Кронштадтский морской никольский собор: история возрождения святыни

Разорение собора

После закрытия собора на металлолом отправили все имеющиеся в святом месте металлические изделия. Среди них были 22 колокола, различная церковная утварь.

Среди колоколов был очень старый экземпляр, отлитый в 1752 году К. Глазовым. Его вес был более 154 пудов. Другие колокола были изготовлены позже – в 1759-1789 гг. В 1894 году собору подарили часы с огромными колоколами, которые били каждые пятнадцать минут. Несколько раз в день звучала мелодия. Все это церковное добро было разорено.

Со второй половины 1931 года на территории собора был размещен кооперативный склад. Спустя несколько лет в присоборном сквере возвели памятник Ленину. В 2001 году его убрали из сквера и перенесли в парк Юного ленинца, а на его прежнем месте был установлен памятный гранит.

Кронштадтский Морской собор: немного истории

Никольский собор, а точнее Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца, начали строить в 1902 году по проекту В.А. Косякова и окончили в 1913 г. Храм был призван стать главным православным символом флота Российской Империи. При проектировании сооружения за основу брался принцип строительства церкви Айя София в Константинополе, которую позже переоборудовали в мечеть, а ныне – это музей. Для сравнения, ниже на фото храм Святой Софии из нашей прошлогодней поездки в Стамбул.

Собор Святой Софии в Стамбуле

В XIX в Российской Империи было популярно сочетание византийского и русского стилей, которое часто использовалось при проектировании религиозных сооружений. Такой стиль стал называться русско-византийским (неовизантийским, псевдорусским).

При освящении церкви в июне 1913 года принимал участие Император Николай II и его семья. Кстати, он внес личный вклад в строительство Морского Собора, пожертвовав храму бухарский лазурит для украшения алтаря.

С приходом советской власти отношение государства к церкви резко изменилось. С 1927 г. прекратили проводить службы, а в 1929 году здание храма было передано под использование в культурно-просветительских целях. После этих событий Морской собор был переоборудован под кинотеатр имени Максима Горького, а позже здесь появился концертный зал и театральная сцена. В 1974 г. в здании церкви был открыт филиал Центрального военно-морского музея.

В 2002 году взялись за восстановление Никольского Морского Собора в Кронштадте. Длилось оно более 10-ти лет. Впервые мы приезжали в Кронштадт весной 2012 года. К этому времени уже состоялось малое освещение собора (09.04.12 г.), но сам храм был огорожен синим забором и зайти внутрь не представлялось возможным.

Кронштадтский Морской собор до открытия

Только с лета 2013 года по окончании всех реставрационных работ верующие смогли снова посещать церковь.

Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни

Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:

В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.

В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.

Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта

В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».

К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.

Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.

Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.

Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.

Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.

Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)

24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.

Морской собор, южный фасад

В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.

Мозаичное панно «Триумф Российского флота» около Морского Никольского собора

Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.

Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург

Внешний облик и внутреннее убранство Кронштадтского Морского собора

Морской Никольский собор — реплика константинопольского храма Святой Софии, но с несколько уменьшенными и измененными пропорциями. Для обмеров Святой Софии архитектор Косяков специально ездил в Константинополь. Длина Никольского Морского собора составляет 83,2 м, ширина — 64 м, диаметр купола — 26,7 м, высота до основания главного купола — 52 м, высота от земли до высшей точки креста — 75 м. Центральная часть под куполом могла вместить 3000 молящихся.

Морской Никольский собор

Огромный, сверкающий на солнце купол и крест над ним видны издалека, служа ориентиром морякам. В этом чувствуется своеобразная перекличка с так и неосуществленным проектом Петра I построить в центре Кронштадта 213-метровую башню-маяк.

Купол Морского Никольского собора

Цоколь Морского собора облицован светлым гранитом, стены — серо-желтым кирпичом и терракотой. Над входами сделаны мозаичные вставки, созданные в мастерской В.А.Фролова: образ Божией Матери над северными вратами, святителя Митрофания — над южными. Западный фасад украшают мозаичные панно с изображениями святых Апостолов Петра и Павла (слева), святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Рыльского (справа). В нише главного входа со стороны Якорной площади находится часовня Спаса Нерукотворного.

Западный фасад Морского Никольского собора

Внутреннее убранство Морского собора поражает своей роскошью. Здесь использована мозаика с преобладанием золотого, синего и светло-серого цветов и фрески. Благодаря переходу от темного гранита в оформлении нижнего яруса к золотым и небесно-синим мозаикам под куполом, достигается эффект устремленности собора ввысь, к небесам. В ясный солнечный день внутри собора создается особенно сильное ощущение сияния.

Алтарь приподнят на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н.А.Попова по проекту В.А. и Г.А.Косяковых изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора. Его украшают мозаичные вставки и бронзовые детали. Двухъярусные галереи поддерживаются колоннами искусственного мрамора. Алтарь, паруса и своды северных и южных хор украшены росписями художника М.М.Васильева, выполненными под мозаику и фрески.

Главный престол Морского собора освящен во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, левый — во имя святого Иоанна Рыльского и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Внутреннее убранство Морского Никольского собораВнутреннее убранство Морского Никольского собораБоковые галереиВнутреннее убранство Морского Никольского собораГалерея второго ярусаВнутреннее убранство Морского Никольского собора, западное окно-витраж с изображением «Деисуса»Иконостас Морского Никольского собораКупола Морского Никольского собора

Необычайно красив гранитный мозаичный пол в тонкой медной оправе, с изображениями различных животных, птиц и морских чудовищ.

Мозаичный пол

Морской собор не только храм, но и музей. В нем хранятся судовые иконы, знамёна, макеты кораблей, погибших в морских боях и другие экспонаты, посвященные славной истории русского флота.

Модель Морского Никольского собораМодель эскадренного броненосца «Бородино», отличившегося в Цусимском сражении. Погиб 14 (27) мая 1905 года, затонув почти со всем экипажем (865 человек). Спасся только один человек

А вот, пожалуй, то главное, ради чего нужно, в первую очередь, идти в Морской Никольский собор: памятные доски из черного мрамора, где золотыми буквами высечены имена погибших моряков. На досках из белого мрамора высечены имена погибших священнослужителей. Здесь перед глазами проходит вся история русского флота.

Всего досок — 130, часть из них — пустая. Сюда будут вписаны имена будущих героев. Сейчас здесь высечено около 1000 имен моряков, погибших в период с 1695 по 1910 годы, которые поминаются во время службы.

Памятные доски, посвященные Обороне Севастополя 1854-1855 годовНадпись, посвященная адмиралу Нахимову

Есть здесь и надписи, посвященные кампаниям за рубежом, например, подавление Боксерского восстания в Китае (1898-1901).

Потери русских моряков во время Боксерского восстания в Китае

Задний план

Первый православный храм в Кронштадте был построен в 1728–1731 годах. Деревянная церковь оставалась основным местом поклонения на крупнейшей военно-морской базе России до 1840 года, когда противовесы, уравновешивающие церковные колокола, прорвались сквозь гниющие полы и серьезно повредили конструкцию колокольни. Император Николай I лично приказал закрыть небезопасную церковь, и в 1841 году она была снесена. Следующие полвека богослужения проводились во временных местах — в больницах, казармах и даже в арендованных частных домах; временная деревянная церковь, построенная в 1861 году, с самого начала не подходила для десяти тысяч кронштадтских моряков. Многочисленные запросы ВМФ о финансировании строительства были отклонены или просто оставлены без ответа, несмотря на то, что стоимость постройки размером с современный собор (от 200 до 500 тысяч рублей) составляла менее 10% от стоимости линкора до дредноута. ( От 4 до 6 млн руб. ).

Управление строительством, чрезвычайно централизованное до правления Александра II , постепенно децентрализовалось в 1880–1890-х годах. Право инициировать индивидуальные строительные проекты переходило от самого императора к имперским министрам и начальникам ведомств. В 1896 году адмирал Павел Тыртов , глава Императорского военно-морского министерства России, всерьез начал подготовку к строительству собора в Кронштадте. Тыртов настаивал на том, чтобы собор был построен на месте, определенном почти двумя веками ранее Петром I, и считал, что он не должен стоить дороже, чем новый харьковский собор (200000 рублей).

Интерьер собора

Во внутреннем убранстве собора также были соблюдены традиции византийского стиля. Центральный купол внутри имеет диаметр 27 метров, его подкупольное пространство включает в себя 2 яруса хоров. Их поддерживает колоннада, которая по своему стилю перекликается с колоннами порталов снаружи здания. 

В храмовом интерьере преоблает морская тематика – огромные круглые витражные окна дают отсылку к корабельным иллюминаторам, а мраморный мозаичный пол изобилует образами рыб, морских звезд и растений, изображениями кораблей и раковин. Пять монументальных стеклянных витражей, площадью 52 квадратных метра каждая, были изготовлены на стекольном заводе братьев Франк.

Немаловажное место в интерьере храма занимали мемориальные доски черного и белого цветов – общим числом 150 — установленные в галерее. Они хранили имена погибших моряков и корабельных священнослужителей

После разграбления храма, восстановить список фамилий не удалось. 

В ходе реставрационных работ, многие утраченные детали интерьера Никольского собора были восстановлены по черно-белым дореволюционным фотографиям.

Архитектурные особенности здания

Архитектор Василий Антонович Косяков спроектировал здание в неовизантийском стиле. Имея немного другие пропорции, собор практически повторяет внешний облик Константинопольского храма Святой Софии. Фасад Никольского собора облицован мрамором с терракотовыми и майоликовыми вставками, его украшают несколько мозаичных икон: Спас Нерукотворный, сцены из жития святого Николая, апостолы Петр и Павел, образ Божьей Матери и других святых. Купола храма украшены орнаментом, выполненным из меди. Соборные порталы оформлены колоннами с коринфскими капителями. Литые бронзовые ворота, декорированные орнаментом, украшают входы в собор.

дизайн

Западный (главный) фасад Василий Косяков Структурный разрез Василий Косяков Альфа и Омега работа Георгия Косякова Ритуальный канделябр Георгий Косяков

Макаров взял проект под свой контроль и пригласил Василия Косякова (1862–1921), уже известного мастера неовизантийской архитектуры . Процесс этого выбора остается недокументированным, однако Косяков ранее работал на флоте архитектором церкви Богоматери Милостивой в Санкт-Петербурге. Косяки, еще в двадцатых годах, усовершенствовали оптимальные пропорции одинарного купола, четырех- апсиды византийского дизайна; его чертежи 1888–91 годов церкви в Астрахани (в основе которой лежит Богоматерь Милосердная ) были повторно использованы по всей Империи. Младший брат и партнер Василия Георгий Косяков (1872–1925) был талантливым художником-графиком; он работал над интерьером и отделкой, а Василий занимался общим и конструктивным проектированием. Макаров лично поручил Косякову, что собор должен вмещать 5000 молящихся и следовать историческому византийскому канону.

В 1900–1901 Василий Косяков побывал в Стамбуле и Греции, чтобы освежить свое понимание подлинного византийского искусства. В апреле 1901 года он представил два предварительных проекта Морской комиссии; выбранный проект был одобрен Николаем II 21 мая 1901 года. Косяков отступил от своих любимых пропорций высокого собора с относительно небольшим главным куполом; Вместо этого он выбрал широкий (26 метров), но относительно низкий купол, соответствующий пропорциям собора Святой Софии . Причина этого изменения остается недокументированной. Одна версия объясняет это вмешательством Макарова. Адмирал когда-то был атташе в Стамбуле и хорошо знал подлинные византийские традиции. Другая вероятная версия связывает изменение с прямым влиянием профессора Николая Султанова , учителя Косякова в Институте инженеров-строителей , лидера школы русского возрождения . В 1895–1904 годах Косяков руководил строительством Петропавловского собора в Петергофе по проекту Султанова.

К 1903 году братья Косяковы выпустили полный альбом, содержащий около тысячи графических листов с подробным описанием строения, внешнего и внутреннего оформления еще не построенного собора. Физически графику выполнил Георгий Косяков. План, структура, внешний вид приписаны Василию Косякову; детальная проработка внутренней отделки Георгию. В интерьере явно повлиял стиль модерн , умело интегрированный в византийскую оболочку и дополненный современными инженерными системами. Планировка Василия Косякова также демонстрирует влияние романской архитектуры , особенно в двух колокольнях по бокам главного портала — что крайне необычно в русской практике.

Конкурсы

В 1897 году флот объявил международный архитектурный конкурс на проект Кронштадтского собора и учредил фонд для финансирования строительства. Как правило, для России проект спонсировался государством, предназначался для ВМФ штата, но изначально финансировался за счет личных пожертвований военнослужащих ВМФ и общественности. С 1898 по 1913 год со всех военнослужащих Балтийского флота на финансирование строительства взималось 1/400 зарплаты; Это составило 280 тысяч рублей без учёта действительно добровольных пожертвований. Позже, по мере развития проекта, стало очевидно, что частных пожертвований недостаточно, и государственная казна покрывает большую часть расходов.

В конкурсе были определены размеры собора по количеству прихожан — 1 тыс. Человек, 16 саженей на квадратный метр . Это было намного меньше, чем современные соборы, построенные в провинциальных городах ( Нижний Новгород — 2 000 прихожан, Харьков — 4 000), больше наравне с « гарнизонными церквями», построенными на Кавказе и в Конгресс-Польше ( Кельце — 900 прихожан). Заказчик был хорошо осведомлен о новых строительных технологиях и приветствовал их использование, поскольку это помогало сбалансировать бюджет. Цокольный этаж был зарезервирован только для котлов и хранилища топлива, что позволило сэкономить на строительстве второй «зимней (то есть отапливаемой) церкви». Спецификации не предписывали конкретного архитектурного стиля . Напротив, они настаивали на сокращении затрат и запрещали использование такой «роскоши», как мозаика или роспись на внутренней поверхности купола. Эти ограничения провалили первый конкурс. Только три архитектора осмелились участвовать, повторно использовав уже знакомые прошлые проекты; все три были отклонены.

Второй конкурс 1897 года также потерпел неудачу; единственный проект, достойный исполнения, был слишком мал для намеченной цели. Наконец, в 1898 году военно-морской флот снял некоторые ограничения по размеру и стоимости; на этот раз здание должно было быть достаточно большим, чтобы его можно было видеть с большого расстояния; «Крест собора должен быть первым предметом, видимым для приближающихся кораблей». Antony Томишко , автор Крестов , выиграл этот конкурс, представив Россию Revival проект следующего Константин Thon «s русско-византийской традиции.

Николай II обычно одобрял проект; Иоанн Кронштадтский призвал к немедленному началу строительных работ. Однако новоназначенный командир Кронштадтской базы адмирал Степан Макаров счел черновик Томишко художественно слабым и маловатым для этой цели. Он попросил Императора пересмотреть свой выбор; После почти двухлетних задержек Николай согласился отказаться от черновика Томишко в июне 1900 года.

Некоторые ответы, на возникающие вопросы

Адрес, время работы и другое

Кронштадтский морской собор, главный храм Российского флота расположен по адресу: Якорная площадь, дом № 1. Координаты: 59.99186, 29.77714.

Время работы собора: с 10 до 19 часов. Режим работы очень удобный: храм открыт ежедневно. Приходите! Вход абсолютно бесплатный.

Службы в главном морском соборе Кронштадта проходят, согласно расписанию Богослужений, ежедневно. Утренняя литургия начинается в 10 часов, а вечернее богослужение — в 18 часов.

Здесь проводятся все православные обряды: крещение, венчание, соборование и другие Таинства. Об этом можно узнать поточнее, позвонив по телефону +7(921)3792993. Это свечная лавка собора. Здесь можно и заранее записаться.

Как и в любой церкви, здесь можно подать записки о здравии и упокоении, заказать сорокусты и панихиды, купить свечи и иконы. Вот цены на некоторые церковные требы.

Удивило и порадовало, что при входе стоят бесплатные камеры хранения. Можно свободно оставить там вещи и уже не беспокоиться об этом. Очень удобно!

Также можно воспользоваться бесплатными юбками и платками для женщин.

Желающие могут вместе с экскурсией подняться на колокольню. Также с экскурсоводом можно пройтись по храму, узнать его историю, про святыни, которые есть здесь. Мы не стали её дожидаться. Она начиналась после службы (после 12 часов). У нас было не так много времени. Да и мы решили, что в пасмурный зимний день вид с колокольни будет не сильно впечатляющий. Поэтому решили, что непременно сделаем это, когда приедем в Кронштадт в следующий раз летом.

Ведь по отзывам тех, кто был наверху, впечатлений — море. На колокольню ведут около 200 ступеней, а там вид должен быть… завораживающий!

Ну и от возвышенного к земному. Проделав долгий путь из Питера, прогулявшись по огромному собору, возник естественный вопрос: а где здесь туалет. Подойдя к иконной лавке, я поняла, что он также популярен, как и прочие церковные вопросы

Поэтому на столе лежит инструкция с указанием этого важного места для приезжих

На самом деле, рядом с собором, есть много разных кафе, где можно воспользоваться дополнительным удобством в виде туалета. Например, мы получили несколько «удовольствий», посетив кафе «Бриош», которое расположено совсем рядом с храмом. Кроме тепла и туалета, оно запомнилось нам горячим глинтвейном со вкуснейшей выпечкой и отличным интернетом.

Как сюда попасть

Добраться до Морского собора святителя Николая Чудотворца в Кронштадте удобней и интересней всего на собственном автомобиле. Воспользовавшись картой или навигатором вы без труда доберётесь до нужного вам места.

Дорога до собора из Питера занимает всего минут 50, проходит и по мосту над водой, и по туннелю под водой, так что и в пути смотрите по сторонам. Там действительно есть, на что посмотреть!

Мы решили приехать в Кронштадт на такси. Это тоже неплохой вариант, особенно, если путешествуете компанией. Есть способы, как можно добраться до города на общественном транспорте.

Для этого от станции метро Старая деревня на рейсовом автобусе номер 101 доезжаете до остановки Гражданская улица. Либо, второй вариант, на станции метро Чёрная речка садитесь в маршрутку и доезжаете до остановки Площадь Рошаля.

В Кронштадтский собор ещё можно попасть, доехав до города Ломоносов. А там на автобусе до остановки Гражданская улица. Об этом подробнее читайте в отдельной статье.

Собирайте впечатления

И ещё, очень вам советую — не торопитесь! Даже если ваша цель — военно-морской собор святого Николая в Кронштадте, а вы по дороге увидели ещё что-то интересное, ОСТАНОВИТЕСЬ! Хотя бы на полчаса.

Ведь может получиться так, что вы пропустите что-то интересное и важное, и, как это частенько бывает, никогда и нигде больше этого не увидите. Тем более, что это Санкт-Петербург, Ленинград, Питер, как хотите называйте, но этот город сам по себе просто дышит нашей историей

Воспользуйтесь случаем! Ведь маленькие чудеса могут случиться в любой момент.

Когда мы подошли к собору, то на ступеньки, наверное, поприветствовать нас, прилетела огромная чайка.

Она позволяла нам фотографировать себя со всех сторон

Немного устав от фотосессии, она важно села на мраморный постамент

И улетела только тогда, когда мы зашли внутрь храма. Здесь рады гостям даже морские чайки!

Непростой 20 век

Власть поменялась…

Пришла новая Советская власть, и в 2018 году собор был национализирован. Всё его имущество было передано государству. Но службы продолжалась до 1929 года. После этого все богослужения запретили, а сам храм закрыли.

Через несколько месяцев в 1930-м году на Якорной улице была проведена демонстрация, в ходе которой с храма грубо сбросили тяжёлые колокола и позолоченные кресты.

А в опустевшем, бывшем церковном здании, оборудовали кинотеатр, который местные жители тут же прозвали Максимкой, ведь он носил имя Максима Горького.

Чтобы ничто не напоминало о царившем здесь раньше великолепии, с куполов счистили позолоту, разломали иконы, разобрали по частям мраморный иконостас. Мозаичные иконы и изумительно прекрасные росписи на стенах тщательно заштукатурили, а всё имущество разнесли кто куда, а точнее разворовали.

Внутри храма также находились доски памяти из чисто чёрного и из белого мрамора. На чёрных поимённо были отмечены военные моряки, которые отдали свою жизнь Отечеству при несении службы. А на белых — отмечены священнослужители, верой и правдой несшие свою службу на военных судах и геройски погибших. И эти мемориальные доски тоже забрали, чтобы после использовать в хозяйстве – вместо электрощитов, ступенек и так далее.

Следующее испытание — война

В военные годы под самым куполом высокого здания был создан наблюдательный и координирующий артиллерийский пост.

Это привлекло к нему внимание фашистов, и в ходе обстрелов в него, конечно же, попадали снаряды, что существенно повредило морской Никольский собор Кронштадта. Намного позже, во время восстановления собора решили специально оставить некоторые разрушения

В послевоенные, 50-е годы в частично разрушенной церкви разместился вместительный концертный зал с балконом и большой сценой, которая была кое-как оборудована на месте когда-то великолепного иконостаса. Подкупольное пространство при этом отделили потолком.

Сам зал был очень большим, одновременно он мог принять 1250 зрителей. Здесь также организовали клуб, посвящённый городской крепости.

Так продолжалось более двух десятков лет. К 1974 году храм более-менее восстановили и открыли в нём филиал Военно-морского музея. Прошло ещё 30 лет, и ситуация стала меняться.

Особенности внешнего и внутреннего убранства

Планировка каменного Морского Никольского собора в целом идентична храму Святой Софии в Стамбуле. И там и там центральный купол опирается на апсиды, а боковые колоннады выполнены в стиле традиционной византийской базилики. В единую византийскую концепцию, безусловно, вписывается и роспись. Разница наблюдается в соотношении частей: храм в Кронштадте несколько меньше своего прототипа. Диаметр его купола 26,7 м, высота, длина и ширина – 52, 81 и 64 м, в то время как у собора в бывшем Константинополе – 31, 56 и 83 м соответственно.

Морской собор – самое высокое здание в Кронштадте. Так называемая внешняя высота – с учетом креста – составляет 70,5 и 52 метра – до основания главного купола. Пролеты главных арок высятся на 23 метра, а сторона внутреннего центрального зала имеет 24 метра. Облицовка фасада кирпичная и терракотовая. Его украшают гранитный цоколь, колонны порталов и, совсем немного, мозаика и майолика. Иконы на фасадах изготовили в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Александровича Фролова (1874–1942).

Два сюжета из жизни Николая Чудотворца, мозаичные изображения Спаса Нерукотворного, символы евангелистов и орнаменты украшают западный центральный портал. Иконы святых апостолов Петра и Павла (слева) и святителя Николая Чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского (справа) находятся над боковыми порталами главного входа. Над северным и южным порталами – образы Божией Матери и святителя Митрофания. Вызолоченные по мардану медные рельефные орнаменты украшают главный купол и купола звонниц. Пространство под первым окружают двухъярусные галереи-хоры. В восточной части имеются еще два предназначавшихся для духовенства входа. Их двери богато декорированы бронзовым орнаментом.

Роспись (художник М. М. Васильев) украшает только алтарь, паруса и своды южных и северных хор. Она частично выполнена под мозаику, частично – под фрески. Закончить роспись, поскольку остальные части собора были окрашены в ровный колер, решено при реставрации. Хоры поддерживают увенчанные капителями колонны, которые покрывает искусственный мрамор колонны. Такое же покрытие имеют наличники на внутренних дверных проемах.

Алтарную часть приподняли на четырехметровую высоту. Иконостас, уничтоженный в 1929 году, изготовлен из белого мрамора, имеет мозаичные вкрапления. Скульптор Н. А. Попов восстанавливал его по проекту В. А. и Г. А. Косяковых – на основе эскизов, архивных фотографий и материалов. Над главным престолом высилась мраморная сень. Мраморная кафедра для проповедей, декорированная колонками, изображением Святого духа в образе голубя и мраморными панелями, находилась в левой половине солеи.

Карнизы покрывает лепной орнамент, а пол устилал мелкий мрамор в тонкой медной оправе. Его украшали мозаичные фигуры рыб и медуз, изображения кораблей и морской флоры. Парадная ризница и место для церковного хора располагались в восточной части хор. Тут же хранили иконы с упраздненных судов. Ризница и библиотека находились на первом этаже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector