Евангельский цикл в.д. поленова «христос и грешница» эскизы и варианты

«Религия — тот же творческий акт»

Незадолго до смерти Поленов вел переписку со своим другом, молодым человеком, который годился ему в сыновья, Леонидом Васильевичем Кандауровым, с которым он путешествовал по Палестине в 1899 году. Некоторые заключения и выводы в ней звучат несколько наивно: «Я с давних времен интересуюсь историей религии посетил все страны, где она зарождалась: Египет, Грецию, Палестину, и пришел к выводу, что религия — это тот же творческий акт человека». В той же переписке он рассуждает о том, чем человек отличается от животного: прежде всего тем, что человеку дан дар творить. Сам Поленов не видел жизни вне творчества.

Василий Поленов. Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1881

В письме Илье Семеновичу Остроухову, другу Поленова, супруга художника описывала последние дни Василия Дмитриевича (художник умер в глубоко преклонном возрасте): как было страшно, с одной стороны, смотреть на муки близкого человека, но с другой, ее восхищало, что умирая физически, он продолжал мыслить и творить. Последним его желанием было побывать в Эрмитаже и Лувре, посмотреть на картины любимых художников. Потом он находился в забытьи, очнувшись от которого, вдруг заговорил о Савве Ивановиче Мамонтове, спросил о его сыне Всеволоде и вспомнил о том, что у него часто бывали музыкальные вечера — и ему захотелось послушать музыку.

То есть Василий Дмитриевич всегда находился в творческом процессе, и, возможно, поэтому вера для него мыслилась разновидностью творчества.

О работе:

Картины своего цикла «Из жизни Христа» Поленов называл цитатами из Евангелия. Это большое полотно, открывшее цикл, — не исключение. Его авторское название — «Кто без греха?» Цензор, курировавший XV передвижную выставку, на которой экспонировалось полотно, заменил его на другое — «Христос и блудная жена». Более того, цензура вообще сомневалась по поводу оставления картины на выставке. Дело решило вмешательство царя Александра III — осматривая экспозицию до её официального открытия, он купил эту картину Поленова, опередив присматривавшегося к ней П. Третьякова и предотвратив возможные жёсткие действия цензуры.

Сомнения у критиков родились не на пустом месте. Эта работа художника «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа

Поленов акцентировал своё внимание на человеческом в Нём, выведя за скобки всё собственно метафизическое и мистическое. Христос у него — не Бог, а странник, мудрец, гуманист

Такое рационалистическое решение темы вполне соответствовало этическим исканиям того времени, во многом определявшимся книгами Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого (хотя сам писатель язвительно назвал поленовского Христа «полотёром»). Работа вызвала жаркие споры. Реакцию молодёжи точно иллюстрирует оценка В. Вересаева: «Картина даёт такого Христа, — писал он, — каким мы Его теперь и можем мыслить, — не Бога, а человека с огромной душой».

Где нет места чуду

Свой евангельский цикл «Из жизни Христа» Василий Поленов показал на выставке в 1909 году, за год до смерти Льва Толстого

Поленов, которому важно было мнение почитаемого им писателя, послал Толстому альбом с фотографиями своих произведений, которые сам раскрасил от руки, так как фотоснимки были черно-белыми

И хотя Лев Николаевич сложно относился к искусству художника, тем не менее альбом этот он оценил и сказал: «Я вижу в этом большую заслугу, в том числе педагогическую: эти картины были бы хорошей иллюстрацией для моего евангелия».

Что заставило Толстого так отозваться о работе Поленова? Почему эти картины — отражение его евангелия, а не истинной Священной книги?

Василий Поленов. “Возвестила радость плачущим”. 1890

Давайте посмотрим на работы Поленова из евангельского цикла: по хронологии событий первая из них — «Мария пошла в Нагорную страну». Поленов изображает Деву Марию молодой женщиной, которая идет со сверточком в руках по узкой тропинке и, как мы предполагаем, на встречу с Елизаветой. Последняя картина — «Возвестила радость плачущим», где уже Мария Магдалина, увидев, что гроб Христа отверст и пуст, возвещает плачущим: Христос Воскрес! Но где же у Поленова Воскресший Господь? Его нет. В цикле художника нет ни чудесного Рождения, ни чудесного Воскресения, ни чудес исцеления — вообще нет чудес.

В архиве Третьяковской галереи достаточно много писем Василия Дмитриевича и его близких. Из них мы знаем, что к религии он относился как многие «передовые» люди того времени. Это нам, у кого за спиной страшный XX век, сейчас легко судить о той эпохе и многих ее заблуждениях — у нас совершенно другой опыт. А людям, жившим в то время, было очень непросто: сомнения одолевали их все больше и большие, и опыт секулярной культуры имел большое воздействие.

Василий Поленов. Палестина.Нагорная проповедь. 1890

В подрыве веры огромную роль сыграли книги европейских мыслителей, которые захватили умы русской интеллигенции. Например, Эрнеста Ренана, который стоял на позиции, что Христос — это всего лишь историческая личность, а все остальное — миф, который был придуман после Его смерти. Или Давида Фридриха Штрауса, который пытался логически доказать вымышленность всех евангельских чудес, говорил о том, что Евангелие — это миф, это абсолютно то же самое, что и мифы Древней Греции, и исторической подосновы здесь нет.

Поленов очень много рассуждал о религии, его интересовала ее история, для него была важна истина — но истину он понимал как научное открытие, ему нужны были доказательства (так думал не только он, но и многие другие, кто был сбит с толку стремительным развитием науки и веру подменял попыткой научного объяснения всех тайн мира). Он много спорил и с самим собой, и с религиозными философами, но всегда придерживался своей оригинальной точки зрения. Конечно, основанной на взглядах тех мыслителей, которые импонировали его собственному восприятию евангельских событий.

Большое влияние на религиозные воззрения Поленова оказал Лев Николаевич Толстой. Неслучайно Василий Дмитриевич, по словам его младшей дочери, не любил Достоевского, у которого все христоцентрично. Поленову гораздо ближе был Толстой и его установка на нравственное совершенствование.

Описание картины Христос и грешница – Василий Поленов

Знаменитое полотно Александра Иванова “Явление Христа народу” производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами. Каждый, кто имел отношение к живописи, пристально следил за созданием картины долгих 20 лет и мечтали в будущем написать столь же шедевральную и наполненную глубоким этическим содержанием работу. В их числе был и молодой художник Василий Поленов.

Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе “Христос и грешница”.

За основу сюжета, выбранного для написания картины, была взята библейская легенда о встрече Христа с грешницей. По легенде, к Иисусу в храм привели женщину, обвиняемую во греховном занятии – прелюбодеянии.

И продолжил писать, не проронив больше ни слова.

Постепенно люди стали расходиться, и ни один камень не был брошен в женщину. Когда в храме никого, кроме них не осталось, Иисус сказал ей, что так же, как и все, не станет ее судить и отпустил домой, велев больше не грешить.

Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Так, задуманное полотно должно было иметь достаточно большие размеры – 3,07 м на 5,85 м. В России же таких холстов не выпускали, поэтому художнику пришлось отправиться в Италию и заказывать холст там.

Эта поездка была не последней – неоднократно Поленов посещал Египет, Палестину и Сирию, чтобы глубже изучить нравы, быт и колорит Иудеи времен Христа.

Совершая путешествия на Восток, художник хотел на себе ощутить атмосферу библейских преданий, передав затем исторически достоверную обстановку на холсте.

Всего за время работы над картиной Поленов сделал больше 150 предварительных рисунков, эскизов и этюдов, часть из которых сегодня хранятся в ГРМ.

Впервые художник представил свою работу в феврале 1887 года на XV выставке Товарищества передвижников. По первоначальному замыслу, название картины было иным – “Кто из вас без греха?”.

Поленов считал, что именно эта фраза олицетворяет идею всепрощающей любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на “Христос и грешница”.

Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа.

Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения? Дело в том, что Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах.

Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей.

Фон, на котором разворачивается действие картины, также лишен мистики и отражает повседневную жизнь восточного города.

Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой.

И ему удалось это сделать.

(2 votes, average: 3.00

Этюды, эскизы и повторения[ | код]

За многие годы работы над темой, связанной с полотном «Христос и грешница», Поленовым было создано более 150 рисунков, этюдов, эскизов и вариантов картины.

В Музее-усадьбе В. Д. Поленова находится один из ранних эскизов картины «Христос и грешница», выполненный в 1873 году. Там же хранится эскиз 1884 года (масло, 23 × 45 см), который поступил в коллекцию музея из Франции в 1980-х годах, а также полноформатный эскиз 1885 года, выполненный углём на холсте (307 × 585 см).

В Государственной Третьяковской галерее хранится эскиз картины «Христос и грешница» (1876, дерево, масло, 22,2 × 34,7 см, 10581), который был приобретён у Н. П. Крымова в 1930 году. Там же находится более поздний эскиз 1885 года (холст, масло, 26 × 48 см, 11142), который принадлежал И. С. Остроухову и был передан в 1929 году из Музея Остроухова. Ещё один эскиз, 1884 года, принадлежит Харьковскому художественному музею.

В Государственном Русском музее находятся 27 живописных этюдов для картины «Христос и грешница». Ещё четыре этюда принадлежат Третьяковской галерее. Несколько этюдов входят в коллекцию Музея-усадьбы В. Д. Поленова. По крайней мере два этюда для этой картины находились в собрании Румянцевского музея, после расформирования которого в 1924 году один этюд («Христос», 1880-е, холст, масло, 114 × 75 см) был передан в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, а другой («Голова старика», 1883, холст, масло, 27 × 22 см) — в Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Этюды к картине также находятся в ряде других музеев и в частных коллекциях.

Существует ряд одноимённых уменьшенных авторских повторений картины. Одно из них, недатированное, находится в частном собрании в Москве. Другое, датированное 1888 годом и выполненное с помощью Сергея Коровина, находится в Иркутском областном художественном музее имени В. П. Сукачёва (холст, масло, 150 × 266 см).

В каталоге Государственного Русского музея упоминается ещё одно авторское повторение, 1907 года, которое в 1924 году экспонировалось на выставке русского искусства в США. Вероятно, это та же самая картина, которая под названием «Кто из вас без греха?» (англ. He that is without sin) была продана в ноябре 2011 года на русских торгах аукциона Bonhams в Лондоне за 4 073 250 фунтов, или примерно 5 381 742 долларов (холст, масло, 118 × 239 см). Хотя проданная на аукционе картина датирована 1908 годом, о ней написано, что она участвовала в выставке 1924 года в Нью-Йорке, где была приобретена Чарльзом Ричардом Крейном. Перед аукционом, в октябре 2011 года, это авторское повторение экспонировалось в Третьяковской галерее на предварительном показе лотов.

Голова молодого мужчины в синем покрывале (этюд, 1880-е, ГРМ)

Голова молодой женщины в белом покрывале (этюд, 1880-е, ГРМ)

Голова рыжеволосого мужчины в жёлтой ермолке (этюд, 1880-е, ГРМ)

Голова рыжего мужчины (в профиль) (этюд, 1880-е, ГРМ)

Голова еврея (этюд, 1884, ГРМ)

Другие работы художника

Больная

Картина рождалась долго — на протяжении 13 лет. Самый ранний эскиз датируется 1873 годом. Смерти тогда будто громоздились вокруг него. «Странные эти законы природы, — писал он, — сделают они что-то такое живое, прелестное, радостное и так беспощадно сами же его уничтожают. К чему всё это? Кому они так необходимы, эти страдания?» Это — лейтмотив картины, особняком стоящей в творчестве Поленова, — после этого жанровых картин на современные сюжеты он не писал.

Московский дворик

Сам Поленов, кажется, не придавал значения этой работе. Он создал картину будто между делом: «Ходил искать квартиру. Увидал записку, зашёл посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Между тем картина имела оглушительный успех — зрители почувствовали в этом городском пейзаже, дополненном элементами жанровой сцены, теплоту и прелесть будничной жизни, вещь небывалую для тогдашней живописи.

Заросший пруд

Эта картина — шедевр Поленова-колориста, представляющий цельный философский образ быстротечного времени. Жанр работы можно определить как «повествовательный пейзаж». Писать картину Поленов начал ещё до своего отъезда на русско-турецкую войну. Лето 1877 года он провёл в деревне Петрушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший её основой. Картина, показанная в 1879 году на VII передвижной выставке, имела успех.

Бабушкин сад

Этот шедевр входит в своеобразную трилогию — её, помимо «Бабушкина сада», составляют картины «Московский дворик» и «Заросший пруд». Более того, с «Московским двориком» она перекликается топографически: старый дворянский особняк, изображённый здесь, — это то же самое здание, что и в «Московском дворике», но с другой стороны. Поленов соединяет в одном произведении пейзаж и жанровую картину, добиваясь при этом удивительной целостности образа.

Примечания[ | код]

  1. ↑ , с. 233.
  2. ↑ , с. 223.
  3. ↑ , с. 24.
  4. . (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2011, № 4, с.57—69. Дата обращения: 7 сентября 2016.
  5. ↑ , с. 88.
  6. ↑ , с. 218.
  7. ↑ , с. 251.
  8. ↑ , с. 419.
  9. ↑ , с. 235.
  10. ↑ , с. 173.
  11. , с. 30.
  12. ↑ (HTML). Императорское православное палестинское общество — www.ippo.ru (24 марта 2013). Дата обращения: 9 августа 2016.
  13. ↑ , с. 61.
  14. , с. 183.
  15. ↑ , с. 14.
  16. , с. 160.
  17. , с. 302.
  18. , с. 301.
  19. , с. 22.
  20. , с. 217—218.
  21. ↑ , с. 65.
  22. , с. 23.
  23. ↑ , с. 222.
  24. , с. 224—225.
  25. , с. 231—232.
  26. ↑ , с. 232.
  27. ↑ , с. 232—233.
  28. .
  29. ↑ , с. 233.
  30. , с. 233—234.
  31. , с. 234.
  32. Ольга Завьялова. (HTML). life.ru. Дата обращения: 1 сентября 2016.
  33. , с. 17.
  34. (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Дата обращения: 26 августа 2016.
  35. , с. 33.
  36. ↑ , с. 293.
  37. , с. 26.
  38. , с. 19—22.
  39. , с. 66—67.
  40. , с. 25.
  41. , с. 294.
  42. , с. 226.
  43. , с. 10.
  44. , с. 160.
  45. ↑ , с. 230.
  46. ↑ .
  47. ↑ , с. 30.
  48. , с. 28—29.
  49. , с. 13—15.
  50. , с. 30—31.
  51. , с. 15—18.
  52. , с. 15.
  53. , с. 18—19.
  54. ↑ , с. 121.
  55. (HTML). Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова — www.polenovo.ru. Дата обращения: 9 августа 2016.
  56. (HTML) (недоступная ссылка). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 9 августа 2016.
  57. , с. 92.
  58. , с. 232—233.
  59. , с. 120—121.
  60. .
  61. (HTML). www.rmuseum.ru. Дата обращения: 28 августа 2016.
  62. (HTML). www.rmuseum.ru. Дата обращения: 28 августа 2016.
  63. (HTML). Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва — www.museum.irk.ru. Дата обращения: 29 июня 2016.
  64. (HTML) (недоступная ссылка). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 9 августа 2016.
  65. (HTML). www.bonhams.com. Дата обращения: 28 августа 2016.
  66. , с. 237.
  67. , с. 64.
  68. , с. 65.
  69. , с. 293—294.
  70. , гл. 6.
  71. , с. 27.

Зачем Поленов строил храмы?

Поленов участвовал в создании нескольких храмов. В своей усадьбе по просьбе крестьян он построил церковь. Почему он это сделал? Потому что считал, что лучше построить церковь, чем что-то увеселительное. А еще потому, что храм для него был тем же синтезом искусств, соединением и архитектуры, и живописи, и пения, которое он очень любил и даже написал музыку для богослужения, потому что обладал музыкальными способностями. Но в целом обрядовую сторону религии он не соблюдал. Для него важна была эстетика и в какой-то степени традиции.

Храм Спаса Нерукотворного в АбрамцевоФото Юлии Маковейчук

Еще один удивительный храм, в создании которого участвовал Поленов, была церковь в усадьбе Абрамцево. Однако инициатива создания этого храма исходила от хозяйки абрамцевского дома — Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, женщины высокой духовной культуры, что признавалось всеми, кто был с ней знаком. А художники — Васнецов, Нестеров, Репин и другие — подхватили эту идею, им было интересно в первую очередь, свободно, без давления цензуры проявить свое творчество.

Иконостас в храме в Абрамцево выполнен по проекту В. Д. Поленоваи навеян путешествием Поленова по ПалестинеФото Юлии Маковейчук

И Василий Дмитриевич Поленов тоже эту идею приветствовал. Вместе с Васнецовым они создали архитектурный проект храма, Поленов также разработал проект иконостаса, сам написал несколько икон. В создании храма было много приятных моментов для совместной работы: известно, что даже дети соработничали художникам. И получился великолепный результат: эта церковь — жемчужина в плане и архитектуры, и оформления, здесь налицо совершенно новые веяния в искусстве. С этого времени начинается новая эпоха в развитии русской религиозной живописи, основоположниками которой все же стоит назвать В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. Ведь именно для этого храма Васнецов впервые пишет Богородицу с младенцем и потом в законченном, отточенном виде этот образ он представит во Владимирском соборе в Киеве.

Лик Спасителя. Храм в АбрамцевоФото Юлии Маковейчук

Но если мы посмотрим на абрамцевский храм глазами Нестерова, глубоко верующего человека, то увидим, что его душу, прежде всего, затронул созданный Васнецовым образ преподобного Сергия Радонежского. Именно этот образ дал Нестерову повод для размышлений и создания своего живописного варианта святого. А вот Благовещение Поленова на створках Царских врат, и Спас Нерукотворный Репина оставили его вполне равнодушным.

Примечательно и то, что когда Поленова в ряду других художников пригласили расписывать Владимирский собор, он отказался и не поехал. Васнецов был поражен, он писал художнику: как же так? Вы столько были в Палестине, видели все своими глазами. Почему же вы отказываетесь? А Поленов отвечал, что не имеет к этому расположения и не может обманывать ни себя, ни других. Это был очень честный поступок.

Был и еще один храм в Кологриве, проект и убранство которого тоже создал Василий Поленов. Но делал он это лишь в каких-то исключительных случаях и лишь тогда, когда это не было правительственным заказом, когда не было цензуры, когда художник мог смело реализовать свой замысел.

Этюды к картине «Христос и грешница»

Голова старика. Этюд к картине «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1883 г. Холст, масло. 27×22. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля (из коллекции Н.И. Кушнерёва )

  • Инвентарный номер Ж-304 
  • ***

Апостол Пётр. Этюд к картине «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1880-e. Картон, масло. 19 x 15 см (7.48» x 5.79»). Инициалы и дата справа внизу.

Частная коллекция

Поза, ракурс, поворот головы апостола свидетельствуют о том, что именно этот этюд был использован для написания апостола Петра, изображённого на картине с посохом слева от фигуры Спасителя. Полотно «Христос и грешница» («Кто без греха?») (1888, ГРМ) по праву занимает главное место в творчестве Василия Поленова.

Полотно в течение долгих лет поглощало всё внимание художника. Сюжетом для него послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в VIII главе Евангелия от Иоанна

Действие картины разворачивается на площади перед величественным древним храмом. Слева от ступеней – Христос с учениками.

Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для личной коллекции. Галерея Л. Шишкина

***

Голова еврея из гетто. В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 44,3 х 31,1. Один из этюдов для картины «Христос и грешница» 1887 г., находящейся в Государственном Русском музее. Справа внизу подпись: В. Поленов. Приобретена П. М. Третьяковым. Инв. № 2795. Государственная Третьяковская галерея http://www.tez-rus.net/ViewGood20695.html

Голова фарисея. Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?) В. Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. Воронежский областной музей изобразительных искусств, Воронеж

«Голова старика (натурщик Яхуд)». Этюд для картины «Христос и грешница». В.Д. Поленов. 1884 г. Холст на картоне, масло, 31,5 х 23,2. На обороте: «Собственность / Б.Г.Сахарова / размер 31х24». Частная коллекция (?) http://auction-rusenamel.ru/gallery?mode=product&product_id=2115600

Происхождение: собрание Б. Г. Сахарова. Сахаров Борис Георгиевич — племянник Николая Алексеевича Сахарова, художника, профессора МАРХИ, и Екатерины Васильевны Поленовой, старшей дочери В.Д.Поленова.

В связи с работой над картиной «Христос и грешница» Поленов предпринял несколько поездок для сбора материала, из которых привез много этюдов и эскизов. Для центральной фигуры фарисея художник выполнил в Риме несколько этюдов с натурщика по имени Яхуд.

Его имя обозначено на обороте этюда из собрания Воронежского музея. Еще один этюд приобрел П.М.Третьяков у автора в 1897 (ныне хранится в собрании ГТГ).

Экспертное заключение НИНЭ им. П.М.Третьякова (Н.С Игнатова).

Портрет старого еврея.
В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 30,5 х 21,6.
Подпись и дата ‘В. П. 84’ (внизу справа).
Частная коллекция
http://www.invaluable.com/auction-lot/portrait-of-an-old-jewish-man-24-c-w66ixw73uk

  1. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 
  2. ***

Голова еврея из гетто. В.Д. Поленов. 1884 г. Этюд. Холст, масло. 28,3 х 21,7. Справа внизу подпись — монограмма: ВП. Приобретена П. М. Третьяковым. Инв.№ 2796. Государственная Третьяковская галерея

***

Голова Христа.

В.Д. Поленов. 1880-е.

***

Голова Христа. В.Д. Поленов. Ок. 1887 г. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) ?

Голова иерусалимского еврея. Этюд к картине «Христос и грешница». В.Д. Поленов. 1881-82 гг. Тарусская картинная галерея

Голова молодого еврея. В.Д. Поленов. 1884 г.

Фигура Христа. В.Д. Поленов. Этюд

Христос. Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?)

В. Д. Поленов. 1884 г. или 1887?

Христос. В.Д. Поленов. 1880-е. Этюд. Холст, масло. 42,5 х 32,7 (овал). Государственная Третьяковская галерея

Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1888 г. Холст, масло. 114×75. Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Из коллекции К.Т.Солдатёнкова). Инв.№ 75

www.rmuseum.ru

Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница» (1894) В.Д. Поленов. 1886 г. Холст, масло, 38,5 на 31. Подписана и датирована. Частная коллекция, США. Подлинность сертификата от Государственной Третьяковской галереи.

Выставки: Выставочный зал Союза советских художников, СССР, № 119 (этикетка на реверсе). Русское искусство второй половины XIX века и начале XX века, в Центральном Доме Художников СССР, Москва, 1951-1952 (этикетки на оборотной стороне). http://www.invaluable.com/auction-lot/polenov,-vasily-years:-1844-1927-study-of-christ-38-c-xfc9o9trvd

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

«Ваша миссия в веках Вам не понятна»

Помимо серии евангельских картин Василий Дмитриевич написал книгу «Иисус из Галилеи»: он предпринял попытку сделать свод четырех канонических Евангелий. Как писал сам Поленов, он решился соединить в единое целое все четыре Евангелия, взяв тот же принцип, которому следовал в своей живописной работе: от рождения Христа до Его смерти (то же самое, кстати, пытался сделать и Толстой, задумавший написать материалистическое евангелие).

Христос. Эскиз для картины “Кто из вас без греха?”. 1888

Но когда он показал эту работу своему близкому другу, историку, который, по-видимому, занимался и историей религии, Валерию Николаевичу Лясковскому, тот проанализировал ее и внес очень много правок: его комментарии заняли примерно 15 машинописных листов. В своем письме к Поленову он говорит: «Вы, вероятно, в своем труде не понимаете суть Христа, Его богочеловеческую природу и всячески стараетесь отойти от этой темы, избежать ее. Но Вы тем не менее — евангельский сын, который сказал: «не пойду», а сам пошел. Ибо Ваша миссия в веках Вам не понятна, но Вы служите по слову Того, Который сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мк 13:31)».

Еще в одном из своих писем Лясковский спрашивает Василия Дмитриевича: «Вы все время обращаетесь к трудам Ренана, Ревиля, а читали ли Вы иную богословскую литературу, написанную за столько тысячелетий: отцов Церкви, или хотя бы Хомякова?» Василий Дмитриевич к этой литературе не обращался, она его не очень интересовала, поскольку он совершенно не мог проникнуть в ее структуру, понять, о чем она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector