Житие апостола симона кананита и о чем просят перед иконой святого, молитвы

Биография Симона Кананита

Евангелие достаточно скудно на факты, касающиеся биографии ученика Христова. Имя его упоминается лишь при перечислении всех двенадцати апостолов. Остальную информацию о житие святого можно почерпнуть из Предания, которое церковники официально признали истинным.

Про житие Симона Кананита известно крайне мало

Юношеские годы

Отцом Симона был Иосиф Обручник, названный отец Иисуса Христа. Таким образом, Зилот является сводным братом Спасителя. Много лет он не признавал родство, огорчившись из-за решения Иосифа поровну разделить наследство. Однако позже, узрев первое чудо Мессии, будущий святой поменял свое отношение и стал Его учеником.

На арамейском языке Кананит означает «ревнитель». В такой же интерпретации упоминает апостола и Лука, только в греческом переводе – Зилот. По одной из версий, это имя было дано Симону согласно названию его родного города Каны, что рядом с Назаретом. Однако большинство богословов отдают предпочтение иной теории, согласно которой иудеев, рьяно боровшихся с римским владычеством, называли зелотами.

Кананит уверовал в Христа после того, как Мессия совершил свое первое чудо – превратил воду в вино на свадьбе у Симона. Об этом случае упоминают писания Иоанна Богослова. Отрывок из Святого Евангелия читают во время обряда венчания, что послужило поводом почитать Зилота как покровителя супружества. Так, уверовав в Спасителя, Симон бросает семью и следует за Иисусом в качестве Его ученика.

Проповедническая деятельность

Проповедовать Зилот начал после чудесного Воскресения Сына Божьего. На пятидесятый день он обрел дар и вместе с другими апостолами отправился странствовать, чтобы нести учение Христово людям. Симон обошел много стран: Египет, Ливию, Мавританию, Иудею, Сирию, Армению, Испанию, Англию. Все это засвидетельствовано в христианских преданиях разных народов.

Кананит, Матфей и Андрей Первозванный проповедовали на Иверской земле, а затем отправились в Осетию. Далее они посетили Абхазию, где конечной точкой их пребывания стал город Севаст. Здесь апостолы разделились, отправившись каждый своим путем. Симон же остался, устроив себе келью из небольшого грота поблизости реки Псыртсхи. Это произошло спустя два десятка лет после Вознесения Иисуса.

Как долго святой занимался своей проповеднической деятельностью в Абхазии, неизвестно. Однако за все время своего пребывания он обратил к христианской вере многих язычников. Благодаря Зилоту местными жителями был упразднен кровавый обычай человеческого жертвоприношения.

Кананит одним касанием исцелял любые болезни

Гонения и мученическая смерть

Однако не все язычники были согласны с учением Зилота. Из-за возникавших противоречий Симон часто подвергался гонениям и в конце был вынужден принять мученическую смерть. Единой теории, как это произошло, нет. Одни богословы говорят, что казнь состоялась на Британских островах во время его путешествия с целью обратить местных жителей к христианской вере. Другие поддерживают точку зрения, что Кананит был распят вместе с Иудой Фаддеем. Однако большинство священников разделяют мнение, что он был казнен грузинским царем Адеркием. Каким образом святого лишили жизни, также остается загадкой. По некоторым преданиям, его распяли на кресте, иные говорят об усечении мечом или о расчленении пилой.

Об апостоле Симоне Кананите

Перед поездкой обязательно почитайте житие Симона Кананита или дочитайте эту статью до конца, я постараюсь рассказать самое важное. Иначе апостола называют Симон Зилот — это имя встречается в евангелие от Луки

Симон — один из сыновей Иосифа, а значит, сводный брат Иисуса Христа.

Прозвище Кананит исследователи связывают с Канами Галилейскими, когда Иисус превращает воду в вино на свадьбе Симона, который от увиденного уверовал в Господа и последовал за Иисусом. Служители церкви апостола называют покровителем супружества и семьи. Симон проповедовал в Иудее, Сирии, Ливии, Египте, Армении и Абхазии — об этом свидетельствуют народные предания.

Так Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным прибыл на землю Иверскую (в Абхазию, в Новый Афон), чтобы проповедовать христианство. Абхазские притчи рассказывают о неком Симоне, лечившем молитвой и брызгами речной воды. Симон выбрал местом уединения пещеру в ущелье бурной горной реки Псырцха. Проникнуть в келью можно было только через отверстие наверху, для этого требовалась веревка. К апостолу приходили молиться местные жители, уверовавшие в учение Христа, приносили Симону продовольствие, кое-какую одежду. Насколько долго находился апостол в Анакопии неизвестно, но по преданиям местных жителей только благодаря проповедям Кананита абхазы стали на путь праведный и отказались от язычества во имя Христа. Ведь в те поры был популярен у абхазов ритуал приношения детей в жертву и людоедство.

Но у Симона появились ненавистники — языческий царь Грузии Адеркий был против христианизации соседних народов, поэтому приказал убить апостола. До сих пор доподлинно неизвестно, как был замучен Кананит, но существует две версии, опирающиеся на предания древних абхазов. По одной из них Симон был усечен мечом, по другой — распилен пилой. Существует даже легенда о том, как апостола распяли на кресте.

Похоронен Симон недалеко от пещеры в Новом Афоне, ныне неподалеку находится искусственный водопад, а на мощах святого в IX веке выстроен храм Симона Кананита из известняковых плит. Несмотря на многочисленные гонения (арабскую и турецкую экспансию), абхазы сохранили свою веру в Христа и почитают святого Симона Кананита, проповедовавшего христианство вопреки гонениям. Симоно-Кананитский храм неоднократно разрушался, сейчас в нем не проводятся службы. Но со стороны, скрытой от глаз туристов, верующие оставляют иконки и записки с просьбами, ставят свечи.

Христиане чтят память апостола Симона Зилота (Кананита) 23 мая.

Об апостоле Симоне Кананите

Перед поездкой обязательно почитайте житие Симона Кананита или дочитайте эту статью до конца, я постараюсь рассказать самое важное. Иначе апостола называют Симон Зилот — это имя встречается в евангелие от Луки

Симон — один из сыновей Иосифа, а значит, сводный брат Иисуса Христа.

Прозвище Кананит исследователи связывают с Канами Галилейскими, когда Иисус превращает воду в вино на свадьбе Симона, который от увиденного уверовал в Господа и последовал за Иисусом. Служители церкви апостола называют покровителем супружества и семьи. Симон проповедовал в Иудее, Сирии, Ливии, Египте, Армении и Абхазии — об этом свидетельствуют народные предания.

Так Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным прибыл на землю Иверскую (в Абхазию, в Новый Афон), чтобы проповедовать христианство. Абхазские притчи рассказывают о неком Симоне, лечившем молитвой и брызгами речной воды. Симон выбрал местом уединения пещеру в ущелье бурной горной реки Псырцха. Проникнуть в келью можно было только через отверстие наверху, для этого требовалась веревка. К апостолу приходили молиться местные жители, уверовавшие в учение Христа, приносили Симону продовольствие, кое-какую одежду. Насколько долго находился апостол в Анакопии неизвестно, но по преданиям местных жителей только благодаря проповедям Кананита абхазы стали на путь праведный и отказались от язычества во имя Христа. Ведь в те поры был популярен у абхазов ритуал приношения детей в жертву и людоедство.

Но у Симона появились ненавистники — языческий царь Грузии Адеркий был против христианизации соседних народов, поэтому приказал убить апостола. До сих пор доподлинно неизвестно, как был замучен Кананит, но существует две версии, опирающиеся на предания древних абхазов. По одной из них Симон был усечен мечом, по другой — распилен пилой. Существует даже легенда о том, как апостола распяли на кресте.

Похоронен Симон недалеко от пещеры в Новом Афоне, ныне неподалеку находится искусственный водопад, а на мощах святого в IX веке выстроен храм Симона Кананита из известняковых плит. Несмотря на многочисленные гонения (арабскую и турецкую экспансию), абхазы сохранили свою веру в Христа и почитают святого Симона Кананита, проповедовавшего христианство вопреки гонениям. Симоно-Кананитский храм неоднократно разрушался, сейчас в нем не проводятся службы. Но со стороны, скрытой от глаз туристов, верующие оставляют иконки и записки с просьбами, ставят свечи.

Христиане чтят память апостола Симона Зилота (Кананита) 23 мая.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Ново-Афонский монастырь расположен по адресу: республика Абхазия, Гудаутский р-н, г. Новый Афон. Обитель расположена неподалеку от главных курортных городов Абхазии и добраться до нее можно личным или общественным транспортом. Из Сухуми, Пицунды и Гудауты доехать до Нового Афона, из Сочи и Адлера доехать до Псоу, после прохождения таможенного контроля от Псоу до Нового Афона.

В Новом Афоне от центральной площади ходит несколько автобусов и маршрутных такси. Доехать требуется до Новоафонской пещеры и обители, либо до Новоафонского водопада.

В Новом Афоне находится множество достопримечательностей, самые известные из них:

  • Новоафонская пещера;
  • Приморский парк;
  • водопад и озеро Псырцха;
  • Анакопийская крепость;
  • Иверская гора;
  • неиссякаемый колодец.

ИСТОРИЯ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Мужской монастырь в Новом Афоне появился стараниями православных монахов, прибывших сюда из далекой Греции. Ранее послушники служили в ските Святого Пантелеймона, располагавшегося в Старом Афоне. Надо сказать, что монахи Новоафонского монастыря постарались на славу, создав из практически непригодных земель райский сад. Для того, чтобы сформировать необходимую инфраструктуру, построить монастырские помещения и кельи, пришлось в буквальном смысле убрать фрагмент горы совместно с тоннами тяжёлой породы и грунта. Если добавить к этому крайне сложные условия – место проведения работ отличалось экстремальной высотой, то становится понятным, что усилия приложены поистине колоссальные.
Итак, Новоафонский православный мужской монастырь в Абхазии был воздвигнут в здешних горах в 1875 году. Стартовало его строительство благодаря повелению афонских старожилов. Получив приказ, монахи покинули Пантелеймоновский собор в Греции, чтобы построить в Абхазии сооружение, по сей день поражающее масштабами и красотой.

Новоафонский монастырь в Абхазии после возведения функционировал мирно и спокойно ровно два года, но во времена русско-турецких баталий 77-78-го годов XIX века скит подвергся вандальному разграблению. Далее пришлось восстанавливать обитель, и период этот проходил на протяжении двух десятков лет. Активное участие в возвращении святыни народу принимал император Александр III. Его высочество подарил Новоафонскому монастырю множество предметов, в частности, изящные часы, находящиеся на фронтальной поверхности наиболее высокой башни комплекса. Чтобы восстановить фрески Новоафонского монастыря и прочие святыни, на постоянной основе собирались пожертвования прихожан. Основное финансовое бремя приняла на себя братия Пантелеймоновской обители. Как бы то ни было, но работы завершились к 1900 году. В конце первого месяца осени монастырь освятили.
Место, где возведён Новоафонский мужской скит, можно назвать сакральным, потому что находится он близ древнего храма, в котором покоятся мощи одного из апостолов Иисуса Христа Симона Кананита. Его имя переводится как «ревностный служитель Господа», и это абсолютная правда, если верить библейским рассказам. Хотя в самой Библии о Симоне сказано очень мало, но молва приписывает ему множество чудес, например, открытие живительного источника, спасшего сотни батраков, трудящихся на каменоломнях, за что император Траян разгневался и решил тайно умертвить святого.
Следовательно, локация, где построен Новоафонский монастырь, выбрана далеко не случайно: рядом также расположена пещера, где в течение двух лет читал молитвы тот самый Симон Кананит. Грот, кстати, тоже был освящен через девять лет после возведения скита. В пещере, среди прочих, поставили иконы апостолов «ревнителя веры» и «первопризванного», которые можно лицезреть и сейчас. Словом, насельники греческого Афона построили здесь монастырь не просто так, а учитывая богатое христианское прошлое, отличавшее этот абхазский уголок от других.
Духовный оплот продержался ровно до революции 1917 года. Он не был закрыт немедленно, но уже в 24-м году монастырь приравняли к контрреволюционной организации и в буквальном смысле законопатили. Позже Новоафонский скит превратился в банальный склад. Когда началась война с Грузией, Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь открыл свои двери для раненых и стал обширным госпиталем. После окончания конфликта православный комплекс возвратили верующим. В морозном феврале, девять лет тому назад, монастырь официально поместили под юрисдикцию Абхазской православной церкви. Несмотря на исторические перипетии, скит сохранил неповторимое лицо и остался символом христианской веры на Кавказе. Монастырь действующий, поэтому привлекает к себе множество паломников и путешественников.

ВАРИАНТ 2. За два дня – для тех, кто не спешит.

Выгружаемся из маршрутки на остановке «Пруды». Проходим в сторону гор, забирая немного влево, потом вправо и оказываемся на асфальтированном серпантине, ведущем к монастырю.После посещения храма отправляемся к церкви Св. Симона Канонита. Если мы вышли из монастырского двора и стоим спиной к входу, нам – направо. Огибаем постройки, выходим к лестнице с сувенирными ларьками. Спускаемся по лестнице и далее идем по улице. У реки поворачиваем направо.

Церковь Св. Симона Канонита перед нами. За ней искусственный водопад и лестница, ведущая на станцию Псырцха.

Далее, как в варианте 1: поднимаемся по лестнице, осматриваем станцию, проходим до конца платформы, пересекаем пути и оказываемся в заповеднике Св. Симона Канонита, где есть святой источник и пещерная келья.

Искусственный водопад

Водопад в новом Афоне
Водопад в новом Афоне

Рядом с церковью Симона Канонита с уступа срывается пенная стена мощного водопада. Водопад искусственный. Веб камера Водопада.Сооружен он все теми же монахами, но не для красоты, а с более прозаическими хозяйственными целями.Во-первых, плотина регулировала сток реки Псырцха и предохраняла низовья реки от разливов во время паводков, во-вторых, вода из сооруженного над плотиной пруда шла на орошение монастырских огородов и вращала жернова монастырской мельницы.А с 1902 г. на этой плотине заработала одна из первых в России гидроэлектростанций, сооруженная монастырем.Сооружение плотины способствовало и осушению болотистой местности в низовьях реки, в результате климат стал более здоровым. Там, где раньше разливались болота, кишевшие малярийными комарами, монахи устроили декоративные пруды.

Но кроме позитивных последствий этого строительства появились и негативные. При строительстве были допущены некоторые инженерные ошибки, и грунтовые воды стали подтапливать храм Симона Канонита, который уже в наше время пришлось закрыть на реставрацию.

История

Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.

Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.

В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.

Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.

До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.

В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕРКОВЬ СИМОНА КАНАНИТА

Это византийский тип христианского храма, увенчанный куполом и построенный в виде креста. Излишнего украшательства ни внутри, ни снаружи нет – всё дышит лаконичностью и аскетизмом. При этом храм Симона Кананита выглядит внушительно и величественно, особенно учитывая окружающую природу, ведь на фоне святилища виднеется лесистая горная спина, а крышей ему служит прозрачное и глубокое небо Абхазии. Внутри церковь когда-то была расписана великолепными фресками, которые до сей поры, к сожалению, не сохранились, но сегодня можно рассмотреть множество христианских символов, таких как: кресты, львы, рыбы и прочие атрибуты, выполненные рельефно. По утверждению одного из летописцев, древняя фресковая живопись храма Кананита изображала юных дев, мучеников и различных святых архангелов.

В живописные просторы ущелья реки Псцырха храм святого апостола Кананита вписывается естественно и гармонично. Оттенок церковных стен отличается благородным цветом слоновой кости. Кстати, их толщина сравнительно невелика – данную особенность отмечали многие наблюдатели прошлых веков, излагая свои мысли в летописях и прочих документах. Но это и не удивительно – храм, ведь не крепость. Кроме прочего, тонкость стен церкви Симона Кананита придаёт сооружению известное изящество.
Окна храма схожи с бойницами – они тонкие, высокие и арочные, разделенные мелкими рамами. Учитывая, что церковь Симона Кананита, несмотря на разрушения и умышленную деструкцию, дожила до дня нынешнего, можно смело утверждать – кладка здесь была на века. Церковь Симона Кананита в Новом Афоне не даром считается уникальным примером абхазского церковного зодчества – подобный храм сложно отыскать где-нибудь ещё. Примечательно, что в период расцвета Абхазского царства переживало подъём и православие – не было такого царя, который бы не прославился возведением христианской церкви или собора.

Видео Абхазия. Храм Симона Кананита

bislan bagateliya. Видео из открытого источника https://www.youtube.com/watch?v=k-eNZssOfEc. Не для коммерческого использования.

Грот келья Симона Кананита — как добраться?

Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.

Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.

Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.

По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.

А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.

Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.

А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!

Режим работы и правила посещения монастыря

Новоафонский монастырь открыт для туристов и паломников со среды по воскресенье, с 12:00 до 18:00. Вход на территорию бесплатный. Принимаются добровольные пожертвования.

Посещать можно все храмы комплекса. Внутри можно фотографировать без вспышки. Так как монастырь является действующим, вход на его территорию рекомендован в скромной одежде, с закрытыми плечами и коленями, женщинам — с покрытой головой. Если не оказалось при себе платка или длинной юбки, на входе их предоставят бесплатно. Службы проводятся на трех языках — абхазском, греческом и русском.

На территории монастыря находятся торговые палатки, где можно купить воду, еду и сувениры на память. Также там продается продукция монастырского хозяйства — мед, травяные веники, варенье и т. п.

Ущелье «Три котла»

Пресытившись рукотворными красотами, турист-походник обязательно захочет прикоснуться к чему-то природному. В Новом Афоне и это можно!

Мало кто знает, что в окрестностях Нового Афона есть очень интересное и полностью природное место. Официальных экскурсий к этому месту нет. Но сюда можно добраться и самостоятельно (пешком или на машине), а также договориться об экскурсии в частном порядке. От Нового Афона придется пройти или проехать порядка 3-4 км.

Ущелье Три котла удовлетворит вкусы самого взыскательного походника. Во-первых, путешествие по ущелью умеренно экстремальное: опасностей особых нет, но силу и сноровку приложить есть куда. Во-вторых, если вы не прожили полжизни в тропиках, здешняя природа будет для вас новинкой.

Дно каньона изборождено глубокими естественными ваннами-котлами. Отсюда и название. Только котлов не три, а больше. Те, кто бывал в Крыму, в Большом каньоне, знают, что на научном языке подобные образования называются эворзионными котлами, а создают их камушки, вращаемые по-током и действующие подобно абразиву, буравящему днище.

Ванны расположены по дну каньона. Средняя глубина котлов — 1,5-2 метра. Самые отважные могут там искупаться. Вода в ваннах всегда холодная, даже в самую сильную жару. Если приехать туда в хорошую погоду (когда нет дождей), то котлы будут наполнены чистейшей горной водой, в которой купаться одно удовольствие.

Подобные природные образования, которые по научному называются эворзионными котлами можно встретить в Крыму в Большом каньоне. Но абхазские котлы намного больше крымских.

Около каньона есть небольшое кафе, которое тоже называется «Три котла». В нем довольно неплохо готовят. Можно просто выпить чашечку кофе или бокал местного вина и насладиться окружающей природой.

В данный момент вход к «Трем котлам» сделали платным (100 рублей). Это конечно минус. Но зато, спуск к каньону несколько облегчили — построили мостики, сделали перила. Рядом есть бесплатная стоянка для автотранспорта.

Кстати, по самому каньону путешествовать сложновато — хорошей дороги нет, есть спуски и подъемы, которые можно преодолеть держась за веревку. Тропинки могут быть скользкими.

Борта каньона покрыты пышной растительностью. Здесь и самшит с бородами мхов, и папоротники. А если пройти по руслу, можно оказаться у гротов, над которыми свисают ламбрекены из длинных плетей плюща. Хотите побывать в джунглях? Идите в Три котла!

Панорамный вид на ущелье «Три котла» в Абхазии:

Экскурсии

  • Озеро Рица. Рицинский национальный парк
  • Гегский водопад
  • Голубое озеро
  • Пицундский храм
  • Новоафонский монастырь
  • Новоафонская пещера
  • Заповедник «Анакопия»
  • Храм и грот Симона Кананита
  • Храм святого Ипатия в крепости Абаата
  • Успенский собор в селе Моква
  • Бедийский собор
  • Илорский храм
  • Драндский собор
  • Сухумский кафедральный собор
  • Каманский монастырь
  • Село Лыхны
  • Село Псху
  • Форелевое хозяйство
  • Сухумский питомник обезьян
  • Ботанический сад
  • Абхазский государственный музей
  • Пещера Абрскила в селе Отап
  • Мюссерский храм

В центре Нового Афона, на берегу реки Псырцха находится небольшой крестовокупольный трехапсидный храм, уникальный памятник древнего зодчества — церковь Симона Кананита. Она была сооружена в эпоху возвышения Анакопии как административного и религиозного центра Абхазского царства в IX- X вв. Этот храм из белого тесаного известняка был построен на месте, где, по преданию, был убит апостол Симон Кананит.

Он является уникальным памятником абхазской школы церковного зодчества, сформировавшегося под византийским влиянием. В середине VIII в. Абазгская епархия, находившаяся на тот момент в подчинении Константинопольского патриархата, становится автокефальной Абхазской Православной Церковью. С тех пор начинается расцвет православия и церковного строительства в Абхазском царстве. С каждым именем абхазского царя связано строительство и богатое украшение соборов и храмов, выдающихся архитектурных памятников Кавказа и всего Восточного Причерноморья. Основная часть этих крестово-купольных сооружений (вписанный крест): Бзыбский храм, храм Симона Кананита, храм Алахадзы, Лыхненский храм, Моквский собор и храм в Нижнем Архызе — представляют абхазскую школу церковного строительства. В XI в. абхазские мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Киеве.

Храм неоднократно разрушался и перестраивался. Он реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, был украшен внутри уникальной фресковой росписью в XIV в.

Расположенный в одном из живописнейших мест города (у Новоафонского водопада) храм Симона Кананита представляет собой церковь средних размеров, выстроенную из тесаного белого камня. По словам паломника Муравьева А. Н. в его сочинении «Грузия и Армения» (изд. 1848 г.): «устройство храма совершенно греческое с тройным разделением алтаря … и полукружием горняго места; поразительна тонкость стен, выложенных из дикого тесаного камня и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы. Живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны: Успение Богоматери и два мученика».

27 ноября 1875 г. распоряжением Российского императора Александра III храм Симона Кананита был передан Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю, и иноки вскоре приступили к его восстановлению. При этом храм претерпел некоторые изменения: большая часть стен была забелена, изменены высоты стен, появился профилированный карниз, барабан стал круглым, купол приобрел луковичную форму. Над западным притвором монахи надстроили колокольню, западный и южный портики над входами не были восстановлены. Восстановление храма было закончено в начале 1882 г. и 10 мая этого же года храм был освящен. Он становится действующим.

Храм сохранил две раннесредневековые греческие надписи. Одна из них, датируемая IX-X вв., имеется над южным входом храма вместе с изображением круга и креста внутри его. Вот один из вариантов ее прочтения: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Вторая надпись высечена на одном из камней восточного фасада храма. Она состояла из четырех или пяти строк, значительно повреждена и читается только частично: «Христос господь, спаси раба (своего)… являются …и сын твой и …Христос господь…Христос».

В настоящее время храм св. ап. Симона Кананита принадлежит Абхазской Православной Церкви и является действующим. Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится божественная литургия с крестным ходом. Тысячи верующих Абхазии и России идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучии. Ведь в православной Церкви он почитается как покровитель брака и семьи.

Грот келья Симона Кананита — как добраться?

Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.

Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.

Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.

По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.

А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.

Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.

А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!

Храм апостола Симона Канонита

Храм апостола Симона Кананита — одна из главных святынь Абхазии. Он был возведен примерно в IX–X вв. на месте мученической смерти от рук римских легионеров святого апостола, одного из 12 ближайших учеников Иисуса Христа. Считается, что Симон Кананит (Зилот) жил на территории Нового Афона. В честь него построен здесь храм и назван монастырь, здесь находится его грот — келья в пещере, где он жил, а еще есть камень со следами апостола.

В годы советской власти храм Симона Кананита был переоборудован под библиотеку, подвергался разрушению, позже его несколько раз восстанавливали и реставрировали. К сожалению, до наших времен не сохранились его уникальные фрески. Храм Симона Кананита и по нынешний день является действующим, в нем проводятся все основные таинства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector