Антониево-дымский монастырь: история, главные святыни

ОТЕЦ АНТОНИЙ

В Антониево-Дымском монастыре два священника — игумен обители Адриан (Дементьев) и иеромонах Антоний (Броваренко) — казначей обители.

Отец Антоний совершенно лишен рисовки, удивительно прост и прям в общении. Впрочем, так можно сказать о большинстве здешних насельников, но отец Антоний выделяется даже на их фоне. Основное его послушание — работа на монастырской ферме. Бóльшую часть своей жизни он проводит в компании коров, кур и гусей, отлучаясь из хлева только в храм на богослужения, в келью на сон и в трапезную на обед и ужин. Впрочем, последнее верно не всегда — бывает, что и обедает отец Антоний тут же, на рабочем месте. Иногда он здесь даже спит — не среди птиц и животных, конечно, а в небольшой отгороженной каморке с холодильником, столом и старым сервантом, в котором за стеклом хранятся самые разнообразные ветеринарные препараты.

Монашеский путь отца Антония начинался со Свято-Троицкой Сергиевой пустыни в Стрельне. Благочинным там служил иеромонах Игнатий (Бузин). Вместе с ним и еще одним монахом отец Антоний проделал путь из Сергиевой пустыни сначала на подворье Коневского монастыря в Приозерске, где был пострижен в мантию, а затем в Тихвинский Успенский монастырь, к которому тогда в качестве скита был приписан Антониево-Дымский.

— Когда Дымский монастырь стал самостоятельным, отца Игнатия поставили игуменом, — рассказывает он. — До этого скитом управлял иеромонах Никита, он, кстати, потом в мир ушел, женат, дети. Бывает и так в монашеской жизни, чего ж скрывать. Мое мнение такое, что большинство расстриг просто слишком рано приняли постриг, им бы подольше побыть послушниками, побольше бы времени дать на размышления.

Кстати, коровы у отца Антония удивительно чистые, вымытые, ни в одном хозяйстве я не встречал таких ухоженных буренок.

— Ну а почему они должны быть грязными? — удивляется монах. — Мы ведь их любим.

Главное послушание иеромонаха Антония (Броваренко) — работа на монастырской ферме

Пожертвования

Братия собирает пожертвования на нужды обители, на которые затем и существует, а также содержится и реставрируется Успенский храм. На сайте есть подраздел «Благотворительность», здесь указано всё то, что требуется братии для того, чтобы восстановить в былом величии Тихвинский монастырь. Здесь вы сможете найти банковские реквизиты, на которые можно перечислить деньги.

Обратите внимание: есть нужда не только в денежных пожертвованиях. Братия также примет в дар различное оборудование, продукты питания и топливо

В этом разделе также указаны контакты эконома монастыря, по которым вы сможете с ним связаться, чтобы сделать какие-то уточнения или договориться о передаче вещей, если вдруг решите что-то пожертвовать.

Житие преподобного Антония Дымского

Монахи, составлявшие рассказ о жизни первого игумена Дымского монастыря, основывались на местных преданиях и легендах.

Скудность сведений (отсутствие достоверных данных о дате, месте рождения, детских годах) объясняется двумя причинами:

  • Святой Антоний Дымский не желал человеческой славы, посвятив свою жизнь Богу. Он не ценил свои земные добродетели, а также сохранение у потомков памяти о себе.
  • Пожары, разорение, запустение обители во время и после вражеских нашествий.

В конце 1156 года в селении под Новгородом в богобоязненной семье родился мальчик, нареченный Антонием. С малых лет он был приверженцем молитвословия в Божьем храме. Ему чужды были детские шалости и забавы. Уже будучи отроком, он однажды услышал слова из Священного Писания, которые запали ему в душу и определили будущий жизненный путь: «Если кто хочет ко Мне прийти, да отречется от себя и возьмет крест свой и ко Мне придет».

Юный Антоний принял решение уйти в монастырь и посвятить себя служению Господу. Он оставил семью и отправился в монастырь в окрестностях Новгорода. Игумен Хутынской Спасо-Преображенской обители, Варлаам, совершил ему монашеский постриг и стал духовным наставником. Антоний отличался особым рвением в исполнении монашеского устава.

В 1187 году он, с благословения игумена, отправился в Константинополь по делам монастырским и поклониться святым местам. Его возвращение в конце 1192 года совпало с кончиной преподобного Варлаама, по желанию и благословению которого Антоний стал настоятелем Хутынского монастыря. В управлении обителью преподобный сохранил правила жития братии, установленные Варлаамом. Его деятельность и праведная жизнь вызвали любовь верующих и насельников.

Преподобный Антоний тяготился почитанием паломников и монашеской братии и молил Господа и Божью Матерь указать место для уединенного подвига. Спустя несколько лет он оставил монастырь и удалился в глухие леса под Тихвином. На берегу Дымного озера он построил келлию, выкопал пещеру для зимовки и стал вести отшельнический образ жизни.

Мужественно перенося зной, холод, голод, Антоний днем трудился, а ночью молился Господу. Для изнурения плоти святой, не снимая, носил тяжелую железную шапку. В скором времени к отшельнику стали приходить иноки, желавшие стать такими же подвижниками, как Антоний. По общему решению братии и с благословения Новгородского архиепископа Исайи, был основан Дымский монастырь, пожизненным игуменом которого стал Антоний.

24 июня 1224 года преподобный отец преставился. Ему был открыт день встречи души с Господом. Накануне кончины святой простился с иноками, благословил их и причастился Святых Таинств. Останки преподобного были погребены в монастырском храме. После смерти святого стали наблюдаться чудесные исцеления по молитвам над его гробницей и после наложения на голову железной шапки.

Спустя 146 лет иноки вскрыли захоронение Антония и обнаружили, что мощи его не тронуты тлением. Рака со святыми мощами была поставлена в приделе храма для поклонения верующими и монастырской братией. В 1409 году, опасаясь татарского нашествия и глумления над святыми мощами, по велению игумена, они были преданы земле. В 1655 году над захоронением был возведен Свято-Троицкий собор. В 1744 году над могилой преподобного была установлена позолоченная деревянная рака. У раки хранилась железная шапка, вес которой составлял 3 килограмма.

Преподобный Антоний оставался хранителем основанной им обители. Он дважды являлся во сне настоятелю монастыря и предупреждал о возгорании. В 1611 году шведы сожгли обитель, но она возродилась снова не без молитвы святого.

Примечания

  1. Добраться можно с автобусного вокзала Санкт-Петербурга автобусом на Бокситогорск или Пикалево, ост. Галично (затем 3 км пешком).
  2. Бобров А. Г. Ксенофонтов Робейский монастырь // София. Издание Новгородской епархии.. — 1998. — № 3. — С. 22.
  3. Дымский-Антониев монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. О. А. Белоброва. Антоний Дымский. // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. II. — С. 664-665. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  5. Находился на месте современной деревни Чернавино Волховского района
  6. Вероятно, имелось в виду подчинение Новгородской кафедре или митрополичьему дому.
  7. Находится в собрании И. А. Мордвинова в Библиотеке Академии наук (№ 11)
  8. Белоброва О. А. Две редакции жития Антония Дымского // Труды Отдела древнерусской литературы. — 1997. — Т. 50. — С. 281—292.
  9. Мордвинов И. П. Письмо в редакцию // Новгородский Север. — 1915. — № 33. — С. 3.
  10. // Временник Общества истории и древностей российских. — 1850. — Т. 6. — С. 89.
  11. // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. — 1841. — Т. I, № 236. — С. 452—453.
  12. Нестор (Кумыш), иеромонах. Епископ Тихвинский Антоний (Демянский) (1866 — ?) // София. Издание Новгородской епархии. 2004, № 4. С. 35
  13. Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский . Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года. Публикация А. А. Бовкало и А. К. Галкина. СПб.: Князь-Владимирский собор, 2014. С. 65, 213
  14. Благая весть. Рассказ о Тихвинской иконе Божией Матери
  15. В Антониево-Дымском монастыре молитвенно почтили 10-ти летие второго обретения мощей преподобного Антония.
  16. Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года.
  17. Д. Б. Кочетов. Антониев Дымский мужской монастырь. // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. II. — С. 594-595. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  18. (Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии составлена под редакцией секретаря СПб Духовной Консистории Н. М. Кутепова 1899 Ст.94-95/
  19. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице — YouTube. Проверено 6 января 2013.

Основание мужского монастыря

Антоний начинает подвизаться один. Он находит удобное место рядом с небольшим озером, которое, по туманной дымке, часто висящей над ним, называлось Дымским. Здесь он ископал пещеру, где провел первую зиму, а потом построил келью.

Подвиги Антония были суровы: он носил железные вериги на теле, на голове – железную шапку с гвоздями, такую тесную, что гвозди ранили голову, она была покрыта язвами.

Несмотря на то, что Антоний подвизался вдали от городов, к нему скоро начали приходить братия из других монастырей а также миряне, желающие принять монашеский постриг и поселиться рядом с аввой.

Антоний принимал приходящих, хотя тяготился множеством «молвы» и часто уединялся для молитвы на небольшом островке (под другим свидетельствам – на камне) посреди Дымского озера.

Подобное уединенное подвижничество не было тогда распространено, монастыри обычно располагались рядом с городами или прямо в городе. Однако, желающие подвизаться прибывали: через несколько лет братии стало столько, что потребовался свой храм, а значит – монастырь.

Интересный фактКнязь Александр Невский лично подписал «благословенную грамоту» с разрешением на устройство обители на озере Дымском.

Соборный храм монастыря был посвящен небесному покровителю основателя обители, прп. Антонию Великому.

Через несколько лет для умножающейся братии была сооружена еще одна церковь, св. Иоанна Предтечи. На день его памяти, 7 июля, приходится и кончина преподобного Антония Дымского в 1273 году.

30 Январь Дни памяти святого – 30 января и  7 июля.

Злодеяния хана Едигея

Далее следует рассказ о том, что в 1409 году мужской православный монастырь, основанный преподобным Антонием, подвергся нашествию татарского хана Едигея и был полностью разорён. Однако, предвидя несчастье, монахи надёжно укрыли в земле мощи святого, а все ценности, включая железную шапку и вериги, которыми он изнурял плоть, опустили на дно Дымского озера.

Там же схоронили от супостатов колокола и позлащенные кресты куполов. Надо признать, что подобная информация вызывает некоторые сомнения, поскольку, согласно летописям, хан Едигей до Новгородских земель не дошёл, но тем не менее легенда вполне созвучна народному эпосу и живёт уже много веков.

Основатель древней обители

Исследователи утверждают, что не сохранилось никаких исторических памятников, подтверждающих существование монастыря ранее XVI века, и, тем не менее, предание приписывает его основание преподобному Антонию, поселившемуся в Новгородских землях около 1240 года. Говорят даже, что ещё до революции в обители хранилась грамота, пожалованная князем Александром Невским, но затем, она бесследно исчезла, как и многое из того, что монахи почитали своими бесценными реликвиями.

То же предание гласит, что основатель монастыря отошёл ко Господу в 1274 году, и его тело было погребено возле клироса, им же построенной церкви святого Антония Великого. Когда столетие спустя могилу вскрыли, то мощи были обретены нетленными, и источавшими благоухание, после чего их поместили в открытую раку, размещённую в церкви.

Житие Антония Дымского

Молодой юноша жил в Великом Новгороде в середине двенадцатого столетия в семье верующих родителей и получил христианское воспитание. Однажды при посещении храма он понял о своем предназначении. Он ушел из семьи в Хутынский монастырь, который основал праведный Варлаам во второй половине двенадцатого столетия. Обитель располагалась в 10 километрах на север от Великого Новгорода, на берегу речки Волхов.

Юноша постригся в монахи с именем Антоний. Он жил в послушании игумену Варлааму, усердно исполнял все наставления. Монахи любили его за смирением и строгое воздержание.

В 1187 году по распоряжению архиепископа необходимо было направить посольство в Константинополь с представителем православной церкви. Выбор выпал на инока Антония. Новгородский монах повстречался в Константинополе (Царьград) с Патриархом Афанасием. Из Царьграда он пошел в Иерусалиме, где поклонился Гробу Господнему и узнал о монашеской жизни. Наверно тогда у него возникло желание совершить пустынножительства по образу восточных подвижников.

Лучшая статья для Вас, переходите: Преподобный Савва Сторожевский

Антоний вернулся в Новгород через пять лет, когда игумен Варлаам умирал. После смерти все монахи удостоили чести занять место игумена Антония. Он оправдал надежды духовного отца:

  • организовал жизнь монахов;
  • утвердил правила;
  • увеличил численность иноков;
  • завершил строительство храма Пресвятой Богородицы.

Долгая жизнь обители

Антониев-Дымский монастырь за многие столетия пережил и Едигееву рать 1408 года, разрушившую обитель до основания, и Смутное время XVII столетия, когда здесь временно жили иноки с Валаама, бежавшие от интервентов.

Впоследствии шведы добрались до Антониево-Дымской обители, монастырь был разрушен . Неоднократно деревянный монастырь горел, каменные храмы начали строиться здесь лишь в XVII веке.

Вплоть до 1917 г. сюда со всей России приезжали паломники : приложиться к мощам прп. Антония (год обретения нетленных мощей – 1370), окунуться в водах Дымского озера, помолиться в монастырских храмах.

При советской власти монастырь был разрушен в третий раз в своей истории, восстановление его началось в 1994 г .

Сначала на месте бывшей обители был скит Тихвинского монастыря Успения Пресвятой Богородицы, а с 2008 г. монастырь был восстановлен, сюда перенесены мощи его основателя (вторичное обретение – 2001 г.). Началась новая жизнь обители.

Житие

Мирское имя преподобного не сохранилось. Известно лишь, что он происходил из благочестивой новгородской семьи , имена его родителей в истории также не остались. Годом рождения подвижника разные источники указывают 1157 или 1206.

Полезные материалы

Уже с юности Антоний проявил склонность к монашеству , стремился оставить мир с его соблазнами и искушениями. В 1225 году Антоний избирает для пострига Спасский монастырь на Хутыни, и приходит к известному уже свой святостью игумену Варлааму.

По одним данным, прозорливый старец, видя духовные дарования Антония, постриг его почти сразу, по другим – до пострижения Антония прошло около 2 лет. Иноку было дано имя в честь прп. Антония Великого.

Более или менее достоверно известно, что смиренный, кроткий Антоний стал одним из близких учеников настоятеля , прп. Варлаама. Некоторые авторы полагают, что это вызвало ревность и зависть братии, от которой подвижнику довелось претерпеть немало гонений, обид.

Спустя примерно 10 лет после пострига ему даже пришлось покинуть монастырь: Варлаам отправил его в Константинополь, к патриарху Афанасию, по неким монастырским делам. Впрочем, по другим данным, Антоний был избран на это дело братией за свои добродетели.

Так или иначе, Антоний провел в Константинополе целых 5 лет и вернулся на родину незадолго до кончины своего старца, прп. Варлаама, в 1243 г.

Именно ему Варлаам поручил монастырь по своей смерти. Но игуменство Антония не продлилось даже года. Вскоре он ушел из обители , что, возможно, спровоцировано было новым конфликтом с братией, но, конечно, отвечало стремлению подвижника к уединенной жизни.

Период закрытия

В 1919 г. обитель была упразднена. Как рассказывали местные жители, чтобы разогнать монахов, был пригнан броневик. Населенный пункт на месте монастыря в память о том событии переименовали в Красный броневик.

В помещениях обители в 1921 году располагался приют для престарелых и инвалидов. В 1929 году здесь образовали коммуну по производству кирпича, деятельность которой заключалась в разборке монастырских башен и стен на кирпичи для продажи.

До конца 1930-х гг. Троицкий собор действовал в качестве приходского храма. В этот же период было уничтожено монастырское кладбище.

По окончании ВОВ в гостинице и сохранившемся келейном корпусе организовали школу трактористов, а затем в этих зданиях расположили психиатрическую больницу.

В последние десятилетия двадцатого века остатки обители передали бокситогорскому комбинату «Глинозем». В монастырском странноприимном доме разместили санаторий-профилакторий завода. Главный собор использовали под склад, а в 1956-1961 гг. его разобрали окончательно.

К началу 1990-х гг. от комплекса сохранились лишь келейный двухэтажный корпус, остов четырёхъярусной колокольни собора, здание приходского училища, несколько хозяйственных деревянных построек, корпус странноприимного дома.

Память: 17 / 30 января, 24 июня / 7 июля

Преподобный Антоний Дымский
родился в 1157 году в Новгороде.
Богобоязненные родители с детства научили его
правилам христианского благочестия. Святой
Антоний избегал детских игр, празднословия и
смеха. Он ежедневно посещал храм Божий и неленостно молился, стоя вдали от людей. Однажды
во время службы ему особенно запали в душу слова
Святого Евангелия: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет (Мф.16:24).
Размышляя о словах Спасителя, святой Антоний
решил оставить родительский дом и стать монахом.
Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский
монастырь, игумен которого, преподобный Варлаам Хутынский († 1192; память 6/19 ноября),
постриг его в монашество.

  

Преподобный Антоний Дымский. Икона

С того времени преподобный
Антоний стал жить в совершенном послушании
своему старцу – преподобному Варлааму. С
усердием и смирением исполнял он все
послушания, никогда не опускал келейных правил
и не пропускал церковных служб. Святой Антоний
первый приходил в храм и последний уходил из него.

По преданию, преподобный Антоний
по делам монастыря ездил в Константинополь. Во
время поездки он посетил святые места. Через пять
лет преподобный вернулся в свою обитель. Его
приезд совпал со днем кончины преподобного Варлаама (6 ноября). На смертном одре святой
игумен благословил преподобного Антония быть
вместо себя наставником братии и строителем
монастыря.

Управляя Хутынской обителью,
преподобный Антоний во всем соблюдал устав,
оставленный преподобным Варлаамом. Он достроил
и благолепно украсил храм в честь Благовещения
Пресвятой Богородицы. Примером своей
подвижнической жизни и кротким наставлением
преподобный Антоний наставлял братию в
иноческом делании.

Всеобщая любовь и почитание
тяготили святого подвижника. Со слезами он
молил Бога и Пречистую Богородицу указать ему
место уединенных подвигов. В скором времени
преподобный Антоний оставил Хутынскую обитель и
удалился в пустынное место в Дымских лесах, в
15-ти верстах от г. Тихвина. Недалеко от
небольшого озера Дымского, среди глухих лесов
преподобный устроил себе сначала малую кущу, а
затем построил небольшую келию и выкопал
пещеру для жизни зимой. Он с терпением
переносил зной и холод, мужественно боролся с
демонскими искушениями. Преподобный Антоний
всячески избегал покоя: днем он трудился до
изнеможения плоти, ночью стоял на молитве.

Когда место подвигов святого
отшельника стало известно, к нему пришли иноки,
ищущие уединенной жизни под духовным
руководством опытного наставника. Постепенно Дымская пустынь заселилась боголюбивыми
монахами. Так возник монастырь, игуменом
которого стал преподобный Антоний. Иноки
построили храм во имя преподобного Антония
Великого с приделами в честь Покрова
Пресвятой Богородицы и во имя святителя
Николая Чудотворца. Тогда же были построены келии, а через некоторое время – зимний (теплый)
храм с трапезной во имя святого Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Преподобный Антоний мудро
управляя братией Дымского монастыря до
блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он
собрал иноков и благословил их, затем
причастился Святых Христовых Таин и мирно
скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224
года. Тело преподобного Антония было
погребено в устроенном им храме, с левой
стороны. В 1330 году святые мощи преподобного
Антония были обретены нетленными.

Преподобный Антоний Дымский. Икона

В 1409 году во время очередного
нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над
святыней, скрыл святые мощи преподобного
Антония под спудом.

Преподобный Антоний неизменно
оставался хранителем Дымской обители. После
разорения шведами в 1611 году монастырь восстал
из пепла не без молитвенной помощи
преподобного Антония. В 1687 году (по другим
источникам, в 1585 году) в монастыре дважды
возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний
являлся в сонном видении игумену и
предупреждал его о пожаре, так что братии
удавалось вовремя погасить пламя.

Память преподобного Антония
праздновалась в обители дважды: 17 января – в
день тезоименитства (память преподобного
Антония Великого) и 24 июня – в день кончины,
когда совершался крестный ход из монастыря на
озеро Дымское.

История

Основан монастырь был преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия, (примерно в 1205 году). Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение, в связи со своим чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония.

Преобщившись Святых Христовых тайн преподобный Антоний, Дымский чудотворец, преставился 24 июня 1224 года. Тело его было положено в устоенной им церкви. А в 1370 году, в дни княжения Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, обретено нетленным. Первое разорение Антониево-Дымский монастырь претерпел в 1409 году от полчищ татарского хана Едигея. Обитель была сожжена, но мощи преподобного Антония, перед разорением монастыря братия предала земле: « да не поругаемы будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни обители, (шляпу и вериги преподобного Антония), иноки опустили на дно Дымского озера.

В Смутное время в 1611 году монастырь попущением Божиим пережил второе опустошительное разорение — от шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Более десятилетия пустовало святое место.

В 1626 году с благословения Святейшего Патриарха Филарета первый Государь Дома Романовых Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А уже в царствование Государя Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм — соборная церковь во имя Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение было совершено в престольный праздник монастыря — 17 января 1656 года. В грамоте Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

Во время секуляризации монастырских земель, после указа Императрицы Екатерины II о монастырских штатах, в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским и 30 лет в обители служили белые священники.

XIX век стал временем расцвета Дымского монастыря. За это столетие обитель была отстроена фактически заново. Большинство деревянных построек заменены каменными. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

Накануне 1917 года в Дымском монастыре подвизалось 55 насельников. В 1919 году монастырь был упразднен. Местные жители до сих пор передают рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого «пламенные революционеры» объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок «Красный броневик».

В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием — «Красный броневик». Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.

Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви.

В конце XX века Дымский монастырь представлял из себя жалкое зрелище: ни храмов, ни монастырских врат, ни стен. К началу 1990-х годов на монастырском холме от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни с зияющими проемами для звона, пустующий игуменский двухэтажный корпус (1846 год), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек. Древнейший монастырь Петербургской епархии был разрушен практически до основания.

Историко-статистическое описаніе ​Дымскаго монастыря съ изложеніемъ подвижническаго житія начальника онаго преподобнаго Антонія (1861 год, 33 страницы)

МОНАХ С ГОВОРЯЩЕЙ ФАМИЛИЕЙ

В начале XXI века центральный въезд в монастырь находится совсем не там, где он располагался до революции. Первая постройка, которую видит вошедший, — домик привратника. Его делал монастырский плотник монах Павел. Фамилия у отца Павла говорящая — Плотников.

— Когда я семь лет назад поступал в обитель, тогдашний настоятель игумен Игнатий (Бузин) (ныне епископ Армавирский и Лабинский. — Прим. ред.) спросил, как меня зовут. «А, Плотников, — обрадовался он, — ну так и будешь у нас плотником». А ведь в роду у меня, действительно, много плотницких дел мастеров.

Многое в обители — дело рук отца Павла: от киотов икон в братских кельях до аналоя и иконостаса в храме. И лишь в келье самого мастера нет ни одного предмета мебели, который бы он сделал сам.

— Сапожник всегда без сапог, — смеется монах, показывая мне свое скромное обиталище.

Кровать, стол, тумбочка, пара табуреток. У стены — гладильная доска. Кровать огорожена небольшой ширмой, и от этого у дверей получается некоторое подобие прихожей. На тумбочке фотография улыбающейся женщины с детьми. Оказалось, это дочка и внуки отца Павла.

— Они у меня молодцы! — с любовью глядя на снимок, говорит он. — Дочь несколько языков знает, внучка рисует. Навещают меня иногда.

Монах Павел (Плотников) не зря носит такую фамилию, ведь он главный плотник обители.

Источники ранней истории монастыря

Сведения об основании обители содержит житие Антония Дымского, наиболее ранняя его редакция из дошедших до нас датируется концом семнадцатого века. Скорее всего, в Дымском монастыре житие было составлено с использованием местных преданий.

Вторая, более поздняя редакция датируется концом XVIII – началом XIX века, и является, по мнению исследователей, переработкой первой редакции по образцу жития преподобного Феодосия Тотемского.

В чем состоят причины скудости сведений о ранней истории Дымской обители? В первой редакции сообщается, что информация не сохранилась «от велия забвения и нерадения… и от всяких воинских людей находов, и буести, и от бывших пожаров».

О пожалованной в 1243 г. Александром Невским на создание монастыря грамоте упоминается в поздней редакции жития Антония. В ней же сообщается о событиях 1409, 1611, 1626 гг., хотя многие их считают легендарными, поскольку в других источниках нет указаний на них.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector