Четыре евангелиста: марк, иоанн, лука и матфей. икона на холсте

Содержание:

Символы [ править ]

В иконографии евангелисты часто появляются в портретах евангелистов, заимствованных из классической традиции, а также часто представлены символами, происходящими от четырех « живых существ », которые рисуют трон-колесницу Бога, Меркабу , в видении в Книге. Иезекииля ( глава 1 ) отражено в Книге Откровения ( ), хотя ни один из источников не связывает этих существ с евангелистами. Изображения обычно, но не всегда, появляются с крыльями, как у ангелов. Когда символы четырех евангелистов появляются вместе, это называется Тетраморф., и часто встречается в романском искусстве Европы, например, в церковных фресках или фресках.

Значения , получаемые символами выросли на протяжении веков, с ранней постановке по Иерониму , и были полностью выражены Рабан Мавр , установивший три слоя означает для животных, как представление , во — первых евангелистов, во- вторых, природа Христа и, в-третьих, добродетели, необходимые христианину для спасения: Эти животные, возможно, изначально рассматривались как олицетворение высших форм различных типов животных, то есть человека, царя творения как образа творца; лев как царь хищных зверей (мясоед); бык как король домашних животных (травоядный) и орел как король птиц.

Символы четырех евангелистов здесь изображены в Келлской книге . Четыре крылатых существа символизируют, по часовой стрелке сверху слева, Матфея , Марка , Иоанна и Люка .

  • Евангелист Матфей , автор первого евангельского сообщения , символизируется крылатым человеком или ангелом. Евангелие от Матфея начинается с генеалогии Иосифа от Авраама ; он представляет собой воплощение Иисуса и, следовательно, человеческую природу Христа . Это означает, что христиане должны использовать свой разум для спасения.
  • Евангелист Марк , автор второго евангельского рассказа, символизируется крылатым львом — фигурой храбрости и монархии . Лев также представляет воскресение Иисуса (поскольку считалось, что львы спят с открытыми глазами, сравнение с Христом в гробнице) и Христа как царя . Это означает, что христиане должны быть мужественными на пути спасения.
  • Евангелист Лука , автор третьего евангелия (и Деяния апостолов ), символизируется крылатым быком или быком — фигурой жертвы, служения и силы. Рассказ Луки начинается с обязанностей Захарии в храме; он представляет жертву Иисуса в Его страстях и распятии, а также Христа как Первосвященника (это также представляет послушание Марии ). Бык означает, что христиане должны быть готовы пожертвовать собой, следуя за Христом.
  • Иоанна Богослова , автора четвертого евангельского сообщения , символизирует орел — фигура неба, который, по мнению христианских ученых, может смотреть прямо на солнце. Иоанн начинает с вечного обзора Иисуса-Логоса и продолжает описывать многие вещи с «более высокой» христологией, чем три других (синоптических) Евангелия ; он представляет собой Вознесение Иисуса и божественную природу Христа . Это символизирует то, что христиане должны смотреть на вечность, не дрогнув, когда они идут к своей цели — единению с Богом.

Каждый из символов изображается с крыльями, следуя библейским источникам первым в Иезекииля 1 — , и в Откровении . Символы показаны вместе с евангелистами или вместо них в раннесредневековых Евангельских книгах и являются обычным сопровождением Христа в величии, когда они изображаются в тот же период, что отражает видение из Откровения. Они были представлены как один из самых распространенных мотивов, встречающихся на церковных порталах и апсидах , а также во многих других местах.

Окружая Христа, фигура человека обычно появляется вверху слева — над правой рукой Христа, а лев над левой рукой Христа. Под человеком — бык, а под львом — орел. Это одновременно отражает средневековую идею порядка «благородства» природы зверей (человек, лев, вол, орел) и текст Иезекииля 1:10 . С тринадцатого века их использование стало сокращаться, поскольку вошла в обиход новая концепция Христа в величии , показывающая раны Страстей. Иногда в портретах евангелистов они кажутся диктаторами пишущему евангелисту.

Евангелисты: кто они такие?

Нельзя изучать значение символов евангелистов, не подойдя к пониманию того, кто такие эти евангелисты и какой вклад они внесли в становление христианской религии. Многие знают, что Евангелие — это книга, рассказывающая об учении Христа. Это название пришло с греческого языка, в переводе оно означает «благая весть». Поэтому тех, кто следует этому учению, в древности называли евангелистами. Этот термин относили ко всем христианам без исключения.

Но спустя некоторое время евангелистами стали называть четырех авторов Евангелия. Их имена известны любому христианину:

  • Матфей.
  • Марк.
  • Иоанн.
  • Лука.

Они почитаются во всех христианских ответвлениях как люди, принесшие и распространившие среди человечества благую весть о Спасителе и его учении.

Лука — врач по профессии, помощник апостола Павла

Евангелист Лука. Франс Хальс

  • Символ — бык, теленок;
  • Продолжительность жизни — 84 года;
  • Книги — Евангелие от Луки, Деяния святых апостолов;
  • Смерть — был повешен за свою веру в Фивах.

Лука — ещё один сподвижник апостола Павла. Родился в Антиохии, был врачом, по происхождению — грек. Начал проповедовать еще при жизни Иисуса. Был на протяжении долгих лет спутником Павла. После мученической смерти Павла, Лука продолжил свои проповеди в Ливии, Египте, Фиваиде и Ахаии.

Затем проповедовал в Фивах, где принял жестокую смерть через повешение. Кроме Евангелия Лука написал Деяния святых апостолов. Также ему приписывают написание многих икон, находящихся в русских, римских, западных церквях, а также на Афоне.

Таковыми нам предстают в писании четыре евангелиста. Не меньший интерес представляют символы апостолов евангелистов.

В Священных Писаниях[ | ]

Тетраморф (фреска, монастыри Метеоры, XVI век)

В Ветхом Завете

Образ четырёх животных происходит из пророческого видения Иезекииля (Иез. 1:4-28; также 10:14 и 41:19). Иезекииль описывает этих существ следующим образом:

Ниже (Иез. 10:1) эти существа названы херувимами (ср. также 1Пар. 28:18), а вместо лика быка Иезекииль упоминает лик херувима (Иез. 10:14).

В Новом Завете

Апостол Иоанн в «Откровении», глава IV, продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ:

В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — «иди и смотри

», после чего перед Иоанном появляются поочерёдно четыре всадника Апокалипсиса (Откр. 6:1-8).

В апокрифах

Апокриф «Откровение Авраама», написанный в конце I века независимо от Откровения Иоанна Богослова, рассказывает о вознесении праотца Авраама на небо, где он увидел огненный престол Божий «и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четверолицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орёл. Четыре главы, и комуждо крил 4

». Эти животные воспевали хвалу Богу, как и у Иоанна Богослова, но являются не четырьмя различными существами, а, как у пророка Иезекииля, каждый из них имеет четыре лица.

Марк — евангелист, который не видел Христа, но писал евангелие со слов очевидцев

Апостол Марк Евангелист

  • Символ — лев или орел;
  • Дата рождения – 1 век;
  • Дата смерти – 68 год н.э.;
  • Книги — Евангелие от Марка;
  • Смерть — был сожжен за свою веру в Александрии.

Марк родился в Иерусалиме. Его с детства окружали преемники Христа. Мать его свято верила в учение Христа. Марк был близок со своим дядей апостолом Варнавой, учителем – апостолом Петром, апостолом Павлом. С ними святой трудился и проповедовал в Селевкии, Риме, Египте, Антиохии, на Кипре.

Он стал основателем многих церквей и христианского училища. Путешествуя по Африке, Ливии, Нектополю, апостол нёс Божье слово людям. Марк принял смерть в Александрии от рук несогласных с учением Христа язычников. Евангелие от Марка было написано им в Риме и предназначалось для новообращённых в христианскую веру язычников.

Именование [ править ]

Матфей часто цитируется как «первое повествование Евангелия» не только из-за его места в каноне, но и ввиду святоотеческого свидетельства на этот счет. Однако большинство исследователей Библии считают, что Евангелие от Марка было написано первым (см. Приоритет Марка ), а Евангелие от Иоанна — последним.

Стало обычным говорить о «Евангелии от Матфея» … «Евангелии от Иоанна», не в последнюю очередь потому, что оно короче и гораздо плавнее скатывается с языка; но стоит отметить, что в древних титулах используется не родительный падеж владения, а предлог «согласно», означающий, что каждый евангелист излагает одно «Евангелие Божие» в соответствии со своими собственными способностями, но не в смысле создавая свою собственную историю.

Изображения [ править ]

  • Картины
  • Рубенс , 1614 г.

  • Авраам Блумарт , ок. 1612–1615, Художественный музей Принстонского университета.

  • Иллюминированные рукописи
  • Символ, обращенный к портрету евангелиста в начале Евангелия от Иоанна; Эгмонд Евангелие , Королевская библиотека Нидерландов

  • Codex Amiatinus , самая ранняя из сохранившихся полной Библии Вульгаты , восьмой век

  • Каролингское изображение из Ахенского Евангелия, 820 г.

Миниатюры из Grandes Heures Анны Бретанской , королевы Франции (1477–1514)

Святой Марк

Святой Лука

Святой Иоанн

Четыре евангелиста, 10 век

Святой Матфей

Святой Марк

Святой Лука

Святой Иоанн

Значение символики

Думаем, многим читателям интересно узнать, что обозначают символы евангелистов. В этом вопросе нет единого мнения, ведь данная символика имеет очень глубокий и многогранный смысл.

В первую очередь она означает единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Также многие богословы понимали данные символы как указание на четыре стороны света и времени года, которые подчиняются велению Бога, как должны подчиняться люди.

Одно из традиционных значений объясняет появление символов жизнью Иисуса Христа. Ведь он родился как человек, был отдан на смерть как жертвенный телец, воскрес, будто царственный лев, а потом вознесся на небеса, как орел.

Особо интересно толкование символов относительно их соответствия евангелистам. Об этом хочется рассказать более подробно.

Вариации исполнения

Амулет Звезда Эрцгаммы
традиционно исполняется в 3х вариациях:

  1. Изумрудный. В этом варианте крест и сама звезда —
    серебряные, а фон, на котором он расположен, – зеленый. Такой амулет излечивает от легочных и сердечных заболеваний, гармонизирует отношения носителя с окружающими, придает спокойствия и уравновешенности. Подобная звезда отвлекает мысли носящего ее человека от материального обогащения и направляет его в сторону духовного развития.
  2. Синий. Здесь звезда – синяя, к центру – цвета морской волны, круг, в котором находится крест, — фиолетовый, сам крест – серебристо-синий. Этот талисман рекомендуется носить тем, чья жизнь и сфера деятельности связана с магией и ясновидением. Такая Звезда Эрцгаммы усиливает интуицию и работу мозга, развивает способность к визуализации. Остальным людям не желательно приобретать именно такой талисман, поскольку, не применяясь по назначению, он начнет вызывать проблемы различного плана.
  3. Аметистовый. В центр звезды вставляется особым образом ограненный аметист. Это лечебный талисман. Но кроме функции исцеления, он подходит и для усиления энергетики носителя.

Таким образом, наиболее универсален из рассмотренных
изумрудный талисман, он подойдет большему кругу носителей.

Культурно-эстетическая и образная символика

Хризма

Этот символ также называется «хрисмон». Он представляет собой скрещённые между собой первые две буквы греческого написания имени Христос. Уже с первых веков христианства символ использовался в мозаиках, оформлении монет и рельефов гробниц. В 4 веке по приказу христианского императора Константина Великого хризму стали изображать на римских военных знамёнах. Поводом к этому послужило чудесное знамение Креста в небе перед битвой у Мульвийского моста.

Сражение у Мульвийского моста (территория современной Италии) состоялось в 312 году. Оно было решающим в борьбе между правителями Константином и Максенцием за власть над Римской империей. Согласно преданию, накануне битвы Константин увидел в небе христианский крест и надпись «Этим побеждай». Языческий правитель принял Христа и приказал изобразить крест на своих знамёнах.

Константин одержал решительную победу над противником. Падение власти Максенция положило конец языческой идеологии Рима. При Константине империя стала христианской.

Пастырь Добрый

Это ещё один символ Христа. В Евангелии от Иоанна Спаситель называет Себя Добрым Пастырем (пастухом), который заботится о своих овцах (Ин. 10:11-16). Пастух – это аллегория Бога, Учителя и Спасителя. Овцы – это последователи Христа. “Христос любит Своих овец, ибо стяжал их Кровию Своею” (Святитель Тихон Задонский — собрание творений).

Образ Доброго Пастыря содержит притча, которую Христос рассказывает ученикам (Мф. 18:12-14). С её помощью Спаситель объясняет апостолам Свою спасительную миссию. Пастух больше всего беспокоится о заблудившейся овце и радуется, когда она нашлась. Так и Господь пришёл в наш мир именно для спасения заблудших грешников. Небеса больше радуются одному покаявшемуся грешнику, чем девяноста девяти праведникам, которые давно находятся со Христом. Сравнение Всевышнего с Пастырем присутствует также в Ветхом Завете (Иез. 34:12, Пс. 22:1).

Наиболее древние изображения Доброго Пастыря датируются 2 веком нашей эры. Христа-Пастыря изображают в виде юного пастуха со стадом овец или с найденной овцой на плечах. Она символизирует христианина, находящегося под защитой Бога. Такой образ Христа отсылает нас к будущему царём молодому пастуху Давиду из Ветхого Завета. Он неоднократно спасал своё стадо от хищников (1Цар. 17:34-36).

Виноградная лоза

В Евангелии от Иоанна Христос называет Себя виноградной лозой, а Своего Отца – Виноградарем (Ин. 15:1-5). Лоза – это Господь и Святая Церковь. Питающимися от лозы ветвями являются члены Церкви. Вместе лоза и её ветви приносят желанный плод – спасение и Вечную Жизнь.

Различные христианские символы издревле используются в оформлении храмов и церковной утвари. Орнамент с изображением виноградной лозы напоминает нам об Истине и призывает трудиться над своим спасением. То есть возделывать виноградник своей души и отсекать сухие ветви, чтобы он смог принести благодатные плоды.

Иногда также изображаются птицы, клюющие плоды винограда и пьющие вино из чаши. Это символическое изображение Евхаристии – принятия Тела и Крови Христовых.

Голубь

В виде белоснежного голубя символически изображается одна из ипостасей Триединого Бога – Святой Дух. Именно такой видимый облик Он принял, когда сходил на Христа во время Крещения (Лк. 3:22). Голубь в Евангелии символизирует чистоту (Мф. 10:16) Этот образ при Крещении означает, что на Спасителя сошёл дух жертвенной кротости и святости.

Приведём слова святого Антония Великого:

Образ голубя присутствует в ветхозаветной истории о потопе и Ноевом ковчеге (Быт. 6-8). После долгого плавания по затопленной земле Ной решил проверить, появилась ли из воды суша. Он выпустил из ковчега голубя. Птица вернулась с оливковой веткой в клюве. Это значило, что в некоторых местах вода уже ушла. Голубь принёс радостное известие о духовном примирении Бога и человека. Теперь же оно происходит через Иисуса Христа. Как видим из новозаветного рассказа о Крещении Господнем, образ голубя был вновь задействован в примирении человека и Бога.

История символа

В христианстве талисман обозначает гармонию между телом и душой

Амулет звезда эрцгаммы в разных культурах и религиях может иметь разное значение. В христианстве талисман звезда давида обозначает гармонию между внешней оболочкой – телом и внутренней оболочкой – душой. Треугольники олицетворяют связь между телом, душой и помыслами. Пересечения треугольников – это искушения, с которыми борются христиане. Крест олицетворяет собой Христово распятие, его гибель и воскрешение. 12 вершин символизируют 12 апостолов – учеников Иисуса Христа.

В индуизме звезда Эрцгаммы связана с четвертой чакрой – анахатой, ее еще называют сердечной чакрой. Она ответственна за чувства человека, его эмоции. С помощью этого оберега можно раскрыть эту чакру.

В иудаизме этот талисман называют Звездой Давида. Он олицетворяет два противоположных значения – мужчину и женщину, Господа и человека, землю и небо.

дальнейшее чтение

  • Наваррская Библия. (RSV, католическое издание), Дублин: Four Courts Press, 1999.
  • Олбрайт, У. Ф. и К. С. Манн. «Мэтью.» Библейская серия «Якорь» . Нью-Йорк: Doubleday & Company, 1971.
  • Папа Бенедикт XVI , Апостолы. Полное название — Истоки церкви — Апостолы и их соработники . опубликовано в США в 2007 г .: ISBN  978-1-59276-405-1 ; другое издание, опубликованное в Великобритании под названием: Христос и Его Церковь — Видение лица Иисуса в Церкви Апостолов , ISBN  978-1-86082-441-8 .
  • Карсон, Д.А. «Пределы функциональной эквивалентности в переводе Библии — и другие ограничения тоже». в «Проблема перевода Библии: донести Слово Бога до мира». под редакцией Глена Дж. Скорджи, Марка Л. Штрауса, Стивена М. Вота.
  • Картер, Уоррен. «Матфея 4: 18–22 и ученичество по Матфею: взгляд на аудиторию». Католическая Библия Ежеквартально. Vol. 59. № 1. 1997.
  • Кларк, Ховард В. Евангелие от Матфея и его читатели: историческое введение в Первое Евангелие. Блумингтон: Издательство Индианского университета, 2003.
  • «Ловцы людей». Словарь библейской традиции в английской литературе. Дэвид Лайл Джеффри, главный редактор. Гранд-Рапидс: WB Eerdmans, 1992.
  • Франция, RT Евангелие от Матфея: введение и комментарий. Лестер: Межвузовский, 1985.
  • Каррер, Мартин. «Апостол, Апостольство». В Энциклопедии христианства под редакцией Эрвина Фальбуша и Джеффри Уильяма Бромили, 107–08. Vol. 1. Гранд-Рапидс: Wm. Б. Эрдманс, 1999. ISBN  0-8028-2413-7
  • Мак, Бертон Л., Утраченное Евангелие — Книга вопросов и христианских истоков . ХарперКоллинз 1994.
  • Манек, Индрич. «Ловцы людей». Novum Testamentum. 1958 г. с. 138
  • Швейцер, Эдуард . Хорошие новости от Матфея. Атланта: Пресса Джона Нокса, 1975.
  • Wuellner, Вильгельм Х. Значение «ловцов людей» . Вестминстерская пресса, 1967.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Символы евангелистов

Учитель ТМОУ «Караульская средняя общеобразовательная школа-интернат» Байкалова Л.С.

Тетраморфы

Слайд 2

Текст слайда:

Тетраморфы — мифологические существа (как правило, животные), олицетворяющие четверичные космические структуры: страны света, времена года, стихии (иногда этот ряд может быть дополнен другими элементами)

Слайд 3

Текст слайда:

В христианской традиции за этими животными закрепляются следующие значения, связывающие их с образом Христа (согласно Иерониму): лев соответствует воскресению, орел — вознесению, человек — воплощению, бык — жертве.

Слайд 4

Текст слайда:

Символы евангелистов — изображения четырех живых существ, заимствованные из видения Иоанна Богослова (Откр.4:7). Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

Слайд 5

Текст слайда:

Уже ранняя христианская Церковь представляет евангелистов в виде четырех существ с крыльями: человека — Матфей; льва — Марк; вола — Лука; орла — Иоанн.

Слайд 6

Текст слайда:

Источником для такого изображения послужили цитаты из Книги пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова: И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных… и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла… и сверкали, как блестящая медь… Подобие лиц их — лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны — лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. Иез 1:4-10 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. Откр 4:7

Слайд 7

Текст слайда:

Ириней Лионский (ок

180) сравнивал евангелистов, исходя из их идеальных свойств, с четвероликим существом, не характеризуя каждого в отдельности, но обращая внимание на специфику воздействия благовествования: лев — выражает царственную мощь, телец — жертвенное служение, человек — вочеловечение, орел — боговдохновенность, пронизывающую Церковь

Слайд 8

Текст слайда:

Иероним (ок. 348—420) мотивирует это таким образом: Матфея символизирует человек, поскольку его благовествование начинается с генеалогии Христа; Марка — лев, поскольку его Евангелие открывает «глас вопиющего в пустыне» — Иоанна Крестителя; Луку — жертвенный телец, поскольку его рассказа начинается с жертвы Захарии; Иоанна — орёл, ибо у него более всего бросается в глаза духовное воспарение в сферы небес.

Слайд 9

Текст слайда:

Значение символики

Думаем, многим читателям интересно узнать, что обозначают символы евангелистов. В этом вопросе нет единого мнения, ведь данная символика имеет очень глубокий и многогранный смысл.

В первую очередь она означает единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Также многие богословы понимали данные символы как указание на четыре стороны света и времени года, которые подчиняются велению Бога, как должны подчиняться люди.

Одно из традиционных значений объясняет появление символов жизнью Иисуса Христа. Ведь он родился как человек, был отдан на смерть как жертвенный телец, воскрес, будто царственный лев, а потом вознесся на небеса, как орел.

Особо интересно толкование символов относительно их соответствия евангелистам. Об этом хочется рассказать более подробно.

Текст исповедания веры

Французский (традиционный вариант с VII — го  века )

1. Я верю в единого Бога , Всемогущего Отца , Творца неба и земли,
2. и в Иисусе Христе , Его единородном Сыне, Господе нашем ,
3. кто был зачат от Святого Духа , (и) (кто) родился от Девы Марии  ;
4. (Он) пострадал при Понтии Пилате , (Он) был распят , (Он) умер, (Он) был похоронен , (Он) сошел в ад  ;
5. на третий день (Он) воскрес из мертвых  ;
6. (Он) вознесся на небеса,
(Он) сидит (вариант: Он сидит) одесную Бога, Всемогущего Отца;
7. Откуда Он придет (вариант: Он придет оттуда) (чтобы) судить живых и мертвых .
8. Я верю в Святого Духа (вариант: Святой Дух )
9. Святая Вселенская Церковь (католическая версия: я верю в Святую Католическую Церковь),
(к) общению святых ,
10. ремиссия от грехов ,
11. воскресение плоти
12. вечная жизнь .
Аминь .

Примечание: варианты в протестантской версии этого символа веры обусловлены заботой ясности или перевода, но не отражают расхождение доктрины. Таким образом, прилагательное «  католический  » в последней статье заменено его переводом (καθολικός / katholikós, что означает «общий», «универсальный»), чтобы не путать с Римско-католической церковью .

Вариант (на французском)

Существовало несколько вариантов вышеуказанной версии. Один из них был дан как старейший по церковным источникам в начале XX — го  века . Они даже утверждали, что , по мнению большинства ученых , это было раньше лет.

Различия :

1. Я верю в Бога , Всемогущего Отца, [ отсутствует: «Творец неба и земли
4. был распят при Понтии Пилате и похоронен,

Вместо: «  пострадал при Понтии Пилате, был распят , умер, похоронен, сошел в ад  ».

6.2. сидит одесную Отца,

Вместо: «  восседает одесную Бога, Всемогущего Отца  ».

9. Святой Церкви [ недостаток: (церковь) «соборность, (к) общению святых» ]

Эта версия не заканчивается подтверждением веры «в вечную жизнь .

латинский

Кредо в Deum, Patrem omnipotentem, Creatorem caeli и terrae.
А у Iesum Christum, Filium eius unicum, Dominum nostrum:
который концептус от Spiritu Sancto, natus ex Maria Virgine,
passus sub Pontio Pilato, crucifixus, mortuus, et sepultus,
спустились до бесконечности,
tertia die resurrexit a mortuis,
ascendit ad caelos,
sedet ad dexteram Dei Patris omnipotentis,
india venturus — это iudicare vivos et mortuos.
Кредо в Spiritum Sanctum,
sanctam Ecclesiam catholicam,
sanctorum communionem,
remissionem peccatorum,
карнис воскрешение
vitam aeternam.
Аминь.

Апостол Иоанн

Апостолу Иоанну принадлежит авторство нескольких книг в Новом Завете.Помимо Евангелия от Иоанна это Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) и Послания Иоанна.   Автор четвертого Евангелия нигде не называет своего имени, а о событиях, участником которых он был, повествует в третьем лице.  Но библеисты признают, что Евангелие написано апостолом Иоанном. 

Известно многое о семье апостола. Жили они в Капернауме. Его отец Зеведей занимался рыбным промыслом, мать Саломия входила в число женщин, сопровождавших Спасителя, присутствовала   при снятии с Креста, покупала ароматы для помазания тела Иисуса. 

Старший брат Иоанна, Иаков, также вошел в число двенадцати апостолов.Иоанн стал  одним из самых близких и доверенных учеников Христа. Он был свидетелем важнейших событий жизни Иисуса Христа: Преображении Господнем, молении в Гефсиманском саду. 

После Вознесения Господня вместе с апостолом Петром Иоанн остается в   Иерусалиме,  присутствует на апостольском соборе в 51-52 гг. Затем Иоанн поселился в Эфесе и долгие годы окормлял христианские церкви Азии. Жизнь апостола была долгой, он скончался в возрасте ста лет. 

Иоанн засвидетельствовал верность Христу страданиями.  При императоре Нероне его в оковах привезли в Рим, где пытались отравить, бросали в котел с кипящим маслом, но апостол остался невредим.  При императоре Домициане его сослали на о. Патмос. Здесь апостол удостоился видений, в которых ему были явлены судьба Церкви и конец мира, о чем он поведал в своем Откровении. 

Икона

Иконография: Иоанн Богослов, апостол Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века.Иконописная школа или художественный центр:  Палехская школа иконописи Материал: дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы:  высота 34 см, ширина 22 см. Изображение пишущего евангелиста Иоанна с его символом – орлом. Инв. № ГМПИ 2979. ДИ-356-И. Государственный музей Палехского искусства

В своем Евангелии Иоанн говорит преимущественно о божественном достоинстве Христа. Символ евангелиста Иоанна  – орел, как знак высоты полета его богословского учения. 

 День памяти

Дни памяти святого  апостола Иоанна Богослова 8(21) мая, 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов), 26 сентября (9 октября) — преставление апостола Иоанна Богослова. 

Молитва

Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову

О, вели́кий и всехва́льный апо́столе и евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве, напе́рсниче Христо́в, те́плый наш засту́пниче и ско́рый в ско́рбех помо́щниче! Умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти нам оставле́ние всех прегреше́ний на́ших, ели́ко согреши́хом от ю́ности на́шея во всем житии́  на́шем  де́лом,  сло́вом,  помышле́нием  и  все́ми  на́шими  чу́вствы.  Во  исхо́де  же  душ  на́ших  помози́ нам,  гре́шным,  изба́витися  от  возду́шных  мыта́рств  и  ве́чнаго муче́ния, да твои́м ми́лостивным предста́тельством прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Кроме четырех канонических существует множество евангелий апокрифических. Рассказы о детстве Иисуса Христа, о чудесах, совершенных Спасителем во время земной жизни, приписываемые ему откровения и изречения. Достоверность их отвергает как современная наука, так и Церковь. Однако в составе апокрифов есть так называемые аграфа (аграфы), то есть подлинные изречения Христа, не входящие  в Четвероевангелие. Они признаются Церковью.  

Марина Рогова

Значение символики

Думаем, многим читателям интересно узнать, что обозначают символы евангелистов. В этом вопросе нет единого мнения, ведь данная символика имеет очень глубокий и многогранный смысл.

В первую очередь она означает единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Также многие богословы понимали данные символы как указание на четыре стороны света и времени года, которые подчиняются велению Бога, как должны подчиняться люди.

Одно из традиционных значений объясняет появление символов жизнью Иисуса Христа. Ведь он родился как человек, был отдан на смерть как жертвенный телец, воскрес, будто царственный лев, а потом вознесся на небеса, как орел.

Особо интересно толкование символов относительно их соответствия евангелистам. Об этом хочется рассказать более подробно.

Символы апостолов

Каждый апостол изображается с определенным атрибутом.

Например, апостол Петр изображается с ключами в руках.

Они подарены Иисусом, открывают врата Царства Божия.

Апостол Павел изображается с орудием своей казни. Варфоломей – проповедник христианства, был замучен в одном из городов Армении – с него содрали кожу, потом распяли. Атрибуты – собственная кожа и нож.

Иаков Старший – ученик Христа, лишившийся жизни в Иерусалиме. Приходя на его могилу, паломники забирали с собой ракушки. Это означало, что они добрались до цели. Так и стали изображать его с посохом, в шляпе и с ракушкой.

Фома – нарисован с копьем, которым был пронзен. Иуда держит в руках мешочек денег. Он помогал нищим, но был жадным. Изображают его с рыжей бородой – это цвет трусости и предательства.

использованная литература

  1. Катехизис католической церкви , 1992, стр. 57, карманное издание (новое издание).
  2. «  История символа апостолов  », Patristique.org ,8 октября 2007 г.
  3. Католическая энциклопедия, 1913.
  4. Адольф фон Харнак, Точная история догм , Фишбахер,1893 г..
  5. Катехизис католической церкви (1992) № 194.
  6. «Он — символ, который хранит Римскую Церковь, там, где сидел Петр, первый из апостолов, и где он привел общий приговор», (в Explanatio symboli ).
  7. «Так будьте глухими, когда кто-нибудь говорит вам о чем-либо, кроме Иисуса Христа, из рода Давида, Марии, который был истинно рожден, ел и пил, который действительно подвергался гонениям при Понтии Пилате, который был поистине распятый и умерший в глазах неба, земли и ада, который также воистину воскрес из мертвых. Это его Отец воскресил его, и именно он, по своему подобию, воскресит нас в Иисусе Христе »в « Апостольских отцах » , кол. «Христианская мудрость», изд. дю Серф, 2001.
  8. В Катехизических проповедях .
  9. В его комментарии к символу апостолов, 2 .
  10. Отец Гавриил Аведичян, Происхождение и причина католической литургии в словарной форме .
  11. Хардуэн, Conciliorum collectio , том 9, стр. 842-843.
  12. Бенедиктинцы Сен-Андре / Откомб / Клерво: Воскресный миссал ассамблеи , издания Brepols, Париж, 1981.

Марк — евангелист, который не видел Христа, но писал евангелие со слов очевидцев

Апостол Марк Евангелист

  • Символ — лев или орел;
  • Дата рождения – 1 век;
  • Дата смерти – 68 год н.э.;
  • Книги — Евангелие от Марка;
  • Смерть — был сожжен за свою веру в Александрии.

Марк родился в Иерусалиме. Его с детства окружали преемники Христа. Мать его свято верила в учение Христа. Марк был близок со своим дядей апостолом Варнавой, учителем – апостолом Петром, апостолом Павлом. С ними святой трудился и проповедовал в Селевкии, Риме, Египте, Антиохии, на Кипре.

Он стал основателем многих церквей и христианского училища. Путешествуя по Африке, Ливии, Нектополю, апостол нёс Божье слово людям. Марк принял смерть в Александрии от рук несогласных с учением Христа язычников. Евангелие от Марка было написано им в Риме и предназначалось для новообращённых в христианскую веру язычников.

Раннехристианские символы

Их количество не так мало, как кажется: оливковая ветвь, павлин, корабль, колосья хлеба и т.д. Рассмотрим самые известные.

  1. Пеликан. Его рисовали на священной посуде или на стенах помещений, где проходили службы. Существует интересная легенда, объясняющая, почему эта птица стала православным символом.

    Пеликаны жили в камышах у прибрежья Средиземного моря. Часто они подвергались нападению ядовитых змей, страдая от их укусов. Со временем взрослые особи приобрели иммунитет к яду, а птенцы так и не приспособились. Если змее удавалось ужалить птенца, то взрослый расклевывал себе грудь, чтобы сохранить ему жизнь, причастив кровью.

  2. Феникс. Птица – долгожитель, существовавшая несколько столетий назад. Когда фениксу было суждено уходить из жизни, он улетал гореть в Египет.

    После него оставались груды целебного пепла, в котором через некоторое время зарождалась новая жизнь. Спустя продолжительное время, молодая птица полностью восстанавливалась из останков и улетала в поисках новой жизни.

  3. Агнец. Изображение с человеческим лицом и нимбом (или чем-то одним).

    Символизировал добровольное приношение Иисуса в жертву за грехи народа.

  4. Петух. Знак воскрешения Христа.

    Как петух пробуждает людей ото сна, так и ангелы протрубят о встрече с Господом на Страшном суде.

Что такое Хризма?

Символы христианского учения включают в себя и такой весьма распространённый знак, как «Хризма». Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий. Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего.

Хризма

Изображения этого знака часто встречается на монетах, в мозаичных композициях, а также на рельефах, украшавших саркофаги. Фото одного из них приводится в статье. В российском православии Хризма приобрела несколько иной смысл. Буквы Х и Р расшифровывают как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы.

Изображение голубя в христианской символике

Как уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование. В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала. В данном контексте голубь сделался символом мира и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики.

На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога – Святой Троицы.

Опознавательный символ

Широкое распространение символ «ихтис» получил в период становления христианства, когда приверженцы монотеизма в Римской империи подвергались повсеместным гонениям. Первые изображения секретного символа «ΙΧΘΥΣ» появились в римских катакомбах (например, подземелье Присциллы) во II веке, где втайне от властей устраивали свои собрания христиане. Иногда в качестве кодового символа использовалось не слово «ихтис», а изображение рыбы.

Иногда при встрече незнакомцев один из них невзначай чертил на земле дугу, и если другой дополнял этот нехитрый рисунок второй пересекающейся дугой, превращая линии в рыбу, оба понимали, что являются приверженцами христианства.

Часто такие рыбки служили для посвященных людей указателями к месту нахождения церкви, которая перестала конспирироваться после 313 года, когда император Константин возвестил о принятии христианства в качестве государственной религии.

Символом Христа, несущего причастие, служило изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и вином, украшавшие катакомбы св. Каллиста.

На фрагменте стены бассейна баптистерия, хранящегося в музее Туниса, выложена мозаика «Крещение», где Иисус представлен в виде дельфина, над которым парит Святой Дух, представленный в виде голубя. Между тем дельфин, прикованный к якорю, в христианстве олицетворяет Христа, распятого на кресте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector