Вдохновляющие труды философии гегеля

Диалектика Гегеля как мировоззрение и метод

Выдающимся представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его философия является высшим достижением немецкой классической философии. Будущий философ родился в Штутгарте в семье высокопоставленного чиновника и получил университетское образование. После защиты докторской диссертации в 1801 году он начал преподавать в университете. Его биография бедна внешними событиями. Профессор, ректор Берлинского университета обожал философию. Для Гегеля философия была всем. «Я знаю много прекрасных наук, но я не знаю более прекрасной науки, чем философия», — говорил Гегель.

Место, где преподавал Гегель (а он работал в нескольких университетах Германии), было мировым философским центром. У него было много учеников. Профессор читал лекции своеобразно: слушатели как будто участвовали в рождении идей, хотя говорил он без эмоций, медленно, мучительно, с трудом подбирая слова. Студенты называли его «деревянным Гегелем», вероятно, потому, что слушать его лекции было сущим испытанием. Но те, у кого хватало терпения, были потрясены глубокой работой теоретической мысли. Самое поразительное в биографии Гегеля — это взросление великого мыслителя в том, кто поначалу был более чем обычным молодым человеком. Титаническая работа мысли даже изменила его лицо. Блестяще одаренный и энциклопедически образованный немецкий ученый создал грандиозную философскую доктрину. Важнейшие из его работ — «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и другие. Гегель дожил всего до 61 года. Эпидемия холеры сократила его жизнь. Он оставил большое интеллектуальное наследие. Впервые в истории философии Гегелю удалось представить весь природный, исторический и духовный мир как процесс, то есть в непрерывном движении и изменении. Он развил диалектику, и это его величайшая заслуга.

Сердце философского учения Гегеля — абсолютная идея. Он считал ее главной. Эта идея не находится в уме человека, но существует до человека, до мира. Она объективна. и является символом Бога, но выраженным на философском языке. Бог для Гегеля — это философский разум. Разум, таким образом, является не специфическим свойством человека, а первоосновой мира. Более того, философ имеет в виду не мыслительную деятельность того или иного человека, и даже не мышление всех людей вместе взятых, а некое «чистое мышление», которое существует до природы, до людей, и предстает в виде «абсолютной идеи», всеобщего. Вне его ничего не существует Все, что реально существует в мире, является результатом творения абсолютной идеи, мирового разума. История мира — это движение абсолютной Идеи, ее различных проявлений и воплощений.

Гегель — объективный идеалист. Он делает разум солнцем вселенной и заставляет всю вселенную вращаться вокруг него. Ни одна эпоха, ни одна философия не возносила разум так высоко. Но в отличие от других представителей этого направления, его философские взгляды пронизаны идеей развития. Под взглядом гегелевской диалектики все статичное стало подвижным, все неизменное — изменчивым, все застывшее — текучим

Идеалистическая диалектика Гегеля

Кульминацией немецкой классической философии является диалектика Гегеля (1770-1831). «Эта новейшая немецкая философия нашла свое завершение в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил природный, исторический и духовный мир как процесс, то есть в непрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии», — писал Ф. Энгельс. Гегель называл свою философию «абсолютным идеализмом», целью которого является постижение всего природного и духовного мира через единое понятие. Отправной точкой является абсолютная идея (мышление, разум). Согласно Гегелю, мышление — это не только субъективная человеческая деятельность, но и объективное, независимое от человека начало всего сущего. Мышление находится в самом мире как его внутреннее содержание, проявляясь во всем многообразии явлений действительности.

В процессе своего саморазвития «абсолютная идея» проходит три стадии.Первый этап — логический; Идея лежит в «доприродном» бытии. Гегель делит логику на три части: учения о бытии, сущности и понятии. Быт включает в себя:

1) Качество (уверенность);2) количество (величина);3) мера (синтез качественной и количественной определенности).

Давайте теперь более подробно рассмотрим эти три важные философские категории.Качество — это неизменная определенность существующей вещи (совокупность свойств); оно связано с фактом существования самой вещи.Количество — это изменяющаяся определенность существующей вещи. Она выражается в числах и величинах. В экономике количественные показатели — валовые, качественные — конкурентоспособность продукции на рынке.Мера — единство качества и количества, когда определенное качество обязательно связано с определенным количеством.Главное в гегелевской Wesenslehre — положение противоречия как внутреннего источника движения и развития.

Развитие понятий идет от абстрактного к конкретному. Понятие, суждение и умозаключение составляют единство таких категорий, как общее, особенное и единичное. Но это единство присуще реальным вещам. Согласно Гегелю, вещи вторичны и являются отражением понятий.

Второй этап в развитии идеи — в «философии природы» Гегель утверждал, что природа развивается только в пространстве, во времени она не способна к развитию. Основой всей реальности в природе и обществе философ считал мыслящий, но безличный мировой дух, по сравнению с которым природа вторична и производна от него. Основными формами природного бытия являются механика, физика и органика. Материя и движение неразделимы. Переход от неживого к живому — это завершение естественного процесса.

Третьим этапом саморазвития Идеи является философия разума. На этом этапе «абсолютная идея» отрицает природу, и развитие происходит в области человеческой мысли. Философия разума — это и субъективный разум (человеческое сознание), и объективный разум, понятие, включающее моральные и правовые отношения. К последним Гегель относит семью, гражданское общество (экономические отношения) и государство. И здесь философ идет не от экономических отношений к государству, а наоборот.

Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — крупнейший представитель немецкого классического идеализма, создатель систематизированной теории диалектики, автор многочисленных философских трудов: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.

В основе философии Гегеля лежит принцип тождества мышления и бытия: «все действительное разумно, все разумное действительно»: мир разумен по своей сути, поскольку все в нем является воплощением мирового разума. В центре философской системы Гегеля оказывается процесс саморазвития «Абсолютной идеи» («Weltgeist», «Weltverstand») — основы и сущности бытия. Абсолютная идея находится в постоянном развитии, это «философствующий» разум, стремящийся к самопознанию и достигающий своей цели в самой совершенной философии (в философии самого Гегеля, как он думал).

1) развитие Абсолютной идеи в сфере «чистой мысли», («чистого бытия» (до возникновения мира и человека), где она раскрывает свое содержание в системе категорий диалектики — «науки логики»;

2) развитие Идеи в форме ее «инаковости», т.е. в форме объективных, материальных явлений природы (от механических процессов до происхождения жизни и человека); причем сама природа, по Гегелю, не развивается, а отражает лишь саморазвитие логических категорий, составляющих ее духовную сущность — «философия природы».

3) развитие абсолютной идеи в человеческой мысли и в историческом процессе, где абсолютная идея, вернувшись из природы в сферу мышления, реализует свое содержание в различных формах человеческой деятельности и общественного сознания (в правовых, политических, нравственных идеях; в искусстве, религии, философии) — «философия разума».

Искусство, религия и философия — это высшие формы самосознания «Абсолютного Духа», в котором завершается мировая история, а сама человеческая история рассматривается как «процесс духа в сознании свободы».

Величайшим достижением Гегеля является создание системы идеалистической диалектики — диалектики идеи мира как первоосновы и источника всего существующего. Он был первым философом нового времени, который предложил подробную критику преобладающего метафизического (догматического) метода в науке и философии, противопоставив его диалектическому методу.

Гегель первым сформулировал основные принципы диалектического мировоззрения: принцип развития и принцип всеобщей связи явлений. Он показал внутреннюю противоречивость, взаимопроникновение и переходы таких парных категорий, как сущность и явление («сущность есть, явление существенно»), форма и содержание («форма существенна, содержание сформировано») и т.д.

Помимо обобщенного диалектического анализа принципов и всех важнейших категорий диалектики, Гегель на идеалистической основе сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания (названия законам дали последователи гегельянства).

Продемонстрировав общий характер закона перехода количественных изменений в качественные, Гегель заявил, что предметы или явления могут изменяться количественно (уменьшаться или увеличиваться), но если эти изменения происходят в пределах меры, свойственной каждому предмету или явлению, то качество остается прежним. Когда изменение превышает пределы меры (например, нагрев воды до 100 градусов), это приводит к изменению качества (вода становится паром). Таким образом, этот закон раскрывает внутренний механизм развития. Он показывает, что развитие представляет собой единство эволюционных (постепенных, количественных) и «революционных» (качественных, внезапных) изменений.

Философия Гегеля

Знаменитый философ родился в Штутгарте, в одной из южных областей Германии. Гегель достаточно молодым человеком застает Великую французскую революцию. Чуть позже он восхищается харизматичным политическим лидером — Наполеоном Бонапартом. Для Гегеля эти события стали по-настоящему знаковыми. И революция, и лицезрение великого полководца оказали на его мировоззрение и его философию огромное влияние. Безусловно, Гегель – дитя своего времени. То есть это человек, который живет в ситуации века Просвещения, который начинает собственную творческую карьеру в рамках анализа, изучения известнейших на тот момент концепций двух великих философов — Канта и Фихте. Гегель, естественно, не мог оторваться от той традиции, в рамках которой жили и действовали его предшественники.

Издания русских переводов сочинений Гегеля

  • Гегель. Курс эстетики или наука изящного. — СПб., 1847 (Части 1-2 в 2 т.); Москва, 1859-60 (Часть 3 в 3 т.). Третья часть переиздана в Москве в 1869. Перевод В. А. Модестова.
  • Гегель. Энциклопедия философских наук в кратком очерке. — Москва, 1861—1868. Перевод В. П. Чижова.
  • Гегель. Феноменология Духа. — СПб., 1913. Перевод под редакцией Э. Л. Радлова.
  • Гегель. Наука логики. — СПб., 1916. Перевод Н. Г. Дебольского. Переиздана в 1929.
  • Гегель. Философская пропедевтика. — Москва, 1927. Перевод С. Васильева.
  • Гегель. Сочинения в 14 томах. 1929—1959.:

Т. 1-3, Энциклопедия философских наук, перевод Б. Г. Столпнера, и др.

Т. 4, Феноменология Духа, перевод Г. Г. Шпета.

Т. 5-6, Наука логики, перевод Б. Г. Столпнера.

Т. 7, Философия Права, перевод Б. Г. Столпнера.

Т. 8, Философия истории, перевод А. М. Водена.

Т. 9-11, Лекции по истории философии, перевод Б. Г. Столпнера.

Т. 12-14, Лекции по Эстетике, перевод Б. Г. Столпнера, П. С. Попова.

  • Гегель. Эстетика: в 4 т. — М.: Искусство, 1968—1973. (на основе перевода Б. Г. Столпнера и П. С. Попова).
  • Ряд переводов из Собрания сочинений в 14 томах был переиздан издательством «Мысль» в серии «Философское наследие» с небольшими изменениями. Также были впервые переведены и изданы «Философия религии» и двухтомник «Работы разных лет»:

Гегель. Работы разных лет: в 2 т. — М.: Мысль, 1970—1971. — (Философское наследие).

Гегель. Наука логики: в 3 т. — М.: Мысль, 1970—1972. — (Философское наследие).

Гегель. Энциклопедия философских наук: в 3 т. — М.: Мысль, 1974—1977. — (Философское наследие).

Гегель. Философия религии: в 2 т. — М.: Мысль, 1975—1977. — (Философское наследие).

Гегель. Философия права. — М.: Мысль, 1990. — (Философское наследие).

  • Гегель. Политические произведения. — М.: Наука, 1978. — (Памятники философской мысли).
  • Гегель. Различие между системами философии Фихте и Шеллинга. — Калининград, 1988—1990. — (Кантовский сборник, выпуски 13-15).
  • Ряд переводов из Собрания сочинений в 14 томах был переиздан издательством «Наука» в серии «Слово о сущем»:

Гегель. Феноменология духа (Репринтное воспроизведение издания 1959 г. Вступ. статья К. А. Сергеева и Я. А. Слинина). — СПб.: Наука, 1992. — (Слово о сущем)— ISBN 5-02-028167-0. Переиздана в 2006.

Гегель. Лекции по истории философии. — СПб.: Наука, 1993—1994. — (Слово о сущем). Переизданы в 2006.

Гегель. Лекции по философии истории. — СПб.: Наука, 1993. — (Слово о сущем). Переизданы в 2005.

Гегель. Наука логики. — СПб.: Наука, 1997. — (Слово о сущем). Переиздана в 2005.

Гегель. Лекции по эстетике. — СПб.: Наука, 1999. — (Слово о сущем). Переизданы в 2007.

  • Гегель. Феноменология духа. — М.: Наука, 2000. — (Памятники философской мысли).
  • Переиздания последних лет:

Гегель. Феноменология Духа. Философия истории. — М.: Эксмо, 2007. — 880 с. — (Антология мысли) — ISBN 978-5-699-23516-2.

Гегель. Философия религии. В 2-х томах. — М.: РОССПЭН, 2007. — (Книга света) — ISBN 978-5-8243-0863-1, ISBN 978-5-8243-0859-4, ISBN 978-5-8243-0861-7.

Гегель. Философия права. — М.: Мир книги, 2007. — 464 с. — (Великие мыслители). — ISBN 978-5-486-01240-2.

Гегель. Феноменология духа. (Вступ. статьяи комментарий Ю.Р. Селиванова). — Москва: Академический Проект, 2008. — 767 с. — (Философские технологии: философия). — ISBN 978-5-8291-1050-5.

Диалектика Гегеля – кратко

Абсолютная идея, осуществляющаяся в мире, не есть неподвижная, покоящаяся субстанция, а есть начало вечно живое и развивающееся. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса. Если хотят Бога называть абсолютным существом, то, по мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует». Философия есть изображение этого движения мысли, Бога и мира, она есть система органически связанных и необходимо одно из другого развивающихся понятий. Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни. Все действительное полно противоречия и, тем не менее, разумно. Противоречие не есть что либо неразумное, останавливающее мысль, но побуждение к дальнейшему мышлению. Его не надо уничтожать, а «снимать», т. е. сохранять, как отрицаемое, в высшем понятии. Противоречащие друг другу понятия мыслятся вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют только моменты. Воспринятые в высшее понятие, противоречивые прежде понятия посредством диалектики дополняют одно другое. Их противоречивость побеждена. Но новое высшее понятие в свою очередь оказывается противоречащим другому понятию и эта противоречивость опять должна быть преодолена согласованием в высшем понятии и т. д – в этом и состоит суть диалектики Гегеля. Каждое отдельное понятие односторонне, представляет лишь частицу истины. Оно нуждается в дополнении своей противоположностью, после соединения с которой, образует высшее понятие, более приближающееся к истине. По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис – антитезис – синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода. Самый широкий пример этой триады – идея, природа, дух – дает метод для деления философской системы Гегеля на три главные составные части. И каждая из них, в свою очередь, строится внутри себя на том же основании.

Научная деятельность

Гегель, как человек, воспитанный в традициях благочестивой немецкой семьи, был скромным молодым человеком и не помышлял в юности об известности и славе. Он накапливал знания, изучал труды философов античности, интересовался идеями Канта и Руссо.

Защитив магистерскую диссертацию по философии, последние три годы учебы посвятил богословию и теологии. Результатом стали работы по изучению христианства с точки зрения философии. Эти рукописи вышли в свет только в 20-м веке.

На разработку своей философской системы Гегеля сподвигло несогласие с идеями Канта, который указывал на чистоту разума, как инструмент познания мира без привлечения чувств и опыта. Гегель же считал, что только благодаря опытному познанию возможно понять суть вещей. В труде «Наука логики» философ раскрывает свою систему, получившую название диалектики.

«Гегель и Наполеон в Йене» (иллюстрация из журнала Harper’s Magazine, 1895 г.)

Ученый утверждал, что каждый предмет содержит в себе противоположность и единение, что ведет сознание на более высокие ступени познания мира и самого себя, а закон перехода количества в качество есть непременное условие достижения высот в развитии. Диалектика также включает в себя ряд других законов, например, двойного отрицания, который характеризуется признанием наличия низшей формы в форме более высокой. Еще один закон диалектики рассматривает единство и борьбу противоположностей, что есть непременное условие самопознания и познания окружающего мира.

Гегель в своих трудах указывал, что законы диалектики необходимо применять для лучшего понимания событий, их природы и сущности. Разрабатывались они именно для этого.

Также ученый большое значение придавал абсолютной идее, считая, что она есть толчок к развитию человека и мироздания в целом. Абсолютная идея накапливает в себе опыт и наследие человечества. При познании себя и мироздания вокруг человек пользуется этой идеей для построения своей картины мировоззрения. Абсолютная идея не статична, она постоянно развивается и эволюционирует, двигаясь к конкретному от абстрактного, повторяя этот путь каждый раз и накапливая на этом пути новые возможности познания.

Система философских взглядов, которую на протяжении своей жизни разрабатывал немецкий философ, находит и по сей день как своих приверженцев, так и тех, кто с нею не согласен. Но несомненным является тот факт, что Гегель совершил значительный вклад в развитие мировой философской мысли, закон о единстве и борьбе противоположностей вообще является двигателем прогресса, без него невозможно движение вперед

При этом немецкий философ утверждает, что поспешные выводы не всегда правильны, а для принятии верного решения нужно рассматривать вопрос, раскладывая его на части и стремясь к познанию действительно важного

Абсолютная идея,

основная категория
философии Гегеля, обозначающая универсум
в его полноте, безусловную, конкретную
и личностную всеобщность (т. е. субстанцию
и субъект одновременно). А. и. своим
содержанием имеет процесс своего же
собственного раскрытия в виде последоват.
движения от абстрактно-общих определений
к определениям, обогащённым конкретным
содержанием, причём каждая ступень
процесса представляет собой полагание
определённости, её раскол на противоречащие
смысловые полюса и «снятие» противоречия
в общности более высокого типа. Первым
этапом раскрытия А. и. является логика
или, по Гегелю, изображение бога в его
вечной сущности. Разворачивая своё
содержание от первой категории (бытие)
до последней (А. и.), логика оказывается
абсолютно-конкретным единством всех
категорий, т. е. живой истиной, осуществлённой
в системе несливающихся, но органически
соединённых смыслов. А. и. как завершение
логики — это единство идеи жизни
(практич. идеи) и идеи познания (теоретнч.
идеи), данное в форме понятия, постигающего
себя. Гегель считает, что в этом смысле
А. и. тождественна аристотелевскому
учению о нусе (уме), мыслящем самого
себя. Второй этап самодвижения А. и.—
природа, т. е. «отпустившая» себя в
инобытие, растворившаяся в чужом А. и.
Раскрывая содержание в «ином», к-рое
положено ею самой, А. и. по ступеням
природы восходит к духу и возвращается
к единству с собой. Дух — третья и
последняя стадия раскрытия А. и.—
проходит этапы субъективного духа,
объективного духа и абсолютного духа,
реализуя окончат, соединение единичного
со всеобщим и воплощая полноту А. и.

см. к
ст. Гегель.

Абсолютная истина, см. В ст. Истина. Абсолютное и относительное,

категории
материалистич. диалектики. Абсолютное
— безусловное, само по себе сущее,
несотворимое, вечное, всеобщее (в этом
смысле абсолютна материя). Относительное
(релятивное) — условное, зависящее от
тех или иных условий и, следовательно,
преходящее, временное. Понятия А. и о.
первоначально толковались как выражение
единства и противоположности мира
видимых преходящих явлений и его скрытой
непреходящей основы. Абсолютное в
др.-греч. философии определялось как
сторона совершенства, завершённости,
самодостаточности сущего и выражалось
в понятиях «по природе», «в чистом виде»,
«само по себе».

У Аристотеля
относительное выступает как нечто,
зависящее от другого или относящееся
к другому.

В ср.-век. философии
господствовало религ. толкование
абсолютного как «божественного»,
противостоящего относительному —
«земному», «мирскому». В философии
нового времени (в особенности в нем.
классич. идеализме) выделяются различные
аспекты А. и о., к-рые раскрываются в
системе категорий «в себе», «для другого»,
«для себя», «само по себе» и т. п. В целом
для метафизики характерен отрыв
абсолютного от относительного. Релятивизм
исходит из понимания относительного
только как релятивного, исключающего
момент абсолютности. Различным формам
абсолютного идеализма присуща трактовка
абсолютного в отрыве от его противоположного
момента релятивности; абсолютное
понимается в качестве самодовлеющей
сущности — абсолюта. С т. зр. материалистич.
диалектики противоположность А. и о. не
исключает, а предполагает их единство.
С одной стороны, абсолютное включает в
себя момент относительности, реализуется
в относительном и через относительное.
Формой этой реализации выступает
бесконечное как выражение неисчерпаемости
абсолютного. Диалектич. анализ абсолютного
вскрывает относит, моменты в его
структуре, обнаруживает абсолютное как
полноту и завершённость суммы относит,
моментов и тем самым характеризует
данное абсолютное как относительно
абсолютное. Так, абсолютность материи
реально раскрывается посредством
бесконечности её преходящих, относит,
форм существования. С др. стороны, в
относительном (релятивном) есть абсолютное
как момент самостоятельности и как
сторона перехода, движения к безусловному,
непреложному. Об абсолютной и относительной
истине
см. в ст. Истина.

Маркс
К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Л е н и н В.
И., ПСС, т. 18; X ютт В. П., Категории «А.» и
«о.» в историко-филос. освещении, «Уч.
зап. Тартуского гос. ун-та. Тр. по философии.
8», 1965, в. 165; Левин Г. Д., Категории «А.» и
«о.» в совр. науч. познании, «ФН», 1980, №
5; А в а л и а н и С. Ш., А. и о., Тб., 1980.

Философия и наука

Полученное образование позволяло Гегелю стать священником, однако он так и не захотел связывать свою жизнь с религией. Очевидно это объяснялось его антипатией к церкви, которая начала у него проявляться еще в студенческие годы биографии.

Вместо этого, Гегель занялся репетиторством, давая частные уроки детям богатых немцев. Такая работа позволяла ему иметь достаточно много свободного времени, которое он посвящал научным поискам и написанию собственных книг.

После смерти отца в 1799 г. Гегель унаследовал от него небольшое наследство, после чего решил приступить к академической преподавательской службе. Позднее он начал читать лекции в Йенском университете, а также стал автором известного труда «Феноменология духа» (1806).

Начало основополагающих идей Гегеля лежит в творчестве Канта, который считается родоначальником идеализма. При этом философия Гегеля со временем отошла от воззрений Канта, сформировавшись в отдельное учение.

В философии Гегеля значительную роль играет диалектика. Суть абсолютной идеи разума состоит в том, что реальность следует понимать рационально, так как рациональна сама Вселенная. При этом реальностью в абсолюте выступает разум, находящий свое отражение в мире.

Диалектика Гегеля представляет собой бесконечную смену тезиса антитезисом. По его словам, любой тезис в конечном результате становится антитезисом, но на этом процесс не оканчивается, поскольку на следующей стадии происходит синтез 2-х противоположностей.

Бытие Гегель разделяет на 3 ступени: бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. Подобная концепция приемлема к понятию духа и разума. Являясь вначале духом в себе, расширяясь в пространстве, становится бытием для себя – природой.

В свою очередь природа обретает возможность развиваться в сознании, и тоже проходит 3 ступени. Аналогичный способ разделения на 3 стадии применяется Гегелем и в системе философии. Логика – наука о духе в себе; философия природы – наука о духе для себя; и самостоятельная философия духа.

Отдельного внимания заслуживают философские идеи Гегеля в сферах этики, государственного устройства и философии истории. Государство он считал наивысшим показателем духа, сверхидеей, получившей воплощение на земле, то, что дух сотворил для себя. При этом он уточнял, что таким государством может быть лишь идеальное.

Объективная реальность наполнена как хорошими, так и дурными государствами. Согласно Гегелю, история по своей сущности является наукой разума – события проистекают по определенным законам разума. Законы могут выглядеть зверскими и несправедливыми, но о их нельзя судить по стандартным меркам.

Это объясняется тем, что законы преследуют цели мирового духа, которые могут долгое время оставаться недоступными для понимания обществу. Позднее, учение плавно становится официальной философией государства. Воззрения Гегеля заинтересовали многих его коллег и прочих образованных людей.

Гегель наблюдает за проездом Наполеона по Йене

Это привело к тому, что книги мыслителя стали публиковаться большими тиражами, а его идеи изучаться в высших учебных заведениях. В разные годы биографии Гегель подвергался критике со стороны видных деятелей, среди которых Артур Шопенгауэр, Бертран Рассел, Карл Маркс, Владимир Соловьев, Фридрих Ницше и др.

Интересен факт, что Шопенгауэр открыто обвинял Гегеля в шарлатанстве, а его идеи называл абстрактными и бессмысленными. Более того, личность Гегеля он расценивал, «как позор немецкой философии».

Заключение

В завершение, хотелось бы сказать, что хоть гегелевская система довольно сложна для понимания, лежащая в её основе тройственная структура несомненно достойна рассмотрения. В основе его философской системы лежит единство и в то же время борьба противоположностей, без которой никакое развитие не представляется возможным. Подобный конфликт, конечно не делает нашу жизнь проще, но именно благодаря ему возможен переход на более высокие уровни развития.

В философии Гегеля много спорных моментов, в том числе сама его метафизическая система, однако истинной задачей философии Гегеля было научить нас не принимать поспешных решений и стремиться к конкретному знанию о том, что нам действительно важно. А также раскладывать любой интересующий нас вопрос на составные части

Желательно на 3, как сам Гегель любил это делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector