Валаамский монастырь на валааме: где расположен, история, описание

Достопримечательности Валаама

Весь ансамбль достопримечательностей Валаама в основном состоит из церквей, скитов и уникальных природных объектов. Осмотреть все достопримечательности за один день невозможно, поэтому на территории острова так много гостиниц.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – главный культурно-религиозный объект острова. Он расположен на небольшом холме, поэтому попасть в монастырь можно по лестнице, которая начинается у самой Монастырской бухты. Во владении монастыря нельзя делать фотоснимки;

Воскресенский скит – он состоит из двух частей – нижней и верхней церквушек. Согласно известной легенде именно здесь Андрей Первозванный поставил крест;

Гефсиманский скит – выполнен из кирпича снаружи и из дерева внутри. Напротив скита располагается одноименная часовня;

Коневский скит – выстроен из дерева и расположен внутри леса на опушке. Создает впечатление чего-то первозданного и даже сказочного;

Владимирский скит – построен в начале 21 века и считается самым “молодым” скитом. Он является резиденцией Патриарха России и разительно отличается от других скитов своей архитектурой;

часовня Ксении Петербургской – с часовни открывается замечательный вид, а вокруг имеют множество скамеек для уставших путников;

остров Скитский – попасть на остров можно только через Владимирский мост. На острове много красивых природных объектов: дубовая роща, монастырский сад с виноградом, яблоками, дынями и арбузами, прибрежные скалы и многое другое;

скит всех Святых – первейший скит Валаама, который отличается тишиной и немноголюдностью. Рядом со скитом располагается часовня Крестных страданий;

Краеведческий музей – здесь собраны экспонаты, повествующие о быте и занятиях местного населения. Здесь также расположена сувенирная лавка и административная служба, с помощью которой можно заказать транспорт или экскурсию;

часовня иконы Божьей Матери “Знамение” – была построена в честь посещения императором Александром Вторым острова;

Никоновская бухта – находится в западной части острова. Сюда могут пришвартовываться крупные суда и даже теплоходы. Ряжом с бухтой расположена возвышенность, с которой открывается замечательный вид на окрестности;

Предтеченский скит – построен на месте рыбацкого поселка в 19 веке. Сейчас на ските проживают монахи, которым запрещено общаться с мирянами, поэтому доступ туристам в скит закрыт.

Не стоит забывать, что Валаам – монастырский остров, поэтому посещение многих объектов запрещено из-за нарушения устоев жизни монахов и иноков. Однако, никто не запрещает гулять по живописным местам острова, которого сама природа наделила спокойствием и красотой.

Интересные факты о Валаамском монастыре

Монашеская обитель на острове Валаам обладает некоторыми уникальными особенностями. Например, известны следующие факты:

  • у обители есть собственная эмблема, она была создана в 2015 году;
  • ежегодно монастырь посещает около 100000 человек, преимущественно туристы, а монастырские гостиницы способны вместить до 200 человек одновременно;
  • из-за большого наплыва туристов и паломников игумен Панкратий вносил предложение установить особую процедуру посещения Валаама для гостей острова, определить четкое максимальное число паломников за сезон, чтобы сократить нагрузку для природы острова и для монастырских гостиниц.

Интересно, что принять постриг в Валаамской обители достаточно сложно — из 20 трудников в среднем только 1 остается для того, чтобы начать здесь иноческую жизнь. Связано это со строгостью устава, не каждый находит в себе силы для его соблюдения.

Правила посещения Валаамского монастыря

Валаам является популярным туристическим объектом, однако не следует забывать, что остров принадлежит действующему мужскому монастырю. Для всех без исключения гостей и паломников Валаамская обитель устанавливает довольно строгие правила.

  • Гости Валаама должны находиться в закрытой одежде, передвижение по территории монастыря в спортивных, пляжных или открытых нарядах, в шортах и мини-юбках недопустимо.
  • Мужчины при входе в действующие храмы должны снимать головные уборы, а женщины быть с покрытой головой и в длинных юбках.
  • На территории монастыря нельзя ни курить, ни распивать спиртные напитки, запрещены крики, пение, громкий смех и использование звуковой аппаратуры.
  • Запрещена видео- и фотосъемка — это относится не только к профессиональной, но и к любительской съемке, для того, чтобы сделать фото Валаамского монастыря, нужно разрешение игумена.
  • На территорию монастыря нельзя проводить домашних животных и проносить птиц.
  • На территории обители нельзя проводить какие-либо общественные мероприятия или религиозные действия, помимо разрешенных монастырем, а посещать храмы во время богослужений можно только согласно внутреннему уставу обители.

Разумеется, туристам на Валааме нельзя разводить костры либо собирать грибы и ягоды, вести охоту и рыбную ловлю, заниматься торговлей или вывозить с острова предметы с исторической и культурной ценностью.

Календарный вопрос коснулся и Валаама

После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть «русской», Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.

Фото: valaam.ru

В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.

В 1946 перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь.

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, надо подняться в гору на 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, которые веками возделывают монахи. Напротив входа в монастырь – часовня, в центре которой икона Божьей Матери «Знамение». Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и членами его семьи. Названная Царской, она построена из карельского мрамора с цоколем из серого гранита.

Строение в виде каменной арки с треугольным фронтоном, куда вставлен каменный медальон с высеченной надписью о посещении монастыря царской семьей. Знаменитые писатели, художники и композиторы также любили посещать святое заповедное место.

Недалеко от Святых Врат монастыря – памятник Андрею Первозванному. Один из 12 апостолов, Андрей Первозванный первым призван Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году на Валаам из Греции принесены мощи апостола Андрея, имя которого почитается на Руси. Памятник первому ученику Христову в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор созерцает каждый прибывший на остров. Нижний храм освящен во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой – образ «Господь Вседержительс предстоящими» изображает преподобных Сергия и Германа, коленопреклоненно молящихся на Валаамскую обитель. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона мироточила.

В соборе – список Валаамской иконы Божьей Матери. Богородица, одетая в темно-вишневый плащ, держит Младенца, левая ручка которого благословляет. По молитвам у Валаамского образа Божьей Матери сотни больных получили исцеление. В 2005 году для беспрецедентной миссии с иконы была написана уменьшенная копия. С 8 по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница с изображениями вдоль стен русских святых ведет в Верхний храм Преображения Господня. Светлый, просторный и торжественный зал вмещает 3000 человек. На храм, сооруженный в 1896 году в русском стиле, пошло 3,5 миллиона кирпичей, которые готовили на острове из местной глины. Стены и иконостас расписывали монахи из Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Птриарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла размещается над Святыми Вратами – главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году сняли золоченые колонны, украшавшие иконостас, и использовали для декораций в клубе. Храм реставрируется.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный источник» с простым архитектурным обликом. Фасад украшают карнизы сложного профиля и иконы в медальонах. Это больничный храм. В 1814 году в честь иконы «Живоносный источник» соорудили церковь. По инициативе благотворителей храма в 1837 году надстроили и освятили новую, верхнюю часть храма в честь Живоносной Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы освящена как трапезная церковь в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковичной грядкой на тонком глухом барабане. Стены храма прорезаны лопатками. В советское время здание занимал поселковый магазин, но здесь на своих местах сохранились 11 икон, написанных в XVIII веке специально для иконостаса.

Ежегодно с 22 мая обитель массово посещают паломники, переправа которых происходит по воде. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны – прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христианки избавляются от бесплодия.

Чудотворны находящиеся на Валааме мощи пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам – тот уголок на удаленном от цивилизации острове, где каждый человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное.

По Саровскому уставу

Согласно тяжелому для России Столбовскому мирному договору, подписанному в 1617 году, Валаамский архипелаг, равно как Ингерманландия со значительной частью Карелии, отошел к Швеции на «вечные времена». Древняя Валаамская обитель прекратила свое существование.

Православные карелы, не пожелавшие остаться под властью «лютеров», также покинули родные края. В России они обустроились в тверских и новгородских землях. Остатки валаамского братства осели в Васильевском Староладожском монастыре. А опустевшее Приладожье шведское правительство постепенно стало заселять финнами-лютеранами. На валаамских островах практически на 100 лет хозяевами стали несколько крестьянских семей.

Однако в начале XVIII века в результате Северной войны, победоносно завершенной Петром I, Карелия и Валаамский архипелаг вновь вернулись в состав России. Валаамский монастырь, возобновленный указом Петра I, уже не мог стать объектом шведского нападения.

Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года. В центре изображён Пётр I. А. Е. Коцебу, 1846

До последней четверти XVIII века обитель на Валааме ничем не отличалась от большинства российских монастырей, кроме островного положения. Фактор удаленности стал причиной отправки туда на исправление провинившегося духовенства. Такое соседство не могло положительно влиять на братию, делая ее или надзирателями, или соучастниками мелких бесчинств ссыльных.

В середине XVIII века обитель бедствовала. В апреле 1754 года страшный пожар уничтожил почти все постройки; спасти удалось несколько книг и икон. Вклады императрицы Елизаветы помогли компенсировать ущерб, но в 1764 году последовала новая беда — монастырская реформа Екатерины II вывела обитель за штат и лишила угодий на материке.

Первым поворотным событием в новой истории Валаама стало назначение игуменом преподобного Назария, прежде пребывавшего в Саровской обители. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил просил настоятеля Саровской пустыни иеромонаха Пахомия отпустить на Валаам Назария. Пахомий возражал, что Назарий необразован, на что получил ответ: «умников у меня и своих хватает, пришлите мне вашего глупца».

Игумен Назарий

В 1781 году Назарий прибыл на Валаам, где показал себя опытным духовным руководителем. Он ввел на островах устав Саровской пустыни, что позволило правильно организовать и упорядочить жизнь братства. Согласно этому уставу, на Валааме возможно было практиковать все три формы монашеской жизни, сложившиеся в Православной Церкви — общежительную, скитскую и отшельническую. Помимо духовного, при игумене Назарии началось и материальное строительство обители. Все бывшие деревянными здания перестроили в камне: собор, келейные корпуса вокруг в форме четырехугольника, малые церкви, ризницу, трапезную. При поддержке энергичного и умного Санкт-Петребургского митрополита Гавриила игумен Назарий сумел так наладить жизнь вверенной ему обители, что в нее вновь, как и в Средние века, потянулись люди, стремящиеся к подлинному монашеству. В 1786 году Валаамский монастырь из заштатного был переведен в III класс, а в конце века император Павел подарил ему сенокосы и рыбные ловли в Выборгской губернии, что обеспечило обитель постоянным доходом.

3

Управление Валаамским монастырём

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь является подразделением Русской Православной Церкви и включает в себя иерархически подчиненные ему подразделения: подворья, скиты, органы административно-хозяйственного управления, учебно-воспитательные и другие монастырские учреждения, необходимые для выполнения уставных целей и задач монастыря. Слово «ставропигия» переводится с греческого как «водружение креста», это указывает на то, что в ставропигиальных монастырях в древней церкви крест водружался патриархами собственноручно. В современной церкви эта традиция поддерживается тем, что Святейший Патриарх лично освящает все храмы, благословляет совершение рукоположений и постригов, руководит всеми важными событиями монастыря.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь находится под начальственным наблюдением и высшим руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который именуется Священноигуменом, с каковым титулом его имя и возносится за богослужениями. 

Непосредственное управление Валаамской обителью осуществляет Игумен, назначаемый на должность указом Святейшего Патриарха на основании решения Священного Синода. Игумен отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря. В помощь игумену существует совещательный орган монастырского управления — Духовный собор, который состоит из старшей братии обители.

 С 18 января 1993 г. игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря является епископ Троицкий Панкратий (Жердев).  На игумене монастыря лежит вся полнота ответственности за всё происходящее во вверенной его попечению обители. Игумен обители соблюдает сам и требует от братии исполнения всех предписаний монастырского Устава. 

Валаам: попытки кощунства здесь наказуемы

Фото: patriarchia.ru

В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь вскоре послал на них «великий недуг и расслабление членов», поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.

В 1163 году святые мощи были временно перенесены в Новгород. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают «под спудом». В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября.

Что посмотреть на Валааме

Валаамский архипелаг находится в северной части Ладожского озера и состоит более чем из 50 островов. Самый посещаемый, это, конечно, Валаам, место расположения Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Природа этих островов удивительна, несмотря на то, что климат довольно суров. Даже летом температура не превышает 17-19С?, а холодные ветра Ладожского озера заставляют съежиться и потеплее закутаться в ветровку.

Но иногда в самых суровых условиях расцветают самые прекрасные цветы.

Отвесные скалы с соснами, некоторым из которых больше 300 лет, бухты и озера — суровая и прекрасная природа Валаама привлекала талантливейших художников России — Рериха, Айвазовского, Шишкина.

Сегодня в монастыре продолжаются реставрационные работы, но все же он является действующим. Проводятся все службы. На территории обители проживают более двухсот насельников.

Первое, что встречает туристов на монастырском причале по прибытии на остров — это часовня иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Недалеко от нее расположен домик начальникам причала, а за ним — монастырские сады и огороды. Природный климат на Валааме довольно суров, но при этом братия выращивает клубнику, яблони, сливы, груши и даже розы. Всего на острове три сада: Верхний, Средний и Нижний. При этом яблонь в них более 2000. Знамениты они и «Аптекарским огородом», который рекомендовал монахам еще Петр I, из это «огорода» и вырос со временем Верхний сад. Землю свозили на Валаам с материка, каждый паломник знал, что лучший подарок монастырю — мешок земли.

Непосредственно перед монастырем находится Знаменская, или как ее называют, Царская часовня. Она установлена в 1858 г. в честь посещения Валаама императором Александром II с семейством. Внутри нее находится очень красивая мозаичная икона «Знамение Божьей Матери».

Далее путешественники входят в монастырь.

Стоит упомянуть о правилах посещения монастыря. Женщинам нельзя носить на территории монастыря шорты, брюки, мини-юбки, декольте, прозрачные вещи. Головной убор обязателен. Мужчинам нельзя шорты, майки, головной убор, также не приветствуются спортивные костюмы. Как говориться в чужой монастырь, со своим уставом…

Вокруг монастыря находится несколько зданий. В них проживают миряне: трудники, волонтеры. Все они трудятся на территории монастыря бесплатно. Проживание и питание им обеспечено. Здесь же есть гостиница для паломников и трапезная. Здесь их две — одна братская другая для паломников.

Именно в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре находится известная и почитаемая «Икона Валаамской Божьей Матери». С ее обретением связана удивительная история. В 1897 г. в монастыре появилась питерская паломница Наталья Андреева, которая страдала застарелой болезнью ног. Она и рассказала старцам о том, что во сне ей явилась Божья Матерь, которая поведала о своем образе  в стенах храма. Ориентируясь по сну паломницы, старцы действительно нашли икону, в кладовой за церковной утварью. После чудесного обретения иконы Наталья Андреева исцелилась. В 1940 г. с приходом советской власти монахи увезли икону в Финляндию, где она и находится по сей день в Ново-Валаамском монастыре. На Валааме же в России есть ее список (копия).

С острова Валаама на остров Никольский проложены деревянные сходни, пройдя по ним перед туристами открываются Никольский скит — одна из красивейших церквей всего храмового комплекса. К сожалению, он был сильно разрушен в советский период, но в 1983 г. начались восстановительные работы, а в 1989 г. — скит был возвращен церкви.

Путешественники могут осмотреть и другие скиты, однако, не все они открыты к посещению. В некоторые запрещен вход женщинам, а некоторые не допускают в свою внутреннюю жизнь мирян вообще. Например, Герсифманский (Желтый) скит, где на входе висят красноречивые объявления «Прятаться от дождя на крыльце храма не разрешается», «Просьба не беспокоить братию», «Посторонним вход воспрещен».

В разных местах архипелага сохранились подземные казематы и орудийные позиции — это линия Маннергейма, используемая во времена русско- финской войны. Любопытствующие могут осмотреть прорубленный в скале тайный спуск к Ладоге, а также башню наведения высотой в 22 метра. Оттуда, кстати, открывается потрясающий вид. Окопы, буквально, «вырытые в камнях» тоже весьма впечатляют.

Красивейший северный заповедник, уникальный монастырский комплекс, место исторических событий — все это Валаам

Неважно, с какой целью приезжают сюда туристы, каждый из них увозит  с собой частичку покоя и чистоты этого места. «Обитель неба на земле»

Что еще сказать!

Становление и развитие Валаамского монастыря

Первые десятилетия пустынь, на которой обосновались монахи, постоянно подвергается нападениям со стороны шведских наемников. Получив отпор от войска русского, они в бессильной злобе нападали на беззащитных монахов, сжигали и разоряли их обитель. Во время одного из таких нашествий было принято решение перенести святые мощи преподобных Сергия и Германа в Новгород. И лишь в конце 11 столетия, после того как угроза была ликвидирована, мощи были возвращены на Валаам. Однако, остерегаясь угрозы будущих набегов и осквернения святыни, было принято решение схоронить их глубоко внутри скалы, в специально вырубленной для этого могиле. И поныне святыня хранится в этом месте.

Собор Спаса Преображения

Более активное развитие началось в середине XIV века, после заключения мира со шведами. Шведский король Магнус Второй, пытаясь попасть на главный остров архипелага, после безуспешных попыток и многих дней скитания по морям, принял решение отречься от престола. Он прекратил попытки развязать войну. Более того, сменив царский сан на простую рясу священника, он познал истину и стал носить имя Григорий.

Вплоть до 16-го столетия монастырь активно развивается. Правящие в разные годы цари государства Российского с особой благосклонностью и заботой относятся к святыне. Они освобождают тамошние земли от налогов и сборов, а природу островов защищают особыми указами, запрещая, в том числе, охотиться и вырубать леса.

Собор Спаса Преображения

Трагическая история, не раз выпадавшая на долю монастыря, повторилась в 1578 году. Шведы вновь развязали захватнические войны. Подвергая истреблению и гонениям карелов, они напали на Валаамский монастырь и безжалостно порубили мечами старцев и послушников, не отказавшихся от своей веры – Православия.

Несколькими годами позже еще одно горе и испытание выпало на долю иноков этой обители. Эпидемия чумы, вспыхнувшая внезапно и стремительно, унесла жизни множества служителей церковного комплекса. А затем шведы окончательно разорили святыню, уничтожили практически все, что было создано здесь, — церкви и кельи монахов, трапезную и всю отраду. Все было сожжено, разграблено, разрушено. Многие монахи прятались в окрестных лесах, не желая покидать священные земли, некоторые продолжали служение господу на территории Антониев-Дымского монастыря.

Церковь Петра и Павла, Келейный корпус

Истинное развитие обители началось в конце XVI – начале XVII веков, после заключения очередного мира со шведами. Царь Руси, в то время – Федор Иоаннович, выделил из государевой казны средства и вновь отстроил обитель. Были возведены церкви, кельи, трапеза и другие строения, восстановлена ограда комплекса. Дальнейшее развитие и расширение обители привлекло на его территории множество людей верующих. Создается и обустраивается 12 скитов, что в конечном итоге дает возможность и основание именовать монастырь Великою Лаврою.

Церковь Петра и Павла

Трудные времена не раз выпадали в виде испытаний на долю иноков. Не обошла беда стороной и в самом начале XVII века. В то время правил обителью игумений Макарий, когда коварное нашествие шведов принесло на святые земли полное разорение, погибель многих истинных служителей Православия.

После этого на земле обосновались захватчики, построив свои дома на святой земле, стремясь полностью искоренить следы православия. Более ста лет территории находились в ведении шведского короля, а иноки были либо уничтожены, либо изгнаны с этих земель.

Церковь Валаамской иконы Божией Матери

Скиты Валаамского архипелага

Скиты Валаамского монастыря заслуживают отдельного рассмотрения. Небольшие храмы и жилые постройки на малых островах архипелага обладают огромным религиозным значением и богатой историей.

Белый скит

Белый скит, или Скит Всех Святых, располагается на одноименном Скитском острове. Основан скит был в конце XVII Iвека, изначально обладал несколькими братскими корпусами и каменным храмом. В Белом скиту действуют особенно строгие правила — для женщин-паломниц вход сюда практически воспрещен, посетить территорию скита можно только в день Всех Святых во время крестного хода.

Скит Иоанна Предтечи

Скит на Предтеченском острове был построен в 1855 году и в то время представлял собой простую деревянную часовню. В 1858 году на ее месте была возведена деревянная церковь с колоколом, отлитым специально для Валаамского монастыря еще при Борисе Годунове. По состоянию на начало ХХ века в скиту хранились древние кресты XVII и XVIII векоы, а также прах схимонаха Иона, почитаемого на Валааме.

В настоящее время в ските по-прежнему живут монахи. Однако попасть на экскурсию в обитель нельзя — Предтеченский скит полностью закрыт для посещений.

Красный скит

Красный скит, который называют еще Воскресенским или Новоиерусалимским, расположен в южной области острова Валаам. По легенде, именно на этом месте был изначально установлен крест самим апостолом Андреем Первозванным. В 1846 году на месте креста была возведена деревянная часовня, а в начале ХХ века ее сменил двухэтажный храм. Свое неофициальное название, Красный, скит получил за то, что постройки его выполнены из красного кирпича.

Скит Николая Чудотворца

Небольшая обитель на Крестовом острове была построена в середине XIXвека и изначально состояла из церкви Николая Чудотворца и церкви Иоанна Дамаскина. Через несколько лет после постройки были дополнены каменным корпусом с кельями для братьев, также в XIX веке в часовне Николая Чудотворца располагался маяк, в окнах зажигали свет фонаря в особенно темные ночи.

Коневский скит

Коневский скит располагается на острове Коневец на берегу Игуменского озера. Освящение обители состоялось в 1870 году, но в середине XX века при советской власти скит был разобран. В 2004 году его восстановили и освятили заново. Скит известен тем, что неподалеку от него в прежние времена находилась келья игумена Дамаскина — настоятеля монастыря в период с 1839 по 1881 год, внесшего большой вклад в развитие и процветание Валаама.

Гефсиманский скит

Гефсиманский, или Желтый, скит располагается неподалеку от горы Елеон и включает в себя Вознесенскую часовню, часовню «Моление о чаше» и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Основан скит был в начале ХХ века, в годы советской власти довольно сильно пострадал, на территории обители до сих пор ведутся реставрационные работы. Заново освящен скит был в 1998 году.

Восстановление Валаамского монастыря

Не просто так в истории земли Русской имя Петра Первого звучит, как Петра Великого! Настоящего царя русского, вернувшего и величие, и веру народу своему. Именно Петр I повелевает возобновить монастырь сразу же после того, как с Валаама изгнали захватчиков. Указ императора, изданный в 1715 году, повелевал начать полное восстановление обители на Валааме. Помощь в становлении земель оказывал Кириллов монастырь, откуда поставлялась утварь, припасы, инструменты для разных работ и многое другое.

Памятник Патриарху Алексию II

Находясь под надежной защитой государства российского, святыня развивается наиболее активно, возводится все больше церквей, развиваются другие здания и сооружения. Развитие велось столь стремительно, что уже к 1811 году на территории монастыря нет ни одного деревянного здания. Все строительство ведется только из кирпича. Активное и динамичное развитие Валаама продолжается вплоть до конца XIX – начала XX веков.

Спасо-Преображенский монастырь

Уникален ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, в России такого больше не существует. Он насчитывает 13 храмов, множество часовен и поклонных крестов. На самом деле- это земля Бога. Здесь представлено все богатство и многообразие русской православной архитектуры. Спасо- Преображенский собор- это сердце Валаама, построен в 19 веке. Колокольня собора составляет 72 метра, люди до сих пор удивляются тем, как ее смогли построить. Использовался только ручной труд, братия все стройматериалы носила на своих спинах.

Собор имеет 2 яруса, во время службы здесь могут находится несколько тысяч человек. Верхний храм просторный, расписан руками самих монахов. На острове давно создана своя рукописная школа. Мастера расписывают иконы по технике, которая существовала в 14 веке. Краски используются только натуральные.

Спасо-Преображенский монастырь был построен на месте погребения мощей основателей монастыря преподобных Сергия и Германа Валаамских. История их появления в этих местах окутана тайной, неизвестно когда они здесь обосновались. Предания гласят, что они были выходцами из южных мест, предположительно из Греции, впервые о них имеются упоминания в летописях в 1163 году. В тот год произошло нападение шведов, братия перевезла мощи в Новгород. Позднее мощи вернулись на Валаам, иноки спрятали ковчег в скале.

Много можно чего посмотреть на острове, каждое место уникально, со своей историей. Все храмы Валаама действующие, проводятся службы, ставятся свечи. Имеется возможность купить свечи, иконки, заказать службу.

В 14 часов для всех туристов был обед в монастырской трапезной, он входит в стоимость экскурсии. Трапезную я не снимала, могу описать- это как столовая, длинные столы в 2 ряда со скамейками. Кормят вкусно и питательно, хотя обед был постный, мясо здесь не едят, только рыбку. В скитах Валаама монахи придерживаются еще более строгого питания, там и рыба под запретом. На обед был- гороховый суп (наваристый, питательный!), минтай с рисом, салат из свежих огурцом с зеленью, растительным маслом. Пить на выбор- компот из яблок монастырского сада или чай с печеньями.

Монахи многое выращивают здесь, на острове, стараются меньше зависеть от материкового снабжения. Зима в Карелии суровая, в это время года сообщение бывает затруднено.

Кстати, недавно здесь открыли современное отделение «Почта России», есть сотовая связь, электричество бесперебойное

Видно, что острову уделяется особое внимание

Для решивших посетить святой остров Валаам, рекомендую позаботится заранее об обуви. Местность каменистая, ходить много, везде подниматься в горку, поэтому только обувка удобная, без каблуков, кроссовки лучше всего для этих целей годятся.

Для посещения храмов женщинам потребуется платок и юбка, эти принадлежности имеются в каждом храме.

Мы были на острове с 11 часов утра до 5 часов вечера, устали, конечное, но радости было больше. В 17 часов отправились в Сортавала, а затем в обратный путь на автобусе до Петрозаводска. В 22 часа мы были дома! Вот такая однодневная экскурсия. В следующем году хочется посетить Соловки, но это уже другая история, о которой я непременно, если побываю, Вам расскажу.

1979 год- время, когда остров получил статус музея- заповедника. Через 10 лет здесь появились первые монахи и энтузиасты-миряне. Они готовы были бросить свои силы на восстановление обители Бога.

Случилось невозможное, обитель воскресла и она живет! Два десятилетия прошло, и монастырь полностью отреставрирован, появились новые постройки, развивается хозяйство. Братия составляет до 200 человек. Валаам очень необходим людям, он зажигает сердца людей, они получают надежду и утешение,  многие обрели веру. Для части людей  поездка становится переломным моментом в жизни, они приезжают за красотой и островной романтикой, а меняют свое мировозрение.

И еще по этой теме, хороший фильм, интересно посмотреть, вся история острова.

https://youtube.com/watch?v=fumzczwDo8g

Как доехать до Валаамского монастыря

До святой обители, расположенной на северной окраине страны, можно добраться как из столицы, так и из Санкт-Петербурга. Удобнее всего использовать автомобиль, но существуют и маршруты общественного транспорта, хотя в этом случае ехать придется с пересадками.

Как добраться до Валаамского монастыря из Москвы

Самый простой способ доехать до святой обители из столицы — это совершить путешествие на машине. Из Москвы необходимо выехать по Ленинградскому шоссе, затем по трассе М10 достичь Санкт-Петербурга, обогнуть его и выехать на трассу А121, по которой проследовать до Приозерска. От Приозерска до острова можно добраться водным путем, к причалу Валаамского монастыря ежедневно ходят пассажирский теплоход и катер-метеор.

Еще один способ доехать до места назначения из столицы — это воспользоваться самолетом или поездом, чтобы сначала добраться до Петербурга, а затем сесть на рейсовый автобус на Северном автовокзале и доехать до Приозерска. Также с Ладожского вокзала можно добраться до города Сортавалы и сесть на теплоход или катер.

Как добраться до Валаамского монастыря из Санкт-Петербурга

Из северной столицы доехать до Валаама можно также на автомобиле, для этого нужно двигаться на Приозерск по трассе А121, после чего пересесть на теплоход или катер на городской пристани.

Есть и другие способы добраться до Валаамского монастыря:

  • на электричке до Приозерска — садиться на поезд нужно на Финском вокзале, дорога занимает около 3 часов, а доехать до пристани от железнодорожной станции можно на такси или на автобусе;
  • на рейсовом автобусе — транспорт от Северного автовокзала Петербурга ходит на Приозерск ежедневно, дорога также занимает около 3 часов;
  • на поезде до Сортавалы — на поезд необходимо садиться на Ладожском вокзале, железнодорожная станция Сортавалы находится всего в 1,5 км от пристани.

Важно! В летнее время экскурсии к Валаамскому монастырю из Санкт-Петербурга отправляются от Петровской набережной, до острова ходят прямые катера-метеоры и теплоходы. Такой маршрут позволяет отказаться от пересадок, однако и времени на дорогу уходит около 10 часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector