Икона «софия премудрость божия»
Содержание:
- Переплетение культур
- Киевский образ иконы «София Премудрость Божия»
- Инокиня поневоле
- День ангела и именины Софии
- Описание образа
- Библиография [ править ]
- Легенды
- Время работы
- Значение иконы «София, Вера, Надежда, Любовь»
- Значение иконы «София Премудрость Божия»
- Любовь и семья в жизни нашей героини
- Память после смерти
- Любовь и семья для Софьи
Переплетение культур
В следствии того, что в разное время здание являлось и православным собором и главной придворной мечетью, в нем одновременно уживается несколько культур. Христианские фрески освящаются витражными окнами с арабской вязью, из императорской ложи открывается вид на мусульманский михраб.
- На стенах главного зала висят огромные круглые таблички 7 метров в диаметре, на них написаны изречения из Корана, имена первых халифов. Это самые крупные образцы арабской каллиграфии в мире.
- На стенах, колонах и других поверхностях Софии оставлены более 70 славянских надписей, более половины относится к домонгольской эпохе. Почти все они отображают имя писавшего, своего рода автографы.
- Встречаются скандинавские руны на парапетах и кресты, вероятно нанесенные в период крестового похода.
Киевский образ иконы «София Премудрость Божия»
С первого взгляда на киевский святой лик появляется ощущение легкости, святости, воздушности.
Исходя из слов притчи, под «домом» подразумевается Богородица, образ которой расположен в самом центре. Столбами Церкви являются дары Творца и пророки. Над Богоматерью серповидным ореолом располагаются святые и Троица. Ноги Богородицы стоят на молодом месяце, расположенном на облаках.
Икона Богородицы «София – Премудрость Божия» (Киевская)
Поднятые руки Пречистой Богородицы символизируют защиту Православной Церкви, являются стеной для нечистых сил и проблем. В лоне Пресвятой Девы Марии нарисован Младенец, левая рука которого держит символ власти — державу, а правая поднята для благословения.
Сияющим ореолом центральной фигуры нарисован Дух Святой под покровом Бога Отца, Которого охраняют архистратиги:
- Михаил с огненным мечом;
- Уриил, держащий молнию;
- Рафаил, несущий в сосуде мир;
- Гавриил, держащий цветущую лилию;
- Селафиил, перебирающий четки;
- Иегудиил — хранитель царского венца;
- Варахаил с букетом цветом в руках.
К амвону ведут семь ступеней.
Важно! Только наполнившись верой, надеждой, любовью, чистотой, смирением, благодатью и славой, записанными на ступеньках, можно попасть в Царство Небесное. Основание Господнего домостроительства являются праотцы
Основание Господнего домостроительства являются праотцы.
— Моисея узнаем по 10 Заповедям, которые он держит в руках.
— Рядом видим Аарона, верного спутника Моисея, который держал его руки во время молитв.
— Давид был назван мужем по сердцу Творца.
— Пророк Исайя, которому Бог открыл будущий приход Миссии в наибольшей полноте.
— Иезекииль, Иеремия, Даниил — большие пророки Старого Завета, передающие послания Господа еврейскому народу.
Поддерживают балдахин, столбы, на которых записаны дары, о них говорится в книге Откровения:
- мудрости;
- ума;
- советы;
- крепости;
- видения;
- благочестия;
- страха Божьего.
На святом изображении все рисунки кратны семи. Семь — число Господней полноты. Предположительное время написания киевского образа относится к концу XVII века. Киевский Святой лик является чудотворным, все чудеса записаны в храмовые книги.
О других иконах Богородицы:
- Боголюбская
- Геронтисса
- Державная
Инокиня поневоле
Как же восприняла известие о своём постриге София Суздальская? Житие святой содержит два варианта принятия ею монашества. В первом она была пострижена насильно по велению мужа, во втором – не желая распрей и междоусобиц и видя своё бесплодие, просила позволения добровольно уйти в монастырь.
Современная же история утверждает, что преподобная София, а тогда ещё великая княгиня, страстно, как могла, сопротивлялась постригу, из последних сил растоптав монашеское одеяние. Однако, узнав, что постриг – это желание князя, Соломония покорилась. Впрочем, со своим новым статусом инокиня София не могла смириться ещё очень долго.
Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.
Практически всю свою последующую жизнь в монашестве подвижница провела в стенах Покровского монастыря города Суздаля, где и была похоронена в 1542 году.
День ангела и именины Софии
Духовное развитие 7 октября 2015 София – это очень красивое древнее имя греческого происхождения. В церковной традиции оно связывается с Софией – Премудростью Божией (значение имени София – мудрость), а также с рядом святых, о которых и пойдет речь ниже в связи с вопросом определения именин.
Об именинах
Именины – это личный праздник человека, накладывающийся на церковное торжество в честь того или иного святого и проецируемый этим торжеством.
Фактически именины человека празднуются в тот день, когда в церкви чтится память святого, в честь которого ему дано имя при крещении.
Таким образом, именины (Софии в том числе) – это сугубо церковный праздник, и право отмечать его имеют только те, кто крещен в христианской церкви.
О выборе дня именин
Человек, который идет креститься в сознательном возрасте, сам выбирает себе новое имя. Оно может совпадать с именем по паспорту, а может от него и отличаться. Единственное требование состоит в том, чтобы имя числилось в святцах, то есть принадлежало кому-либо из святых церкви.
Выбранный святой тезка становится покровителем человека. Разумеется, когда крестят ребенка, за него этот выбор делают родители. Поэтому нередко, когда малыш вырастает, он теряет информацию о своем покровителе и выбирает его заново.
В таком случае церковью разрешается выбрать себе святого тезку, руководствуясь просто своими предпочтениями.
Все это является издержками традиционной церкви, в которой таинства, в том числе крещение, преподаются чуть ли не всем подряд по традиции. Часто при этом люди оказываются вовсе не верующими, и, конечно, не задумываются о выборе святого покровителя. Верующие же люди, воцерковленные, к этому относятся серьезнее и куда сознательнее.
Ниже мы поговорим о некоторых святых, в память о которых отмечают именины Софии. Кроме дат празднования по календарю мы очень кратко коснемся их жизней. Сразу стоит сказать, что многие прославленные церковью женщины здесь не будут упомянуты, так как не существует полного подробного перечня святых.
28 февраля. Преподобномученица София (Селивестрова)
Родилась прпмчц. София в 1871 году в Саратовской губернии. У нее рано умерла мать, и до 20 лет девушка воспитывалась в приюте при женском монастыре. Затем она переехала в Санкт-Петербург, где брала уроки рисования, зарабатывая на жизнь работой в качестве прислуги.
В 1989 году она приняла решение уйти в монастырь, что и сделала, поступив в число сестер Страстного монастыря в Москве. Когда обитель была расформирована в 1926 году, она вместе с тремя монахинями поселилась в одном из подвальных помещений на Тихвинской улице.
Важно
Однако в 1938 году по обвинению в контрреволюционной деятельности она была арестована и приговорена к расстрелу. В том же году приговор привели в исполнение. Прославлена в 2001 году. Именины Софии по церковному календарю отмечаются также 26 января.
Эта дата, однако, не является ее резидентной памятью, а принадлежит всем новомученикам и исповедникам российским.
1 апреля. Княгиня София Слуцкая
1 апреля отмечают именины Софии, нареченные в честь одноименной княгини, которая родилась в 1585 году в семье Слуцкого князя Юрия Юрьевича. Через год после рождения осталась сиротой и формально стала княгиней Слуцкой.
В жизни имела репутацию противницы униатства и активно противодействовала проповеди сторонников Рима. Скончалась в 26 лет во время родов. Дочь Софии также родилась мертвой.
Именины Софии по церковному календарю празднуются также 15 июня в День памяти белорусских святых.
4 июня. Мученица София
Мученица, при жизни бывшая врачом. Именины Софии в этот день отмечают женщины, нареченные в ее честь. Однако сказать о ее жизни нечего, данных нет, кроме того, что за свою веру она приняла смерть.
17 июня. Преподобная София
Малоизвестная преподобная София. Именины православные девушки в ее честь отмечают редко, потому что о том, кто была эта женщина, практически ничего неизвестно. Мы знаем только то, что она отличалась строгим аскетизмом и воздержностью своей монашеской жизни.
30 сентября. Римская мученица София
Это, пожалуй, самая знаменитая из святых Софий. София, именины, день ангела и просто память которой почитает весь православный мир, была матерью святых мучениц Веры, Надежды и Любви. За исповедание Христа ее дочерей казнили у нее же на глазах. Ей самой сохранили жизнь, но через три дня она скончалась у могилы своих дочерей.
1 октября. Египетская мученица София
Эта женщина была обезглавлена при императоре Аврелиане. Причиной трагедии стало все то же исповедание христианства.
Описание образа
Одним из святых иконописных образов Богородицы является икона «София – Мудрость Божия». Слово «София» в переводе с древнегреческого означает «мудрость/премудрость». Название святого образа трактуется, как синоним Божественной Мудрости, воплощенной через Деву Марию.В русской иконографии существуют два канона изображения сюжета: Киевский и Новгородский. Они имеют один сюжет, одинаковое число действующих лиц. Отличие заключается в композиционном решении образа, что объясняется смысловым акцентом изображения.
Киевский
Центральные фигуры иконы – Божия Матерь и Младенец Иисус. Богородица одета в хитон, голова покрыта покрывалом. Руки разведены в стороны, раскрытые ладони обращены вверх. На груди Матери изображен Божий Младенец, левая рука которого сжимает символ земной и небесной власти. А правая благословляет молящихся образу.
Над головой Пресвятой Девы крыша храма, опирающаяся на 7 колонн. На карнизе читаются слова: «Премудрость создаст себе Дом и утвердит 7 столпов». Под Премудростью (Софией) подразумевается Сын Божий, третья Ипостась Бога. Так его именовали апостолы в своих посланиях.
Богородица стоит на облаке, укрывающем пьедестал, к которому ведут 7 ступеней. В верхней части иконы (над крышей) изображены Высшие Небесные силы: Бог Отец, Бог Святой Дух (по центру) и 7 архангелов (по 3 и 4 с обеих сторон).
Каждый высший ангел держит в руках символику, соответствующую его предназначению:
- Михаил – Небесный военачальник, олицетворяющий Божественную справедливость с огненным мечом;
- Уриил – «пламя Божие», знак Святого Духа с молнией;
- Рафаил – утешитель и целитель с сосудом из алебастра;
- Гавриил – вестник Божьей Милости с цветком лилии, символизирующий соединение неба и земли, человека и Бога;
- Селафиил – молитвенник перед Богом за людей, с четками;
- Иегудиил – покровитель приверженных к труду во славу Господа, с короной, как вознаграждение за духовные усилия;
- Варахиил – предвестник Божьей Благодати с белыми розами.
На колоннах начертаны выдержки из Апокалипсиса. Ступени и пьедестал (амвон) символизируют Церковь.
Надписи на ступенях обозначают основные принципы христианства:
- веру;
- надежду;
- любовь;
- чистоту;
- смирение;
- благость;
- славу.
Вдоль лестницы изображены ветхозаветные пророки и святые отцы, предсказавшие пришествие Спасителя.
Иконография иллюстрирует слова из Книги Притчей о создании Премудрости Божией себе Дома и утверждении ее на семи столпах. Иисус Христос, Сын Божий воплотился в сущность благодаря Богородице (под Домом подразумевается Божья Матерь). Столпы – основы христианского вероисповедания.
Новгородский
Особенность изображения – необычный символизм. На святом образе присутствуют три Христа: в виде ангела, младенца и Спаса. Центром композиции является огненный ангел на золотом царском троне, стоящем на 7 колоннах. Ангел облачен в царскую одежду и увенчан короной. В правой руке он держит скипетр с крестом, в левой – свиток с письменами.
У подножия престола с одной стороны стоит Богородица с изображением Богомладенца на груди, с другой – Иоанн Креститель со свитком, на котором можно прочесть: «Аз свидетельствовах» (я свидетельствовал).
Над головой ангела премудрости – погрудное изображение Христа, благословляющего огненного ангела. Завершает композицию в верхней части иконы – второй престол (этимасия) с раскрытой книгой, с двух сторон окруженный шестью коленопреклоненными ангелами.
Огненный ангел на иконе олицетворяет Христа. В таком виде его описал Иоанн Богослов. Апостол Павел указывает, что в проповедях об Иисусе Христе рассказывается о Божьей Силе и Божьей Премудрости. Огненные крылья ангела означают мощь Премудрости Божьей.
Библиография [ править ]
- T. Hainthaler, F. Mali, G. Emmenegger, & ML Ostermann (ред.), Sophia. Мудрость Бога — Die Weisheit Gottes. Forscher aus dem Osten und Westen Europas an den Quellen des gemeinsamen Glaubens (Innsbruck, Wien: Tyrolia-Verlag) ISBN 978-3702235789 .
- Булгаков, Сергей, «София. Мудрость Бога. Очерк софиологии» (Хадсон, Нью-Йорк: Lindisfarne Press, 1993) ISBN 0-940262-60-6 .
- Хант, Присцилла, «Иконография мудрости света: происхождение, значение и иконографическая реализация символа», Byzantino-slavica 67 (2009).
- Хант, Присцилла, «Перед концом: толкование Страшного суда в новгородской иконе мудрости», Византино-Славица , 65, 2007, 275–325.
- Хант, Присцилла, «Новгородская Софийская икона и« Проблема древнерусской культуры »между православием и софиологией», Симпозиум: Журнал русской мысли , т. 4–5, (2000), 1–41.
- Хант, Присцилла, «Ветхозаветная икона Троицы Андрея Рублева в культурном контексте», Троице-Сергиевский Лавр в русской истории и культуре: чтения в русской религиозной культуре , т. 3, диакон Владимир Цуриков, изд., Джорданвилль, штат Нью-Йорк: Holy Trinity Seminary Press, 2006, 99–122.
- Schipflinger, Thomas, Sophia-Maria (на немецком языке: 1988; английский перевод: York Beach, ME: Samuel Wiser, 1998) ISBN 1-57863-022-3 .
- Верслуис, Артур, Теософия: скрытые измерения христианства (Хадсон, Нью-Йорк: Lindisfarne Press, 1994) ISBN 0-940262-64-9 .
- Верслуис, Артур, Дети Мудрости: христианская эзотерическая традиция (Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press, 1999) ISBN 0-7914-4330-2 .
- Верслуис, Артур (редактор) Книга мудрости: антология Софии (Сент-Пол, Мин .: Paragon House, 2000) ISBN 1-55778-783-2 .
Легенды
Сны Юстиниана
Согласно легенде, императору во сне явился ангел, в руках он держал план строительства великого и роскошного храма. Строительство заняло пять лет и обошлось императору в огромную сумму. По задумке Юстиниана, собор должен был быть еще богаче украшен и многие его части должны были быть из золота, но архитектор отговорил его, сославшись на возможную жадность последующих правителей. Император побоялся, что храм может быть разграблен и согласился на более «скромное» его убранство.
Надвратная мозаика
Плачущая колона
С этой колонной связано несколько легенд. Одна из них гласит, что император Юстиниан бродил по собору с сильной головной болью, в бессилии он прислонил голову к колоне и вскоре боль ушла. Общественность прослышала об этом случае и наделила колону целительными способностями.
По другому сказанию, во время перестройки собора в мечеть, купол наклонился и святой Илья (Хызыр) выровнял дефект, держась за колону. На столбе осталось отверстие от его пальца.
Ещё одна легенда повествует о том, что во время главной перестройки Айя-Софии в раствор вокруг колоны добавили слюну пророка Мухаммеда, воду из священного источника Замзам и землю из Мекки. После этого столб начал «плакать».
Плачущая колона
Посетители со всего мира уверенны, что если положить большой палец в отверстие, загадать желание и сделать три оборота по часовой стрелке, то желаемое обязательно сбудется.
Двери
В храме насчитывается 361 дверь, 101 из них имеет внушительные размеры и покрыта символами. Поговаривают, что сколько бы раз их не пересчитывали, количество каждый раз изменяется. Подземные помещения храма затоплены, но двери можно обнаружить даже там.
«Холодное» окно
Есть в храме загадочное окно, оно располагается на втором этаже в южной части собора и выходит на Голубую мечеть. Загадка заключается в том, что при любой погоде из него дует прохладный ветерок.
Фото из холодного окна
Молитвы в стенах
В правой части собора находится ниша, если приложить ухо к стене, можно услышать легкий шум, похожий на бормотание. Существует легенда, что когда турецкое войско ворвалось в Константинополь, более 1000 верующих укрылось в храме. Когда захватчики ворвались в собор, священник не прервал своей молитвы. Стена за ним раскололась и спрятала священника. Легенда гласит, что он и по сей день читает там свою молитву и в день, когда храм снова станет христианским, он выйдет из стены и закончит её.
Старый рисунок внутреннего убранства мечети Айя-София
Недожаренная рыба
Существует ещё одна легенда, что в день падения Константинопаля один монах жарил рыбу и когда ему сказали, что город пал, он ответил «Скорее эта рыба оживет и спрыгнет, чем падет Константинополь». И рыба действительно ожила и уплыла в море. С тех пор в море плавают три рыбы, поджаренные с одной стороны. В день, когда греки вновь завладеют Константинополем, рыба прыгнет на сковороду, её дожарят и всё вернется на свои места.
Время работы
С 10 июля 2020 Айя-София работает как мечеть. Посещение закрыто в период намазов.
Месторасположение (сайт, адрес, как добраться)
До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае Т1 до остановки Султанахмет. Далее следуйте через парк Султанхмет.
Актуальная стоимость билетов
Входной билет стоил 100 турецких лир, принимали как наличные, так и карты. Детям до семи лет вход свободный (правда, бесплатный билет тоже нужно получить в кассе).
Теперь, после превращения в мечеть — вход свободный для всех.
С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию
Значение иконы «София, Вера, Надежда, Любовь»
Имена трех дочерей Софии имеют важное значение для каждого православного человека. Эти качества каждый верующий человек старается взрастить в себе, для того, чтобы приблизиться к Богу и стать духовно богаче
Главная задача Святого образа семья мучеников состоит в том, чтобы напоминать каждому христианину о системе ценностей, о которой следует помнить и взращивать в своей семье.
Смысл каждого из трех имен:
- Вера, является главным условием сближения Господа и человеческой души, это единственное, что может сейчас соединять грешную душу с чем-то вечным и прекрасным;
- Надежда — чувство, которое в совершенстве заставляет полагаться человеческую душу на волю Господа, надеждой на спасение должно быть заполнено сердце каждого верующего;
- Любовь — главная заповедь Божья любить своих ближних, Бог и есть любовь, это чувство, является основой бытия православных людей. Абсолютная любовь к нашему Создателю облагораживает человеческую душу, делает людей добрее, справедливее и милостивее, приближая тем самым их к образу Христа.
Важно! Для того, чтобы испытать истинную любовь, человеку нужно долго работать над своей душой и телом, стараясь не обидеть своими поступками ближних. Сам Святой образ семьи великомучениц можно узнать по следующим символам:
Сам Святой образ семьи великомучениц можно узнать по следующим символам:
- на иконе изображены три невысокие девочки (Вера, Надежда и Любовь), а позади посередине стоит их мать София;
- чаще всего на образе все четыре великомученицы держат в руках символ своих мучений — крест;
- образ Святых выглядит всегда очень красочно, используются красные, желтые, зеленые, белые оттенки.
Интересно! Существуют некоторые иконы, где великомученицы изображены в роли священниц. Семья всегда изображается вместе, как пример сплочения и истиной любви к друг другу и к Господу!
Значение иконы «София Премудрость Божия»
В действительности значение данной иконы является многогранным и глубоким, для того чтобы понять в точности смысл иконы Святой Софии потребуется некоторый опыт православной веры и минимальное теологическое образование. Такие тонкости могут объяснить священники или специализированные книги. Поэтому тут следует сказать только вкратце про основные детали:
- Христос предстает как воплощенная мудрость, Он именуется как Мудрость Божия, которая, соответственно, воплотилась через Богоматерь;
- семь столпов олицетворяют основы, на которых базируется церковь;
- в композиции присутствуют святые апостолы (могут быть в разных комбинациях) и всегда Иоанн Предтеча, который был неразрывно связанным с Христом.
В целом данная композиция имеет аллегорическое значение. Тут изображаются не просто евангельские фигуры, но каждый участник композиции воплощает определенный принцип. Для верующего полезно самом порассуждать над этим образом в период молитвы и постараться понять взаимосвязь элементов.
Любовь и семья в жизни нашей героини
София очень чувственна и эмоциональна, она просто обожает состояние влюбленности, однако не склонна выбирать в качестве партнера первого встречного. В связи с тем, что она любит ощущать взаимность, не терпит сухости в партнере, а особенно пренебрежения с его стороны. Наша героиня не выносит одиночества, именно поэтому может рано вступить в брак. По прошествии лет, почувствовав, что мужчина охладел к ней, может без сожаления порвать с ним отношения. Несмотря на то что в браке всегда стремится занять главенствующую позицию, окружает своих домочадцев уютом и теплом. Не стоит говорить о том, как сильно София обожает своих деток. Она направляет их, оберегает и гордится достижениями отпрысков. Легко может сэкономить на ненужной покупке, бережливость и практичность – вот конек Сонечки.
Память после смерти
Официальная церковь провозгласила почитание инокини Софии как святой только в 1650 году – через сто лет после её упокоения, а вопросом канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую и молящиеся потянулись к её могиле. Примечательно что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.
Во время царствования Ивана Грозного – долгожданного наследника князя Василия от второй жены, Соломонию-Софию поминали преподобной инокиней и почитание носило, скорее, местный характер. Примечательно, что уже в то время князь Андрей Курбский в письме к царю называл Софию-Соломонию преподобною мученицей, невинной и святой. Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить приданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой.
При следующем царе Фёдоре Иоановиче почитание святой Софии Суздальской возросло ещё больше. На могилу преподобной инокини совершались многолюдные паломничества, члены царской семьи не раз жаловали обитель своим посещением. До наших дней сохранился вышитый покров на её надгробие с образом Спасителя, преподнесенный монастырю царицей Ириной Годуновой. Дарственная надпись подтверждает год и предназначение подношения.
Любовь и семья для Софьи
Продолжаем выявлять явные отличия в характерах и привычках наших сегодняшних героинь. Определим следующее: имя Софья и София — в чем разница в любовных отношениях и семейных ценностях? Вторая наша героиня, несмотря на свою внешнюю привлекательность, не стремится быть для мужчин желанной и доступной. Как мы помним, Софья очень умна и усердна, стремится все время познавать новое. Вот и в мужчинах она прежде всего ценит интеллект и умственные способности, ставя их выше богатства, славы и внешней привлекательности избранника. Ко всем претендентам на ее руку и сердце, пытающимся одарить ее подарками и комплиментами, Софья настроена скептически. В отношениях не склонна брать на себя бремя лидера. Создав семью и родив детей, с легкостью может пожертвовать успешной карьерой. Так же, как и первая героиня, обожает детей, однако чрезмерно их холит и лелеет, а порой грешит вседозволенностью в воспитании.