Потомство каина: распространение отверженного племени [филарет дроздов]
Содержание:
- Каин женился и основал город
- Духовные стихи
- Есть немало спекуляций на счёт отца Каина
- Первый человек
- Преступление и наказание
- А как же Закон Божий?
- Продолжение рода
- Каин убил Авеля и был обречён за это на скитания
- Возражения
- Первый человек
- Каин — первый рождённый человек, его матерью была Ева
- Дети Адама и Евы
- История братьев
- Последний Адам
Каин женился и основал город
О дальнейшей судьбе Каина Библия тоже говорит немного:
Быт. 4:11–15
Апокрифическая книга Юбилеев сообщает подробности этих событий. Во-первых, мы узнаем, откуда появилась жена Каина:
Во-вторых, нам известно, что её звали Аван:
Таким образом, Каин стал основателем первого в человеческой истории города Енох и продолжил своё потомство.
Многие исследователи пытаются приписать основание города Еноху из тех соображений, что Каин был обречён на скитания, но это не сильно убедительные версии. Приходится признать, что в тексте Бытия просто присутствует ещё одно из многих противоречий.
Духовные стихи
Авель
Скоро будет полночь. Где ж он? Со стадами Не вернулся Авель ныне отчего? И смотрела Ева грустными очами: — Каин, ты не видел брата своего? Ей не отвечая, совестью томимый, Каин покидает бедный их шатер. Как он хмур, проклятьем и стыдом гонимый. Мать в затишье ночи устремляет взор. Не до сна теперь ей. В степь бежит поспешно. Острые каменья режут ноги ей. — Авель! — восклицает Ева неутешно. — Авель! — гулко вторит тишина полей. Может быть, далеко он ушел со стадом? Ангел верно знает… Огненным мечом Путь он мне заступит, но молящим взглядом Я спрошу о милом пастыре моем. И у райской двери, где мечом палящим Страж Эдемской сени путь ей преградил, Спрашивала Ева голосом дрожащим: — Авель со стадами здесь не проходил? — Плачь, о, Ева, горько! Там, где по уступам Диким теревинфом поросли холмы, Каином убитый бездыханным трупом Он заснул навеки средь полночной тьмы! Это смерть! Свершилось! В трепете, в смятении, Слов не понимая, к сыну мать спешит. Вдруг остановилась. Милое виденье: Авель перед нею — как он сладко спит! Разметал он кудри и раскрыл он очи, Будто улыбался небесам светло, Будто любовался блеском звездной ночи, Чисто, безмятежно юное чело. — Милый, встань, проснися, как я испугалась, Как сюда бежала… встань, пойдем домой!.. Авель!.. И, целуя, вся к нему прижалась. Авель ей ни слова — бледный и немой. И проник ей в сердце жгучий огнь страданья. Что сказал ей ангел? И сорвалось с губ — Первое сознанье, страшное сознанье: — Смерть! — она вскричала, падая на труп. Плыл туман и ветер плакал над полями, Что дерзнул убийца кровью запятнать. И встречало солнце скорбными лучами Первую над сыном плачущую мать.
Петр Порфиров (1870 — 1903 г.г.) опубликовано: «Вера и Жизнь» 2, 1981 г.
Есть немало спекуляций на счёт отца Каина
В Библии много умолчаний на счёт Каина, и они — благодатная почва для возведения мифов и интерпретаций:
Книга Леопольда Сонди «Каин. Образы зла» на litmir.me
Ева зачала Каина от Самаэля. Эту версию мы встречаем в Таргуме Псевдо-Ионафана. Хотя самого Самаэля в Библии нет, еврейская традиция часто обращается к образу этого злого духа. Приписывание ему «отцовства» Каина — простой способ «объяснить» его дальнейшее поведение.
Психолог Леопольд Сонди в книге «Каин. Образы зла», ссылаясь на другие источники, пишет, что отцом Каина мог быть змей-искуситель. Там же, в главе «Каин — сын Сатаны», Леопольд Сонди сообщает, что встречал в гностических рукописях утверждение, что и Авель, и Каин — должны были быть детьми дьявола.
Отцом Каина иногда считают дьявола.
Это кажется невероятным? Но что будет, если действительно задуматься, что значит уточнение Евы: «приобрела я человека от Господа»?
Дословно в оригинале она употребляет глагол «создала». Но почему не от Адама? И кого она посчитала Господом?
Как показывает книга Бытия, змею-искусителю единожды удалось обхитрить Еву. Не мог ли он, или кто иной сделать это снова?
Есть мнение, что отцом Каина мог стать змей-искуситель («Ева, Змей и Смерть», Ганс Бальдунг)
У Каина была сестра-близнец. В своих «Комментариях» Раша указывает на особенности строя фразы в Торе, когда речь идёт о детях Адама и Евы. Собственно, по этой версии у каждого брата было по сестре-близнецу. Это снимает вопросы о том, откуда у первых людей взялись потомки.
К теме спекуляций на образе Каина мы ещё вернёмся, а пока рассмотрим, чем продолжилась история Каина и Авеля, согласно Библии.
Первый человек
“Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили” (Послание к Римлянам 5:12).
Мы читаем в 1 Послании к Коринфянам 15:45, что Адам был “первым человеком”. Бог не начал с создания целой “расы” людей. Библия ясно говорит, что ТОЛЬКО потомки Адама могут быть спасены. В главе 5 Послания к Римлянам читаем, что мы грешим, потому что Адам согрешил. Наказание смертью, которое получил Адам за своё непослушание, перешло на всех его потомков.
Адам был главой человечества, поэтому когда он “пал”, мы, его потомки тоже “пали”. Таким образом, мы все отделены от Бога. Конечным результатом греха было бы вечное отделение нас от Бога в нашем грешном состоянии. Однако радостно осознавать, что для нас есть путь возвращения к Богу!
Человек принёс в мир грех и смерть, поэтому всему человечеству, а это все потомки Адама, был нужен безгрешный Человек, который мог бы искупить наказание за грех и вытекающую отсюда смерть Однако Библия указывает,что “все согрешили” (Послание к Римлянам 3:23). Каково же было разрешение этого вопроса?
Преступление и наказание
Если внимательно проанализировать все, что говорит о Каине Библия, то ключевым словом в определении его места в истории будет – “первый”. Каин – первый ребенок Адама и Евы. То есть, первый человек, не непосредственно сотворенный Богом, а рожденный людьми. Кроме того, он первый строитель – создатель первого города на нашей планете. Но, увы, не за это первенство люди вот уже несколько тысячелетий вспоминают его имя. Каин стал виновником первой смерти на Земле. Он убил своего брата.
Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принес в дар Богу результаты своих трудов: Каин – часть урожая, а Авель – лучших животных своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошел ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошел. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За что и был проклят, заклеймен и изгнан с места, где он тогда жил.
Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Понятно, что убивать брата в любом случае нельзя. И все же, не было ли у Каина, если можно так выразиться, смягчающих вину обстоятельств? Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не пшеницу и кукурузу? Вот только, если разобраться, оказывается, что жертва Богу вообще не нужна. Ну, действительно, все, что человек может принести Ему в дар, по сути Им же и создано. И предполагать, будто Бог нуждается в баранине более, нежели в овощах, по меньшей мере – несерьезно. Смысл жертвы совсем в другом.
Ведь когда ребенок угощает родителей сладостями из новогоднего подарка, который они же сами ему и купили, он может выбрать для них самые вкусные конфеты, а может – пару слипшихся карамелек. Но если тем, что получше, он поделиться пожалел, родителям есть отчего расстроиться. Конечно же, дело не в том, что им сластей не достанется. Просто ребенок променял любовь на шоколадного зайца.
Так и с жертвой Богу – она нужна самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Нему. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.
А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: “На тебе, Боже, что нам негоже”. В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но Предание Церкви сохранило более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой – пустые кукурузные початки. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.
Мало того, даже убив своего брата, Каин не ужаснулся содеянным. На прямой вопрос: “Где Авель, брат твой?” – заданный Богом, чтобы дать ему возможность покаяться , он цинично ответил: “Не знаю, разве я сторож брату своему?”. Но пытаться обмануть Бога может только человек с окончательно помраченным рассудком и извращенным нравственным чувством.
И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”.
А как же Закон Божий?
Многие сразу же отвергают вывод о том, что дети Адама и Евы женились друг на друге, апеллируя к закону против браков между братьями и сёстрами. Некоторые говорят, что нельзя жениться на родственнице. Но в сущности, если вы женитесь не на родственнице, вы женитесь не на человеке! Жена находится в родстве с мужем ещё до того, как вступают в брак, потому что все люди происходят от Адама и Евы – все они «одной крови». Закон, запрещающий браки между близкими родственниками был дан только во времена Моисея (Левит 18-20). При условии, что один мужчина вступал на всю жизнь в брак только с одной женщиной (на основании Бытие 1 и ), первоначально, когда близкие родственники (даже братья и сёстры) женились друг на друге, это не было ослушанием закона Божия. Помните, что Авраам был женат на своей сводной сестре (Бытие 20:12). Бог благословил их союз на то, чтобы произвести на свет, через Исаака и Иакова, еврейский народ. Только через 400 лет после этого Бог дал Моисею законы, запрещавшие такие браки.
Продолжение рода
Если так можно выразиться, то «вместо» Авеля Бог дал родить Еве еще одного праведного сына, который был назван Сифом. Как свидетельствует Библия, именно от Сифа пошло поколение людей, которое жило достойно и добродетельно.
Кроме Авеля и Каина у Адама было много дочерей и сыновей:
«Адам прожил сто тридцать лет, и у него родился сын по его подобию, по его образу, и он назвал его Сиф. После рождения Сифа Адам жил еще восемьсот лет, и в эти годы у него рождались сыновья и дочери». (Бытие 5:3-5)
Род продолжился, потому что у Адама были не только сыновья, но и дочери. В Бытие 5:4 говорится об этом. Поэтому Каин и Сиф брали в жены своих сестер. Поскольку первые люди были близки к совершенству, это допускалось. Но впоследствии такие браки были запрещены законом Моисея.
Именно от Сифа пошло поколение, в котором родился Иисус Христос.
Иисус Христос
Что же касается родословия Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова, то привести его стоит полностью хотя бы для того, чтобы его не коверкали, как экскурсовод в фильме Эдмона Кеосаяна «Неуловимые мстители. Корона Российской империи».
И, наконец, кое-что об Иисусе, о чём большинство людей даже не подозревает.
Христос — это не фамилия и не кличка Иисуса, это Его титул (гр.Χριστός – «Помазанник» от глагола χρίω – «помазать», это перевод с иврита слова Мессия מָשִׁיחַ. Помазанными священным елеем были священники (Лев.6:20), цари (1Цар.16:12-13) и пророки (3Цар.19:16). Мессия же совмещает в Себе качества Царя, Священника и Пророка, поэтому в Его родословии указывается царь Давид и пророк Авраам. Что касается священства, об этом подробно написано в Послании к Евреям, всё оно рассказывает о том, зачем нужно было Иисусу придти в образе человеческом и почему Он есть Первосвященник – «Главное же в том, о чём говорим, есть: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах…» (Евр.8:1).
Послесловие
Напомню, данная статья задумывалась вовсе не как «шпаргалка» по теософии, не претендует на научную ценность, и не предназначена для глубоко верующих людей, которые всё описанное знают из первоисточников. Это всего лишь развёрнутый ответ на вопрос: «Зачем Каин убил Авеля и что такое каинова печать?» для людей, далёких от религии.
Общая оценка материала: 4.9
Каин убил Авеля и был обречён за это на скитания
Каин и Авель посвятили жизнь разным занятиям:
- Авель пас овец;
- Каин занимался земледелием.
Все мы знаем, что произошло дальше: братья приносили дары Господу. Каин дал плодов земли, Авель убил первородных зверей из стада.
Господь не принял дар Каина, и брат Авеля отомстил:
Быт. 4:8
История о том, что дым над жертвенником Авеля поднялся, а у Каина припал к земле, очень поздняя, в Библии её нет
Уточнение «пойдём в поле» отсутствует в старых источниках. На его месте повреждённый текст. Вероятнее всего, это поздняя вставка с целью восстановить целостность изложения.
А чем убил Авеля Каин? Библия не отвечает на этот вопрос, но апокрифическая книга Юбилеев сообщает, что это был камень.
Далее мы видим интересную параллель, сравните два отрывка:
Быт. 4:9
Быт. 3:11–12
И Адам, и его сын стараются «выкручиваться», когда говорят с Господом. Эта параллель может говорить в пользу того, что они всё же — существа одной плоти и крови.
Провести Бога у Каина не получается, и Всевышний проклинает первого убийцу не земле:
Быт. 4:11–15
Здесь есть интересные моменты.
Каин, осуждаемый Господом за братоубийство и бегущий от гнева Божия. Викентий Иванович Бриоски. 1813
- Каин убил Авеля, так что на земле осталось, кроме него, двое людей: Адам и Ева. Если уступить еврейскому источнику, то четверо: добавляются сёстры-близняшки. Но кого опасается встретить на пустой земле Каин? Есть интересная версия, что Адам и Ева были либо не первыми, либо не единственными людьми на планете. Их историю рассказывают только из-за того, что она связана с первым в истории человечества убийством.
- Знамение, о котором говориться здесь, в разных толкованиях описывается по-своему. Раввины перечисляют следующие:
- охраняющая Каина от других людей собака;
- рога, чтобы обороняться от убийц;
- буква Божьего имени на лбу.
Каин обречён на вечные скитания, что роднит его с другим легендарным персонажем — Агасфером, Вечным жидом. Иногда их образы в искусстве сливаются.
Изгнание Каина — ещё одна параллель с историей Адама, потомок, старший сын, проживает ту же судьбу, что и его родители.
Возражения
Божий закон
Многие сразу же отвергают заключение о том, что сыновья и дочери Адама и Евы вступали в брак друг с другом, основываясь на законах, запрещающих браки между близкими родственниками. Некоторые говорят, что нельзя вступать в брак с родственником. Вообще-то, если вы вступаете в брак не с родственником, то он не человек!
Жена родственна мужу ещё до брака, потому что ВСЕ люди — потомки Адама и Евы, все от одной крови. Закона, запрещающего близким родственникам вступать в брак, не было до времени Моисея (Левит 18–20). Основываясь на том, что брак соединял одного мужчину и одну женщину на всю жизнь (Бытие 1 и 2), в самом начале не было нарушением Божьего закона (до Моисея), когда браки заключались между близкими родственниками, даже между братьями и сёстрами.
Заметьте, что Авраам женился на своей сестре по отцу (Бытие 20:12). Закон Моисея запрещал такие браки, но это произошло только четыреста лет спустя.
Биологические уродства
Сегодня по существующим законам родные братья и сёстры (а также братья и сёстры по одному из родителей) не могут вступать в брак друг с другом и иметь детей.
Это правда, что дети от брака между братом и сестрой подвергаются риску иметь отклонения от нормы. Между прочим, чем ближе родство супругов, тем выше риск проявлений аномалий у потомства. Это легко понять обычному человеку, не вдаваясь в подробные объяснения.
Каждый получает набор генов от своих отца и матери. К сожалению, сегодня гены содержат очень много ошибок (из-за грехопадения), и эти ошибки проявляются очень по-разному. Например, некоторые отращивают волосы, чтобы скрыть то, что у них одно ухо ниже другого, или возможно, что нос находится не совсем на середине лица, или что подбородок не совсем обычной формы. Давайте признаем, что причина, по которой мы зовём друг друга нормальными, является наше согласие так считать.
Чем ближе родство двух людей, тем выше возможность наличия одинаковых ошибок в их генах, полученных от одних и тех же родителей. Поэтому у брата и сестры скорее всего будут одинаковые ошибки в их генетической информации. Ребёнок, рождённый от брака брата и сестры, наследует один набор генов от каждого родителя. Поскольку скорее всего гены будут нести одинаковые ошибки, нарушения дублируются, и результатом будет уродство потомства.
Наоборот, чем дальше родство родителей, тем выше вероятность того, что их гены не будут нести одинаковых ошибок. Дети, наследующие один набор генов от каждого из родителей, скорей всего получат хороший ген в каждой паре с плохим геном. Обычно хороший ген берёт верх, и отклонение (по крайней мере серьёзное) не возникнет. Например, вместо полностью деформированных ушей будут лишь несколько искривлённые уши. (В целом, тем не менее, человеческая раса медленно дегенерирует, накапливая ошибки поколения за поколением).
Однако, этот факт сегодняшней жизни не относится к Адаму и Еве. Первые два человека были созданы совершенными. Всё, созданное Богом, было «весьма хорошо» (Бытие 1:31) Это значит, что их гены были совершенны, без ошибок! Но когда грех вошёл в мир (из-за Адама — Бытие 3:6), Бог проклял мир и совершенное творение начало дегенерировать; пришли смерть и тление (Римлянам 8:22). За продолжительный период времени этот процесс проявил себя во всякого рода искажениях генетического материала всех живых существ.
Но Каин принадлежал к первому поколению рожденных детей. Он (как и его братья и сёстры) получили фактически совершенные гены от Адама и Евы, поскольку эффекты греха тогда были ещё минимальны. В такой ситуации брат и сестра могли вступать в брак (основываясь на том, что один мужчина берёт в жёны одну женщину — что и является браком согласно Матфея 19:4–6) без всякой вероятности проявления отклонений среди потомства.
Ко времени Моисея (около 2500 лет спустя) дегенеративные ошибки накопились в таком количестве, что Бог был вынужден внести законы, запрещающие браки не только между братьями и сёстрами, но и всеми близкими родственниками (Левит 18–20).
(Также к тому времени на Земле было множество людей, и не было необходимости для близких родственников вступать в брак.)
Из всего сказанного можно выделить три взаимосвязанные причины для введения законов, запрещающих родственные браки:
- Как мы уже обсудили, возникла необходимость защиты от потенциальной возможности увеличения уродств среди потомства.
- Законы Бога были орудием для сохранения сильной, здоровой еврейской нации, что и было целью Бога.
- Эти законы защищали индивидуумов, семью и общество в целом. Физиологическое разрушение, вызванное кровосмешением должно быть сведено до минимума.
Первый человек
Мы читаем в 1-Коринфянам 15:45, что Адам был «первым человеком». Бог не начал с создания целой «расы» людей.
Библия ясно говорит,что ТОЛЬКО потомки Адама могут быть спасены. В пятой главе послания к Римлянам сказано, что мы грешим, потому что Адам согрешил. Наказание смертью, которое получил Адам за своё непослушание, перешло на всех его потомков.
Адам был главой человечества, поэтому когда он «пал», мы как его потомки тоже «пали». Таким образом, мы все отделены от Бога. Конечным результатом греха было бы вечное отделение нас от Бога в таком греховном состоянии. Однако, радостно признавать, что для нас есть путь возвращения к Богу!
Человек принёс в мир грех и смерть, поэтому всему человечеству — а это все потомки Адама — был нужен безгрешный Человек, который мог бы искупить наказание за грех и вытекающую отсюда смерть. Однако, Библия указывает, что «все согрешили» (Римлянам 3:23). Как тогда можно было разрешить этот вопрос?
Каин — первый рождённый человек, его матерью была Ева
По Библейскому рассказу, самый первый человек, Адам, не был рождён: его сотворил Бог. Ева имела тоже не совсем обычное происхождение: она создана из ребра Адама. Было бы лишним рассказывать здесь о грехопадении.
Нас интересует не история человечества, а история исключительно Каина. Но кое на чём интересно остановиться:
Быт. 4:1
По тексту этот эпизод описан уже после изгнания из Эдемского сада, но у нас нет оснований утверждать, что Каин был зачат уже за его пределами. 2 глава книги Бытия даёт повод думать, что Каин начал свою жизнь в виде зародыша ещё в Эдемском саду.
Обратим внимание на этот стих:
Быт. 2:24
На фото — картина Фернана Кормона «Каин», на которой изображено бегство Каина и его потомков
Отец Каина Адам и мать Каина Ева по замыслу Бога должны стать одной плотью. Можно много спекулировать на этой фразе, но нельзя исключать, что здесь — прямое утверждение факта интимных отношений в Эдемском саду.
А что это нам даёт? Как минимум то, что Каин:
- хоть и косвенный, но всё-таки участник событий грехопадения;
- один из трёх человек, побывавших в Эдемском саду (его брат Авель этой привилегии уже не удостоился);
- единственный человек, зачатый там.
Тогда и Еву логично считать беременной на момент событий грехопадения.
Ещё одно косвенное тому подтверждение есть в Библии в словах Бога:
Быт. 3:16
Случайно ли Бог заговорил о беременности, либо это был предметный разговор о ней, как о свершившемся факте? Более похоже на второе, так как Всевышний обращается к Еве как к существу, прекрасно осознающему свою способность беременеть и рожать.
Это не выглядит новостью для прародительницы человечества.
Дети Адама и Евы
Согласно каноническому ветхозаветному тексту, только после изгнания из Эдемского сада у Адама и Евы начали рождаться дети. Но утверждение, что способность к размножению стала следствием грехопадения, ошибочно, так как противоречит благословению о размножении, данному Богом первым супругам при их сотворении (Быт. 1:28). Интересно, что до изгнания из Рая у первой женщины не было собственного имени, она называлась лишь словом «жена». Адам нарек ее Евой (евр. Хавва — жизнь,), и она стала матерью всех живущих. Первенцем прародителей был Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). После Каина родился Авель. Авель стал пастухом, а Каин земледельцем. Каин и Авель представляют собой первый шаг на пути превращения единичного – первых людей (Адама и Евы) — во множество, в человечество. Далее ветхозаветный историописец сообщает, что в 130 лет Адам произвел на свет Сифа (Шета) (Быт. 4:25, 5:3), родоначальника сифитов. О других детях прародителей в Библии упомянуто лишь вскользь: Адам жил 930 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–5). Ветхозаветный апокриф Книга Юбилеев сообщает: «И в третью седмину, во второй юбилей родила она (Ева) Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван… И в четвертый год пятой седмины он (Адам) утешился (после убийства Авеля), и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя — Сиф; ибо он сказал: “Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его”. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру».
Апокриф Житие Адама и Евы дает следующую информацию: «И после того, как Адам породил Сифа, он жил восемьсот лет и породил тридцать сыновей и тридцать дочерей; всего шестьдесят три детя. И они повышались над лицом земли в их странах». Иосиф Флавий, ссылаясь на древнюю еврейскую традицию, отмечает, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.
В еврейской традиции можно встретить еще более своеобразное прочтение библейского текста. Мидраш Берешит Раба, интерпретируя начальные стихи 5 главы книги Бытия, утверждает, что помимо прямых потомков Адама (Каина, Авеля и Сифа), рожденных Евой, у Адама были еще дети, матерью которых был кто-то другой. После грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин. Ева же рожала от демонов мужского пола. Потомством этих духов полон весь мир. Согласно Зохару (основное каббалистическое произведение), женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.
История братьев
История братьев известна, наверное, всем, она повествует о жизни первых людей, детей Адама и Евы вне рая, а также о первом убийстве, предательстве и обмане. Согласно библии Каин стал первым убийцей на земле, а его брат – Авель, первой убитой жертвой.
Каин и Авель приносили Богу дары, плоды своих трудов. Авель уважал Бога и любил его, поэтому приносил дары от чистого сердца. А Каин не любил Бога, поэтому его дары не были благодатными, он давал их, потому что так нужно было. Тогда Господь отверг жертву Каина, понимая, что она не от чистого сердца дарована.
Каин озлобился на брата, ведь Господь его любит больше, так он подумал. Тогда он убил брата камнем. Убийца пытался скрыть свой грех, тем самым только усугубив ситуацию. Бог надеялся, что Каин покается, осознает свой грех, тогда он будет прощен, но этого не случилось.
Из-за убийства старший брат был проклят и изгнан в землю Нод. Бог лишил его силы, а чтобы он честно нес свое наказание, сделал знамение, в котором говорилось, что любой, кто лишит Каина жизни и мучений, будет жестоко отомщен.
Эта история дошла до нас в различных 24 интерпретациях, она подробно описана в Книге Бытия, в 4 главе. Самая старая версия пересказа истории о жизни и смерти Каина и Авеля датируется первым веком до нашей эры. Она зафиксирована в Курманских рукописях.
Некоторые ученые связывают эту историю с древними шумерскими сказаниями, где повествуется о ссорах между земледельцами, которые из года в год ухаживали и облагораживали землю, и скотоводах, которые кочевали по плодородным землям, чтобы прокормить свой скот.
Последний Адам
Бог позаботился о пути нашего спасения из потерянного состояния.
Павел объясняет в 1-Коринфянам, что Бог послал другого Адама! Сын Бога стал человеком — совершенным человеком, но в то же время и нашим родственником! Иисус назван «последним Адамом» (1-Коринфянам 15:45), потому что Он занял место первого Адама. Он стал новой главой, и потому, что был безгрешен, смог уплатить долг за грех:
Христос принял смерть (наказание за грех) на кресте, проливая свою кровь (без пролития крови не бывает прощения — Евреям 9:22), чтобы все те, кто доверились Ему, раскаялись в своем непослушании (в Адаме) и были воссоединены с Богом.
Таким образом, только потомки Адама могут быть спасены.