Житие святого апостола марка и в чем помогает икона, где находятся мощи и текст молитвы

Происхождение имени Марк

Большинство имен имеет одну теорию происхождения, но это не случай Марка. Специалисты ономастики выделяют два варианта генезиса имени, каждый из которых имеет своих приверженцев:

  1. От греческого имени с латинскими корнями «Маркос». В переводе оно означало «молот». В Римской империи являлось распространенным личным именем. Так, например, звали известного полководца Марка Лициния Красса. По другой версии, имя переводится как «сухой».
  2. От имени римского божества Марса. Многим он известен как бог войны и раздора, но в более древние времена он считался покровителем животноводства. В пользу этой теории говорит тот факт, что апостол Марк также считается покровителем животноводческого промысла.

Есть и менее популярные теории из сферы обманчивой этимологии. К примеру, говорят о связи этого имени с французским словом «маркиз». Но на самом деле никакого отношения этот титул к имени, известному еще с дохристианских времен, не имеет. Это слово произошло от германского «марка», что означало «граница».

Опыт прочтения

Митрополит Сурожский Антоний рассказывал, как Евангелие от Марка помогло ему стать христианином. Он взял эту книгу в руки подростком с совсем противоположной целью — собирался раз и навсегда покончить с верой в Бога. Ничего хорошего ни от одного из Евангелий он не ожидал, поэтому решил прочесть самое короткое. «Я сидел, читал… и вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. Помню, что я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос. Значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес, и значит, все, что о Нем говорят, — правда».

Cвятой апостол и евангелист Марк

Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов ().

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима ().

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне ().

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62–63).

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 17 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (), святой Евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа () и Духа Святого () ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (; ).

Евангелие от Марка

Слыша святые слова проповеди евангельской из уст апостолов и горя верою в Господа Иисуса Христа, римские христиане не удовольствовались одной устной проповедью, а пожелали иметь у себя и письменный памятник христианского учения. Они приступили к спутнику апостола Петра святому Марку и с мольбой просили его записать все святые слова, какие он вместе с Петром сказал им о Христе Господе.

Марк исполнил благое желание римских христиан и написал для них свое Евангелие, в котором, излагая события из жизни Господа Иисуса Христа во время Его пребывания на земле, с точностью записал, сколько запомнил, то, чему учил и что творил Господь, тщательно заботясь при этом, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного или не переиначить.

В своем Евангелии святой Марк преимущественно описывал действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. Написанное Марк отдал на рассмотрение апостолу Петру, и святой Петр своим свидетельством утвердил истину написанного Марком Евангелие и одобрил его для чтение в Церквах. Посему Евангелие Марка было принято всеми Церквами без всякого противоречия как писание апостольское, боговдохновенное. Время написание его падает приблизительно на 46 год по Рождестве Христовом.

Проповеди Евангелия на побережье Адриатического моря

После трудов в Риме святой Марк по повелению апостола Петра отправился для проповеди Евангелия в город Аквилею, расположенный на северном берегу Адриатического моря. В этом богатом городе, называвшемся вторым Римом, святой Марк основал Церковь; он посетил с проповедью Евангелия и другие места по берегу Адриатического моря, устрояя всюду Церкви Божии.

Проповеди Евангелия в Египте

Затем святой Марк, по распоряжению же апостола Петра, отправился для проповеди Евангелия в Египет. Это было, как свидетельствует Евтихий, патриарх Алекеандрийский, на девятом году царствования Клавдия, то есть около 49 года по Рождестве Христовом. В Египте, смежной с Палестиною языческой стране, еще со времени Александра Македонского было очень много иудеев. Они населяли здесь целые города, имели свои синагоги, свой синедрион, даже храм наподобие храма Иерусалимского, а также священников и левитов по закону Моисееву.

Здесь в Египте, по повелению царя Птоломея Филадельфа, был сделан около 271 года до Р.Х. перевод книг Священного Писания Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, чрез что Божественное откровение о спасении рода человеческого сделалось доступным и самим язычникам. В памяти египетского народа еще живо было знаменательное падение идолов одного языческого храма, сопровождавшее, по свидетельству отцов Церкви, прибытие Святого семейства с Богомладенцем Иисусом, бежавшего от руки жестокого Ирода. Наконец, могло быть даже, что и в этой стране были свидетели чудесного сошествия Святого Духа на апостолов, принесшие и сюда семена Христова учения. Все это в сильной степени приготовляло жителей Египта к принятию учения христианского и обещало большой успех проповеди святого Марка.

И действительно, как свидетельствует историк Евсевий, когда святой Марк первый из апостолов прибыл в Египет и начал проповедь Евангелия, то при самом начале его проповеди уверовало во Христа великое множество мужей и жен. В самой Александрии, главном городе Египта, святой Марк основал Церковь и был первым ее епископом.

Путешествие на Кипр

Здесь святой Марк много потрудился в подвиге просвещения светом Христовой веры как иудеев, так и язычников, пребывавших дотоле во тьме идольского служения. Благоустроив затем Церкви в Александрии и смежных с нею городах рукоположением к ним епископов и прочих клириков, святой Марк после того оставил Египет. Куда отправился он отсюда и был ли он в Иерусалиме на апостольском соборе (около 60 или 51 года по Р.Х.), неизвестно. Но когда апостол Павел перед отправлением во второе апостольское путешествие был вместе с Варнавою в Антиохии, то здесь с ними встретился и святой Марк и отсюда вместе с дядей своим Варнавой отправился на его родину, в Кипр (Деян. 15:36–40).

Второе посещение Египта

Потрудившись вместе с апостолом Варнавой некоторое время в подвиге благовестия Христова, Марк в другой раз отправился в Египет, куда в то же время или немного спустя прибыл и апостол Петр. Благовествуя в разных сторонах Египта и устрояя в них Церкви, апостолы в это время между прочим положили основание Христовой Церкви и в египетском городе Вавилоне, откуда Петр и написал свое Первое соборное послание к малоазийским христианам (1 Пет. 5:13). В Египте святой Марк пробыл до восьмого года царствования Нерона (царствовал с 54 по 68 г.).

Благая весть для римских христиан

Свое Евангелие Марк написал по просьбе новообращенных римских христиан. В этот момент он снова находился в Риме и был, вероятнее всего, свидетелем мученической кончины обоих своих учителей — великих апостолов Петра и Павла.

Евангелие от Марка не случайно открывается словами: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1:1). Выражение «начало Евангелия» употребляется в Новом Завете — в частности, в Посланиях апостола Павла — в значении «начальная ступень евангельской проповеди». Апостол Марк тоже стремится дать новообращенным римским христианам начальные, базовые знания о том, Кто такой Иисус Хрис­тос, Сын Божий, и в чем заключается вера в Него. Люди, к которым обращается апостол, воспитывались как язычники: они не читали Ветхого Завета, они, скорее всего, вообще слабо представляли себе, где находится Иудея, они никогда не поклонялись Единому Богу, они не ждали никакого Мессию. Чем их можно зацепить? Что тронет их сердца? И апостол Марк, выросший под сенью ветхозаветного закона, встает на точку зрения своей паствы, как бы забывая всё, что знает он сам. Главная весть, которую он всеми силами стремится донести до христиан, совсем недавно оставивших языческий обычай, — это то, что Христос пришел как Победитель смерти. Он умер и воскрес из мертвых.

Для цели, которую ставит перед собой апостол Марк, более всего подходит та краткость, сжатость повествования, которую он избрал. Действие развивается стремительно, одна картина сменяет другую, и везде мы видим Господа-Победителя, упраздняющего болезнь, страдание и корень страдания — грех. Марк, в отличие от других евангелистов, сосредоточен не на учении Христа, не на Его словах, а на Его делах.

Апостол Марк бережно хранил в своей памяти подробности, переданные ему апостолом Петром. Он чувствовал себя не столько автором евангельского повествования, сколько переводчиком, точнее, истолкователем воспоминаний своего учителя. В тексте Евангелия от Марка мы слышим живой и пламенный голос апостола Петра, слышим его горький плач покаяния в холодную ночь, предшествующую Крестным страданиям Спасителя.

Евангелие от Марка написано на греческом языке, однако видно, что создано оно для тех, кто говорит на языке латинском: Марк несравненно чаще, чем другие евангелисты, приводит в тексте латинские слова — такие, как «центурион», «спекулятор», «легион», «ценз» — и объясняет греческие выражения через латинские термины.

Автор Евангелия — уроженец Палестины, и ему доставляет удовольствие показать своим римским читателям красоту родного языка, поэтому в Евангелии от Марка мы часто слышим слова Господа так, как они звучали в Его родном наречии. Вот Он исцеляет глухого косноязычного и, прикасаясь к его языку, говорит: еффафа (отверзись) (Мк. 7:34). Он берет недавно умершую девочку за руку и говорит: талифа куми, что значит: «девица, тебе говорю, встань» (Мк. 5:41). Он претерпевает мучительную смерть на Кресте и говорит: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:33).

Другие святые и известные люди с именем Марк

Преподобный Марк Подвижник (IV в. — начало V в.)

По преданию, этот святой знал наизусть все Священ­ное Писание и прожил более ста лет. Подвизался в египетской пустыне. Церковь ценит его как одного из важнейших аскетических писателей православного востока: в частности, его авторству принадлежат «200 глав о законе духовном» и сочинение «К тем, которые думают оправдаться делами».

Святитель Марк Ефесский (1392–1444)

Главный защитник православия на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1439 годов, где византийский император Иоанн VIII Палеолог и Конс­тан­тинопольский Патриарх Иосиф, напуганные победами турецкого оружия, подписали под давлением папы Римского Евгения унию с Католической Церковью. В диспутах с католиками святитель Марк самоотверженно отстаивал чистоту православных догматов, а когда унию все же заключили, отказался ставить под соглашением подпись. Узнав об этом, папа Евгений разочарованно произнес: «Ну, так мы ничего не сделали».

Марк Твен (1835–1910)

Американский писатель, настоящее имя Марка Твена — Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Автор знаменитых «Приключений Тома Сойера» и «Приключений Гекльберри Финна»; из последней, по мнению Эрнеста Хемингуэя, вышла вся современная американская литература. При жизни добился успеха благодаря книге «Простаки за границей», написанной в путешествиях по Европе (в том числе России). Позже его имя прославили книги «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и автобиографический сборник «Жизнь на Миссисипи».

Марк Захаров (род. 1933)

Знаменитый российский кино- и театральный режиссер, художественный руководитель театра «Ленком». Среди самых известных работ — экранизации романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, пьес Евгения Шварца («Обыкновенное чудо», «Убить дракона») и Григория Горина («Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви»). В 1987 году получил Государственную премию СССР за постановку спектаклей «Юнона и Авось» и «Диктатура совести».

Книжная миниатюра

Школа или худ. центр: Новгород

Начало XVI в.

Бумага, темпера. Основа — дерево.
18.1 × 11.3 см (размер миниатюры); 23.8 × 17.2 см (размер основы).

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, РоссияИнв. КП 5318

См. в «Галерее»:

Марк, евангелист

  София Премудрость Божия 2000  

102. Книжная миниатюра1. Евангелист Марк

Начало XVI века. Новгород
Бумага, темпера. 18,1 × 11,3. Основа — дерево. 23,8 × 17,2
Находилась в частном собрании
Музей Андрея Рублева, инв. КП 5318

1 В XIX в. миниатюра была изъята из рукописной книги и обращена в икону: обрезана по краям, наклеена на доску и покрыта олифой. После поступления памятника в музей олифа была удалена.

Евангелист Марк сидя очинивает ножом белый калам — трость для письма. За его спиной стоит Премудрость. У нее звездчатый нимб из пересекающихся ромбов — зеленого и голубого, в правой руке жезл. Левой рукой она указывает на текст лежащего перед Марком на пюпитре Евангелия: «Во время оно хождаше Иисус в субботу с  своими…»

Данный текст не является началом Евангелия. В Евангелии от Марка неоднократно упоминаются события, имевшие место в субботний день. Например, в главе 2 рассказывается о том, как апостолы, проходя в субботу засеянными полями, срывали колосья (Мк. 2 : 23). Но композиция произведения подсказывает, что скорее всего миниатюрист имел в виду начало главы 6 Евангелия от Марка: «Оттуда вышел он и пришел в Свое отечество, за ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему ?..» (Мк. 6 : 1–2). Это чтение относится ко вторнику 15-й недели по Пятидесятнице. Следовательно, миниатюра принадлежала рукописи не Четвероевангелия, а Евангельских чтений, и, вероятно, в книге она помещалась перед указанным чтением.

Если мы правы, то в композиции произведения выражена следующая мысль: сама олицетворенная Премудрость вдохновляет евангелиста продолжить текст словами о премудрости Христа.

Поза и движение Марка, его атрибуты восходят к иконографии миниатюр византийских Евангелий XIV века2. Тогда же становится особенно популярным восходящее к античному искусству изображение Премудрости, персонифицированной бескрылой женской фигурой со звездчатым нимбом. В новгородском искусстве украшения книги по времени издаваемому памятнику предшествует миниатюра с изображением Марка из Евангелия тетр Рогожского собрания первой трети XV века (РГБ, ф. 247, Рогожcк., № 138, л. 294 об.)3. Близка к нему по времени возникновения миниатюра из Евангелия апракос первой трети XVI века — 1520-х гг. (БАН, 213.1.26, л. 14 об.)4. Они могли быть исполнены по образцу афонского происхождения. Эти миниатюры составляют в искусстве Новгорода определенную иконографическую линию.

2

Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1994. С. 212–215.

3

Там же. Кат. № 3. С. 203–232. Цв. ил. 1.

4

  • Смирнова Э. С. Миниатюры двух новгородских рукописей // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1983. Сб. 3. С. 180, 182, 199, 202. Ил. на с. 196;
  • Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода. XV век: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1994. Ил. на с. 229.

В изображении стоящего позади Премудрости башнеобразного строения с нависающей аркадой верхнего яруса и притворами по сторонам художник не следовал ни одной из известных в настоящее время новгородских миниатюр XV — начала XVI века. Подобные усложненные постройки, часто с семью столпами и другими символическими деталями, известны в новгородской иконописи с конца XV века (ср. здание в левой части «Благовещения» из серии икон-таблеток Софийского собора в Новгороде)5. Они развивают тему Дома Премудрости, на что указывает иконография «Премудрость созда себе дом» (кат. № 65).

5

Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода XV в.: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1982. Кат. № 63–11а. Ил. на с. 513.

Экспонируется впервые.

В. Сорокатый

Литература:


Иконы Твери, Новгорода, Пскова 2000.
Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV–XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск I. — М.: Индрик, 2000. — № 55, стр. 229-233.

София Премудрость Божия 2000.
София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: . — М.: Радуница, 2000. — Кат. № 102, стр. 284-285.

Евангелие Святого Марка

Марк, Лука, Матфей, Иоанн — святые евангелисты, чьи книги вошли в Новый Завет. Проповедуя христианство, приняли мученическую смерть все, кроме Иоанна.


Евангелисты. Слева направо сверху вниз: Матфей, Иоанн, Лука, Марк

Евангелие от Марка — вторая книга Нового Завета. Но некоторые современники считают, что Евангелие от Марка было создано первым из канонических Евангелий и стало основой для написания благой вести Луки и Матфея.

Евангелие было написано примерно в 60-70-е гг.

Святое Евангелие Марка является самым коротким из четырёх. Оно делится на 2 части и состоит из 16 глав. Было написано на греческом языке и в разговорном стиле. В первых восьми главах показаны истории чудес Христа, в доказательство, что он сын Божий.

По этой причине лев был выбран в качестве символа Святого Марка. Лев возвышается над другими животными, так же, как Иисус Христос представлен в Евангелии от Марка всемогущим и царственным.


Апостол Марк и его символ — царственный лев. Именно таким Марк описал Иисуса в своём Евангелии: всемогущим и всесильным.

Существует две версии места написания — Рим и Александрия.

Ещё в 200 г. Климент Александрийский заявил, что благая весть апостола написана в Риме. Имеется ряд факторов, которые подтверждают его слова:

  1. Марк — единственный евангелист, который использует несколько типичных римских слов по-гречески.
  2. Апостол использует латинские слова и выражения, которые употреблялись в Риме.
  3. В Евангелии от Марка нет подробностей иудейской жизни.
  4. Использует принятое в Риме времяисчисление.
  5. Евангелие написано по-гречески для обхвата наибольшей аудитории. В то время греческий язык считался международным.

В Евангелии от Марка больше внимания уделяется поступкам Христа, а не его речам.С особым чувством написано о воскрешении Христа и встрече с учениками в Галилее.


«Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.» (Мк.16:14-15)

Цели Евангелия от Марка:

  1. Доказательства, что Иисус Христос — сын Божий.
  2. Укрепление в вере новообращённых христиан и наставление их.
  3. Привлечение новых последователей к христианской вере.

Но также для первых поколений христиан важно было не только показать божественный уровень Христа, но и настоять на том, что это был человек, иначе его страдания смешны. Во второй части Евангелия Марк описывает слова Иисуса, объясняющие необходимость искупления грехов человеческих смертью на кресте

Апостол и евангелист Марк День памяти: 8 мая

Святой Марк — автор одного из четырех Евангелий. Написал он его незадолго до разрушения Иерусалима римлянами в 70 году. Больше всего о святом Марке говорится в Деяниях апостолов. Из этой книги мы знаем, что первоначальное имя Марка было Иоанн и что был он племянником апостола Варнавы, спутника апостола Павла.

Впервые мы встречаемся с Марком в Иерусалиме. Здесь у его матери Марии был дом, нередко служивший местом встречи апостолов после того, как Христос вознесся на Небо. Есть, однако, предположение, что в этом же доме находилась горница, в которой Господь совершил Тайную Вечерю накануне Своих страданий.

«Евангелист святой Марк», деревянная рельефная миниатюра. Германия, 1200-1225

В Евангелии от Марка мы находим незначительный, казалось бы, эпизод. Последняя трапеза Иисуса с учениками завершена, в Гефсиманский сад уже вошли воины — и вдруг некий юноша, завернутый в покрывало по нагому телу, устремляется за Иисусом, Которого уводят на суд. Воины хватают его, но тот изворачивается и, оставив покрывало, бежит. Зачем евангелист рассказывает об этом? Возможно, он и был тем самым юношей, и история эта была дорога ему как воспоминание о личной причастности к гефсиманским событиям. По-человечески это вполне понятно: в Тайной Вечере Марк не участвовал (он не входил в круг 12 ближайших учеников Христа — может, был еще слишком юн), вероятно, он уже спал, как вдруг услышал шум, выбежал из дома, накинув на себя что попалось, — и застал развязку событий. Не разобравшись спросонья, в чем дело, он поспешил за Учителем, был задержан воинами, испугался и улизнул…

Первое время Марк был особенно близок с апостолом Петром, неформальным лидером апостольской общины. От него он получил наставление в вере — недаром Петр называет Марка своим сыном, очевидно, имея в виду духовное родство. И Евангелие свое Марк запишет, по преданию, именно со слов Петра.

Собор Сан-Марко, Венеция

Довелось Марку путешествовать и с апостолом Петром. Он сопровождал первоверховного апостола в Рим — тогдашнюю столицу мира, а набравшись опыта, отправился проповедовать в Аквилею, богатый город на берегу Адриатического моря неподалеку от нынешней Венеции.

Затем по указанию Петра Марк отправился в Египет, где стал основателем целой Поместной Церкви. В египетской Александрии с давних пор жило множество иудеев. Более того — еще в III-II веке до Р. Х. жившие в Александрии иудейские книжники перевели на греческий язык Ветхий Завет. Все это стало хорошим основанием для проповеди Евангелия, с которым апостол Марк познакомил и Египет, и соседние страны вроде Ливии.

Святой Марк был убит на Пасху, совпавшую в тот год с праздником в честь языческого бога Сераписа. Язычники схватили апостола и поволокли на веревке по улицам и предместьям Александрии. От полученных ран Марк вскоре скончался. Предание гласит, что язычники хотели сжечь его тело, но их остановили страшный гром и землетрясение. Христиане предали тело апостола земле, а в IX веке, когда Египет подпал под власть мусульман, перевезли его мощи в Венецию.

Священное Писание

Деян., 8 зач., III, 11-16

11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.

12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.

16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

Ин., 11 зач., III, 22-33

22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.

23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, 24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.

25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.

26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.

27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.

28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.

29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

30 Ему должно расти, а мне умаляться.

31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, 32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.

33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен

Семьдесят ближайших сподвижников Христа

Но число тех, кому благодатью Божией был ниспослан дар апостольского служения, не ограничивалось двенадцатью. Святой евангелист Лука повествует о том, что Иисус Христос, кроме двенадцати апостолов, о которых шла речь выше, призвал также и других семьдесят верных своих служителей. Их он отправлял по двое в те города и селения, в которые намеревался прийти Сам. Спаситель наделял их многими чудотворными способностями. Свершая добрые дела с их помощью, апостолам было проще вселить веру в сердца простых людей, более склонных воспринимать чудеса, чем слова проповедника.

Вот к числу этих семидесяти апостолов – благовестителей Царствия Божия — и относится евангелист Марк. Их список, который можно увидеть в православном Месяцеслове, составлен в V — VI веках, то есть через пятьсот лет после описываемых событий, и некоторые исследователи склонны допускать вкравшиеся в него неточности. Однако есть среди них имена, не вызывающие сомнений. Это в первую очередь евангелисты Лука и Марк.

Личность Марка

Символ Евангелиста Марка — крылатый лев , Лев Святого Марка . Надпись: PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEVS («мир тебе, Марк, мой евангелист»). Тот же лев также является символом Венеции (на иллюстрации).

Согласно Уильяму Лейну (1974), «нерушимая традиция» отождествляет Марка Евангелиста с Иоанном Марком , а Джона Марка — двоюродным братом Варнавы . Однако Ипполит Римский в « О семидесяти апостолах» различает Марка Евангелиста (2 Тим. 4:11), Иоанна Марка (Деяния 12:12, 25; 13: 5, 13; 15:37) и Марка, двоюродного брата Варнавы ( Кол 4:10; Флм 1:24). Согласно Ипполиту, все они принадлежали к «Семидесяти ученикам», которых Иисус послал распространять Евангелие ( Луки 10: 1 и далее) в Иудее .

По словам Евсевия Кесарийского ( Еккл. Hist. 2.9.1-4), Ирод Агриппа I , в первый год его царствования над всей Иудеи (AD 41), убил Иакова Зеведеева и арестовали Петра , планирующих убить его после Пасхи . Петр был чудесным образом спасен ангелами и бежал из царства Ирода (Деяния 12: 1–19). Петр отправился в Антиохию , затем через Малую Азию (посетив церкви Понта , Галатии , Каппадокии , Азии и Вифинии , как упоминается в 1 Петра 1: 1), и прибыл в Рим на втором году правления императора Клавдия (42 г. н.э .; Евсевий, Еккл., Исторических наук, 2.14.6). Где-то по пути Петр встретил Марка и взял его в качестве попутчика и переводчика. Евангелист Марк записал проповеди Петра, составив таким образом Евангелие от Марка ( Eccl. Hist. 15–16), прежде чем он уехал в Александрию на третьем году правления Клавдия (43 г. н.э.).

Согласно Деяниям 15:39, Марк отправился на Кипр с Варнавой после Иерусалимского собора.

Согласно традиции, в 49 году нашей эры, примерно через 19 лет после Вознесения Иисуса , Марк отправился в Александрию и основал Александрийскую церковь — сегодня Коптская православная церковь , Греческая православная церковь Александрии и Коптская католическая церковь прослеживают свои истоки. в это оригинальное сообщество. Некоторые аспекты коптской литургии восходят к самому Марку. Он стал первым епископом Александрии, и его почитают как основателя христианства в Африке .

По словам Евсевия ( Еккл. Hist. 2.24.1), Марк сменил Anianus как епископ Александрии в восьмой год Нерона (62/63), возможно, но не обязательно, в связи с его предстоящей смерти. Более поздняя коптская традиция гласит, что он был замучен в 68 году.

Некоторые современные исследователи Библии утверждают, что Евангелие от Марка было написано анонимным автором, а не прямыми свидетелями описываемых событий.

В Гефсиманском саду

Апостол Марк с рождения носил имя Иоанн — прозвище Markoj, что означает «молот», он получил позднее. Согласно преданию, дом его матери Марии находился недалеко от Гефсиманского сада, так что детство и отрочество будущего евангелиста прошли в окрестностях Иерусалима. Во времена земной жизни и Крестных страданий нашего Господа Марк был совсем юным. Он не входил в число двенадцати ближайших сподвижников Христа, однако был непосредственным свидетелем многих событий последнего года земной жизни Спасителя.

Евангельские сведения о жизни апостола весьма обрывочны и немногословны. Впервые мы видим апостола Марка в Гефсиманском саду в страшную ночь всеобщего отречения и отчаяния. В тексте Евангелия он не назван по имени. В тот момент, когда все апостолы в ужасе разбегаются, некий юноша, превозмогая тошнотворный страх и чувство собственной беспомощности, следует за римскими легионерами. Его попытка пусть робко, издалека, но все-таки последовать за Хрис­том тогда не увенчалась успехом: солдаты заметили юношу и схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк. 14:52). Этот небольшой эпизод представлен только в Евангелии от Марка, и Предание Православной Церкви твердо свидетельствует о том, что в этом небольшом отрывке святой Марк делится с нами драматичным опытом собственного позорного бегства, не боясь показаться смешным.

Более определенные сведения об апостоле мы можем почерпнуть из Книги Деяний Апостольских.

Создание христианского училища в Александрии

Видя бесплодность своего дальнейшего пребывания там, он очередной раз отправляется в Египет и в Александрии основывает духовное училище, воспитавшее таких столпов христианства, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, Григорий Чудотворец и целый ряд других отцов церкви. Здесь же им было создано одно из выдающихся богослужебных произведений — чин Литургии для христиан Александрии.

Из столицы древнего Египта апостол направляется в глубины Африканского континента. Он проповедует Евангелие жителям Ливии и Нектополя. В период этих странствий в недавно оставленной им Александрии произошли волнения, вызванные активизацией язычества в его борьбе с христианством, и, по повелению Святого Духа, Марк возвращается обратно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector