Житие преподобного нила столобенского и в чем помогает икона, текст молитвы
Содержание:
- Икона Нила Столобенского
- На Конюшенном дворе
- Это круто!
- Краткое жизнеописание святого
- Устрашить святого
- Нилова пустынь
- Архитектура
- Оковецкие чудеса
- Предсмертное пророчество
- На новом месте
- Православные Святые угодники Божии
- Осташков – Нилова Пустынь Как доехать?
- Детство и монашеский постриг
- Особенности архитектуры
- Путь к пустынному острову
Икона Нила Столобенского
Нил Столобенский — один из наиболее почитаемых православных святых. Его прижизненные деяния являются образцом истинной веры, а сила молитвенного слова и по сей день помогает христианам исцелиться от многих болезней, встать на путь истинный.
Православный Нил Столобенский был причислен к лику святых как преподобный, и каждый год церковь почитает его имя среди остальных добровольных отшельников, предпочитавших уединение и усердные молитвы мирским делам.
История иконы
Преподобный Нил появился на свет во второй половине пятнадцатого века в благочестивой семье, проживающей в новгородской области. Его духовным воспитанием занимались с раннего детства, и мальчик вырос в любви к Господу. После кончины родителей Нил принял монашеский постриг и удалился для уединенной жизни. Он боролся с искушениями и покорно переносил все муки своего уединения. С молитвой на устах он сражался с дикими зверями и грабителями, которые решили посягнуть на его жизнь и нехитрый скарб. Со временем слава об отшельнике распространилась, и к Нилу стали приходить православные люди для благословения и исцеления. Святой просил Господа даровать ему одиночество, и в одном из снов услышал приказ отправляться на Селигер, чтобы жить на острове. Там отшельник продолжил жизнь в молитвах и воздержании. Своими деяниями он неоднократно спасал тонущих во время бури на острове, и к нему продолжали стекаться паломники. Дату своей смерти Нил знал заранее. После кончины тело праведника нашли умиротворенным, а лик его был освещен божественным светом.
Описание иконы Нила Столобенского
Большое распространение в иконографии получила деревянная скульптура Нила, на которой он изображен сидящим. Его голова низко опущена, а спиной он упирается в деревянные костыли. Именно в такой позе его нашли в келье после кончины.
На иконах чаще всего Нил Столобенский изображен старцем с мудрыми и добрыми глазами, в монашеской одежде и на фоне монастыря. Он был основан после его кончины. В руках старца находится свиток с молитвами, а на некоторых иконах — макет монастыря. Икона буквально дышит православной верой и силой, которой был наделен Нил при жизни. К его образу ежегодно обращаются тысячи страждущих, преклоняющих колени в молитвах.
Где находится икона Нила Столобенского
Скульптуру преподобного старца можно найти в Преображенской церкви, расположенной в поселке Лосево Тверской области. Также скульптурное изображение находится в Вознесенском соборе Осташково. В Москве и Московской области также расположены деревянные скульптуры преподобного. Поклониться иконе можно в Москве и Санкт-Петербурге. Множество списков с икон находится в разных населенных пунктах России. Поклониться мощам можно в Богоявленском соборе монастыря.
В чем помогает образ Нила Столобенского
Молитвы перед ликом святого способны исцелить людей, страдающих глазными болезнями и иными недугами. Православные верующие обращаются к старцу для укрепления веры, наставлений на путь истинный, сохранения праведного образа жизни, борьбы с искушениями и пороками. Молятся Нилу и при дальних путешествиях, особенно при пересечении открытых водных гладей на большие расстояния. Православные молитвы усмиряют гнев и гордыню, помогают найти путь к исправлению грехов.
Дата празднования
Дважды в год православная церковь почитает преподобного Нила Столобенского. Первая торжественная литургия совершается 9 июня, в день обретения мощей святого. Вторая дата — 20 декабря по новому стилю.
Молитва преподобному Нилу
«Преподобный Нил Столобенский, к Тебе обращаемся в смирении и почитании. Надели нас мудростию своей да дай силы сражаться со злом, которое нас одолевает. Не позволь сойти с пути праведного в угоду дьяволовым отродьям, надели своей силой идти против любого негатива, в смирении принимая испытания, Богом данные. Усмири плоть нашу, дабы мы не были заложниками желаний низменных. Исцели, преподобный, недуги наши, что плоть снедают, да ниспошли на нас благословение, закрывающее от врагов и нечестивцев. Аминь».
Праведные молитвы помогают каждому, кто впускает в свое сердце Господа. С его именем на устах проще преодолевать жизненные трудности и находить в себе силы бороться с негативом.
На Конюшенном дворе
С Гостиного можно попасть на Конюшенный двор с его разными служебными постройками.
За пределами дворов – склады, пристань, док, плавучие рыбные садки и еще хозяйственные строения разного назначения.
Весь юг острова отведен под фруктовые сады, луг с пастбищем для буренок. За дворами между монастырскими постройками ухоженные огороды, где трудами святых отцов все растет, цветет и наливается соком.
На самом мысу в окружении воды стоит белая, под крышей серебряного цвета, замечательно красивая Крестовоздвиженская церковь. Когда-то рядом с нею было монастырское кладбище, но оно не сохранилось.
Это круто!
Дорога идет в горку. Первым нас встречает скульптурное изображение святого Нила — основателя Нило-Столобенского монастыря.
В окрестных деревнях сноровистые крестьяне возвели в промысел производство деревянных скульптур преподобного. Резали фигуры большие, в рост человека, и маленькие, с ладонь. Крупные изображения святого шли на украшение церквей, а миниатюрные фигурки Нила богомольцы с благоговением увозили домой на память.
Посмотрите на фотографию — с высоты монастырь выглядит огромным замком, что появился из синих вод Селигера. Отсюда отчетливо можно различить, что постройки на его территории образуют три двора:
- Парадный, служащий центром композиции монастыря.
- Широкий Гостиный двор.
- Двор со служебными постройками, который называется Конюшенным.
Видите, какая большая колокольня у Богоявленского Собора? Квадратная, четыре яруса… Высота, на которую можно подняться – 36 метров!
Оттуда каждое утро в половине пятого над озером плывет басовитый и густой благовест – со звуков соборного колокола начинается монашеский день. На колокольню можно подняться и, пусть не с небес, но все-таки с немалой высоты охватить взглядом все окрестности.
Конечно, мы полезли. Вот пройдены несколько пролетов по деревянной узкой лестнице. Страшновато… Старинные ступени скрипят и подрагивают… Дерево перил отполировано тысячами рук посетителей… Шагаем еще выше – на самый верх.
И вот мы на балконе, что идет по периметру колокольни. Саня фотографирует, а я же смотрю на полуостров с чудесным названием Светлица, на окрестные деревни, синеющий в отдалении Осташков, леса, острова — бесподобные селигерские просторы.
Поворачиваюсь — вон далеко внизу лодочка с пассажирами неспешно плывет вокруг монастыря. «Нам бы тоже надо на лодочке», — говорю я Сане. Ибо что за поездка на Селигер без прогулки по плесам озера! Да и местный лодочный бизнес поддержать надо! «Хмы», — раздается мне в ответ. Саня занят, ему надо правильно снять композицию из монастырских часов, полуострова и горизонта.
Синева воды, ослепительное солнце, синее-пресинее небо, на фоне которого горят огнем купола… Фотоаппарат щелкает, снова щелкает…
Краткое жизнеописание святого
Биография преподобного Нила Столобенского известна из записей первого игумена Нило-Столобенской пустыни.
Происхождение
Святой Нил был крестьянского рода. Дата появления на свет – конец XV века. Имена родителей и его имя при крещении неизвестны. Место рождения – одно из поселений в южной части Новгородской земли (по территориальному делению XIV-XVIII веков).
Житие и служение Богу
Мальчик осиротел в раннем возрасте и нашел приют в монашеской обители преподобного Саввы Крыпецкого, где в 1505 году постригся в монахи и нарекся Нилом. Молитвами и постом Нил старался побороть плотские желания и искушения дьявола. Через 10 лет, почувствовав способность самостоятельно противостоять лукавому, Нил испросил благословения у настоятеля монастыря на отшельнический подвиг.
Слава о святом отшельнике распространилась по окрестным деревням и селам. К Нилу стали приходить за молитвой, советом. Нил никому не отказывал в помощи, но известность и восхваления тяготили Нила. Монах стал молиться Божьей Матери, чтобы она подсказала ему, как избежать славословия и продолжить служение Иисусу Христу.
Однажды в полусне отшельник услышал голос, повелевавший идти на озеро Селигер. Разузнав, что речка Серемуха впадает в озеро Селигер, Нил собрал нехитрый скарб и отправился по направлению ее течения. Оказавшись на берегу водоема, Нил выбрал необитаемый остров Столобный. Для зимовки отшельник выкопал в горе пещеру. На следующий год на вершине Столобного Нил построил деревянную келью и часовню. В келье вместо лежанки отшельник вбил в стену два крюка, на которые опирался во время ночного отдыха, стоя на коленях. Для пропитания Нил выращивал на острове овощи, рожь, собирал грибы и ягоды, ловил рыбу.
Окрестные крестьяне невзлюбили Нила. Однажды они приплыли на остров, вырубили весь лес и подожгли его. Отплыв на безопасное расстояние, поджигатели наблюдали, как пожарище охватило весь остров, поднимаясь к часовне и келье Нила. Отшельник вышел навстречу огню с иконой Божьей Матери, и языки пламени потухли сами собой, не причинив постройкам вреда.
Рыбаки иногда приставали к острову и отдавали Нилу часть улова. Отшельник проводил дни в молитвах и трудах. Прошло несколько лет, на Столобном снова выросли деревья. Местный крестьянин решил снова срубить молодые деревца и переправить на лодке на берег, чтобы использовать как дрова.
Срубив часть молодой поросли, он не смог сдвинуть ее с места, сколько не пытался. Осознав свой грех, крестьянин покаялся перед Нилом и был им прощен. После этого случая дьявольская пелена спала с глаз жителей прибрежных сел. Они стали приплывать к отшельнику за советом, молитвой, почитая его как святого. Нил не принимал даров от людей с греховной совестью и телесной нечистотой.
Разбойники решили, что в келье хранятся несметные сокровища в виде даров от мирян. Приплыв к Столобному, они потребовали у Нила указать, где хранятся богатства. На что святой сказал им, что главная ценность находится в углу кельи.
Войдя в нее, разбойники ослепли от нестерпимого света, исходившего от иконы Божьей Матери. Испуганные грабители упали перед Нилом на колени, прося прощения. Милосердный отшельник простил их и благословил на добрые дела.
Праведная жизнь сделала Нила ясновидцем, способным совершать чудеса. По его молитве стихали волнения на озере, спасая тем самым жизнь рыбакам.
Смерть
Зная о приближении смерти (ему были открыты день и год, когда это произойдет), Нил молился Богу, чтобы он послал ему духовника для причастия. Господь надоумил настоятеля одного из местных монастырей навестить отшельника. 6 декабря 1555 года он приплыл на остров, причастил пустынника и пообещал вернуться на следующий день. Нил сообщил ему, что на острове со временем будет монашеская обитель. Вернувшись на остров 7 декабря, игумен Сергий обнаружил Нила в келье мертвым, стоящим на коленях с опорой на крюки. Монахи похоронили тело в часовне. В Столобенской пустыне отшельник прожил 27 лет.
Через 5 лет над могилой святого была сооружена гробница. Спустя 35 лет в келье Нила поселились другие иноки. Рядом с часовней был построен храм. Затем образовалась монашеская обитель, существующая и поныне под названием Нило-Столобенская пустынь. В 1665 году в обители случился пожар, от которого сгорели деревянные строения, в том числе часовня, где был погребен святой. Когда через 2 года на этом месте стали возводить каменную церковь, могила обнажилась, открыв нетленные, благоухающие кости преподобного. Они были перезахоронены во вновь построенном храме.
Устрашить святого
Будущий подвижник родился во второй половине XV века в одном из селений Новгородской земли. Кем были его родители – неизвестно. В житии святого упоминается об их благочестии – только такие родители смогли бы воспитать сына в страхе Божием и в любви к молитве. Поэтому, когда в 1505 году мать с отцом умерли и настало время выбирать жизненный путь, сомнений не было. Юноша отправился в псковский Савво-Крыпецкий мужской монастырь и принял там монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского. В этой обители монах Нил подвизался около десяти лет. О первых годах монашеской жизни житие святого повествует так: «После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа». В 1515 году, «чтобы избежать мирской славы», преподобный по благословению настоятеля покидает монастырь и отправляется на поиски места для пустынножительства.
Нелегкий путь пришлось пройти святому, пока он не остановился в пустынном лесистом месте в Ржевской земле близ реки Серемхи. Здесь преподобный выстроил себе келью и «предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания». Питался святой лишь теми дарами, которыми был богат лес.
«Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред».
Несмотря на сокрытость кельи монаха от посторонних глаз, через некоторое время весть о его безмолвном подвиге достигла людей. Первыми пришли разбойники – в надежде найти какие-либо сокровища. «Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром».
Вскоре уже в поисках других – духовных – сокровищ к подвижнику стали стекаться жители окрестных селений. «Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов».
Тринадцать лет подвизался святой на берегу реки Серемхи.
Нилова пустынь
В течение 40 лет вокруг кельи селились монахи и отшельники, строили маленькие кельи и рыли пещеры, потом обнесли все оградой и основали Нилову пустынь, монастырь, драгоценную святыню Русской Православной церкви.
Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь в Тверской области
В конце лета 1665 года пожар невероятной силы буквально слизал все постройки, но монахи не сдались. Архиепископ Нектарий обратился к царю Алексию Михайловичу за разрешением и помощью в строительстве каменного храма. Строительство велось под опекунством игумена Германа Второго.
В 1667 году во время копания нового фундамента земля стала осыпаться сама по себе, открыв гроб с сохранившимися костями.
Важно! 27 мая были обретены святые мощи Нила. Этот день отмечается в православной церкви, как день поминовения преподобного
Поклониться мощам, которые и поныне хранятся в серебряной раке, можно в Богоявленском соборе Столобенского монастыря.
Архитектура
Обитель несколько изменила свой первоначальный живописный облик к началу XX века, она стала напоминать городскую площадь. Подобная форма возникла благодаря высокой набережной и классическому главному собору. Несмотря на различие особенностей здешних строений, комплекс являет гармоничное архитектурное единство, считающее грандиозным памятником зодчества.
- К востоку и югу расположены монастырские корпуса, выполненные в готическом стиле. На западной стороне паломники найдут гостиный двор, великолепно украшенный цветниками и газонами.
- Главным строением, находящимся в центре обители, является пятикупольный Богоявленский собор. Именно здесь совершаются престольные богослужения, а также хранятся святые останки отца и Небесного покровителя пустыни.
- В северо-западной области красуется небольшая церковь Всех Святых, в которой раньше располагалась монастырская больница. Сегодня идут восстановительные работы по возвращению её прежнего обличия.
- На восточных вратах стоит собор святителя Нила, возведенный в середине XVIII столетия. С противоположной стороны расположен храм Петра и Павла, убранство которого декорировано лепниной и изящными скульптурами.
Церковь чудотворца Нила Столбенского в мужском монастыре
Одноглавый Собор Воздвижения Креста находится на юго-западе Столобенского острова. Внутренняя отделка пестрит изяществом иконостаса и несравненной легкостью росписи стен, красочностью живописи.
Оковецкие чудеса
Фото Наталии Фаустовой
История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.
«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.
Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.
В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.
С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.
В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.
текст Брезгиной Веры
«Отечества, преподобне, удалився, в пустыню вселился еси, и, на остров Селигера езера возшед, жестоко житие показал еси, и, многих добродетельми удивив, дарования чудес от Христа приял еси…»
использован материал сайта:Издательства «Фома»
Предсмертное пророчество
Слава благочестивого отшельника далеко разошлась по Руси. На Селигер стали приезжать иноки из многих монастырей и проводить дни в келье, в которой прежде жил Нил Столобенский. Молитва, вознесённая среди её стен, помогала испросить у Господа здоровья страждущим и покоя мятущимся духом. Вскоре на месте погребения святого была сооружена гробница, также прославившаяся многочисленными совершёнными на ней исцелениями.
Не замедлило исполниться и предсказание, которое оставил перед своей кончиной Нил Столобенский. Житие святого, составленное впоследствии иноком Свято-Троицкого монастыря Филофеем, говорит о том, что духовными очами он обозревал воздвигнутый в будущем на месте его кельи монастырь. Его появление преподобный и предсказал незадолго до смерти.
На новом месте
Придя на остров в конце осени, он не имел возможности до наступления холодов построить келью и первую зиму провёл в землянке, вырытой на лесной поляне. Лишь на следующий год святой отшельник построил себе жилье и воздвиг возле него часовенку. Как и в прежние годы, питался Нил Столобенский исключительно лесными дарами, лишь изредка дополняя их рыбой, пожертвованной ему рыбаками.
Но враг рода человеческого, прежде посрамлённый Нилом, решил отомстить ему. Он ожесточил против святого старца сердца окрестных жителей, вдруг пожелавших вырубить лес на острове и использовать его под пашню. Они полагали, что когда подожгут поваленные деревья, пламя уничтожит и мешавшую им келью отшельника. Но Сила Господня не оставила Нила и в этот раз. По его молитве огонь, охвативший остров, не причинил вреда ни келье, ни часовне, поселив в то же время страх в сердцах его недоброжелателей.
Православные Святые угодники Божии
Святые угодники Божии являют особенную любовь и милость чтущим святую память их.
Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа.
Святые угодники в земной своей жизни обращались к Богу за помощью в исцелении своих недугов, скорбей и избавлении от искушений, просили Бога, чтобы Он и после смерти удостоил их дара помогать людям в различных случаях жизни.
Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Многие святые угодники Божии получили особую благодать от Бога, и Он удостоил их быть ходатаями пред Ним в избавлении от скорбей и телесных недугов наших, в которых они сами были искушены.
Святые радуются нашему покаянию и скорбят, когда люди оставляют Бога и уподобляются скотам несмысленным. Им жалко, что люди на земле живут, не зная, что если бы они любили друг друга, то на земле была бы свобода от греха: а где нет греха, там радость и веселие от Святого Духа, так что, куда ни посмотришь, все мило, и душа удивляется, почему ей так хорошо, и славословит Бога. Святые слышат наши молитвы и имеют от Бога силу помогать нам. Об этом знает весь род христианский. Нужно помнить: чтоб молитва была услышана, молиться святым угодникам Божиим следует с верою в силу их ходатайства перед Богом, словами, идущими от сердца.
В своих молитвах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой Матери — нашей Заступнице и Помощнице, к святым Ангелам и святым людям — угодникам Божиим, потому что ради них Господь Бог скорее услышит и нас грешных, наши молитвы. Святые Угодники имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные, исповедники. далее>>
Господь говорит: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 15-16). Святые – это яркие звезды, указывающие нам путь в Царство Небесное.
Будем же дорожить близостью к Богу святых угодников Божиих и обращаться к ним за помощью, помня, что они любят нас и заботятся о нашем спасении. Хорошо бывает помолиться святым угодникам Божьим и в те дни, когда Церковь празднует их память.
«Святые Угодники Божии, молите Бога о нас!»
Святые угодники: житие, память, страдание…
Осташков – Нилова Пустынь Как доехать?
От Осташкова до православного мужского монастыря Нилова Пустынь две дороги: одна – на теплоходе по озеру, километров десять, и вторая по суше. Через город Осташков проходит дорога, обвивающая кольцом все озеро Селигер. Однако, что она представляет собой – мне неизвестно, поскольку по ней проехали мы всего 25 километров до полуострова Светлица. Его с островом Столобным соединяет узкая дамба. Святой обители принадлежит кусочек полуострова и весь остров.
Наша доблестная тойота объезжала выбоины и рытвины. Впереди медленно ползли автобусы. Обогнать их не было никакой возможности. Скорость была просто сумасшедшая – километров пятьдесят в час. Сначала это ужасно раздражало, но неожиданно в черепашьем шаге оказались свои преимущества: взгорки, поляны сосны и прочие красивости русской природы уже не мелькали, сливаясь полосой, а позволяли обстоятельно полюбоваться собою.
А пожалуй, это и хорошо, гладкий асфальт только испортил бы все. Подскочить между делом, с головой, погруженной в суетное – это неправильно. К святому месту нужно приближаться с возвышенным настроем.
Детство и монашеский постриг
Точная дата его рождения неизвестна, сокрыто от нас и имя, полученное младенцем при святом крещении, но из позднейшего жизнеописания, составленного первым игуменом обители, в которой подвизался угодник Божий, явствует, что его родители были набожными и благочестивыми людьми. Они воспитали сына в истинно христианском духе, с ранних лет привив ему любовь к молитве и чтению Священного Писания.
Когда в 1505 году Господь призвал их к Себе, отрок, не имея более никого из родных, направился в близлежащий монастырь преподобного Саввы Крыпецкого. Там, отбыв положенный срок послушником, он принял монашеский постриг с именем Нил в честь святого Нила Синайского, о подвигах которого много читал в святоотеческих книгах.
Особенности архитектуры
Огромный архитектурный комплекс отчасти напоминает небольшой город-крепость. Подобное сходство объясняет высокая гранитная набережная и большое количество монастырских построек.
Монастырские корпуса соборного двора
Юго-восточную часть занимает длинное двухэтажное здание, датированное 30-ми годами XIX столетия. В углу располагаются Архиерейские покои, далее простираются бывшие монашеские кельи, казенная палата и ризница. Раньше чуть поодаль располагался настоятельский корпус, однако сегодня на его месте находится трапезная. На севере можно увидеть самую старую постройку, относящуюся ко второй половине XVII века.
Корпуса гостиного двора
В западной части монастырского комплекса располагаются гостиные покои. Двухэтажные постройки были возведены в конце XVIII столетия, а вот трехэтажный корпус датируется 1806 годом. Ранее на его месте находились одноярусные рабочие кельи, сегодня же здесь обустроена гостиница для паломников.
Архиерейская пристань
В начале XIX века напротив главных восточных врат была сооружена гранитная пристань. Ее отстроили специально для совершения крестного хода, шествующего из Осташково. Торжественная процессия проходила ежегодно, чествуя день обретения чудотворных останков отца-основателя Столобенской обители.
Надвратная Светлицкая башня
Башня, расположенная на стороне Светлицкого полуострова, возведена в стиле ампир. По архитектурной задумке она должна была связывать Богоявленский храм и Архиерейскую пристань. Также она выполняла роль своеобразного маяка, освещая путь ночью или во время погонного ненастья.
Набережная монастыря
Гранитная набережная, делающая Нило-Столобенскую пустынь похожей на берега Санкт-Петербурга, возводилась практически 20 лет. Она полностью окружает остров Столобной, а также затрагивает часть Светлицкого полуострова. По проекту тверского зодчего Ивана Федоровича Львова камень должен был препятствовать осадке и размытию почвы.
Хозяйственные строения
В конце XVIII – начале XIX веков на южном берегу озерного залива находились одноэтажные постройки хозяйственного назначения. Здесь работали столяры, кузнецы, слесари, судоремонтники; располагался амбар, пивоварня и рыбацкая. Сегодня на их месте можно увидеть гаражи, конюшни, скотный двор, а также рабочие кельи.
Богоявленский собор
Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Богоявления – трехъярусная постройка с пятью главами. Он был возведен на месте сгоревшей церкви и определил дальнейший архитектурный стиль пустыни. Собор имеет три придела: главный – во имя Богоявления, правый – во имя Благовещения; левый – во имя Николая Мирликийского.
Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Богоявления
Храм всех святых
Наиболее древнее здание, датируемое 1699 годом, изначально было пятикупольным, однако позже его увенчали одноглавой ротондой. Пока строился Богоявленский собор, этот храм выполнял основную роль, там же размещались чудотворные мощи Нила Столобенского. Долгое время церковь всех святых считалась больничной, поскольку к ней примыкал монастырский лазарет.
Храм преподобного Нила Столобенского
Надвратный храм находится в связке с Архиерейскими палатами и возвышается у центральных восточных врат. Постройка датируется серединой XVIII столетия, однако после возведения Богоявленского собора ее архитектура была несколько изменена – вместо пяти куполов появилась одна шарообразная глава с крестом.
Петропавловский храм
Возле монастырской трапезной, расположенной в западной части обители, можно увидеть собор апостолов Петра и Павла, построенный во второй половине XVIII века. До прихода к власти большевиков он славился высокохудожественным иконостасом, а также богатым внутренним убранством.
Иоанно-Предтеченский храм
Церковь во имя Иоанна Крестителя была возведена на месте часовенки, построенной Нилом Столобенским. Сегодня она представляет собой прямоугольное, двухъярусное здание, увенчанное пятью куполами. Первый этаж отведен под храм Покрова Богородицы, здесь же находится бывшая келья отца-основателя. Несмотря на плачевное состояние, собор удалось восстановить практически с нуля.
Крестовоздвиженский храм
На юго-западе православной пустыни находится однокупольный собор во имя Воздвижения Креста Господня, датируемый 1784 г. Именно на этом месте основатели монастыря поставили деревянный крест с изображением Нила Столобенского. Ранее Крестовоздвиженский храм окружала каменная стена, а внутреннее убранство отличалось обилием лепнины, позолоты, настенной росписи и прочих элементов декора.
Однокупольный собор во имя Воздвижения Креста Господня
Путь к пустынному острову
Так, в непрестанных молитвах и постах, провёл Нил Столобенский тринадцать лет. Но свет Божьей истины, обильно источаемый им, не мог укрыться от мира. Вскоре к одинокой лесной келье потянулись жители окрестных деревень. Приходили они, чтобы испросить у праведника молитв, благословений, а также мудрого совета во всех житейских делах. Чуждаясь мирской славы, святой просил Царицу Небесную наставить его на путь истинного пустынножительства и уединенных подвигов.
Пресвятая Богородица не оставила без ответа его молитв и вскоре, явившись ему в тонком сне, повелела оставить свою келью и держать путь к озеру Селигеру. Там, переправившись на остров Столобный, поселиться в уединённом месте и продолжить подвиг молитвы и постничества. Исполнив волю Царицы Небесной, святой Нил совершил своё путешествие в 1528 году. Об этом доподлинно известно из записей, сохранившихся в книгах Нило-Столобенской обители.