Петров-водкин
Содержание:
- Последние годы жизни
- Смерть комиссара (1928)
- Краткая биография (подробно)
- Семейная жизнь
- Очень краткая биография (в двух словах)
- Соболезнования
- Творческий путь
- Линия жизни
- Биография и интересные сведения о художнике
- Библиография
- Биография Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
- Юноша снова дома
- «Купание красного коня» (1912)
- Годы учёбы профессии
- Лучшие произведения
- За границу! Учиться у старых мастеров
- 1918 год в Петрограде (1920)
- Подросток
- Биография Петрова-Водкина
- Детство
- Купание красного коня (1912)
- Черёмуха в стакане (1932)
- Вклад в искусство
- Известные картины
Последние годы жизни
В 1928 году здоровье Петрова-Водкина серьёзно пошатнулось, в начале следующего года у него диагностировали туберкулёз лёгких, который, оказывается, начался давно. Чтобы скорей вернуться в строй, художник интенсивно лечится: выполняет все предписания врачей, едет в Крым, временно оставляет живопись. И начинает автобиографическую повесть, которая была издана в 1931-м.
В конце 1930 года стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, начал получать персональную пенсию. Преподавание оставляет лишь в конце 1932-го – очень мешала болезнь. Но остаётся во главе Союза художников (его Ленинградского отделения), заканчивает и издаёт вторую книгу воспоминаний. Взявшись и за третью, бросает её, чтобы заняться живописью – улучшилось самочувствие. В этот период он создаёт портреты писателей-современников, Пушкина, Ленина. Надо сказать, близкие люди считали, что у Кузьмы Сергеевича есть дар предвидения, и картина под названием «1919 год. Тревога» (1934) заставляет поверить в это утверждение. Страна подходила к страшным репрессиям, перемоловшим впоследствии миллионы судеб. И Петров-Водкин, возможно, это понимал.
Не стало художника 15 февраля 1939 года, он умер от туберкулёза. Поклониться ему приходят на Литераторские мостки Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Смерть комиссара (1928)
В советский период Петров-Водкин создал огромное по значимости полотно, которое раскрывало и эпоху, и тему жертвенности ради светлого будущего. Картина «Смерть комиссара» написана после окончания гражданской войны, полной братского кровопролития и жестокости.
Сюжетом картины стала трагическая история гибели комиссара на поле боя в Гражданскую войну. На переднем плане на вершине холма красноармеец поддерживает умирающего комиссара. За их спиной красноармейцы продолжают движение вперёд. Для отображения масштабов происходящего художник мастерски использовал сферическую перспективу.
Колорит картины основан на сочетании охры, голубого и зелёного цветов. Отлично передано пространство. С высоты холма виден сложный рельеф округи, голубая лента реки и небольшой город.
Самые красивые фильмы о войне.
13
Краткая биография (подробно)
5 ноября 1878 года в Хвалынске в семье простого сапожника появился на свет Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — будущий великий русский живописец, талантливый искусствовед и писатель. Еще в ранние гимназические годы юноша увлекся написанием икон. Потому в 1893 году он отправился изучать живопись в Самару, а затем поступил в училище А. Л. Штиглица в Петербурге, где занимался техническим рисованием.
Свой творческий путь живописец начал с росписи церковных сводов в Петербурге. Затем в 1897 году он перебрался в Москву и стал студентом местного училища живописи, ваяния и зодчества. Тогда Петров-Водкин зарабатывал на жизнь росписью изделий, выпускаемых керамическим заводом, находящимся в Подмосковье.
После окончания училища в 1905 году художник отправился в Париж для продолжения образования. В этом городе он прожил до 1908 года, успев также побывать в Северной Африке и Италии. Вернувшись на родину, Петров-Водкин с 1913 года работал театральным художником и занимался литературным трудом.
Важную часть в биографии живописца занимает история его преподавательской деятельности. Он был педагогом во многих художественных вузах страны. В 1932 году Петров-Водкин стал первым председателем Союза советских художников в Ленинграде.
За годы своей жизни художник создал множество картин, в число которых вошли такие известные произведения, как «Сон» (1910), «Купание красного коня» (1912), «Автопортрет» (1918), «Портрет Анны Ахматовой» (1922), «Черёмуха в стакане» (1932) и другие.
Умер художник в Ленинграде 15 февраля 1939 года. На тот момент Петрову-Водкину было 60 лет.
см. также:Краткие биографии других художников
Семейная жизнь
Биография Петрова-Водкина довольно разнообразна, а вот личная жизнь художника спокойна и размеренна. Женился Кузьма рано и свою жену привез себе из первой заграничной поездки. Мария Йованович была дочерью владелицы квартиры, которую снимал художник в Париже. Рассказы супругов о том, кто кому сделал предложение руки и сердца, очень противоречивы.
Кузьма говорит, что именно Мария хотела выйти замуж за начинающего и уже успешного художника. Мара говорит о том, что Кузьма сделал ей предложение в то время, когда она позировала ему для картины. Так или иначе, этот союз был крепким. Художник обожал жену и, будучи в командировках, писал ей длинные письма. Долгое время у супругов не было детей, и только на 37-м году жизни Мария подарила Кузьме дочку.
Художник обожал Леночку, и именно ему приходилось ухаживать за ребенком в первые годы жизни девочки.
Очень краткая биография (в двух словах)
Родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынск, Саратовской губернии. В 1893 году окончил городское училище. В 1897 году окончил Центральное училище технического рисования барона Штиглица, а в 1905 году — Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1910 по 1916 год преподавал в художественной школе-студии Званцевой в Санкт-Петербурге. С 1918 по 1933 г. преподавал в различных художественных учебных мастерских. В 1932 году был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников. Умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде в возрасте 60 лет. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. Главные картины: «Купание красного коня», «Сон», «Смерть комиссара», «Черёмуха в стакане», «Портрет Татули» («Девочка с куклой»), «Новоселье», «Утренний натюрморт», «Полдень» и другие.
Соболезнования
«Редко можно найти такое счастливое сочетание, чтобы мастер, впитавший лучшие достижения Запада, остался исконно русским и нашел бы убедительный язык в своем руководстве». Николай Рерих «При всей его природной русскости о нем говорили как об иностранце, о французе и старались найти манерность в его картинах. Но манерности не было. Был характерный стиль. Петров-Водкин неоднократно бывал за границей, но не мог там оставаться. Его тянуло домой, а домом его была русская земля. Русскому народу Петров-Водкин принес свое художественное достояние». Николай Рерих «Покинул он землю быстрее многих. Похоронен через дорожку от могилы И. П. Павлова на Волковом кладбище. Мир праху его. Ночь, при свете фонаря закапывали, было таинственно и странно. Рос холм, украсили венками и цветами этот холмик и разошлись. Прости, Кузьма Сергеевич. Прости…» Ученик и друг Петрова-Водкина П. К. Голубятников
Творческий путь
- 1889 год – поступление в Хвалынское городское училище (в этом заведении ребята учились всего четыре года). Там Кузьма Сергеевич познакомился с несколькими иконописцами и нередко наблюдал за процессом создания икон. Это вдохновило будущего художника самому попробовать писать масляными красками не только иконы, но и пейзажи.
- 1893 год – неудачная попытка поступить в железнодорожное училище в Самаре. Продолжать сапожное дело своего отца Кузьма все же не захотел и, не собираясь бросать свои занятия рисованием, отправился к Федору Бурову, который преподавал живопись и рисунок.
- 1895 год – смерть Бурова. Так и не завершив свое художественное образование, Кузьма вернулся в Хвалынск. Однако сам он не сильно из-за этого огорчился, так стиль преподавания Бурова ему не нравился. Несмотря на то, что некоторые азы рисования ученики Бурова все же освоили, они ни разу «не подошли к натуре». В этом же году начинающему живописцу улыбнулась удача: крохотный городок на Волге посетил довольно известный в то время архитектор из Петербурга – Р. Ф. Мельцер. Пригласила его помещица Казарина для того, чтобы спроектировать новый особняк. Мать Кузьмы, работавшая горничной у Казариной, догадалась показать работы своего сына архитектора. Мельцер сразу признал талант начинающего живописца. Кузьма Сергеевич с помощью Мельцера уехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования, принадлежащее барону Штиглицу. Следует отметить, что Кузьма весьма достойно сдал вступительные экзамены. Примечательно, что Казарина и другие хвалынские помещики каждый месяц высылали художнику небольшую сумму для платы за обучение.
- 1897 год – переезд в Москву. Там Кузьма Сергеевич поступил в МУЖВЗ – Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем стал известный художник Валентин Александрович Серов.
- 1905 год – завершение учебы в МУЖВЗ. После этого Кузьма Сергеевич на три года уехал за границу, где посетил Италию, Грецию и Северную Африку. Там он написал картины «Африканский мальчик», «Семья кочевников». Также он успел поучиться в нескольких частных академиях в Париже и Мюнхене.
- 1910 год – написание первой известной картины «Сон». Обнаженные фигуры персонажей вызвали резонанс в творческих кругах, пресса отнеслась к работе негативно. Полемика главным образом разразилась между Ильей Репиным и Александром Бенуа: первый картину упорно критиковал, а второй защищал.
- 1911 год – вступление в объединение «Мир искусства». Несмотря на то, что в раннем творчестве Петрова-Водкина прослеживаются яркие черты европейского модерна и символизма, к 1910 году он увлекается живописью эпохи Кватроченто (раннее Возрождение) и вновь обращается к русской иконописи, что и стало предпосылками к вступлению в «Мир искусства». В 1911 году художник пишет самую значимую для себя картину – «Купания красного коня». Именно из-за увлечения иконописью, особенно Новгородской школой, конь Петрова-Водкина написан красным цветом, как и конь на иконе Георгия Победоносца. Увидев эту картину, Илья Репин стал относиться к Кузьме Сергеевичу более благосклонно, признав его талант.
- 1913 год – начало работы в театре Незлобина. Там Кузьма Сергеевич проработал более 20 лет и оформил такие спектакли, как «Орлеанская дева», «Дневник сатаны», «Женитьба Фигаро».
- 1918 год – начало преподавательской деятельности в условиях реорганизации советского художественного образования. Преподавал Сергей Кузьмич сначала в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских, затем во ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, и наконец в Институте пролетарского изобразительного искусства до 1933 года. В это время художник пробует писать натюрморты, наиболее известна картина «Селедка».
- 1928 год – переезд из Ленинграда в Детское Село, в котором жила творческая элита. Врачи диагностировали прогрессирующий туберкулез, и Петров-Водкин был вынужден отказаться от живописи маслом. Он решил заняться литературным творчеством и пишет несколько автобиографических повестей и более десятка пьес и рассказов. Он даже попытался отдать некоторые из них в печать, но они были раскритикованы Максимом Горьким.
- 1932 год – избрание председателем ЛОССХ – Ленинградского отделения Союза советских художников.
- 1934 год – художник пишет свою последнюю картину – «Портрет В. И. Ленина», которая не была принята обществом и цензурой из-за «домашнего образа».
- 1936, 1937 годы – последние персональные выставки Петрова-Водкина, которые прошли в Москве и Ленинграде. В 1939 году художник умирает.
Линия жизни
24 октября 1878 г. Дата рождения Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.1893 г. Окончание городского училища.1893-1895 гг. Обучение на классах живописи и рисования Ф. Бурова.1895 г. Переезд в Петербург, поступление в Центральное училище технического рисования Штиглица.1897 г. Переезд в Москву, поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.1905 г. Окончание училища, поездка в Италию, обучение в Париже.1906 г. Женитьба на Марии Йованович.1907 г. Поездка в Северную Африку.1908-1909 гг. Работы Петрова-Водкина впервые выставляются на художественном салоне вместе с картинами В. Серова, Борисова-Мусатова, Б. Кустодиева.1913 г. Начало работы театральным художником в театре Незлобина.1918-1933 г. Преподавательская работа.1922 г. Рождение дочери.1932 г. Избрание первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.15 февраля 1939 г. Дата смерти Петрова-Водкина.
Биография и интересные сведения о художнике
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, краткая биография которого описана в этой статье, сумел много добиться. Расскажем о странных, интересных или просто судьбоносных событиях в жизни художника.
- Дед Кузьмы был страшный пьяница, и в один из своих запойный вечеров в порыве гнева убил свою жену.
- Архитектор Мельцев первым смог разглядеть талант художника и помог устроить юное дарование в Петербургское училище рисования Штиглица.
- Графиня Ю. Казарьина, у которой работала мать Кузьмы, оплачивала петербургское обучение и спонсировала дальнейшею жизнь художника в течение 18 лет.
- В своем творчестве Петров-Водкин использовал всего три цвета: красный, желтый и голубой. Правда, голубой цвет художник иногда заменял на зеленый.
- Кузьма Сергеевич был не только художником-живописцем, но и смог проявить себя как талантливый график и оформитель театральных декораций.
Библиография
- Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. — М.: Советский художник, 1966.
- К. С. Петров-Водкин. 1878—1939. Каталог выставки. — М.-Л.: Советский художник, 1966.
- Адаскина Н. Л. Петров-Водкин. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 40 с. — (Мастера советского искусства в собрании Государственной Третьяковской галереи).
- К. С. Петров-Водкин. Альбом. Вступительная статья Л. Мочалова. — Л.: Аврора, 1971.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Кузьма Петров-Водкин: жизнь и творчество художникаПроголосуйте
Биография Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника.
Будучи учеником четырёхклассного городского училища, Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами, у которых он мог наблюдать за всеми этапами создания иконы. Под впечатлением он пробует самостоятельно писать иконы и пейзажи масляными красками.
В 1893 году он окончил училище.
Проработав лето в судоремонтных мастерских, по осени Кузьма отправился в Самару поступать в железнодорожное училище, но провалился. В итоге оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова.
В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у Валентина Александровича Серова. В 1900 году работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой. Окончил МУЖВЗ в 1905 году.
С 1905 по 1908 год занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907).
В 1911 году Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства».
В 1924 году стал участником объединения «Четыре искусства».
Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА.
В августе 1932 года К. С. Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).
Художник скончался 15 февраля 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Юноша снова дома
По возвращении домой, без специальности, планов и возможностей, Кузьма встретился с человеком, впоследствии сыгравшем огромную роль в его дальнейшей жизни. Судьбоносная встреча состоялась благодаря матери юноши, которая работала в доме сестры купчихи Казариной, а ей строил дом архитектор из Петербурга Роман Фёдорович Мельцер. Ему-то мать и догадалась показать рисунки сына летом 1895 года. Мельцер был впечатлён и не отделался просто советом продолжить учёбу в Петербурге, а убедил Казарину участвовать в этом материально (впоследствии она субсидировала начинающего художника почти 10 лет).
«Купание красного коня» (1912)
Картина «Купание красного коня» стала вехой как в истории русской живописи, так и в истории России. «Купание красного коня» являлась символом предстоящих перемен в стране. Автор удивлялся ее новому звучанию вначале Первой мировой войны:
Тогда в 1912 году можно было только предчувствовать то, что ждет Россию. Предчувствия владели устроителями выставки «Мира искусства», повесившими картину над входом, как алый стяг.
В этой загадочной картине соединены традиции иконописи (образ св. Георгия Победоносца) и модернизма.
Огненный конь, сошедший со старинных икон, вдохновлен иконописной традицией: в иконописи конь Георгия Победоносца символизировал светлую силу, побеждающую зло.
Первые наброски к «Купанию красного коня» относятся к лету 1912 года. Зарисовки Петров-Водкин делал с коня, которого звали Мальчик. Этого коня художник увидел на хуторе Мишкина Пристань недалеко от села Гусевка Царицынского уезда, где гостил с женой в семье своей учительницы Натальи Грековой (дочери генерала Петра Грекова). Конь очень понравился жене Петрова-Водкина, Марии Федоровне, совершавшей на нем длительные прогулки. Осенью, когда Мария Федоровна уехала готовить квартиру к зиме в Петербург, Петров-Водкин писал ей о Мальчике:
Из воспоминаний художника:
По возвращению в Петербург художник заехал к родителям в Хвалынск, где написал отрока, сидящего верхом на коне. Моделью для юноши послужил двоюродный брат Шура.
Существует версия, что художник запечатлел на картине своего ученика Сергея Ивановича Калмыкова, который очень походил на представителя петербургской богемы. Загадкой остается контраст между могучим, романтически-прекрасным конем и утонченным, словно пришедшим из другого мира юным всадником.
Уже в Петербурге Петрова-Водкина поразили колорит и композиция расчищенных от позднейших записей новгородских икон ХV века. Благодаря встрече с новгородскими иконами «Красный конь» стал красным, и картина приобрела символическое звучание.
В то время художник не предполагал, что его полотну будет суждено стать символом эпохи. Долгое время полотно находилось за границей. С весны 1914 года оно экспонировалось на Международной Балтийской выставке, проходившей в Швеции и в связи с началом Первой мировой войны там и осталось. По требованию жены художника в 1950 году картина вернулась в Россию.
В этом главном произведении представлена вся водкинская колористическая (трехцветная) система, определившая будущее творчество художника. Известно, что Петров-Водкин наделял каждую национальную культуру «своим» цветом. По его мнению, красный цвет является главным цветом России, дополняющим зелень полей. О культуре он судил по степени ее красочности.
В этой работе присутствует сферическая перспектива. Здесь не виден горизонт. Река, вздымаясь, образует «вертикальный» фон, не устремляется вдаль. Ее вода взвихряется, словно грозовые облака, готовые разверзнуться молниями. От ног удаляющегося коня расходятся труднопреодолимые волны, словно разрезанные складки тяжелого полотна.
Символом предстоящих перемен являются и натянутые поводья в худой руке юноши.
В советское время картину трактовали как предзнаменование грядущих революционных пожаров. Некоторые исследователи предполагают более сложный щемяще-трагический подтекст: наступление власти мощной народной стихии на рафинированный, оторванный от реальной жизни мир интеллигенции.
Годы учёбы профессии
Начав осенью 1895 года учиться в Петербурге в училище Штиглица декоративно-прикладному искусству, молодой художник со временем понял, что его влечёт живопись, а не технические зарисовки мебели. Заручившись поддержкой Мельцера и Казариной, отправился в Москву – МУЖВЗ больше соответствовало его стремлениям. Серов, Горский и Касаткин стали его педагогами, здесь же написан первый автопортрет Петрова-Водкина.
Но бедность и зависимое положение от благодетельницы били по его самолюбию – он использовал все возможности заработать. В помощи нуждалась и мать начинающего живописца, которая вынуждена была заботиться о детях другого сына, умершего в 1899 году. Московский студент брался проектировать и лепить гончарные изразцы, давал частные уроки, расписывал церкви.
Заказами его снабжал и Мельцер – первой большой работой стало 5-метровое панно для фасада церкви по его проекту. В ходе подготовки потребовалась обработка картины Петрова-Водкина на керамической фабрике в Лондоне, куда он и отправился в 1904 году. В ноябре того же года на фасаде новой церкви уже красовалась работа начинающего живописца.
Начав зарабатывать как художник Кузьма Петров Водкин несколько месяцев провёл в Мюнхене, где учился в частной школе Ажбе, известной своими принципами развивать у молодых талантов прежде всего индивидуальность и собственную творческую манеру.
С самого начала учёбы в Москве Петров-Водкин всегда участвовал в выставках-аукционах училища, здесь он найдёт друзей и единомышленников, с головой уйдёт не только в искусство, но и в науку. В 1904 году училище успешно закончено – повзрослевший, теперь живописец, интеллектуал и личность, не оставляющий и литературное поприще, Петров-Водкин нацелился на заграничную поездку.
Лучшие произведения
Художник Петров–Водкин, биографию которого мы рассмотрели выше, был очень талантлив.
- «Купание красного коня» – это самая известная работа Петрова-Водкина. Сюжет, ракурс и стиль – все необычно и ярко. Вдохновением для написания полотна Кузьме послужили древнерусские иконы, именно поэтому все фигуры на картине вытянуты и выполнены в непривычном развороте.
- «Сон» – наиболее скандальная картина художника. Нельзя сказать, что самая яркая, но именно благодаря этому полотну фамилия Петрова-Водкина не сходила с уст интеллигентных граждан более полугода. Картина для того времени была слишком откровенная, и не все ее смогли оценить по достоинству.
- «Портрет Анны Ахматовой». Художнику очень нравилось творчество поэтессы, стихи которой читали на любом собрании в любой компании. Но как человек, Анна живописцу не нравилась никогда. Ее портрет, несмотря на самобытность, пронизан холодом и отчуждением, хотя и выполнен с достоверной точностью.
За границу! Учиться у старых мастеров
Осенью 1905 года художник прибыл в Италию – здесь он проведёт четыре месяца. Позже он оценил своё путешествие как важный этап «понимания исторического прошлого живописи». Почти не работал, но с жадностью и упоением ездил из города в город, от музеев к храмам, влюблялся в великих, которые стали его учителями на всю жизнь.
Вместе с тем проявились и пробелы в профессиональной подготовке молодого художника, что подвигло его на следующую, более длительную поездку. Весной 1906 года – Париж и частная академия итальянца Коларосси, известная прогрессивными правилами.
Весной 1907 года – Алжирская и Тунисская поездка почти на три месяца. Здесь художника разбудили и ошеломили краски и пейзажи, подобного русский человек нигде не видел.
Осенью 1908 года перед возвращением в Россию Петров-Водкин выставлялся в парижском салоне.
Здесь же, под Парижем, осенью 1906 года живописец познакомился со своей будущей женой Маргаритой (1886-1960), ставшей после венчания в августе 1910 года на родине художника, в Хвалынске, Марией Фёдоровной.
1918 год в Петрограде (1920)
Другое название этой картины — «Петроградская Мадонна». Это одно из самых известных и значимых полотен Петрова-Водкина.
В центре картины на фоне бурлящего революционного города изображена молодая женщина с младенцем на руках. Её поза, тревожное выражение лица, поворот головы, белоснежный платок, зелёное платье и красная накидка напоминают Богородицу. Две фигуры матери и дитя очень символичны.
Многие критики считают этот образ символом революционной России, символом коренного перелома исторических событий. На фоне разрухи и полного хаоса, образ женщины с грудным ребёнком возникает, как надежда на будущее, как продолжение жизни.
10
Подросток
В 1893 году после училища Кузьма всё лето работал подмастерьем в порту, а осенью держал экзамен в Самарское железнодорожное училище. Препятствием для поступления стал собственный литературный дар – кратко и сухо изложить материал на экзамене по истории оказалось непросто, хотелось всё расписывать в деталях. Провалившись, Кузьма Петров Водкин, вспомнил о рисовании и записался на уроки к самарскому живописцу Фёдору Бурову (1845-1895), который совсем недавно по собственной инициативе разработал программу подготовки художников за 3 года и начал набор в классы. Учёба состояла в знакомстве посредством фотографий, альбомов и гравюр с творчеством состоявшихся и известных живописцев. Здесь молодой художник начал осваивать искусство рисования, но ему не хватало темпов обучения и настоящего дела – так, за два года ученики ни разу не писали натуру. Смерть Бурова оборвала сумбурный учебный процесс, профессию Петрову-Водкину получить не удалось.
Учась у Бурова, Кузьма не оставлял самостоятельных литературных занятий и даже решился показать их результаты молодому самарскому журналисту Максиму Горькому, который сюда недавно перебрался и был у читателей городской прессы чрезвычайно популярен. Встреча на Петрова-Водкина, по его признанию, имела отрезвляющее действие.
Биография Петрова-Водкина
Кузьма Сергеевич
Петров-Водкин
(1878–1939), русский
художник, теоретик искусства и писатель.
Родился в Хвалынске
(Саратовская губерния) 24 октября (5 ноября) 1878 в семье сапожника; сумел
получить художественное образование при поддержке местных купцов. Учился в
классах живописи и рисования Ф.Е.Бурова в Самаре (1895–1897) и Центральном
училище технического рисования Штиглица в Петербурге (1895–1897). В 1905
окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его
наставников был В.А.Серов. Посещал студию А.Ашбе в Мюнхене (1901) и частные
академии Парижа (1905–1908). В эти же годы много путешествовал по Западной
Европе и Средиземноморью, побывал в Северной Африке; позднее большое значение
для него имели также крымские и среднеазиатские впечатления. Испытал
разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и
старинных (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения)
традиций. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в
Ленинграде, а с 1927 – в Пушкине.
Целиком в духе символизма
решены уже его ранние картины, где преобладают мотивы легенды или волшебного
сна (Сон, 1911; Играющие мальчики, 1911; обе работы – в Русском музее, Петербург).
Монументальным свидетельством творческой зрелости явилось знаменитое полотно
Купание красного коня (1912) – простой сельский сюжет превращен (благодаря
плавной ритмике форм и звучному локальному колориту) в поэтическое обобщение
о судьбах России. Так же воспринимаются картины Мать (1913) и Девушки на
Волге (1915). В своих новаторских монументально-декоративных работах (росписи
в храме Василия Златоверхого в Овруче, 1910, Морском Никольском соборе
Кронштадта, 1913, росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы, 1915)
Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна».
Религиозные мотивы порой одухотворяют и его светские композиции (1918 год в
Петрограде (с фигурой Богоматери с Младенцем на первом плане), 1920; все
картины – в Третьяковской галерее).
В 1910-е годы складывается
особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль
играет принцип «сферической перспективы», который позволяет ему, изображая
натуру в ракурсах сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты».
По-своему «планетарны», монументально-значительны даже его натюрморты
(Селедка, 1918, Русский музей), портреты же воспринимаются как масштабные
духовные вехи своего времени (Автопортрет, 1918; А.А.Ахматова, 1922; оба
портрета – в Третьяковской галерее). Искренний «попутчик» революции, мастер
создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны (После боя, 1923,
Центральный музей Вооруженных сил, Москва; Смерть комиссара, 1928, Русский
музей). Но картина 1919 год. Тревога (1934, там же), с питерским рабочим,
которого посреди ночи вызывают в ополчение, закономерно воспринимается как
предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами, а
многофигурное Новоселье (1937, Третьяковская галерея) –на тему «уплотнения
бывших буржуев» – как сатира на новый быт.
Петров-Водкин часто
(начиная с ранних подражаний М.Метерлинку) обращался к литературе, особенно в
свой поздний период. Романтически-эмоциональны, весьма самобытны по жанру его
Хлыновск (1930) и Пространство Эвклида (1933) – своего рода «вымышленные
автобиографии», где причудливо сочетаются черты авантюрного романа,
теоретического трактата и мемуаров. Плодотворно работал также как художник
театра и педагог (преподавал в школе Е.Н.Званцевой (1910–1915) и Академии
художеств (1918–1933).
Умер Петров-Водкин в
Ленинграде 15 февраля 1939.
Связанные ссылки:
Детство
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, чья картина «Натюрморт с сиренью» стала самым дорогостоящим русским произведением искусства, проданным в 2019 году на аукционе за 12 миллионов долларов, родился 24 октября 1878 года в провинциальном городке Хвалынск рядом с Саратовым. Отец – Сергей Федорович – был сапожником, а мать – Анна Пантелеевна – горничной в доме богатой помещицы. Она, как и бабушка Кузьмы, всячески поощряла увлечение мальчика искусством.
Портрет матери Анны Пантелеевны
Детство среди прекрасной русской природы также способствовало творческим успехам. И хотя в детстве мальчик не стремился стать живописцем (всем казалось очевидным, что он должен продолжить дело отца), он с интересом разглядывал иконы местных мастеров и пытался рисовать сам. Рано проявившееся воображение, тяга к народным сказаниям, любовь к природе в совокупности с незаурядным талантом позволили Петрову-Водкину создать шедевры, которыми сейчас гордятся Третьяковская галерея и Русский музей.
Купание красного коня (1912)
Картина К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» на художественной выставке 1912 года произвела фурор. Это была новаторская идея — соединить прошлое и будущее в развитии живописи. Здесь объединялись и приёмы иконописи, и монументализм, и стиль «модерн» и декоративное искусство. Красный конь — частый герой русских икон и былин.
На картине Петрова-Водкина красный конь — центральная и многозначительная фигура картины. Он изображён на фоне изумрудной воды. Тело обнажённого мальчика, сидящего верхом, выписано с анатомической точностью, а его лицо выглядит несколько схематично и отрешённо. Это монументальное произведение вошло в мир людей, как символ предстоящих революционных изменений в судьбе России.
Кстати, о самых красивых породах лошадей на нашем сайте есть очень красивая статья со множеством фотографий.
3
Черёмуха в стакане (1932)
Зритель сразу узнаёт по фантастическому композиционному и по цветовому решению, чьей кисти принадлежит натюрморт «Черёмуха в стакане». Петров-Водкин использовал необычайный новаторский ракурс в натюрморте, который до сих пор делает его картины незабываемыми.
Тёмное ультрамариновое покрытие стола, красная обложка журнала, на котором стоит простой стакан с веточкой черёмухи, чернильница, письма, блюдце с серебряной ложечкой создают потрясающее трёхмерное пространство. Тонкий стакан с водой и грани толстой стеклянной чернильницы ловят и преломляют солнечные лучи весеннего дня. Коробок спичек, непрочитанные письма и отсутствие чайного стакана говорят о присутствии автора. Он пьёт чай, курит и вот-вот собирается прочесть корреспонденцию.
.
15
Вклад в искусство
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, биография которого сполна насыщена событиями, внес огромный вклад в российское искусство
Удивительным фактом является то, что после смерти художника его работы больше не экспонировались, а значит, не привлекали к себе внимание общественности. Конечно, можно сказать, что это делалось с целью освободить место для молодых талантов, но все же такая теория маловероятна
Только в 1960-х годах о художнике вспомнили и начали повторно восхищаться его творениями, ведь Кузьме Петрову-Водкину удалось выработать свой стиль, который соединял в себе тематику советского периода, иконописную стилистику и насыщенность цвета. Прямых последователей у художника не было, но в его творчестве черпали вдохновение многочисленные талантливые люди.
Известные картины
Произведения Петрова-Водкина находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея и других, а также в частных коллекциях.
Самые известные работы:
- «Купание красного коня» (1912);
- «Девушки на Волге» (1915);
- «Селёдка» (1918);
- «Натюрморт с сиренью» (1928);
- «Смерть комиссара» (1928);
- «Весна» (1935);
- «Пушкин в Петербурге» (1937);
- «Новоселье» (1937).
По воспоминаниям друзей Кузьма Петров-Водкин был не только художником и писателем, но и мыслителем, пламенным, прямолинейным и глубоким. Всматриваясь в его картины, понимаешь это в полной мере.
Купание красного коня – Многозначное пророчество
Биография Ильи Сергеевича Глазунова: вклад в искусство и общественную жизнь России
Биография Константина Коровина