Хиротония

Содержание:

Канонические препятствия к принятию сана

Кроме этого будущий священник не должен иметь канонических препятствий – тяжких грехов, совершенных в прежние годы жизни, среди которых: уголовные преступления (кроме гонений за веру), блуд и прелюбодейство, пьянство, о нем не должны плохо отзываться прихожане. Если священник и его семья не будут образцом для подражания своей пастве, то он будет порочить всю Церковь.

Понимание необходимости духовной чистоты для Божьего служителя родилось ещё в ветхозаветной среде. А апостол Павел в I послании к Тимофею писал:

«Но епископ должен быть трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?».

3. Священство в протестантизме

В протестантском богословии рукоположение не рассматривается как таинство, а лишь как обряд призвания христианина на служение публичной проповеди и таинства. Основанием для этого является учение о всеобщем священстве верующих (1Петр.2:9-10). При крещении человек получает дар Святого Духа и тем самым посвящается в священство, никакой «дополнительной» благодати уже не требуется. Исходя из этого последующее призвание на служение пастора, проповедника, пресвитера и т. д. является лишь способом поддержания внешнего порядка в церкви. Ввиду достаточного расхождения внешней обрядовости, в протестантизме не может существовать какого-то строгого определения названию титулов. Различаются должности епископа, пастора и пресвитера.

Во многих случаях должности пресвитера и пастора носят общие или, по крайней мере, схожие функции (например, должность пресвитера в баптистской церкви примерно равна должности пастора в пятидесятничестве или лютеранстве), епископ же является предстоятелем от многих приходов и общин, возглавляя региональное и/или общегосударственное объединение верующих.

В Библии

Религиозная традиция рукоположения появилась ещё в Ветхом Завете. В одних случаях рукоположение считалось символом благословения человека и его потомства:

В других — ветхозаветные священники свои руки возлагали на голову жертвенных животных:

В Новом Завете сообщается, что первыми были рукоположены семь диаконов:

Возложение рук священного лица на каждого христианина уже при крещении считалось обязательным:

В настоящее время такое возложение рук заменило миропомазание.

Существовало даже рукоположение во апостола:

Возложение рук с молитвой на страждущих считалось целительным:

Апостольская преемственность считается необходимой концепцией для рукоположения — все рукоположенные священнослужители должны быть рукоположены епископами, которые были рукоположены другими епископами, обращаясь к епископам, рукоположённым апостолами, которые были рукоположены Христом, великим Первосвященником, который даровал своё священство своим апостолам.

Условия действительности хиротонии

Одним из важнейших актов постановления на степени священства является хиротония. Она будет действительной и законной при соблюдении ряда условий. Касаются условия как тех, кто совершает рукоположение, так и тех, кто является ставленником.

Место проведения

Проводится обряд в православной церкви и православным епископом. Признается действительность хиротонии, если она произведена в католической церкви. А вот действительность старообрядческой иерархии не является истинной.

Порядок

Невозможно по канонам церкви принять высшую должность без прохождения низших ступеней священства. Сколько же можно находиться в сане дьякона или иерея, чтобы получить сан выше, не оговорено. Кандидат должен обнаружить качества, которые достойны высшей ступени священства.

Рукоположение на определенное место в определенном храме

Полученный ставленником сан священника требует службы в определенном месте. После рукоположения священник получает место службы в сельской, городской церкви, монастыре, храме. Постановление будет считаться недействительным, если священник не будет нести службу.

Недопустимость повторения

Совершается обряд рукоположения в отношении конкретного лица единожды. Повторение церемонии запрещено, так как желание вторичной хиротонии несет осуждение тому епископу, который рукоположил первый раз. Повторение обряда является отрицанием действительности первой хиротонии, что является кощунственным.

Хиротония – что это в Православии?

В Православии существует три степени священства: диакония, пресвитериат (священник, иерей) и епископат (архиерей). Хиротония в каждую из них проводится по особому чину. Однако все они совершаются епископом, с возложением его рук на посвящаемого. Так поставляемому передаётся особая благодать (дар от Бога) для служения Церкви. Рукополагают всегда на Божественной литургии, в алтаре. Протоиерей Геннадий Нефедов объясняет, что хиротония – это Таинство, в котором избранник получает благодать священства по силе соборной молитвы Церкви.

Апостолы Христовы были наделены всей полнотой священнического служения. Соответствующую благодать они унаследовали от Самого Господа при сошествии на них Святого Духа на 50-й день после Воскресения Спасителя. Ученики Иисуса Христа передавали этот Божественный дар другим христианам через рукоположение их во епископы. Те, в свою очередь, поставляли новых архиереев.

Таким образом, епископы являются преемниками апостолов и проводниками их благодати. Эта священная связь выражена в особом церковном термине – «апостольская преемственность». Именно она обеспечивает канонический статус православных священнослужителей. Поэтому нарушение канонических связей с законным Священноначалием является отступлением от Господа и лишает благодати. Митрополит Иларион (Алфеев) отвечает на вопрос «хиротония – что это?»:

Священство в протестантизме

Основная статья: Всеобщее священство

В протестантском богословии рукоположение не рассматривается как таинство, а лишь как обряд призвания христианина на служение публичной проповеди. Основанием для этого является учение о всеобщем священстве верующих (1Петр. 2:9-10). При крещении человек получает дар Святого Духа и тем самым посвящается в священство, никакой «дополнительной» благодати по мнению протестантов уже не требуется. Исходя из этого последующее призвание на служение пастора, проповедника, пресвитера и т. д. является лишь способом поддержания внешнего порядка в церкви. Исключение составляет Англиканская церковь, в которой священство как таинство сохранилось. Согласно Библии слова епископ, пастор и пресвитер взаимозаменяемые, то есть в равной степени могут употребляться к рукоположенному человеку. Ввиду достаточного расхождения в обрядовости в протестантизме не может существовать какого-то строгого определения названию титулов. В некоторых случаях протестантский епископ является предстоятелем от многих приходов и общин, возглавляя региональное и/или общегосударственное объединение верующих.

Установление таинства священства

Таинство это установлено Самим Господом Иисусом Христом, который избрал апостолов из числа Своих слушателей и учеников и дал им власть учить и совершать таинства, и по вознесении ниспослал им Святого Духа, облекшего их потребными для их служения силами (Деян. 1, 8; 2, 4). С тех пор зажженный Божественный огонь благодати Святого Духа хранится в Церкви и преемственно передается из рода в род. Наглядным и символическим знаком этой преемственной связи благодатных даров и власти священства служит рукоположение, употребляющееся для низведения на посвящаемых лиц благодати Святого Духа.

Священник не может существовать без народа

В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник не является единоличным совершителем Таинств: все Таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом. Случается, что священник вынужден совершать службу один, без прихожан. И, хотя чин литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник не одинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву.

Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии

Церковная иерархия состоит из трёх степеней: епископы, иереи и диаконы. Епископ является главой епархии, которая состоит из нескольких приходов — храмов. Храмы, в свою очередь, возглавляют священники. Диаконы помогают вышестоящим священнослужителям проводить службу.

Хиротония в любую из трех степеней происходит в алтаре, за богослужением, но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинство.

Диакон

Диакон это первый, низший чин среди священнослужителей, в переводе с греческого «служитель». Он не может совершать Таинства, его основная задача помогать священнику во время богослужения: читать Евангелие, призывать прихожан молиться и др., но он не имеет право совершать церковную службу без священника.

Перед Таинством будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника. Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершаться на любой литургии вслед за освящением Святых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол, он стоит на солее перед образом Христа. Ко входу в алтарь его ведут иподиаконы, а в алтарь — диаконы.

Интересный факт

В алтаре рукополагаемый снимает обручальное кольцо и кладет его на престол. Теперь Церковь его семья, он обручился с ней до конца жизни. Это не означает, что священник отказывается от своей семьи, но что с этого момента главное служение для него — это служение Церкви

Ставленник становится на одно колено, и епископ благословляет рукополагаемого три раза, возложив на него руку и прочитав особую (тайносовершительную) молитву, призывая на избранного благодать Святого Духа. После чтения ещё двух тайных молитв на новопоставленного надевается диаконское облачение. Диакон целованием руки и плеча архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.

После рукоположения у диакона появляется возможность помогать священнику совершать Таинства.

Иерей

Вторая степень священства —иерей (священник или пресвитер). В переводе с греческого — старец (жрец), мудрый опытный человек.

Интересный факт

Иерей может совершает все Таинства, кроме хиротонии.

Священник рукополагается после окончания Херувимской песни, перед главной частью литургии, и потом хиротонисаемый иерей продолжает вместе с другими священниками вести литургию. В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи. В отличие от диакона, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати и сугубой ответственности.

Архиерей, после чтения особых молитв, вручает хиротонисанному облачение нового сана: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу. Новорукоположенный священник целует полученные атрибуты и руку архиерея в знак благодарности, затем первым из священников приступает к Причастию.

Он же произносит заамвонную молитву, тем самым показывая прихожанам начало своего служения на новой степени священства. После рукоположения новопосвященный совершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи даров Святого Духа: премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Епископ, или архиерей

Высшей степенью священства является епископ – «блюститель», «надзиратель». Хиротония в епископа начинается с обряда наречения, на котором присутствует Патриарх и архиереи. За один или несколько дней до хиротонии нарекаемому зачитывается указ о его избрании. Тот отвечает

«Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю». После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и других епископов. В завершении чина наречения поется «Многая лета».

Т.к. епископ имеет право не только наставлять паству и освящать Дары, но и хиротонисать в священника и диакона, епископская хиротония начинается после «Трисвятой песни», прежде чтения Апостола. Во время Таинства поются тропари Венчания. Архиерей молится о ниспослании Святого Духа на хиротонисаемого. Епископ облачается в то же одеяние, что и священник, но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор (омофор).

Интересный факт

Только епископ может освящать миро для совершения Таинства Миропомазания.

В былые времена после каждой хиротонии присутствующие прихожане возглашают «аксиос» («достоин»), выражая тем самым одобрение посвящаемому. Сейчас от лица народа поет хор.

Духовное безбрачие

Раннее христианство

Самые ранние христиане были евреями, и еврейская традиция всегда считала супружеское государство более духовным, чем государство безбрачия. Однако некоторые христианские традиции придают целомудрию более высокую духовную ценность. Согласно Библии, у апостола Петра была супруга из евангельских историй о теще Петра, больной лихорадкой (Матф. 8:14, Марка 1:29, Луки 4:38), и из упоминания Павла о том, что Петр взял с собой верующего жена в его служении (1 Кор. 9: 5).

С самого начала идея церковного безбрачия оспаривалась в канонических судах, в теологии и религиозной практике. Безбрачие для римско-католических священников не было предписано каноническим правом для всемирной церкви до Второго Латеранского собора в 1139 году.

Совет Эльвиры в Испании (с. 305-306) был первым советом призвать к канцелярскому безбрачию. В феврале 385, папа Siricius написал DIRECTA декретный , который был длинным письмом испанского епископа Гимерий Таррагоны , отвечая на просьбы епископа по различным предметам, которые были направлены на несколько месяцев раньше , чтобы Папа Дамас I . Это был первый из серии документов , опубликованных церкви учительства , которые утверждали апостольское происхождение для клерикального целибата .

После Великого раскола

В течение столетия Великого раскола 1054 года церкви Востока и Запада пришли к разным правилам воздержания от половых контактов во время брака. На Востоке кандидаты в священники могли вступать в брак с разрешением на регулярные половые отношения со своими женами, но должны были воздерживаться перед совершением Евхаристии. Не состоящий в браке человек, однажды рукоположенный, не мог жениться. Кроме того, христианский Восток требовал, чтобы перед тем, как стать епископом, священник отделился от своей жены (ей было разрешено возражать), и она обычно становилась монахиней. На Востоке, как правило, епископы выбираются из тех священников, которые являются монахами и, следовательно, не состоят в браке.

На Западе закон о безбрачии стал обязательным после Папы Григория VII на Римском Синоде в 1074 году. Этот закон предписывал мужчине, чтобы стать кандидатом в рукоположение, нельзя было жениться. Закон остается в силе в Латинской церкви, но не в отношении тех, кто является священником восточно-католических церквей , которые остаются в рамках своей собственной дисциплины. (Эти церкви либо остались в Риме, либо вернулись к полному общению с Римом после раскола, в отличие, например, от Восточной Православной Церкви, которая теперь полностью отделена). Вопрос об обязательном безбрачии в Латинской церкви продолжает обсуждаться.

Канонические препятствия к принятию священного сана

В правилах церкви, канонах прописано, что кандидат на рукоположение в священство должен быть:

  • чистым духовно и физически;
  • образцом для подражания верующим;
  • целомудренным;
  • честным;
  • настоящим учителем.

В своем доме священник воспитывает детей своих правильно, являясь примером для паствы. Церковь стоит на страже чистоты своего священства.

Физического характера

Препятствует принять сан возраст ставленника. В дьяконы могут посвятить до 25 лет, пресвитеры — 30, епископы — 35. Считается, что в это время ум достигает зрелости, а кандидат имеет практические навыки, твердые нравственные позиции. Отступления от правил возможны в ту или иную сторону, но при этом учитываются телесные недостатки. Невозможно стать священником тому, кто не слышит, слеп. Не посвящают хромых, горбатых, лишенных указательного пальца на правой руке.

Духовного характера

Основное в кандидате на сан священника — это истинная вера. Перед таинством рассматривают внимательно качества кандидата: были ли у него уходы в ересь, когда он обратился к Богу. Если приход к вере связан со страхом смерти, то в таком человеке мало веры и добродетели. В новообращенных верующих нет твердости духа, что также является препятствием к священству. Нельзя привлекать к рукоположению тех, кто был осужден за различные преступления, как-то убийство, кражи, мошенничество.

Социального характера

Nем, кто готовится к рукоположению в священники, должны знать, что запрещено проводить обряд, если у кандидата:

  • было несколько браков;
  • жена совершает прелюбодеяние;
  • вторая жена;
  • жена имеет другую веру.

Если епископ должен быть безбрачным, то иерей и дьякон обязаны быть чистыми и непорочными, как их жены.

Испытания кандидатов

Узнать о кандидате в священники все невозможно. Поэтому перед церемонией посвящения ставленник проходит испытания. Проводятся испытания или публично перед всей общиной, или тайным способом через исповедь. Ответственный за ставленника архиерей обязан выявить непорочность кандидата. Выслушивают мнение и церковного люда.

Священник — посредник между Богом и людьми

Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения (Ин. 20, 22-23) апостолам, переданной от них епископам, а от епископов — священникам в Таинстве рукоположения (от греч. Heirotonia — хиротония).

Сам принцип устроения новозаветной Церкви — иерархический: как Христос — глава Церкви, так и священник — глава христианской общины. Священник для паствы — это образ Христа. Христос — пастырь, Он заповедал апостолу Петру: «…паси овец Моих» (Ин. 21, 17). Пасти овец — значит продолжать дело Христа на земле и приводить людей ко спасению. Православная Церковь учит, что вне Церкви нет спасения, а к спасению можно прийти, любя и выполняя заповеди Божии и участвуя в Таинствах Церкви, в которых присутствует Сам Господь, подавая Свою помощь. А помощником и посредником Бога во всех Таинствах Церкви, по заповеди Божьей, является священник. И потому его служение священно.

Священство в Православии

Под священством в Православии понимается особое посвящение христианина на служение Богу и Церкви. При этом он получает благодать Святого Духа и право на совершение церковных Таинств и обрядов. Это является особым призвание, которое имеют не все верующие.

Чин поставления в сан священнослужителя относится к одному из семи церковных таинств. По-гречески оно называется  хиротонией, то есть «рукоположением». Такое название связано с тем, что во время его совершения на голову посвящаемого в священники архиерей возлагает руки. Так происходит получение Божьей благодати на совершение таинств и духовное руководство вверенной паствы. 

По Православному Учению, через непрерывную цепочку рукоположений сохраняется апостольское преемство, восходящее к апостолам Спасителя. Так происходит передача благодатных даров, в том числе дара священства.

Чтобы стать священником, нужно последовательно пройти все степени священства. От чтеца и иподиакона в диакона, а затем уже принять сан священника. Архиереями поставляется монашествующие, которые имеют звание архимандрита.

Кто может стать священником?

В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу — они одни имели право приносить жертвы, возносить молитвы. Священство времен Нового Завета имеет новый смысл: ветхозаветные жертвы, как говорит апостол Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи…» (Евр. 10, 4-11). Поэтому Христос принес в жертву Самого Себя, став одновременно и Священником, и Жертвой. Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его (Евр. 7, 3), был ветхозаветным прообразом Христа. Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в Таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь, которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную Церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое Святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом.

Священником Православной Церкви, поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, «может стать любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным браком на девице православного вероисповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами (иначе он не сможет совершать литургию, выносить Чашу со Святыми Дарами) и психически здравый».

Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии

Церковная иерархия состоит из трёх степенейепископы, иереи и диаконы. Епископ является главой епархии, которая состоит из нескольких приходов — храмов. Храмы, в свою очередь,  возглавляют   священники. Диаконы помогают вышестоящим священнослужителямпроводитьслужбу.

Хиротонияв любую из трех степеней происходитв алтаре, забогослужением, но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинство.

Диакон

Диаконэто первый, низший чин среди священнослужителей, в переводе с греческого «служитель».Он не может совершать Таинства,его основная задача помогатьсвященнику во время богослужениячитать Евангелие,  призывать прихожан молиться и др.,но он не имеет право совершать церковную службу   без   священника.

Перед Таинством будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника.   Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершатьсяна   любой   литургиивслед за освящениемСвятых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол, онстоит   на солееперед образомХриста. Ко входу в алтарь его ведут иподиаконы, а в алтарь — диаконы.

Интересный факт
В алтаре рукополагаемый снимает  обручальное кольцои   кладет его на престол. Теперь Церковь его семья, он обручился с ней до конца  жизни. Это не означает, что священник отказывается от своей семьи, но  что с этого момента главное служение для него — это служение Церкви

Ставленник   становится на одно колено, и епископблагословляет рукополагаемоготри раза, возложив на него руку и прочитав особую (тайносовершительную) молитву,призывая на избранного благодать Святого Духа.После чтения ещё двух тайных  молитв на  новопоставленного  надевается диаконское облачение.   Диаконцелованием руки и плеча архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.

После рукоположенияу диаконапоявляется возможность помогать священнику совершать Таинства.

Иерей

Вторая степень священства —иерей (священник или пресвитер). В переводе с греческого — старец (жрец), мудрый опытный человек.

Интересный факт
Иерей может совершает все Таинства, кроме   хиротонии.

Священник рукополагается после окончания Херувимской песни, передглавной частью литургии, и потом хиротонисаемыйиерейпродолжает вместе с другими священниками вести литургию. В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи. В отличие от диакона, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати исугубой ответственности.

Архиерей, после чтения особых молитв,вручаетхиротонисанномуоблачение новогосана: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу. Новорукоположенныйсвященник целует полученные атрибуты  и руку архиерея в знак благодарности,затем первым из священников приступает к Причастию.

Он же произноситзаамвонную молитву, тем самымпоказывая прихожанам начало своегослужения на новой степени священства. После рукоположения новопосвященныйсовершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи даров Святого Духа: премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Епископ, или архиерей

Высшей степенью священства является епископ – «блюститель», «надзиратель».   Хиротония    вепископа   начинается с обряда наречения, на котором присутствует Патриарх и архиереи. За один или несколько дней до хиротониинарекаемомузачитывается указ о его избрании. Тот отвечает«Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и другихепископов. В завершении чинанаречения поется «Многая лета». 

Т.к. епископ имеет право не только наставлять паству и освящать Дары, но и хиротонисать в священника и диакона, епископская хиротонияначинается после «Трисвятой песни», прежде чтения Апостола.Во время Таинства поются тропари Венчания. Архиереймолится о ниспослании Святого Духа   нахиротонисаемого.Епископ облачается в то же одеяние, что и священник, но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор (омофор).

Интересный факт
Только епископ может освящать миро для совершения Таинства Миропомазания.

В былые времена после каждой хиротонии присутствующие прихожане возглашают «аксиос» («достоин»), выражая тем самым одобрение посвящаемому. Сейчас от лица народа поет хор.

Смысл и значение Таинства Священства

Все таинства бесспорно важны, но каждое из них обращено к отдельному человеку и направлено на спасение его души. В крещении или венчании, соборовании или покаянии даруется некий благодатнейший дар для какой-то отдельной личности.

Целью Таинства Священства не является освящение данного конкретного человека, а посвящение его для служения Церкви, для помощи иным душам. Любое Таинство осуществляется Церковью, церковной полнотой. В отличие от других Таинств, Таинство Священства – это значимое общецерковное дело.

Наряду с другими таинствами, у Таинства Священства есть две стороны: внешняя и внутренняя.

Внешняя сторона предполагает возложение рук архиерея на главу возводимого в духовное звание и призывание Святого Духа.

Внутренняя сторона представляет собой некую благодать священства, которая дарует выбранному духовную силу и власть для учения, священнодействия, управления паствой.

Хиротонию совершают по соборной молитве Церкви, посему она совершается в алтаре во время Литургии. Литургия являет собой высшее выражение церковной соборности, единение верующих в совместном молитвенном взывании к Богу.

Каждый момент этого Таинства значителен и страшен:

  • посвящение в первые степени священства – чтеца, иподиакона и диакона;
  • первый проход сквозь Царские врата, которые являются своеобразной огненной границей;
  • обход кругом Престола, сопровождающийся чтением венчальных стихир;
  • первое прикосновение к Престолу;
  • преклонение колен и чувство тяжести парчового омофора на главе и благословляющей десницы архиерея;
  • слово архиерея, произнесенное на ухо выдвиженцу: «возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и о даровании тебе непорочного священства» – вероятнее всего вызывают самый большой страх.

Священство являет собой особое призвание, благодатнейшую жизнь и благодатное служение. Без священнослужителя не представляется возможным совершение литургии либо иных таинств, а без народа Божьего невозможно служение, ведь оно осуществляется всей полнотой Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector