Спасо-евфросиниевский монастырь в полоцке, беларусь: история, описание, фото

Спасо-Евфросиниевский женский монастырь: что рядом?

Спасо-Евфросиниевский женский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Памятник князю Всеславу Брячиславичу ~ 1,3 км. Музей традиционного ручного ткачества Поозерья ~ 1,9 км

Музей традиционного ручного ткачества Поозерья ~ 1,9 км

Памятник Евфросинии Полоцкой ~ 2,0 км

Памятник Симеону Полоцкому ~ 2,1 км

Природно-экологический музей ~ 2,2 км

Памятный знак «Полоцк – географический центр Европы» ~ 2,2 км

Памятник букве «Ў» ~ 2,2 км

Памятник героям Отечественной войны 1812 года ~ 2,2 км

Спасо-Евфросиниевский монастырь

Описание Спасо-Евфросиниевского монастыря

Спасо-Ефросиньев монастырь — женский православный монастырь в Полоцке (Белоруссия), один из наиболее почитаемых монастырей Русской православной церкви.

Основан святой княгиней Ефросинией Полоцкой в 1125 году, когда она поселилась возле Преображенского храма в Сельце. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная Евпраксия (в миру Звенислава) — единственная дочь полоцкого князя Бориса Всеславича.

В 1161 году усердием св. Ефросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор — один из древнейших сохранившихся русских соборов. Его строителем был мастер Иоанн.

В этот храм преподобная Евфросиния в 1161 году пожертвовала золочёный напрестольный крест (Крест Евфросинии Полоцкой) с частицами мощей многих святых и Животворящего Креста Христова. Крест был вырезан местным мастером-ювелиром Лазарем Богшей.

В XIII веке крест был вывезен из Полоцка, однако снова возвращён в монастырь Иваном Грозным в 1563 году после успешной осады города.

В 1580 году монастырь после взятия Полоцка Стефаном Баторием был отдан иезуитам. В 1654 году возвращен в православие. В 1667 году снова попал в руки иезуитов, в ведении которых оставался до 1820 года.

В 1820 год иезуиты были изгнаны из Полоцка, монастырь перешел в казну. В 1832 году монастырь был передан был духовному ведомству и в 1840 году восстановлен. В 1841 году в Спасо-Преображенский собор был снова возвращён Крест Ефросинии Полоцкой.

В 1840-х годах древняя обитель была причислена к разряду первоклассных. В стенах монастыря разместилось Спасо-Евфросиниевское женское духовное училище. В 1847 году при игуменье Клавдии (Щепановской) была построена Евросиниевская трапезная церковь.

В 1897 году при игумений Евгении (Говорович) возведён монументальный пятиглавый Крестовоздвиженский собор, построенного по проекту архитектора В. Ф. Коршикова в псевдовизантийском стиле.

В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 — в Могилёв. В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден.

Паломнические поездки к Спасо-Евфросиниевскому монастырю

  • Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Житомира в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Екатеринбурга в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Минска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Винницы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Минска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Киева в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Смоленска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Минска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Витебска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Минска в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Москвы в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Евфросиниевский монастырь
  • Поездка из Киева в Спасо-Евфросиниевский монастырь

История возникновения Спасо-Ефросиниевского монастыря в Полоцке.

Спасо-Евфросиниевский храм является очень ценной постройкой для Беларуси, так как он единственный среди полоцких древних монастырей, который сохранился до нашего времени. Он является самым крупным центром православия на всей территории страны.

Монастырь был основан в 1125 году княжной Евфросинией, в честь которой и получил свое современное название. Изначально храм представлял собой небольшую постройку из дерева. Но с течением времени количество молодых монахинь росло, и этой деревянной постройки стало мало. Появилась острая необходимость возвести новый монастырь большего размера. Появившееся в результате здание было построено из камня ровно за 30 недель благодаря зодчему Иоанну.

На протяжении 45 лет Ефросиния жила при монастыре. За этот период храм стал основным местом просвещения земли Полоцкой. В те времена была очень большая библиотека при монастыре и активно работала мастерская по написанию икон, а также небольшая приходская школа.

Особенности монастыря в Полоцке.

Сегодня Спасо-Евфросиниевский храм всем известен как наиболее хорошо сохранившийся среди прочих архитектурных памятников Полоцка. С момента существования монастыря очень часто менялись его владельцы, он то и дело переходил из одних рук в другие, и только в первой половине XIX века его вернули православным. После этого для храма наступил новый период активного развития. Здание полностью отреставрировали, а женское духовное училище при монастыре снова возобновило свою работу. В это же время в стены монастыря вернулся Крест Ефросинии, который в свое время она пожертвовала храму.

Печальные времена пришли на смену активной деятельности храма в послереволюционный период. Уже в 1921 году женский монастырь Ефросинии закрыли и реквизировали Крест. Даже мощи святой были вскрыты, их отправили в Москву на атеистическую выставку.

В 1943 году мощи святой были возращены в стены храма, и монастырь продолжил свою активную работу вплоть до 1960 года. После чего церковь снова закрыли. Двери для своих прихожан храм открыл только в 1989 году.

Крест, который так был дорог и ценен для Спасо-Евфросиниевского храма, так и не нашли до наших дней. Последнее упоминание о нем прослеживалось в годы Отечественной войны. К концу XX века была изготовлена точная копия Креста Евфросинии одним из опытных брестских ювелиров. Это изделие подарили монастырю, и мы можем увидеть его в стенах храма и сегодня.

Посмотреть достопримечательность Полоцка с экскурсией.

Поклониться мощам святой можно любому желающему, сюда съезжаются люди со всех уголков страны и соседних стран. В Евфросиниевский монастырь организовывают туристические и паломнические туры, которые помогают путешественником стать ближе к культурно-историческим местам Беларуси.

Спасо-Евфросиниевский храм – святыня, осмотр и посещение которой входит в программу каждого экскурсионного тура в Полоцк. Вы можете посмотреть достопримечательности Полоцка как во время обзорной экскурсии «Патриарх земли Белорусской», так и присоединившись к одному из сборных автобусных туров по Беларуси. Вы сможете увидеть монастырь Евфросинии включает в себя целый ансамбль зданий различного назначения: сама Преображенская церковь, собор Крестовоздвиженский, трапезная, колокольня, остатки фундамента усыпальницы, жилой дом и несколько подсобных помещений.  

Темные века. Чума, орда, рыцари и Москва

Некоторые исследователи утверждают, что мастера, сформировавшие Полоцкую архитектурную школу, были исключительно пришлыми. Так, по мнению художника-реставратора Юрия Малиновского, руководителя реставрационных работ в Спасо-Преображенском храме, полоцкие зодчие попросту покинули город, когда построили все, что им заказали. И свои профессиональные секреты забрали с собой. Новые же на их место не приехали, потому что монголо-татарское иго отрезало белорусские земли от тех центров, где мы заимствовали технологии и откуда приглашали мастеров.

А по мнению Сергея Тарасова, «большая стройка» могла закончиться просто потому, что новые храмы городу были не нужны – хватало имеющихся. Ученый считает, что определенную роль в жизни Полоцка могла сыграть «черная смерть» – эпидемия чумы в Западной Европе в XIV веке. «С одной стороны была орда, а с другой чума – говорит Сергей Тарасов. – И развитие города в целом замедлилось».

Еще одна возможная причина экономических проблем Полоцка – основание Риги. Уже в XIII веке город стал терять контроль над частью северного торгового пути.

По словам Сергея Тарасова, следующий временной отрезок – с XIV по XVI век – практически не дал городу «культурного слоя».

Вероятно, тому не способствовала тогдашняя «политическая конъюнктура». В XIV веке город отразил двенадцать атак Ливонского ордена. В составе Великого княжества Литовского Полоцк попал в жар гражданской войны 1432-1438 гг. А следующие три столетия принесли череду войн с Московией. В XVI веке город дважды осаждало русское войско. А третья осада XVII века стала для Полоцка роковой.

По мнению Юрия Малиновского, черной датой, после которой Полоцк уже никогда не оправился, нужно считать 1654-й год – начало войны Русского царства с Речью Посполитой. Эта война вошла в историю под названием «кровавый потоп» – настолько разрушительной она стала для белорусских земель. Полоцк захватили русские войска, и в Речь Посполитую он вернулся лишь спустя тринадцать лет обезлюдевшим и разграбленным. Для Речи Посполитой в целом и Полоцка в частности эти события стали началом упадка…

Продолжение следует

Настоятельницы

  • Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая († 23 мая / 5 июня 1173)
  • Игумения Евдокия (родная сестра преподобной Евфросинии), княжна Полоцкая († конец XII века)
  • Игумения Параскева (Параскевия), княжна Полоцкая († 1239)
  • Игумения Ульяния (Ульяна) (упоминается в 1552 и 1580 годах)
  • Игумения Акилина (Окулина) († 10 / 23 декабря 1577)
  • Игумения Наталия († конец XVI века)
  • Игумения Иннокентия (Кулешова) (1841)
  • Игумения Евфросиния (Дехтярева) (1842—1843)
  • Игумения Клавдия (Щепановская) (1843—1854)
  • Игумения Евфросиния (Сербинович) (1854—1878)
  • Игумения Евгения (Говорович) (1878—1900)
  • Игумения Олимпиада (1900—1903)
  • Игумения Евфросиния (Сладкевич) (1904—1905)
  • Схиигумения Илариона (Черных) (1905—1910)
  • Монахиня Ангелина (Петроченко) (1911—1913)
  • Игумения Елена (Волкова) (1913—1928) (?)
  • Игумения Анания (Трофимова (?)
  • Игумения Елевферия (Новикова) (194(?)—1959)
  • Схиигумения Евфросиния (Максимчук) (1991—1995)
  • Монахиня Наталия (Скиндер) (1995—1997)
  • Игумения Анфиса (Шевердяева) (1997—2004)
  • Игумения Евдокия (Левшук) (2004 — по настоящее время)

Фото и описание

Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке – древняя православная обитель, создательницей и игуменьей которой была легендарная святая Евфросинья Полоцкая.

Евфросинья (Предислава в миру) была дочерью князя Святослава-Георгия и княгини Софии. Княжна росла книжным ребенком, обожающим старинные книги и церковную премудрость. Она славилась своей красотой и умом. В 1120 году, будучи всего 12 лет от роду, она ушла в монастырь, тайно от отца, который хотел выдать ее замуж. Затем, увидев три вещих сна о церкви Святого Спаса, стоящей в Сельце, она отправилась в это святое место и основала там монастырь. Чудесным образом, по молитвам игуменьи Евфросиньи, храм Всемилостивого Спаса построили всего за 30 недель.

Евфросинья Полоцкая заказала ювелиру Лазарю Богше драгоценный напрестольный крест-ковчег, украшенный на византийский манер жемчугом и драгоценными камнями. В кресте были заключены частицы Креста, на котором распяли Христа с каплей Крови Господа, небольшие кусочки камней Гроба Господня и Гроба Богородицы, а также частицы мощей православных святых. Эта священная реликвия хранилась в монастыре и привлекала тысячи паломников, которые оставляли в монастыре щедрые пожертвования.

При жизни, Евфросинья Полоцкая сделала свой монастырь и родной город процветающим центром искусств, просвещения, грамотности и божественной премудрости.

В 1563 году, когда Полоцк был осажден Иваном Грозным, закончились золотые времена Полоцка. Вскоре в 1579 году город был взят войсками Стефана Батория, монастырь разграблен и отдан иезуитам.

Лишь в 1833 году монастырь вернули православной церкви. Вскоре он был восстановлен. В монастыре поселились сестры. В 1928 году монастырь был разграблен и закрыт. Совсем недолго он работал во время оккупации Полоцка гитлеровскими войсками. Правда, во время оккупации таинственным образом исчез драгоценный крест Евфросиньи Полоцкой. О его местонахождении ничего не известно по сей день. В советское время монастырь был закрыт.

В наши дни возрождение монастыря началось в 1989 году, когда монастырские здания были возвращены православной церкви. Сейчас, как и в глубокой древности, 9 веков назад, Спасо-Евфросиньевский монастырь является процветающим духовным центром Беларуси. Крест Святой Евфросиньи был воссоздан по эскизам. Сейчас его копия хранится в Спасо-Евфросиньевском монастыре и иногда путешествует по белорусским городам, благословляя их на процветание.

XI-XII века и загадочный балканский след

История белорусского каменного зодчества восходит к XI веку. Во всяком случае, пока ученые не располагают сведениями, которые могли бы сдвинуть эту дату в ту или иную сторону.

Первая белорусская каменная церковь – Софийский собор. Сегодня он мало похож на тот храм, который видели полочане XI века. Летящий барочный собор, к которому мы привыкли, появился без малого семьсот лет спустя. Сперва же храм выглядел иначе.

Что нам может рассказать архитектура храма? То, что параллельно с победившей версией, которая вошла в учебники, существуют и другие. 

А значит, история Полоцка того времени сложнее, чем мы привыкли думать.

В школе нам объясняли, что полоцкий храм – логичное продолжение (в архитектурном и идеологическом смыслах) двух других Софийских соборов Киевской Руси – киевского и новгородского. Которые, в свою очередь, ориентировались на константинопольский образец.

Кандидат исторических наук, археолог и известный исследователь Полоцка Сергей Тарасов подтверждает, что три Софии действительно архитектурно подобны. Сходство прослеживается в крестово-купольной системе, в наличии пяти нефов, северных, южных и западных галерей. Однако, по мнению ученого, у полоцкой Софии, единственной из трех, есть черты балканских храмов. Об этом нам говорят две архитектурные приметы. Первая: удивительное совпадение размеров полоцкого собора и храма Святой Софии в македонском Охриде. Вторая: так называемое «дополнительное членение» – предалтарная преграда.

О чем это говорит? Как минимум, о том, что артели, которые строили храмы Полоцка, Киева и Новгорода, различались техникой. И даже могли принадлежать к разным культурам.

В XII веке в Полоцке построили еще девять каменных храмов. Очевидно, город был богатым и сильным, как и все Полоцкое княжество в тот период. Не будем забывать, что в целом белорусские города в тот период (да и несколько веков спустя) были деревянными.

Две церкви располагались в Спасо-Ефросиньевском монастыре. Первая сгорела, как считается, в том же XII веке. Предполагают, что она была усыпальницей полоцких епископов. Вторая – Спасо-Преображенская – была построена по заказу Ефросиньи Полоцкой и сохранилась до наших дней.

Еще одна церковь стояла на территории Верхнего замка. Ее называют «Княжеской», подразумевая, что она была построена для правителей. Простые же горожане посещали Софийский собор.

Спустимся к Нижнему замку, сегодня это район стадиона «Спартак». Здесь стояла еще одна церковь. Во время ее раскопок советский историк Павел Раппопорт обнаружил несколько крупных фрагментов сланцевого саркофага. Стало понятно, что храм служил княжеской усыпальницей.

Пятый храм XII века ученые условно называет «Церковь на рву». Имеется в виду ров, разделяющий Софийский собор и Иезуитский коллегиум. Сергей Тарасов полагает, что этот храм посещали торговцы, прибывавшие в город по реке. Соответственно, рядом должна была находиться рыночная площадь.

Еще четыре храма входили в состав Борисоглебского монастыря. Он стоял на левом берегу Двины за чертой тогдашнего города. В современном Полоцке это пересечение улиц Юбилейной и Кульнева. В архитектурный комплекс монастыря входили так называемый «Большой храм», Пятницкая, Борисоглебская церкви и еще одна, известная лишь по описаниям и рисункам. Из зарисовок следует, что это был храм-триконх. То есть боковые апсиды не пристраивались к церкви, а входили в ее структуру изначально. Это тоже признак балканской архитектуры.

Казалось бы, больше церквей тогдашний Полоцк просто не мог вместить. Однако, вероятно, была еще одна. Она упоминается в «Саге о крещении Исландии». Из этого произведения мы узнаем, как исландский миссионер Торвальд прибыл в Полоцк и на острове реки Двина основал монастырь Иоанна Предтечи. Сейчас на этом месте стоит станция юннатов, а раскопки пока не проводились.

Полоцкие храмы XI-XII века были православными.

На этом первая волна каменного зодчества в городе резко заканчивается на целых пятьсот лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector