Супружество авраама с хеттурою: филарет дроздов [толкование на бытие]

Бог испытывал послушание Авраама и сказал ему принести в жертву своего сына Исаака

Авраам приносит в жертву своего сына Исаака. Это было испытание от Бога  — насколько он будет послушным. Особенно тяжело было решиться на такое, если учесть, что обещанный сын у Авраама появился в 100 лет

Авраам был предан Богу и послушно выполнял все го указания. Однажды Господь решил испытать веру и преданность своего лучшего слуги. Он приказал Аврааму принести в жертву его единственного и долгожданного наследника Исаака.

Авраам был убит горем, но не смел ослушаться. Он собрал вязанку дров и вместе с Исааком отправился на гору Мориа, как указал ему Бог.

Исаак спрашивал у отца по пути — где же агнец для жертвы, на что Авраам отвечал, что на вершине Бог укажет. По пришествию на указанное место, Авраам разложил жертвенный костер, связал Исаака, и собирался было заколоть его, как Ангел остановил его, сказав, что Господь уверен в преданности и верности Авраама. В очередной раз Бог благословил Авраама, обещав дать ему многочисленное потомство.

Авраам как историческая личность.

Как и всякая история Библии, история Авраама одними принимается на веру, другие же сомневаются в подлинности библейских историй и даже в самом факте существования тех или иных библейских персонажей.

Что же мы можем сказать про Авраама? Ученые доказали, что Авраам – не только библейский персонаж, но и вполне реальная личность.

Археологические раскопки, проведенные в городе Ур, который указан в Книге Бытия как место рождения Авраама, а также недавние открытия древних табличек, которые содержат имена Авраама, его родственников и даже врагов, подтверждают, что Авраам – реальная историческая личность.

Раскопки в городе Ур

По всей видимости, Авраам был вождем племени кочевников habiru (позже эти племена стали называться евреями). Племена habiru не имели собственной земли и переходили с места на место. Этот исторический факт не противоречит Библии, так как в Ветхом Завете мы находим описание многочисленных странствий Авраама.

Дети Авраама

Сарра считала, что уже не сможет выносить и родить потомство, поэтому предложила Аврааму взять в жены ее служанку, египтянку Агарь. Авраам согласился и Агарь родила мальчика, которого назвали Измаилом. Агарь возгордилась тем, что смогла родить Аврааму сына, Сарра была опечалена и попросила Авраама отослать Агарь и Измаила. Авраам дал Агарь хлеб и воду и отпустил их. Мать и сын долго бродили по пустыни, у них закончилась вода. Понимая, что в пустыне их ждет неминуемая гибель, Агарь отошла от Измаила и заплакала «не хочу видеть гибели моего сына».

Тогда Агарь вдруг услышала голос Ангела, который велел ей не бояться и идти, потому что оба они выживут, а у Измаила будет множество потомков. Агарь увидела колодец, напоила сына, и они пошли дальше. Измаил действительно выжил, вырос и женился на девушке из Египта.

Авраам же однажды встретил трех усталых путников, он приказал принести им воды и омыть ноги, накормив гостей, Авраам встал и услышал, что путники спрашивают:

— Где Сарра, жена твоя?

Авраам ответил, что Сарра в шатре неподалеку. Один из путников пообещал, что еще встретит Сарру и Авраама через год, но к тому времени у Сарры уже родится сын.

Аврааму было 99 лет, а Сарре 89, Сарра рассмеялась и сказала, что им пора иметь внуков, а не детей, но путник ответил «есть ли что-то трудное для Господа?». В усталых путниках Авраам и Сарра поначалу не узнали Святую Троицу…

Через год у Авраама действительно родился сын, которого назвали Исааком, что в переводе означало «Бог смеется». Господь радовался рождению сына у Авраама. Исаак был любимым ребенком, он пас стада и играл у шатра с другими детьми. Авраам и Сарра были счастливы, но однажды наступил день сурового испытания…

Примечания и ссылки

  1. ↑ и .
  2. «Святая родословная» из Книги Пещеры Сокровищ.
  3. .
  4. .
  5. Пирке Рабби Элиэзер.
  6. Баба Батра 91а.
  7. Написано из Дамаска, A4: 7-11.
  8. Бытие 12: 11-13
  9. Быт. 12: 14-17
  10. Бытие 12: 18-20
  11. Андре Венен , «  Авраам, Сара и Агарь в книге Бытия. Нарративный подход и интерпретация  », Transversalités , vol.  141, п о  22017 г., стр.  157
  12. (in) Виктор П. Гамильтон, Книга Бытия. Главы 1-17 , Гранд-Рапидс, Мичиган, Эрдманс, др. Новый международный комментарий Ветхого Завета , 1990, стр. 444-445
  13. Быт. 16,2b
  14. : 1-6
  15. Быт. 16: 2-6
  16. Быт. 16:16
  17. (in) Браун, Раймонд Э. (Раймон Эдвард), 1928–1998. Фитцмайер, Джозеф А. Мерфи, Роланд Э. (Роланд Эдмунд), 1917-2002. Мартини, Карло Мария Кардинал. , Новый библейский комментарий Иеронима , Прентис-Холл,1990 г. , p.  22
  18. Быт. 17: 4
  19. Быт. 17: 4-5
  20. Быт. 17: 6-8
  21. Быт. 17: 10-12
  22. Бытие 17:15
  23. Быт. 17: 16-17
  24. Быт. 17:19
  25. Быт. 17:21
  26. .
  27. Быт. 18: 6
  28. Быт. 18: 11-15
  29. Быт. 20
  30. .
  31. .
  32. .
  33. Быт. 21: 9
  34. .
  35. .
  36. .
  37. .
  38. Быт. Глава 22
  39. .
  40. Быт. 23: 2
  41. Быт. 23
  42. .
  43. Библия с комментарием Раши к Торе в переводе Жака Коха. Комментарий Раши к стиху 2 главы 23 Книги Бытия.
  44. Мартин Лингс, Мухаммад , Глава 1. Дом Бога, издательство Suhail Academy Publishing.

Иконография

Среди вариантов изображения жертвоприношения Авраама чаще всего встречается композиция, где Авраам левой рукой держит за волосы коленопреклоненного Исаака, в правой руке — занесенный нож; слева от Авраама у дерева — овен, в небесном сегменте — десница Божия. Иногда позади Авраама изображен ангел (рельеф саркофага Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана) — ангел представлен в виде юноши без крыльев). Этот тип иконографии удержался в визант. и в древнерус. искусстве.

С IX в. Авраам начинает изображаться с нимбом . Вместо десницы Божией в небесном сегменте или около него чаще помещается ангел (Хлудовская Псалтирь. IX в. ); фреска собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в., мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в., и кафедрального собора в Монреале (Юж. Италия), 1180-1190 гг.; роспись в жертвеннике ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове, 1313 г.).

С XII в. Авраам, как правило, изображается старцем с длинными седыми волосами. С XVI в. сцена жертвоприношения Авраама в русских рукописях помимо иллюстраций Псалтирей известна в миниатюрах Палеи, Хронографов, Лицевого Летописного свода, Библии (Псковская Палея. 1477 г.: миниатюры сер. XVI в. ); и в клеймах икон (напр. Св. Троица с деянием, сер. XVI в. (ГРМ); Св. Троица в бытии, 1580-1590 гг. (СИХМ) и др.).

Авраам и три ангела, 16 в., Афины, Музей Бенаки

Святая ТроицаЕвхаристии

Наряду с ветхозаветными сценами в визант. искусстве разрабатывается иконография, основанная на евангельской притче о богаче и бедном Лазаре (Лк 16, 22), получившая название «Лоно Авраамово». Самое раннее из известных изображений — миниатюра Гомилий Григория Назианзина (880-882 гг. ), где сидящий на престоле Авраам держит на коленях фигурку Лазаря, символизирующую его душу. В Псалтири Барберини (1092 г. ) А. с фигуркой в руках сидит под деревьями. В иллюстрациях Псалтирей встречаются многочисленные изображения Авраама, иллюстрирующие различные тексты о праведниках, рае, праведной жертве. Композиция «Лоно Авраамово», символизирующая рай, входит как один из элементов в цикл «Страшного Суда» (Евангелие. XI в. ). Вместе с Авраамом в раю изображаются сидящие на престоле ветхозаветные патриархи Исаак и Иаков, за пазухами которых находятся детские фигурки — души праведных (напр., фрески Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). В XVI в. в рус. храмовых росписях «Лоно Авраамово» помещается в диаконнике (Архангельский собор Московского Кремля, ц. Св. Троицы в Вязёмах), что связано с традицией совершения здесь заупокойных служб (Стоглав. Гл. 13). В палеологовском искусстве изображение Авраама в числе ветхозаветных праведников встречается в храмовых росписях монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг., ц. Феодора Стратилата в Новгороде, 80-е гг. XIVв.

Отдал жену другому!

Там Авраам оказался в сложном положении. Дело в том, что жена его отличалась выдающейся красотой. А он отлично знал тамошние обычаи: красавиц, так сказать, приближал к себе фараон. А их мужей отправлял на тот свет, чтобы не мешали. И тут Авраам, человек непростодушный и дальновидный, схитрил. Он сказал жене: — Как увидят египтяне твою красоту, так меня и убьют. Скажи, что ты не жена мне, а сестра, и я спасусь. Нельзя сказать, что прародитель еврейского народа солгал: супруга на самом деле приходилась ему «полусестрой». В нашем понимании такой поступок выглядит дико. Но в Древнем мире царили другие нравы: жена считалась полной собственностью мужа, и он мог распоряжаться ею по своему Усмотрению. А, супруга не имела права не подчиниться. В общем, Авраам остался в выигрыше от такой махинации. Фараон брату красивой наложницы подарил слуг и скот. Супруги на время разлучились: Сарра теперь жила во дворце фараона. Но, по всей видимости, муж и жена тайно встречались, потому что про их отнюдь не кровную связь пронюхал фараон. Он спросил Авраама: — Почему ты мне не сказал об этом? Я едва не сделал её своей женой. — Я подумал, что в ваших местах не боятся Бога и меня из-за неё убьют, — ответил Авраам. — Возьми её и уходи, — распорядился фараон. Супруги подчинились, в общем, очень гуманному приказу царя Египта. И вернулись они в землю Ханаанскую. И тогда Аврааму вновь явился Бог и пообещал ему, что вся земля эта будет ему принадлежать: «Будет многочисленно потомство твое, как песок земной. Встань, пройди по земле этой во всю её ширь — вся будет твоя».Через некоторое время Господь опять явился прародителю евреев во сне и повторил Своё обещание: «Я твой щит, Аврам, и награда твоя велика». — Нет детей у меня, — пожаловался Авраам. — Наследником в доме моем Елиезер из Дамаска. — Потомков будет у тебя столько же, сколько на небе звёзд. И весь этот край Я тебе отдаю, — сказал Бог. Аврааму трудно было поверить в предсказание: они с женой много лет были вместе. Но дети так и не появились. Они не знали, что и делать. И в этот момент Сарра проявила характер. У неё была служанка-египтянка по имени Агарь. Сарра сказала Аврааму: — Если не дано иметь детей мне, пусть Агарь родит тебе сына. Прародитель согласился. Он «возлег» со служанкой. И та забеременела от него. Забеременев, прислуга сразу обнаглела и стала всячески унижать бездетную Сарру, как будто забыв, кто в доме хозяйка. Но прародительница евреев была не тем человеком, который стал бы терпеть подобную наглость. Сарра теперь во всём винила Авраама. — Это ты во всём виноват, — сказала она мужу. — Твоя служанка, и делай с ней, что тебе угодно, — ответил Авраам. Расчётливый мужчина умыл руки. И Сарра выгнала Агарь в пустыню. Но Бог явился к служанке и повелел ей вернуться в дом Авраама и во всём подчиняться Сарре. Египтянка послушалась. В доме прародителя евреев она родила сына Измаила, который сегодня считается предком всех арабов. Только вот у Сарры с Авраамом по-прежнему не было потомства, несмотря на все предсказания Всевышнего.

Когда Исаак состарился, он призвал Исава, чтобы благословить его на дальнейшее право смотреть за их родом

Исав так и продолжал общаться с Иаковом как со своим старшим братом. Когда Исаак состарился, и почти ослеп, он призвал Исава и сказал ему: «Сын мой, я скоро умру, возьми же свое оружие, иди в поля и налови мне дичи, и приготовь из нее мое любимое кушанье, тогда я благословлю тебя перед смертью» (Бытие 25:19-34).

Жена Исаака услышала это и сильно забеспокоилась, что родительское благословение получит Исав, а любимцу ее  ничего не останется. Именно она Иакову предложила подойти к отцу и хитростью получить у него благословение, раньше его брата.

Тогда Иаков из своего стада взял пару козлят, мать Ребекка приготовила любимое кушанье для мужа. Затем Иаков надел на себя охотничье платье, одел на себя шкуры животных, то есть стал выглядеть так, как ходил его родной брат. Взял кушанье и пошел к отцу за благословением.

На фото мы видим, как жена Исаака — Ребекка хитростью проводит своего мужа, для того, чтобы ее любимчик Иаков получил благословение от отца

Тогда Иаков к Исааку подошел, и сказал, что он его старший сын, что он сделал так, как он повелел, принес ему любимое кушанье для того, чтобы он его благословил.

Отец слепой стал щупать сына и с удивлением сказал, что голос не похож на старшего сына и то, что руки его косматые, как  у Исава. Но он поверил, что это его старший сын и благословил его, сказав:

(Бытие 25:19-34)

Когда Исав вернулся с охоты, он приготовил кушанье из дичи и принес его отцу. Но отец сказал ему, что уже отдал ему свое благословение. Тогда Исав сразу понял то, что его старший брат его опередил. Он воскликнул: «отец мой, благослови меня». Но отец сказал ему тоже самое.

Его родина

Авраам родился примерно за 2 166 лет до Иисуса вблизи месопотамского города Ур (322 км юго-восточнее современного Багдада).

Его отец Азар (в Библии Фарра и Терех (Терах)) был идолопоклонником, его родословная восходила к Симу, сыну Ноя. Некоторые ученые связывают его имя с идолом, которому он поклонялся. Скорее всего, Азар принадлежал к аккадцам – семитскому народу с Аравийского полуострова, обосновавшемуся в Месопотамии  примерно в третьем тысячелетии до новой эры.

В раннем детстве, еще до начала противостояния своему народу,  Авраам со своим отцом и некоторыми членами семьи переселился в город Харран. Хотя христиано-иудейские источники утверждают, что это произошло намного позже, уже после изгнания из родного города. Библия говорит о смерти одного из братьев Авраама –Арана – в городе Ур («Бытие» 11:28). Он был взрослее Авраама, так как его старший брат Нахор женился на дочери Арана («Бытие» 11:29). Библия не упоминает о переселении в Харран. Первый приказ переселиться Авраам получил уже находясь в Харране;

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;…. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана» («Бытие» 12:1-5).

Итак, мы видим, что приказ переселиться был вовсе не из Ура в Ханаан. Ведь иначе, каким образом было бы возможно, что Авраам с семьей проживал в Харране затем оставил отца и направился в Ханаан?

Коран упоминает о переселении Авраама, но уже после размолвки с отцом и соплеменниками из-за их неверия. Если бы на тот момент Авраам находился в Уре, отец, подвергавший его пыткам,  вряд ли отправился вместе с ним. Ур был великим городом (на что указывают археологические данные), который перенес подъем и падение за период жизни Авраама. Поэтому вероятно, что внешние условия толкнули Авраама на переселение. Скорее всего, он избрал Харран по причине того, что его жители исповедовали ту же религию, что и в Уре.

Религия Месопотамии

Археологические раскопки рисуют довольно живописную картину духовной жизни  Месопотамии времен пророка Авраама. Ее жители верили в пантеон, где каждое из божеств имело свою сферу влияния. Большой храм Аккадского бога луны являлся центром города Ур. Луна так же считалась главным божеством. Жители Ура верили, что Бог обитает в этом храме, где верховным был деревянный идол, а остальные идолы прислуживали ему.

Великий Зиккурат Ура, храм Нанны – бога луны, также известного как Син.

Познание Бога

Когда именно Авраам познал истинного Бога? На этот счет у христианских и иудейских ученых есть несколько версий: в три года, десять лет, сорок восемь лет. Коран не называет точной даты ниспослания первого откровения, однако, момент, когда соплеменники изгоняют его за отречение от идолов, описывается в Коране. И здесь Господь называет Авраама молодым человеком. Кроме того, Авраам сам признается, что обладает знанием, не доступным отцу, когда призывал его поклоняться Единому Богу (19:43). Коран совершенно точно заявляет, что Авраам – один из пророков, кому было ниспослано откровение:

«Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея)» Коран 87:18-19)

Три Ангела возвестили Аврааму, что его настоящая жена Сарра родит ему сына

Однажды, Аврааму повстречались три путника, уставшие с дороги. Авраам, будучи гостеприимным хозяином, омыл ночи путникам и пригласил в дому. Угощал их телятиной, молоком и маслом. Наевшись и отдохнув, один из путников спросил Авраама, где его жена Сарра?

Сарра в этот момент была у входа в шатер и слышала разговор мужчин. Один из путников был сам Господь в обличии Ангела. Он рассказал Аврааму, что через год Он вернется и Сарра забеременеет, а впоследствии родит сына, наследника.Сарра слышала это и в душе усмехнулась. Святой Ангел сказал: «Зачем ты смеешься, Сарра? Господь всемогущ. Ничего нет невозможного для Бога»

Аврааму на тот момент было уже 99 лет, а жене его Сарре 89. Бог сдержал слово и, через год у Сарры и Авраама родился сын — Исаак. Поэтому ответ на вопрос «сколько лет было Аврааму когда родился Исаак» — 100 лет.

Измаил, сын Авраама от египтянки Агарь насмехался над маленьким наследником. Сарра, увидев это, пришла в ярость и приказала прогнать Агарь вместе с Измаилом прочь из дому. Авраам, будучи добросердечным человеком, поначалу хотел умиротворить жен, но Бог подтвердил желание Сарры.

Агарь с Измаилом стали жить отдельно, и от Измаила произошел народ измаильтяне — их считают предками современных арабов.

Авраам высылает Агарь и Измаила из дома. После этого оба сына Авраама, Исаак и Измаил, встретятся только после смерти Авраама, чтобы его похоронить

Сыновья Исаака и Ребекки стали зваться — Исавом и Иаковом

Первый младенец вышел из утробы матери, весь красный и весь в волосах, это и определило его имя — Исав. Это слово по-еврейски означало «волосатый». Затем родился его брат, который держался за пятку брата своего, именно поэтому его назвали — Иаков, что по-еврейски, значит, пятка.

Исав и Иаков — дети Исаака. Иаков был более кротким человеком, любил сосредоточенную жизнь. Отец больше всего любил Исава, а мать любила — Иакова. Сыновья Исаака очень часто разнились и ругались.

У Исаака и Ревекки родилось двое близнецов — Исав и Иаков. Отец больше всего любил Исава, а мать любила — Иакова

Исав — сын Исаака очень любил охотиться на зверей, и был как бы степным человеком. Иаков — любил более мирную пастушескую жизнь.

Однажды Исав вернулся с охоты, он был очень уставшим и голодным. У  Иакова он увидел, что стоит похлебка из чечевицы, тогда он попросил поесть. Когда Иаков сказал своему брату, чтобы тот уступил ему свое старшинство, так как Исав был старшим братом, и должен был после смерти отца стать начальником семьи.

За похлебку с чечевицей Исав отказался от старшинства в пользу своего родного брата — Иакова, когда вернулся сильно голодным и уставшим после охоты

Исав же сказал, что он умирает, на что ему сейчас это старшинство. Яков накормил брата, Исав и не пожалел, что продал право старшинства за простую чечевичную похлебку.

Гости Авраама

Когда Авраам сидел у входа в шатер, как истинный бедуин, он приметил, что к нему приближаются три человека. Авраам подбежал к этим людям и поклонился, он каким-то образом узнал, что один из гостей – Господь. Он обрадовался, что Бог пришел навестить его. Хозяин дома начал суетиться, чтобы накормить гостей. Женщины отвечали за хозяйство. Авраам прибежал к Сарре и попросил ее испечь пресные лепешки для дорогих гостей, а слугу попросил взять самого лучшего теленка и приготовить его.

Гости сказали Аврааму, что Бог даст ему потомство, исполнит Свой завет, что обещал, то исполнится. Сарра подслушивала, о чем говорит ее муж с гостями, и рассмеялась. Ей было смешно, что она еще сможет родить ребенка. Сарра понимала, что была стара, и обычно все репродуктивные функции организма в этом возрасте уже неактивны.

Господь с непониманием отнесся к смеху Сарры. Ответ описан в Библии: жена Авраама, Сарра, поделилась своим сомнением, что родить в старости дитя невозможно. На что Господь сказал Аврааму, что ребенок появится на свет в следующем году.

Когда Сарра, жена Авраама, услышала, что сказал один из гостей, она соврала, что не смеялась. Но от Господа ничего нельзя утаить, Он знает сердце каждого человека. Сарра испугалась, что засомневалась в словах Бога, и поэтому сказала неправду.

«Твой единственный сын»

Как говорится в «Бытие» 22, Аврааму предстояло пролить кровь единственного сына. Поскольку Исмаил по единогласному мнению исламских, христианских  и иудейских ученых – первенец Авраама, то на роль «единственного» сына больше подходит именно он.

Да, христианские ученые часто спорят о полноправности Исмаила, ведь он – сын наложницы. Однако, как уже упоминалось, в иудаизме дарить служанку мужу, чтобы она родила ему наследника, было обычным делом среди бесплодных женщин. Ребенок наложницы считался ребенком жены отца и являлся полноправным членом семьи. Более того, первенцу по праву причиталась двойная доля наследства, даже если его не любили («Второзаконие» 21:15-17)

К тому же из текста Библии понятно, что сама Сара собиралась принять ребенка Агари как равноправного наследника. Она знала об обещании Бога Аврааму: заполнить землю от Нила до Ефрата его потомками (Бытие 15:18); поэтому отдала Агарь, предполагая, что через нее сбудется пророчество. Она сказала:

«…вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее» («Бытие» 16:2)

Лия и Рахиль, жены Иакова (сын Исаака) так же отдали служанок мужу, чтобы те родили им детей (Бытие 30:3, 9-13). Их детьми стали Неффалим, Дан, Гад, Ашер (Асир) – одни из двенадцати сыновей Иакова и родоначальники двенадцати колен Израилевых, а, следовательно – правомерные наследники.

Из вышесказанного мы понимаем, что Сара считала рождение детей от Агари исполнением пророчества, и собиралась принять их как собственных. Вывод – Исмаил не может считаться незаконным сыном, он – законный наследник.

Многократно этот факт подтверждается Господом. Библия называет его «семя Авраама»:

«…и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое» («Бытие» 21:13)

Существует много доказательств того, что именно Исмаила, а не Исаака следовало принести в жертву, если Аллаху будет угодно, мы посвятим этой теме отдельную статью.

Далее Авраам сообщает новость сыну, чтобы увидеть его реакцию на приказ Всевышнего:

«Мы сообщили ему благую весть о кротком сыне.Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, сказал: «О сын мой! Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты ?» Сын ответил: «О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет годно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым» (Коран 37:101-102)

Теперь представьте, что Ваш отец обратился к вам со словами: «Во сне я получил приказ принести тебя в жертву». Кто из нас воспримет такие слова всерьез, не говоря уже о подчинении воле отца? Его здравомыслие тут же окажется под вопросом.

Вдумайтесь в этот аят! Поистине, только благочестивый сын мог ответить такой смиренностью. Набожный сын набожного отца покорился воле Бога. Авраам отвел его туда, где следовало пролить кровь сына и уложил лицом вниз. Господь далее описывает картину самой сути покорности в аяте, который поражает до глубины души:

«Когда они оба покорились и поверг его (чтобы совершить жертвоприношение) (Коран 37:103)

Авраам занес нож над сыном, но голос остановил его:

«Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты исполнил во сне». Воистину, так Мы воздаем тем, кто вершит добро. Воистину, это и есть явное испытание» (Коран 37:104-106)

Действительно, это величайшее испытание – убить сына, родившегося в столь преклонном возрасте Авраама, когда он так мечтал о преемнике! Авраам доказал свою готовность отдать Господу самое ценное. Именно поэтому Господь сделал его предводителем людей и благословил потомством из пророков:

«Вот испытал Господь Ибрахима (Авраама) повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей». Он сказал: «И из моего потомства». Он сказал: «Мой завет не коснется беззаконников» (Коран 2:124)

Тогда Авраам принес в жертву ягненка:

«Мы выкупили его великой жертвой» (Коран 37:107)

Этот совершенный образец подчинения Богу повторяется миллионами мусульман каждый год во время Хаджа (паломничества) в день, именуемый Йаум аль-Нахр – день жертвоприношения или ‘Ид аль-Адха – праздник жертвоприношения.

Авраам вернулся в Палестину, где ангел обрадовал его и Сару вестью о сыне Исхаке:

«Они сказали: «Не бойся! Воистину, мы принесли тебе благую весть об умном мальчике» (Коран 15:53)

Тогда же Авраам узнал и об уничтожении народа Лота.

Сарра

Она (да будет доволен ею Господь) – мать пророка Исаака (Исхака) (мир ему), первая жена пророка Ибрахима (мир ему). Она приходится ему двоюродной сестрой: её отец Харун был братом отца Ибрахима (мир ему). Господь её упомянул во многих местах священного Писания – Корана. Она описывается как набожная женщина с правильным вероубеждением. Сарра уверовала в призыв пророка Ибрахима (мир ему) и перенесла всякие тяготы призыва и не отступила от него ни на шаг. Она прошла великое испытание  бесплодием и не могла родить до преклонного возраста. Но Господь почтил её и её мужа, к ним прибыли ангелы от Милостивого с радостной вестью рождением сына Исхака. Об этом говорится в Священном Коране:

وَلَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُنَا إِبْرَاهِيمَ بِالْبُشْرَى قَالُوا سَلَامًا قَالَ سَلَامٌ

«Мы послали Своих ангелов к Ибрахиму с радостной вестью; они сообщили ему и его жене, что у них родится сын. Они приветствовали его, говоря: «Мир тебе!» И он ответил: «И мир вам!»» (смысл 69 аята суры «Худ», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Сарра получила предвещенную радость – у неё родился благодатный сын, которого нарекли Исхаком (Исааком) (мир ему), в роду которого было около тысячи пророков.

 Далее Всевышний говорит:

فَبَشَّرْنَاهَا بِإِسْحَاقَ وَمِنْ وَرَاءِ إِسْحَاقَ يَعْقُوبَ

«Мы через Своих ангелов обрадовали её вестью о том, что она родит от своего мужа Ибрахима сына, которого назовут Исхаком (Исааком). Он будет жить, и у него будет сын по имени Якуб (Иаков)» (смысл 71 аята суры «Худ», тафсир «аль-Мунтахаб»).

По причине засухи Божий Посланник (мир ему) вместе с супругой были вынуждены отправиться на плодородные земли Египта, вследствие чего подверглись испытанию царём притеснителем, однако спаслись от его коварства по воле Господа и получили в качестве подарка его пленницу по имени Хаджар (Агарь), которая происходила из знатного рода. И Ибрахим (мир ему) женился на ней.  

Характер Сарры

Жена Авраама Сарра не была послушной марионеткой в руках своего мужа.

Да, она слушалась Авраама, но имела вредный, а временами и упрямый характер, благодаря которому могла настоять на своем решении. В 21-й главе, стих 12 книги Бытие, Бог лично говорит Аврааму, чтобы он слушался голоса жены:

Авраам регулярно обращался за просьбой или советом к жене, а также считал важным для себя получить одобрение Сарры, чтобы принять то или иное решение.

Как описано в Библии, Сарра, жена Авраама, указывала на то, что мужу надо сделать, и он выполнял ее просьбы. Примером может служить взаимоотношения Сарры и Агарь. Сарра попросила Авраама выгнать служанку, которая родила от него сына. Авраам не хотел выгонять Агарь, но Сарра проявила жесткость в характере, и он был вынужден послушаться жены. Авраам отправил служанку с сыном в изгнание, хоть и сделал это против своей воли.

Агарь (Хаджар)

Она (да будет доволен ею Господь) является второй женой Ибрахима (Авраама) (мир ему) после Сарры. Хаджар является матерю пророка Исмаиля (мир ему). Всевышний упомянул их историю в священном Писании, когда Ибрахим (мир ему) отправился в почтённую Мекку и оставил жену с сыном в неплодородной пустыне, зная что Господь склонит сердца людей к ним.

رَبَّنَا إِنِّي أَسْكَنْتُ مِنْ ذُرِّيَّتِي بِوَادٍ غَيْرِ ذِي زَرْعٍ عِنْدَ بَيْتِكَ الْمُحَرَّمِ رَبَّنَا لِيُقِيمُوا الصَّلَاةَ فَاجْعَلْ أَفْئِدَةً مِنَ النَّاسِ تَهْوِي إِلَيْهِمْ وَارْزُقْهُمْ مِنَ الثَّمَرَاتِ لَعَلَّهُمْ يَشْكُرُونَ

«Господь Наш! Я поселил некоторых из моего потомства в мекканской неплодородной долине, где не растут злаки, у Твоего Дома Священного, который Ты сберёг, запретил людям посягать на него, попирать его и сделал окружающую его местность безопасной. Господи! Окажи им милость, чтобы они выстаивали молитву у этого Дома, и склони добрые сердца других людей к ним, чтобы они посещали Твой Дом, и надели их плодами, посылая их с паломниками, чтобы они благодарили Тебя за Твою милость, совершая молитву и обращаясь к Тебе» (смысл 37 аята суры «Ибрахим», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Господь одарил их источником воды Зам-зам, пока Хаджар семь раз ходила между холмами Сафа и Марва. Она очень сильно обрадовалась, когда обнаружила бурлящую воду возле сына. Госпожа Хаджар покинула этот мир в почтённой Мекке. Так как Ибрахима (мир ему) на тот момент не было рядом, похоронные обряды взял на себя сын Исмаил (мир ему).

Пророчество Сары [↑]

Сара была, как мы помним, первой из семи еврейских пророчиц. Другие праматери также были пророчицами , но из них лишь Сара получила пророчество, имеющее значение для будущих поколений: «Не будет наследовать сын рабыни этой вместе с сыном моим, Ицхаком» (Берешит 21, 10).

Сара была пророчицей с рождения, поэтому при рождении ей дали имя Иска, что толкуют как «созерцание», «вИдение», имея в виду ее пророческий дар, способность «видеть», «провидеть».

Уровень пророчества Сары был выше, чем уровень пророчества Авраама. Это следует из того, что Всевышний «утвердил» ее решение изгнать Агарь с Ишмаэлем, а Аврааму сказал: «Все что скажет тебе Сара — слушайся голоса ее…» (Берешит 21, 12).

Библейская критика

Переселение Авраама, Гюстав Доре, 1865 г.

XIX

Наряду с этим в апологетической традиции XIX-XX вв., защищавшей свидетельства Свящ. Писания от возражений отрицательной критики, зап. и правосл. ученые приводили аргументы в пользу историчности повествований о ветхозаветных патриархах .

У историков в большинстве случаев не вызывает сомнения историчность персон ветхозаветных патриархов. В пользу историчности Авраама говорит то, что имя Авраам не вымышленное имя мифического персонажа и не эпоним этнической группы, но встречающееся и в др. внебиблейских источниках личное имя . Имя Аврам (от Быт 11, 26 до Быт 17, 5), вероятно, краткая форма имени Авирам (евр. , — отец высок, возвышен) и встречается в 3 Цар 16, 34, по своему значению, возможно, является теофорным эпитетом, подчеркивающим величие Господа.

Археологические открытия 2-й пол. XX в. (особенно в Нузи и Мари) показали, что предание о ветхозаветных патриархах отразило исторические реалии среднебронзового века (1-й пол. II тыс. до Р. Х.) и обнаруживает определенные параллели с обычаями, нравами и правовыми представлениями древневост. культур этого времени и т. о. подтверждают сообщения Библии .

Попытки ученых точно датировать время ветхозаветных патриархов с использованием данных археологии не приводят, однако, к единому мнению, предлагаются даты: XX/XXI в. до Р. Х.; между XX и XVI вв. ; XIX/XVIII в. .

Авраам и его семья идут в землю, которую обещал им Бог

На родине нашего героя преобладало язычество, поэтому Господь приказал Аврааму покинуть родную землю и отправиться в земли, которые выбрал Бог.

Авраам в свои 75 лет собрал жену Сарру, племянника Лота, богатство и слуг для путешествия в плодородную Ханаанскую земля, по обоим берегам реки Иордан.

После того, как они прибыли в эту землю, Авраам принес жертву Богу. Бог назвал Аврама – Авраамом, то есть отцом многих, а Сара стала Саррой.

С течением времени, стада Авраамовы размножились и дабы избежать конфликтов, племянник Авраама Лот отделился от семьи и поселился неподалеку, в городе Садом.

Сам же Авраам остался в Ханаанской земле, его шатер и жертвенник располагался под Мамврийским дубом. Авраам принес щедрую жертву Господу, а Бог, в благодарность за это обещал Аврааму большое потомство, народ, от которого произойдут все народы и родиться Спаситель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector