Особенности развития русской философии и ее периодизация кратко
Содержание:
- Николай Фёдорович Фёдоров (1829–1903)
- Пётр Яковлевич Чаадаев (1794–1856)
- Постсоветская форма мышления
- Николай Константинович Рерих (1874–1947)
- Основные мыслители
- Третий период – постсоветский (1991 г. – по настоящее время)
- Основоположники русской философии Просвещения
- Западники и славянофилы
- Философия Русского Просвещения
- Специфика Русского Просвещения
- Николай Александрович Бердяев (1874–1948)
- Василий Васильевич Розанов (1856–1919)
- Проблема периодизации русской философии Нового времени
- Западничество и славянофильство как течения русской философской мысли
- Анализ исторических эпизодов
- Особенности развития русской философии и ее периодизация
- Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
- Владимир Ильич Ленин (1870–1924)
- Александр Александрович Зиновьев (1922–2006)
Николай Фёдорович Фёдоров (1829–1903)
«Московский Сократ»
«Если между сынами и отцами существует любовь, то переживание возможно только на условии воскрешения, без отцов сыны жить не могут, а потому они должны жить только для воскрешения отцов, – и в этом только заключается всё».
Николай Фёдорович Фёдоров почти всю свою жизнь проработал скромным библиотекарем. Он жил в каморке, питался хлебом и чаем, а оставшиеся деньги раздавал бедным студентам. Обладая энциклопедическими знаниями, Фёдоров мог посоветовать нужную книгу практически по любой специальности. За скромный образ жизни, глубокий ум и обширнейшие знания его прозвали «Московским Сократом». О его личности и его идеях с восторгом отзывались люди самых различных взглядов, включая Льва Толстого, гордящегося тем, что живёт в одно время с Фёдоровым, и Достоевского.
Фёдоров считается основоположником русского космизма. Его взгляды изложены в книге с говорящим названием «Философия общего дела». Он считал, что главной целью человечества должно быть воскрешение всех когда-либо живших людей.
Своё учение он называл «Новой Пасхой». Причём воскрешение и последующее бессмертие Фёдоров понимал не только в духовном, но и в физическом смысле, на основе научных достижений.
Пётр Яковлевич Чаадаев (1794–1856)
«Басманный философ»
«Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, мы — народ исключительный».
Пётр Яковлевич Чаадаев в молодости был светским человеком, блестящим гвардейским офицером. Знакомством с ним гордился Пушкин и другие самые замечательные люди эпохи. Выйдя в отставку и совершив длительное заграничное путешествие, он переменился и стал вести жизнь, близкую к затворнической.
Большую часть времени Чаадаев проводил в московском доме на Новой Басманной, за что и получил прозвище «Басманный философ».
Публикация его «Философических писем» вызвала гнев Николая I: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного». Чаадаева официально объявили сумасшедшим. Впоследствии врачебный надзор был снят, но при условии, чтобы он «не смел ничего писать». Тем не менее, философ написал «Апологию сумасшедшего», долгое время остававшуюся неопубликованной и после его смерти.
Постсоветская форма мышления
В годы социализма идеология развивалась на основе сочетания сознания и материи, а практическим методом признавалась диалектика. Структура философии делилась на концепцию природы и материализм. Природа в виде объективной реальности рассматривалась как вечное проявление во времени и пространстве. Сознание воспринималось в форме элемента высокоорганизованной материи.
Философия в постсоветский период угодила в ситуацию неясности после снятия идейных запретов коммунистического строя. Получила развитие та часть наследия, которая в результате изоляции советской философией искусственно подавлялась. Стала формироваться и прогрессировать культурология, политология, антропология, религиоведение.
Николай Константинович Рерих (1874–1947)
Русский Махариши
«Сердце бьётся беспрестанно, так же постоянен пульс мысли. Человек или творит, или разрушает. Если мысль есть энергия и она не разлагается, то сколь ответственно человечество за каждую мысль!»
Николай Константинович Рерих в первой половине жизни был известен, в основном, как художник и археолог. Со временем он всё больше интересовался культурой и религией Востока. После встречи с таинственным духовным учителем, которого Рерих называл «Махатмой Востока», он начал создавать своё учение «Агни-Йога». Рерих стал автором пакта о защите культурных ценностей (известного как пакт Рериха), который впоследствии лёг в основу Гаагской конвенции. Последние годы жизни Рерих провёл в Индии, где был глубоко почитаем.
В своих трудах Рерих попытался объединить западные и восточные эзотерические традиции и учения.
В мире идёт постоянная борьба между Иерархией Света и Иерархией Тьмы. Великие философы, основатели религий, духовные учителя – это воплощения иерархов Света.
Основные мыслители
Русское Просвещение
- Василий Татищев (1686–1750)
- Григорий Сковорода (1722–1794)
- Михаил Щербатов (1733–1790)
- Андрей Болотов (1738–1833)
- Александр Радищев (1749–1802)
Славянофилы и почвенничество
- Иван Киреевский (1806–1856)
- Алексей Хомяков (1804–1860)
- Владимир Одоевский (1803–1869)
- Константин Аксаков (1817–1860)
- Юрий Самарин (1819–1876)
- Федор Тютчев (1803–1873)
- Николай Данилевский (1822–1885)
- Николай Страхов (1828–1896)
- Федор Достоевский (1821–1881) религиозный философ-художник (см. Николай Бердяев )
- Константин Победоносцев (1827–1907)
- Константин Леонтьев (1831–1891)
- Иван Ильин (1883–1954)
Русские символисты
- Дмитрий Мережковский (1866–1941)
- Зинаида Гиппиус (1869–1945)
- Валерий Брюсов (1873–1924)
- Константин Бальмонт (1867–1942)
- Макс Волошин (1877–1932)
- Всеволод Мейерхольд (1874–1940)
- Александр Блок (1880–1921)
- Андрей Белый (1880–1934)
- Вячеслав Иванов (1866–1949)
- Иннокентий Анненский (1855–1909)
- Федор Сологуб (1863–1927)
Западники
- Петр Чаадаев (1794–1856)
- Николай Станкевич (1813–1840)
- Виссарион Белинский (1811–1848)
- Александр Герцен (1812–1870) Отец русского социализма
Русские шеллингианцы
- Петр Чаадаев (1794–1856)
- Дмитрий Веневитинов (1805–1827)
- Виссарион Белинский (1811–1848)
- Владимир Соловьев (1853–1900)
Русские позитивисты
- Петр Лаврович Лавров (1823–1900)
- Григорий Вырубов (1843–1913)
- Николай Михайловский (1842–1910)
- Константин Кавелин (1818–1885)
- Николай Коркунов (1853–1904)
Русские махисты
- Владимир Базаров
- Яков Берман
- Александр Богданов (1873–1928)
- Сергей Суворов
- Павел Юшкевич
Русские космисты
Обложка книги Константина Циолковского «Воля Вселенной. Интеллект неизвестен. Разум и страсти» , 1928 г.
Портрет Льва Шестова — Леонид Пастернак, 1910 г.
- Николай Федоров (1829–1903) Н.О. Лосский называет Федорова прежде всего христианским философом.
- Николай Рерих (1874–1947)
- Владимир Вернадский (1863–1945)
- Константин Циолковский (1857–1935)
- Александр Чижевский (1897–1964)
- Эвальд Ильенков (1924-1979)
- Виктор Скумин (1948–)
Анархисты
- Дворянин Михаил Бакунин (1814–1876), входящий также в число теоретиков- материалистов и нигилистов.
- Граф Лев Толстой (1828–1910), которого некоторые считают величайшим из русских романистов.
- Князь Петр Кропоткин (1842–1921), известный как «принц анархист» или «отец анархизма»
Социалисты и марксисты
- Георгий Плеханов (1856–1918) Первый крупный русский мыслитель-марксист.
- Владимир Ленин (1870–1924) Основоположник ленинизма.
- Александра Коллонтай
- Александр Герцен
- Лев Троцкий (1879–1940) Основоположник троцкизма.
- Софья Яновская (1896–1966)
- Александр Зиновьев (1922–2006)
- Эвальд Ильенков (1924–1979)
Христианские философы
Пре- Соловьев
- Памфил Юркевич (1826–1874)
- Отмечается, что Владимир Соловьев (1853–1900) Соловьев создал первую целостную всеобъемлющую систему русской философии .
- Василий Розанов (1856–1919)
- Федор Достоевский (1821–1881) внесен в список также как экзистенциалист.
- Сергей Булгаков (1871–1944)
- Николай Бердяев (1874–1948) внесен в список также как экзистенциалист.
- Граф Лев Толстой (1828–1910) внесен в список величайших романистов и анархистов.
Православные христианские богословы
- Алексей Хомяков (1804–1860)
- Павел Флоренский (1882–1937)
- Владимир Лосский (1903–1958)
- Жорж Флоровский (1893–1979)
- Михаил Помазанский (1888–1988)
- Александр Шмеманн (1921–1983)
- Джон Мейендорф (1926–1992)
Александр Чумаков (1950–)
Третий период – постсоветский (1991 г. – по настоящее время)
Этот период охватывает почти три десятка лет, но сказать, что он сильно отличается от предыдущего пока нельзя из-за отсутствия ярких отличий. Если говорить об отличиях, то можно упомянуть следующие:
В данный период марксистская философия потеряла своё официально-лидирующие позиции. Теперь она не считается той философией, которая единственно верна и научна. Более того, регулярно подвергается критике.
Настоящее время породило интерес современных российских философов к философским идеалистическим учениям. Это особенно становится заметным из-за контраста, который сложился по сравнению с советским временем. Вызывают интерес мистический учения.
Интересен и тот факт, что в данный период ведётся переосмысление всего того философского наследия, которое было запрещено в советский период на основе идеологической проблемы. Сегодня переводятся и издаются тексты важнейших трудов западных и восточных философов. Феноменологии посвящаются научные конференции и монографии
Здесь же стоит упомянуть и экзистенциализм и психоаналитическую философию, которые также привлекают внимание современников
Ещё одна заметная причина – интерес к постмодернизму и проявление его характерных особенностей посредством продвижения идей плюрализма философских учений.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Основоположники русской философии Просвещения
И.В. Киреевский первым дал название русской философии — духовной философии, эта философия отделена и удалена от западной философии своей целью понять духовность человека и человека.
Известно, что Хомяков и Киреевский, которые были почти современниками, в равной степени заложили основу той философской традиции, которую обычно называют славянофильской. Сложно судить о приоритетах того или иного мыслителя в идеях и аргументах. Взгляды этих мыслителей на Просвещение не являются исключением: не следует принимать буквально тот факт, что в 1852 году Киреевский опубликовал статью о Просвещении Европы и России, на которую Хомяков ответил. Он ответил не обзором, а независимой статьей не менее масштабной и качественной. Произведение Хомякова имеет следующее название: «По статье И.В. Киреевского». Речь идет о, и поводом для этого является возможность выразить себя, которую открывает Хомяков. Дело не в том, что Хомяков не согласен с выводами Киреевского, такие разногласия откровенно отмечаются Хомяковым, а, прежде всего, в соглашении, в развитии, разворачивании заявленной темы, которое можно было бы правильно развить только с конгениальностью, способностью относительно оценивать истоки и судьбу Просвещения в Европе и России.
После смерти И.В. Киреевского А.С. Хомяков, в частности, в кратком изложении своей работы, заявил, что «возможно, как никто другой, он понимает шаткость и слабость тех интеллектуальных основ, на которых зиждется вся современная структура европейского образования». Хомякову была близка мысль Киреевского: «Интеллигентность и дихотомия составляют основу всего западного образования. Непорочность и рациональность — суть тех воспитательных принципов, которые по милости Божьей были положены в основу нашей духовной жизни.
Целостность как качество православного мировоззрения, выраженная как в повседневной культуре русского крестьянина, так и в философии тех русских мыслителей, которые твердо придерживались народных традиций культуры, духа священного патриархата, и всего лучшего, что дала греческая философия, — эта целостность была создана давно, она более понятна современному читателю, неоспорима. Информация, опубликованная на сайте Referat Work.ru. Между тем, котировки обходят еще одну многократно отмеченную особенность Русского Просвещения — разум.
Хомяков и Киреевский присвоили тайны немецкой философии, ее развитые категории, в том числе разум и интеллект, как категории, которые по существу противопоставляются.
Отправной точкой рассуждений Хомякова и Киреевского были те значения, которые немецкие философы поместили в категории «разум» и «разум», но русских мыслителей не удовлетворила s?ecular школа философии, и разум стал не столько признаком высших форм теоретического мышления, способных устранить противоречие в высшей категоричности синтеза, сколько признаком гармонии человека и человека, в которой целостность и разум такого существа неразделимы.
И Хомяков, и Киреевский называют разрушительную рациональность разлагающим действием абстрактного разума, отсутствует взаимообмен категорий разума и интеллекта.
Особого внимания заслуживает трехстраничный некролог Хомякова к статье Киреевского «Просвещение». Он считал основную цель статьи непоколебимой, «точкой отсчета для всего будущего развития нашей мысли», и полагал, что достоинства идей Киреевского будут оценены как поворотный пункт в движении русского образования.
I. А. Аксаков, Т. Н. Грановский, Я. Ф. Самарин, Н. Г. Чернышевский ответили на статью Киреевского о просвещении. Одни отвечали с восхищением, другие — скептически, но только работа Хомякова по интенсивности своих размышлений и их доказательству находится на одном уровне со статьей Киреевского. Отдельное рассмотрение невозможно и ошибочно.
Совпадает ли просветление человека с божественным замыслом судьбы человека со своим исторически выверенным путем, или же просветление деформирует собственную национальную традицию.
Западники и славянофилы
В XIX столетии проявилось все многообразие идей, школ и идеологий русской философии – западники и славянофилы, радикалы и либералы, идеалисты и материалисты и т.д.
Позиции, занимаемые известными участниками философских дискуссий того времени (главным образом – западников и славянофилов в первой половине столетия) определили всю специфику проблемы «срединного» положения России, на сегодняшний день до сих пор остаются актуальными споры о самобытности исторического и культурного пути России.
Западники и славянофилы понимали всю критичность ситуации в России относительно ее культуры, Просвещения, модернизации и т.д., однако предлагали разные стратегии решения проблем:
Западники отстаивали индивидуальную свободу и единство на основе рациональности | Славянофилы опирались на почвенническую идеологию и православные представления о божественной природе человека. |
Так, по мнению русского философа В.Соловьёва, «желать своему народу величия и истинного превосходства свойственно каждому человеку, и в этом отношении между славянофилами и западниками вообще не было различия». Западники настаивали лишь на том, что великие преимущества «даром не даются» и России, ради своего же блага и процветания, придется заимствовать европейские методы.
Философия Русского Просвещения
Русская философия 18-19 веков — неотъемлемый элемент национального самосознания русских. Она раскрывает богатство и уникальность русской философской мысли. Его появление и развитие, его функции и основные черты следует искать в динамике российского бытия, в реальных процессах важнейшей эпохи нашего исторического прошлого, в духовной культуре страны.
XVIII век установил важные вехи во всех сферах общественной жизни. Согласно законам о преемственности, они будут долго служить в качестве ориентира для последующих начинаний.
Политическая стратегия была направлена на укрепление абсолютизма и евросоциализацию России. Правовая сфера претерпела огромные изменения. И Петр Великий, и Екатерина II искали и усердно работали над изменением устаревших законов в этой области. Наиболее примечательными явлениями были «Духовные таинства» Петра I, написанные Ф. Прокоповичем, который подчинил религиозную власть светскому, и Екатерининский «Указ».
В экономике, несмотря на постоянное торможение крепостного права, российский рынок формировался на новых основаниях, что имело далеко идущие последствия для страны.
Улучшилась религиозная жизнь. Этому способствовали жесткие меры Петра по ликвидации раскола, учреждение Священного Синода и упразднение патриархата в 1721 году, которые положили конец двойному правлению, подчинив религиозную власть государству. В то же время влияние западной идеологии Просвещения не могло не сказаться на внутренней религиозной жизни. Элементы Просвещения намеренно или непреднамеренно проникли в богословие и философию религии.
Возрождение интеллектуальной жизни особенно заметно в расцвете философской науки. Это процветание принесло России Просвещение, которое было важнейшим идеологическим течением в Западной Европе того времени? Благодаря переориентации страны на западный путь развития, идеи Просвещения проникли в Россию и вполне органично укоренились на русской земле, особенно в среде интеллигенции. Это стало возможным благодаря относительной изоляции философии от религии и ее появлению в качестве самостоятельной системы знаний. Реформы Петра превратили Церковь из машины мировоззрения в один из институтов политической жизни. Она является политической, потому что Церковь, в том состоянии, в котором она оказалась после реформ, была призвана и вынуждена решать в первую очередь политические проблемы своими религиозными средствами. Что касается идеологии, то «пустого места нет»: это место постепенно, можно сказать незаконно (при Екатерине II — полулегально), заняло идеологию Просвещения.
Просветительская философия в это время проявилась в учениях русских философов совершенно разных, порой противоположных направлений.
Одним из основных способов «обойти» богословские догмы был деизм. С одной стороны, это позволило избежать обвинений в атеизме, так как никто официально не отменял православную идеологию, а кроме того, никто не мог отменить сложившуюся систему религиозного образования и многовековые традиции. С другой стороны, у деизма руки свободны для свободной философии. Наиболее ярко это проявилось в творчестве М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева, хотя это часто можно наблюдать в творчестве других философов.
Новые научные и философские идеи петровского времени наиболее ярко проявились в кругу Феофана Прокоповича, в который входили В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, А.М. Черкасский, И.Я. Трубецкой и другие. На встречах кружка оправдывалось примат светской власти над духовной, обсуждалась необходимость отделения науки от религии, обсуждалась идея светской философии, свободной от влияния богословия.
Специфика Русского Просвещения
В борьбе, прежде всего, против феодализма, крепостничества, Русского Просвещения, будучи объективно буржуазным течением, однако, не являлся эксклюзивным представителем одного сословия, класса, социальной группы и особенно страдает от феодализма и крепостных рабочих масс, особенно от наиболее угнетенного крестьянского класса, что также отделяет их от таких относительно близких ему течений, как дворянство и буржуазный либерализм. Русских Просветителей можно даже назвать «крестьянами, крестьянскими демократами» (Чернышевский, Добролюбов), потому что большая часть угнетенного населения России во времена Просветителей была крестьянами. И эти мыслители Просвещения объективно представляли преимущественно крестьянские интересы, но в целом не были «анти-крестьянскими».
Как и французское Просвещение, русский «люмиеризм» является идеализированной формой буржуазного общественного сознания; будучи буржуазным сознанием по своему объективному содержанию, оно имеет суперклассический, в общем-то, человеческий характер. Как и их западные предшественники, русские мыслители Просвещения не понимали причин и условий своего движения, поэтому их цель была утопична и иллюзорна: они мечтали о «империи разума» и всеобщего счастья, но не понимали, что направляются к совершенно иной цели, а именно — к буржуазному порядку.
Взывает к тому или иному русскому просветителю, иногда к к князьям, призывает к «высшим классам» и не только народ, крестьянство — не проявление «греха» личности, а «норма» ее просветленного мировоззрения, поскольку Просветители стремятся представлять не каждый класс, а общечеловеческие интересы. В отличие от западноевропейских школ мысли, Русское Просвещение характеризовалось гораздо более демократичным базовым отношением, поскольку приверженцы идей Просвещения в России вербовались в основном из расовых классов, а люди из других сословий также разделяли социальные взгляды расовых классов.
Для Русского Просвещения 40-60-х годов XIX века. уже не характеризуется теми особенностями «аристократизма» и «элитаризма» в смысле противостояния малообразованным, некультурным слоям общества, которые присутствовали в мировоззрении, скажем, многих французских мыслителей эпохи Просвещения, хотя некоторые элементы такого «аристократизма» и «элитаризма», в том числе и по отношению к некультурным, необразованным крестьянским массам, обнаружили и русские мыслители эпохи Просвещения История русской философии.
Русское Просвещение возникло параллельно со становлением современной Великой русской нации, в процессе формирования русского этноса в народе. Русские просветители были главными вдохновителями нового национального самосознания своего народа, который впервые признал себя органической частью единого человечества. Мыслители эпохи Просвещения, выступавшие за всестороннюю европеизацию России и признававшие примат всего человечества над нацией как ее составной частью, воспитывали русский народ в духе «истинного патриотизма», «национальной идеи», имевшей антифеодальный, антисредневековый характер, в духе всеобщей солидарности.
«Идея человечества, — писал Белинский, — должна быть основой отношений между народами». Единство человечества состоит в том, чтобы подчинить великую идею национальной индивидуальности еще более великой идее человечности. Нации начинают осознавать, что они являются членами великой человеческой семьи, и начинают братски делиться духовными сокровищами своей национальности. Каждый успех одного народа быстро усваивается другими народами, и каждый народ берет у другого главным образом то, что чужд его собственной национальности, а взамен отдает другому то, что является исключительной собственностью его исторической жизни, и что чужд исторической жизни другого. Сейчас только слабые, ограниченные умы могут думать, что успехи человечества вредят успехам нации и что нам нужны китайские стены для защиты нации» Белинский В.Г.
Николай Александрович Бердяев (1874–1948)
Философ свободы
«Знание принудительно, вера свободна».
Николай Александрович Бердяев, выходец из богатой семьи, в молодости придерживался марксистской философии, был близок к революционным кругам и даже оказался в ссылке. Однако затем он вернулся к православию, а направление, которое приняла его философская мысль, можно назвать религиозным экзистенциализмом. После революции, к которой он отнёсся сочувственно, Бердяев был выслан из России на «философском пароходе». За границей он был редактором философского журнала «Путь» и объединял вокруг себя левую христианскую молодёжь, которая, как и он, мечтала о соединении коммунистических и христианских идей. Из-за таких взглядов он разошёлся с большей частью русских эмигрантов. Бердяев многократно номинировался на Нобелевскую премию по литературе, но так её и не получил.
Сам Бердяев называл свою философию «философией свободы».
Согласно его воззрениям, Свобода – проявление первичного хаоса, и над ней не властен даже Бог, сотворивший упорядоченный мир.
Василий Васильевич Розанов (1856–1919)
«Излагатель вечно себя»
«Что бы я ни делал, что бы ни говорил и ни писал, прямо или в особенности косвенно, я говорил и думал, собственно, только о Боге».
Василий Васильевич Розанов – один из самых противоречивых отечественных мыслителей. Он считал, что на каждый предмет нужно иметь 1000 точек зрения, и только тогда можно уловить «координаты действительности». Порой он писал об одном и том же событии под разными псевдонимами с противоположных позиций. Этот на редкость плодовитый писатель и журналист самохарактеризовался как «излагатель вечно себя» и любил описывать мельчайшие движения и колебания своей души.
В своей философии Розанов ставил себя на место «маленького религиозного человека» стоящего перед самыми серьёзными вопросами. Одной из главных тем его размышлений была проблема пола.
Проблема периодизации русской философии Нового времени
Русскую философию Нового времени (XVIII-XXI вв.), в свою очередь, можно разделить на несколько других периодов (Схема 193). И в решении этого вопроса тоже возможны разные подходы. Таким образом, если следовать периодизации западной философии, то можно различить «философию Просвещения» (в России она охватывает период с середины XVIII по начало XIX века) и «современную философию» (с 1830-х гг. по настоящее время).
Не вызывает особых споров, была ли эпоха философии Просвещения установлена в России. Единственное, что здесь можно отметить — это ее несколько более позднее начало в России по сравнению с Западной Европой (где эта эпоха начинается с конца 17 века) и ее окончание не в конце 18 века, как во Франции, а в начале 19 века — как в Германии, Испании и ряде других европейских стран. Однако в России возможны различные подходы к периодизации «современной философии». По общественно-политическим причинам, оказавшим значительное влияние на развитие культуры и философии, в истории русской культуры четко выделяются три периода:
- Культура девятнадцатого — начала двадцатого веков, разделенная, в свою очередь, на «золотой век» (примерно с 1830-х годов до конца девятнадцатого века) и «серебряный век» (1900-1917 годы);
- Культура советского периода — 1917-1991 (до сих пор необходимо различать русско-советскую культуру и культуру русского зарубежья).
- Культура постсоветского периода (1991 — настоящее время, т.е. начало XXI века).
Однако российская философия «современного периода» не очень хорошо вписывается в эти временные рамки общего развития русской культуры в силу внутренних закономерностей развития. В истории русской философии девятнадцатого и двадцатого веков выделяются два основных периода: философия девятнадцатого века и философия двадцатого века. В этом отношении 1900 год показывает четкую границу между ними, но не столько из-за круглой даты, сколько потому, что это дата смерти В. С. Соловьева, величайшего философа XIX века.
В течение этих двух периодов возможна также дальнейшая фрагментация. В философии XIX века можно выделить два периода: первый и второй.Философия первой половины XIX века: точнее датировать начало этого периода 1836 годом. Точнее, начало этого периода можно датировать 1836 годом (когда была опубликована первая из «Философских писем» Чаадаева), то есть серединой XIX века. (ориентировочно, 1850).
Философия второй половины XIX века: примерно с 1850 по 1900 год.
В философии двадцатого века выделяются три периода:
- с 1900 по 1917 год, то есть до Октябрьской революции;
- с 1917 по 1991 год (с Октябрьской революции до распада СССР («советский период»).
- с 1991 года по настоящее время («постсоветский период»),
Философию 19 века, или, по крайней мере, второй половины 19 века, вполне можно назвать «золотым веком русской философии», а период с 1900 по 1917 год — «серебряным веком русской философии». — Серебряный век русской философии». Кроме того, следует отметить, что в «советскую эпоху» следует различать собственно советскую философию (развитую в СССР до 1991 года) и философию русского зарубежья (развитую в эмиграции примерно до середины ХХ века).
Западничество и славянофильство как течения русской философской мысли
Термины «славянофилизм» и «вестернизм» относятся к противоположным течениям общественной жизни в соответствии с пониманием места России в мировой истории. Славянофилизм — это движение русской общественной и философской мысли, возникшее в 1830-1850-е годы, представители которого считали, что у России есть свой оригинальный путь исторического развития, принципиально отличный от западноевропейского, а также спасительная роль православия. Вестернизация — развитое в 1830-1850-е годы направление русской общественно-философской мысли, представители которого, признавая единство человечества и универсальные законы его развития, связывали развитие России с освоением исторических достижений ведущих европейских стран. Они видели в Европе носителя высшей культуры.
Главная проблема, вокруг которой развернулись дискуссии, может быть сформулирована следующим образом: «Является ли исторический путь России аналогичным пути Европы, а особенность России заключается только в ее отсталости, или же Россия имеет особый путь, а ее культура принадлежит к другому типу? Славянофил в своей трактовке русской истории исходил из православия как начала русской национальной жизни и подчеркивал своеобразие России, а западник исходил из идей европейского Просвещения с его культом разума и прогресса. Они утверждали, что есть только один путь прогресса — европейский, и поэтому европейский путь развития неизбежен для России.
Именно потому, что аргументы западников и славянофилов были взяты из русской жизни, они были очень далеки от академических стандартов философского знания. Философские идеи возникали, среди прочего, в форме литературно-критических или журналистских статей, частных писем, публичных лекций и дискуссий в литературных салонах. Русская философия в то время находилась на уровне философской журналистики. Вестернизм. Представителями вестернизма были Петр Яковлевич Чадаев (1794-1856), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), Тимофей Николаевич Грановский (1813-1840), Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) и другие деятели русской культуры.
Вопрос о месте и роли России в мировой истории и смысле ее существования был впервые четко сформулирован П. Чадаевым в его «Философских письмах», который, несмотря на свою идеологическую принадлежность к западной ориентации русской мысли, не мог быть отнесен ни к какому общественному течению и остался в одиночестве в своих поисках. Его концепция истории имела ярко выраженный евроцентристский характер.
Анализ исторических эпизодов
Анализируя исторические эпизоды, в том числе и поведение русского народа в различных ситуациях, А.С. Хомяков пишет: «…закон любви взаимно пронизывал или мог пронизывать отношения всех людей друг с другом: по крайней мере, они не признавали никакого закона против него, хотя часто увлекались страстями или личными выгодами…». Исправление этих страстей, конечно же, Хомяков видел не в еще лучшем овладении юридическими законами, а в способах нравственного, духовного, достигаемого через совершенствование духовного просветления. Без нравственного закона человек вообще не может стать человеком.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Априорное и апостериорное
- Русский космизм и «вселенский пессимизм» А. Шопенгауэра
- Экзегетический метод Филона Александрийского
- Единство материального и духовного производства
- Роль сциентизма в культуре XX века
- Идея цикличности истории в европейской социальной сфере философии
- Неопозитивизм — современная философия
- Свобода и ответственность личности
- Субстанциональный подход как философская методология структурного анализа общества
- Значение философии в жизни человека
Особенности развития русской философии и ее периодизация
Тест на ЕГЭ часто включает вопросы о периодике развития русской философской мысли. До сих пор ученые спорят о том, когда впервые зародилась наука. Изначально большое значение сыграла зарубежная философия. Со временем русские мыслители стали развивать собственные школы. По некоторым данным, зарождение направления приходится на период первого тысячелетия нашей эры. Тренировочный вариант составления периодики выглядит следующим образом:
10-11 века – Средневековая Русь. В государстве было принято христианство, народу пришлось бороться с татаро-монгольским игом. Проведена централизация в Московском государстве. Это послужило толчком для рассуждения о переменах, отношениях к религии;
18 век – эпоха Просвещения. Время важных экономических, политических событий в стране. Наука, художественная отрасль развиваются, появляется народное образование. Большое влияние оказывает культура Запада. В этот период большое значение в философии имею труды Ломоносова;
19 век – классика. Формирование классической русской философии отражается на общественном духе. Формируется самостоятельная наука, вызывающая интерес и стимулирующая людей развиваться, мыслить;
20 век
Философская мысль становится важной частью жизни общества, создаются новые школы, трансформируется мировоззрение, восприятие науки.
Лев Николаевич Толстой (1828–1910)
Непротивленец
«Будь добрым и не противодействуй злу насилием».
Льва Николаевича Толстого, величайшего русского писателя, философские вопросы занимали всю жизнь. Со временем он практически отказался от литературного творчества и посвятил себя разрешению моральных и религиозных вопросов. В результате возникло новое учение, толстовство. Сам Толстой полагал, что очищает таким образом христианство от исторических искажений и противопоставлял моральное учение Христа официальной религии. Его взгляды приводили к конфликтам со светскими и духовными властями и закончились отлучением от церкви.
В конце жизни Толстой предпринял попытку жить в полном согласии со своим учением и тайно ушёл из дома, но вскоре умер.
Владимир Ильич Ленин (1870–1924)
Философ – практик
«Человеческое мышление по природе своей способно давать и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин».
Нет смысла подробно останавливаться на биографии Владимира Ильича Ульянова (Ленина), она всем известна. Стоит только заметить, что он был не только революционером и государственным деятелем, но и крупным философом, а его деятельность вытекала из его философских взглядов.
Основа философии Ленина – диалектический материализм. Все наши знания – отражение реальной действительности разной степени достоверности, а естественные науки и философия – неразрывно связаны. Марксизм, по его мнению, «законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма».
Главная тема его философских трудов – переход от одной исторической формации к другой и возможность построения справедливого коммунистического общества.
Александр Александрович Зиновьев (1922–2006)
Вечный диссидент
«Нам нужна мечта, надежда, утопия. Утопия – это великое открытие. Если люди не изобретут новую, на первый взгляд никому не нужную утопию, то они не выживут в качестве людей».
Александр Александрович Зиновьев был диссидентом с юных лет. Ещё студентом он вступил в антисталинскую подпольную организацию и чудом избежал ареста. Впоследствии, уже в бытность известным логиком и философом, он опубликовал на Западе сатирическую книгу «Зияющие высоты», высмеивающую советский строй, и вынужден был покинуть СССР. Оказавшись за границей, Зиновьев вскоре разочаровался в западных ценностях и стал критиковать капитализм, потребительское общество и глобализацию не менее резко, чем в своё время социализм. Он очень тяжело переживал процессы, которые стали происходить в нашей стране после перестройки, и видел в них, отчасти, и вину диссидентов: «Метили в коммунизм, а попали в Россию». В конце жизни Зиновьев вернулся на Родину, посчитав, что не может «находиться в лагере тех, кто уничтожает мой народ и мою страну».