Иисус христос в пустыне и искушение его от диавола

Искушение Христа — это не слишком распространённый сюжет в искусстве

В изобразительно искусстве искушение Христа не признается распространённым сюжетом. Чаще всего он присутствует в живописных изображениях всего цикла событий жизни Христа как один из его эпизодов.

Изображаются как все три искушения, так и просто Христос, стоящий рядом с Дьяволом на вершине горы. В первом случае на первом плане крупно представляется первое искушение, а два вторых помещены на задний план.

«Искушение Христа»(клеймо иконы Спас Вседержитель, 1682 год). В православной иконописи сюжет искушения Христа в пустыне обычно изображают на иконах Крещения Господня

Для православной живописи характерно помещение сцены искушения Христа на иконах Крещения Господня. Обычно картина с сюжетом искушения Христа имеет по числу искушений три композиции:

  1. «Иисус в пустыне»:Искушение голодом.
  2. «Иисус на крыле храма»: Искушение гордыней.
  3. «Искушение Христа на горе»: Искушение верой.

Кроме изображения Христа на картинах, посвящённых его искушению интересны также изображения Диавола. Так в романском и готическом искусстве, а также в период Раннего Возрождения Сатану обычно изображали как духа тьмы.

Для таких изображений характерен образ демона с рогами, чешуйчатым телом, крыльями и когтями на руках и ногах. В период Высокого Возрождения итальянские художники рисовали его как «падшего Ангела», в образе миловидного юноши.

Картины с сюжетом искушения Христа в пустыне имеют 3 композиции — по числу искушений.

Так как этот сюжет касается изображения Господа, Христианская Церковь всегда внимательно следила за работой представителей искусства, затрагивающих её. Так, например, фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» подвергся жёсткой критики со стороны христианских кругов. В некоторых странах мира его даже запретили к показу.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Евангелие от Марка

Рассказ Марка ( ) очень краток. Большая часть рассказа Марка встречается также в версиях от Матфея и Луки, за исключением утверждения, что Иисус был «с дикими животными». Несмотря на отсутствие фактического текста, общего для трех текстов, язык и интерпретации, которые использует Марк, позволяют провести сравнение трех Евангелий. Греческий глагол, который Марк использует в тексте, является синонимом изгнания демонов, а пустыня иногда представляет собой место борьбы. Два стиха в Евангелии от Марка, использованные для описания искушения Иисуса, быстро продвинули его в карьере проповедника.

Фома Аквинский утверждал, что Иисус позволил искушению как пример и предупреждение. Он цитирует Сираху 2: «Сын, когда ты придешь на служение Богу, стой в справедливости и в страхе, и приготовь душу твою к искушению». После этого он цитирует Евреям 4:15 : «У нас нет первосвященника, который не может сострадать в наших немощах, но искушаемый всем, как мы, без греха».

Сюжет и описание

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.

Искушение Христа в пустыне, Новый Завет:

  • Евангелие от Матфея — Мф. 
  • Евангелие от Луки — Лк. 
  • Евангелие от Марка — Мк. 

На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Линия горизонта проходит довольно низко, разделяя картину примерно пополам. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. В результате фигура Христа, одетого в красный хитон и тёмно-синий плащ-гиматий, господствует над пространством картины, однако пребывает в гармонии с окружающим суровым ландшафтом. В одинокой фигуре, изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе».

Руки Христа (фрагмент картины)

Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность образа. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста

Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням.

Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Христос у Крамского показан высоконравственным, но всё же вполне земным человеком — с ортодоксально-церковной точки зрения такой подход мог быть воспринят как святотатство. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой?», — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали».

Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Для его построения художник использовал приглушённую цветовую гамму, составленную из серых, серебристых и лиловых цветов. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни».

Как и в других картинах, отличительной чертой техники Крамского была тонкая законченность — до такой степени, что некоторые даже считали её чрезмерной или излишней. Рама для картины была изготовлена в Санкт-Петербурге по специальному заказу художника — она также содержит часть смысловой нагрузки и дополняет образное содержание полотна: «Углы её перехвачены и скреплены верёвкой, образующей крестообразные петли. Это по-своему ассоциируется с идеей обречённости».

Искусство, литература, кино и музыка

Ксилография Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда , 1860 г.

Искушение Христа было частой темой в искусстве и литературе христианских культур. Сцена, которую обычно интерпретируют как третье искушение Иисуса, изображена в Келлской книге . Третья и последняя часть древнеанглийской поэмы « Христос и сатана» касается «Искушения Христа» и может рассматриваться как предшественник « Потерянного рая» Джона Мильтона . Искушение Христа действительно является предметом продолжения Мильтона «Потерянный рай, возвращенный рай» . Дж. М. У. Тернер сделал гравюру «Искушение на горе» для издания «Поэтических произведений Джона Мильтона » 1835 года . Сатана и Иисус стоят силуэтами на скале, глядя на широкий пейзаж, переходящий в море. Изображение «… изображает искушение Христа, совершенное сатаной, особенно тот момент, когда сатана предлагает Христу царства мира. Это видение искушения, простирающегося до открытого моря, устрашающе похоже на возможности завоевания, которые обычно изображаются в Британское и американское искусство эпохи романтизма ».

Освещенная сцена в книге часов XV века Très Riches Heures du Duc de Berry изображает Иисуса, стоящего на вершине готического замка, основанного на собственном замке герцога в Мехун-сюр-Евр. Даниэлла Жупан-Иероним рассматривает это как вызов «… герцогу, призванный призвать его к смирению и обращению …»

В романе «Великий инквизитор» Федора ДостоевскогоБратья Карамазовы» подробно рассматривается искушение Христа. Кэтлин Е. Гиллиган проводит параллель с Толкиен «s Властелином колец , в которых персонажи Гэндальф и Галадриэль , как влиятельные фигуры , каждый в своем собственном праве, соблазн приобрести кольцо и стать более мощным , лучшими из причин , но с вероятностью катастрофические результаты.

В фильме Эндрю Ллойда Уэббера « Иисус Христос суперзвезда» есть краткие ссылки на Христа, искушаемого смертными удовольствиями, и Стивен Шварц посвящает этому сцену в . В романе У. Сомерсета Моэма « Лезвие бритвы» рассказчик использует Евангелие от Матфея, чтобы представить свой собственный финал, в котором Иисус принимает смерть на кресте, «ибо большей любви нет человека», в то время как дьявол ликует, зная, что человек отвергнет это искупление и совершит зло вопреки, если не благодаря этой великой жертве.

В фильме 1989 года « Иисус из Монреаля» актера, играющего Иисуса, поднимают на вершину небоскреба и адвокат предлагает выгодные контракты, если он будет служить ему. В телевизионном мини-сериале 2019 года « Добрые предзнаменования » искушение Христа приписывается демону Кроули, который утверждает, что показал Христу царства мира как простую возможность для путешествий.

Искушение Христа в пустыне показано в следующих театральных и телевизионных фильмах: Царь царей (США, 1961, Николас Рэй ), Евангелие от Матфея (Италия, 1964, режиссер Пьер Паоло Пазолини ), Величайшая история, которую когда-либо рассказывали ( США, 1965, Джордж Стивенс ), Иисус (США, 1979, Питер Сайкс и Джон Криш ), Последнее искушение Христа (США, 1988, Мартин Скорсезе ), Иисус (телефильм 1999 года, Роджер Янг ), Создатель чудес (Великобритания-США). фильм, 2000 г.), Библия (мини-сериал США, 2013 г., Рома Дауни и Марк Бернетт ) и « Последние дни в пустыне» (США, 2015 г., Родриго Гарсия ).

«Христос в пустыне» Крамского

«Да, дорогой мой, кончил или почти кончил «Христа». И потащат его на всенародный суд, и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцем в него и критику свою разводить…», — писал Иван Крамской пейзажисту Федору Васильеву. В целом, так и вышло. Были, конечно, и те, кто замирал перед картиной в восторге. Но были и те, кто остался недоволен и даже возмущен. Что же произошло?

Сюжет

После крещения Иисус удалился в пустыню на 40 дней, где держал пост. И в минуту жизни трудную его искушал дьявол: голодом (уговаривая превратить камни в хлеб), гордыней (предлагая призвать ангелов и повелеть им нести Христа на руках) и верой (обещая неограниченную власть, если Иисус перейдет на сторону зла).

Иисус столкнулся с ситуацией нравственного выбора. И хотя мы знаем, чем закончилась история, полотно заставляет нас переживать — какое решение примет Христос. Удастся ли дьяволу искусить его? Или он останется верен богу?

Выражение лица, крепко сжатые кисти рук, сама поза Христа показывают его душевные переживания

Картина статична, наше внимание сконцентрировано на эмоциональном состоянии Иисуса, его внутренней борьбе. Он не только божий сын, но и простой человек, который каждый день выбирает между добром и злом

«Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать», — так писал Крамской о замысле картины.

Контекст

Над темой Христа Крамской размышлял почти 10 лет. Изначально картина должна была быть вертикальной. Но фигура Христа, которого Крамской писал с крестьянина, заняла почти весь холст, места для пустыни не осталось.

Когда же стало понятно, что работу придется начинать с чистого холста, Крамской отправился в путешествие по Европе. Разглядывая работы мастеров в Вене, Париже, Антверпене, он искал «своего» Христа.

Сильное впечатление на него произвело полотно Александра Иванова «Явление Христа народу». Позднее Репин вспоминал, что, рассказывая о задумке, Крамской говорил об Иисусе как человеке, хорошо ему знакомом.

Второй вариант картины художник писал самозабвенно три месяца. Еще до представления на выставке передвижников полотно купил Павел Третьяков, заплатив бешеные деньги.

По правде сказать, нет трёх человек, согласных между собой

Но никто не говорит ничего важного

А ведь „Христос в пустыне“ — это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она — итог многолетних исканий».

По задумке художника, следующей работой должна была стать картина, на которой толпа глумится над Христом во дворе Понтия Пилата. Крамской пять лет работал над монументальной картиной, но так и не закончил.

Судьба художника

Крамской по молодости зарабатывал ретушью фотографий. В середине 1850-х он переехал из Воронежской губернии в Петербург, где после года все той же фотошопной забавы поступил в Академию художеств. Там проявился бунтарский нрав Крамского. Вместе с 13 студентами они отказались писать на мифологические темы, требуя возможности самим выбирать сюжеты.

Позднее именно Крамской был идеологом «Товарищества передвижных художественных выставок» — тех самых «передвижников». Он продвигал идеи общественной роли художника и его ответственности, настаивал на необходимости реализма на полотнах.

Прожил Крамской недолго, а скончался во время работы над портретом доктора Раухфуса: художник внезапно наклонился и упал — аневризма аорты. Было Ивану Крамскому 49 лет.

Церковное почитание

В память о сорокадневном посте Иисуса в пустыне в христианстве установлен ежегодный Великий пост, первая часть которого — четыредесятница, совершающаяся в подражание посту Христа.

В Католической церкви в первое воскресение Великого поста установлено воспоминание искушения Христа в пустыне. В этот день на Литургии Слова в каждом из трёх годовых циклов читается евангельский рассказ об искушении Христа, а причастным песнопением выступают слова, сказанные Иисусом в ответ на первое искушение — «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Чтимые церковью места

Церковное предание считает местом, где Иисус сорок дней провёл в посте и был искушаем Дьяволом, гору недалеко от Иерихона. Гора имеет высоту 380 метров и именуется христианами горой Искушения или Сорокадневной горой и в её скалах устроен монастырь Искушения, где единственным насельником в настоящее время является греческий монах. Монастырь основан в IV веке, его внутренние помещения вырублены в скале, а в пещере, где по преданию жил Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена часовня.

Гора является традиционным местом христианского паломничества:

Евангелие от Марка

Рассказ Марка ( ) очень краток. Большая часть рассказа Марка встречается также в версиях от Матфея и Луки, за исключением утверждения, что Иисус был «с дикими животными». Несмотря на отсутствие фактического текста, общего для трех текстов, язык и интерпретации, которые использует Марк, позволяют провести сравнение трех Евангелий. Греческий глагол, который Марк использует в тексте, является синонимом изгнания демонов, а пустыня иногда представляет собой место борьбы. Два стиха в Евангелии от Марка, использованные для описания искушения Иисуса, быстро продвинули его в карьере проповедника.

Фома Аквинский утверждал, что Иисус позволил искушению как пример и предупреждение. Он цитирует Сираху 2: «Сын, когда ты придешь на служение Богу, стой в справедливости и в страхе, и приготовь душу твою к искушению». После этого он цитирует Евреям 4:15 : «У нас нет первосвященника, который не может сострадать в наших немощах, но искушаемый всем, как мы, без греха».

Искушение Христа — это не слишком распространённый сюжет в искусстве

В изобразительно искусстве искушение Христа не признается распространённым сюжетом. Чаще всего он присутствует в живописных изображениях всего цикла событий жизни Христа как один из его эпизодов.

Изображаются как все три искушения, так и просто Христос, стоящий рядом с Дьяволом на вершине горы. В первом случае на первом плане крупно представляется первое искушение, а два вторых помещены на задний план.

«Искушение Христа»(клеймо иконы Спас Вседержитель, 1682 год). В православной иконописи сюжет искушения Христа в пустыне обычно изображают на иконах Крещения Господня

Для православной живописи характерно помещение сцены искушения Христа на иконах Крещения Господня. Обычно картина с сюжетом искушения Христа имеет по числу искушений три композиции:

  1. «Иисус в пустыне»:Искушение голодом.
  2. «Иисус на крыле храма»: Искушение гордыней.
  3. «Искушение Христа на горе»: Искушение верой.

Кроме изображения Христа на картинах, посвящённых его искушению интересны также изображения Диавола. Так в романском и готическом искусстве, а также в период Раннего Возрождения Сатану обычно изображали как духа тьмы.

Для таких изображений характерен образ демона с рогами, чешуйчатым телом, крыльями и когтями на руках и ногах. В период Высокого Возрождения итальянские художники рисовали его как «падшего Ангела», в образе миловидного юноши.

Картины с сюжетом искушения Христа в пустыне имеют 3 композиции — по числу искушений.

Так как этот сюжет касается изображения Господа, Христианская Церковь всегда внимательно следила за работой представителей искусства, затрагивающих её. Так, например, фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» подвергся жёсткой критики со стороны христианских кругов. В некоторых странах мира его даже запретили к показу.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Искусство, литература, кино и музыка

Ксилография Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда , 1860 г.

Искушение Христа было частой темой в искусстве и литературе христианских культур. Сцена, которую обычно интерпретируют как третье искушение Иисуса, изображена в Келлской книге . Третья и последняя часть древнеанглийской поэмы « Христос и сатана» касается «Искушения Христа» и может рассматриваться как предшественник « Потерянного рая» Джона Мильтона . Искушение Христа действительно является предметом продолжения Мильтона «Потерянный рай, возвращенный рай» . Дж. М. У. Тернер сделал гравюру «Искушение на горе» для издания «Поэтических произведений Джона Мильтона » 1835 года . Сатана и Иисус стоят силуэтами на скале, глядя на широкий пейзаж, переходящий в море. Изображение «… изображает искушение Христа, совершенное сатаной, особенно тот момент, когда сатана предлагает Христу царства мира. Это видение искушения, простирающегося до открытого моря, устрашающе похоже на возможности завоевания, которые обычно изображаются в Британское и американское искусство эпохи романтизма ».

Освещенная сцена в книге часов XV века Très Riches Heures du Duc de Berry изображает Иисуса, стоящего на вершине готического замка, основанного на собственном замке герцога в Мехун-сюр-Евр. Даниэлла Жупан-Иероним рассматривает это как вызов «… герцогу, призванный призвать его к смирению и обращению …»

В романе «Великий инквизитор» Федора ДостоевскогоБратья Карамазовы» подробно рассматривается искушение Христа. Кэтлин Е. Гиллиган проводит параллель с Толкиен «s Властелином колец , в которых персонажи Гэндальф и Галадриэль , как влиятельные фигуры , каждый в своем собственном праве, соблазн приобрести кольцо и стать более мощным , лучшими из причин , но с вероятностью катастрофические результаты.

В фильме Эндрю Ллойда Уэббера « Иисус Христос суперзвезда» есть краткие ссылки на Христа, искушаемого смертными удовольствиями, и Стивен Шварц посвящает этому сцену в . В романе У. Сомерсета Моэма « Лезвие бритвы» рассказчик использует Евангелие от Матфея, чтобы представить свой собственный финал, в котором Иисус принимает смерть на кресте, «ибо большей любви нет человека», в то время как дьявол ликует, зная, что человек отвергнет это искупление и совершит зло вопреки, если не благодаря этой великой жертве.

В фильме 1989 года « Иисус из Монреаля» актера, играющего Иисуса, поднимают на вершину небоскреба и адвокат предлагает выгодные контракты, если он будет служить ему. В телевизионном мини-сериале 2019 года « Добрые предзнаменования » искушение Христа приписывается демону Кроули, который утверждает, что показал Христу царства мира как простую возможность для путешествий.

Искушение Христа в пустыне показано в следующих театральных и телевизионных фильмах: Царь царей (США, 1961, Николас Рэй ), Евангелие от Матфея (Италия, 1964, режиссер Пьер Паоло Пазолини ), Величайшая история, которую когда-либо рассказывали ( США, 1965, Джордж Стивенс ), Иисус (США, 1979, Питер Сайкс и Джон Криш ), Последнее искушение Христа (США, 1988, Мартин Скорсезе ), Иисус (телефильм 1999 года, Роджер Янг ), Создатель чудес (Великобритания-США). фильм, 2000 г.), Библия (мини-сериал США, 2013 г., Рома Дауни и Марк Бернетт ) и « Последние дни в пустыне» (США, 2015 г., Родриго Гарсия ).

Второе искушение Господа

Затем дьявол попытался искусить Христа гордыней, предложив Ему сброситься с крыши Иерусалимского храма. Нечистый сказал, что Бог не позволит Своему Сыну погибнуть и пошлёт ангелов, которые подхватят Его. Это чудо настолько поразило бы ожидающих прихода Мессии людей, что они сразу поклонились бы Ему.

При этом сатана прибегает к хитрости и «аргументирует» свои слова строками 90-го псалма о том, что Бог защитит каждого, кто на Него уповает:

Спаситель же отвечает:

Эти слова учат, что нельзя относиться к Богу потребительски и с принуждением, действовать наперекор Его Промыслу. Господь отказался делать чудо главным инструментом спасения людей. Иначе это было бы порабощение, никак не влияющее на их нравственное состояние. Больше всего Христос проповедовал словом Истины, взывая к сердцам слушателей. Ведь настоящее спасение является плодом искренней веры и покаяния.

Второе искушение, которому подвергся Иисус в пустыне, также показывает нам, что зло может прикрываться словами Священного Писания, по-своему их трактуя и применяя в неправильном контексте

Поэтому очень важно не просто читать Библию, а стремиться постичь её подлинный смысл

Последние дни одиночества

Итак, Господь объявил о Себе, вышел на открытое служение. Но чего это Ему стоило? Во время моления Христа в Гефсиманском саду в последние часы перед Своими крестными страданиями Господь скорбел и плакал, и просил учеников побыть с Ним, не оставлять Его в одиночестве. Божественная природа добровольно идущего на казнь Спасителя была непоколебима и тверда — но человеческая Его природа не могла, конечно, оставаться безучастной к происходящему, как если бы Он был каким-нибудь бесчувственным роботом. Поэтому кто знает, что мог чувствовать Иисус в самом начале Своего пути, когда взял на Свои плечи невообразимую тяжесть всех грехов, когда-либо совершенных людьми?..

Мы не узнаем, какой глубины была Его скорбь и тревога за людей, которые не поняли ни смысла Его крещения, ни слов Иоанна — но знаем только, что сразу после крещения Господь постился в пустыне целых сорок дней. Конечно, Он знал с самого начала, что Ему предстоит пострадать. И, может быть, именно поэтому начало конца Его земной жизни, эти первые сорок дней после крещения, стали для него временем, проведенным в одиночестве и молитве. Ведь можно попытаться представить, как чувствует себя, к примеру, невиновный человек, который добровольно пошел в тюрьму ради спасения близких и теперь ждет от своего народа заведомо несправедливого суда, причем приговор ему уже известен — смерть. Такой человек наверняка скорбит и, может быть, от горя не хочет даже есть — но дело здесь, конечно, вовсе не в качестве еды или религиозных нормах.

Вот и Христу не требовался пост в нашем привычном понимании, когда мы прилагаем какие-то усилия своей воли, чтобы отказаться от пищи и принудить себя к молитве. Господу не требовалось Себя ни к чему принуждать — но Он уже отдал всего Себя без остатка людям, и поэтому то время, которым обладал еще на земле, если и употреблял позже для еды и пиршества — то только для того, чтобы поддержать силы или за беседой привести еще одного человека к покаянию. Поэтому нельзя сказать нечто вроде «Бог постился сорок дней» — точнее будет обозначить, что сорок дней Христос только молился. Причем в Евангелии сказано, что Он взалкал (Мф 4:2) лишь напоследок — и отсюда видно, каково было напряжение Его духовных и душевных сил во время молитвы — сорок дней Он не вспоминал о том, что голоден. А если кого-то смущает такая длина поста (ведь, скорее всего, все сорок дней в пустыне Христос попросту ничего не ел!) — то достаточно сказать, что в медицине зафиксированы случаи и гораздо более долгого полного голодания, чем сорок дней, так что ничего фантастического в этом вовсе нет.

Пост Христа — это подвиг настоящей молитвы, а не мучительное ограничение в еде. А значит, и для христиан пост всегда должен быть связан в первую очередь с молитвой. Ограничение себя в еде ни в коем случае нельзя понимать как «очистительную диету для тела» — ведь на самом деле это средство очистить разум и душу. А еще сорокадневный пост Спасителя — единственный эпизод в Евангелии, о котором можно твердо сказать, что здесь Христос был абсолютно один — а значит, о произошедшем в пустыне Он Сам рассказал позже Своим ученикам. Но что же там произошло кроме, собственно, самого поста?

Первое искушение Христа — искушение голодом

Первое искушение Иисуса Христа в пустыне состоит в том, что Диавол предлагает ему, постившемуся длительное время, превратить камни в хлеб:

(Мф. 4:3)

На это Господь ему отвечает

(Мф. 4:4)

«Искушение Христа голодом», Симон Бенин XVI век. Первое искушение, которое пережил Христос в пустыне — это искушение голодом В этом случае Диавол имел надежду на то, что голодный Христос соблазниться, и, сотворив однажды ля себя чудо, станет также поступать и в дальнейшем. Для этого, по замыслу Сатаны, Он оградит себя во время казни ангелами от толпы, сойдет с креста и призовет пророка Илию на помощь (Мф. 26:53, 27:40-49).

Таким образом, лукавый хоте, чтобы не осуществилось дело спасения человечества крестными страданиями Христа.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Для чего Господь удалился в пустыню и постился?

Фото: Pravoslavie.ru

Иисусу Христу по его божественной природе было известно все, что случится с ним. Поэтому он был готов ко встрече с дьяволом. Но и дьявол многие века ждал Мессию, который должен был прийти на Землю. Единственное, чего не знал сатана – что перед ним встанет сам Сын Божий, который имеет власть над злом.

Иисус, преодолевая искушения дьявола, показывает людям, как нужно вести себя при соблазнах, которыми во множестве искушает человечество нечистый дух.

В пустыне Иисус был в одиночестве, и этим Он дает понять людям, что вне Церкви, без духовной поддержки они оказываются один на один со многими силами, намного превосходящими их человеческие силы.

А сатана, в свою очередь, наоборот, явившись в пустыню к Иисусу, подчеркивает, что каждый человек одинок по своей сути, никому не нужен и не интересен. Сам за себя, одинокий и брошенный. Но это совершенно не так, как говорит Евангелие. Спаситель не раз подчеркивал, что он никогда не оставит ни одного человека без своей любви и внимания.

Сразу же после третьего искушения Диавол оставляет Христа «до времени»

Сразу же после того, как Сатана потерпел поражение в попытке третий раз искусить Христа, он, по словам евангелиста Луки,

(Лк. 4:13)

В Писании сказано, что позже Враг рода человеческого вновь начинает искушать его через народ иудейский и даже через его учеников апостолов, строя всевозможные козни. Кроме того, евангелист Марк говорит, о том, что в пустыне Иисус

(Мк. 1:13)

Считается, что это — это указание на то, что Христос (новый Адам) был в окружении зверей, не смевших причинить ему вреда, также как и ветхий Адам в раю.

Видеролик: Искушение в пустыне. Протоиерей Олег Стеняев. На 12 минуте 19 секунде автор говорит о том, что после третьего искушения Диавол оставил Христа «до времени».

Необходимо отметить, что время каждого из искушений Христос ничего не делает, а только лишь говорит с Сатаной. Поступает Он так потому, что от Диавола нельзя ожидать ничего хорошего, при этом слово — главное оружие лукавого.

Именно поэтому, как отмечает Иоанн Златоуст, «слово уст Его осудило сатану». Таким образом, Диавол побежден Христом Словом Божием, а не человеческим действием.

Иисус Христос победил козни Диавола в пустыне Словом Божием.

Преподобный Ефрем Сирин указывает на то, что крещение Христа состояло из трех погружений и искушений три. Прохождение Иисуса Христа через искушения Дьявола именно после его крещения является указанием на те благодатные плоды, которые крещение может дать.

Он был направлен в пустыню Духом Святым, в том числе, для того, чтобы показать борьбу с силами зла, и какую силу в этом даёт человеку приобщение к Господу через таинство крещения.

Рассказы Матфея и Луки

Христос в пустыне — Иван Крамской , 1872 г.

В Луки (Лука 4: 1-13) и Мэтью ( Мф 4: 1 — ) счета, порядок трех искушений и сроки ( в пределах или в конце 40 -х дней) различаются; никаких объяснений относительно того, почему порядок отличается, не было общепринятым. Матфей, ​​Лука и Марк ясно дают понять, что Дух привел Иисуса в пустыню.

Пост традиционно предвещал великую духовную борьбу. Илия и Моисей в Ветхом Завете постились 40 дней и ночей, и, таким образом, Иисус, делая то же самое, предлагает сравнение с этими событиями. В иудаизме «практика поста связала тело и его физические потребности с менее осязаемыми ценностями, такими как самоотречение и покаяние». В то время 40 было не столько конкретным числом, сколько общим выражением любой большой фигуры. Пост не может означать полное воздержание от еды; следовательно, Иисус мог выжить за счет скудной пищи, которую можно было добыть в пустыне.

Марк не сообщает подробностей, но у Матфея и Луки «искуситель» ( греч . : ὁ πειράζων , ho peirazōn ) или «дьявол» ( греч . : ὁ διάβολος , ho diabolos ) искушает Иисуса:

  • Сделай хлеб из камней, чтобы утолить голод
  • Прыгайте с вершины и положитесь на ангелов, чтобы остановить его падение. В повествованиях и от Луки, и от Матфея сатана цитирует Псалом 91 : 11–12, чтобы указать, что Бог обещал эту помощь.
  • Поклоняйтесь сатане в обмен на все царства мира.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector