Икона саввы сторожевского
Содержание:
- МОНАСТЫРЬ САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО В ЗВЕНИГОРОДЕ
- Чудеса
- ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ
- Даты празднований по новому стилю
- Јкосъ }
- Икос 8
- Часть мощей преподобного была сохранена от уничтожения благочестивой семьёй Успенских
- История монастыря
- История
- ИСТОЧНИК И СКИТ СВЯТОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ
- Спустя 150 лет после кончины звенигородский чудотворец был причислен к лику святых
- После смерти святого Феоктиста Савва переселился в пещеру для уединённых молитв
- Чудеса и явления
- Житие Саввы Сторожевского
- Молитва святому преподобному Савве Сторожевскому
- Строительство Звенигородского монастыря
- Второй этап строительства монастыря середины XVII– XIX века
МОНАСТЫРЬ САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО В ЗВЕНИГОРОДЕ
Строительство монастыря было завершено около 1405 года: трудами и молитвами святого, при участии Звенигородского князя в обители были воздвигнуты несколько храмов, сохранившихся по сей день жемчужин древнерусской архитектуры. Кроме того, для росписи церквей и создания иконостаса храма был приглашен преподобный Андрей Рублев – также инок Троице-Сергиевой обители. Возможно, это был один из первых иконописных опытов святого Андрея, позже расписывавшего Успенские соборы Владимира и Москвы – ключевые храмы Руси, ставшего автором величайшего шедевра древнерусской иконописи – Святой Троицы.
Монастырь в древние времена находился в стратегически важном для Московской Руси месте, защищая ее с запада. Здесь часто молились царя и великие князья от Ивана Грозного до Алексея Михайловича
Интересно, что знаменитая «Рублевка», Рублево-Успенская трасса обязана своим появлением монастырю святого Саввы. Она была проложена для царского богомолья – посещения обители уже после смерти святого Саввы.
В годы гонений на Церковь при большевиках обитель, претерпевшая многие войны и трудные времена, была закрыта. Огромный колокол, ставший одним из «вестников Звенигорода» – этот город назван так по колокольному звону, прославившему его – был разбит. Обитель то превращали в музей, то размещали в нем разные учреждения.
Возрождение духовной жизни началось здесь в 1995 г. здесь проживают несколько десятков монахов. Возобновлена традиция большого крестного хода в день памяти святого Саввы.
Чудеса
Савва Сторожевский обладал даром предвидения при жизни. После его кончины стали происходить удивительные события, связанные с мощами и иконой. Первое известное диво связано с явлением Саввы иконописцу Дионисию, игумену Сторожевского монастыря. Ночью ему явился старец в монашеском одеянии и потребовал, назвав свое имя, изобразить его лик на иконе.
Дионисий выполнил пожелание преподобного. С тех пор известия о чудесах стали приходить постоянно. Самые известные связаны с именем царя Алексея Михайловича и пасынком Наполеона.
Царь охотился рядом со Сторожевской обителью. Отбился от свиты и заблудился в лесу. Огромный медведь вышел из лесной чащи и направился к царю. Но откуда-то появился монах, при виде которого зверь испугался и скрылся в лесу. Монах тоже исчез.
Алексей Михайлович встретился с другими охотниками и направился к монастырю, чтобы помолиться Богу за чудесное спасение. В церкви он увидел икону с изображением преподобного и узнал своего спасителя. С этих пор царь всегда оказывал покровительство обители, помогая материально, приезжал и приходил на богомолье.
Второе достоверное чудо случилось во время наполеоновского нашествия. Принц Эжен Богарне со своим войском расположился в Сторожевском монастыре. Солдаты начали грабить обитель. Ночью принцу явился старец в черном и сказал, что если он не даст монастырь на разграбление, то останется жив и вернется домой.
Устрашенный видением Богарне утром отправился в церковь и узнал на иконе ночного старца. Он запретил солдатам разорять обитель. Обещание Саввы исполнилось: принц вернулся из похода невредимым.
ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ
РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ
- ИКОНА АРХАНГЕЛА МИХАИЛА
- ИКОНА СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО
- ИКОНА СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО
- МОЛЕБЕН ИКОНЕ «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»
Преподобный Савва Сторожевский — один из первых и ближайших учеников преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской. Святой Савва во многом повторил его подвиги: он также самостоятельно основал известный монастырь, названный его именем, и руководил духовной и политической жизнью князей русских. Недавно, в 2007 году, в Саввино-Сторожевском Рождественском монастыре были совершены торжества 600-летие канонизации – прославления преподобного Саввы в лике святых.
Даты празднований по новому стилю
Православныевспоминаютна соборной молитвеподвиги преподобногов дату его упокоения — 16 декабря, а также в дни первого и второго обретения его мощей – 1 февраля и 23 августа. Поминается имя преподобного в дни Соборов Радонежских (19 июля) и Московских святых (5 сентября).
Краткое житие святого
Прп. Савва Сторожевский
О детстве и юности нашего героя ничего не известно. Существует версия, что будущий подвижник родился и воспитывался в семье достаточно зажиточных бояр на Смоленщине.
В сер. XIVв., отказавшись от опостылевших мирских удовольствий и простившись со своими родными, прп. Савва направился в маковецкуюобщину, к уже известному в то время игуменуСергию Радонежскому. Там он радостно принял монашество и под духовным руководством преподобного Сергия был очень усерден в посте и непрестанной молитве.
Строгость и самоотверженностьподвижника завоевали довериеего собратьев, так что с течением времени ему было поручено нести нелегкий крестдуховника обители.
После ухода из этого миравеликого старца Сергия игуменом стал его ученик Никон, вскоре принявший решение посвятить себя затворничеству и безмолвию. Ему на замену с одобрения братии пришел прп. Савва.
Он заботился о благоденствии на Маковце 6 лет. Затем, отдав управление вернувшемуся из отшельничества Никону, отправился в дорогу. Сын князя Дмитрия Ивановича Юрий позвал егоустроить монашеский форпостуЗвенигорода.
Саввино-Сторожевский монастырь
Прославленная обитель на горе Сторожи начиналась с небольшой келии, которую Савва построил своими руками. Позже там появилась деревянная церковьРождества Богородицы, а ранее пустынное место стало наполнятьсярадостными голосами прибывших соработников. Князьне жалел собственных средств на строительство и укрепление монастыря.
Несмотря на то, что прп. Савва прославился в народе своими духовными дарами и к нему никогда не кончалась очередь просителей, старец продолжал вести простую жизнь. Игумен денно и нощно служил братии, сам выкопал колодец у подножия горы и носил в монастырь воду. Жил при этом не в особых покоях, а в лесной пещере неподалеку.
3
Декабрь
1407 года
Чувствуя приближение смертного часа, прп. Савва собрал братию, преподал наставления и благословения, вручил игуменство своему преемнику, а после мирно скончался.
Народное почитание прп. Саввы продолжалось до 1547 г., когда на Поместном соборе его канонизировалив лике преподобных.
Прп. Савва Сторожевский
Интересный факт
В 1652 г. мощи в Рождественском соборебыли вскрыты и обнаружены нетленными.
В советское времяправославные святыни подверглись гонениям.Мощи преподобного сначала вывезли на Лубянку для хранения. Затем они попали в руки Михаила Успенского, который бережно спрятал их у себя на даче. В 80-е святыня оказалась в Свято-Даниловом монастыря. Наконец, летом 1998 г. прп. Савва торжественно вернулся в созданную им обитель, навсегда обретя покой под сеньюБогородицы.
Эо интересно: Последователь игумена всея Руси: преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский
Кто празднует именины в этот день
Это праздник для тех, кто воспринял святое крещение с именем Савва, в честь нашего святого.
Память о звенигородском чудотворце бережно хранится не только в России. Известны чудеса, происходившие с теми, кто приезжал в Звенигород из других стран. Воистину, безгранично милосердие Божие к алчущим святости и настоящей любви.
Серафим Пересветов
Јкосъ }
Вeсь бhлъ є3си2 въ бз7э, є3щE сhй на земли2, въ п0двизэхъ и4ноческагw житіS: предстоsщу бо ти2 пред8 лицeмъ гDнимъ на бжcтвенной слyжбэ, зри1мо бывaше воспламенeніе чyдное въ лицЁ твоeмъ t мlтвеннагw въ дyсэ горёніz къ бGу. Nвогдa же въ толи1комъ бЁ ўмилeніи душA твоS, ћкw и3сточaтисz пот0кwмъ слє1знымъ t nчeсъ твои1хъ неудержи1мw, и3хже рaди є3динонрaвна тS зрsху бhти со прbрокомъ, глаг0лющымъ: бhша слeзы мо‰ мнЁ хлёбъ дeнь и3 н0щь. Nбaче, вeліе стzжaвъ дерзновeніе къ бGу, не забyди и3 нaсъ, со слезaми печaли њ грэсёхъ свои1хъ къ твоемY заступлeнію притекaющихъ и3 вопію1щихъ къ тебЁ:
Рaдуйсz, nгнeмъ бжcтвенныz любвE вeтхагw человёка въ себЁ попали1вый: рaдуйсz, во пл0ти, ѓки безпл0тенъ, на земли2 пожи1вый.
Рaдуйсz, живhми и3 сп7си1тельными слезaми џгнь п0хоти ўгаси1вый: рaдуйсz, г0рніz рaдости и3 бlжeнства ѓгGльскагw сопричaстниче.
Рaдуйсz, за премн0гую люб0вь твою2 къ бGу nц7у слaвою и3 чeстію препрослaвленный: рaдуйсz, за глуб0кое смирeніе твоE t хrта, сн7а б9іz, вэнцeмъ нетлёніz ўвёнчанный.
Рaдуйсz, за чистотY и3 безстрaстіе ѓгGльское t пресaгw д¦а њсіsнный: рaдуйсz, пречcтнaz њби1тель трbцы.
Рaдуйсz, б9іz мре служи1телю вёрный и3 неусыпazй: рaдуйсz, въ хрaмэ є3z горЁ возноси1выйсz д¦омъ, и3 нhнэ тёломъ пaки пребывazй.
Рaдуйсz, џ§е нaшъ сaвво, чудотв0рче преслaвный.
Икос 8
Весь был еси в Бозе, еще сый на земли, в подвизех иноческаго жития: предстоящу бо ти пред лицем Господним на Божественной службе, зримо бываше воспламенение чудное в лице твоем от молитвеннаго в дусе горения к Богу. Овогда же в толиком бе умилении душа твоя, яко источатися потокам слезным от очес твоих неудержимо, ихже ради единонравна тя зряху быти со пророком, глаголющим: «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь». Обаче, велие стяжав дерзновение к Богу, не забуди и нас, со слезами печали о гресех своих к твоему заступлению притекающих и вопиющих к тебе:
Радуйся, огнем Божественныя любве ветхаго человека в себе попаливый.
Радуйся, во плоти, аки безплотен, на земли поживый.
Радуйся, живыми и спасительными слезами огнь похоти угасивый.
Радуйся, горния радости и блаженства ангельскаго сопричастниче.
Радуйся, за премногую любовь твою к Богу Отцу славою и честию препрославленный.
Радуйся, за глубокое смирение твое от Христа, Сына Божия, венцем нетления увенчанный.
Радуйся, за чистоту и безстрастие ангельское от Пресвятаго Духа осиянный.
Радуйся, пречестная обителе Святыя Троицы.
Радуйся, Божия Матере служителю верный и неусыпаяй.
Радуйся, в храме Ея горе возносивыйся духом, и ныне телом паки пребываяй.
Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Часть мощей преподобного была сохранена от уничтожения благочестивой семьёй Успенских
В середине двадцатых годов сотрудника Государственного исторического Музея Михаила Михайловича Успенского пригласили на Лубянку. Ему поручили передать в музей большое серебряное блюдо, накрытое тканью. На этом блюде лежала честная глава преподобного Саввы Сторожевского.
В отношении мощей не было никаких распоряжений, поэтому Михаил Михайлович с благоговением оставил их в своём доме и бережно хранил всю жизнь. После смерти Михаила Михайловича честная глава преподобного была передана священнику, причащавшему его перед смертью.
Часть мощей, честная глава преподобного, на протяжении пятидесяти лет хранились в семье Успенских. Фото: journalpp.ru
История монастыря
Монастырь в Звенигороде начал свою историю в далеком 1398 году. Основал его ученик преподобного Сергия Радонежского, инок Савва, духовник семьи князя Дмитрия Донского (жены Евдокии и сына Юрия). Когда умер Дмитрий Донской, его сын Юрий стал княжить в Звенигороде. Новый звенигородский князь и поручил своему духовнику основать обитель на горе Стороже, где открывается прекрасный вид на слияние двух рек: Сторожку и Москву-реку.
Сначала была возведена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, затем не далеко от нее Савва выкопал скит, где он уединился для молитвы и поста. Зная о его молитвенных подвигах, к нему стало приходить все больше братии, монастырь рос на глазах.
Рисунок. 1. Преподобный Савва Сторожевский
Обитель много претерпела в годы польско-литовской интервенции: ее поджигали и обворовывали. Обитель любил посещать царь Иван Грозный со своей женой Анастасией и сыном Федором. В годы царствования Михаила Федоровича обитель стала возрождаться.
Период расцвета
В период правления Алексея Михайловича Саввино-Сторожевский монастырь стал преображаться на глазах: менее чем за десять лет обновили Рождественский собор, расписывали стены храма известные московские иконописцы. Стали возводить новые храмы, хозяйственные сооружения, и у обители появились огромные крепостные стены, царские палаты и башни. Царь делает монастырь своей резиденцией и присваивает ей почетный статус Лавры, который был первым в истории русских обителей. В это время произошло обретение мощей святого основателя монастыря и в память об этом был отлит Благовестный колокол.
По указу царя была проложена дорога от Москвы до самой обители, которая стала именоваться Звенигородским трактом, также ее ещё называли Царский путь и Дорога царей богоизбранных. По ней совершали паломничества к мощам преподобного русские монархи и князья. Сейчас она называется
Рублево-Успенским шоссе. В XVIII веке положение монастыря утратилось, но его продолжали посещать царственные особы.
В годы отечественной войны 1812 года для всенародного поклонения и для защиты от врагов вывозились святыни: Владимирская и Иверская иконы Божией Матери. И после боя под Звенигородом, когда французы заняли монастырь, они его все же не тронули: одному из их полководцев явился преподобный Савва и велел оставить монастырь в покое.
Период запустения
В 1918 году по приказу местных властей в монастыре произошла конфискация церковного имущества, насельники пытали противостоять этому, не отдавали мощи преподобного Саввы, но все же этого не удалось избежать, они были конфискованы, монахи арестованы и монастырь закрыт.
В 1941 году во время войны монастырь очень пострадал: был разбит 35-тонный Благовестный колокол, звон которого был слышен в Москве (благодаря ему город и назвали Звенигород). Уже в XXI веке была сделана его копия.
Рисунок. 2. Большой благовестный колокол, отлитый взамен утраченному
В советское время здесь были и воинская часть, и санаторий, и музей. В церкви Рождества Богородицы не пострадали только верхние ярусы иконостаса, все остальное было разграблено.
XX век
9 февраля 1995 года Администрация Московской области и Московский патриархат подписали договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и Саввино-Сторожевским мужским монастырём некоторых зданий обители. Монастырь стал ставропигиальным.
В 1995 году монастырь снова открылся. В 1998 году, на праздновании 800-летия обители патриархом Алексием II были возвращены мощи преподобного и положены в соборе Рождества Богородицы. Также там были отреставрированы древние настенные росписи. В 2006 году открыли памятник основателю
монастыря.
История
Сведения о жизни юродивого не всегда точны. Жития Василия Блаженного писались в более поздний период, после его кончины. Существует легенда, по которой будущий святой родился на паперти подмосковного храма. Ориентировочная дата – декабрь 1468 год. Уже в отрочестве он обладал даром предвидения, и оставив родительский дом отправился в Москву.
Для своего подвижничества он выбрал непростую долю юродства. Не имея крова и одежды, праведник жил на паперти храма, питаясь подаянием. Своими поступками, изобличая беззаконие и ложь, он старался наставить православных на путь истины. Видя скрытые намерения просящего, он мог исцелить от неизлечимой хвори или наказать за прегрешения.
По некоторым данным Василий Блаженный умер в августе 1557 года в возрасте 88 лет. Многочисленные случаи исцеления у его могилы стали поводом для признания юродивого святым. Нетленные мощи были захоронены возле стен церкви Покрова на рве, над которыми в 1588 году возвели каменную церковь.
царевич Дмитрий Московский и Василий Блаженный
ИСТОЧНИК И СКИТ СВЯТОГО САВВЫ СТОРОЖЕВСКОГО В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ
Для глубокой сердечной молитвы в уединении преподобный Савва любил удаляться из обители. В Звенигородском монастыре он имел келью в пещере, ископанной в овраге. Сейчас здесь стоит церковь, построенная в 1870 году в память святого, а неподалеку бьет источник.
Еще один источник находится у стен Троице Сергиевой лавры. Если идти направо от ворот обители, пройдя мимо пруда, точней и Звонковой башен, можно увидеть небольшую деревянную часовню, освященную честь святого Саввы. Под ней бьет родник, появившейся по молитве святого из-под земли в период его игуменства в обители.
Вода в обоих источниках двух обителей целебная. Есть свидетельства об исцелениях после окунания в эти источники с молитвой. Также воду берут домой, пьют с благоговением и молитвой преподобному во исцеление души и тела.
Спустя 150 лет после кончины звенигородский чудотворец был причислен к лику святых
На Московском Соборе 1547 года ему установили празднование в день преставления, 3 декабря, или 16 декабря по новому стилю. Спустя двести пятьдесят лет были обретены его святые мощи. Это произошло 19 января 1652 года.
1
9 января 1652
в этот день был обретены мощи Саввы Сторожевского
Но уже задолго до этого святого Савву называли чудотворцем. Ещё при жизни преподобного по его молитвам забил родник у стен Троице-Сергиева монастыря.
По его молитвам исцелялись бесноватые люди. Ещё больше чудес и исцелений стало происходить от его святых мощей.
Алексей Михайлович Романов был спасён от медведя явлением старца в лесу в окрестностях монастыря. Фото: sizvestiya.ru
После революции 1917 года мощи святого Саввы Сторожевского неоднократно были осквернены, а 4 апреля 1919 были вскрыты и увезены на Лубянку. Прихожане Саввиносторожевского монастыря пытались защитить свою святыню от поругания.
Они писали обращения и жалобы, но всё было тщетно. Мощи с того времени считались утраченными. Однако, Господь сохранил их.
С 1918 по 1919 годы мощи преподобного вскрывались и осквернялись не один раз
После смерти святого Феоктиста Савва переселился в пещеру для уединённых молитв
До 469 года Савва служил в монастыре, где стал образцом отречения от собственной воли. Он охотно проводил ночи в песнопениях, днями помогал другими монахам и вообще заслужил репутацию старца.
Но святой Феоктист умер, и это стало сигналом для Саввы что-то поменять в своей жизни. Четырнадцать лет он уже отдал этому монастырю, ещё десять — Флавианской обители, но всё ещё не был удовлетворён духовным поиском.
Савва не захотел быть просто монахом, он всё время усложнял для себя духовный путь.
Савва получил разрешение уходить из монастыря и большую часть недели жить отшельником в пещере, а в обитель возвращаться по выходным на литургии и трапезы.
Теперь уже и святой Евфимий иначе смотрел на монаха, брал его с собой. Любопытно, что Савва подражал преподобному: так же, как и он, принялся плести пальмовые листья. Возможно, это были корзины на продажу. По крайней мере, именно этим любил заниматься преподобный Евфимий.
Чудеса и явления
За праведную жизнь и смиренно служение Господь даровал святому Савве Сторожевскому дар прозрения и совершения чудес, совершаемые по усердной молитве.
К прижизненным чудесам относятся следующие события:
- За стенами Троицкой и Сторожевской обители до настоящего времени бьют источники, обладающие лечебными свойствами. Они появились по горячей молитве игумена Саввы. Вблизи этих ключей святой муж устроил уединенные скиты.
- В 1399 г. князь Юрий Дмитриевич перед походом земли волжских булгар пришёл к своему духовному отцу, прося о благословении и молитве за благополучный исход трудного похода. Старец, по милости Божией обладающий даром провидения, благословил воина и предсказал ему славную победу и скорое возвращение на родную землю. Русское войско под командованием звенигородского князя покорило множество городов и земель, распространяя в них православную веру.
Святой источник преподобного Саввы Сторожевского
После завершения земного пути святой муж продолжает помогать верующим людям и радеть за русскую землю перед Господом. В монастырской летописи звенигородской обители упоминается множество чудесных исцелений от физических и духовных недугов, произошедших по молитве преподобному мужу. Насельники монастыря несколько раз являлись свидетелями явления святого старца на монастырской территории.
С одним из таких явлений связано обретение святого образа основателя обители.
Однажды игумену Дионисию во сне явился седовласый инок, повелевший монаху написать его образ. Изумленный игумен спросил у старца как его зовут и услышал ответ, что явился ему Савва, основатель обители звенигородской. Утром Дионисий призвал старейшего инока обители, видевшего основателя живым, и попросил описать его. После ответа старого монаха у Дионисий не осталось сомнений, что именно преподобный Савва явился ему во сне.
Талантливый иконописец выполнил волю святого мужа и перенёс его лик на икону, которую поставили на могиле предстоятеля.
Являлся преподобный Савва Сторожевской и мирянам. В начале 1652 г. посетил звенигородскую обитель царь Алексей Михайлович. В один из дней он отправился на охоту. Сопровождающие монарха разбрелись по лесу, оставив правителя одного, и в этот момент на него вышел медведь. Огромный зверь наступал на царя, который молился, надеясь на помощь Господа.
В ответ на его молитву рядом возник старец в монашеской одежде, при появлении которого медведь отступил и ушёл в лес. Алексей Михайлович спросил старого человека как его зовут. Инок сказал, что имя его Савва, а домом его является Сторожевской монастырь.
Саввино-Сторожевский монастырь
Вернувшись с охоты, царь стал расспрашивать о монахе у монастырской братии, но никто не знал насельника с таким именем. И только увидев святой образ, работы Дионисия, царь понял, что избавил его от смерти преподобный Савва. После этого события Алексей Михайлович инициировал открытие захоронения праведника, в ходе которого обнаружились его нетленные мощи. Они были установлены в главном монастырском храме.
Множество чудес произошло по молитве у честных мощей звенигородского старца. Он не только помогал в людских несчастьях и болезнях, но и защищал свою обитель от врагов. Осенью 1812 г. в Звенигород пришёл отряд французских солдат под командованием генерала Евгения Богарне. Неприятели заняли кельи и постройки монастырской братии, разоряя и оскверняя храмы.
Однажды принцу явился старец в иноческих одеждах. Он грозно попросил генерала запретить солдатам бесчинствовать в монастыре и грабить святыни. Также монах предсказал, что, выполнив его просьбу, Богарне сохранит жизнь и Господь будет с ним во всех сражениях. Утром Евгений отослал почти весь отряд в Москву, а сам пошёл в храм, где увидел икону старца, обратившегося к нему в ночном видении. Принц опечатал Рождественский собор личной печатью и выставил около него личную охрану.
Интересно: Евгений Богарне благополучно вернулся из русского похода во Францию. В последующих наполеоновских войнах он ни разу не был ранен. Его потомки переселились в Россию и приняли православие.
Житие Саввы Сторожевского
По некоторым источникам он был наследником знаменитого боярского рода проживавшего в Смоленском княжестве. С юных лет парень почитал Христа. Долгое время обретался в Троицком монастыре. Его признали одним из первых учеников Сергия Радонежского. Под руководством учителя, непрестанно обращаясь к Богу в молитве, он стал подвижником Христа, заступником царей, целителем и прозорливцем.
В обитель попал совсем молоденьким юношей. Не любил вести светских бесед, все время проводил в молитве. Носил одежду из плотной ткани, спать ложился на пол, употреблял пищу только растительного происхождения.
Пользовался большим уважением у иноков и мирян. Выполнял обязанности духовника Троицкой братии, когда скончался учитель, занял его место. Крестник святого монаха Сергия Радонежского князь Юрий Звенигородский избрал Савву своим священником для совершения таинства покаяния.
Но душа его требовала уединения. Поэтому он ушел на гору Сторожевскую, где построил деревянный храм и небольшую келью для себя. Но его затворническая жизнь продлилась недолго, слава о нем быстро распространялась, потянулись люди. Всех, кто приходил, он учил смирению и послушанию. А князь Георгий Дмитриевич дал преподобному Савве средства на возведение каменного монастыря. Для его росписи пригласили на тот момент никому не известного Андрея Рублева.
Умер Савва 3 декабря 1407 года. К лику святых причислен спустя 140 лет по ходатайству митрополита Макария и монастырской братии.
Видео: Житие Преподобного Саввы Сторожевского
Молитва святому преподобному Савве Сторожевскому
Тропарь преподобного Саввы Сторожевского
глас 8
Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне:
от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя,
и того учением ум к Небесным вперив,
и стаду твоему премудр наставник показался еси;
тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати,
Савво, отче наш,
моли спастися душам нашим.
Кондак преподобного Саввы Сторожевского.
глас 2
Господним желанием распалився,
страсти плотския воздержанием оттряс,
Божественнаго света незаходимое светило явился еси,
чудес лучами всех просвещаеши,
притекающих к мощем твоим,
Савво преподобне, отче наш.
Строительство Звенигородского монастыря
Постройка монастыря была начата в 1396 году и завершилась ближе к 1405. На территории нового монастыря было воздвигнуто сразу несколько церквей, роспись которых была поручена тогда еще никому не известному Андрею Рублеву. С благословления самого Саввы Сторожевского Рублев написал «Спас Звенигородский», а также стал автором Звенигородского чина.
Влияние Саввы на молодого художника было столь велико и благотворно, что, по мнению, некоторых историков, именно Савва Строжевский стал тем, кто подвиг Рублева на написание его знаменитой «Троицы». Савва видел в молодом отроке немалый талант, потому незадолго до своей смерти препоручил его судьбу в руки своего духовного сына Юрия.
Благодаря усилиям Саввы Сторожевского, его неиссякаемой энергии и благочестию, Звенигородский монастырь превратился в своего рода Китиж-град, куда стремился попасть каждый православный христианин, на сердце которого лежал какой-нибудь грех, либо забота.
Савва Сторожевский принимал всех, кто приходил к нему со своими печалями, выслушивал и давал советы, поступая так, как это делал некогда великий его учитель Сергий Радонежский. Всю свою жизнь ни от кого не отворачивался монах, памятуя о том, что пути Господни неисповедимы, и не дано человеку судить о задумке Божией, а лишь направлять и смиренно молиться о судьбе грешников.
За свой долгий век старец благословил на святые брачные обеты немало пар, среди которых были также князь Юрий и его невеста Анастасия, прожившие счастливую и долгую жизнь. И это несмотря на то, что брак был исключительно политическим, поскольку позволял князю Юрию претендовать на большую часть русских земель. Вероятнее всего, что если бы задумка Юрия и в некоторой степени самого Саввы удалась, русские земли были бы объединены в одно государство намного раньше намеченного срока, но этого не произошло.
После смерти Саввы в декабре 1407 года, Звенигордский монастырь пришел в упадок, что было связанно с желанием потомков занявшего престол брата Юрия – Василия, стереть саму память о существовании преподобного, бывшего наставником ненавистного родственника.
Второй этап строительства монастыря середины XVII– XIX века
В середине 17 в. начинается возрождение Савво-Сторожевской обители. По указу царя Алексея Михайловича, который избрал монастырь своей резиденцией, с 1650 г. по 1656 г. были построены:
- Надвратный храм прп. Сергия Радонежского.
- Звонница.
- Трапезная палата.
- Дворец царя Алексея.
- Палаты царицы Марии Ильиничны.
- Братский корпус.
- Елейный корпус.
- Храм Иоанна Лествичника. (его разобрали в 1782 г.)
Монастырь окружили каменные стены с 7 башнями. На территории обители построен монастырь с кельями для больных, мельница, хозяйственные дворы.
В 1652 г. монастырь обретает святые мощи прп. Саввы Сторожевского. Специально для этого события отливают благовестный колокол весом 25 т. Стены храмов расписываются иконописцами Рязанцевым, Ильиным и их учениками. В это же время Саввино-Сторожевская обитель становится Лаврой.
К ней прикрепляется 19 монастырей, а сама обитель подчинена личной канцелярии царя. В 18 в. Саввино-Сторожевский монастырь постепенно теряет свое положение, привилегии и земельные уделы.
В 1812 г. монастырь был захвачен французскими войсками и с августа по октябрь в нем квартировался 4 корпус французской армии под предводительством Евгения Богарне. Хотя монастырь и пострадал во время боев, французы не разрушили святыни. По преданию, главнокомандующему корпуса было послано видение, в котором Савва Сторожевский просил не трогать обитель.
После Отечественной войны монастырь отстраивался на пожертвования. Царские семьи участвовали в восстановлении обители, выделяя значительные денежные суммы. В 19 в. щедрым дарителем для обители стал владелец суконной фабрики Павел Григорьевич Цуриков.
На его пожертвования:
- В 1862 г. был построен храм им. Саввы.
- В 1865 г. установили на каменные фундаменты 5 домов из дерева и трапезную, территория огораживается забором.
- В 1869 г. храм и дома огородили каменным забором с башнями.
За время существования монастыря его посещали
- Царь Иван IV Грозный
- Императрица Елизавета Петровна
- Императрица Екатерина II
- Александр II
- Николай I
С 1859 г. 17 мая стал проводится ежегодный крестный ход от монастыря к келье преподобного Саввы.