«что есть истина?» христос и пилат.
Содержание:
О «совестливых» потомках
Нынче на хуторе Ивановском (теперь с. Шевченко Бахмачского р-на Черниговской обл.) осталось около 5 домов, тополевая аллея, насаженная художником, была вырублена, пруд засыпали, на месте усадьбы – пустырь. Захоронения Николая Ге и его жены сохранились благодаря усилиям местного учителя и краеведа А. Цыганка из с. Ивангород (находится в нескольких километрах от хутора Ге), и только к 140-летию (в 1971 г.) на могиле был установлен бронзовый памятник. Коллекцию организованного народного музея Н. Н. Ге в с. Ивангород, где было собрано 884 экспоната усилиями правнучатой племянницы О. Рубан, трижды грабили во времена «перестройки». Оставшиеся работы живописца передали в Ичнянский краеведческий музей. Открытие отдела, посвященного Ге, приурочили к 180-летию со дня его рождения.
Могила художника в с. Шевченко Черниговской обл.
Время бежит неумолимо… 27 февраля исполняется 190 лет со дня рождения великого художника, написавшего изумительные исторические и религиозные полотна, более ста портретов известных русских писателей, поэтов, ученых, украинских видных деятелей, крестьян («Девушка-украинка», «Старый крестьянин», «Мальчик-украинец»). Ге придавал каждой картине, по его выражению, «форму живую», запечатлел колоритные пейзажи дивного украинского края («Сумерки. Украина», «Пруд на хуторе», «Рассвет. Хутор», «Лунная ночь. Хутор»), инициировал продажу работ для сбора денег на памятник великому Гоголю в Нежине.
Почтим память этого «чистого, нежного, гениального старика-ребенка, всего по края полного любовью ко всем и ко всему, как те дети, подобными которым надо быть, чтобы вступить в Царство Небесное» (Л. Толстой). Окунаясь же в бурлящий океан жизни, унывать и хандрить не станем, следуя наставлениям самого Николая Ге: «…Нужно жить так, как человек плывет… Плыть нужно непрестанно и всякую минуту брать с бою усилием в этом плаванье, в этом и жизнь. Хандра – глупость, ее нужно гнать, ведь вы здесь временно, вы здесь посланы, чтобы сделать дело. Мямлить некогда, нужно спешить, чтобы побольше сделать на Того, кто нас послал на работу (выделено нами. – Н. С.). Ну! Милый человек, поднимите голову… Бодро, смело, с достоинством идите вперед, а что будет, это не наше дело. Это разберут без нас…» .
Наталья Сквира
Литература:
История жизни Николая Николаевича Ге
В 1867 году Ге создает не только наиболее значительное произведение итальянского периода, но и одно из лучших произведений русской портретной живописи вообще — «Портрет А. И. Герцена». Портрет был написан за пять сеансов. Большая личная симпатия к писателю позволила художнику создать образ необычайной теплоты и проникновенности. Ге сумел передать внутреннее благородство, глубокую одухотворенность натуры Герцена. Возвращаясь в Россию в 1869 году, Ге тайно перевез этот портрет через границу.
Голгофа, 1893
В Петербургский период (1869-1875) Ге принимает самое живое участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок. Это время наибольшей близости его творчества к демократическому реализму передвижников. Появляется картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Две следующие картины Ге — «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Пушкин в Михайловском» (1875) — значительно уступали «Петру I».
В семидесятые-восьмидесятые годы художник много работает над портретом. Он стремится запечатлеть для потомства выдающихся людей своего времени и создает портреты Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Костомарова, Пыпина, Антокольского, лепит бюст Белинского.
В середине семидесятых годов художник переживает глубокий душевный кризис:
«Все, что казалось мне хорошим и добрым, стало казаться ветхим и лживым. Я понял, что у меня нет идеала! Продолжать в том же роде не мог уже, а настоящей дороги не было видно. Все, что могло бы составить мое материальное благосостояние, шло вразрез с тем, что мною чувствовалось на душе».
Воспитание подраставших сыновей требовало денег. Появились первые долги.
Христос и Пилат, 1890
В 1876 году художник с семьей переселяется из столицы на Украину, в степной хутор Ивановский Черниговской губернии. До 1879 года художник почти не работает.
Любопытный случай из украинского периода жизни художника приводит в своей книге А.В. Лазарев: «Ге неохотно позировал для портретов. Особенно же не хотел позировать Репину, о котором шла нехорошая слава, что все написанные им люди вскоре после этого умирают. Репин же, напротив, очень хотел написать портрет Ге и даже специально приехал к нему на Украину.
-К чему это? — принялся увиливать тот от предложения Ильи Ефимовича. — Это, знаете ли, пренеприятно — будто примериваются тебя хоронить, подводят, так сказать, человеку итог. — Ну, вы, милый мой, совсем как дикарь! — возмутился Репин. — Дикарям тоже жить хочется, — проворчал поднос Ге».
В 1882 году живописцу попалась на глаза статья Толстого «О переписи в Москве». Ге понял, что нашел долго искомую нравственную опору, духовного единомышленника:
«Я понял, что я прав, что детский мир мой не поблекнул… Теперь я мог назвать то, что я любил целую жизнь».
Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, 1871
Ге приехал к Толстому в Москву, в Хамовники. Вскоре он стал едва ли не членом семьи Толстого. В 1884 году он создает портрет Льва Николаевича, изображая великого писателя за работой.
Влияние Толстого на Ге нельзя сводить к моральному истолкованию евангельских сюжетов и проповеди нравственного самоусовершенствования. Оно сказалось в углубленном психологизме портретов художника этого периода. Написанные с большой живописной силой, они воплощают веру художника в человека, его огромные творческие возможности, таковы портреты П.А. Костычева (1892), Е.И. Лихачевой (1892), Н.И. Петрункевич (1893).
Последний период творчества художника в основном связан с евангельскими темами. Ге создает цикл картин о страданиях Христа, истолковывая их как страдания чисто человеческие: «Христос и Никодим», «Выход с тайной вечери», «Что есть истина?», «Суд Синедриона», «Голгофа», «Распятие».
Тайная вечеря1861 — 1863
«Картина «Что есть истина?» была запрещена царской цензурой, которая усмотрела в ней «неуважение к личности Христа и нарушение его канонического изображения», — пишет Т.Н. Горина. — Однако далеко не полностью была удовлетворена ею и демократическая общественность, так как в те годы ряд художников уже давал прямое решение социальных вопросов на материале современной действительности».
О совести
Задумывались ли вы, что такое совесть? Со-весть… Вeсть от ст.-слав. вѣдѣти (ведать, знать, разуметь). То есть соединение со знанием, истиной, волей Господа. Современный русский поэт И. Жданов рассуждает так: «Со-весть, весть, совместная с кем? С кем в первостепенную очередь, если не с Богом? Твоего бессмертного с твоим абсолютным собеседником. Твоей души с ее Создателем» . Незатейливым способом можно выяснить, что слово «совесть» встречается в Новом Завете около 30 раз. Так, например, в Послании Петра читаем: «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1 Пет. 3:16). Легко ли иметь добрую совесть? Частенько каждый из нас испытывает ее угрызения, даже муки… Трудно не согласиться с Е. Евтушенко:
Мы живем, умереть не готовясь,забываем поэтому стыд,но мадонной невидимой совестьна любых перекрестках стоит.
Совесть не просто стоит, а еще, как верно подметил А. Пушкин, этот «когтистый зверь» скребет струны сердца. Вот что наскребывала совесть на скрижалях сердца великого художника Николая Ге, который, отказавшись от должности профессора (звание было присвоено за «Тайную вечерю») Императорской Академии художеств в Петербурге, последние 18 лет жизни провел на глухом хуторе Ивановский Черниговской губернии в поиске ответов на самые главные вопросы духовного характера? Из-за этого современники видели в нем то апостола-проповедника, то юродивого, то чудного барина-«доброго пана», не чурающегося ни в поле пахать, ни пасеку завести, ни ремесло печника освоить.
Известно, что гостями Ге в этих краях были Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Лев Толстой, Павел Третьяков, а также ученики Киевской рисовальной школы Н. Мурашко, впоследствии небезызвестные художники И. Пархоменко, С. Костенко и др. К слову, Николай Ге учился в первой Киевской гимназии на Липках и историю преподавал ему не кто иной, как Николай Костомаров.
Значение истины в современном мире
Говоря о нашем современном обществе, а также о его обращенности к истине, необходимо заострить внимание именно на философских аспектах данной проблемы. На протяжении всего существования человечества нас всегда интересовало и притягивало то, что, по нашему мнению, истинно
Но сейчас, в современное время, когда человечество имеет возможность изобиловать информацией, мнениями и источниками, трудно поставить границы между истинным и ложными. Сегодня на нашу голову валятся подчас совершенно ненужные данные, средства массовой информации со всех сторон навязывают нам свои мнения. Простому человеку тяжело даже просто абстрагироваться от миллионов различных мнений, а не то, что принять собственное решение, полагаясь на внутренние выводы о том, что есть истинно, а что — ложно.
Другой стороной данной проблемы является то, что сегодняшнее общество привыкло полагаться на науку, ставшую для нас не то, чтобы средством познания мира, а основой производства, которое дает человечеству власть над природой, обеспечивает его комфорт и относительную безопасность.
Но наука ведь не обладает всей полнотой истины. Возникающие время от времени научные революции показывают, что рассчитывать на силу нашего разума можно было только с позиции классической рациональности. Сейчас наука уже все меньше и меньше претендует на постижение безусловной, объективной истины. Потому как, чем больше мы узнаем о мире, тем нам становится ясней, как все-таки мало мы знаем о нем и как же мы все далеки от абсолютной истины.
Что есть истина?
Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям…
Иоан.18:38
Нередко люди и в наши дни вопрошают: что есть истина? Много дискуссии ведется на эту тему; поиском истины в том или ином деле заняты иногда целые институты.
Мы часто говорим, что неверующие не знают истины ни о себе, ни о Боге. Это, конечно, так. Но все ли мы, христиане, знаем, каково наше хождение перед Богом? Не соседа, нет, его жизнь легче подвергнуть критике, а вот как Господь смотрит на каждого из нас? Интересует ли нас истина в этом плане?
Иисус Христос говорил, что многие христиане придут к дверям рая и будут стучать и просить впустить их, но услышат: «Отойдите от Меня, Я не знаю вас». Как же так получилось, что люди, называющиеся Его именем, оказались в таком непоправимом положении? Неужели они не знали о том, что чужие Иисусу? Может, Иисус скрывал, какого Он о них мнения?
В раннем детстве мы выезжали летом из Ленинграда в пригород подышать свежим воздухом. Папа брал нас в лес.
— Хочешь, сынок, услышать свой голос со стороны?
— Хочу!
— Крикни громко-громко.
Сколько я ни кричал, ничего не услышал.
— Не так. Ты крикни и замолчи, чтоб было тихо-тихо, — и тогда вернется к тебе твой голос…
Сколько христиан сегодня громко говорят: «Господи! я люблю Тебя, благодарю Тебя, что я Твое дитя!» Остановитесь! Слов уже было сказано много. Послушайте, что теперь о вас скажет Господь. Затихните. Своими громкими словами вы заглушаете Его голос. Неужели вам не интересно, что Господь хочет сказать о вас лично? Попросите Его сегодня: «Скажи, Господи, истину о моем духовном состоянии. Как Ты смотришь на меня? Доволен ли Ты мной, или я причиняю Тебе одни огорчения?»
Оставшиеся вне дверей Царства Божьего, которым Иисус сказал: «Я не знаю вас», — живя на земле, по-видимому, не интересовались мнением Иисуса. Они были довольны тем, что сами думали о себе. Имея полный достаток, здоровье, они думали, что с ними все благополучно. Но ведь солнце и дождь Бог посылает в равной степени и праведным и злым. Вы пользуетесь всеми благами, но и грешник живет безбедно, а зачастую даже лучше. Но Господь смотрит на вас и на него по-разному.
Вспомните Пилата: он задал Иисусу вопрос, а сам не пожелал даже выслушать ответ — вышел к Иудеям. Его совершенно не интересовала истина. Если бы ему действительно хотелось узнать о ней, он бы не отступил, как Вартимей: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня! Скажи мне, что есть истина. Почему Ты молчишь, ведь я искренне хочу знать, что есть истина? На меня возложена высочайшая ответственность — вынести окончательное решение: предать Тебя на смерть или освободить. Я должен знать, что есть истина, чтобы не сделать зла ни Тебе, ни себе». Если бы Пилат с такой жаждой расспрашивал Иисуса об истине, то, возможно, получил бы ответ. Но истина ему, как видно, была не нужна, поэтому, не дождавшись ответа, он удалился.
О, если бы многие христиане со всей серьезностью сегодня спросили: «Скажи, Господи, что Ты думаешь обо мне?» Искренним сердцам Иисус ответит
Он непременно напомнит все наши вчерашние дела, обратит внимание на наши взаимоотношения в семье; родителям укажет, где они были неправы; детям — в чем были непослушны. Конечно, за некоторые дела нам станет стыдно, придется поторопиться просить прощение
А некоторым Он, возможно, скажет: «Если не покаешься, Я извергну Тебя из уст Моих», — такова истина. Только будьте внимательны. Задав Богу вопрос, помолчите, дайте простор Духу Святому, и Он скажет вам все, что думает о вас.
Когда Господь откроет истину вашего состояния и вы увидите себя в неприглядном свете, не нужно говорить. «А, другие еще похуже меня…» Вы хотели узнать правду не о соседе, а о себе, — поэтому не уходите, не выслушав ее, как Пилат. Примите все обличения Господни и непременно попросите прощение и у ближних, и у Господа.
«Самих себя испытывайте, исследуйте самих себя…» — призывает Господь. Не беда, если от полученного ответа у вас испортится настроение и вы увидите себя в зеркале не таким, каким привыкли считать. Если кто-то скажет, что на лице или одежде у вас грязь, разве вы не умоетесь и не перемените запачканную одежду? Неопрятными неприлично появляться в обществе! Тем более, когда Слово Божье указывает на наше неприглядное духовное состояние, неужели останемся равнодушными?
Кто сегодня узнает горькую правду о себе, поспешите к Голгофе, к источнику жизни, к источнику, омывающему всякий грех, чтобы в вечности не услышать горьких слов отвержения.
Прошу вас, поспешите примириться с Богом!
М.И.Х.
Сюжет картины
Картина написана на известный евангельский сюжет. Она изображает эпизод суда прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом, обвинявшемся в покушении на захват власти в Иудее. Название картины («Что есть истина?») представляет собой цитату из Евангелия от Иоанна (Ин. 18:38).
Таким образом, картина Ге изображает момент, когда Пилат, перед тем как покинуть преторию (дворец прокуратора), задаёт Иисусу вопрос, оставшийся в тот момент без ответа, хотя последователям Христа этот ответ был уже известен: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).
П. А. Флоренский так комментировал это место Библии:
Передаваемые образы
Николай Ге в картине «Что есть истина» передал образ Понтия Пилата, отвечающего за порядок и сохранения существующего устройства общества. Христос в качестве пророка мешал сохранять действующей власти господствующее влияние, а также воздействовал на умы людей, заставляя задумываться о нравственных началах, добре и зле, жизни и смерти. Понтий Пилат гордо держит голову, пытаясь укорить Христа, объяснить ему, что образ проповедника лжив и смешон. Его собеседник внимательно слушает прокуратора, не перебивая его монолог. Христос и Пилат не выясняют, что есть истина, так как первый собеседник знает это, а второй, облаченный в мантию, наделенный властными полномочиями, боится услышать правду.
Образ Иисуса в картине имеет некоторые особенности. С эпохи Возрождения люди привыкли видеть его физически рослым человеком, с уточненным лицом и изысканными чертами лица. В сюжете предстает перед зрителями несколько иной образ. Христос строг, скромен, изнурен. Ходит легенда, что родственница Ге, посмотрев на картину «Что есть истина», упрекнула художника в том, что они изобразил некрасивый образ: у Христа почерневшие глаза, взлохмаченные волосы, угрюмый взгляд. Замечание близкого человека возмутило великого мастера. Он ответил, что человек красив не внешними, а внутренними достоинствами. Прежде всего, он должен быть умен, скромен, добр, разумен. Только сочетание благовоспитанности и щедрости, жертвенности выдает в нем великую личность, но никак не красота его тела или лица.
Вернемся к Понтию Пилату. Его образ в картине кричит об обеспеченности, влиянии. Что стоит его одежда, надменное выражение лица, а также гордая осанка? Ге в его образе сосредоточил не только пороки общества того времени, но и пытливый ум, который пытался разгадать тайну Христа. Конечно, никто в то время не имел смелости называть себя пророком и сыном Божьим. Пилат пытался понять Христа, а также свои ощущения к этому еврею, который без богатства был щедр, без любви был одарен ею сполна.
Что такое истина
Происхождение и значение понятия
Так много трактовок и понятий у этого понятия, масса мыслей, множество цитат. Слово произошло от старославянского «истъ», «истовъ», что имеет значение — «сущий, истинный».
В разных словарях есть следующие определения этого понятия:
- То, что есть здесь и сейчас и соответствует действительности, то же самое, что правда.
- Идеал познания, заключающийся в совпадении мысли и действия, в правильном понимании, знании того, что происходит в объективной действительности.
- Положение, суждение, утверждение, которое основано на житейском опыте.
- Философское понятие: то состояние, когда сознание человека адекватно отображает то, что объективно существует.
- Гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль действительно истинна, если она соответствует предмету.
Размышляя над всеми понятиями и определениями одного и того же слова, появляется мысль, что должно быть что-то, что объединило бы все это в одно целое. Лучше всего об этом сказано в главной книге человечества, в которой есть ответы на все вопросы, включая и этот.
Истина — образ бытия Господа нашего, который был воплощен в исторической Личности Иисуса Христа. Иисус сказал Ему:
Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин.1:17).
Христос ответил на вопрос Пилата, только Пилат не захотел услышать и принять этот ответ (Ин. 18:36-38).
А) Закон.
Любой народ всегда нуждался и нуждается в железной
узде закона, иначе анархия быстро погубит его. Поэтому всегда и везде
издавались законы. Из всего, что придумано в истории, лучшим считается:
«Кодекс Хаммурапи», «Римское право», «Демократия».
Но Ветхий Завет Библии, данный Самим Богом превосходил всё. О нем
восторженно говорит 118 Пс. 142 ст. «Закон твой истина». Но Сам Господь
внёс в него поправки и превратил в Новый Завет, доведя до совершенства.
И что можно поставить рядом с ним?
Попробуйте отыскать изъян. «Заповеди его не тяжки». Исполнение его
доставляет удовольствие, регулирует земную жизнь и ведёт к Вечной жиз-
ни. Такое придумать мог только Господь.
Почему Пилат задает вопрос об Истине?
«ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?» Спросил Пилат (Иоанн. 18) Внутри каждого человека есть стремление к познанию истины. И Было оно и в Пилате.
Иисус так и не ответил Пилату. Почему? Не хотел? Не смог? Нет. Просто не успел. Пилат, сказав это, вышел к Иудеям. И вернулся, уже «накачанный» иудеями. Молча, отдал Иисуса на истязание. Но вопрос остаётся жить. Он и сегодня звучит в умах не разучившихся думать. Художник Николай Ге запечатлел на полотне этот момент встречи Пилата с Иисусом. И картина называется «Что есть истина?» А что ответили бы вы на это?
Надеюсь, читатель не столь занят, как правитель Иудеи, и у него найдёт- ся время послушать об истине. Есть истины с малой буквы, прежде о них.
Среди многих путей в лабиринте есть только один верный, веду- щий к выходу. Это истинный путь.
Среди множества толкований есть только одно правильное. Это истина данного вопроса.Рассматриваются всевозможные варианты, ищется единственно верный из них. Его тоже можно назвать истиной.
Это всё относительные истины, они с малой буквы. Их бесконечно много, как и деталей, из которых складывается наше Бытие, которое мы веками пытаемся осмыслить. Они нужны, и имеют свою ценность.
Истина не даётся легко, её добывают годами, веками, тысячелетиями. Например, о мире, в котором мы живём. Добытое порою казалось на- столько правдоподобным… ну… истина, да и только. Но проходит время и всем видно, что ошиблись.
Геоцентрическая картина мира Птолемея (вся вселенная вращается во- круг Земли) прожила дольше библейского Мафусала. Коперник проводил её в «последний путь», убедив мир, что истинной картиной мира является Гелиоцентрическая система (всё вращается вокруг солнца).
Но прошло несколько столетий, и Эйнштейн произнёс: «прости, Копер- ник», и прикрыл глаза почившему детищу Коперника, его теории. Что будет дальше — покажет история. Но то, что предложил Эйнштейн — теория относительности, оказалось настолько неожиданным и смелым, сильным и в слове и деле: её формулы помогли расщепить атом и высвободить страшного ангела смерти. Один взмах его «меча» — и уничтожен японский город Хиросима.
Это уже не просто узнанная истина о неведомых прежде силах, это познанная истина, и она обладает освобождающей силой. Или взять во- прос: как возник наш мир?
Шесть тысяч лет шло человечество через мифы, легенды, сказки, через ошибки и заблуждения к идее Большого Взрыва. Это всемирно признанная теория, даже созвучная некоторым Библейским текстам. Кажется, наконец, добрались до истины, но уверенности нет ни в чём.
Всё это примеры поиска и добычи истин с малой буквы.
Истина Иисуса Христа
Но Христос начал пояснять Пилату о другой Истине — с боль- шой буквы. Это то, как понимает Сам Творец, а не мы. То, что видят Боже- ственные Очи, а не наши. То, что есть на самом деле. Поясним примерами.
Почему Пилат задает вопрос об Истине?
«ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?» Спросил Пилат (Иоанн. 18)
Внутри каждого человека есть стремление к познанию истины. И Было оно и в Пилате.
Иисус так и не ответил Пилату. Почему? Не хотел? Не смог? Нет. Просто
не успел. Пилат, сказав это, вышел к Иудеям. И вернулся, уже «накачанный»
иудеями. Молча, отдал Иисуса на истязание. Но вопрос остаётся жить.
Он и сегодня звучит в умах не разучившихся думать. Художник Николай Ге
запечатлел на полотне этот момент встречи Пилата с Иисусом. И картина
называется «Что есть истина?» А что ответили бы вы на это?
Надеюсь, читатель не столь занят, как правитель Иудеи, и у него найдёт-
ся время послушать об истине. Есть истины с малой буквы, прежде о них.
Среди многих путей в лабиринте есть только один верный, веду-
щий к выходу. Это истинный путь.
Среди множества толкований есть только одно правильное. Это
истина данного вопроса.Рассматриваются всевозможные варианты, ищется единственно
верный из них. Его тоже можно назвать истиной.
Это всё относительные истины, они с малой буквы. Их бесконечно
много, как и деталей, из которых складывается наше Бытие, которое мы
веками пытаемся осмыслить. Они нужны, и имеют свою ценность.
Истина не даётся легко, её добывают годами, веками, тысячелетиями.
Например, о мире, в котором мы живём. Добытое порою казалось на-
столько правдоподобным… ну… истина, да и только. Но проходит время
и всем видно, что ошиблись.
Геоцентрическая картина мира Птолемея (вся вселенная вращается во-
круг Земли) прожила дольше библейского Мафусала. Коперник проводил
её в «последний путь», убедив мир, что истинной картиной мира является
Гелиоцентрическая система (всё вращается вокруг солнца).
Но прошло несколько столетий, и Эйнштейн произнёс: «прости, Копер-
ник», и прикрыл глаза почившему детищу Коперника, его теории. Что будет
дальше — покажет история. Но то, что предложил Эйнштейн — теория
относительности, оказалось настолько неожиданным и смелым, сильным
и в слове и деле: её формулы помогли расщепить атом и высвободить
страшного ангела смерти. Один взмах его «меча» — и уничтожен японский
город Хиросима.
Это уже не просто узнанная истина о неведомых прежде силах, это
познанная истина, и она обладает освобождающей силой. Или взять во-
прос: как возник наш мир?
Шесть тысяч лет шло человечество через мифы, легенды, сказки, через
ошибки и заблуждения к идее Большого Взрыва. Это всемирно признанная
теория, даже созвучная некоторым Библейским текстам. Кажется, наконец,
добрались до истины, но уверенности нет ни в чём.
Всё это примеры поиска и добычи истин с малой буквы.
Истина Иисуса Христа
Но Христос начал пояснять Пилату о другой Истине — с боль-
шой буквы. Это то, как понимает Сам Творец, а не мы. То, что видят Боже-
ственные Очи, а не наши. То, что есть на самом деле. Поясним примерами.
Без надежды на бессмертие
В своем религиозном творчестве Николай Николаевич Ге никогда строго не следовал православной традиции. Он шел от себя, от своего понимания, видения, мировоззрения, которое отражало всю сложность идейных и художественных исканий его времени. Казалось, Ге не расставался с Евангелием, бесконечно цитировал его, но он читал его по-своему, увлекаясь теориями новейших толкователей христианства, Давида Штрауса и Эрнеста Ренана, которые на рубеже XIX-XX веков пользовались большой популярностью у интеллигенции. Штраус принимал из Евангелия только то, что счел историческим, остальное же считал «легендарным» и относил к области мифологии. Сюда, разумеется, входили все чудеса и исполнения пророчеств. Ге, отчасти, соглашается со Штраусом:
«В историческом смысле Евангелие легендарно, — писал художник. — Но, в смысле истинной жизни духа, оно есть сама истина». Евангелие для него — не подлинный исторический факт, а скорее иносказание, легенда, выражающая истины духовной жизни.
На творчество Ге во многом повлияли и религиозные взгляды Толстого. Подобно Толстому, всю силу Евангелия он видит не в богочеловеческой Личности Христа, а в Его этическом учении, которое выражено в Нагорной проповеди. Личное бессмертие и личное воскресение Христа Толстой совсем не принимает: «Ни за что не поверю,— писал Лев Николаевич, — что Он воскрес в теле, но никогда не потеряю веры, что Он воскреснет в своем учении».
Пожалуй, и весь «Страстной цикл» художника Ге не оставляет нам никакой надежды на бессмертие.
Закончив «Страстной цикл» в 1894 году, художник неожиданно скончался в возрасте 63 лет. Он вернулся в свой родной хутор из поездки в Петербург и плохо себя почувствовал, в тот же вечер его не стало.
* * *
Многие современники Ге не приняли его творчества. Воспитанные в христианской традиции, они увидели в его картинах на евангельскую тему прежде всего подмену, выхолащивание Благой Вести..
В сегодняшнее время мы живем в обществе, где сострадания очень мало, где люди всячески стараются избегать соприкосновения с чужой бедой, с чужой болью. Касается это не только обыденной жизни, но и отношения к евангельским событиям, которые многими воспринимаются как нечто условное, не настоящее. И в этом плане картины Ге, показывающие всю реальность и весь ужас случившегося на Голгофе, может быть, способны сломать те психологические барьеры, которыми люди привыкли отгораживаться от жизненного трагизма.
Однако этого, с позиции человека верующего, явно недостаточно. Христианство — нечто гораздо большее, нежели простое человеческое сострадание. Христианство дает надежду — в отличие от идей, стоящих за картинами Ге. Они, эти идеи, при всей их гуманности, не снимают главную проблему: они не освобождают нас от невыносимого давления смерти. В таком мировоззрении нет ни веры, ни надежды. Если убрать воскресение — то что толку в сострадании? На что опереться человеку, если все кончится тем, что на его могиле лопух вырастет? Иначе говоря, сострадание, которое пробуждают картины Ге — безнадежное. Оно не дает перспективы, не укрепляет человеческое сердце.
К сожалению, этого сам Николай Николаевич Ге не понимал. Но для нас его богоискательство — лишний повод задуматься о том, к чему пришел и он сам, и те его современники, которые поставили во главу угла социальные и нравственные проблемы, забыв или отвергнув небесное, отказавшись от духовной вертикали. Чем это кончилось, мы прекрасно помним. Эти люди — светлые, добрые люди! — зашли в метафизический тупик, тупик настолько безвыходный, что народ предпочел пойти даже за большевиками, «вера» которых содержала хоть какую-то глобальную надежду. И в этом смысле перед нами духовная трагедия поколения Ге. Трагедия, память о которой может нас уберечь от схожих ошибок.