Христос в пустыне, картина крамского: история создания, описание и фото

«На гения смахивает»

Знакомство с Павлом Третьяковым открыло перед Иваном Крамским новые возможности. Меценат заказывал у художника портреты известных личностей, так как хотел создать галерею с изображениями соотечественников. Крамской написал портреты Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Грибоедова и Толстого. С последним связана особая история.

Поначалу Лев Николаевич Толстой отказывался работать над портретом — ему не хотелось позировать. Но Крамскому удалось его уговорить: он сказал, что портрет будет написан в любом случае — даже спустя тридцать или сорок лет, тогда почему бы не сделать это сейчас? И Толстой согласился.

Мне кажется, этот ход художника был гениальным. Ведь если бы он не проявил настойчивость, у нас бы сейчас не было тех самых знаменитых изображений великого русского писателя, создавшего романы «Война и мир», «Анна Каренина» и многие другие.

Иван Николаевич Крамской «Портрет писателя Льва Николаевича Толстого»,1873 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Уже за три сеанса Крамской достиг фантастического сходства, однако самого Льва Толстого больше интересовала не живопись, а общение с художником, — писатель и живописец беседовали в ходе работы. В итоге Толстой воплотил образ Крамского в Михайлове, к которому Вронский из «Анны Карениной» обратился, чтобы тот написал портрет главной героини. Сам Иван Крамской также находился под положительным впечатлением от общения и работы со знаменитым писателем.

признавался он, вспоминая о сеансах написания картины. В итоге из-под его кисти вышли целых два портрета Льва Николаевича Толстого — один из них находится в его доме-музее в Ясной поляне, а другой – в Третьяковской галерее.

Иван Николаевич Крамской «Крестьянин с уздечкой», 1883 годМестонахождение: Национальный музей картинная галерея, Киев, Украина

Цена «Христа в пустыне»

Крамской работал над картиной 5 лет. Не считая вынашивания замысла и первых эскизов.

Он мог себе это позволить благодаря Третьякову. Вернее, его готовности покупать не декоративные картины для столовых, а работы с глубоким смыслом.

Это, конечно, уникальная ситуация. Художник мог выразить то, что хотел, даже если для этого ему нужно 5 лет!

Какой еще заказчик картин будет готов на это? А Третьяков охотно окупал временные и душевные затраты художников.

Насколько я знаю, «Христос в пустыне» — самое дорогое приобретение Третьякова. Не торгуясь, он заплатил 6000 рублей (на наши деньги примерно 3 млн) за картину ещё до того, как ее увидела публика.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Сразу же после третьего искушения Диавол оставляет Христа «до времени»

Сразу же после того, как Сатана потерпел поражение в попытке третий раз искусить Христа, он, по словам евангелиста Луки,

(Лк. 4:13)

В Писании сказано, что позже Враг рода человеческого вновь начинает искушать его через народ иудейский и даже через его учеников апостолов, строя всевозможные козни. Кроме того, евангелист Марк говорит, о том, что в пустыне Иисус

(Мк. 1:13)

Считается, что это — это указание на то, что Христос (новый Адам) был в окружении зверей, не смевших причинить ему вреда, также как и ветхий Адам в раю.

Видеролик: Искушение в пустыне. Протоиерей Олег Стеняев. На 12 минуте 19 секунде автор говорит о том, что после третьего искушения Диавол оставил Христа «до времени».

Необходимо отметить, что время каждого из искушений Христос ничего не делает, а только лишь говорит с Сатаной. Поступает Он так потому, что от Диавола нельзя ожидать ничего хорошего, при этом слово — главное оружие лукавого.

Именно поэтому, как отмечает Иоанн Златоуст, «слово уст Его осудило сатану». Таким образом, Диавол побежден Христом Словом Божием, а не человеческим действием.

Иисус Христос победил козни Диавола в пустыне Словом Божием.

Преподобный Ефрем Сирин указывает на то, что крещение Христа состояло из трех погружений и искушений три. Прохождение Иисуса Христа через искушения Дьявола именно после его крещения является указанием на те благодатные плоды, которые крещение может дать.

Он был направлен в пустыню Духом Святым, в том числе, для того, чтобы показать борьбу с силами зла, и какую силу в этом даёт человеку приобщение к Господу через таинство крещения.

Искушение Христа — это не слишком распространённый сюжет в искусстве

В изобразительно искусстве искушение Христа не признается распространённым сюжетом. Чаще всего он присутствует в живописных изображениях всего цикла событий жизни Христа как один из его эпизодов.

Изображаются как все три искушения, так и просто Христос, стоящий рядом с Дьяволом на вершине горы. В первом случае на первом плане крупно представляется первое искушение, а два вторых помещены на задний план.

«Искушение Христа»(клеймо иконы Спас Вседержитель, 1682 год). В православной иконописи сюжет искушения Христа в пустыне обычно изображают на иконах Крещения Господня

Для православной живописи характерно помещение сцены искушения Христа на иконах Крещения Господня. Обычно картина с сюжетом искушения Христа имеет по числу искушений три композиции:

  1. «Иисус в пустыне»:Искушение голодом.
  2. «Иисус на крыле храма»: Искушение гордыней.
  3. «Искушение Христа на горе»: Искушение верой.

Кроме изображения Христа на картинах, посвящённых его искушению интересны также изображения Диавола. Так в романском и готическом искусстве, а также в период Раннего Возрождения Сатану обычно изображали как духа тьмы.

Для таких изображений характерен образ демона с рогами, чешуйчатым телом, крыльями и когтями на руках и ногах. В период Высокого Возрождения итальянские художники рисовали его как «падшего Ангела», в образе миловидного юноши.

Картины с сюжетом искушения Христа в пустыне имеют 3 композиции — по числу искушений.

Так как этот сюжет касается изображения Господа, Христианская Церковь всегда внимательно следила за работой представителей искусства, затрагивающих её. Так, например, фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» подвергся жёсткой критики со стороны христианских кругов. В некоторых странах мира его даже запретили к показу.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Для чего Господь удалился в пустыню и постился?

Фото: Pravoslavie.ru

Иисусу Христу по его божественной природе было известно все, что случится с ним. Поэтому он был готов ко встрече с дьяволом. Но и дьявол многие века ждал Мессию, который должен был прийти на Землю. Единственное, чего не знал сатана – что перед ним встанет сам Сын Божий, который имеет власть над злом.

Иисус, преодолевая искушения дьявола, показывает людям, как нужно вести себя при соблазнах, которыми во множестве искушает человечество нечистый дух.

В пустыне Иисус был в одиночестве, и этим Он дает понять людям, что вне Церкви, без духовной поддержки они оказываются один на один со многими силами, намного превосходящими их человеческие силы.

А сатана, в свою очередь, наоборот, явившись в пустыню к Иисусу, подчеркивает, что каждый человек одинок по своей сути, никому не нужен и не интересен. Сам за себя, одинокий и брошенный. Но это совершенно не так, как говорит Евангелие. Спаситель не раз подчеркивал, что он никогда не оставит ни одного человека без своей любви и внимания.

Литература

  • Вагнер Г. К. Об истолковании картины И. Н. Крамского «Христос в пустыне» // Вопросы искусствознания. — 1995. — № 1—2. — С. 408—430.
  • Гаршин В. М. Собрание сочинений в трёх томах. — М.: Академия, 1934. — Т. 3.
  • Гольдштейн С. Н. Крамской. — М.: Искусство, 1965. — 440 с.
  • Гончаров И. А. «Христос в пустыне». Картина г. Крамского. — М.: Художественная литература. Собрание сочинений в 8 томах (1972—1980), 1980. — Т. 8. — С. 73.
  • Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры / В. К. Кантор, О. Е. Майорова. — М.: Правда, 1989. — 654 с.
  • Кононенко Р. Иван Николаевич Крамской (Великие художники, том 13). — М.: Директмедиа Паблишинг и Комсомольская правда, 2009. — 48 с. — ISBN 978-5-87107-186-1.
  • Иван Николаевич Крамской. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — 208 с.
  • Иван Николаевич Крамской. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 216 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0041-9.
  • Крамской. — М.: Белый город, 2008. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-1432-9.
  • Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.
  • «Христос, величайший из атеистов…» Евангельский цикл И. Н. Крамского // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 4. — С. 122—135.
  • Товарищество передвижных художественных выставок. — М.: Искусство, 1989. — 430 с. — ISBN 5-87685-054-3.
  • Стасов В. В. Избранное: живопись, скульптура, графика. — Искусство, 1951. — Т. 2 — Искусство XIX века. — С. 156.
  • Стасов В. В. Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1954. — Т. 2.
  • Стернин Г. Ю. Два века. Очерки русской художественной культуры. — М.: Галарт, 2007. — 384 с. — ISBN 978-5-269-01052-6.
  • И. Крамской. Христос в пустыне // «Юный художник». — 1997. — № 4. — С. 12—14.
  • Юденкова Т. В. Ещё раз о картине И. Н. Крамского «Христос в пустыне» // Вопросы искусствознания. — 1997. — № 2. — С. 465—475.
  • Юденкова Т. В. Крамской. — М.: Белый город, 1999. — 64 с. — ISBN 5-7793-0165-4.
  • Яковлева Н. А. Иван Николаевич Крамской. — Л.: Художник РСФСР, 1990. — 112 с. — (Массовая библиотека по искусству). — ISBN 5-7370-0042-7.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
  • Крамской об искусстве / . — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 176 с. — ISBN 5-85200-015-9.
  • Репин об искусстве. / О. А. Лясковская. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. — 192 с.

Первое искушение

Фото: Flickr.com

Почему же Иисус уступил своей человеческой природе и захотел есть? Ответ на этот вопрос очевиден – люди слишком много внимания уделяют своей плоти, своим желаниям, и идут у них на поводу. Поэтому сатана должен был увидеть, что Тот, кто перед ним, не подвластен этой слабости и даже делает ее своей силой.

Сделать голод орудием против сатаны Спаситель смог с помощью слов Господа, которые были донесены до людей еще в Ветхом Завете.

Но искушаемый совершенно спокойно отказывается от такого искушения – самому накормить себя. Все его чудеса и знамения были направлены только на пользу людям – он кормил и поил слабых, голодных и тех, кто шел за ним. И делал это из любви к людям и сострадания. Именно в этих целях он использовал свои божественные возможности. Поэтому Иисус, не вступая в дискуссию с сатаной, и не желая ему ничего доказывать, отвечает:

Таким ответом он ставит себя выше искушения, отказываясь даже разговаривать о нём. И сатана отступает. Но тут же переходит ко второму.

Описание картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

Еще в юности огромное влияние на Ивана Крамского оказали личность и творчество Александра Иванова, его подвижнический путь в искусстве. Потрясенный картиной «Явление Христа народу», Крамской определил для себя высшую задачу искусства: «Настоящему художнику предстоит громадный труд… поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы сердце их забило тревогу».

В своем центральном произведении «Христос в пустыне», продолжая гуманистическую традицию Александра Иванова, художник трактовал религиозный сюжет в морально-философском плане. Картина «Христос в пустыне» стала центром II передвижной выставки 1873 года, вызвав множество откликов в печати, неумолкающие споры, недоуменные вопросы. Поражал прежде всего сам образ Христа, столь далекий от церковной традиции и традиции классического европейского искусства. Авторская интерпретация личности Христа в картине оказалась остро современной.

Центральной фигурой картины Ивана Крамского «Христос в пустыне» является Иисус Христос, сидящий среди каменных руин. Задумчивый взгляд говорит о нелегких думах, терзающих и беспокоящих его. Он сидит босой, со скрещенными пальцами рук. Вся его фигура, все его жесты говорят о большой внутренней сосредоточенности сына Божьего. Тёмные волосы Христа почти сливаются с его тёмным одеянием — пурпурным балахоном и чёрным дорожным плащом.

Композиция картины, выстроенная с безупречной логикой, подобна математической формуле. Монументальная фигура Христа вырисовывается на фоне предрассветного неба. Линия горизонта делит холст на две равные части — мир дольний, земную твердь, каменистую «пустыню», погруженную в тень, мертвую и холодную, и мир горний, освещенный лучами предрассветного солнца, мир света и надежды, символ будущего преображения. Ровно на границе этих двух миров в геометрическом центре картины находятся сомкнутые в замок кисти рук Христа. Сомкнутые руки образует круг. По нему словно движутся, не находя исхода, тяжелые мысли, мысли-глыбы, будто камни, изображенные за его спиной. Замок рук и лицо Христа, находящиеся на одной оси круга, — зрительные и смысловые центры картины. Этот круг — зона наибольшего «напряжения», эпицентр свершившейся драмы мысли и чувства, свершившейся победы человеческого духа, воли, разума над хаосом, злом, пороком. Христос Крамского — символ вселенского значения этой победы и напоминание об ее огромной цене. В углах рамы картины, заказанной, по-видимому, по рисунку самого художника, — настоящие сплетенные веревки — атрибут будущих мук Христа.

Интересно художник поработал с масштабами на картине. Пейзаж, окружающий фигуру Христа, напоминает рельеф гористой местности, а сам Иисус похож на огромного исполина, возвышающегося до небес. Очень красиво играет красками небо: сверху чуть голубое, ближе к поверхности розовое, почти фиолетовое. Художник изобразил сгущающиеся сумерки, наступающую ночь.

Мастерское использование живописных приёмов Крамским делает картину «Христос в пустыне» не только очень выразительной внешне, но и наполненной глубоким духовным смыслом, который каждый зритель воспринимает по-своему.

Год написания картины: 1872.

Размеры картины: 210 x 180 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: религиозная живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Кратко о жизни и смерти талантливого человека

Иван Николаевич Крамской – русский живописец, художественный критик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи, родился двадцать седьмого мая одна тысяча восемьсот тридцать седьмого года в Воронеже. Окончив училище, он становится писарем и ретушером-фотографом.

В одна тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году, в двадцатилетнем возрасте, Крамской приезжает в Петербург. Начинает работать в фотоателье и поступает в академию художеств. Чтобы обеспечить свою жизнь, он был вынужден писать много портретов известных людей: Льва Толстого, художника Шишкина, Александра Третьего и Веры Николаевны Третьяковой.

Любящий муж и отец, Иван Николаевич часто рисовал своих домочадцев. В его семье было шестеро детей. Двое сыновей умерли еще в детстве, и это горе сильно подкосило художника. О своих переживаниях он поведал в картине «Безутешное горе».

Скончался Крамской двадцать четвертого марта одна тысяча восемьсот восемьдесят седьмого года. Работая над портретом семейного врача, внезапно Иван Николаевич наклонился и упал. Медик попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.

Картина [ править ]

Христос в пустыне — одна из картин Крамского, посвященных Иисусу, вторая — « Радуйтесь, царь евреев и Иродиады» . Крамской использовал преимущественно чтобы отразить холодный рассвет на заднем плане. Задумчивая фигура Христа, одетого в темную накидку и красную тунику под ней, немного смещена вправо от центра. Крамской писал: «На вопрос« это не Христос, откуда вы знаете, что он так выглядел? »Я позволил себе ответить,« но даже настоящий, живой Христос не был признан »». Картина подчеркивает человеческую составляющую Иисуса из застойного союзаи показывает ум в борьбе, а не в действии. Поскольку горизонт делит плоскость холста почти пополам, фигура Иисуса доминирует в пространстве живописи и одновременно гармонирует с суровой пустыней.

Крамской продал свою работу Третьякову за 6000 .

Третье искушение

Фото: Foma.ru

Дьявол, потерпев две неудачные попытки, казалось бы, готов на любые для себя жертвы, чтобы заставить Сына Божьего согрешить. И он показывает ему весь мир, предлагая его на блюдечке с голубой каемочкой:

Предлагает власть над людьми. Эту власть, казалось бы, Бог может использовать и для того, чтобы спасти их. Для этого он и пришел на землю.

Дьявол как бы говорит: «Так вот, все люди твои – спасай их, люби их, как ты планировал – бери! Но только поклонись при этом сатане.»

Но тут Иисус отвечает уже более определенно и даже возмущенно.

Господь возмущен тем, что сатана считает себя властителем мира, забывая о том, что и сам является Божьим созданием. И сын Божий дает понять падшему, что власть принадлежит совсем не ему, и ни о каком поклонении даже речи не идет.

После этого дьявол оставляет Христа. А Спаситель вернулся из пустыни и начал свою миссию, заранее зная, что она закончится не только мучительной смертью, предательством друзей, но и спасением и освобождением человечества от греха.

Сюжет и описание

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.

Искушение Христа в пустыне, Новый Завет:

  • Евангелие от Матфея — Мф. 
  • Евангелие от Луки — Лк. 
  • Евангелие от Марка — Мк. 

На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Линия горизонта проходит довольно низко, разделяя картину примерно пополам. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. В результате фигура Христа, одетого в красный хитон и тёмно-синий плащ-гиматий, господствует над пространством картины, однако пребывает в гармонии с окружающим суровым ландшафтом. В одинокой фигуре, изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе».

Руки Христа (фрагмент картины)

Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность образа. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста

Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням.

Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Христос у Крамского показан высоконравственным, но всё же вполне земным человеком — с ортодоксально-церковной точки зрения такой подход мог быть воспринят как святотатство. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой?», — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали».

Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Для его построения художник использовал приглушённую цветовую гамму, составленную из серых, серебристых и лиловых цветов. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни».

Как и в других картинах, отличительной чертой техники Крамского была тонкая законченность — до такой степени, что некоторые даже считали её чрезмерной или излишней. Рама для картины была изготовлена в Санкт-Петербурге по специальному заказу художника — она также содержит часть смысловой нагрузки и дополняет образное содержание полотна: «Углы её перехвачены и скреплены верёвкой, образующей крестообразные петли. Это по-своему ассоциируется с идеей обречённости».

«Бунт четырнадцати»

Целью обучения для Крамского было вовсе не получение наград. Он претендовал на большую золотую медаль, если написал бы картину на тему «Пир в Валгалле». Однако это направление не устроило будущего художника, а также многих его сподвижников — им хотелось получить творческую свободу.

Студенты Академии попросили разрешения создать работу на свою тему, однако им отказали, и тогда Крамской и тринадцать учеников покинули учебное заведение, что позже назвали «Бунтом четырнадцати». Бывшие студенты Академии художеств во главе с Иваном Крамским создали артель: ее члены называли себя свободными художниками. Подобное объединение было первым в истории российской живописи.

Николай Александрович Ярошенко «Портрет художника И.Н. Крамского»,1876 год,Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Мне кажется, что это был по-настоящему смелый поступок, ведь уйдя из Академии, Крамской отправился в неизвестность —  был шанс, что передвижники не будут пользоваться успехом. Если бы он остался студентом и закончил Академию с отличием, он бы гарантировал себе стабильный поток заказов.

Иван Крамской организовал «Товарищество передвижных выставок» в 1870 году. Его членами стали талантливые русские живописцы. Они занимались просветительством и устраивали подвижнические выставки, первая из которых состоялась в 1871 году.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок, 1886 год

О чем думает Христос Крамского

Крамской взял сюжет из Библии об искушении Христа дьяволом. После крещения, когда Иисусу было 30 лет, он принял решение удалиться в пустыню на 40 дней. Там он не ел и не пил.

И в таком состоянии его пытался искусить дьявол. Многие художники показывали эти сцены искушения.

У моего любимого Тиссо, например, мы видим, как Дьявол предлагает Христу обратить камни в хлеб.

Джеймс Тиссо. Искушение Христа. 1886—1894. Бруклинский музей

А Суриков показывает другой дьявольский соблазн. Тот перенёс Христа на высокую гору и начал сулить ему владычество над всеми городами, которые они увидели с вершины. Конечно, при условии, что Божий сын перейдёт на сторону зла.

Василий Суриков. Искушение Христа. 1872 г. Русский музей, Санкт-Петербург

По Библии все размышления Христа касаются выбора между добром и злом.

Но вот у Крамского дьявола нет. Ведь человек здравомыслящий не видит дьявола наяву. О чем же тогда думает Христос Крамского?

Нам не нужно гадать. Сам художник все поясняет в переписке.

У его героя сильный характер. Он так неординарен, что может весь мир покорить. Но решает этого не делать, силой воли заглушая в себе общечеловеческие желания власти и богатства. И выбирает путь гораздо сложнее, не сулящий никаких благ «здесь и сейчас».

Вот эту борьбу с самим собой, перекраивание предназначения, внутреннюю ломку, мы и видим. Согласитесь, это требует очень сложной смеси эмоций и мыслей. Вот именно их Вы и видите на его лице. И невольно сопереживаете.

Суть и итог многолетних раздумий и исканий

Уже горизонт занялся теплым светом. Природа готова встретить первые лучи солнца. И лишь человек совершенно равнодушен к этой красоте. Важная мысль занимает его. Следы мучительных внутренних переживаний заметны на изможденном и помрачневшем лице, которые автор очень искусно передал в произведении «Христос в пустыне». Картина Крамского показывает всю тяжесть дум, легших на плечи Христа, склонившего голову.

Это творение Ивана Николаевича глубоко выстрадано и создано «потом и кровью». Именно так сам автор выражался после написания шедевра. Он стал итогом его многолетних исканий. Композиция картины проста, но выстроена с определенной логикой. Это восхитительный шедевр — «Христос в пустыне»! Картина Крамского представляет монументальную фигуру Христа, которая вырисовывается на фоне предрассветного неба. Мрачная и небо как символ света.

На этом холсте нет действия, но зримо присутствует жизнь духа и Ступни Иисуса изранены, руки мучительно стиснуты, а над склоненной головой как будто течет время. И между тем лик Христа выражает невероятную силу воли.

В таком виде был создан второй вариант полотна «Христос в пустыне». Описание картины, конечно, никогда не сможет передать весь смысл, вложенный в произведение. Оно лишь только поверхностно знакомит читателя с шедевром и напоминает о том, что, как бы ни было велико искушение, нужно найти в себе силы и мужество для борьбы с ним.

25.05.2018
Оксана Копенкина

Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872 г. Третьяковская галерея, Москва

Если Вы видели «Христа в пустыне» Крамского вживую, то наверняка она стала одной из Ваших любимых картин.

Если не видели, то Вы можете провести эксперимент. Сходите в по возможности. И попробуйте пройти мимо этой работы.

Думаю, у Вас это не получится. Вы все равно невольно замедлите шаг…

Откуда я это знаю?

Я заметила, что часто любовь к искусству коррелирует с эмпатией. Если Вы любите искусство, то, скорее всего, легко считываете и реагируете на эмоции других.

Поэтому Вы вряд ли пройдёте мимо такого пронзительного образа. ОН погружён в раздумья. Его исхудалые руки сцеплены в сильном напряжении.

Дело происходит на рассвете. А значит он думал всю ночь и продолжает думать ранним утром.

По темным кругам под глазами Вы понимаете, что это не первая такая ночь. И что днём он не отдыхает. Его ноги пыльные, а одежда мохрится от длительной ходьбы.

Сопереживание нахлынет на Вас при виде человека, пребывающего в столь тяжелом раздумье.

Стоп. Человека? Это же Христос. Сын Божий. Властелин земли и неба. Почему же Крамской показал нам лишь человечное в нем, опустив все божественное?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector