Пушкин (софия). собор вознесения господня в софии

Литература

  • Вильчковский С. Н. Царское Село. — Репринт. воспроизведение изд. 1911 г. — СПб.: Титул-СПб., 1992. — С. 230—236.
  • Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село — резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Тип. «Правда», 2000. — ISBN 5-85991-043-6.
  • Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей: Краткий исторический справочник. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 40—49. — ISBN 5-9900655-3-1.
  • Васильев В. В. Царскосельская София. — СПб.: Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ, 2008. — 32 с. — ISBN 978-5903097-66-1.
  • Бохонский Д. О. К истории Софийского собора в Царском Селе (конец XVIII — начало XIX вв.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. — СПб.: СПбДА, 2018. — Вып. 1. — С. 41—52.

Звонница

Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом посте

Звонница — это новгородское изобретение XV века, конструкция с несколькими колоколами, которая на Руси была потом повторена всего дважды. Когда-то такие «звоны» далеко разносились и были слышны за 50 километров. Именно они-то и вдохновили композитора Рахманинова на использование колоколов и подражание им в академической музыке.

Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.

Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.

Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.

Близ звонницы установлены:

  • 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
  • 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
  • Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
  • 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
  • 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).

С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:

«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».

Аудиогид с экскурсией по храму для смартфона: https://izi.travel/ru/rossiya/putevoditeli-po-velikiy-novgorod

  • В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
  • Вход свободный. Вход через северные двери.
  • Фотографировать внутри запрещено.
  • Запрещено заходить в шортах.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.

В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Nobody’s business but the Turks

Призывы вернуть Софии статус мечети не умолкали с исторического решения 1934 года, но в последние годы заигрывания с этой темой стали одной из любимых тем внутренней политики. Но все же еще недавно президент Эрдоган говорил, что поезд для этих перемен ушел. «Сначала заполните Голубую мечеть», — ответил он год назад на просьбу сделать Софию мечетью. Не последнюю роль играло и то, что София-музей была самым прибыльным туристическим объектом города: по разным подсчетам, она приносила в год до .

Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории. Но сами разговоры о возможном переходе смогли отвлечь народ от коронавирусных сводок и экономических бед. Когда опросы показали, что 70 процентов турок одобряют переход Софии в статус мечети, судьба ее была решена. Символическая выгода — сплочение турецкого общества — оказалась выше материальной.

И не последнюю роль в этом вопросе сыграли возражения Греции, протесты России и прочие международные попытки остановить процесс. Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. «Возражения относительно статуса Святой Софии являются прямым вмешательством в суверенные дела Турции», — заявил президент Эрдоган; в конце концов, мы же не церковь переделываем, а музей.

Alamy/Legion Media

Внутреннее убранство Собора Святой Софии

Нельзя сказать, что голосов против совсем нет. Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал , что «миллионы секулярных турков кричат против, но их голосов никто не слышит». Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве. Другие переживают, как переход скажется . Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, за международные последствия.

Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года.

Интересные факты

Знаете ли вы, что в день возвращения и освящения собора 16 августа 1991 г. во время крестного хода в небе над храмом все могли видеть радужный венец? Есть и другие интересные факты, связанные с собором св. Софии.

О воротах

Известно, что Магдебургские ворота изготовили в Германии (а именно, в Магдебурге) мастера литейных дел Риквин и Вейсмут. Изображения кузнецов можно найти на полотне ворот. Там же исследователи нашли портрет русского литейного мастера Авраама, реконструировавшего и установившего трофей на свое нынешнее место.

Спасение от Суздальцев

Одно историческое событие 1170 г. связано с иконой Божьей Матери «Знамение». Оно же стало сюжетом для другой древней иконы — «Битва новгородцев с суздальцами». Войско Андрея Боголюбского, осадившее тогда Новгород, намного превосходило силы защитников. Архиепископ Иоанн по велению голоса свыше устроил крестный ход под обстрелом врагов. Когда духовенство и жители несли образ Богоматери «Знамение» вокруг детинца, суздальская стрела угодила прямо в глаз Богородице. Образ стал источать слезы. Тут же врагов покрыла тьма и обуял ужас. Суздальцы стали побивать сами себя и отступили. Спасение города от вражеского нашествия поныне отмечается 27 ноября.

Легенда о голубе

Другая известная легенда связана со свинцовым голубем, сидевшим на кресте главного купола. Этот голубь по преданию появился в 1570 г., в период захвата и разграбления города войсками Ивана Грозного. Живая птица, якобы, села на крест и окаменела, наблюдая зверства, которые творили захватчики в городе. Считалось, что Богородица не даст пропасть Новгороду, пока голубь сидит на своем месте. По прошествии пяти веков, в 1942 г. вблизи храма расположилась немецкая оккупационная комендатура. При артобстреле этой комендатуры один из снарядов попал в храм. В этот ужасный день была утеряна драгоценная фреска Спаса Вседержителя 1109 г. написания, поврежден купол. Крест на центральном куполе был перебит снарядом и оказался висящим на цепях. При отходе немцев в Прибалтику, они вывозили с собой много ценностей из св. Софии. Крест с голубем отправился в Испанию и хранился долгие годы в Мадридской Военно-инженерной академии, в часовне. Только в 2002 г., после успешных переговоров главы России с испанским королем, крест св. Софии вернулся в Новгород. Сейчас он хранится внутри собора, а главный новгородский купол украшает копия, установленная в 2007 г.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Краткое описание Софийского собора в Новгороде. Ни один храм не может похвастаться подобным возрастом и сохранностью. Если называть строгие цифры, это 5 нефов, три апсиды, 2-этажные крытые галереи (позднее были заложены), 5 свинцовых глав в виде шлемов русичей и 6-я золотая глава над хорами для знати, весь собор 27 м длиной, 24,8 м шириной. Форма храма отсылает нас конкретно к XI в. Стены состоят из почти неотесанного цветного известняка, а вот арки и своды выложены кирпичом.

Ворота Софийского собора в Новгороде (Магдебургские и Васильевские). На протяжении столетий именно через западные ворота входили в собор. Памятные бронзовые двери обжились 4 названиями: их именуют Магдебургскими (по месту ковки), Корсунскими (по легенде, привезены из Корсуни), Сигтунскими (в память о походе на Сигтуну) или Плоцкими (первоначально предназначались храму в Плоцке)

Пройти мимо этих ворот просто невозможно: внимание приковывает их поверхность, полностью покрытая 48 сюжетами на библейскую тематику. Мне особенно нравится шведская версия происхождения ворот: мол, пошли в 1187 г

новгородские молодцы на столицу шведов Сигтуну и привезли домой завоеванные кованые ворота. И так жалели об их потере шведские короли, что несколько веков спустя хотели вернуть их домой, но безуспешно. Так и остались ворота на главном религиозном сооружении Новгорода. Делали их для Сигтуны немецкие литейники, портреты которых можно найти на воротах.Васильевские ворота уже побогаче: они медные, и рисунки из Евангелий на них нанесены в старинной русской технике (золотая наводка). Хотя они специально были заказаны для Софийского собора в Новгороде, их увез Иван Грозный, и теперь погладить их поверхность можно в Успенском монастыре.

Фрески Софийского собора в Новгороде. Этого богатства в соборе много и относятся росписи к разным временным пластам. Особо ценные нашлись только в XX в. в ходе реставрации: например, фреску на сухой штукатурке «Константин и Елена» родом из XI в. (есть ассоциация с Владимиром и Ольгой) прятали более поздние картины, а на центральном куполе можно разглядеть теперь росписи XII в., правда, это части фигур апостолов. По данным летописей, расписанным храм стал в 1109 г. Но то, что главным образом украшает Софийский собор в Новгороде внутри, – работа художников XIX в.

Голубь на кресте Софийского собора в Великом Новгороде. Свинцовая фигура этой птицы, украшавшая наивысший крест собора, одновременно является символом Святого Духа, сошедшего на Христа, и символом стабильности Новгорода. Тут ходит легенда: когда Иван Грозный громил Новгород в XVI в., на крест сел голубь и превратился в камень, если он оживет и улетит – город лишится защиты. Правда, однажды исчез голубь вместе с крестом. Было это во время Второй мировой: сбитый крест испанцы увезли на родину как военный трофей. Вернули после переговоров голубя на кресте только в 2004 г., и теперь он находится внутри Софийского собора.

Звонница Софийского собора в Великом Новгороде. Не стоит думать, что колокольня такая же старинная, как и собор. Вовсе нет, она перекроенная пару раз, начиная с XV в. Дальнейшие ее перестройки связаны с весом колоколов, которые можно потрогать и перед входом и внутри 5-пролетной звонницы. Купленный билет дает возможность увидеть Новгород с высоты, пройтись по ближайшей стене и посмотреть в башне, как выглядело в старину оружие.

Интересные факты

? Екатерининском дворце до Великой Отечественной войны хранилась
модель Софийского собора в Царском Селе, изготовленная в 1780-х
годах. Она была изготовлена из дерева, холста и железа и расписана.
После оккупации она исчезла. Неизвестно, является ли эта модель
точной копией современного здания собора или это созданная по
указанию Екатерины II копия первого проекта, переданная
Императорскую Академию художеств.

В селе Стратилатовка (Каменка) Изюмского уезда Харьковской
губернии в 1832 году полковник Иван Васильевич Малиновский (сын
В. Ф. Малиновского) с матерью Анной Андреевной Самборской
(дочь протоиерея А. А. Самборского) построили Софиевскую
церковь — точную копию Царскосельского Софийского собора. Храм
был уничтожен во время Великой Отечественной войны.

Царскосельский Софийский собор — единственный из Софийских
соборов Русской Православной церкви, престол которого освящён в
честь Господского праздника (остальные — Богородичные).

Особенности архитектурного ансамбля

Изначально киевский Софийский собор имел форму цилиндра, ступенчато поднимающуюся вверх. Здание было увенчано 13-ю куполами, располагающимися на разных уровнях. Нижний ярус состоял из 8 глав. Они окружали 4 купола, расположенных на уровень выше. Замыкающим был центральный большой купол, возвышающийся на высоком барабане. Купольные крыши были отделаны листовым свинцом. Здание храма с 3-х сторон окружала галерея в два яруса, и дополнительно была пристроена наружная одноярусная, над которой устроили длинный балкон для прогулок знаменитых особ. Две башни для подъема на хоры находились по бокам западной части собора. Само здание имеет квадратную форму, его стороны равны 29 м. С галерейными пристройками размер храма: 55×42 м.

Внутренние помещения храма остались неизменными. Храм разделен на 5 нефов при помощи крестообразных столбов. Главные нефы пересекаются поперечными, образуя под центральным куполом помещение в виде креста. Внутренний диаметр купола составляет 7,7 метра. Высота храма в центре купола равна 29 м. Хоры с трех сторон окружают центральное помещение собора. Зайти на хоры можно через западные башни по винтовым лестницам.

Главная апсида была расположена в восточной части храма. Трехпролетные аркады в два яруса находились в противоположных частях здания: с севера и с юга. 3-я аркада в западной части была ликвидирована при ремонтных работах в XVII в.

Достопримечательности

В северной части собора посетителей встретит бронзово-гранитный Александр Невский. Инициаторами появления памятника святому выступили колпинские архитекторы: они восславили победу русских в Невской битве в аккурат к ее 750-летию. Во исполнение одной из программ Министерства обороны Российской Федерации на территории Софийского собора установили и освятили памятный знак, напоминающий о том, что храм был местом богослужений для лейб-гвардии гусаров полка Его Величества. Одной из соборных достопримечательностей является церковно-приходская школа, а также церковный и малый церковный дома (в последнем расположилась приемная настоятеля собора). Неподалеку от приемной возвели павильон: в его здании часто проводятся лекции, благотворительные акции, концерты. С 1996 года в Софийском соборе служил протоиерей Алексий Махонин. После смерти местом его последнего пристанища стала могила в восточной части территории храма.

Некрополь

По древней традиции, в храмах обустраивали некрополи. Не стал исключением и Софийский собор. В некрополе нашли свой последний приют епископы и князья. Здесь хранятся мощи 6 святых:

  • жены Ярослава Мудрого;
  • сына Владимира Ярославовича;
  • князя Мстислава;
  • князя Федора;
  • архиепископа Иоанна;
  • епископа Никиты.

Княгиня Ирина в свое время заложила традицию, которую соблюдали длительное время, хотя по происхождению она была шведкой. К концу жизни княгиня покинула светский мир и ушла в монастырь. Она являлась основательницей монастыря в Киеве, попала в Новгород, когда переехала к сыну Владимиру, во время открытия Софийского собора. В монашестве приняла имя – Анна.

Иоанн удостоился звания «святого», так как считается, что именно его молитвы спасли Новгородский город от суздальцев в 1170 году. В 1172 году он во Владимире вел переговоры с Андреем Боголюбским о мировом соглашении.

А епископ Никита заполнился в истории по следующей легенде. В юношеские годы он стал на греховный путь, забыл о чтении Ветхого и Нового Завета, перестал возносить Богу молитвы. Позднее он опомнился, но понял, что разучился читать и ему пришлось заново изучать грамоту.

История Софийского собора

Уникальность храма заключается не только в его самобытности, но и непростой судьбе. Возведение охватило период между 1044 и 1060 годами, в пик правления князя Всеслава Чародея.

Строительство собора велось по архитектурному плану, схожему с одноимёнными соборами в городах Киева и Новгорода, по прообразу храма в Константинополе. Стены возводились на правом берегу Западной Двины руками горожан, а также великих архитекторов и мастеров из Византии. Первое упоминание о святыне появляется в летописях «О полку Игореве», а также «Житии Евфросинии Полоцкой».

Собор олицетворял собой могущество и важную роль религии, стал православным достоянием, куда приходили горожане за успокоением, культурой и просвещением. В его стенах располагалась библиотека и архив с огромным разнообразием книг, казначейство, магистрат, усыпальница, а также проводились встречи послов и оберегались коллекции духовных святынь.

В начале XVII века великий собор пострадал от нескольких пожаров, но его стены были восстановлены в ходе реконструкции. Восстановлением храма занималась униатская церковь, в распоряжение которой собор был передан после заключения Брестской унии.

Дальнейшая судьба собора переживала нелёгкие времена затяжных войн и сражений. В годы Северной войны помещения храма использовались в качестве склада оружия и боевой амуниции, а в 1710 его стены были подорваны, что привело к катастрофическим разрушениям.

Благодаря поддержке архиепископа Флориана Грибницкого и архитектора Яна Криштофа Глаубица собор был отстроен практически заново. В его архитектуре использовались особенности стиля позднебелорусского барокко. А в начале XX века были отреставрированы святые образы, изображённые на стенах святыни.

В 1924 году двери церкви были закрыты для богослужения. Вместо этого в её помещениях начал свою деятельность краеведческий музей.

В период немецкой оккупации во времена Второй Мировой войны Софийский собор вновь начал свою работу, а в 1969 году вновь был закрыт на реставрацию.

Архитектура

Архитектура Софийского собора является моделью градостроительства Древней Руси. От одноимённых храмов в Киеве и Новогрудке собор перенял такие элементы архитектуры, как свод крестово-купольного типа, характерный для христианских храмов Византии, а также галерею и 5 нефов.

Однако Софийской собор имеет очень много уникальных особенностей строительства, которых не встретишь ни в одном подобном храме мира. В его интерьере появилась так называемая вима – алтарное возвышение. Сам же храм является семиглавым, что в христианстве символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Полоцкий храм имеет одноапсидную базилику, а также две симметричные башни, возвышающиеся на 50 м над Двиной.

Богатый белый интерьер святилища украшен золотом, лепниной и фигурными карнизами, арками и величественными колоннами, а стены расписаны святыми изображениями Троицы Невозаветной и «Спасом Нерукотворным», а также копией знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

https://youtube.com/watch?v=G_lHV_kPY1s

https://youtube.com/watch?v=jOKlBTIkn1c

Исторические сведения о самой древней церкви Новгорода

Шел 989 год, когда сгорела гордость Новгорода, 13-главая церковь, на месте которой впоследствии и вырос величественный Софийский собор Премудрости Божьей. Следует заметить, что это произошло ещё до крещения Руси.  В Великом Новгороде уже поклонялись Спасителю Иисусу Христу задолго до всеобщего принятия христианства на русской земле.


Софийский кафедральный собор, Великий Новгород

Храм является благодатным наследием великой княгини Ольги, прабабки князя Ярослава Мудрого, который прибыл в Новгород Великий с женой Ингегердой, крещеной Ириной, для присутствия при закладке Софийской святыни на месте сгоревшей церкви.

В 1045 году новый храм был заложен их сыном, новгородским князем Владимиром, а через 7 лет был построен и освящен епископом Лукой. По преданию, буквально чрез 20 дней после освящения святыни Владимир Ярославич умер и был похоронен в построенном комплексе, невольно подготовив для себя достойное место захоронения.

Величественное здание было возведено в константинопольском стиле, внутренние стены отделаны мозаикой и фресками, западный портал украшен Магдебургскими воротами, визитной карточкой которых являлось обилие скульптур.

София того времени стала не только духовным центром, но и политическим. В ее помещениях принимались иностранные послы, важные гости.

В IX веке при соборе:

  • открылась иконописная школа, выдававшая впоследствии мировые шедевры;
  • скриптории вели переписи и украшения рукописных творений;
  • историки писали летопись города и храма;
  • работала большая библиотека.

Стены величественного Софийского собора в Нижнем Новгороде хранят исторические моменты народных вече, здесь благословляли на войну Александра Невского.

Возрождение храма

Множество исторических памяток старины было вывезено в Германию во время грабежа немецко-фашистскими войсками во время оккупации Новгорода, однако, буквально после войны храм был восстановлен.

С 1930 по 1991 годы в величественном здании находился новгородский музей-заповедник, и только 16 августа 1991 года патриарх Алексий ІІ освятил его при передаче Русской православной церкви.


Интерьер Софийского собора в Великом Новгороде

По свидетельству очевидцев во время Литургии над куполами собора появилась сияющая радуга.

За 2 года, с 2005 по 2007, были реставрировано все купола Софийского храма, а их пять, что означает Иисус и четыре Евангелиста — апостола, шестой расположен над лестничной башней.

Купола выполнены в форме луковичного шлема, символизирующего о готовности священства и охранного войска Небесного сражаться за души человеческие на грешной земле.

Охранная святыня храма

Интересна история свинцовой фигуры голубя, украшающего центральный купол. Согласно легенде, во время похода в 1570 году против новгородцев Ивана Грозного, жители осажденного города увидели голубя — символ Духа Святого, который сидел на вершине Софийского креста. От вида пролитой новгородцами крови птица окаменела.


Голубь на центральном куполе Софийского собора

Немного позже к одному из монахов явилась Богородица и сообщила, что голубь послал сам Бог для охраны города, пока он на кресте, город охраняем небесной силой. Во время войны крест был сбит при авианалете и вывезен оккупантами в столицу Испании.

Прошло более полувека, место нахождения охранной святыни собора Софии было найдено настоятелем кафедрального храма, архиепископом Новгородским и Старорусским в Мадриде.

Важно! Только после переговоров президентов двух стран 16 ноября 2004 года состоялась передача голубя в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ, в Испании осталась его точная копия. Сам Иоанн Грозный позже проводил в храме долгие часы в покаянной молитве, а память об этом сохранено и Царское моленное место, которое можно увидеть в помещении святыни

Сам Иоанн Грозный позже проводил в храме долгие часы в покаянной молитве, а память об этом сохранено и Царское моленное место, которое можно увидеть в помещении святыни.

Чудотворные иконы Софийского собора

Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.

Большинство росписи относится к XIX веку, но сохранилось несколько древних фрагментов, в том числе фреска со святыми равноапостольными Константином и Еленой

В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.

Главная святыня Новгородской земли — икона Божией Матери Знамение

Это интересно: в 1170 году, при осаждении Новгорода, стрела попала в чудотворную икону со святой Богородицей, и та, повернув свой лик к врагам, замироточила, заплакала как живая. В страхе захватчики бежали, город был спасен.

Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.

Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Возьмите на заметку: по легенде, во время Великой Отечественной Войны, в Тихвинскую икону Богородицы стреляли почти в упор и все пули от нее отскочили, оставив лишь едва заметные следы.

Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.

Краткая информация

Православный собор
Софийский Вознесенский собор

Вид на Софийский собор и колокольню с юго-запада

В какой стране находится: Россия
В каком городе: Пушкин Санкт-Петербург , Софийская Площадь:
Какова конфессия: Православие
Епархия: Санкт-Петербургская
Благочиние Царскосельское
Орденская принадлежность: в 1782—1845 годах
Тип: здания Собор
В каком архитектурном стиле: Ранний классицизм
Кто автор проекта: Ч. Камерон, И. Е. Старов; колокольня — Л. Н. Бенуа
Кто основатель: Екатерина II
Первое упоминание: 1780 год
Как долго продолжалось Строитель:ство: 1782—1788 годы, колокольня в 1904 году годы
Дата упразднения: 1934—1988 годы
Приделы Главный — Вознесения Господня; северный — святых равноапостольных царей Константина и Елены; южный — святого благоверного великого князя Александра Невского.
Какие имеет святыни и реликвии: Список иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» с подписью, сделанной священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским; список иконы Божией Матери «Троеручица»; иконы священномученика Иоанна Царскосельского, святителя Иоасафа Белгородского с частицей мощей, блаженной Любови Рязанской с частицей мощей, преподобного Арсения Коневского с частицей мощей.
Статус: Объект культурного наследия РФ № 7810485000№ 7810485000
В каком состоянии: Отличное

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Рядом с собором расположено достаточно много остановок, так что доехать до него не составит большого труда. Прямо рядом с национальным заповедником София Киевская размещена остановка «Софіївська», рядом с Софийской площадью есть остановка «площадь Софіївська», на небольшом удалении расположилась также остановка «Володимирська (вул. Велика Житомирська)», от которой до места нужно пройти какое-то время пешком.

От собора на примерно одинаковом удалении находятся две станции метро — Хрещатик и Театральна. От них до святыни движутся по улице Володимирьска.

Схема киевского метрополитена

Такси в Киеве представлено службами Uber, Яндекс. Такси и Максим. Также много местных служб.

Софийский собор в Киеве: видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector