Троице-сергиева пустынь

История монастыря

Свято-Троице Сергиева приморская мужская пустынь

Подъезжая из столицы к Стрельне, паломник уже издали замечал среди зелени окружающих садов и полей золотые кресты и главы, разноцветные стены и крыши монастыря, который на 19-й версте Петергофской дороги основал в 1732 году архимандрит Варлаам (Высоцкий), настоятель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры — царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Меклен-бург-Шверинской.

Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трези-ни кельи в 1756-1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом.

Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых «Аскетических опытов». Уже через год он объединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П. И. Турчанинов, который в 1836-1841 был священником в соседней Стрельне.

Дело своего наставника продолжал в 1857-1897 архим. Игнатий (Малышев), который, будучи художественно одаренным человеком, украсил пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Большой известностью пользовался в то время в столице духовник братии иером. Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году.

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

Во имя преподобного Сергия

12.V.1735 архим. Варлаам освятил во имя прп. Сергия первую церковь в пустыни, подарив ей серебряные сосуды. Она была деревянной и привезена из усадьбы царицы Параскевы Феодоровны на Фонтанке, где именовалась Успенской.

В 1756-1758 эту церковь заменили новой, разместив на первом этаже в северном флигеле. Иконостас и утварь были в нее перенесены из прежней постройки; образа написал М. Довгалев. После новой отделки это помещение освятил 18.VI.1822 епископ Ревельский Григорий, а 26.IV.1852 в подвале, в усыпальнице кн. Чернышевых, был освящен «пещерный» придел Спаса Происхождения Честных Древ.

Опираясь на денежную помощь кн. 3. И. Юсуповой, арх. А. М. Горностаев в 1854 приступил к полной перестройке храма в византийском стиле. Он сделал его пятиглавым и двухэтажным, внизу разместив приделы — Христа Спасителя с усыпальницей Апраксиных (освящен 4.VII.1857) и мц. Зинаиды (освящен 28.IV.1861) с могилами кн. Юсуповых, где стоял иконостас из розового кипариса. Освящение главного придела произвел 20.IX.1859 митрополит Григорий в присутствии великих князей Константина Николаевича и Николая Константиновича.

Поднявшись по широкой лестнице и войдя в притвор, богомольцы читали над порталом начертанные бронзовыми буквами слова: «Возмите врата князя ваша». Вмещавший 2000 человек храм освещался двумя рядами романских окон с витражами. Внутреннее его пространство делилось на нефы восемью колоннами из полированного темно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, был перекрыт деревянными балками. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по эскизам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент.

Очень богато выглядел двухъярусный иконостас, сделанный по рисунку зодчего, с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней. Образа в царских вратах из золоченой бронзы исполнили акад. Н. А. Лавров, автор фресок, и М. Н. Васильев.

А. Н. Муравьев, видный духовный писатель, пожертвовал в 1861 храму серебряный ковчежец с частицами святых мощей, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в следующем году А. С. Норов, министр народного просвещения, — мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны. Из золоченого серебра была сделана великолепная дарохранительница, стоившая 5 тыс. руб.

Закрыт в 1920-е годы; сохранился, но сильно переделан.

В праздник Введения 1993 года в переданном верующим храме состоялась первая служба

Сайт СПб митрополии, 1998-2001.

  • Назад

  • Вперед

Церковь во имя преподобного Сергия

12 мая архим. Варлаам освятил во имя прп. Сергия первую церковь в пустыни, подарив ей серебряные сосуды. Она была деревянной и привезена из усадьбы царицы Параскевы Феодоровны на Фонтанке, где именовалась Успенской.

В — эту церковь заменили новой, разместив на первом этаже в северном флигеле. Иконостас и утварь были в неё перенесены из прежней постройки; Иконы написал М. Довгалев. После новой отделки это помещение освятил 18 июня епископ Ревельский Григорий, а 26 апреля в подвале, в усыпальнице кн. Чернышёвых, был освящён «пещерный» придел Спаса Происхождения Честных Древ.

Опираясь на денежную помощь кн. 3. Н. Юсуповой, арх. А. М. Горностаев в 1854 году приступил к полной перестройке храма в византийском стиле. Он сделал его пятиглавым и двухэтажным, внизу разместив приделы — Христа Спасителя с усыпальницей Апраксиных (освящён 4 июля ) и мц. Зинаиды (освящён 28 апреля ) с могилами кн. Юсуповых, где стоял иконостас из розового кипариса. Освящение главного придела произвел 20 сентября митрополит Григорий в присутствии великих князей Константина Николаевича и Николая Константиновича.

Вмещавший 2000 человек храм освещался двумя рядами романских окон с витражами. Внутреннее его пространство делилось на нефы восемью колоннами из полированного тёмно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, был перекрыт деревянными балками. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по эскизам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент.

Иконостас был сделан по рисунку А. М. Горностаева, с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней. Образа в царских вратах из золочёной бронзы исполнили акад. Н. А. Лавров, автор фресок, и М. Н. Васильев.

А. Н. Муравьёв, видный духовный писатель, пожертвовал в храму серебряный ковчежец с частицами святых мощей, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в следующем году А. С. Норов — мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны. Из золочёного серебра была сделана дарохранительница.

Храм был закрыт в 1920-е годы; сохранился, но сильно переделан. Вновь открыт в (первая служба состоялась в праздник Введения 1993 года).

В 1994—1995 гг. художником С. Н. Спицыным была создана алтарная фреска храма. Создавая проект росписи алтарной апсиды, художник взял за образец византийскую иконографию собора Монреале, где этот образ решён в технике мозаики.

Разрушенные храмы монастыря

  • Троицкий собор (Собор Пресвятой Троицы) (1756—1760, арх. П. А. Трезини) — закрыт в 1931 году, взорван в 1960 году (в ноябре 1963 года во время нахождения на территории монастыря детской воспитательной колонии — уточнено свидетелем данного события).
  • Воскресенский собор (Собор Воскресения Христова) (1877—1884, арх. А. А. Парланд) — закрыт в 1920-е годы, разобран в 1968 году. (Почти 5 месяцев — с августа и до самого конца декабря 1963 года — я находился на территории этого монастыря, и архитектура этого собора и его размеры могли запомниться. Но этого не случилось. Так что дата 1968 года вероятно неточная. Проходя в школу и столовую, которые и сейчас на том же месте, я не мог не заметить этот собор.)
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1844—1863, арх. Р. И. Кузьмин, Г. Э. Боссе) — взорвана в 1964 году.
  • Церковь Валериана Мученика (1805—1809, арх. Л. И. Руска) — в инвалидном доме, закрыта в 1919 году, восстанавливается.
  • Часовня Иконы Божией Матери Рудненская (1876, арх. Д. И. Гримм) — погибла в годы Великой Отечественной войны.
  • Часовня Иконы Божией Матери Тихвинская (1863—1864, арх. А. М. Горностаев) — погибла в годы Великой Отечественной войны.
Фото начала XX века

Троицкий собор Воскресенский собор Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Усыпальница принцев Ольденбургских

Примечания

  1. . www.encspb.ru. Дата обращения: 2 мая 2021.
  2. Селявкин А. И. В трех войнах на броневиках и танках. — X.: Прапор, 1981.
  3. . Дата обращения: 16 января 2013.
  4. . Дата обращения: 18 января 2013.
  5. Коренцвит В. А. Поиск захоронений на территории Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне // Встречи на Петергофской дороге. Материалы краеведческой конференции. СПб., 2013. С. 9—21
  6. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия: В 3 т. — СПб.: Изд-во Чернышева, 1996.
  7.  . Дата обращения: 25 января 2013.
  8. Макарий Васильевич Макаров, ум. 1879. Происходил из купеческого сословия, пожертвовал своё состояние пустыни. Схимонах Троицко-Сергиевой пустыни, сподвижник св. Игнатия Брянчанинова.
  9. . Дата обращения: 17 января 2013.
  10. Порфирий Кириллов // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  11. «Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия». Спб., 1909. Вып. I. С.29-38.
  12. Урождённая княжна Барятинская, дочь И. И. Барятинского, фрейлина императрицы, Мария Ивановна Кочубей умерла скоропостижно от лихорадки через 18 месяцев после свадьбы. В память о ней её мать, княгиня Барятинская, открыла Мариинский приют для бедных женщин, а вдовец возвёл в пустыни Покровский храм
  13. Голицын Михаил Павлович (1822—1863), кн., флигель-адъютант с 1851; вице-адмирал с 1866 г.
  14. // Петербургский некрополь / Сост. В. И. Саитов. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1912. — Т. 2 (Д—Л). — С. 639.
  15. . Дата обращения: 16 января 2013.
  16. Кавелин, Александр Александрович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  17. Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский. Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года. Публикация А. А. Бовкало и А. К. Галкина. СПб.: Князь-Владимирский собор, 2014. С. 62, 142.

Троицкий собор

Свято-Троицкий собор

Троицкий собор был заложен в 1756 году. Строительство храма велось по проекту и под руководством Пьетро Антонио Трезини и закончилось в 1760 году. На освящении собора в августе 1763 года присутствовала императрица Екатерина Вторая, посещавшая пустынь и ранее.

Пятиглавый собор возвышался в центре архитектурного ансамбля монастыря над остальными постройками. Купола его были широко расставлены. Стены расчленены пилястрами, особую нарядность придавали лепные украшения. Внутренняя отделка храма отличалась пышностью и богатством. На горнем месте до 1917 года стоял образ Пресвятой Троицы, написанный в 1840 году академиком живописи Карлом Брюлловым.

Главными святынями храма была чудотворная икона Сергия Радонежского и два креста с частицами мощей преподобного Сергия и великомученицы Варвары.

Приделы храма были освящены — правый во имя святых апостолов Петра и Павла; левый во имя святых Захарии и Елизаветы. Этот последний придел был позднее закрыт, и затем вновь освящён во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Перестройкой придела руководил архитектор Авраам Мельников.

Над могилой основателя монастыря архимандрита Варлаама (Высоцкого), неподалёку от алтаря Троицкого собора, стояла часовня. В 1864 году она была перестроена Алексем Горностаевым, и в 1873 году в ней погребли духовного композитора схимонаха Михаила (Чихачёва) и схимонаха Макария (Макарова). В часовне находилась Тихвинская икона Божией матери.

Службы в соборе продолжались вплоть до 1931 года. Собор был взорван в 1960 году (по другим данным, в ноябре 1963 года, когда на территории монастыря находилась детская воспитательная колония) во время хрущёвской антирелигиозной кампании.

Кладбище

См. также: Категория:Похороненные в Сергиевой Приморской пустыни

На кладбище ещё с екатерининских времён, «подобно кладбищам Александро-Невской лавры, Донского и Симонова монастырей в Москве», хоронили умерших из знатных родовитых семей: Апраксиных, Дурасовых, Мятлевых, Строгановых; здесь упокоились также Ольденбургские, Потёмкины, Шереметевы, Зубовы, Энгельгардты, Нарышкины, Опочинины, Голенищевы-Кутузовы, Разумовские, Фредериксы, Стенбок-Ферморы и члены других известнейших в русской истории фамилий. На кладбище хоронили министров, сенаторов, членов Государственного совета, высших сановников, среди них были:

  • государственный деятель князь П. А. Зубов
  • дипломат, канцлер, лицейский товарищ Пушкина — князь А. М. Горчаков
  • генерал П. А. Чичерин,
  • Финляндский генерал-губернатор и командующий войсками Финляндского военного округа, член Государственного совета Н. И. Бобриков,
  • а также потомки великого русского полководца А. В. Суворова.

В период с 24 мая по 11 июня 1813 после кончины М. И. Кутузова его прах покоился в Троицком соборе обители для всенародного прощания, на то время, пока в Казанском соборе готовили его усыпальницу.

В 19 веке здесь были похоронены строители храмов пустыни — архитекторы А. М. Горностаев (в настоящее время могила восстановлена, над ней поставлен крест) и А. И. Штакеншнейдер; поэт И. П. Мятлев, артист и оперный певец В. М. Самойлов.

Массированное уничтожение кладбища началось в 1930-е годы, после того, как в монастырские здания въехала Школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева; кладбище сровняли с землей, но уничтожить его окончательно помешала начавшаяся война.

В 1930 г. главный хранитель музеев-некрополей в Александро-Невской лавре Н. В. Успенский
составил список двадцати пяти надгробных памятников, находящихся в пустыни и «подлежащих непременному сохранению». Из родовой усыпальницы Зубовых в фонды Русского музея передали бронзовые и мраморные бюсты работы С. П. Кампиони, С. С. Пименова, П . А. Ставассера. В Некрополь XVIII в. перенесли надгробия А. А. и С. А. Баташевых. В 1931 г. прах В. М. Самойлова и его дочерей Веры и Надежды перенесли в Некрополь мастеров искусств.

К 1993 году, когда в монастыре вновь появились насельники, кладбища уже не существовало, на его месте находился плац, покрытый асфальтом.

В 1995—2000 годы восстановлены надгробия над некоторыми захоронениями: канцлера А. М. Горчакова, архитектора А. И. Штакеншнейдера, принцев П. Г. Ольденбургского и К. П. Ольденбургского, генерала П. А. Чичерина и его супруги, А. А. Куракиной.

«Он под одеялом руки крестом сложил…»

С ОТЦАМИ Харитоном и Феофилом в столярной мастерской монастыря

— И сейчас этого всего очень много в обществе — претензий, взаимных упрёков, обид и всякого негатива очень много. Это очень тяжело: жизнь пройти и не ожесточиться сердцем, а умириться.

— Главное — исполнить Евангелие, я считаю. Мы же должны с Евангелием жизнь проживать… Как-то год назад умер один наш прихожанин, капитан 3 ранга, подводник, он лет 15 к нам ходил. Потом он заболел, приходил на службы такой жёлтенький, и все видели, что он болеет. Ему становилось тяжелее и тяжелее, потом он приезжал уже только к причастию, потом слёг, и я ездил к нему домой. Помню, предпоследний раз я его поисповедовал, причастил, и он понимал, что умирает. Поблагодарил меня, что был его духовником столько лет, и сказал, что устал от боли, поскорее бы уж… то есть, был готов. А в последний раз, когда я приехал, он тяжело дышал. Я прочитал разрешительные молитвы, исповедоваться он не мог, уже не говорил, но был в сознании. Я его причастил, он проглотил Тело и Кровь, и через минуту-две послышалось движение под одеялом, как будто он что-то поправляет, и всё затихло. Оказалось, это он под одеялом руки крестом сложил. И главное, никакого страха, ничего! Мы прочитали канон на исход души, и было такое ощущение покоя и умиротворённости! Молился бы да молился. Наступила пасхальная радость. Действительно, у тебя на глазах совершилось Таинство!

— У вас радость была, что так всё произошло?

— Да, какая-то внутренняя радость. И всё вокруг обрело мир — не то чтобы паника, рыдания…

— Всё, наверное, произошло по воле Божией, как и должно быть. Время рождаться и время умирать.

— Да. И вот ещё дедушка — месяц причащал его. Послед¬нюю неделю ездил через день причащать его. Помню, раз как-то приехал, причастил его, а его дочь попросила, чтобы я посидел немного. Я посидел, и буквально через полчаса он умер. Представляете, вдруг раз — и замер!

— Вы не ощутили, как душа вылетает?

— Не ощутил, но ощутил радость, все начинали вдруг молиться.

— Страх исчез…

— Да, а ещё, помню, в Еранск ездил, в отпуск. Там дедушка болел очень. Это было года 3 назад. Я приехал в обед, а вечером пошли к нему. Я его поисповедовал. Ему было уже тяжеловато говорить. До этого он ни разу не исповедовался. Он спросил: а пособоровать? А ему уже плоховато. Я его пособоровал и причастил, а вечером часам к 5 он уже и умер. Дождался — и умер. Мы почитали Псалтырь, помыли его, тут и гроб привезли. Как-то всё было организовано, и у всех было состояние окрылённое, что ли…

— Подтверждение того, что жизнь продолжается.

— Это действительно Таинство. Как будто человек не умер, а заснул.

— В православии все — усопшие…

— И все окружающие были рады, что он с Богом, что он никуда не пропал, а просто перешёл в другой мир.

Вёл беседу Сергей РОМАНОВФотографии автора и из архива о. Варлаама

Поняли, что что-то тут не так…

— А перекрестить вас не пытались?

— Нет, я же не состоял членом их общины. Нас было несколько молодых ребят, пришедших к ним, причём разного уровня, мы между собой общались. Один молодой человек помог мне задуматься о происходящем, стал высказывать сомнения. Вскоре появилась трещина в наших отношениях с их общиной. Мы поняли, что что-то тут не так. Я тогда уже учился на вечернем в Политехническом институте. Однажды по пути в институт зашёл в православный храм. Шла служба, вышел священник принимать исповедь. Стояло несколько человек, и я туда же попал. Всё это было так, как будто меня кто-то за руку подвёл. Подхожу, а опыта исповеди у меня не было. Священник мне помог исповедовать общие для всех грехи и прочитал надо мной разрешительную молитву. Потом опять я пришёл в храм, опять попал на исповедь, исповедался…

— Причащались?

— Тогда — нет. Но я причащался в детстве. Прекрасно помню службы, когда мне было лет 8, может быть, 10. А потом я уже из церкви «выпал». В детстве в храмах мы не бегали, как сейчас дети бегают. Нам там давали задания — за свечками посмотреть, записки принести, ещё что-то сделать. Мы осознавали, что мы находимся перед Богом, хотя служба не всегда была нам понятна.

— А Бога вы ощутили уже в монастыре?

— То, что есть Бог, я ощутил уже здесь, в монастыре. Так вот, об адвентистах. Я перестал ходить к ним на собрания. Они не знали, где я живу, и не искали меня, а потом я стал театром увлекаться.

— А у вас к ним сохранилась благодарность?

— Скорее, сочувствие. Всё-таки я соприкоснулся у них с Писанием, мой путь к Богу прошёл через них. Закончилась евангелизация, а народу-то там не прибавилось! Некоторые люди спрашивали у них, можно ли им ходить и в православный храм? Им отвечали: «Нет!» Сказать, что я как-то отношусь к ним плохо, не скажу, просто я для себя сделал вывод, что это не то.

— Наверное, не случайно у нас столько народа прошло через протестантов, именно через них многие получили своего рода толчок к поиску Бога.

— Да, люди ищут Бога, и у каждого свой путь.

Было интересно изучать Библию!

— Отец Варлаам, однажды в разговоре с нами вы сказали, что пришли к Богу через адвентистов…

— Да, познакомился я с ними в Харькове. Я рос без отца, но мама была верующей. В Харькове я работал на шарико-подшипниковом заводе, а после армии стал работать на стройке. Как-то, выходя из метро, я встретил мужчину, который продавал книжки, и среди книжек была Библия, напечатанная в Финляндии — жиденькая обложка и пергаментные листики. Это был 1989 год.

— Самый пик перестройки?

— Да, я заинтересовался, купил у него эту Библию, а он сказал, что у них будет читаться курс лекций по изучению Библии «Так говорит Бог». Меня заинтересовало это, я записал адрес, время. Мне даже в голову не пришло, что это какая-то секта. Я приехал туда. Потом я узнал, что это адвентисты 7-го дня, но у меня это прошло мимо уха, главное — я буду изучать Библию!

— И никаких сомнений не было?

— Если и возникали, то я им не придавал значения. Мне были интересны уроки, я брал какую-то дополнительную литературу, писал домашние задания. Ещё по субботам были собрания, куда я тоже ходил. Там было много молодёжи, обстановка была очень доброжелательная. После собрания кто-то приглашал к себе. Шли к нему домой, пили чай, общались. Из Америки приезжали проповедники, выкупались кинозалы, и они всегда были заполнены.

— Интересно было?

— Да, мы и песни замечательные пели о Боге.

— Но ведь вы были крещены в православную веру?

— Да, я тогда уже был крещён.

Настоятели

  • Варлаам (Высоцкий) (1734 — 25 июля 1737)
  • Арсений (Воронов) (1737—1738)
  • Амвросий (Дубневич) (1739 — 8 сентября 1742)
  • Кирилл (Флоринский) (1742 — 9 января 1744)
  • Арсений (Могилянский) (29 января 1744 — 30 мая 1752)
  • Афанасий (Вольховский) (1752—1758)
  • Гедеон (Криновский) (17 апреля 1758 — 1761)
  • Лаврентий (Хоцятовский) (1761—1764)
  • Варлаам (Синьковский) (1765—1766)
  • Димитрий (Грозинский) (1767—1770)
  • Иосиф (Чернявский) (1770—1774)
  • Вениамин (Краснопевков-Румовский) (16 января — июль 1774)
  • Транквиллин (1774)
  • Палладий (1774—1778)
  • Иоасаф (Заболотский) (1778—1782)
  • Макарий (Сусальников) (1782—1787)
  • Иннокентий (Полянский) (1787—1788)
  • Анатолий (1788—1792)
  • Арсений (Тодорский) (22 мая — 16 декабря 1792)
  • Досифей (Ильин) (1793—1795)
  • Анастасий (Братановский) (1795—1796)
  • Феофилакт (Русанов) (29 мая 1796 — 1798)
  • Амвросий (Протасов) (29 ноября 1798 — 1799)
  • Флавиан (Ласкин) (1799)
  • Амвросий (Протасов) (1799—1800)
  • Вениамин (Жуков) (1800—1802)
  • Евгений (Болховитинов) (1802—1804)
  • Августин (Сахаров) (1804—1806)
  • Израиль (Звягинцев) (1806—1808)
  • Порфирий (Кириллов) (1808—1809)
  • Анатолий (Максимович) (1809—1812)
  • Мефодий (Пишнячевский) (27 марта 1812 — 1813)
  • Иннокентий (Смирнов) (1813—1816)
  • Дамаскин (Россов) (1816—1819)
епископы Ревельские
  • Владимир (Ужинский) (1819—1822)
  • Григорий (Постников) (1822—1826)
  • Никанор (Клементьевский) (1826—1831)
  • Смарагд (Крыжановский) (1831—1833)
  • Венедикт (Григорович) (1833)
архимандриты
  • Игнатий (Брянчанинов) (1834—1857)
  • Игнатий (Малышев) (1857—1897)
  • Варлаам (Никифоров) (1897—1901)
  • Михаил (Горелышев) (1901—1915)
  • Сергий (Дружинин) (1915—1919)
  • Иоасаф (Меркулов) (1919—1930)
  • Игнатий (Егоров) (1930—1931)

История

Монастырь был основан архимандритом Троице-Сергиевой лавры Варлаамом в 1734 году. Участок земли под строительство монастыря пожаловала лавре государыня Анна Иоанновна. Обитель возводилась силами монахов Троице-Сергиевой лавры. По велению императрицы в монастырь была перенесена церковь Успения богородицы, находящаяся до этого в родовом имении государыни. Храм поместили в центре обители, окружив его кельями монахов.

Дочь Петра I Елизавета Петровна уделяла большое внимание преображению Троице-Сергиевой пустыни. В середине XVIII века на территории появляются Свято-Троицкий собор и церковь Преподобного Сергия Радонежского

Начало расцвета монастыря приходится на 30-е годы XIX века, когда главой обители становится И. Брянчанинов

Возрождение пустыни архимандрит начал с установления строгого устава монашеской жизни. Более двадцати лет он старался создать из пустыни образец для всех монастырей, и ему это удалось. В это время была построена церковь Покрова Святой Богородицы, которая являлась копией Флорентийского Собора.

В конце XIX века на территории Троице-Сергиево монастыря располагались:

  • несколько храмов
  • школа
  • дом для инвалидов
  • приют для странников
  • бесплатная больница для лечения неимущих

Большая часть монастырского двора была отведена под кладбище. Многие знатные граждане Петербурга выбрали это святое место для захоронения близких родственников. Усыпальницы устраивали рядом с существующими храмами, при этом родственники покойных не скупились на богатые надгробия.

Троице-Сергиеву пустынь закрыли после Октябрьской революции, но до 1931 года в храмах еще проходили службы. Во время блокады Ленинграда культовые сооружения сильно пострадали, а некоторые были уничтожены почти полностью. Существовали планы реставрационных работ храмовых сооружений, но их так и не осуществили.

Архитектура

Архитектурный ансамбль пустыни выстраивался по классическому варианту. В центре располагался Троицкий Собор и окружающая его площадь, в некотором отдалении находились другие храмовые сооружения.

Собор с пятью куполами возвышался в центре архитектурного ансамбля монастыря

Троицкий собор был выполнен в стиле барокко и поражал богатством внутренней и внешней отделки. Храм возводился под руководством архитектора Трезини и стал образцом построения храмов на несколько десятилетий.

Первое каменное сооружение – Храм Преподобного Сергия Радонежского, построено в конце XVIII века, перестроено в конце XIX в «русском стиле», в основе которого лежит древнерусское зодчество и народное искусство в сочетании с элементами византийской архитектуры. Это единственный в России храм, построенный в виде базилики.

Русские мотивы прослеживались во внешнем виде всех церквей и строений, находившихся на территории пустыни, но наиболее ярко это отразилось в облике Воскресенского собора. Фасады, выполненные из разноцветного кирпича, украшали фигуры русских святых, окна были украшены витражами. До наших дней собор не сохранился.

Из 9 храмов Свято-Троицкой Сергиевой Приморскаой Мужской Пустыни сохранилось только 3

Церковь Святого Мученика Валериана

Церковь Святого Мученика Валериана имеет следующую историю. В 1804 г. от ран, полученных в персидском походе, скончался покоритель Дербента, граф Валериан Александрович Зубов, завещавший выстроить над своей могилой церковь с инвалидным домом для «увечных воинов». Выполнить волю покойного взялись его братья Платон и Николай Зубовы, впоследствии оба захороненные в этой церкви. Всё время своего существования храм и богадельня содержались на средства Зубовых. 16 сентября 1805 года в западной части монастыря, рядом с оградой, над могилой Зубова по проекту Л. Руска была заложена церковь во имя св. мученика Валериана с богадельней. В 1805—1809 гг., в западной части Сергиевой пустыни, было построено двухэтажное ампирное здание с портиком, проект которого выполнил Л. Руска. Церковь святого Валериана, выстроенная в виде овальной ротонды, находилась в центральной части строения; иконостас в этом храме (одноярусный) был также размещён полукругом. Храм был освящён 21 июня 1809 архимандритом Порфирием (Кирилловым) в 1808—1809 гг. бывшего настоятелем пустыни, в годовщину смерти графа В. А. Зубова. Первые инвалиды — насельники Зубовской богадельни появились в 1814 году.

В крипте церкви святого Валериана находилась семейная усыпальница графов Зубовых, где к началу XX в. насчитывалось двадцать семь захоронений, многие из которых были украшены мраморными и бронзовыми бюстами. В крипте церкви были похоронены братья Николай, Дмитрий и Платон Зубовы, их дети и внуки, а также дочь и внук А. В. Суворова — Наталья Александровна Суворова-Зубова и Александр Аркадьевич Суворов. Над входом в усыпальницу была помещена доска из чёрного мрамора, на которой вызолоченными буквами написано: «Храм вечного упокоения роду светлейшего князя и графов Зубовых сооружен 1809 г.». В 1865—1866 акад. Н. А. Лавров написал четыре новых образа для иконостаса церкви Св. Валериана.

Церковь, как и все остальные храмы пустыни, был закрыта в 1919 г. В здании храма разместились мастерские трудовой колонии. В 1923 году были уничтожены все захоронения Зубовых. Здание сохранилось, но вследствие перестроек 1935 г. его вид искажён: оно надстроено (в центре на один этаж, по краям на два), изменены некоторые детали отделки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector