Кодекс хаммурапи: основные законы, описание и история. кодекс законов царя хаммурапи

Самое главное — благополучие больных

Пункт 3 предписывает обращаться с больными в соответствии с лучшими намерениями и возможностями, а пункт 7 соответствует этому, что снова говорит об основном условии медицинской деятельности, а именно об исключительном благополучии больного.

Кроме этой группы приказов, есть запреты. Они расположены в тексте, наиболее близком к центральному обязательству. Первый (4) — запрет на введение яда; это относится как к эвтаназии, так и к прерыванию беременности, поскольку в обоих случаях действие препарата фатально.

Он сопровождается запретом на удаление мочевого камня (6), что обычно означает, что хирургические процедуры с вмешательством в полости тела запрещены. В условиях того времени такие процедуры слишком часто заканчивались смертью пациента.

Законы Хаммурапи: общая характеристика

В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден  каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи  . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.

На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст  их написан в клинописной форме.

На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата.  Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи  , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились,  сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст  судебника Хаммурапи  , разделен на три части.

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов. Вторая часть – это статьи,  в судебнике Хаммурапи насчитывалось  282 статьи.  Законы царя Хаммурапи, краткое содержание  по разделам:

  1. Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
  2. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
  3. О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
  4. Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
  5. Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
  6. Семейное право (127-195 пункты).
  7. Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
  8. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).

В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.

Публикация древнего документа и его переводы

В конце XIX века начались раскопки французских археологов на территории Персии. Главным на этих раскопках был назначен известный египтолог по имени Жак де Морган. Он проводил раскопки на месте, где в эпоху Древней Месопотамии лежал город под названием Элам. В 1901 году было сделано великое открытие – найдет столб (точнее один из его обломков), сделанный из черного камня. Совсем скоро были найдены еще два обломка столба. Сложив все его части, археологи увидели перед собой стелу с текстом. Для исследования этого памятника, его отправили в Лувр. В 1902 году удалось расшифровать название стелы – «Кодекс законов царя Вавилона – Хаммурапи». В конце 1902 года текст кодекса уже был переведен на множество европейских языков. В 1904 году появилось два русских перевода «Кодекса Хаммурапи». Открытие этого документа было великим открытием, ведь тогда наиболее древними сводами законов считались римские и даже более поздние документы. Но теперь был найден документ, которому около 4 тыс. лет. Проанализировав документ, некоторые ученые пришли к выводу, что он является предшественников другого свода законов – «Законов Моисея». Также данное открытие подтверждает тот факт, что некоторые предписания Библии попросту были скопированы с более ранних документов

Законы Хаммурапи повели много интересной и важной информации о экономике, праве, строении древнего общества Месопотамии. Многие историки называют Законы Хаммурапи не только один из важнейших документов Древнего Востоке, но и мировой истории в целом

Принципы правосудия (статьи 1-5)

С первых строк Закона описаны правила ведения судебного процесса. Например, наложен строжайший запрет на чародейство, лжесвидетельство и ложные обвинения (хотя меры по пресечению чародейства не были указаны).

Существовало 3 вида суда – царский (коллегиальный), храмовый и городской.

Судьями могли быть градоначальники, а их «свитой» — «старейшие и именитые» люди города. Они присутствовали при экспертизе и были свидетелями при заключении сделок. Судьи принимали жалобы и толковали законы, выносили решения по делу.

Каждое дело полагалось расследовать, однако ни розыск, ни пытки не применялись (пытать было можно только рабов с согласия их господина).

Протокол судебного процесса не составлялся, все происходило устно.

Очень многое зависело от того, кем был нарушитель — полноправным, царским человеком или рабом. Рабы считались имуществом, их карали с особой жестокостью. Особенно им любили отрезать уши – и больно, и работать может.

Решение суда формально можно было обжаловать перед царем (на практике не применялось). Однако судья не имел право отказаться от уже вынесенного решения, иначе он лишался должности и приговаривался к 12-ти кратному возмещению ущерба потерпевшему. Это делалось либо для пресечения коррупции, либо для соблюдения принципа «не дважды за одно и то же».

Отрицательные черты законов Хаммурапи

  • Испытание водой как один из видов доказательств в судопроизводстве. Кроме свидетельских показаний, которые были основным способом установления истины в споре, широко применялось и испытание водой. Суть «доказательства» заключалась в следующем: обвиняемого в преступлении бросали в воду с сильным течением. Если он не тонул, а выживал, то считался невиновным. В обратном случае – вина считалась доказанной за счет божественного вмешательства. На самом деле, как ни трудно догадаться, испытание водой доказывало только способность человека плавать и реальным свидетельством невиновности его считать сложно.
  • Значительное количество очень суровых наказаний. В отличие от современных законодательных актов, законы Хаммурапи содержали большое количество деяний, за которые полагалась казнь. Особенно печально, что среди них значилась и кража. Украл персик – тебя могут лишить жизни на законных основаниях. Соразмерность преступления и наказания не прослеживалась. Выяснение контекста ситуации также роли не играло.
  • Принцип Талиона – основной вид наказания. Традиция причинять обидчику тот же вид негативных последствий, что был совершен по отношению к пострадавшему, перекочевала из первобытного строя. До денежных штрафов было еще далеко, потому за выбитый зуб приходилось расплачиваться своим же зубом. «Око за око» не самый оптимальный вид наказания, даже для достаточно древнего общества.
  • Бедственное положение рабов. Законы Хаммурапи позволили несколько приблизить правовой статус низшего звена общества Вавилона к низшим слоям населения, но до кардинальных перемен было еще очень далеко. Рабы все еще больше расценивались как орудия труда и вещи, а не полноправные люди. За устное оскорбление представителя высшего сословия вардуму отрезали ухо.
  • Неравные права между представителями формально свободных сословий. Выражалось в куда меньшем объеме личностных прав мушкенумов в сравнении с авилумами. Если мушкенум наносил физические повреждения авилуму, то размер наказания определялся на основании принципа Талиона. При смене ролей с авилума просто взымался денежный штраф.

Основные законы Хаммурапи

Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые самые интересные законы царя Хаммурапи из этого кодекса и их суть.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Общее значение законов Хаммурапи

Законы Хаммурапи были составлены ориентировочно почти 4 тысячи лет назад (предполагается, что они были высечены на знаменитом черном обелиске в 1760-1750-х годах до нашей эры). Автором этого правового памятника считается Вавилонский царь Хаммурапи. Несмотря на успешную деятельность по объединению практически всех земель Месопотамии в одном государстве, в веках он остался именно благодаря своей законотворческой деятельности. Законы Хаммурапи представляли собой высокий черный базальтовый столб, на котором были высечены 282 статьи, призванные регулировать общественную и частную жизнь всех жителей Вавилона. Историки утверждают, что большая часть законов не была разработана самим Хаммурапи, а представляла собой первый унифицированный свод законов древнего времени.

До его вступления в законную силу все спорные ситуации рассматривались по обычаям первобытного строя и на основании решения местного старейшины или мудреца. Не самая совершенная судебная система: нередко одно и то же деяние могло быть трактовано двумя ответственными за правосудие лицами противоположным образом. Законы Хаммурапи усовершенствовали правовую систему и позволили немного приблизится к единообразной практике рассмотрения противоправных действий, и надлежащего поведения для всех граждан.

Донесение предписаний Хаммурапи осуществлялось с помощью глиняных дощечек, на которые клинописью наносилось содержание норм и правил поведения. Наряду с традиционными постулатами, характерными для большинства обществ той эпохи, законы Хаммурапи содержали и несколько любопытных нововведений, значительно продвинувших законотворчество вперед.

Уголовные преступления против личности, государства и царя

За уголовные преступления, согласно Кодексу Хаммурапи, следовали тяжелые наказания вплоть до смертной казни, которая могла применяться в тридцати разных случаях. Основной принцип наказания, на который опирались вавилонские законодатели, гласил: «Око за око!» То есть наказание должно было быть равнозначно совершенному преступлению. Так, например, сыну, который ударил своего отца, согласно Кодексу, отрезали руку. Но существовали и отступления от этого принципа. Например, раб, который ударил своего господина, наказывался ударами плетью, если же пострадал сам раб и не от своего хозяина, то провинившийся должен был выплатить денежный штраф хозяину пострадавшего. Нанесение ран в драке между равными по социальному положению и происхождению людьми влечет за собой возмещение затрат на лечение, правда, виновный должен был доказать отсутствие злого умысла. Что касается женщин, то к ним смертная казнь применялась, например, из-за «утомления» невестки. Также особенностью Законов Хаммурапи в отношении женщин является тот факт, что причинение им телесных повреждений не считалось преступлением, кроме случаев, когда в результате побоев у женщины случался выкидыш. Тогда обидчик обязан был выплатить денежный штраф. Судей как таковых в Вавилоне не было, их функции выполняли, как правило, чиновники или наиболее влиятельные жители города.

Переводы Законов Хаммурапи

Уже в 1902 году Жан Шейл опубликовал в своем труде «Записки о персидской миссии» текст законов на аккадском языке и его перевод на французском. В дальнейшем текст Кодекса стал переводиться на многие европейские языки. Так, уже в конце 1902 года германские ученые Винклер и Мюллер опубликовали текст стелы на немецком. В 1903 году Законы Хаммурапи стали доступны на английском и итальянском языках. В России перевод был сделан в 1904 году Лопухиным, правда, только с европейского языка. Перевод на русский с оригинального текста был совершен историком Дьяконовым только в 1914 году. Всего же в 20 веке было сделано более тридцати переводов текста законов Хаммурапи на разные языки мира.

Особенности государственного строя Вавилона

Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.

Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.

В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.

Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.

Это интересно: 812,Султан Сулейман исторические факты

Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»

Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст.ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст.ст. 154, 158).

Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона — «равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии.

Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.

Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем в каком- либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.

Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», — то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).

В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей.

Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).

Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.

Таким образом, можно сделать вывод, что ЗХ преимущественно защищали права господствующего класса рабовладельцев.

Законы Хаммурапи: система и принципы

Именно стремлению зафиксировать различные нововведения в правление царя Хаммурапи и обязаны своим появлением Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Свод судебных правил был записан в самом конце царствования знаменитого правителя – около 1750 г. до н. э. – и должен был сохранить на будущее плоды судебно-реформаторской и административной деятельности царя.

Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.

Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной системе. Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов. Начинает текст законов особое Введение (в значительной степени повторяющее Введение из Законов Липит-Иштара). В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений: «Дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого… доставлять стране благополучие». 1-й раздел (ст. 1-5) заключал общие правила об отправлении правосудия; 2-й раздел (ст. 6-25) – правила охраны собственности царя, храмов, общин; 3-й раздел (ст. 26-41) посвящался охране имуществ, полученных от царя за службу; 4-й раздел (ст. 42-67/71) операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних; 5-й раздел (ст. 78/88-126) – торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей; 6-й раздел (ст. 127-195) – семейному праву; 7-й раздел (ст. 196-214) охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения; 8-й раздел (ст. 215-282) – правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях.

Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой ассоциативности (в системе Законов еще не было особых юридических приемов). Так, после статей, посвященных отношениям отца с усыновленным и возможных пренебрежениях взаимным долгом, шла статья о наказании сына за избиение отца, завершавшая раздел о семейном праве; а первая статья следующего раздела – 196-я – вообще начинала перечень возможных повреждений в результате избиения одного человека другим. Статьи описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каждая статья и начиналась с «Если…»). Такое построение правовых норм характерно для всего древнего права, не стремившегося к излишним и не полезным для тогдашней практики обобщениям; оно получило название казусного (от латинского casus – случай).

Другим характерным принципом законов был в значительной мере религиозный смысл тех запрещений, которые предписывались или подразумевались. Хаммурапи объявил противоправными и наказуемыми такие же действия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, всякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение установленного богами порядка и, соответственно, особого положения других лиц. О многих таких конкретных совпадениях напоминает свиток древневавилонских заклинаний «Шурпу», относящийся, правда, к более позднему времени (XII в. до н. э.)

Положительные черты законов Хаммурапи

  • Улучшение положения самого низшего сословия вавилонского общества – вардумов (местное название рабов). В отличие от многих других государств и образований того времени, на основании законов рабам было разрешено вступать в брак с представителями более высоких слоев населения. За детьми сохранялись права и привилегии более высокого сословия. Подобная статья незначительно, но улучшала все еще незавидное положение вардумов, снижала социальную напряженность и немного очеловечивала рабов в глазах других жителей Вавилона.
  • Законодательное установление ограничения сроков нахождения в рабстве для лиц, которые в него попадали из-за задолженностей перед ростовщиками. В древнем Вавилоне было удивительно легко попасть в рабство. Достаточно было не возвратить долг кредитору и он имел право забрать любого из членов семьи должника в рабство. Причем без всяких ограничений. Вне зависимости от размера задолженности. Законы Хаммурапи закрепили срок в 3 года и установили запрет на убийство таких рабов (по обычаям тех времен, убийство раба считалось не лишением жизни, а нанесением материального ущерба в виде порчи имущества).
  • Материальное обеспечение семей погибших воинов. Очень важный закон для нормального функционирования общества Вавилона. Хаммурапи прославился не только своим сводом законов, но и объединением всей территории Месопотамии в одном государстве. Подчинение разорённых племен и общин требовало использования грубой военной силы. Сопровождалось большими потерями среди вавилонских воинов. Множество семей оставалось без кормильцев. Несмотря на привычную картину с постоянными войнами по всему миру, именно в законах Хаммурапи впервые была заложена первая социальная помощь для семей погибших.
  • Создание прообраза презумпции невиновности. В одной из статей законов Хаммурапи утверждалось, что не может быть признанным вором то лицо, которое не было поймано на месте преступления. Это простое: «не пойман – не вор» можно рассматривать как первый кирпичик фундамента одного из важнейших институтов современного уголовного и гражданского права.
  • Закрепление суровой ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Естественно, что формулировка была не такой вычурной, но ее суть сводилась к простой ситуации: в случае, если ты обвиняешь человека в убийстве и выясняется, что он невиновен, то тебя самого казнят. Хороший стимул быть более избирательным и обходительным в случае спорной и неоднозначной ситуации. Защищало честных людей от клеветы со стороны недоброжелателей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector