Информация для паломников — покровский хотьков монастырь и троице-сергиева лавра

Храмы и архитектура

Покровский собор

Деревянный соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в 1337 году, когда в обители преставились преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В то время они были погребены в трапезной части храма.

Собор стал первым зданием обители отстроенном в камне в 1644-1648 годах. Он был возведен и убран на средства царского стольника Феодора Василтевича Янова. Этот храм простоял до 1811 года.

В 1811-1816 годах вместо прежнего построили более просторный собор с двумя приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святителя Алексия Московского. Пятиглавый (однокупольный с четырьмя декоративными главками), бесстолпный собор построен в стиле классицизма, из оштукатуренного кирпича с белокаменными деталями. Стены были расписаны в 1893 году. Собор был закрыт в 1935 году, росписи забелены, использовался в хозяйственных целях. Возвращен верующим в 1989 году и вновь отреставрирован — тогда были восстановлены утраченные детали фасадов, главы, внутреннее убранство, пол из каменных плит. Иконостас и утварь были выполнены в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Храм во имя святителя Николая Чудотворца Хотьковского Покровского монастыря, 2015. Фото Юрия Булкина

Никольский храм

Храм во имя святителя Николая Чудотворца был выстроен в 1765-1768 годах. Это был небольшой теплый храм. В 1835 году в нем были освящены два придела: во имя апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

В 1900-1904 годах взамен прежнего был выстроен новый крупный храм на 1200 человек в русско-византийском стиле по проекту архитектора А. А. Латкова. Был расписан в 1911 году артелью Сафоновых. Кирпичный собор побелен по обмазке. Храм был закрыт в середине 1920-х годов. В 1980-х годах реставрировался, на стенах сохранились незначительные фрагменты росписи.

Святые ворота и Иоанно-Рождественский храм

Трехчастные Святые ворота с северной стороны были сооружены из кирпича в середине XVIII века. В 1791 году их надстроили церковью в честь Рождества Иоанна Предтечи. Двухсветный одноглавый храм с пониженными объемами алтаря и притвора завершен фронтонами, в нем сохранились балочные перекрытия. Святые ворота — единственный сохранившийся к началу XXI века памятник барокко в монастыре.

Южные ворота Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой.

Колокольня

Была сооружена в 1834 году. Один из её колоколов весил 20 пудов и был отлит в 1694 году в Москве. Колокольню разрушили в 1934 году.

Прочие постройки

Южные Водяные ворота, два двухэтажных симметричных корпуса богадельни 1826 года постройки, и две угловые квадратные башни в два яруса 1780 года образуют южный фронт монастырских стен. К началу XXI века ограда сохранилась частично.

Трапезный, Рукодельный, Общежительный корпуса были построены в середине XIX века. Кирпичные оштукатуренные здания снаружи имеют черты позднего классицизма. В корпусах — коридорная планировка. В Трапезном корпусе находились игуменские кельи.

Монастырская больница по планировке напоминает монастырские кельи. Одноэтажное с холодным мезонином рубленое здание обшито тесом и поставлено на кирпичном цоколе; прослеживаются черты архитектуры ампира.

Дом настоятельницы и гостиница — краснокирпичные двухэтажные здания с имитацией форм древнерусского зодчества — были построены в 1900-х годах по проекту А. А. Латкова.

На старой Троицкой дороге

Покровский Хотьков монастырь с его удивительной планировкой словно частица старинного русского города. Вот его главная улица, по обеим сторонам которой стоят двух- и трехэтажные каменные дома. Она представляет собой сохранившийся кусочек старинного тракта, что некогда вел к Троице-Сергиеву монастырю.

Границу территории монастыря по этому тракту обозначали Святые ворота, расположенные «с приезду от троицкия лавры». Их возвели в середине XVIII века, тогда еще Хотьков монастырь находился в подчинении Троице-Сергиева монастыря, а сама Троицкая обитель только-только получила почетное право именоваться лаврой.

Поэтому вид воротам придали торжественный: монументальная арка с тремя пролетами. Через несколько лет над аркой возведут надвратную церковь, посвященную Рождеству Иоанна Предтечи, которая много лет прослужит всей Хотьковской округе в качестве приходского храма.

Если мы на минуту перенесемся в XIX век, то увидим на месте каменных домов россыпь разнокалиберных деревянных келий, при них возделанные огороды и ничем не ограниченный сквозной проезд через всю монастырскую территорию. Увидим бойкую торговлю всяким товаром, что идет вдоль дороги как внутри, так и вне обители. Ароматно пахнут калачи, розовеют боками яблоки, высятся горки коричневых орехов…

Здесь же стоят монахини и предлагают купить свои рукоделья. Здешние инокини были замечательные мастерицы, умели и прясть, и шить, стегали одеяла, плели кружева и вышивали златом, серебром, жемчугом. В музее Свято-Троицой лавры хранятся замечательной красоты церковные облачения, сделанные руками хотьковских рукодельниц.

Из оставшихся лоскутков мастерили игрушки – маленьких тряпичных куколок с раскрашенными лицами, белочек и зайцев с глазами-бусинками. А еще делали красивейшие тканевые мячики «гремотушки». Их украшали витой канителью, бисером, вышивкой, ленточками, набивали высушенным мхом, а внутрь прятали берестяную коробочку с сухим горохом. Весело гремели в руках ребятни мячики, похожие на граненые мозаичные шары! Несколько штук таких лоскутных поделок хранится в музее игрушки Сергиева Посада.

Вы спрашиваете, что за нужда заставляет этих искусниц стоять в рядах селян, торгующих на рынке? Вот именно, что нужда. Дело в том, что Хотьков монастырь имел особножительный устав по которому государственное содержание обители было минимальным. Каждая инокиня должна была сама заботиться о себе: вести собственное маленькое хозяйство, на свои средства кормиться, выстроить келью и поддерживать ее в порядке.

Только к середине XIX века происходит переход к новой форме существования – к монастырскому общежитию. При нем порядки такие: содержание его насельниц идет за счет монастыря, живут все с общей трапезой и трудом уже на благо всей обители, а не только для себя, с проживанием в предоставленных обителью кельях. Для этого возводятся каменные келейные корпуса.

В это время прокладывают объездную дорогу вокруг монастыря и из обители исчезает рыночное многолюдство, выкрики, гомонящий шум торгующихся.

Что интересно, в этом красивом и спокойном месте мы не заметили ни обилия туристов, ни присутствия торгашей от туризма. Зато в церковной лавке у проворных и доброжелательных молодых монахинь можно купить свечи, книги, календарики, сувениры, выпечку.

В центре Покровского Хотькова монастыря — два красивых храма. Покровский собор в камне сооружен в XIX веке, он заменил собой деревянный храм XVII века. Второй храм – громада из красного кирпича — собор Николая Чудотворца, его построили в начале XX века на месте его предшественника XVIII века. Своим роскошным великолепием напомнил нам византийские храмы Стамбула…

Звонница и шок, полученный около нее

Перед желтым Покровским собором небольшая площадка. На ней похожая на беседку очень скромная маленькая звонница. А на открытках конца XIX века можно увидеть величественную четырехъярусную колокольню, перегораживающую дорогу, в нижнем ярусе которой сделана проездная арка, а верхний ярус украшен часами. Ее разобрали в 30-х годах, когда монастырские постройки были заняты школой механизаторов и отданы под общежитие для рабочей молодежи.

К звоннице можно подойти вплотную и рассмотреть, с помощью каких приспособлений управляется с одиннадцатью колоколами одна сестра, выполняющая функции звонаря.

Рядом мемориальный знак, отмечающий место, где были захоронены мощи преподобных Кирилла и Марии в тяжкий период закрытия монастыря и резной поклонный крест. На нем написано, что «на сем кладбище в обители Покрова Пресвятой Богородицы на Хотькове погребены сродники преподобного Сергия». Летом наверняка здесь масса цветов, а сейчас все вокруг было голо и пусто, зато отлично все просматривалось.

Вдруг к поклонному кресту подошла особа в черном – наверное, монашенка? – приподняла скрывающийся за ним, но в непосредственной близости, люк ливневки и выплеснула туда ведро грязной воды. Как в могилу. Мы потеряли дар речи.

Купола в России кроют чистым золотом

Так пел Владимир Высоцкий. Но бард ошибался – чистым золотом ни купола, ни кресты, ни церковную утварь не покрывают. Всегда используют сплав металлов – 96 частей золота и две — серебра и меди. Именно такой состав заставляет «гореть» маковки с крестами, разбрасывая окрест россыпи солнечных зайчиков.

Я смотрю вверх и размышляю, как же было трудно позолотчикам работать на куполе Никольского собора – оступись, а за спиной 44 метра высоты!

Там, наверху, из полиэтилена они выстраивают домик – защита от птиц, дождя и пыли. Мастера выполняют работу в альпинистской обвязке, словно верхолазы, на лицах их марлевые повязки. Летом купол раскаляется, под полиэтиленом духота и жара. Просоленные люди выполняют работу ювелирную: на специальный лак они накладывают внахлест, чтобы не было заметно швов, звенящие лепестки золотой фольги…

Осмотр монастыря

Кроме величественных храмов обители, таковыми являются еще несколько исторических памятников ушедших веков. Прежде всего это поклонный крест в честь Кирилла и Марии, отца и матери Сергия Радонежского.

Семья поселилась в обители после обнищания купеческого рода, тогда еще допускалось совместное проживание супругов в монастыре. Их старший сын уже был здесь послушником после смерти жены, а младшему Варфоломею суждено было стать преподобным Сергием Радонежским.

Отмечено памятным знаком и место захоронения святых мощей Кирилла и Марии в период большевистской власти. Небольшой обелиск отмечает это место – аккуратное надгробие из нескольких каменных плит с покровным барельефом.

Сооружение размещено возле приметного дерева на холмике из природных глыб, поверху украшенном декоративными растениями

Мощи в настоящее время находятся в Покровском соборе и содержатся в подобающем виде, однако и место их временного пребывания, достойное почитания, вниманием не обделено

Редкой достопримечательностью женского Покровкого Хотькова монастыря является наземная колокольня, более похожая по конструкции на парковую беседку или павильон.

Колокольня восстановлена в том состоянии, в каком она была в XIX веке, во время перестройки Покровского собора с обретением храмом каменного обличья. В звоннице подвешены на деревянных перекладинах 11 колоколов различного размера, языки которых соединены системой веревок.

Одна из монастырских послушниц, обученных искусству колокольного звона, управляла всей звуковой конструкцией и единолично выполняла функции звонаря.

Колокола до наших дней содержатся в рабочем состоянии, мастерство управления ими можно посмотреть воочию без подъема на колокольню.

О вере в Бога, несчастной любви и о жизни в монастыре

При советской власти всегда считалось, что верить в бога удел совсем отсталых и малограмотных старушек, становившихся объектами для осмеяния. Разве могла наша передовая и образованная молодежь из которой государство старательно формировало нового человека верить в опиум для народа.

Случаи, когда кто-то из молодых поступал в монастырь, были настоящим ЧП. Компетентные люди долго и тщательно разбирались — не стал ли молодой человек или девушка жертвой религиозного дурмана? Не насильно ли его удерживают в монастыре? Что за причины побудили оставить мир? Если речь шла о девушке, то чаще всего такой поступок связывали с несчастной любовью.

Потом пришло новое время, кончились годы гонений на религию. Государство стало возвращать религиозным конфессиям храмы и монастыри, когда-то отобранные у них. И вдруг оказалось, что все вокруг сплошь верующие. Атеистов стало можно найти лишь в Красной книге исчезающих видов.

Православие полезло изо всех щелей, как тесто из квашни. В монастыри хлынул целый поток молодежи, жаждущей иночества, и разной степени готовности к нему.

Но и это скоро прекратилось. Сейчас все по-другому. Если теперь и приходят люди в монастыри в поисках иноческой жизни, чувствуя тягу к горнему – то у них все серьезно. Но таких мало. Сейчас — время равнодушия к духовным исканиям.

Но, тем не менее Покровский женский монастырь в Хотьково объединяет жизнь и судьбы 80 женщин, и 33 девочек от 3-х до 16 лет – круглых сирот, не имеющих родителей, или таких, у которых мамы и папы пьют горькую да по тюрьмам сидят.

В одном из интервью матушке-игуменье Олимпиаде задали вопрос, есть ли среди подопечных ей сестер такие, что покинули мир из-за разбитого сердца. Настоятельница улыбнулась: «Такое бывает только в романах. История знает случаи, когда цари насильно постригали своих жен, когда они становились неугодны, но чтобы сегодня… Из-за неразделенного чувства пойти на такой подвиг – да просто девушка не приживется в монастыре».

Иноческая жизнь предполагает соблюдение определенных монашеских обетов – нестяжания, безбрачия и послушания, когда надо постоянно обуздывать свое «я». А обет послушания для современных людей является самым трудным.

Жить в монастыре – означает отказаться от развлечений, удовольствий, нарядной одежды и при этом много работать, выполнять монастырские послушания: убирать храм, готовить пищу, трудиться в швейной и иконописной мастерских, в подсобном хозяйстве, на скотном дворе.

За время существования приюта, существующего с 2000 года, многие девочки-воспитанницы выросли и вступили во взрослую жизнь. Как вы думаете, сколько из них предпочло опасному миру жизнь тихую монастырскую, которая им известна от и до? В своем интервью матушка-игуменья упомянула только об одной такой, хотя подчеркнула, что девушки-выпускницы связей с обителью не теряют.

ПОКРОВСКИЙ ХОТЬКОВ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В житии Сергия Радонежского говорится, что преподобный и брат его Стефан приняли монашеский постриг именно в Хотькове, «у Покрова». Произошло это вскоре после основания обители в 1308 г. (по преданию, родителями прп. Сергия Радонежского — Кириллом и Марией
И сами они в 1335-1336 гг. постриглись в Хотькове монастыре и были здесь похоронены в 1337 г.

В 1609 г. монастырь сожгли поляки, но обитель возродили. В 1640-х годах здесь выстроили первый каменный собор. Самостоятельным Хотьков монастырь стал в 1764 г., когда был возведен в 3-й класс со штатом в 17 монахинь, хотя жило в нем более 100 сестер. Здесь процветало золотошвейное искусство.

В 1916 г. в монастыре было 70 монахинь и 67 послушниц.
Главными святынями обители помимо гробницы родителей прп. Сергия Радонежского были четыре иконы Богоматери, хранившиеся в Покровском
соборе: Толгская и Смоленская, подаренные царицей Прасковией Феодоровной, Знаменская и Тихвинская, перед которой служились еженедельные молебны в память избавления обители от чумы в 1771 г. и холеры в 1848 г.

Покровский собор построен в 1816 г. с 2 приделами: во имя прп. Сергия Радонежского и во имя митр. Алексия. Храм свт. Николая Чудотворца построен в 1768 г., возобновлен в 1904 г. с 2 приделами: правым — во имя свв. апп.
Петра и Павла (освящен в 1835 г.) и левым — в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (освящ. в 1853 г.). Церковь над северными
вратами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи построена в 1791 г. Церковь над южными вратами во имя свт. Митрофана Воронежского — в 1833 г.

Раньше существовал благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву Лавру, в память о завещании прп. Сергия старались посетить Хотькову обитель и поклониться гробнице родителей великого Радонежского чудотворца.

В сентябре 1918 г. монастырь был ограблен, в декабре 1919 г. часть зданий отдали детской колонии, в начале 1921 г. он был закрыт. После своего
закрытия монастырь фактически существовал под именем трудовой артели кустарных изделий. Монастырские здания перестраивались, разрушались, снесена была колокольня.

В марте 1989 г. в возрожденном Покровском соборе состоялся первый
молебен. С этого началась новая жизнь Покровского Хотькова ставропигиального монастыря. На его территории находятся: Покровский собор
(1810-х гг.); Никольская церковь (1902-1904 гг.); надвратные храмы Иоанна
Предтечи и свт. Митрофана Воронежского (XVIII-XIX вв.), кельи и службы (XIX в.).

Богослужение:

Праздники:

1/14 окт. — Покров Божией Матери; 24 июня/7 июля — Рождество св. Иоанна Предтечи; 9/22 мая, 6/19 дек. — свт. Николая Чудотворца;
23 нояб./б дек. — свт. Митрофана Воронежского.

Настоятельница

игумения Олимпиада (Баранова).

Адрес:

Россия, 141350, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г.
Хотьково, ул. Кооперативная; тел. (254) 3-00-05.

Проезд: с Ярославского вокз. Москвы на пригородном электропоезде до
ст. Хотьково, далее пешком.

Что и как едят в монастырях России

В церквях возле канунов стоят поминальные столы. Прихожане кладут на них продукты. Я почему-то думала, что их передают в монастыри на пропитание братии. В действительности оказалось, идут они или служащим храма, или передаются в дома престарелых.

Однако никто не запрещает прямые пожертвования продуктов в монастырские обители. Ведь народу там кормить нужно – ой-ей-ей сколько: и иноки, и трудники, и паломники, и гости.

Хотя, конечно, монастырю принять дар можно далеко не все продукты. Растительное масло, мука, крупы, сахар – с ними проблем нет никаких, а вот, например, мясо в монастыре не едят никогда, копченую колбасу, крепкое спиртное – тоже не возьмут.

Но главным, за счет чего кормятся обители, является наличие собственного крепкого подсобного хозяйства. В Хотьково Покровский монастырь заслуженно гордится своим – здесь и сыры варят, и масло сбивают, гостей угощают парным молоком, сметаной, домашним творогом. Чудесно благоухает свежая выпечка. Мы пробовали монастырские пряники — вкусно.

Подсобное хозяйство находится не только в стенах Хотькова монастыря, но и на его подворье в Горошково: там рыбные пруды, огороды, теплицы, растет клубника, яблоневый сад, имеется пасека. Кстати, одно замечание, касающееся меда. Он продукт жизнедеятельности пчел, которые не являются животными, поэтому его можно употреблять в пищу даже в пост – ну, во всяком случае, это не возбраняется мирянам.

У православных христиан почти 200 дней в году считаются постными. Есть посты однодневные, есть – многодневные. Порядок проведения каждого из них и все соответствующие ему правила, сложившиеся из вековых традиций и постановлений, принятых на Вселенских соборах, прописаны в церковной литературе.

Но общее правило, что во время поста верующие не употребляют в пищу яйца, молоко и продукты из него, а в определенные дни еще и рыбу. Некоторые монастыри вносят еще дополнительные, более строгие, коррективы в свой рацион.

Трапезничают монахи два раза в день. Монастырская еда простая и вкусная, даже в постные дни. Для таких дней разработаны в обителях тысячи оригинальных и аппетитных блюд.

Но даже если с едой, поданной в монастырской трапезной, будет что-то не так – к примеру, она пересолена или пригорела – доедать надо все, оставлять на тарелке ничего нельзя. Это еще одно из иноческих упражнений по воспитанию в себе смирения. Перед едой и после нее – обязательна молитва.

В интернете можно найти множество рецептов блюд по-монастырски, данных не кем-нибудь, а келарями обителей. Келарь – инок, что заведует монастырским столом и съестными припасами. Но к сожалению, я не нашла ни одного с авторством Покровского Хотькова монастыря, иначе непременно привела бы его здесь.

XV-XVII века

XV век — голодное время для маленькой обители, где царила ужасающая бедность

Но уже в начале XVI века (1506 год) на монастырь обратила внимание власть, к числу которой относился великий князь и боярская Дума. Хотьковский монастырь получил небольшую денежную дотацию, выделенную великокняжеской властью, что позволило ему несколько поправить свое скудное положение

В этом же веке обитель преобразовали в женскую, а потом и вовсе отдали в управление Троице-Сергиевой лавры. Ее насельники из всех сил старались поддержать небогатый Хотьковский монастырь. Под управлением Троице-Сергиевой лавры женский монастырь начал оживать, к концу XVI века в нем уже насчитывалось 35 насельниц. Тогда же на территории обители был выстроен новый деревянный храм, освященный в честь Николая Угодника.

Наступил XVII век с его военным временем. Польско-литовские войска разорили Хотьковский монастырь, а его насельницы были вынуждены скрываться от захватчиков в Троице-Сергиевой лавре. Обитель преподобного Сергия выстояла, но два года подвергалась жесточайшей осаде со стороны войск.

В середине 1620-х годов началось восстановление женского монастыря после разорения. Оно завершилось только в 1648 году, в этот же период монастырю приписали крестьянские дворы, что сыграло положительную роль в улучшении его благосостояния. Обитель была выведена из управления Троице-Сергиевой лавры и отдана в распоряжение Московского епархиального архиерея. Полноценного обеспечения монастырь не видел, очень выручало мастерство насельниц. Они славились как искусные швеи, в Сергиево-Посадском музее и сейчас можно видеть церковные облачения, сшитые тогдашними монахинями и послушницами.

Возрождение

Наступил 1989 год, Московский патриархат получил разрушенный и оскверненный Покровский собор. С этого момента началось возрождение одной из древнейших святынь — Хотьковского монастыря.

В 1993 году игуменьей обители была назначена монахиня Олимпиада. Она вместе с первыми насельницами и начала поднимать монастырь из руин.

На сегодняшний день в монастыре действует пансион для девочек, работает духовная библиотека, посещать ее может каждый горожанин. Обитель опекает дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической больницы.

В монастырь приезжают тысячи паломников, желающих понести здесь послушания и просто прикоснуться к великой святыне земли русской.

В помощь паломнику

Что необходимо знать, собираясь пожить в монастыре? Во-первых, ориентироваться на собственное здоровье, ибо тяжелые послушания при наличии определенных заболеваний запрещены. Во-вторых, стоит учитывать наличие свободного времени, в период которого паломник хочет потрудиться в обители. Заранее предупреждают об этом гостиничную сестру, обговаривая сроки пребывания в доме паломника.

При заселении в монастырскую гостиницу необходимо иметь паспорт. Без документа, подтверждающего личность, могут отказать в поселении. Одеваться следует скромно, желательно в длинную темную юбку, кофту с длинным рукавом и без декольте, на голове обязательно наличие платка.

Послушание в монастыре не выбирают, куда пошлют, там паломник и трудится. Во время работы не стоит громко переговариваться с другими паломниками или насельниками обители. Праздные разговоры запрещаются, равно как и беспричинный смех.

На территории монастыря нельзя сквернословить, распивать спиртные напитки, вести себя распущенно, заигрывая с мужчинами-паломниками (увы, встречается и такое). Запрещено слушать музыку, грызть семечки, употреблять резко пахнущую пищу. В общей келье, куда селят паломников, есть нельзя, для этого в гостинице должно быть специальное помещение. Трудников кормят, как правило, дважды в день в специальной трапезной. Те, кому мало двухразового питания, могут перекусить в монастырском кафе за свой счет.

Собираясь потрудиться в обители, созваниваются с ней и заранее обговаривают свой приезд.

История

Дата основания не известна, впервые упоминается в 1308 году. Изначально был мужеско-женским. В 1330-х годах в его стенах приняли монашеский постриг родители Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария Радонежские. Вскоре после этого они умерли и здесь же были похоронены. Впоследствии их могилы стали главной местной святыней. До ухода в пустынножитие в монастыре жил иноком также старший брат Сергия Стефан.

Долгое время монастырь был бедным. В 1506 году монастырю, где проживало всего 17 старцев и стариц, была дарована великокняжеская руга — ежегодное продовольственное содержание. Между 1506 и 1544 годами он стал исключительно женским, и в 1544 году Иван Грозный передал его в управление Троицкому монастырю, что, однако, не сильно поправило дела Покровской обители. Тем не менее в 1580 году к уже существующей деревянной Покровской церкви была добавлена деревянная Никольская. В —1648 годах на средства стольника Василия Янова Покровский храм был отстроен в камне, став первым каменным строением на территории монастыря.

В XVI—XVIII веках на территории монастыря проживало около 40 монахинь. В 1764 году Покровский монастырь был отписан от Троице-Сергиевой лавры и стал самостоятельным. В это время в нём проживали, помимо 41 монахини, 74 белицы. К концу XVIII века общее число обитателей монастыря достигло 280, а позже — 400. В начале XIX века при игумении Евпраксии монастырь достиг своего расцвета, началось масштабное строительство.

Монастырь стал особножитным, то есть каждая монахиня имела свою келью и жила собственным хозяйством. Всё, что производили в монастыре, продавали на рынке, расположенном прямо на территории обители. Здесь же торговали жители окрестных сёл и деревень. С 1840 по 1871 год происходил постепенный переход к общежитию (проживанию в предоставленных монастырём кельях и содержанию за счёт монастыря). В 1851—1852 годах торг был вынесен за монастырские стены. К 1913 году при монастыре находились школа на 60—70 учеников обоих полов (основана в 1884 году), иконописная мастерская (открыта в середине XIX века), больница на 10 мест и богадельня.

В 1922 году монастырь был закрыт, и только в 1989 году монашеская жизнь возобновилась, состоялся первый молебен и начались восстановительные работы. Ныне при монастыре работают воскресная школа и богословские курсы, 14 октября 2000 года открыт приют-пансионат для девочек.

XVIII — начало XX века

В XVIII веке на территории Хотьковского Покровского женского монастыря начались масштабные строительные работы. На месте старой деревянной Никольской церкви выросла новая каменная, были сооружены Святые ворота. Спустя несколько десятилетий над ними построена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи.

В XIX веке строительство на территории обители продолжалось. В тот момент в монастыре проживало около 300 насельниц, в связи с этим началась постройка большого Покровского собора, приостановленная летом 1812 года. После войны строительство возобновилось, реставрационные работы завершились в 1816 году, тогда же состоялось освящение собора. Построены два придела — в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Алексия — митрополита Московского.

Весь XIX век характеризуется как одна большая стройка. Были выстроены дополнительные корпуса для монашествующих, помещения под больницу, школу и гостиницу. Количество насельниц увеличивалось, монастырь перешел к общежительному уставу. До этого он был особожитийным, каждая насельница жила в собственной келье и вела свое хозяйство.

Наступил XX век, его начало ознаменовалось постройкой нового собора. Дело в том, что количество паломников увеличивалось, и старый Никольский храм Хотьковского монастыря не мог вместить всех желающих. Тогда-то и было принято решение о построении нового храма на месте предыдущего. Строительство Никольского нового собора вместимостью свыше 2000 человек завершилось в 1904 году.

Другие достопримечательности Хотьково

Раз уж вы оказались в Хотьково и посмотрели его главную достопримечательность – старейший в Московской области Покровский женский монастырь, то воспользуйтесь случаем и посмотрите еще одну примечательную вещь – уникальный железнодорожный мост через речку Пажа. Он одновременно и мост над автомобильной дорогой.

Ищите его на карте рядом с круглой дорожной развязкой. С одной его стороны видна кольцевая развязка и город, с другой — открывается великолепный вид на Покровский Хотьков монастырь и окрестности.

Высота моста над протекающей где-то внизу Пажей – 35 метров. Настоящее чудо инженерной мысли. Построен он был в XIX веке, а реконструирован в середине прошлого столетия. Хотя дедушке мостостроения уже 150 лет, но каждый день проезжают по нему сотни груженых составов.

Справедливости ради надо заметить, что и сам мост, и создавший его человек — конструктор А. Рехневский, заслуживают отдельного рассказа.

Ну а мы отправляемся дальше, к еще одной хотьковской достопримечательности – Этнопарку «Кочевник». До скорой встречи, друзья!

Рубрика: Россия

О старой традиции

Об окрестностях Хотьково известно: там есть интересная церковь в селе Воздвиженском, совсем рядом, в десяти километрах от города, находится Радонеж и пятнадцать километров разделяют его с городом Сергиев-Посад и ансамблем Троице-Сергиевой лавры.

В наше время в России возрождается традиция паломнического посещения святых мест и монастырей, организуются даже специальные экскурсионные туры. Всегда был и остается наиболее посещаемым Троице-Сергиев монастырь.

Существует старая традиция: верующие, желающие поклониться святому Сергию Радонежскому в лавре, начинают свое паломничество с села Радонеж. Это вторая родина преподобного, здешние места с детства были исхожены им вдоль и поперек. Прозрачная речка, кругом пригорки с лесами, в памяти оживает картина Нестерова и вот, кажется, та самая молодая березка и елочки, близ которых беседовали мальчик Варфоломей и святой старец…

Среди верующих бытует такая легенда, что нераскаявшиеся грешники ни при каких условиях не попадут в Радонеж. Особенность у него такая. Ну там машина у них сломается, или еще какое препятствие на пути возникнет, но благословенное место их к себе не допустит. Пока не осознают проступок и не покаются.

Затем паломники отправляются на поклон родителям великого святого, а уж затем направляются в лавру.

Об игуменье

Прошло 25 лет с того момента, как матушке Олимпиаде был вручен игуменский посох, а вместе с ним — разрушенный монастырь. На сегодняшний день обитель возродилась, славится своей красотой. Матушка игуменья продолжает возглавлять ее.

Будущая настоятельница родилась во Владивостоке, но ее семья в скором времени переехала в Саратовскую область. Когда матушке Олимпиаде исполнилось 20 лет, она покинула отчий дом, уехав в Сергиев Посад, поступила в медицинское училище. Жила в Москве, училась, после получения диплома вернулась в Сергиев Посад, где трудилась на должности медицинской сестры около 10 лет.

Бог привел будущую игуменью в Ригу, где она 13 лет прожила в Троице-Сергиевом монастыре. Обителью управляла в те годы игуменья Магдалина, ныне покойная. Матушка вспоминает о ней как о проницательном человеке, имеющем большую любовь к людям. Эта любовь покорила будущую настоятельницу Хотьковского монастыря, продолжительные и доверительные беседы со своей наставницей запомнились на всю жизнь.

В Риге матушка Олимпиада была благочинной, как выше написано, жила там на протяжении 13 лет. Затем приехала в Хотьково, где по распоряжению святейшего патриарха Алексия II стала настоятельницей обители. Через полтора года приняла сан игуменьи, в котором находится и по сей день.

На сегодняшний день в обители проживает 80 сестер, 50 из них приняли монашеский постриг. Матушке приходится нелегко, ибо у каждой насельницы свой характер, необходим индивидуальный подход. Она старается учитывать характер сестер, давая им послушания, смотрит на склонность к тому или иному делу, а также на образование. К примеру, если насельница хорошо поет, ее могут поставить на клирос, при наличии соответствующего образования — точно будет там.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector