Ницшефридрих

Болезни и ранний уход на пенсию

Проблемы со здоровьем сопровождали Фридриха Ницше с молодости. По наследству ему досталась слабая нервная система. В 18 лет у него начались сильные головные боли. Травма во время первого срока армейской службы и дифтерия, которой он заразился на войне, привели окончательному разрушению его организма. В 30 лет он почти ослеп, его мучали страшные головные боли. Ницше лечился опиатами, что привело к серьезным расстройствам пищеварения. В итоге, в 1879 году, будучи еще совсем молодым, Ницше уходит на пенсию по состоянию здоровья. Пенсию ему платил университет. Весь остаток жизни Ницше боролся с болезнями, но, выйдя на пенсию, он смог больше времени посвящать осмыслению жизни и всего происходящего вокруг.

Фактически, слабое здоровье и болезни помогли Фридриху Ницше стать тем, кем его знает история — философом, который совершил прорыв в понимании мира.

Детство и юность

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.

Мыслитель Фридрих Ницше

Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.

В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра. Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.

Артур Шопенгауэр

Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.

Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.

Фридрих Ницше в молодости

Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.

Краткая биография

  1. 1867. Добровольно вступает в армию, но вскоре с ним произошел несчастный случай, в результате которого он получил серьезные ранения и вынужден был вернуться к гражданской жизни.
  2. 1868. Знакомится с композитором Рихардом Вагнером.
  3. 1869. Назначается преподавателем классической филологии Базельского университета в Швейцарии.
  4. 1870. Во время франко-прусской войны служит санитаром в немецкой армии.
  5. 1872. Выходит в свет его первая книга «Рождение трагедии».
  6. 1876. Из-за серьезных проблем со здоровьем берет годичный отпуск и едет для лечения в Сорренто.
  7. 1878. Издает книгу «Человеческое, слишком человеческое», где впервые высказывает свои нигилистические идеи. Они настолько выходили за все рамки, что не встретили понимания даже у его ближайших друзей.
  8. 1879. Окончательно покидает Базельский университет, некоторое время живет в швейцарском городе Санкт-Мориц, затем возвращается в Наумбург.
  9. 1880. Едет в Геную.
  10. 1882. Поездка в Рим, где он знакомится с Лу Саломе. Выходит книга «Веселая наука», где рассматриваются такие вопросы, как сущность зла, связь искусства с природой. Именно здесь Ницше заявил, что «Бог умер» – это самое популярное из его изречений.
  11. 1883. За десять дней пишет в итальянском городе Рапалло первую часть своего самого знаменитого произведения – философской поэмы в прозе «Так говорил Заратустра», где выдвигает идею сверхчеловека.
  12. 1884. Вышли вторая и третья части «Заратустры».
  13. 1885. Издает за свой счет четвертую и последнюю часть «Заратустры».
  14. 1886. В Лейпциге выходит его книга «По ту сторону добра и зла», в которой он объявляет основным мотивом человеческого поведения волю к власти или могуществу.
  15. 1888. Последние книги Ницше «Казус Вагнер», «Сумерки идолов» и «Антихрист. Проклятие христианству».
  16. 1889. Уличная сцена с избиением лошади в Турине, свидетелем которой стал Ницше, так потрясает его, что он навсегда теряет рассудок. Друзья поместили его в психиатрическую лечебницу в Базеле, затем его перевели в Йену.
  17. 1890. Мать забрала его домой, в Наумбург.
  18. 1897. Умирает мать Ницше. Теперь за ним ухаживает его сестра Элизабет. Она продает дом в Наумбурге и переезжает с ним в Веймар.
  19. 1900. 25 августа скончался в Веймаре от инсульта, похоронен у себя на родине, в Рёккене.

Незадолго до смерти

В чем особенность учения Ф. Ницше о справедливости и о праве

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель, представитель иррационализма и волюнтаризма, профессор филосо­фии Базельского университета.

Вопросы политики, государства и пра­ва освещаются в таких его работах, как «Греческое государство» (1871), «Воля к власти», «Человеческое, слишком человеческое» (1877), «Поту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887).

Учение Ниц­ше очень противоречиво, поэтому к его наследию обращались и реак­ционные, и прогрессивные мыслители. Рассмотрим основные положе­ния его учения.

Источник справедливости – сила и обмен притязаниями. «Спра­ведливость возникает первоначально среди приблизительно одинаково могущественных.. .Где нет точно различимого превосходства в силе и борьба привела бы к бесплодному обоюдному вреду, там возникает мысль о соглашении и об обсуждении взаимных притязаний: первона­чальный характер справедливости есть характер обмена.

Каждый удовлетворяет другого тем, что каждый получает то, что он больше це­нит, чем другой… Справедливость есть, следовательно, воздаяние и об­мен при условии приблизительного равенства сил…» («Человеческое, слишком человеческое»).

Обратимость прав и обязанностей.

«Наши обязанности – права других на нас. В силу чего они приобрели их? В силу того, что они счи­тали нас способными к договору и к отплате, ставили нас наравне с со­бою, так что они доверяли нам что-нибудь, воспитывали нас, настав­ляли нас на путь, поддерживали нас».

Воля к власти.

Воля к накоплению силы и увеличению власти -специфическое свойство всех явлений, в том числе социальных и по­литико-правовых. Причем воля к власти – это повсеместно самая примитивная форма аффекта, а именно – «аффект команды». Соци­ально-политическая история – борьба двух воль к власти – воли сильных видов (аристократии) и воли слабых (толпы). Аристократи­ческая воля к власти – это воля к жизни; рабская воля к власти – во­ля к смерти.

Право производно от воли к власти, от силы.

Несостоятельны есте­ственно-правовая доктрина, идеи свободы и равенства.

Правомерны привилегии, преимущества и неравенство. «Неправота никогда не за­ключается в неравных правах, она заключается в притязании на «рав­ные» права». Право – результат войны и победы, что исходит еще от «правового инстинкта» древних. Так возникает естественное право по­бедителя. Соответственно праву необходимой обороны следует при­знать и право необходимой агрессии.

Право победителя в войне – осно­ва аристократического правопорядка. Право в мирном порядке фиксирует результаты войны различных воль и предполагает согла­шение неких борющихся сил.

Принцип неравенства правовых притязаний. Неравенство прав -условие права вообще. Право есть преимущество. Органическая связь права с насилием определяет отношение к справедливости. Правовая справедливость исходит от различных индивидов и зависит от того, относятся они к аристократическим типам или являются обычными людьми.

Человек сам по себе не обладает ни правами, ни достоинства­ми, ни ценностями.

Отрицание народного суверенитета. Реализация его ведет к паде­нию государства, устранению противоположности между «частным» и «публичным». Расширение суверенитета приводит к постепенному вы­рождению здоровых жизненных сил, в конечном счете, к победе много­численной массы угнетенных над немногочисленной аристократией.

Мораль – орудие слабых, рабов против господ для низвержения сильных и установления власти слабых.

Образец совершенной политики – макиавеллизм. Стандарты макиавеллистской политики, уже осво­божденной от морали, надо вновь внедрить в сферу моральных оценок и ориентации – как принципы «великой политики добродетели».

Время мелкой политики прошло: двадцатое столетие будет време­нем большой политики – борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война.

Творчество немецкого философа: Ницше и Заратустра

Фридрих с раннего детства был довольно слаб здоровьем и умудрился переболеть всеми детскими болезнями, какие только можно придумать. С восемнадцати лет он периодически жаловался на страшные головные боли, а во время работы санитаром перенес кошмарную дизентерию, лечить которую в то время не умели. Огромный удар по нему нанёс также разрыв с сердечным другом – Вагнером, которого он искренне считал самым близким человеком. Он практически не спал, регулярно попадал в руки эскулапов, а к тридцати вообще чуть полностью не ослеп.

Интересно

Болезням, которые постигли несчастного философа, мог бы позавидовать любой медицинский справочник конца прошлого века. По разным данным от страдал от шизофрении, ревматизма, лихорадки, дизентерии, мигрени и прочих малоприятных заболеваний. Современные исследователи считают, что все эти симптомы могут свидетельствовать о недиагностированном сифилисе, которым он легко мог заразиться в студенческие годы.

Творческий путь

В конце семидесятых он уже болел постоянно, но находил себе силы работать не покладая рук. Он писал много, чтобы успеть оставить потомкам «руководство», как правильно следует построить общество и на чем при этом основываться. Лечился он тогда опиатами, что наводит некоторых исследователей на мысль еще и о сильной зависимости мэтра от наркотических веществ. В мае семьдесят девятого он понял, что преподавать уже не может, потому ушел на пенсию с хорошим содержанием в три тысячи франков.

  • В том же году Ницше выпустил свое сочинение «Странник и его тень», отмечая впоследствии, что знает все о тенях, ведь как раз боролся со слепотой.
  • В июле восемьдесят первого в тираж пошла «Утренняя заря», с которой начался совершенно новый виток философии гения.
  • Спустя год Фридрих отправился в Вечный город, где ему пришло множество идей. В 82-м вышла первая часть книги «Так говорил Заратустра». Через пару лет появилась вторая часть, а в восемьдесят пятом и третья. Четвертую и последнюю книгу серии он издавал уже за свои деньги небольшим тиражом, а экземпляры раздал своим немногочисленным друзьям.

Однако главным произведением ученого можно назвать концептуальную книгу «Воля к власти» в которой отражена вся суть придуманного ним учения. В ней он затрагивает «мораль господ и рабов», где всю ответственность за пребывание последних постоянно в униженном положении он возлагает на самих обиженных и оскорбленных, которые принимают придуманную господами мораль.

Темы творчества Фридриха

Этот философ первым в истории подверг сомнению само существование истины как таковой, фундаментальной основы человечества в виде причинности воли, единства с нею рассматриваемого субъекта, а также возможность рациональной оценки поступков и для себя, и для окружающих. Являясь высокопрофессиональным философом, Ницше выбрал особый, афористичный стиль написания своих трудов. При этом он принимает теорию «здорового и упадочного». Первое прославляет жизнь во всех ее проявлениях, а второе тянет ее вниз, в бездну, вызывает пороки и разнообразные недостатки.

Причем источником культуры здоровья он называл единение аполлонийского и дионисийского. Первое как бы окутывает бытие легкой дымкой, подобной сну или фантазии, позволяя упростить существование, а второе является самой жизнью, пьянящей, необузданной, вольной и природной страстью. Кроме того, к характерным чертам творческой мысли философа можно отнести его крайний нигилизм с центральной идеей смерти Бога. Он пишет, что нравственность давно утонула в морали, а само божество задохнулось, задушенное богословием.

Еще одна фундаментальная черта и главенствующая тема творчества Ницше – понятие сверхчеловека, за которую так яростно хватались в Третьем рейхе. Он противопоставляет его последнему человеку, который живет, подобно животному или растению, заботясь исключительно о комфортных условиях. Такой сверхчеловек будет априори стремиться к власти, так как не воспринимает иного положения вещей. Он должен возвыситься над дробностью бытия, мелочностью всего происходящего с индивидом.

Братья мои, люди не равны

То, что мы имеем, обычно не ценим и не замечаем, а то, чего не имеем, того жаждем, особенно если это сила и здоровье. Фридрих Ницше придумал себе недостижимый идеал. Его сверхчеловек физически крепок, нарушает запреты и не боится смерти. Ницше не первый, кто делит людей на низших и высших. В современном ему обществе было не принято говорить о господах и рабах, с тех пор как христианство сделало всех Божьими рабами.

Неравномерность человеческого материала предопределена судьбой. Ее философ ставит вместо Бога, смерть которого он провозглашает в «Заратустре» и других произведениях. Ницше не скрывает своего презрения к христианству, полагая, что оно безнадежно испортило смелых варваров и превратило их в безвольных рабов. Слабые и покорные овцы-христиане уже не способны совершить ничего великого. Этот мир нуждается в античном герое, который отвергнет моральные догмы и восстановит власть силы.

Таким образом, философ становится проповедником аморализма. Не он один пытался освободить человечество от оков нравственности, но Ницше делает это «в упор». В числе прочего, сверхчеловеку разрешено нарушать сексуальные запреты, что очень нравилось гомосексуалистам. Не потому ли и возникла гремучая смесь революционных партий, в которой оказалось множество представителей нетрадиционной сексуальной ориентации?

Ницше восхищались итальянские фашисты и германские нацисты. Мрачное величие красиво придуманных мифов влекло к себе тех, кто не вписался в буржуазную приземленность упадочного общества. Провалились социальные эксперименты Гитлера и Муссолини, но каждое новое поколение подростков продолжает открывать для себя ницшеанство, восхищаться Заратустрой и упиваться бесконечной свободой.

Женщины в жизни безумного философа: от колыбели до могилы

Одним из самых туманных и непонятных в учении Фридриха является его отношение к женщинам. Вопреки расхожим мифам, он не был женоненавистником в полном смысле этого слова. В раннем его творчестве он даже превозносит женщину, считая ее более близкой к идеальному мировоззрению и аполлонийскому взгляду на вещи. В то же время он приписывает представительницам прекрасного пола слабость, неспособность к дружбе, и, что особо парадоксально, наличие непреодолимых хищнических инстинктов.

Без супруги и детей

Годы жизни Ницше не протекали в абсолютном одиночестве. К примеру, во время поездки в Рим, он свел знакомство с писательницей Лу Андреас-Саломе (Lou Andreas-Salomе), русско-немецкого происхождения, урожденной Лизой (Луизой) Густавовной фон Саломе. Она была тонким психологом, прекрасным слушателем и благодарным читателем. Впоследствии она говорила, будто от Фридриха последовало предложение руки и сердца, которое она отвергла, однако было ли нечто подобное, ответить трудно.

Известно точно, что совместно с философом-позитивистом Паулем Рэ они одно время проживали своего рода семейством. Были ли между ними в это время какие-либо отношения, включая романтические – неизвестно, однако философия их объединяла прочно, пока сестра Фридриха не написала девушке гневное письмо с ругательствами. Не выдержав необоснованных оскорблений, обиженная женщина навсегда рассорилась с Ницше. Больше они не встречались. Единственной верной до конца осталась мать мужчины, вот ее он любил нежно и трепетно, порой забывая, что она тоже женщина.

Финал жизни немецкого мыслителя: в памяти потомков

В восемьдесят девятом году философу пришлось отказаться от творчества. У него стремительно начало развиваться слабоумие (деменция), он сильно изменился. В его комнате, где обычно был безупречный порядок, а каждая мелочь имела собственное место, воцарился жуткий бардак. Он стал ступать неуверенно, спина его ссутулилась, а четкость мысли пропала. Любитель наглаженных сорочек и модных галстуков стал неряшливым, а порой был грязным. Он ел одно сладкое, которое раньше совершенно не переносил, а писать стал так, что не снилось даже врачам. Он и сам понял, что сдает, потому стал тренировать мозг и руки, переписывал свои и чужие философские труды, стараясь осмысливать суть, но ничего не помогло.

После странных и неразборчивых посланий кайзеру и канцлеру, друзья обманом поместили его в психиатрическую клинику. Впрочем, на тот момент уже плохо понимал, что вокруг него происходит, хотя друзей и родных узнавал и даже нормально с ними общался. В девяностом году мать забрала его из лечебницы, героически ухаживала за ним семь долгих лет, пока сама не отдала богу душу. После этого он уже был «овощем»: не двигался, не разговаривал, не мог самостоятельно есть и пить, ходил под себя. 25 августа 1900 года великий философ скончался и был похоронен рядом с членами семьи в родной деревеньке.

Кроме своих бессмертных сочинений, о которых спорят величайшие умы планеты уже больше сотни лет, Ницше оставил после себя еще и музыкальные произведения. Он активно писал их на протяжении нескольких лет и получалось у него неплохо. Его именем не названы города и улицы, зато в кинематографе образ применялся неоднократно. К примеру, в ленте «По ту сторону добра и зла» итальянского режиссера Лилианы Кавани главную роль сыграл швед Эрланд Юзефсон. В израильском фильме «Когда Ницше плакал» почти гениально воплотил образ персонажа американец Арманд Ассанте.

Неоднозначные афоризмы Ницше

Самый опасный зверь – это человек.

Быть великим, значит указывать направление.

Собираешься сходить к женщинам? Возьми с собой плетку!

Государство и церковь – одно и то же. Обе системы лживы и непостоянны.

В христианстве ни религия, ни мораль никак не стыкуются ни с одной точкой реального мира.

Успехи в науке

В 1869 году Ницше пригласили стать профессором классической филологии в Базельском университете. На тот момент ему не было и 25 лет, этот случай стал беспрецедентным в Европе. До 1879 г. Вильгельм оставался на посту преподавателя, покинув его лишь на два года во время Франко-прусской войны. Тогда он добровольно отправился работать санитаром, серьёзно испортив своё здоровье.

С 1873 по 1876 год было выпущено четыре «Несвоевременных размышления». В них философ рассуждал не только о трагических реалиях жизни, а и о своих кумирах. Много строк было посвящено Шопенгауэру и Вагнеру. Самые популярные труды Ницше разных периодов:

  • «Рождение трагедии из духа музыки» — 1872, первое большое сочинение;
  • «Так говорил Заратустра» — 1887;
  • «Утренняя заря» — 1881;
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» — 1886;
  • «Странник и его тень» — 1880.

Исследователи выделяют несколько этапов в творчестве Фридриха. Первый из них принято называть романтическим, на тот момент философ полностью находился под влиянием идей Шопенгауэра и Вагнера

После ссоры с композитором он обратил внимание на естественные науки, этот период считается позитивистским. И только в зрелом возрасте наступил ницшеанский этап, тогда и были написаны все самые известные сочинения

Детские годы

В 1844 году в небольшом провинциальном городке Восточной Пруссии на свет появился будущий ученый – Фридрих Ницше. До настоящего времени точно не известны предки философа: одна точка зрения – его предки имели польские корни и фамилию Ницке, другая – немецкие и баварские корни, имена и происхождение. Некоторые исследователи считают, что свое польское происхождение Ницше просто нафантазировал, чтобы покрыть свое происхождение флером таинственности и возбудить интерес вокруг своего происхождения.

Но очень хорошо известно, что оба его дедушки (и по стороне матери, и отца) были лютеранскими священнослужителями, ровно, как и его отец. Но уже в пятилетнем возрасте мальчик остался на воспитании у матери из-за преждевременной смерти отца. Кроме того, на воспитание ребенка оказала огромное влияние его сестра, с которой Фридрих был очень близок. В семье царило взаимопонимание и горячая привязанность друг к другу, но уже в то время ребенок показывал незаурядный ум и желание отличаться от всех и быть особенным во всех отношениях. Может быть, именно эта его мечта и заставляла действовать не так, как того ожидают окружающие.

Фридрих Ницше: кратко о философе и философии

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. в немецком городе Рёккене.

Его отец, лютеранский пастор, умер, когда Фридриху было всего четыре года.

Через полгода после этого трагического события умер двухлетний брат Ницше. Фридрих остался с матерью и двумя сестрами. Впоследствии он говорил, что уход отца и брата оказал на него очень сильное эмоциональное воздействие.

В возрасте 14–19 лет Фридрих Ницше учился в одном из лучших интернатов Германии, затем продолжил образование сначала в Боннском университете, а потом в Лейпцигском университете, где проявил особый интерес к филологии (академическая дисциплина, которая занималась главным образом интерпретацией библейских и классических текстов).

В это время Ницше, который с подросткового возраста сочинял музыку, познакомился с известным композитором Рихардом Вагнером (Ницше был большим его поклонником).

Знакомство переросло в близкую дружбу, которая оказала на Ницше огромное влияние (спустя 20 лет он отзывался о ней как о самом большом своем достижении за всю жизнь). Уже в возрасте 24 лет, будучи еще студентом и не закончив свою диссертацию, Ницше был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет.

Ницше участвовал во Франко-прусской войне 1870 г. в качестве санитара (и там заразился дизентерией, сифилисом и дифтеритом). После этого он вернулся в Базельский университет и в 1872 г. опубликовал свою первую книгу «Рождение трагедии».

Книга получила высокую оценку от Вагнера, но была встречена резкой критикой, в частности со стороны Ульриха Виламовица-Мёллендорфа (1848–1931), который считался самым авторитетным филологом Германии того времени.

Ницше преподавал в Базельском университете до 1879 г.

Но уже к 1878 г. стало очевидно, что его больше интересует философия, чем филология, и книга «Человеческое, слишком человеческое» ознаменовала сдвиг в его философском стиле (и конец его дружбы с Вагнером, чей антисемитизм и поддержка германского национализма вызывали резкое отторжение у Ницше).

В возрасте 34 лет здоровье Ницше ухудшилось настолько, что ему пришлось оставить преподавание в университете.

В 1878–1889 гг. здоровье Ницше ухудшалось, он путешествовал по разным немецким, швейцарским и итальянским городам и написал 11 книг.

3 января 1889 г. у него случился нервный припадок, когда он увидел, как на улице избивают лошадь кнутом…
Душевное здоровье больше не вернулось к Ницше, вплоть до смерти 25 августа 1900 г.

Философия жизни

Основа всей философии Фридриха Ницше – происходящее Бытие. Его центр – это воля к власти, которая представляется собой ни от чего не зависящее космическое начало. Все существующее – материальное и нематериальное – появилось из небытия. Все происходящее на свете не имеет смысла и содержания. Человек находится в поиске власти и постоянства, но это неосуществимо. Все изменчиво. Весь мир – изменчивая ложь. Эти короткие цитаты являются основой философии жизни Ницше. Он утверждает, что людям необходима иллюзорная вера. Кому-то просто для выживания, а кому-то – чтобы стоять у власти. По Ницше жить значит не просто существовать, а расти, наращивать силы, укрепляться. Отсутствие воли к власти означает деградацию.

Жизнеописание Ницше сводится к тому, что жизнь существует здесь и сейчас, невозможно получить награду за хорошие поступки и достойные действия в загробной жизни, которой нет. Ницше уверял, что церковь заставляет людей совершать несвойственный им действия. Нужно понять, что Господа не существует, и ответственность за все поступки полностью ложится на самого человека.

Тогда и появится истинный человек – неповторимое природное создание или жестокий зверь. Все мужчины должны добиваться власти и достигать победы, в мужчинах заложено природой стремление доминировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector