Авраам

Дети Исаака и Ревекки

Ревекка была бесплодна, тогда Исаак обратился к господу с просьбой послать ему детей. Господь услышал просьбу Исаака и Ревекка забеременела близнецами. Беременность проходила сложно, тогда Ревекка вопрошала Господа, за что ей посланы такие муки.

Господь ответил:

Первым из близнецов родился Исав, был он, согласно Библии, красный и косматый. Вторым родился Иаков, во время родов он держался за пятку Исава. Несмотря на то, что братья были близнецами, повзрослев, они стали совершенно разными людьми: Исав был неутомим, он был «человеком полей», искусным охотником, тогда как Иаков был кротким и предпочитал оставаться дома.

Исаак больше любил старшего Исава, а Ревекка — младшего Иакова. Однажды, придя с охоты голодным, Исав продал свое первородство Иакову за хлеб и кушанья, которые тот приготовил.

В землях, где жили Исаак и Ревекка наступил голод. Исаак собрался было в Египет, но ему явился Господь и сказал:

Господь велел Исааку странствовать по родной земле и обещал исполнить клятву, данную еще Аврааму, умножить потомство и дать ему все силы, сделать потомство Авраама семенем всех народов.

Исаак поселился в Гераре на юге Ханаана близ египетской границы. Исаак боялся, что его могут убить из-за красоты его жены Ревекки и выдал ее за свою сестру. Здесь мы находим параллель с историей Авраама и Сарры. Однако, в отличие от той истории, где фараон взял Сарру себе в жены, Авимелех, царь Филистимский, догадался о том, что Ревекка – жена Исаака. Авимелех призвал Исаака и спросил, зачем тот назвал Ревекку своей сестрой, и тем самым мог допустить грех. Исаак признался в страхе за свою жизнь. Авимелех велел народу своему не прикасаться ни к Исааку, ни к Ревекке под страхом смерти.

Господь послал Исааку хороший урожай. Скот Исаака стал плодиться.  Филистимляне стали ему завидовать и засыпали колодцы, которые выкопали еще рабы Авраама. Царь Авимелех, увидев возвышение Исаака, приказал ему удалиться, боясь силы его. Исаак переселился в Герарскую долину и восстановил колодцы, выкопанные еще во дни Авраама. Восстанавливая колодцы, рабы Исаака нашли источник живой воды. Местные жители спорили с людьми Исаака за воду. Исаак странствовал по долине, находя все новые источники и везде его ждали споры с местными жителями.

Из Герарской долины Исаак отправился в Вирсавию. Здесь ему явился Господь с благословлением и Исаак воздвиг жертвенник.

Вскоре явился к Исааку царь Авимелех со своими военачальниками и заключили Исаак и Авимелех союз, и порешили не делать друг другу зла.

Вскоре первенец Исаака и Ревекки Исав взял себе двух жен Иегудифу и Васемафу.

Исаак уже был стар и практически ослеп. Он призвал Исава и велел тому наловить дичи и приготовить ему кушанье, чтобы мог он насладиться перед смертью.

Ревекка, подслушав разговор Исаака и Исава, пересказала его своему любимцу Иакову, младшему сыну. Она велела Иакову взять двух молодых козлят и принести ей, чтобы она приготовила любимое кушанье Исаака, и тот по слепоте своей благословил Иакова, а не Исава. Тогда Иаков спросил мать, как ему сойти за Исава, если тот косматый, а он гладкий.  Ревекка сказала, что в таком случае возьмет проклятие Исаака на себя.

Приготовив кушанье, Ревекка нарядила Иакова в богатую одежду Исава, наложила поверх гладкой кожи Иакова кожу козла и отправила младшего сына к отцу. Исаак благословил Иакова, ошибочно приняв его за Исава, и дал ему право быть господином над братьями.

Вскоре к отцу пришел с кушаньями и Исав. Исав молил отца также дать ему благословление. Иаков сказал, что Исав теперь должен служить Иакову мечом.  Однако Исаак предрек старшему сыну, что однажды наступит время, когда старший сын свергнет младшего.

Исав возненавидел Иакова за хитростью полученное благословение, и обещал убить его. Это услышала Ревекка наказала Иакову бежать в Месопотамию к дяде и схорониться там, пока не утихнет ярость Исава.  Исааку же хитрая Ревекка сказала, что отправила Иакова искать себе жену на родину Авраама, где некогда раб Авраама нашел Ревекку для Исаака.

Много всего произойдет, но в конце концов братья Исав и Иаков встретятся и примирятся со слезами на глазах.

Далее о судьбе Исаака и Ревекки в Библии практически нет упоминаний. Сообщается лишь, что Исаак умер в возрасте 180 лет «старым и насыщенным днями». Исаак и Ревекка похоронены рядом в склепе Пещеры Махпела.

Библия об Аврааме

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. — Быт.12:1,2

Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. — Быт.12:4,5

И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет… — Быт.13:14-16

…и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. дал ему десятую часть из всего. — Быт.14:18-20

И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. — Быт.17:23,24

От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд… — Быт.18:18,19

Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. — Быт.21:2-5

И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. — Быт.22:1,2

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. — Быт.22:11,12

Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем. — Быт.24:1

Авраам упрашивал Бога, чтобы Он не разрушал Содом и Гоморру

На востоке земли Ханаанской располагались два города — Садом и Гоморра, населенные хананеями. Города богатые и процветающие, но населенные злыми и грешными людьми, которые прогневали Господа.

Бог явился Аврааму и поведал, что его терпению злодеяний хананеян приходит конец и он хочет уничтожить Садом и Гоморру. На что Авраам, будучи милосердным человеком, стал упрашивать Бога. Он говорил, что если найдется хотя бы 10 праведников в этих городах, то Бог может смилостивиться.

Бог на это согласился. Но жители Содома и Гоморры были настолько злы, что и 10 праведников в них не нашлось. В Содоме жил племянник Авраама – Лот. И даже, когда Ангелы Господни пришли забрать Лота из города перед обрушением на него кары, жители Содома надругались над ними. Господь опустошил место, на котором стояли Содом и Гоморра, а на их месте образовалось соленое Мертвое море.

Жертвоприношение Авраама

Жертвоприношение Авраама —  приношение сына его Исаака в жертву Богу. Согласно Библии, Бог призвал Авраама принести своего сына Исаака в жертву «во всесожжение». Авраам, повиновался, не колеблясь. Авраам соорудил жертвенник в земле Мория, связал сына, положил его поверх дров и занес над ним руку с ножом, когда ему явился ангел и сказал, что жертва эта не нужна боле, так как Авраам подтвердил веру свою.

В христианской традиции жертвоприношение Авраама расценивается и как акт высшего проявления веры и верности, и как доказательство того, что вера – не самодостаточна и должна быть подкреплена или оправдана делами. В Послании к Евреям, Апостол Павел приводит пример жертвоприношения Авраама как образец непоколебимой веры. Авраам настолько верил в Господа и в его Завет, что знал, что так или иначе у него будет большое потомство через Исаака, а, значит, Господь воскресит его.

Жертвоприношение Авраама также рассматривается как предсказание мученичества Иисуса

Раннехристианские богословы обращают внимание на схожий мотив послушания Исаака воле Авраама и Иисуса воле Бога Отца. Исаак носил дрова на собственный жертвенник, равно как Иисус нес на гору крест, на котором был распят

Существует ряд других, не менее интересных взглядов на жертвоприношение Авраама. Некоторые библеисты считают, что сказание о жертвоприношении Исаака объясняет практику отказа от человеческих жертвоприношений. Есть также мнение, что данная история претерпевала изменение с течением времени, в первоначальной версии Исаак был принесен в жертву, но когда человеческие жертвоприношения были отменены, текст о жертвоприношении Авраама был скорректирован.

Как бы то ни было, парадокс истории про Авраама состоит в том, что там, где патриарх некогда был готов принести своего сына в жертву, был построен Храм, и совсем недалеко была принесена жертва на Голгофе.

Авраам – отец народов и религий.

Про Авраама часто говорят, что он является отцом трех религий —  иудаизма, христианства и ислама – и это правда. Про Авраама также говорят, что он прародитель еврейского и арабского народов – это также правда. Авраам – родоначальник авраамических религий, то есть монотеистических религий, происходящих из религиозной традиции, восходящей Аврааму. К авраамическим религиям, помимо уже упомянутых христианства, иудаизма и ислама, относятся также:

  • караимизм (религия основана на идее, что каждый верующий самостоятельно определяет применение закона Моисеевого),
  • бабизм или Вера Баби,
  • Вера Бахаи,
  • мандеизм,
  • езидизм,
  • растафарианство.

Странствия Авраама

Так Авраам вернулся туда, где когда-то услышал великие слова: «Потомству твоему отдам Я землю сию». Здесь ему пришлось проститься с Лотом. Племянник Авраама Лот к тому времени тоже стал обеспеченным человеком, владел богатствами и скотом, пастбищ для скота и Авраама и Лота не хватало, им пришлось разделиться. Пастухи Авраама и Лота спорили — кто первым должен идти к водопою.

Чтобы не сеять раздор с Лотом, Авраам сказал ему: «да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево».

Лот ушел в долину реки Иордан, где мог пасти свой скот, Авраам же остался жить в земле Ханааской. Вскоре Ханааскую землю постигла война, поражение в которой потерпели правители Соддома и Гоморры. Победители угнали в рабство побежденный народ. Среди рабов оказался и Лот. Авраам мог никогда не узнать, где искать племянника, если бы один из слуг не смог сообщить ему, что Лот оказался в рабстве. Авраам бросился на защиту Лота и отбил его у противников вместе со слугами и имуществом.

На обратном пути Авраам, Лот и слуги оказались недалеко от города Салим. Путников принял царь Мелхиседек. Благословив путников, Мелхиседек сказал Аврааму, чтобы тот не боялся врагов, потому что Господь всегда будет пребывать с ним.

Когда Авраам и его слуги со стадами кочевали по горным долинам, Авраам продолжат печалиться о том, что у него нет детей. И тут он вновь услышал голос Самого Господа, который сказал Аврааму: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.» (Быт.15:5)

Авраам удивился — разве может такое случиться, если в его почтенном возрасте у него все еще нет детей?

История появления персонажа

Впервые имя персонажа упоминается в 11 главе книги Бытия, в 26 стихе. В тексте сообщается, что отец Авраама, Фарра, родил, помимо будущего пророка, еще двух сыновей — Нахора и Арана. Из всех братьев Аран, ставший затем отцом Лота, умер еще при жизни Фарры. Сам Фарра отправился в мир иной, как утверждает Библия, в 205 лет. Женой Авраама (при рождении персонаж получил имя Аврам) становится Сара, его единокровная сестра — женщина оказывается бесплодной.

Авраам убивает Исаака

Анализ Ветхого Завета позволяет увидеть, что герой стал первым человеком со времен Всемирного потопа, с которым напрямую заговорил Бог. Всевышний пообещал персонажу, что от того пойдет множество народов, населяющих землю. Имя пророка появляется не только на страницах Ветхого Завета — в Евангелии Иисус Христос неоднократно упоминает предка в речах, говорит фарисеям о том, что Авраам знал о приходе Мессии к людям.

После того, как Иаков получил благословение отца, Исав возненавидел его и хотел убить

С того самого момента Исав возненавидел Иакова и захотел убить его, как только отец его умрет. Но об этом замысле узнала Ревекка и она сказала своему Иакову, чтобы он бежал к ее брату Лавану в Месопотамию,  и там пожил у него, пока не утихнет гнев брата его. Очень сильно она боялась потерять его.

Ревекка узнала о том, что Исав хочет убить Иакова, поэтому отправила его к ее родному брату Лавану — в Месопотамию

Исаак тоже сказал, чтобы тот шел к Лавану, чтобы там нашел себе жену. Иаков пошел, как ему сказала мать и отец. Он женился на дочерях брата Лавана — Рахили и Лии. Лаван дал Иакову часть своих стад, тот разбогател и вернулся на свою родину, именно там, он и примирился со своим братом и поселился вблизи своего отца, который жил Хевроне.

В Хевроне, у брата Ревекки Лавана, Иаков познакомился со своей будущей женой — Рахилью

По библии указано, что Исаак умер в возрасте 180 лет, он и его жена были похоронены в пещерах, в одной из семейных гробниц его отца Авраама. После того, как Исаак умер, старейшиной и начальником еврейского племени, то есть патриархом — стал Иаков.

Что же говорить об Исаве, племя его составили воинственный горный народ на юге Палестины, где-то на горе, из которого  произошел царь Ирод — император, который попытался убить младенца Иисуса Христа.

Святитель Иоанн Златоуст оправдывает Ревекку тем, что все это было сделано по промыслу Божию. Это значит, что как решил Господь, так и произошло, именно так и должно было произойти.

Авраам — отец народов

Но на Ханаанской земле все было не так уж благополучно: стоял страшный голод. Тяжелые времена Аврааму пришлось переживать в Египте. Жена Авраама Сарра была очень красивой женщиной, и он боялся за нее. Авраам знал, что египетский фараон может приказать убить его, чтобы забрать Сарру себе. Сарре пришлось притвориться сестрой своего мужа, чтобы они оставались в безопасности.

Случилось то, чего и боялся Авраам: пораженный красотой Сарры, фараон захотел взять ее в жены. Господь разгневался на фараона, его и его дом постигли тяжкие кары. Тогда фараон призвал к себе Авраама, чтобы спросить — почему тот не представил Сарру женой? Возмущенный фараон велел Аврааму, Сарре и Лоту со всеми слугами покинуть Египет.

Когда Исааку исполнилось 37 лет — Авраам посылает для него найти жену в Месопотамии

Когда Исааку исполнилось 37 лет, его мать умерла. Тогда Авраам посылает своего раба, чтобы он отправился в Месопотамию для того, чтобы найти жену своему сыну. В то время было недопустимо, чтобы произошло смешение родов с потомками Хама. В то время они в основном населяли Палестину.

Авраам решил женить Исаака на Ревекке. Ревекка была внучкой брата Авраама Нахора, сестрой Лавана. Исаак и Ревекка жили дружно, в мире и согласии. У этой пары 20 лет не было детей и когда Исааку исполнилось 60 лет, Ребекка родила ему двух сыновей близнецов.

Авраам решил женить Исаака на Ревекке. Ревекка была внучкой брата Авраама Нахора, сестрой Лавана

Удивительно то, что еще в чреве матери, близнецы стали биться и спросила  она у Господа, почему так происходит? Он же ответил ей, что две племени во чреве находится у нее,  два народа выйдут из утробы ее. Народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (бытие 25:23).

Образ и судьба Авраама

Датой рождения Авраама считается 1812 год до н. э. Авраам родился в древнем шумерском государстве, Уре Халдейском, располагавшемся на нынешней территории Ирана. Герой женат на Саре, неспособной к продолжению рода. Вместе с ней и племянником Лотом он отправился по наставлению Господа в землю, на которую должен указать Всевышний. Бог пообещал Аврааму, что тот станет прародителем великого народа, получит благословение Господне и навсегда сохранит свое имя в веках.

В 75 лет Авраам с семьей вышел из Харрана и направился в Ханаан, где ему явился Бог, завещав земли потомству героя. В честь этого благодеяния мужчина воздвиг в городе жертвенник во имя Господа. Затем Авраам направился на восток, а впоследствии на юг, дойдя до Египта. Подходя к Египту, персонаж просил супругу назваться его сестрой — иначе египтяне убили бы его. Так как Сара была хороша собой, в скором времени она стала женой фараона. Авраам же получил богатство — скот и рабов.

В скором времени Бог поразил правителя страны и его дом. Узнав, что живет с чужой женой, фараон отдал будущему пророку супругу, и те отправились дальше. Авраам с племянником Лотом решили разделиться — Лот продолжил шествовать на восток, герой остался в земле Ханаанской. Позднее Бог вновь повторил обещание о том, что от героя пойдет многочисленное потомство, которое сначала будет порабощено, а затем получит свободу и станет богато.

Но Сара продолжала оставаться бесплодной. Чтобы муж оставил наследников, супруга отдала ему рабыню-египтянку Агарь. Та родила от Авраама сына Измаила (Исмаила) и была изгнана из дома пророка, которому на тот момент исполнилось 86 лет.

Когда персонажу исполнилось 99 лет, Бог заключил с ним завет. Герой сменил имя, как и его жена. Бог потребовал, чтобы в доме Авраама каждый человек мужского пола на 8 день рождения прошел обряд обрезания. На тот момент Сарра была уже стара, и обещания Господа о наследнике рассмешили женщину. Тем не менее, через год жена пророка родила сына Исаака. Незадолго до этого герою с супругой вновь пришлось отправиться в путь.

Дорога лежала через город Герар, которым правил царь Авимелех. Из опасения, что его убьют, персонаж снова предложил жене назваться сестрой. Авимелех женился на Сарре, но во сне к правителю явился Бог и сообщил, что тот живет с чужой женой. Испугавшись гнева Всевышнего, царь отпустил супругов. Через некоторое время после рождения законного наследника в семье пророка Бог решил проверить преданность своего раба — приказал Аврааму принести сына Исаака в жертву.

Всевышний сообщил, что старик вместе с отроком должен отправиться к горе Мориа. Путь туда занял 3 дня. Дойдя до нужного места, персонаж оставил у подножия горы ослов и юношей-помощников и, взяв хворост, вместе с сыном начал подниматься наверх. Когда же Исаак спросил, где же жертвенный агнец, которого нужно сжечь, отец ответил, что Господь сам укажет на жертву. На вершине горы около большого камня старик связал наследника, возложил на дрова и собирался заколоть сына ножом.

В это время с небес спустился ангел и сообщил, что Бог убедился в вере своего раба. Неподалеку оказался ягненок, запутавшийся в кустах, и животное по совету Всевышнего принесли в жертву вместо Исаака. Через несколько лет скончалась Сарра, которой на тот момент было 127 лет. Муж похоронил супругу в пещере недалеко от Хеврона, выкупив место захоронения за 400 шекелей серебра.

Незадолго до смерти пророк послал раба к своим родственникам в Месопотамию, чтобы тот нашел невесту для Исаака. Недалеко от города Нахора посланник встретил добрую девушку, которая напоила раба и верблюдов, следовавших с ним. Оказалось, что это Ребекка, приходящаяся дочерью племяннику Авраама. Девушка привела посланника в дом родителей, где тот рассказал о цели визита. Родственники красавицы согласились на брак дочери с сыном пророка.

После смерти Сарры герой успел жениться на наложнице Хеттуре, которая подарила господину нескольких детей. Согласно библейскому тексту, каждый из них, как и Измаил, впоследствии стали родоначальниками различных арабских племен. После смерти пророка сыновья Исаак и Измаил похоронили родственника в одной пещере с Саррой в Хевроне.

Авраам в иудаизме

Как в дохристианской еврейской традиции, так и в более поздней подчеркивается исключительное достоинство Авраама среди праотцев.

Один из наиболее ярких примеров этому — в трактате Бамидбар Рабба 2, где появление Авраама «после двадцати поколений, от которых не было никакой пользы», сравнивается с тем, как на пути странника в пустыне встречается плодоносное и раскидистое дерево с источником. Здесь же отмечены и основные заслуги Авраама, которые практически очерчивают всю тематику аггадических повествований об Аврааме: Авраам самоотверженно служил Господу (выдержал испытание, будучи брошен в огненную печь); отличался особым гостеприимством (содержал гостиницу, где давал пропитание всякому путнику); Авраам — наставник истинной веры («приводил людей под крылья Шехины»); возвещал славу Господа всему миру. Сообщается, что Авраам вырос среди идолопоклонников (на основании ).

Придя к истинной вере, Авраам стал проповедовать Единого Бога и бороться с идолослужением. Поначалу он пытался убедить отца, братьев и покупателей идолов в бессмысленности поклонения им, затем разбил и сжег изготовленные отцом идолы . За это он был схвачен , из которой его спас Сам Бог. Испытание огнем — одно из 10 испытаний (бесплодие Сары, война с царями, обрезание, жертвоприношение Исаака и др.), выпавших на долю Авраама .

В апокалиптической литературе рассказывается о том, что Авраам довелось увидеть многие тайны, в т.ч. и загробные. Ангел Божий Агари научает Аврааму ивриту, чтобы тот мог разгадать секреты всех древних книг .

Не только завет с Авраамом, но и его праведность считается гарантией спасения его потомков . Благодаря заслугам Авраама Израиль существует перед Богом , искупляются грехи Израиля .

Дети Авраама

Сарра считала, что уже не сможет выносить и родить потомство, поэтому предложила Аврааму взять в жены ее служанку, египтянку Агарь. Авраам согласился и Агарь родила мальчика, которого назвали Измаилом. Агарь возгордилась тем, что смогла родить Аврааму сына, Сарра была опечалена и попросила Авраама отослать Агарь и Измаила. Авраам дал Агарь хлеб и воду и отпустил их. Мать и сын долго бродили по пустыни, у них закончилась вода. Понимая, что в пустыне их ждет неминуемая гибель, Агарь отошла от Измаила и заплакала «не хочу видеть гибели моего сына».

Тогда Агарь вдруг услышала голос Ангела, который велел ей не бояться и идти, потому что оба они выживут, а у Измаила будет множество потомков. Агарь увидела колодец, напоила сына, и они пошли дальше. Измаил действительно выжил, вырос и женился на девушке из Египта.

Авраам же однажды встретил трех усталых путников, он приказал принести им воды и омыть ноги, накормив гостей, Авраам встал и услышал, что путники спрашивают:

— Где Сарра, жена твоя?

Авраам ответил, что Сарра в шатре неподалеку. Один из путников пообещал, что еще встретит Сарру и Авраама через год, но к тому времени у Сарры уже родится сын.

Аврааму было 99 лет, а Сарре 89, Сарра рассмеялась и сказала, что им пора иметь внуков, а не детей, но путник ответил «есть ли что-то трудное для Господа?». В усталых путниках Авраам и Сарра поначалу не узнали Святую Троицу…

Через год у Авраама действительно родился сын, которого назвали Исааком, что в переводе означало «Бог смеется». Господь радовался рождению сына у Авраама. Исаак был любимым ребенком, он пас стада и играл у шатра с другими детьми. Авраам и Сарра были счастливы, но однажды наступил день сурового испытания…

Библейское повествование

Аврам и Сара материально преуспели, но не имели детей. Аврам думал оставить свое имение доверенному слуге, но Бог пообещал ему сына и наследника. Когда ему было 86 лет, Сара предложила, и Аврам согласился, что практический способ иметь ребенка — через служанку Сары Агарь . Агарь сразу зачала, и со временем родился Измаил . Эта ситуация принесла скорее раздор, чем счастье между Агарь и Сарой. Тем не менее, Бог увидел страдания Агарь и пообещал, что, хотя это не был ребенок, обещанный Авраму, он, тем не менее, превратит потомков Измаила в великий народ.

В 17 главе Книги Бытия «Всемогущий Бог» изменил имя Аврама на Авраам , поскольку он будет отцом многих народов. Кроме того, имя его жены Сары было изменено на Сара , поскольку она должна была стать матерью народов. К Аврааму пришли трое посетителей и сказали, что у него будет сын. Сара считала, что она слишком стара, чтобы иметь ребенка, и засмеялась. Тем не менее, она забеременела (Бытие 21: 1-7) и родила ребенка по имени Исаак . После смерти матери Сары Исаак женился на Ревекке. Затем Авраам женился на Хетуре , которая родила ему еще шестерых сыновей — Зимрана , Иокшана , Медана , Мадиана , Ишбака и Шуаха .

Семейное древо

Ниже приводится генеалогическое древо потомков по линии Сима , сына Ноя , от Авраама до Иакова и его сыновей. Пунктирные линии — брачные связи.

Ной
Шем ветчина Иафет
Элам Ашур Арфаксад Луд Арам 4 сына 7 сыновей
Каинан 4 сына
Дочь Салах
Эбер
Пелег Йоктан
Реу 13 сыновей
Серуг
Нахор
Фарра
Сара Авраам Агарь Haran
Нахор
Измаил Милка Много Иска
Измаильтяне 7 сыновей Bethuel 1-я дочь 2-я дочь
Исаак Ребекка Лаван Моавитяне Аммониты
Исав Иаков Рэйчел
Bilhah
Эдомитяне Зилпа
Лия
1. Рувим 2. Симеон 3. Левий 4. Иуда 9. Иссахар 10. Завулон Дина  (дочь) 7. Гад 8. Ашер 5. Дан. 6. Нафтали. 11. Джозеф 12. Вениамин

Авраам как историческая личность.

Как и всякая история Библии, история Авраама одними принимается на веру, другие же сомневаются в подлинности библейских историй и даже в самом факте существования тех или иных библейских персонажей.

Что же мы можем сказать про Авраама? Ученые доказали, что Авраам – не только библейский персонаж, но и вполне реальная личность.

Археологические раскопки, проведенные в городе Ур, который указан в Книге Бытия как место рождения Авраама, а также недавние открытия древних табличек, которые содержат имена Авраама, его родственников и даже врагов, подтверждают, что Авраам – реальная историческая личность.

Раскопки в городе Ур

По всей видимости, Авраам был вождем племени кочевников habiru (позже эти племена стали называться евреями). Племена habiru не имели собственной земли и переходили с места на место. Этот исторический факт не противоречит Библии, так как в Ветхом Завете мы находим описание многочисленных странствий Авраама.

Иконография

Среди вариантов изображения жертвоприношения Авраама чаще всего встречается композиция, где Авраам левой рукой держит за волосы коленопреклоненного Исаака, в правой руке — занесенный нож; слева от Авраама у дерева — овен, в небесном сегменте — десница Божия. Иногда позади Авраама изображен ангел (рельеф саркофага Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана) — ангел представлен в виде юноши без крыльев). Этот тип иконографии удержался в визант. и в древнерус. искусстве.

С IX в. Авраам начинает изображаться с нимбом . Вместо десницы Божией в небесном сегменте или около него чаще помещается ангел (Хлудовская Псалтирь. IX в. ); фреска собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в., мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в., и кафедрального собора в Монреале (Юж. Италия), 1180-1190 гг.; роспись в жертвеннике ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове, 1313 г.).

С XII в. Авраам, как правило, изображается старцем с длинными седыми волосами. С XVI в. сцена жертвоприношения Авраама в русских рукописях помимо иллюстраций Псалтирей известна в миниатюрах Палеи, Хронографов, Лицевого Летописного свода, Библии (Псковская Палея. 1477 г.: миниатюры сер. XVI в. ); и в клеймах икон (напр. Св. Троица с деянием, сер. XVI в. (ГРМ); Св. Троица в бытии, 1580-1590 гг. (СИХМ) и др.).

Авраам и три ангела, 16 в., Афины, Музей Бенаки

Святая ТроицаЕвхаристии

Наряду с ветхозаветными сценами в визант. искусстве разрабатывается иконография, основанная на евангельской притче о богаче и бедном Лазаре (Лк 16, 22), получившая название «Лоно Авраамово». Самое раннее из известных изображений — миниатюра Гомилий Григория Назианзина (880-882 гг. ), где сидящий на престоле Авраам держит на коленях фигурку Лазаря, символизирующую его душу. В Псалтири Барберини (1092 г. ) А. с фигуркой в руках сидит под деревьями. В иллюстрациях Псалтирей встречаются многочисленные изображения Авраама, иллюстрирующие различные тексты о праведниках, рае, праведной жертве. Композиция «Лоно Авраамово», символизирующая рай, входит как один из элементов в цикл «Страшного Суда» (Евангелие. XI в. ). Вместе с Авраамом в раю изображаются сидящие на престоле ветхозаветные патриархи Исаак и Иаков, за пазухами которых находятся детские фигурки — души праведных (напр., фрески Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). В XVI в. в рус. храмовых росписях «Лоно Авраамово» помещается в диаконнике (Архангельский собор Московского Кремля, ц. Св. Троицы в Вязёмах), что связано с традицией совершения здесь заупокойных служб (Стоглав. Гл. 13). В палеологовском искусстве изображение Авраама в числе ветхозаветных праведников встречается в храмовых росписях монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг., ц. Феодора Стратилата в Новгороде, 80-е гг. XIVв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector