном смысле принцип — это центральное понятие, основа системы знаний, которая является обобщением и распространением каждого из его определений на все явления той области, из которой этот принцип абстрагирован
К основным принципам диалектики относятся: принцип всеобщей согласованности, развития, детерминизма, системности и материального единства мира.
Согласно принципу всеобщей согласованности, все объекты (явления, процессы) действительности существуют во взаимодействии и взаимообусловленности; согласно принципу развития, они существуют, претерпевая закономерные качественные и количественные изменения; согласно принципу детерминизма, они причинно обусловлены и взаимозависимы; принцип системности предполагает наличие закономерной организации в мире; согласно принципу материального единства, материальное начало рассматривается как его субстанция.
Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей взаимосвязи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимозависимость и обусловленность явлений и объектов действительности. Таким образом, элементарные частицы, взаимодействующие друг с другом, образуют атомы. Взаимосвязь атомов приводит к образованию молекул, молекулы образуют макротела и так далее вплоть до галактик и метагалактик.
Таким образом, всеобщая взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений является неотъемлемой чертой материального мира. Поэтому, чтобы познать предмет, необходимо изучить все его стороны и взаимосвязи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, их взаимосвязи и взаимодействия также многообразны.
Диалектика изучает не все, а только самые общие, существенные взаимосвязи, которые имеют место во всех сферах материального и духовного мира. Размышляя над этими взаимосвязями в своем сознании, человек открывает для себя законы объективного мира и развивает категории познания. Знание общих законов является предпосылкой для практической, преобразующей деятельности, творчества.
Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории и законы.
Закон — это форма познания, выражающая внутреннюю, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. Основными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий прежде всего природу источника развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, детализирующий представление о форме, в которой протекает процесс развития; закон отрицания отрицания, выражающий механизмы преемственности и цикличности развития.
Эти законы выражают всеобщие формы, способы и движущие силы развития материального мира и его познания и являются всеобщим способом диалектического мышления. Эти законы диалектики конкретизируют свои основные категории в их историческом возникновении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и соотношения признанных до сих пор категорий, развитие которых подчинено этим всеобщим законам. Законы диалектики представляют собой логическое выражение существенного в развитии.
Понятие диалектики
Диалектика – это:
- специфический метод философского аргументирования, некоторый способ и форма теоретического мышления, оперирующего и исследующего противоречия, детерминирующие мысленное содержание данного мышления;
- философский концепт об изменчивости бытия, вечном его становлении;
- процесс «кристаллизации» истины, который осуществляется посредством формулирования множества вопросов и ответов на них;
- наука, в рамках которой протекают процессы дифференциации и связывания понятий (противоположностей) в целях получения сверхчувственной сущности вещей (по Платону);
- учение о корреляции противоположностей;
- механизм нивелирования иллюзий человеческого разума, который запутывается в противоречиях в процессе своего естественного стремления к формированию цельного и абсолютного знания (трактовка предложена Кантом);
- целостный метод познания противоречий, которые обнаруживаются в качестве внутренних движущих механизмов развития бытия, духа, истории.
Закон двойного отрицания
Характеристика этого аспекта заключается в факте развития человека. Любая система, стремящаяся к развитию, проходит несколько ступеней. Они ведут к самому последнему этапу, обусловленному копированием некоторых основных черт, заложенных в начале развития. Но как тогда появляется отрицание самого отрицания?
Природа противоречий движет развитие человечества, что обусловлено доминированием одной из двух крайностей на протяжении отдельных временных отрезков. Формирование преимуществ связано с накоплением качественных и количественных перемен обеих сторон. Это и есть первое из двух отрицаний.
Суть второго отрицания выходит из первого. Это означает, что новое отрицание объясняет процесс получения более совершенного знания (как в первой крайности, так и во второй). Эволюция природы вещей делает круг и возвращается к первоначальному и усовершенствованному пониманию. Каждый этап развития заключен в балансировании между двумя крайностями, которые, в свою очередь, обозначают благодетель (скупость — щедрость — расточительство и т.п.). Второе отрицание уже присутствовало на период появления первого, но было в более имплицитной и незаметной форме. Таким образом, открытие второго отрицания не создает ничего принципиально нового, а только раскрывает полную картину действительности.
Этот закон применим во многих сферах бытия, главной характеристикой которых является цикличность и статичность. Предметная сфера применения отрицания достаточно широка, но факт того, что у вещей не бывает только две стороны, значительно сужает область допустимых применений. Выявить отрицание предмета и его противоречивость достаточно сложно на начальной стадии понимания. Логическая составляющая часто тонет в исторической, а отрицание может быть явным из-за взаимодействия со внешними структурами, что делает его субъективным и заметным лишь снаружи.
Основное определение
Слово «диалектика» берет свое начало из древнегреческого языка. В переводе оно обозначает искусство спора, способность вести рассуждения в диалоге. Главные законы диалектики в философии — это использование способов аргументации своих рассуждений, применяя всевозможные методы формирования рефлексирующего размышления над теорией. Немаловажным будет исследовать все противоречия, возникающие в процессе мышления и дедукции.
Сам метод диалектического познания раскрывается во многих философских школах прогрессивной Азии и Европы. Популярность диалектики и значение в философии началось с появлением одного из главных основоположников античной культуры. Определение данного понятия можно найти в трудах Платона («Диалоги»). Так, философ считал, что диалектика — это наука о сущем. Общение и поиск истины, раскрытые в общении мыслителя с известными деятелями культуры, политики, торговцами, дали ответ на многие неразрешимые вопросы о смысле жизни, справедливости, правде.
Гегель считал, что самое главное (кратко) в диалектике философии — это сопротивление метафизической теории мира. В понимании немецкого философа, мир не является независимым или бессвязным, а взаимодействует по определенным законам.
Зарождение и этапы развития
I этап
Наивная или стихийная диалектика возникла в Древней Греции. Начало этому положили Гераклит и Сократ.
Гераклит считал, что в мире все изменчиво, «все течет, все меняется», «в одну реку нельзя войти дважды». Благодаря этому движению и происходит развитие. Параллельно с этим, он развивает учение о противоположных началах, которые являются половинами одного целого, дополняя друг друга. Созвучно представлениям древнегреческих философов, подобные диалектические методы прослеживаются в философии даосизма. «Превращение в противоположность – движение дао». Символически это выразилось в появлении инь и янь.
Идеи Гераклита были продолжены Сократом. Им же был введен термин «диалектика». Философ полагал, что только при высказывании различных мнений во время ведения беседы, отсеивается все пустое и рождается истина. Известным это учение стало благодаря «Диалогам» Платона.
Этот период развития диалектики назван стихийным из-за отсутствия научного обоснования, а основные положения опираются лишь на наблюдения за стихийными явлениями.
II этап
В Средние века диалектика развивалась в русле религии. Августин Аврелий, Фома Аквинский понимали этот метод как способ единения божественного и земного, разума и веры. Основным направлением учения была проблема перехода от греховного существования к идеальному райскому. В то же время были выработаны основные теоретические положения диалектики.
III этап
Эпоха Нового времени явилась новым витком развития диалектики. В этот период проблемами этого метода активно занимается немецкая классическая философская школа (И. Кант, И. Фихте, Э. Шеллинг). Вершиной же стала идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Он систематизировал знания, сформулировал законы и принципы, а также противопоставил диалектический подход метафизическому.
IV этап
Марксизм. К. Маркс, Ф. Энгельс активно пользовались методами гегелевской диалектики, разрабатывая материалистическое направление. Однако Маркс считал, что первична материя, она вечна и бесконечна, а дух вторичен. Т.о. диалектика Гегеля стоит «на голове», а надо ее поставить «на ноги».
Закон единения и борьбы
Самым главным понятием, связанным с пониманием диалектики, является понимание законов, по которым она работает. Их суть заключается в определении всего процесса человеческого развития. Главный закон диалектики — это закономерность единства и противоречия. Он гласит о том, что каждый предмет естественной реальности, вне зависимости от наличия физического воплощения, борется внутри себя. Причиной этому служит противоречие, которое легло в основу мироздания и Вселенной, борьба и мир в каждой вещи. Как ответить кратко, что такое диалектика в философии и закон единения и борьбы? Они представляют собой два принципа — противоречия и противоположности.
Аспект противоречия заключается в формировании стадии различий, причин и примет, которые исключают сами себя и друг друга. Суть же противоречия заложена в противодействии полярных сторон, которые могут не только исключать друг друга, но и совместно с этим подтверждать истинность каждой из них.
Это понятие требует определения аспектов вещей и их связь с законами самой логики. При осознании этого факта стоит отказаться от противоречий, тождественных утверждений и синергии этих понятий с осознанием самого термина «познание».
Логическая противоестественность этого закона ведет к противоположным истине результатам. Это может послужить оповещением, сообщающем о присутствии ошибок, но не может непосредственно указать на них. Использование диалектического закона противоречия позволяет определить место неточности до уровня звена. Следующим шагом в получении нового познания станет трактовка предполагаемой истины и понимание вида проблемы. В этом случае каждое противоречие будет стерто причинно-следственными связями.
Принципы диалектики
Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.
- Принцип всеобщей взаимосвязи. Из названия можно понять, что данный принцип подразумевает наличие взаимосвязи между всеми объектами и явлениями нашего мира. При этом одни связи являются прямыми и непосредственными, другие – косвенными. Прямая взаимосвязь подразумевает, что объекты непосредственно влияют друг на друга, обмениваясь энергией, веществом или информацией. Косвенная взаимосвязь подразумевает, что прямого взаимодействия между объектами нет, но они способны влиять друга на друга опосредованно.
- Принцип системности. Данный принцип подразумевает, что связи между объектами не хаотичны. Они упорядочены и являются частями одной целостной системы, имеющей свою иерархию и целесообразность. И какой бы сложной ни была рассматриваемая система, данный принцип всегда для неё соблюдается, даже если речь идёт вообще обо всей Вселенной.
- Принцип причинности. Здесь подразумевается, что все процессы имеют какую-то обусловленность. Они возникают не сами по себе, а под влиянием внешних или внутренних причин. Причины порождают следствия, а необходимые для этого связи между объектами называются причинно-следственными.
- Принцип историзма. Данный принцип подразумевает, что любой объект необходимо рассматривать с учётом его генезиса и пройденных им этапов развития (как итог и сумму его предыдущих состояний).
Средневековая диалектика
Период «Темных времен» истории человечества ни в коем случае не существовал в культурном или философском вакууме. Во времена Средних веков точно так же использовался античный метод постижения истины.
Диалектику называли одной из составляющих семи вольных искусств и трактовали ее в более широком смысле, чем это делали в Древней Греции. Для ученых и философов это было наукой ведения споров. В структуру диалектического диалога входили вопросы и ответы, которые часто были категоричными и претендовали на максимальную объективность. В изречениях и рукописях Средневековья часто использовались религиозные доводы и суждения, основанные на полном признании власти Господа над душой и разумом человека. Каждый предмет такой «объективной» реальности был разделен между родами и видами.
Всем известная теория триединства мира также использовалась в диалектических размышлениях Средних веков. Это была христианская догма о Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Духе. Уровень развития диалектики не стал ниже, а просто пошел по другому пути. Темные века нельзя связывать с деградацией философской мысли, а лишь с временным упадком числа поддерживающих ее людей. Диалектика все еще имела в своей структуре те же законы, которые применялись тысячу лет назад. Закон двойного отрицания, единения и борьбы, качественного и количественного развития — все они применялись в Средневековье.
Главной целью, связанной с использованием диалектики Средних веков, является попытка воссоединения двух крайностей. Мирская жизнь должна была быть связана с божественной, мирское с сакральным, бедность с богатством, сила со слабостью и так далее.
Самой главной ошибкой, связанной с развитием диалектики тех времен, считается ее взаимодействие с религией и теологией. Учение о едином боге никаким образом не могло сочетаться с теорией о самом объективном познании, выведенном путем долгих размышлений и диалогов как с человеком, так и с природой. На основании этого Аристотель вывел собственную теорию миропонимания, завязанную на аспекте мирового абсолюта, который, в свою очередь, не зависел от менее монументальных частиц нашего мира. Неоплатоники вывели свою теорию, которая была лишь переосмыслением (или переименованием) уже существующего закона «перехода от количественного к качественному развитию». В работах Кузанского вопрос о том, что такое определение диалектики в философии, раскрывается в отождествлении истинного и ложного, знания и невежества, минимума и максимума. Оно заключается в смысловом объединении всех качественных противоречий.
Происхождение слова «метафизика»
Происхождение слова «метафизика» довольно курьезно. Это тот самый случай, когда игра слов вдруг обретает смысл. В I веке до н.э. Андроник Родосский решил издать труды Аристотеля, создававшиеся для «посвященных», и объединил имевшиеся в его распоряжении тексты в несколько сборников, которые скомпоновал по собственному разумению. С заглавиями большинства из них никаких проблем не возникло — они были продиктованы содержанием сочинений (физика, политика, этика, познание живого и животных и т. д.)
В отдельный сборник попали тексты исключительной важности, трактующие вопросы бытия, первых принципов и первопричин, субстанции и Бога, все то, что сам Аристотель, случись ему лично участвовать в публикации своих работ, назвал бы «Первой философией» (точно так же мы называем сочинения Декарта «Метафизическими размышлениями», хотя их латинское заглавие означало «Размышления о первой философии» — Meditationes de prima philo- sophia). Получилось так, что в списке Андроника этот сборник шел непосредственно за «Физикой»
И постепенно к нему «приклеилось» название «Meta ta physika» (термин никогда не использовавшийся самим Аристотелем), и обозначавшее «книга, следующая за физикой».
Возможно также — поскольку греческое слово meta имеет два значения, — что оно означало также «книга, трактующая о том, что находится по ту сторону физики». С течением веков установился обычай именовать «метафизикой» именно все то, что находится вне компетенции физики, т.е., в более широком плане, вне опытного, а значит, научного и эмпирического познания. В этом значении употребляет его Кант, отказывая ему в научной ценности в одном случае (как догматической метафизики познания абсолюта или вещей в себе) и «спасая» его в другом (как критической метафизики — «систематически организованного перечня всего того, чем мы владеем благодаря чистому разуму»). Это значение термин «метафизика» сохраняет и сегодня, даже если находятся отдельные глупцы, пытающиеся над ним высокомерно иронизировать. Заниматься метафизикой значит мыслить дальше, чем простирается познание, и мыслить о вещах, познать которые невозможно, т.е. надо мыслить как можно более далеко. Мыслитель, желающий остаться в строгих рамках опыта и науки, не сможет ответить ни на один из принципиально важных вопросов, которые мы постоянно себе задаем (о жизни и смерти, о бытии и небытии, о Боге и человеке); мало того, он не даст ответа и на те вопросы, которые ставят перед нами сам опыт и наука, вернее, те, которые мы ставим перед собой в связи с опытом и наукой (об их истинности, об условиях их истинности и ее пределах). В этом смысле Шопенгауэр говорил о человеке как о «метафизическом животном» — ведь он удивляется собственному существованию, как и существованию мира и всего сущего («Мир как воля и предстояние», том II, глава 17; тема «удивления» заимствована именно у Аристотеля; «Метафизика», А, 2). С этой точки зрения главным вопросом метафизики, является вопрос о бытии, например в том виде, как его ставит Лейбниц: «Почему скорее есть что-то, чем ничто?» Тот факт, что ответить на этот вопрос невозможно, еще не причина, чтобы вообще им не задаваться, и ничто не освобождает нас от этой необходимости.
Отличия метафизики от диалектики
Результатом двух с половиной тысячелетий развития метафизики стало то, что сформировались два противоположных представления об этой дисциплине. Положительное толкование рассматривает метафизику как ключевую философскую дисциплину, изучающую фундаментальные вопросы философии. С точки зрения негативного представления, метафизика рассматривается как конкурент диалектики, проигрывающий ей по многим позициям. Чтобы прояснить ситуацию, разберёмся, чем метафизика отличается от диалектики.
В современной философии диалектика – это форма и способ теоретического мышления, основанная на поиске противоречий. В более широком смысле диалектика может рассматриваться как теория развития материального мира. Начиная с Гегеля диалектика рассматривается в роли противоположности метафизики, как способа мышления, основанного на других суждениях.
Между диалектикой и метафизикой есть много расхождений. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:
- Диалектика в своих исследованиях пытается увязать старое и новое, тогда как в метафизике новое вытесняет старое.
- В диалектике главными движущими силами считаются противоположности и противоречия. В метафизике для движения необходим внешний импульс, внутренние движущие силы невозможны.
- В диалектике принято считать, что любое развитие идёт по спирали. В метафизике допускаются любые направления развития или даже отсутствие направления.
- С точки зрения диалектики, количественные изменения накапливаются, после чего скачкообразно переходят в качественные. С точки зрения метафизики, они могут переходить друг в друга в любое время, без скачкообразных переходов.
- Метафизика считает, что абсолютную истину можно познать методами чувственного познания одномоментно. С точки зрения диалектики для познания истины требуется продолжительный и целенаправленный процесс.
- В диалектике мышление развивается через триаду «тезис – антитезис – синтез», тогда как в метафизике тезис и антитезис противопоставляются и взаимно исключают друг друга. Таким образом, диалектическое мышление является более гибким.
И метафизика, и диалектика являются направлениями в философии. Отчасти их цели и методы пересекаются, именно поэтому они считаются конкурирующими дисциплинами и противопоставляются друг другу. Был период, когда сторонники диалектики считали, что метафизика окончательно проиграла в этой борьбе, однако впоследствии они вынуждены были отказаться от этой идеи.
Метафизика
Метафизика как противоположность отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость.
В Средние века метафизика выступала как форма оптимального познания, соотносимого со сверхразумным познанием. Вопрос о сущем преобразовался в вопрос «Что есть Бог?».
В Новое время метафизика отделилась от других наук и рассматривалась в качестве методологии.
У Канта – метафизика понимается как априорное познание, у Гегеля – она связана с рассудком (в то время как разум связан с диалектикой).
Диалектика «исправляет» недочеты метафизики, которая не может совладать с противоречиями. Как разновидность метафизики рассматривается догматизм – отрицание принципа развития и отказ связывать правду с условием, временем, местом. Мышление человека диалектично.
Однако в процессе развития философского знания диалектика и метафизика взаимодействуют между собой.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.