Истина и ее критерии

Основные понятия и определения

  1. Сервис размещен в сети Интернет по адресу https://istina.msu.ru (далее — «Сайт»).

  2. Сервис может быть также доступен по другим адресам, которые представляют собой главные страницы отдельных организаций в Сервисе (далее — «Зеркала Сайта»).

  3. Оператор может зарегистрировать в Сервисе юридические лица (далее — «Организации-работодатели»).

  4. Отдельные Пользователи Сервиса (далее — «Ответственные Пользователи») могут быть наделены полномочиями проверять и подтверждать учетные и иные данные других Пользователей, которые указали в Сервисе Организацию-работодатель в качестве места работы.

  5. В рамках Политики конфиденциальности Сервиса реализуется модель разграничения доступа Пользователей к данным, которая, в соответствии с Положением по обработке данных в ИАС «ИСТИНА», позволяет выделить «открытый» (общедоступный в сети Интернет) и «закрытый» (с ограниченным доступом) контуры.

Уровни постижения истинного восприятия

Исторически сложилось рассмотрение истины на разных уровнях понимания: онтологическом, логико-семантическом, ценностно-экзистенциальном, гносеологическом уровнях.

С точки зрения онтологии истинность суждений выступает способностью подлинного бытия противостоять иллюзорному.

Логика и семантика определяют правдивость, как безупречную последовательность умозаключений, основанную на достоверности, корректности.

На ценностно-экзистенциальном уровне истина выступает прочувствованной ценностной константой, то есть жизненным кредо, которое не бывает двойственным, и, правоту которого демонстрирует своими поступками человек.

Гносеология предполагает изучение истинности со стороны научных, философских знаний.

Пути к истине

Начиная с XVII и XVIII веков, рассматривались два основных способа познания: Рационализм и эмпиризм.

Рационализм (от лат. Rationalisme — Рационализм, разумный, соотношение — Разум) — философское движение, признающее разум основой человеческого знания и поведения. Рационализм XVII-XVIII веков, утверждавший определяющую роль разума не только в знании, но и в человеческой деятельности, был одним из философских источников идеологии Просвещения. Идея заключается в научном подходе к поиску истины через индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование.

Но в 20 веке многие философы начинают говорить о кризисе рациональности. Знание только по разуму дает нам идеализированные данные. Появляются некоторые переоценки обоснованности спекулятивных конструкций. Логические принципы часто опровергаются жизненной практикой. Рационализм не знает диалектики. Познание должно находиться в контакте с практикой, чего нельзя сказать о рациональном познании. Следовательно, истина — это всего лишь идеал, который не может быть достигнут.

Эмпирика (от греческого — опыт) — это школа мысли, которая признает опыт в качестве источника знаний и утверждает, что все знания основаны на опыте. Однако, другой человеческий факультет знаний, разум, рассматривается эмпиризмом как не более чем комбинация и перестройка материала, даваемого опытом, и в принципе не добавляет никакой ценности содержанию наших знаний. Методологически эмпирика — это принцип, согласно которому практика жизни, нравственности и науки должна основываться только на опыте.

Его клич звучит так: «Хватит кружить вокруг пустых абстракций, смотрите открытыми глазами, постигайте человека и природу, как они стоят перед вами, и воспользуйтесь моментом настоящего! «Здесь» пусть настоящее заменит паутину и смутные образы абстрактного мышления. Это тоже получает твердую почву, которой не хватало в прежней метафизике, т.е. получает бесконечное определение. знание эмпирики гносеологии истины.

По мнению эмпириков, восприятие — это форма восприятия внешнего мира, а это недостаток эмпирики. Восприятие как таковое всегда является чем-то единичным и преходящим; но знание на этом не останавливается, а ищет в воспринимаемом единичном то, что является общим и постоянным, и это и есть переход от простого восприятия к переживанию. По опыту эмпиризм в основном использует форму анализа. В восприятии у нас есть многогранный бетон, определения которого мы должны препарировать, как отшелушивание слоев от лука. Таким образом, это рассечение имеет тот смысл, что мы отделяем расплывчатые определения, рассекая их и ничего не добавляя к ним, кроме субъективной активности рассечения.

Проблема №2: существование объективной истины и узнаваемость мира.

Когда мы говорим об объективной истине, мы имеем в виду такое содержание человеческого познания, которое не зависит от воли и желаний субъекта. И если есть такая объективная истина, то можно сказать, что мир знает. В свою очередь, только мир с универсальными законами существования и развития может быть познан. Если бы мир был только изменчивым, существование стабильных структур было бы невозможно; если бы он был только неизменным, то достаточно было бы рефлекса для существования живого существа.

Вопрос, с которым веками боролся человек с неуправляемым мышлением, заключается в том, как можно познать, знает ли мир в принципе.

Действительно, вселенная бесконечна, но человек конечен, и невозможно познать бесконечность в его конечном опыте. Этот вопрос имеет настойчивую философскую мысль в различных формах. Пытаясь ответить на него, три основные линии кристаллизовались отчетливо: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают основную узнаваемость мира; агностики, с другой стороны, отрицают это. Скептики отрицают известность мира в принципе, но выражают сомнения в достоверности знаний.

В современной немарксистской философии выдвигаются различные аргументы в защиту невозможности познания определенных явлений и сторон реальности. Натуралистические аргументы ссылаются на специфику человеческих чувств и сводятся к утверждению о невозможности преодоления ограниченных условий знания.

Основная проблема агностики заключается в том, что объект в процессе своего познания неизбежно преломляется через призму наших чувств и мышления.

Относительность истины возникает, прежде всего, в связи с тем, что мир находится в постоянном и бесконечном развитии и изменении. Наши знания о мире развиваются и углубляются. Знания развиваются бесконечно, постепенно. Относительность истины также вытекает из ее конкретности.

Истина и ее критерии

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Основные концепции истины

Концепция истины

Определение истины

Критерий истины

Классическая

Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная

Истина есть согласованность знаний

Согласованность с общей системой знаний

Прагматическая

Истина есть практически полезное знание

Эффективность, практика

Конвенциональная

Истина есть соглашение

Всеобщее согласие

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

  • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
  • Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
  • В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
  • Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

Прагматическая и семантическая концепция истины

С точки зрения польского логика и философа К. Айдучевича, все так называемые неклассические истины рассматривают сущность истины не в соответствии с реальностью, а в соответствии с «конечным критерием». К концепции истины как полезности прагматизм приходит на основе следующего аргумента: «…наши убеждения не являются независимыми от нашей практики. Наши убеждения влияют на наши действия, задают им направление, указывают на средства, которые ведут к достижению намеченной цели».

Согласно прагматизму, полезность не является ни критерием, ни корректором истины. Другими словами, нельзя утверждать, что знание с полезными свойствами также соответствует реальности. Единственное, что может определить человек, — это несоответствие знаний действительности и эффективность, практическую полезность знаний. А именно, полезность является главной ценностью человеческого знания, которое достойно называться истинным.

Сегодня существуют теории, которые можно считать продолжением и развитием прагматизма, например, инерационализм. Его главная проблема — это ценности. Операционализм рассматривает проблему истины как проблему существования. Исходя из выводов, сделанных на основе операционализма Бриджмена, можно оценить, что привнесла в науку прагматическая концепция. Бриджмен утверждал, что общая относительность не имеет физического смысла и не соответствует действительности, поскольку в ней используются неоперациональные понятия. Операционализм требовал устранения абстрактных систем, которые играют важную роль в современной физике.

Прагматизм, обещавший сделать науку более «реалистичной», оказывается концепцией, представляющей для нее серьезную угрозу.

Семантическая теория истины Тарского

Теория Тарского — это не философская, а логическая теория. С момента его создания возник ряд вопросов относительно его применения к проблемам истины. Основная цель этой теории — попытаться преодолеть парадокс лжеца.

Тарский разъясняет аристотелевское определение истины: «Возьмем предложение «Снег белый». Согласно аристотелевскому определению, это предложение истинно, если снег был настоящим» .

Тарский использует следующую технику. Пропозицию можно рассматривать с двойной точки зрения: как имя собственное с точки зрения его содержания. В логике этот двойной взгляд на пропозицию соответствует различию между упоминанием и использованием понятий. Во-первых, пропозиции говорят что-то об объектах мира. Во-вторых, они также могут назвать сотню эквивалентов, учитывая их собственные имена. Предложение «Снег белый» можно записать так: «Снег белый» истинно тогда и только тогда, когда снег белый. Только в этом случае можно сказать, что это определение соответствует классическому пониманию истины. Но если ввести утверждение, которое утверждает собственную ложность, то получится «парадокс лжеца». Чтобы преодолеть его и сделать определение истины логически непротиворечивым, необходимо перейти от естественного языка к формализованному. Для обсуждения истинности выражений на формализованном языке необходим специальный метаязык.

Основной результат Тарского состоит в доказательстве невозможности обсуждения логически непротиворечивых проблем семантики, включая проблему истинности высказываний данного языка в рамках самого этого языка. Теория Тарского предлагает создать искусственный язык.

Философы видят достоинство теории Тарского в том, что она позволяет устранить «парадокс лжеца» и оперировать понятием «истина» логически непротиворечивым образом. Но возникает вопрос: так ли важна последовательность, когда речь идет о естественных науках? Тарский делает большой акцент на том, что естественные науки могут порождать парадоксы. Однако естественный язык не подвержен необходимости любой ценой исключать противоречия, но даже если предположить, что формализация языка естествознания осуществлена, то и в этом случае не удастся решить проблемы, с которыми сталкивается классическое понятие истины.

↑ Понятие «истина». Виды истины.

Истина — это достоверное знание о предметах и явлениях окружающего мира, цель человеческого познания.

Истина — это, прежде всего, соответствие представлений или утверждений реальному положению дел; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идеи, суждений, теорий, учений и целостной картины мира.

Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю. Эта традиция была продолжена в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П.А. Гольбах, М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышев ский, Л. Фейербах и др.).

Согласно некоторым теориям, существование объективной истины невозможно, т.к. все наши знания зависят исключительно от познающего субъекта и представляют собой некие «комплексы ощущений». Но в таком случае отрицается существование какой-либо однозначной истины. В противоположность данной точке зрения выступают ученые, признающие существование объективной истины, т.е. истины, которая отражает реальное положение дел, а мир таким, какой он действительно есть.

Объективная истина — это истина, которая соответствует объекту познания и не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективность истины говорит о том, что основой наших представлений о мире является сам материальный мир, существующий вне и независимо от нашего сознания. Другими словами, это факты, которые не зависят от человека, его желаний, интересов, стремлений и уровня знания.

Истину познают люди и объясняют ее в определенной форме (словах, символах, законах, теориях), что в свою очередь говорит о том, что истина зависит от человека, она — субъективна.

Субъективная истина — это факты, которые не могут существовать без субъекта (познающего).

Субъективность истины — это такая характеристика познавательного процесса, которая учитывает волю, желания, психический мир, стереотипы познавательного поведения человека, а также ограниченность чувственного уровня познания и связь познания с уровнем развития науки и техники.

Истина всегда конкретна, т.е. зависит от времени, условий и места.

Различают абсолютную и относительную истину.

Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание об объекте. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. (Например, «Птицы имеют клюв», «Люди смертны» «Земля вращается вокруг Солнца. и т д.) 

Однако большинство ученых рассматривают абсолютную истину лишь как предел, к которому постоянно стремится наше знание, т.к. претензия на абсолютное знание к тому же противоречит одной из основных черт научного познания — установке на критичность.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, верное лишь на определенном уровне развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о Земле: плоская и стоит на трех слонах, в форме шара, вытянутая или приплюснутая, Солнце вращается вокруг Земли. С развитием науки и техники эти знания были опровергнуты, и возможно, в будущем появятся какие-то новые факты).

Относительность получаемых знаний обусловлена рядом причин:

1) непостоянность и изменчивость окружающего нас мира;

2) ограниченность человека в возможности познания, которые определяются различными факторами (уровень развития производства, духовной культуры, средств наблюдения и эксперимента). В результате этого человек в процессе познания получает неполные знания, о по мере их накопления относительная истина все более приближается по своему значению к абсолютной.

Разница между абсолютной и относительной истинами — в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Прекращение действия учетной записи Пользователя, а также удаление материалов, размещенных Пользователем

  1. Пользователь согласен с тем, что Оператор оставляет за собой право прекратить действие учетной записи Пользователя в любое время без предварительного уведомления Пользователя.

  2. Прекращение действия учетной записи может быть произведено в связи со следующими причинами: а) нарушение положений настоящих Правил, а также дополнений к ним, являющихся их неотъемлемой частью; б) по соответствующему запросу органов власти, согласно законодательству Российской Федерации; в) в связи с непредвиденными проблемами технического характера или обстоятельствами, связанными с безопасностью.

  3. Оператор оставляет за собой право по своему собственному усмотрению изменять (модерировать) или удалять любую публикуемую Пользователем информацию, нарушающую запреты, установленные настоящими Правилами (а также любые иные запреты и требования, содержащиеся в действующем законодательстве Российской Федерации), приостанавливать, ограничивать или прекращать доступ к Сервису в любое время по любой причине или без объяснения причин, с предварительным уведомлением или без такового, не отвечая за любой вред, который может быть причинен Пользователю таким действием.

  4. Оператор вправе удалить учетную запись Пользователя и (или) приостановить, ограничить или прекратить доступ к Сервису, если Оператор обнаружит в действиях Пользователя признаки нарушения условий настоящих Правил, без объяснения причин таких действий.

  5. Прекращение действия учетной записи Пользователя предполагает: а) удаление доступа Пользователя к данным в «закрытом» контуре; б) удаление личных настроек Пользователя.

Обязательства Пользователя по регистрации в рамках Сервиса

Для того, чтобы воспользоваться рядом дополнительных функциональных возможностей Сервиса, Пользователь должен пройти следующую процедуру регистрации.

Заполнить регистрационную форму в Сервисе. В процессе заполнения такой формы Пользователь самостоятельно выбирает Логин и Пароль, необходимые ему для ввода и последующего редактирования введенных данных о своей научной и педагогической деятельности. Пользователь подтверждает, что он информирован о том, что конфиденциальность доступа к данным напрямую зависит от сложности (количества и вариации символов) Пароля.

Оператор никаким образом не проверяет предоставляемые Пользователем учетные данные, если иное не предусмотрено условиями предоставления какой-либо отдельной функции Сервиса. Оператор не несет ответственности перед любыми третьими лицами за точность и достоверность учетных данных и не расценивает предоставленные Пользователем учетные данные в качестве персональных данных Пользователя.

Размещая учетные и иные данные и сведения, Пользователь выражает свое согласие на обработку учетных и иных данных Оператором, на отражение их в профиле Пользователя с использованием доступных функциональных возможностей (состав которых может быть изменен по усмотрению Оператора), а также на то, что представленные в профессиональном профиле данные будут считаться доступными для пользователей сети Интернет при наличии таких возможностей. Пользователь соглашается на передачу третьим лицам учетных и иных данных, в том числе — для целей их обработки, для обеспечения функционирования Сайта и/или Сервиса, реализации партнерских и иных программ Сайта, при условии обеспечения Оператором в отношении передаваемых данных со стороны получателя таких данных в режиме, аналогичном режиму, существующему на Сайте.

Цель обработки учетных данных Пользователя заключается в предоставлении последнему возможности использования Сервиса и предоставлении прав использования дополнительных функциональных возможностей Сервиса, в том числе — на реализацию проведения мероприятий рекламного характера, для проведения статистических исследований и анализа полученных данных, для осуществления иных действий, описанных в Правилах.

Обработка учетных данных Пользователя осуществляется в срок с момента регистрации Пользователя и до момента удаления его учетной записи.
Пользователь соглашается с тем, что Оператор в процессе обработки учетных данных имеет право осуществлять с учетными данными следующие действия: сбор; систематизацию; накопление; хранение; использование; уничтожение; иные действия, необходимые для эффективного функционирования Сервиса.

После регистрации учетной записи Пользователь вправе осуществлять наполнение своего профессионального профиля контентом, в том числе — добавлять информацию о результатах научной и педагогической деятельности, графические изображения, полнотекстовые материалы и пользоваться иными функциональными возможностями Сервиса

При этом Пользователь обязуется не размещать на Сервисе фотографии, графические изображения, адреса электронной почты, и прочую личную информацию других Пользователей или любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия.

При регистрации в Сервисе Пароль Пользователя для Оператора недоступен.

Пользователь несет персональную ответственность за сохранность и безопасность своего Пароля.

Оператор не несет ответственности и не гарантирует безопасность данных Пользователя в случаях: передачи третьим лицам (умышленно или по неосторожности) Пароля; доступа третьих лиц к данным Пользователя с использованием программно-технических средств, позволяющих осуществить подбор и/или раскодирование Пароля; доступа третьих лиц к данным Пользователя путем простого подбора Пароля; невыполнения Пользователем рекомендаций, указанных в настоящих Правилах или в интерфейсе Сервиса.

Пользователь обязуется немедленно уведомлять Оператора о любом неразрешенном Пользователем использовании своего Пароля или учетной записи, а также о любом другом нарушении безопасности, связанном с функционированием Сервиса.

Пароль Пользователя для доступа к данным Сервиса может быть изменен только в случае точного, верного и полного указания информации, введенной при регистрации учетной записи. Если Пользователь пренебрег точным, верным и полным указанием регистрационной информации, Служба поддержки Сервиса не сможет при обращении изменить Пароль.

Философское восприятие истины

Осознать понятие правдивости несложно. На повестке дня возникает вопрос «что же такое истина», начинаются догадки, домыслы, разность мнений. Человеческая неодинаковость, контрастность напрямую отображается на суждениях

Нельзя позволить данным обстоятельствам отразиться на важности ответов

Понятие истины является отображением действительности в умозаключениях. При чем, независимо от мнения человека, суждение изначально является либо правдой, либо ложью.

Целью философского понимания истины является также ее исследование. В результате исследовательского процесса достигается научная сущность. Рассматривается тесная взаимосвязь между философским познанием и научными дисциплинами.

Формы представления

Всё разнообразие форм представления истины можно классифицировать по различным категориям. Одна из них выделяется по объекту отображения: так, весь мир можно разделить на материальный и духовный. В материальной сфере истина представляется прежде всего как предметная: предметно-экономическая, предметно-биологическая и другие.

Духовная сфера является более разнообразной, так как её составляют чувства отдельно взятых индивидов, коллективные представления, культурные течения, религия и так далее. Поскольку каждый человек в связи с этим определяет факт или процесс истинным с точки зрения своих этических и моральных установок, комплекса представлений о хорошем и плохом, о добре и зле, можно говорить о существовании экзистенциальной истины.

Многообразие религиозных и научных концепций, обеспечивающих существование инструментария познавательной деятельности и оценочных суждений, ведёт к выделению концептуальной истины. Её примерами могут послужить ньютоновская теория гравитации, дарвиновская теория эволюции, цивилизационная парадигма истории Тойнби в научной сфере, а учение о триединстве Бога в Отце, Сыне и Духе, представление о нирване и кармическом законе в буддизме — в религиозной.

https://youtube.com/watch?v=IpLPL0yEzDI

Сущность познавательной деятельности также определяет формы представления истины. Уже на нижних уровнях можно разделить знание на обыденное (огонь горячий, вода жидкая) и научное (например, приведённые выше концепции). Кроме того, истина может быть нравственной (будь то библейские заповеди или современные правовые кодексы), художественной (как в технической сфере, то есть соблюдение закона перспективы в изобразительном искусстве, так и в этической) и религиозной.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно остановиться на том, что соответствие или несоответствие истине представляется одной из фундаментальных характеристик опыта и знаний, полученных человеком как в ходе индивидуального развития, так и в наследство от предшествующих эпох и концепций. Можно даже сказать, что настойчивое желание отделить плохое от хорошего, правду ото лжи является одним из фундаментальных признаков, выделяющих человека во всем животном мире.

Категории и критерии истинности работают во всех сферах жизни: материальной и духовной, научной и религиозной, обыденной и художественной. Категории истинного и ложного формируют комплекс этических представлений индивида, которые впоследствии формируют новые представления об истине — это бесконечный процесс взаимовыгодного сотрудничества, связанный со стремлением достичь объективного характера истины.

https://youtube.com/watch?v=zcVzSWf8ocY

Виды истины — абсолютная и относительная

Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.

Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.

Примеры абсолютной истины:

  • на «0» делить нельзя;
  • в 3 часа ночи темнее, чем в 14 часов дня;
  • день рождения только раз в году;
  • живой пингвин не умеет летать сам (и никогда не научится);
  • комары смертны.

Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.

Примеры относительно истинных знаний:

  • зимой холодно (как правило, да, но иногда в ноябре или марте бывают морозы, а в период с декабря по февраль стоит плюсовая температура, так что при сравнении суждение это будет относительным);
  • вещества состоят из молекул (знание не полное, ведь позже оказалось, что молекулы состоят из атомов, а атомы – из электронов);
  • Лиза Петрова – девушка (девушки бывают разные: подростки, 18-25 лет и даже старше).

Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина

Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца

А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector