Жертвоприношение авраама
Содержание:
- Картины Тициана, Рембрандта и А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама» (описание)
- Жертвоприношение Авраама: история безграничной веры
- В философии
- В искусстве
- Примечания
- Еврейские взгляды
- В библеистике
- Библейская критика
- Версия Уффици
- После того, как Иаков получил благословение отца, Исав возненавидел его и хотел убить
- История Ревекки — это история Церкви
- В философии
- Исав и Иаков
- «Отец!» — это имя говорит о семье
- Пророчество о рождении Исаака
- Примечания
- В культуре
- Настолько Авраам был предан Богу, что готов был принести в жертву — своего единственного сына Исаака
- Видение Иаковом таинственной лестницы
- Примечания
Картины Тициана, Рембрандта и А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама» (описание)
Не раз обращались художники к библейскому сюжету жертвоприношения Авраама. Итальянский художник Тициан в картине «Жертвоприношение Авраама» изображает крепкого и могучего Авраама, который своей сильной рукой придавил голову беспомощного, съёжившегося от страха Исаака. В другой руке он держит огромный кривой нож, который уже занесён для удара. Ещё мгновение — и свершится непоправимое. Полуобернувшись всем телом, закинув упрямую голову, он как бы посылает негодующий вызов небесам, потребовавшим слишком дорогую плату во имя любви к Богу.
Интересным воплощением этого сюжета является картина «Жертвоприношение Авраама» великого голландского художника Рембрандта, запечатлевшего самый драматический момент библейской легенды. Авраам готов вонзить кинжал в горло сына, но именно в этот момент слетает с неба ангел, останавливая жертвоприношение, задуманное Богом как испытание верности и преданности. Из рук отца падает кинжал, он резко поворачивает голову туда, где слышит голос ангела. На его лице выражение испуга и удивление…
Мы видим развевающиеся складки плаща Авраама, растрёпанные пряди волос, беспокойные вспышки света, динамичные линии контуров и подвижные пятна цвета: синего, жёлтого и зелёного. Композиция и колорит картины призваны передать напряжённость и драматизм происходящего. Материал с сайта https://worldofschool.ru
Тициан. Жертвоприношение Авраама. 1542—1544 гг. Церковь Санта-Мария делла Салюте, Венеция |
Рембрандт. Жертвоприношение Авраама. 1635 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
А. П. Лосенко. Жертвоприношение Авраама. 1765 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Во многом следуя за Рембрандтом, русский художник Антон Павлович Лосенко создал не менее выразительное полотно «Жертвоприношение Авраама». В ужасе отводит Авраам глаза от покорной жертвы — бледного тела Исаака, распростёртого на поленнице, приготовленной для жертвенного костра. Всё в его облике призвано передать безучастность, покорность судьбе: связаны за спиной руки, поникла голова, крепко завязаны глаза. Кажется, жизнь замерла в хрупком прекрасном теле.
А Авраам? Что нового вносит художник в его изображение? Выразителен поединок жестов и взглядов Авраама и небесного ангела, указующего на агнца, которого следует по велению Бога принести в жертву. Не может Авраам скрыть изумления, скорбной решимости и ужаса. Лишь отчаянный жест левой руки с растопыренными пальцами правдиво передаёт его внутреннее напряжение.
И одной этой детали достаточно, чтобы по достоинству оценить произведение русского художника.
На этой странице материал по темам:
Вопросы по этому материалу:
Жертвоприношение Авраама: история безграничной веры
Авраам безмерно любил своего сына и растил его в послушании и смирении. Когда Исааку исполнилось тринадцать лет, Господь вновь заговорил с Авраамом. Он приказал ему взять сына своего единственного, слуг, воду, дрова и отправиться на гору, чтобы совершить жертвоприношение во славу Бога. Несмотря на чудовищность сказанного, Авраам не колебался, он собрал все, что было необходимо, и отправился в путь.
Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама. Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. Печалью было наполнено сердце Авраама, но он верил своему Богу и даже не думал оспорить его волю. По пути Исаак несколько раз интересовался у отца, где же жертвенный агнец, которого они будут сжигать на склоне. Поэтому Аврааму пришлось сказать сыну правду. Примечательно, что такое откровение не заставило Исаака убежать. Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему.
Дойдя до нужного места, Авраам разложил хворост, связал сына, начал молиться и уже занес нож над шеей Исаака, как жертвоприношение остановил ангел. Он обратился с неба к отцу и сыну и запретил причинять Исааку вред, повторив, что от этого отрока произойдет народ избранный.
После этого Господь пообещал всему роду Авраама благословение и большое количество потомков. Таким образом, несостоявшееся жертвоприношение Авраама стало первопричиной спасения человечества. Благодаря безграничной вере люди получили Спасителя из рода Исаака и Авраама.
В философии
История жертвоприношения Исаака, как пример столкновения моральных норм и божественного повеления, рассматривалась рядом философов нового и новейшего времени, так или иначе решавших проблему соотношения морали и религии. Иммануил Кант, чья этика декларирует полную автономность морали «в силу чистого практического разума» и независимость её от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате «Спор факультетов» ответ, который Авраам должен был дать на приказ принести в жертву своего сына:
Более того, по Канту, Авраам мог быть уверен, что услышанный им голос не принадлежит Богу. Приказание совершить что-либо противоречащее моральному закону не может, по Канту, исходить от Бога, то есть высшего морального существа, идея которого является производной, а не основой морали.
Попытки экзистенциалистского истолкования жертвоприношения Исаака были сделаны Сёреном Кьеркегором (1813—1855) и Львом Шестовым.
Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет», признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы); «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Авраам — «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие» — в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни».
В искусстве
Самыми ранними памятниками изобразительного искусства на тему жертвоприношения Исаака являются фрагменты росписи одной из двух синагог в Дура-Европос (III в. н. э.) и часть мозаики синагоги Бет-Альфа (VI в. н. э.).
К этой теме обращались многие выдающиеся мастера европейской живописи: Бартоломео Беллано (1430—1492), Лука Кранах Старший (1472—1533), Андреа дель Сарто (1486—1531), Тициан (1477?-1576), Паоло Веронезе (1528—1588), Караваджо (1573—1610), Рембрандт (1606—1669), Тьеполо (1696—1770) и другие.
Из большого числа музыкальных произведений на тему жертвоприношения Исаака (их насчитывается около 50) наиболее известна «священная баллада» Игоря Стравинского «Авраам и Исаак» (первое исполнение — Иерусалим, 1964).
Канадский поэт, писатель, певец и бард Леонард Коэн в своем втором студийном альбоме Songs from a Room (1969) издал песню Story of Isaac (История Исаака). Первая часть текста написана от лица девятилетнего мальчика. Отец входит в его комнату и говорит, что им надо идти, что ему было видение. Мальчик, полностью доверяющий отцу, идет за ним на гору и восходит на алтарь. Затем автор песни обращается ко всем, кто строит «прекрасные» алтари для уничтожения своих детей в угоду своей идеологии, религии, заблуждению. Он заявляет о том, что всему этому должен прийти конец. В контексте Вьетнамской войны песня сразу стала символом пацифизма и борьбы за мир.
28 сентября 2011 года вышла компьютерная игра The Binding of Isaac.
Примечания
- Быт.
- Берешит, раздел Вайера, 22:11-12
- в гл.15 бог именуется только YHWH, а в главе 22 — обычно Элохим, хотя упоминается и имя Яхве
- 2Пар.
- Мишна, Таанит 2:4
- Талмуд, Мегила 31а
- Талмуд, Рош hа-Шана 16а)
- Приложение «Спор с богословским факультетом» к трактату «Спор факультетов» (7:63n). Рассмотрение истории Авраама и Исаака включено в контекст спора философского и богословского факультетов, тем самым перекликаясь и полемизируя со знаменитым «Амулетом» Паскаля: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и учёных» (Паскаль Б.. Мысли. М., 1994, стр. 61). См. также трактат Канта «Религия в пределах только разума» (Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М., 1994, стр. 93).
- «Страх и трепет». Как и большинство других произведений сторонника иронического метода философствования Кьеркегора, книга написана от лица вымышленного автора, и, строго говоря, должна рассматриваться как отстранённое выражение религиозной жизненной позиции, а не как собственная позиция философа. Жанр книги определён как «диалектическая лирика».
Еврейские взгляды
Мозаика на полу Бет Альфа, изображающая Акеду
В «Связях Исаака», «Религиозные убийства и каббала» Липпман Бодофф утверждает, что Авраам никогда не намеревался принести в жертву своего сына, и что он верил, что Бог не имел намерения, чтобы он это сделал. Раввин Ари Кан (на сайте Ортодоксального союза) развивает эту точку зрения следующим образом:
В Проводнике растерянного , Маймонид утверждает , что история о связывании Исаака содержит два «великих понятий». Во-первых, готовность Авраама принести в жертву Исаака демонстрирует предел способности человечества любить и бояться Бога. Во-вторых, поскольку Авраам действовал в соответствии с пророческим видением того, что Бог просил его сделать, эта история иллюстрирует, как пророческое откровение имеет ту же ценность истины, что и философский аргумент, и, таким образом, несет в себе такую же достоверность, несмотря на то, что оно приходит во сне или видении.
В Славе и агония: Исаакиевская Sacrifice и Национальной описательный , Яэль С. Фельдман утверждает , что история Айзек связывания, в обеих своей библейской и посте-библейской версии ( Новый Завет включен) оказала большое влияние на этосе альтруистического героизма и самопожертвование в современной еврейской национальной культуре. Как показывает ее исследование, за последнее столетие «Связь Исаака» превратилась в «Жертву Исаака», означающую как славу, так и агонию героической смерти на поле битвы.
В « Легендах евреев» раввин Луи Гинзберг утверждает, что связывание Исаака — это способ для Бога проверить притязания Исаака на Измаила и заставить замолчать протест сатаны по поводу Авраама, который не приносил никакого приношения Богу после рождения Исаака, а также для того, чтобы покажите миру доказательство того, что Авраам — истинный богобоязненный человек, готовый выполнить любую из заповедей Бога, даже принести в жертву своего собственного сына:
Джейкоб Хоуленд указал, что «работы Гинзберга следует использовать с осторожностью, потому что его проект по созданию единого повествования из множества источников неизбежно делает традицию раввинских комментариев более однозначной, чем она есть на самом деле». Работа Гинзберга не отражает того, каким образом мидраш на Акеда отражает различные потребности различных еврейских общин
Исаак воскрес после резни в средневековой версии Ашкеназа . Spiegel истолковал это как попытку переработать библейские образы в контексте крестовых походов .
В Книге Бытия не говорится о возрасте Исаака в то время. Некоторые талмудические мудрецы учат, что Исаак был взрослым в возрасте тридцати семи лет, что, вероятно, основано на следующей библейской истории о смерти Сары в 127 лет, когда Исаак родился в 90 лет. В библейском повествовании не говорится о реакции Исаака на связывание. Некоторые комментаторы утверждали, что он был травмирован и рассержен, часто ссылаясь на тот факт, что он и Авраам больше никогда не разговаривают друг с другом; однако Джон Д. Левенсон отмечает, что они также никогда не разговаривают до связывания.
В библеистике
В библеистике существует подход, согласно которому рассказ о жертвоприношении Исаака является этиологической легендой, которая призвана объяснить происхождение практики замены человеческих жертвоприношений принесением в жертву животных. Согласно другому мнению, эта история представляет собой выражение протеста против языческого обычая принесения ребёнка в жертву богам[источник не указан 2988 дней]. Принесение в жертву сыновей (нередко первенцев) было общей практикой в древней Палестине. Подобные жертвы совершались при закладке городов, строительстве ворот, зданий (в том числе рядовых жилищных построек), по обету, для предотвращения бед. В самой Библии приводится несколько подобных примеров: моавитский царь Меша, иудейские цари Ахаз, Манассия, иерихонец Ахиил [нет в источнике], а также пытавшийся принести в жертву Ионафана — Саул.
Исследователи Библии также проводят параллели между данным сюжетом и сходными мотивами в мифологии Древней Греции и Месопотамии.
В рамках т. н. документальной теории библейских текстов проведена реконструкция источников данного отрывка, согласно которой здесь мы видим комбинацию как минимум двух рассказов: Е (т. н. элохиста) и J (яхвиста). Возможно, есть также и более поздняя вставка редактора. Предположение основано на употреблении имен Бога при описании событий. Итак, согласно первоначальной версии элохиста, Исаак был принесен в жертву своим отцом. С изменением социокультурного контекста, отживанием практики человеческих жертвоприношений, текст был скорректирован.
По мнению С. А. Токарева, рассказ о жертвоприношении Исаака не может рассматриваться как реминисценция действительно существовавшего института человеческих жертвоприношений, а является мифологическим обоснованием ритуала посвящения божеству «первородных» сыновей, что было в свою очередь символической трансформацией ещё более древнего ритуала инициации мальчиков.
Библейская критика
Переселение Авраама, Гюстав Доре, 1865 г. |
XIX
Наряду с этим в апологетической традиции XIX-XX вв., защищавшей свидетельства Свящ. Писания от возражений отрицательной критики, зап. и правосл. ученые приводили аргументы в пользу историчности повествований о ветхозаветных патриархах .
У историков в большинстве случаев не вызывает сомнения историчность персон ветхозаветных патриархов. В пользу историчности Авраама говорит то, что имя Авраам не вымышленное имя мифического персонажа и не эпоним этнической группы, но встречающееся и в др. внебиблейских источниках личное имя . Имя Аврам (от Быт 11, 26 до Быт 17, 5), вероятно, краткая форма имени Авирам (евр. , — отец высок, возвышен) и встречается в 3 Цар 16, 34, по своему значению, возможно, является теофорным эпитетом, подчеркивающим величие Господа.
Археологические открытия 2-й пол. XX в. (особенно в Нузи и Мари) показали, что предание о ветхозаветных патриархах отразило исторические реалии среднебронзового века (1-й пол. II тыс. до Р. Х.) и обнаруживает определенные параллели с обычаями, нравами и правовыми представлениями древневост. культур этого времени и т. о. подтверждают сообщения Библии .
Попытки ученых точно датировать время ветхозаветных патриархов с использованием данных археологии не приводят, однако, к единому мнению, предлагаются даты: XX/XXI в. до Р. Х.; между XX и XVI вв. ; XIX/XVIII в. .
Версия Уффици
Второй Жертвоприношение Исаака расположен в галерее Уффици , Флоренция . По словам раннего биографа Джованни Беллори, Караваджо написал версию этого сюжета для кардинала Маффео Барберини, будущего Папы Урбана VIII , и в период с мая 1603 по январь 1604 года Барберини выплатил художнику серию выплат на общую сумму в сто скуди. ранее написал Портрет Маффео Барберини , который, по-видимому, достаточно понравился кардиналу, чтобы он заказал вторую картину.
Исаак был идентифицирован как Чекко Бонери , который появлялся как модель Караваджо на нескольких других фотографиях. Недавний рентгеновский анализ показал, что Караваджо использовал Cecco также для ангела, а позже изменил профиль и волосы, чтобы скрыть сходство.
После того, как Иаков получил благословение отца, Исав возненавидел его и хотел убить
С того самого момента Исав возненавидел Иакова и захотел убить его, как только отец его умрет. Но об этом замысле узнала Ревекка и она сказала своему Иакову, чтобы он бежал к ее брату Лавану в Месопотамию, и там пожил у него, пока не утихнет гнев брата его. Очень сильно она боялась потерять его.
Ревекка узнала о том, что Исав хочет убить Иакова, поэтому отправила его к ее родному брату Лавану — в Месопотамию
Исаак тоже сказал, чтобы тот шел к Лавану, чтобы там нашел себе жену. Иаков пошел, как ему сказала мать и отец. Он женился на дочерях брата Лавана — Рахили и Лии. Лаван дал Иакову часть своих стад, тот разбогател и вернулся на свою родину, именно там, он и примирился со своим братом и поселился вблизи своего отца, который жил Хевроне.
В Хевроне, у брата Ревекки Лавана, Иаков познакомился со своей будущей женой — Рахилью
По библии указано, что Исаак умер в возрасте 180 лет, он и его жена были похоронены в пещерах, в одной из семейных гробниц его отца Авраама. После того, как Исаак умер, старейшиной и начальником еврейского племени, то есть патриархом — стал Иаков.
Что же говорить об Исаве, племя его составили воинственный горный народ на юге Палестины, где-то на горе, из которого произошел царь Ирод — император, который попытался убить младенца Иисуса Христа.
Святитель Иоанн Златоуст оправдывает Ревекку тем, что все это было сделано по промыслу Божию. Это значит, что как решил Господь, так и произошло, именно так и должно было произойти.
История Ревекки — это история Церкви
Ревекка
Слуга сказал ей: «Готова ли ты пойти за мною, чтобы выйти замуж за человека, которого никогда не видела?». Она говорит: «Да». И тогда он достал золотые браслеты — дары Святого Духа. Дары веры. Чудеса исцеления. Потом она надела золотые украшения на нос. В те дни их носили все женщины. Нос — это символ даров различения. Слова знания. Слова мудрости. Она взяла с собой подружек, и они отправились в долгое путешествие. Прошло множество дней, прежде чем они прибыли на место.
И сейчас мы, Церковь, проходим через то же самое. Церковь будет вознесена, и мы увидим нашего Небесного Жениха. Тогда не будет болезней, немощи, бедности, смерти, старения, боли, скуки.
В философии
История жертвоприношения Исаака, как пример столкновения моральных норм и божественного повеления, рассматривалась рядом философов нового и новейшего времени, так или иначе решавших проблему соотношения морали и религии. Иммануил Кант, чья этика декларирует полную автономность морали «в силу чистого практического разума» и независимость её от религии (и, более того, зависимость веры в Бога от предписаний морали), приводит в трактате «Спор факультетов» ответ, который Авраам должен был дать на приказ принести в жертву своего сына:
Более того, по Канту, Авраам мог быть уверен, что услышанный им голос не принадлежит Богу. Приказание совершить что-либо противоречащее моральному закону не может, по Канту, исходить от Бога, то есть высшего морального существа, идея которого является производной, а не основой морали.
Попытки экзистенциалистского истолкования жертвоприношения Исаака были сделаны Сёреном Кьеркегором (1813—1855) и Львом Шестовым.
Сёрен Кьеркегор, посвятивший проблеме трактовки жертвоприношения Исаака книгу «Страх и трепет», признаёт вслед за Кантом, что с этической точки зрения такое жертвоприношение было бы просто убийством. Но Авраам, по Кьеркегору, «перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое». Кьеркегор говорит о «телеологическом упразднении этического», возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически). «Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее» (то есть всеобщие моральные нормы); «существует абсолютный долг перед Богом», по сравнению с которым «этическое оказывается сведенным к относительному». Авраам — «рыцарь веры», верующий «силой абсурда». При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом «верил в противоречие» — в то, что он «состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни».
Исав и Иаков
У Исаака было два сына: Исав и Иаков. Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле, Иаков был кроткий и тихий, жил в шатрах вместе с отцом и матерью. Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи своей, а Ревекка больше любила Иакова. Исаву, как старшему сыну, принадлежало первородство, то есть преимущество над Иаковом в благословении от отца. Но вот, однажды Исав возвратился с поля усталым и голодным. Иаков в это время варил себе похлебку из чечевицы. И сказал ему Исав: «Дай мне поесть». Иаков же сказал: «Продай мне свое первородство», так как ему очень хотелось, чтобы к нему стало относиться благословение, данное Богом Аврааму, и тем самым ревностно послужить Богу. Исав ответил: «вот я умираю от голода, что мне в этом первородстве?» Таким ответом Исав показал свое пренебрежительное отношение к благословению Божию. Иаков сказал: «Поклянись». Исав поклялся и продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку. Когда же Исаак состарился и ослеп, то, чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Но, благодаря хитрости, устроенной Ревеккой, он вместо Исава благословил Иакова. Исаак вскоре узнал свою ошибку, и не смотря на это, все же утвердил за Иаковом свое благословение. За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был уйти из родной семьи. По совету родителей, он отправился на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, к брату ее Лавану, чтобы пожить у него, пока не пройдет гнев Исава, и при этом жениться на одной из дочерей Лавана. Примечание: См. Библию, в кн. «Бытие»: гл. 23; 24; 25; 27, 1-9.
«Отец!» — это имя говорит о семье
(Ин 17:11) Я уже не в мире, но они (ученики) в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! Соблюди их во имя Твоё.
Единственное имя, которое пришёл явить Иисус и это имя — Отец. В первую очередь, Иисус пытался открыть это Евреям. Он говорил им: «Не волнуйтесь, что пить и что есть и во что одеваться. Ваш Отец Небесный знает, что вы нуждаетесь в этом. Ваш Отец знает это еще до того, как вы попросите у Него». Он постоянно говорил: «Отец ваш!». Он обращался так к Израильтянам, ожидая, что они примут Его как Царя, и станут Божьими детьми. Но они отвергли Его. Они знали только Бога суверенного. Они хотели, чтобы Он был лишь во Святое Святых, в Храме. А сами они могли делать все, что захотят. Они не хотели близких взаимоотношений с Ним.
Если мы хотим быть в Его тени, укрываться в Его крыльях, мы должны иметь близкие взаимоотношения с Ним. Все это говорит о любви, о семейных взаимоотношениях.
Когда Бог спасает кого-то, Он делает это еще до того, как человек станет Его.
Пророчество о рождении Исаака
Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования. Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. Он имел большое количество золота и серебра, а все его имущество не могло поместиться в одном караване. Авраам скорбел только об одном — он не имел наследников. Его жена Сара и он сам были уже преклонного возраста, а детей в их семье так и не появилось. И тогда Бог еще раз явился своему избраннику и сообщил, что он станет отцом ребенка, от которого произойдет целый народ. В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий. Помимо этого Господь открыл Аврааму судьбу произошедшего от него народа на несколько веков вперед.
Примечания
- В гл. 15 Творец именуется только Яхве, а в гл. 22 — обычно Элохим, хотя упоминается и имя Яхве
- Ислам: Энциклопедический словарь. — М., 1991. — С. 88.
- 2Пар.
- Мишна, Таанит 2:4
- Талмуд, Мегила 31а
- Талмуд, Рош ха-Шана 16а)
- Фридман Р. Как создавалась Библия. — М.: Эксмо, 2011. — С. 369.
- Аверинцев С. С. Исаак // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 672.
- Ириней Лионский, Против ересей. IV:5; Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна. VIII:56
- Праздник жертвоприношения
- Фридман Р. Как создавалась Библия. — Москва: Эксмо, 2011. — С. 368, 369..
- Приложение «Спор с богословским факультетом» к трактату «Спор факультетов» (7:63n). Рассмотрение истории Авраама и Исаака включено в контекст спора философского и богословского факультетов, тем самым перекликаясь и полемизируя со знаменитым «Амулетом» Паскаля: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и учёных» (Паскаль Б.. Мысли. М., 1994, стр. 61). См. также трактат Канта «Религия в пределах только разума» (Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М., 1994, стр. 93).
- Симмонс Д. Падение Гипериона, гл.30. М., 1998. С.295-296
- Симмонс Д. Гиперион. М., 1998. С.404
В культуре
В изобразительном искусстве
«Врата веры». Часть «Акедат Ицхак» выделена красным
Самыми ранними памятниками изобразительного искусства на тему жертвоприношения Исаака являются фрагменты росписи одной из двух синагог в Дура-Европос (III в. н. э.) и часть мозаики синагоги Бет-Альфа (VI в. н. э.).
К этой теме обращались многие выдающиеся мастера европейской живописи: Бартоломео Беллано (1430—1492), Лукас Кранах Старший (1472—1533), Андреа дель Сарто (1486—1531), Тициан (1477?-1576), Паоло Веронезе (1528—1588), Караваджо (1573—1610), Рембрандт (1606—1669), Тьеполо (1696—1770) и другие.
В 1977 году скульптор Даниель Кафри выстроил в старом городе Яффо (Тель-Авив) «Врата Веры», состоящие из трёх элементов на тему трёх историй Танаха — одной из них является «Акедат Ицхак», при этом в выборе формы скульптуры автор исходит из буквального прочтения фразы «Связав своего сына Ицхака, он поместил его над дровами на жертвенник».
Файл:Benyamin Reich, Akedah.jpg
Беньямин Райх, «Акеда», 2005
Иногда история Ицхака служит сюжетом для постановочных фотографий (см. напр. слева).
В музыке
Из большого числа музыкальных произведений на тему жертвоприношения Исаака (их насчитывается около 50) наиболее известна «священная баллада» Игоря Стравинского «Авраам и Исаак» (первое исполнение — Иерусалим, 1964).
В литературе
Жертвоприношение Ицхака на протяжении веков служило темой христианской религиозной драмы.
В еврейской литературе на идиш известна пьеса А. Гольдфадена «Акейдас Ицхок» 1897 года. Мотив жертвоприношения Ицхака как символа высокой жертвы проходит через творчество ряда израильских поэтов и писателей 1960-70-х гг.
В русской литературе тема жертвоприношения Исаака разработана в поэме Иосифа Бродского «Авраам и Исаак» (1963).
Настолько Авраам был предан Богу, что готов был принести в жертву — своего единственного сына Исаака
Сын Авраама — Исаак каждый день радовал глаз своего отца. Авраам был очень сильно предан вере в единого Бога. Однажды Бог решил испытать Авраама и приказал ему, чтобы он принес Исаака в жертву. Принесение в жертву означало, что ему придется убить своего ребенка. Но настолько Авраам был предан Господу, что он пошел на это.
На следующее утро, он повел сына на гору, не говоря, ему, зачем они туда идут. Там он приготовил костер, чтобы совершить жертвоприношение Исаака. Исаак же был сильно удивлен, почему же уже разложены дрова, огонь был разведен, а овцы для жертвы все нет и нет.
Но тогда Авраам взял и положил на жертвенник своего мальчика, взял в руку нож, как вдруг он услышал голос с неба. Бог Авраама остановил, он сказал ему:
(бытие 23: 24)
Тогда Авраам очень сильно обрадовался, и снял Исаака с костра.
Однажды Бог решил испытать Авраама и приказал ему, чтобы он принес Исаака в жертву. Принесение в жертву означало, что ему придется убить своего ребенка, но настолько Авраам был предан Господу, что он пошел на это
Видение Иаковом таинственной лестницы
На пути Иаков остановился в поле ночевать, подложил под голову камень и уснул. И вот, он видит во сне: стоит лестница на земле, а верх ее касается неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а на верху лестницы стоит Сам Господь. И говорит Господь Иакову: «Я Господь, Бог Авраама и Исаака. Не бойся! Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству. И будет потомство твое многочисленно, как песок земной, и в семени твоем благословятся все народы земли. И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в эту землю». Здесь под семенем или потомком его, через которого благословятся, то есть осчастливятся, все народы, разумеется Спаситель. Лестница же, соединявшая небо с землею, прообразовала Божию Матерь, через Которую Сын Божий, родившись от Нее, сошел на землю для спасения людей. Божия Матерь, как та лестница, соединила небо с землею. Проснувшись, Иаков сказал: «Страшно сие место: это — дом Божий, это — врата небесные». Камень, на котором он спал, поставил он памятником и возлил на него елей (масло) в жертву Богу. Место это он назвал Вефиль, что значит: дом Божий. После этого, с надеждою на помощь Божию, он спокойно продолжал свой путь в Месопотамию. Иаков пришел в Харран к Лавану, к брату матери своей (т. е. к шурину, или иначе, к швагеру). Иаков рассказал Лавану обо всем и остался жить и работать у Лавана. Лаван спросил Иакова, какую он хочет плату за свою работу. Иаков согласился работать Лавану семь лет за дочь его, Рахиль, чтобы потом жениться на ней, т. к. он ее полюбил. Но Лаван хитростью отдал Иакову в жену не Рахиль, а старшую свою дочь Лию, оправдываясь тем, что таков местный закон, чтобы не отдавать младшую дочь раньше старшей. Тогда обманутый Иаков согласился работать еще семь лет за Рахиль. Через двадцать лет Иаков благополучно возвратился к отцу своему, в землю Ханаанскую, с большою семьей и имуществом. Исав же, давно не видевший брата своего, радостно встретил Иакова еще на пути. Господь, при особых таинственных обстоятельствах испытав силу Иакова, дал ему новое имя Израиль, что значит «бого-борец». И стал Иаков родоначальником народа Израильского, или, что то же, Еврейского. Примечание: См. Библию, в кн. «Бытие»: гл. 28, 10-22; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35.
Примечания
- В гл. 15 Творец именуется только Яхве, а в гл. 22 — обычно Элохим, хотя упоминается и имя Яхве
- Ислам: Энциклопедический словарь. — М., 1991. — С. 88.
- 2Пар.
- Мишна, Таанит 2:4
- Талмуд, Мегила 31а
- Талмуд, Рош ха-Шана 16а)
- Фридман Р. Как создавалась Библия. — М.: Эксмо, 2011. — С. 369.
- Аверинцев С. С. Исаак // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 672.
- Ириней Лионский, Против ересей. IV:5; Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна. VIII:56
- Праздник жертвоприношения
- Фридман Р. Как создавалась Библия. — Москва: Эксмо, 2011. — С. 368, 369..
- Приложение «Спор с богословским факультетом» к трактату «Спор факультетов» (7:63n). Рассмотрение истории Авраама и Исаака включено в контекст спора философского и богословского факультетов, тем самым перекликаясь и полемизируя со знаменитым «Амулетом» Паскаля: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и учёных» (Паскаль Б.. Мысли. М., 1994, стр. 61). См. также трактат Канта «Религия в пределах только разума» (Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах. Том 6. — М., 1994, стр. 93).
- Симмонс Д. Падение Гипериона, гл.30. М., 1998. С.295-296
- Симмонс Д. Гиперион. М., 1998. С.404