Амфилохий почаевский: житие и поучения преподобного, икона и молитвы

Со своей паствой

Прошло двенадцать лет с тех пор, как мощи старца Амфилохия из Успенской Почаевской лавры на Украине были обретены нетленными. Их целостность и состояние примерно такие же, как у святых, почивающих в пещерах Киево-Печерской лавры. Старец как будто уснул, и произошло это не в 1971 г., а совсем недавно. В Церкви он прославлен как «преподобный», т.е. уподобившийся Господу в самых высоких добродетелях, но не будет преувеличением сказать, что жизнь его с момента прихода в монастырь до самого конца была непрекращающимся исповедническим подвигом.

Только люди достигшие духовной зрелости вправе произнести слова, которые однажды просто и сами собой вышли у оптинского иеромонаха о.Василия (Рослякова), – «хорошо было бы пострадать за Христа». Вспомним, даже такой великий святой, как Святитель Филарет Московский в молитве к Господу произносит со смирением: «…Не дерзаю просить ни креста, ни утешения! Только предстою пред Тобою…»

Готовность пострадать за Христа – удел совершенных. И, вот, старец Амфилохий был из тех, кому с полным сознанием пришлось нести мученический крест не однажды.

Вопрос о том, кому «не угодил» монах для верующих людей, в общем-то, не первостепенный. Одни вели его на расстрел, истязали в психиатрической лечебнице, избивали до полусмерти, другие отдавали распоряжения об этом… Важнее другое: поистине, несчастнейшие люди – те, кто становятся исполнителями воли духов зла, независимо от внешних – политических, идеологических или каких-либо иных мотивов. Истинная причина подобной ненависти открывается до конца, опытно, а не чисто умозрительно, в Почаеве, возле его мощей.

К престольному празднику в честь Успения Пресвятой Богородицы в лавру ежегодно приходит многотысячный крестный ход из Каменец-Подольского, и среди этого множества в сопровождении родственников – весьма необычные больные. Недуг этот не укладывается в картину эпилепсии. Как правило, он обостряется при приближении к святыням. Это невозможно отнести и на счет «актерского мастерства»: каждый в состоянии отличить произвольный, даже самый профессионально-исполненный крик, от крика нестерпимой боли, непроизвольного.

«Особые» больные рычат, издают потоки площадной брани по отношению к святым, и при этом особенно оскорбительные эпитеты достаются преподобному Амфилохию.

Впечатление не из легких, особенно когда подобный «набор» несется из уст хрупкой девочки, которую пытаются удержать несколько мужчин. Сила у больных такая, что не во всех случаях помогают и металлические наручники.

Самое сложное для сопровождающих – подвести их к мощам. В тех случаях, когда удается, эти страдальцы обычно успокаиваются. Проходит несколько минут, и пришедшие в сознание не помнят о своем недавнем состоянии.

Поклонение честным мощам – начало исцеления духовного. Впереди – исповедь, причастие, особый церковный чин – отчитки. В монастыре о подобных случаях говорят: «Гнал нечистых батюшка при жизни своей, гонит и сейчас. Не выносят они его присутствия.»

Старцу Амфилохию была дана особая благодать. Он обладал несомненной прозорливостью, даром молитвенного исцеления, освобождения одержимых, и брань его с невидимым миром, где действуют духи, была – «не на жизнь, а на смерть». Ему мстили и неотступно преследовали те, кого он опалял своей молитвой.

«Немного над…», или на голгофу – за наградой

Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5: 46–47). Это то, от чего надо уходить. Жизнь Троицы выше торгашеских интенций и обольщений мира.

Владыка Амфилохий рассказывал такой эпизод. Вместе с ним к старцу Паисию как-то поехал его одноклассник – писатель, журналист, в общем, из умников-эстетов. И всё восхищался красотой Афона: «Вы же тут можете каждый день эту красотищу: море, горы, небо созерцать!»

А старец Паисий оборачивается:

– Слушай, друг у тебя не из чувствительных? Он не обидится, если я ему кое-что скажу?

– Что?

– Переведи, что я ему желаю в следующий его приезд быть немного над Афоном…

Афониты ведь могут и в пещеру скрыться, а прекрасный вид из нее на море и горы в цветах загородить иконой, – чтоб не астрономического, а иного Солнца искать.

Если в монастыре монахи призваны жительствовать по образу Святой Троицы, о чем нам всегда владыка Амфилохий и напоминал, то возможно это только в Духе Святом. Тогда никаких ссор между братиями и не будет. А нисходит-то Дух Святой на носящих крест, на голгофе твоего пути. Но и она не цель, – а Дух Божий. Нас так авва учил.

Монашеский путь подвижника

Монашеская жизнь – это не только пост и чтение молитвенных текстов, как это кажется мирянам на первый взгляд. Это множество обязанностей перед Господом и людьми, в том числе и помощь ближним. Будучи монахом, Иосиф продолжал помогать тяжелобольным. Знания, полученные от отца, и упование на помощь Господа творили настоящие чудеса: исцелялись даже те люди, которых прежде многие считали безнадежными. Специально на территории обители для осуществления лечебной деятельности был построен маленький домик, в котором Иосиф вместе со своим помощником принимал больных. В некоторые дни число страждущих доходило до пятисот человек. В такие дни у праведника не было времени ни на отдых, ни на прием пищи.

Однако такой быт не тяготил подвижника. Он заповедовал всем инокам день посвящать служению людям, а ночь – служению Господу. После тяжелого дня праведник не отправлялся спать, а начинал трудиться духовно. Для обычного человека, живущего в миру, такой христианский подвиг кажется невозможным: в обычной ситуации такой ритм жизни быстро приводит человека к истощению. Однако на избранном пути подвижника укреплял сам Господь, придавая ему силы для новых свершений.

«Без статьи и трибунала»

Возвращаться в Почаев было слишком опасно, и он поселился у племянницы в селе Иловица. Укрыться надолго ему, конечно же, не удалось: народ моментально освоил новое направление маршрута, а отказать просящим батюшка не мог. Ежедневно служил Водосвятные молебны. Случаи исцелений были необыкновенны. По молитвам о. Иосифа вернулся слух к девушке, которую когда-то в детстве сильно побила мачеха. Одна жительница Почаева избежала ампутации, угрожавшей ей из-за начавшейся гангрены. Известен и случай, когда прозрела слепая девочка. Есть свидетельство того, как старец вернул к жизни 13-летнего подростка, находившегося в состоянии клинической смерти.

Бывало, что «открывались глаза» и у стойких атеистов, когда дело касалось их собственных детей.

В отчаянии обратился как-то к о. Иосифу секретарь обкома. Диагноз, поставленный врачами его 18-летнему сыну, звучал как приговор: саркома. Старец предупредил, что лечение будет только духовным: молебны, святая вода, освященная пища. Через несколько недель от болезни не осталось и следа, а отец в благодарность распорядился выделить для удобства паломников маршрутный автобус Кременец – Малая Иловица.

Местные власти, обеспокоенные притоком людей в село, стали настраивать родственников против старца.

В декабре 1965 г. о. Иосифа ожидало новое испытание. Один из родственников завел его на окраину села к болотам, и жестоко избив, оставил умирать в ледяной воде. Восемь часов пролежал старец без помощи, пока его не обнаружили духовные чада. Опасаясь, что он не доживет до утра, его в ту же ночь отвезли в Почаевскую лавру, где постригли с именем Амфилохия, в честь святителя Амфилохия Иппонийского. Схима – это «край», определение – на жизнь или на исход. Старец пошел на поправку, и еще несколько лет служил людям в великом ангельском образе.

В Почаеве рассказывают, что кончина о. Амфилохия была насильственной и вызванной отравлением. Не раз старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда», но когда люди, страдавшие от поведения одной из его «помощниц», просили его удалить ее от себя, батюшка только смиренно призывал их терпеть, поскольку и сам он терпит.

У святых отцов в разных вариантах встречается мысль о том, что превозмочь диавола умом и хитростью невозможно. Зло коварно и могущественно, и победить его в мире можно только, взойдя на крест, через сознательное уподобление Христу. Но «проигравший» по счету лукавому, бесовскому, у Бога восстает в нетлении, венчается великой славою и имеет дерзновение молиться за многих.

1 Симеон Метафраст (Symeon Metaphrastes) (2-я половина 10 в.), византийский писатель. Составитель минология, сводного корпуса греческих житий святых (148 текстов), приспособленного к церковному календарю.

2 Ценнейшие исторические свидетельства об условиях содержания в одной из ее частей — Озерлаге принадлежат протоиерею Алексию Кибардину, состоявшему в духовнических отношениях с преп. Серафимом Вырицким. (См.: Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. С.-Пб., 2008. С. 306-317).

3 С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. C. 62

4 Есть сведения о том, что его освободила тогда из больницы дочь Сталина, Светлана Аллилуева, в благодарность за то, что батюшка исцелил ее от душевного недуга. (Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен. // Свято-Успенская Почаевская лавра. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2. С. 63)

Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:

1. Жизнеописание Святого угодника Божия последних времен. // Свято-Успенская Почаевская лавра. / 2. Преподобный Амфилохий Почаевский // 3. С. Вяткина. Благословенный Почаев. Светоч. Православный просветительский журнал (Пермь). 2004. № 2.

Старец Паисий, змея и любовь к живому

– Владыка, Вы знали старца Паисия, окормлялись у него, поделитесь воспоминаниями о нем.

– Да, я имел благословение Божие встречаться с отцом Паисием много раз. Впервые встретился с ним в афонском скиту Катунакия в 1967 году. Это был Божий человек нашего времени, именно современный святой. Человек огромной любви к Богу и людям. Человек огромного терпения, сострадания, любви ко всему Божиему творению. Слава Богу, что на русский язык переводят его труды.

Однажды, когда я был у отца Паисия на Святой Горе, в 1987 году, он печалился и говорил:

«Вот смотри, владыка Амфилохий: мы, люди, наводнили мир грехами, и Господь, как и во времена пророка Илии, закрыл небо. Вот уже полгода на Афоне нет дождя, и все страдают: и люди, и земля. Но люди страдают, потому что виноваты, а эти несчастные малые звери за что? Вот смотри, несколько дней назад пришла ко мне змея. Пришла и как бы просит: «Дай мне немного воды», – и отец Паисий рассказывает дальше: – Знаешь, я налил воды в миску и дал змее напиться. Она, бедная, все выпила и потом поднялась на хвост, и кивает головой, благодарит. Бессловесное животное, но знает, что благодарность необходима. А мы, люди, ни Бога, ни друг друга не благодарим…»

А я ему: «Отец Паисий, ну как же ты змее воды дал? Я бы на твоем месте, я бы… как сказать, голову бы ей разбил». Он говорит: «Ты – дикарь. Как же убить бедное животное? В чем оно виновато?» Такой была его любовь, сострадательная, она всех обнимала.

Однажды застал я его в таком дивном глубоком молитвенном настроении, тогда он сказал мне: «Отче мой Амфилохий, самое прекрасное на свете, когда ты ничего не имеешь, но вся Вселенная твоя!» И в тот момент я впервые почувствовал, что значит быть наедине с Богом, и что значит открыть всю космическую ткань в себе, ощутить ее во всей силе и подлинной красоте и в то же время быть над ней. То есть природа ограничивает человека, а человек безграничен по своей природе.

Помню и такой эпизод. Вместе со мной к отцу Паисию приехал мой школьный товарищ, наш писатель, журналист Комнен Бечирович, эстет, романтик, мой земляк. Он был восхищен красотой Афона и в этом своем восторге говорит: «Отец Паисий, как я завидую Вам, что вы каждый день видите эту красоту: море, небо, Афон…»

А отец Паисий спрашивает меня: «Он не рассердится, если я ему скажу кое-что?» – «Нет, почему, говори свободно». И он продолжает: «Переведи, что я ему желаю быть немного над Афоном, когда приедет в следующий раз…» Вот так в нескольких словах он открыл истину, которая сокрыта от многих нас, живущих в гуще мира.

Фото: kurir.rs

На послушании у святых

Помню, я только пришел в обитель, а владыка Амфилохий мне и говорит:

– Ты не у меня в послушании. Ты в послушании у святого Василия Острожского. Понимаешь?

– ?!

Он реально сумел постепенно привить мне это правильное отношение: ты в своем служении всегда, постоянно предстоишь перед святым твоей обители – он тут главный распорядитель, он смотрит за всем, ты перед ним за всё и отвечаешь. Помню, это на меня, тогда новичка в монастыре, сильнейшее впечатление произвело. Реально возбуждало у меня благоговейный страх перед святителем – эта недосягаемая ранее для тебя высота. Но только так ведь и можно учиться ходить пред Богом! Дивен Бог во святых Своих (Пс. 67:36). Не своей же святостью святые святы.

Это опять инаковость монашеской жизни. А иначе, какая разница, что ты сейчас в монастыре оказался, если ты и в миру родителей, старших братьев-сестер, старшин в армии, начальников на работе слушался? То есть это в любом случае творческая задача игумена, игумении – как они будут этой инаковости добиваться. Каждый эту задачу по-своему будет решать, исходя из своего прочтения Евангелия, святых отцов, духовного опыта, который наследует.

…Как учил владыку его афонский авва, старец Паисий Святогорец: надо из всего, что ты делаешь, убирать себя самого. Тем более игумену, игумении, – чтобы не загораживать Христа собственным «я».

Надо помогать молодежи смотреть на себя с точки зрения вечности

Владыка Амфилохий очень любил монашество. Где бы только он ни начинал служить, – всюду тут же открывались монастыри. Даже русское, как я говорил, монашество у нас тут, в Черногории, вдруг появилось. Это результат его апостольских трудов. Но ему даже никуда и отправляться не надо было. Люди сами к нему ехали и ехали, искали встречи. Вот это плод монашества, райский уже плод…

Когда к владыке подходил кто-либо из молодежи и говорил: «Ваше Высокопреосвященство! Владыка, благословите! Я решил стать монахом», – он тут же отзывался:

– Это очень здорово, что ты сумел себя увидеть с точки зрения вечности! Не только времени, но – вечности. Монах готов покинуть мир, оставить всё и подвизаться ради Христа. Жить именно в эсхатологической перспективе вечности. Из последней точки ты сумел на себя посмотреть – вот это да! Ибо «последнее слово» за пакибытием. А с этой точки зрения все мы, как Ангелы, призваны быть верными Богу и чистыми, чтобы занять нам места отпавших. Славно, что ты на себя посмотрел не из пропасти, а с высоты. Господь сподобил.

Ну, как, услышав такое в свои еще незамутненные ошибками молодые годы, ты не захочешь уже окончательно стать монахом?! Владыка и старался помочь молодежи посмотреть на себя с точки зрения вечности. Они, может быть, часто сами не осознавали, что это он их так незаметно своим примером, служением сподвиг…

Не случайно, он и на Афоне так близок был с великими старцами-миссионерами для молодых – с преподобным Паисием Святогорцем, с преподобным Порфирием Кавсокаливитом. У них тоже дух был молодой. Вообще это именно в монашестве дух такой вечно молодой, но и умудренный сокровенными тайнами мироздания – это то ошеломительное сочетание, та широта диапазона, что недоступны в миру, – вот чем молодежь заинтриговать можно. А то, знаете, так бывает: пока ты маленький, тебе кажется, что взрослые всё знают про жизнь; а вырастаешь и понимаешь – да ничего они не знают! А вот истинные монахи, старцы – знают! И это потрясающе.

В Сербии владыка Амфилохий, конечно, был близок с преподобным Иустином (Поповичем). У них много разного рода культурных, интеллектуальных пересечений, оба очень любили русскую литературу. Как они того же Ф.М. Достоевского толковали! А на языке этого русского пророка можно и с любым мирским человеком, тем более интеллигентом, поговорить о глубинах и высотах духа.

Наследует владыка Амфилохий всем этим столпам Православия, любимцам, в том числе, и современной молодежи, духовным героям XX века. У монашества, как еще говорят, героический дух, подвижнический, неугомонный, – и это тоже заманчиво для молодежи.

Жизнь подвижника в годы Великой Отечественной войны

В годы войны раскрылся еще один талант подвижника – дар предсказания. В тяжелые военные дни количество посетителей, приходящих к иноку за помощью, значительно возросло. В основном его гостями были женщины, которые шли к праведнику за известиями о судьбах мужчин на фронте. Многие просили праведника помолиться за мужей, братьев, отцов. Инок Иосиф всегда точно мог сказать, жив ли тот человек, о котором спрашивают его посетители.

Неоднократно жизнь Иосифа и других монахов обители оказывалась на волоске от гибели: немецкие захватчики врывались в кельи монахов, требуя ценности и продукты питания, угрожая расстрелом всем тем, кто жил в стенах монастыря. Иноки со смирением были готовы принять неизбежное и с молитвами готовились к встрече с Господом. Всевышний слышал молитвы своих детей и даровал им возможность продолжить земной путь: немцы не осуществляли своих угроз и уходили из монастыря ни с чем. Пастырь знал, что инокам обители предстоит впереди сложная борьба за Русь и православную веру.

Тропарион. Тропари, кондаки, величания и молитвы

Святые по алфавиту: А

Преподобному Амфилохию Почаевскому

Тропарь, глас 4:

Земли́ Волы́нския пресла́вна подви́жника/ и оби́тели Поча́евския досто́йна насельника/ люде́й правосла́вных изря́дна цели́теля/ яви́ тя́ Це́ркви Свое́й Христо́с Бо́г на́ш,/ преподо́бне о́тче Амфило́хие,/ Ему́ же усе́рдно моли́ся/ от наве́т вра́жиих свободи́тися// и спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3:

Я́ко ве́ры Правосла́вныя ревни́тель и благоче́стнаго жития́ учи́тель, в боле́знех и ско́рбех изря́дный помо́щник и защи́титель, пред Го́сподом предстои́ши преподо́бне Амфило́хие, сего́ ра́ди вопие́м ти́: сохрани́ оби́тель, в не́й же подвиза́лся еси́, и спаса́й на́с моли́твами твои́ми, о́тче блаже́нне.

Величание

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Амфило́хие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

Молитва преподобному Амфилохию Почаевскому:

О, всеблаже́нне о́тче на́ш Амфило́хие, земны́й А́нгеле и небе́сный челове́че! Припа́даем к тебе́ с ве́рою и любо́вию и мо́лим ти́ ся́ приле́жно: яви́ на́м смире́нным и гре́шным свято́е свое́ заступле́ние; се́ бо гре́х ра́ди на́ших не и́мамы дерзнове́ния проси́ти о потре́бах на́ших Го́спода и Влады́ку на́шего, но тебе́, моли́твенника благоприя́тнаго, к Нему́ предлага́ем и про́сим тя́ со усе́рдием мно́гим: испроси́ на́м от бла́гости Его́ благопотре́бная да́ры душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́ву, любо́вь ко все́м нелицеме́рну, в злострада́ниих терпе́ние, тя́жкими боле́зньми одержи́мым – от неду́гов исцеле́ние, под бре́менем скорбе́й и напа́стей неудобоноси́мых па́дающих и жития́ своего́ отча́явшихся твои́ми моли́твами получи́ти ско́рое облегче́ние и избавле́ние.
Не забу́ди, блаже́нне о́тче, и оби́тель сию́ святу́ю, в не́й же подвиза́лся еси́, при́сно тя́ чту́щую, но соблюди́ ю́ и все́х живу́щих и подвиза́ющихся в не́й и на поклоне́ние в ню́ приходя́щих невреди́мыми от искуше́ний диа́вольских и вся́каго зла́. Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие, и к ве́чности преселе́ние, не лиши́ на́с по́мощи твоея́ небе́сныя, но моли́твами твои́ми все́х на́с приведи́ в приста́нище спасе́ния и насле́дники яви́ на́с бы́ти всесве́тлаго Ца́рствия Христо́ва, да пое́м и сла́вим неизрече́нныя щедро́ты Человеколю́бца Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ вку́пе с преподо́бным И́овом оте́ческое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святой в сумасшедшем доме

Отец Иосиф был не первым почаевским монахом, упрятанным в «психушку».

Раньше нескольких братий уже вызвали на медкомиссию в местный военкомат, там приписали психические заболевания и поместили в больницу. Лечили их так, что один из монахов умер в 35 лет.

О деле отца Иосифа особо говорили почаевские монахи, добравшиеся до Москвы с жалобой на бесчинства Патриарху Алексию I и Совету по делам религий. Сохранился их диалог с уполномоченным совета по Москве А.С. Плехановым.

Отказываясь рассмотреть их жалобу, он сослался на ее неправильное оформление: «Что вы расписываетесь за всех, пишите за себя, что вы указываете на Иосифа, что его забрали в психбольницу. Вы знаете, что он там в лавре делает, он народ лечит. Какое он имеет право лечить? У него нет медицинского образования, его судить надо».

Монахи извинились: «Извините, конечно, мы не имеем юридического образования и не знаем, какой вид должна иметь жалоба, мы в простоте сердца изложили, что в Почаеве произошло, что над нами издеваются и нам не дают жить.

Монахов мы перечислили по именам для большей ясности, в том числе и старца игумена Иосифа, а что он лечит людей, мы этого не касались: но если вас это возмущает, то можно подметить, что действительно он не имеет медицинского образования, но он отличный костоправ, лучше образованных, и никому вреда не принес, а многие его благодарят за помощь, почему он и заслуживает уважения в народе. Мы можем написать в форме, как вы прикажете».

Отца Иосифа в больнице постригли и побрили, а потом велели снять крест, но он отказался. Тогда санитары сами сорвали его и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных.

Палата освещалась слабой электролампочкой. Сорок человек (все нагие) спали, когда старец вошел. Бесы говорили в них: «Зачем ты сюда пришел? Здесь не монастырь!» Он им ответил: «Ви самі мене сюди привели».

Ему кололи препараты, от которых распухало все тело, особенно ноги. Кожа чуть не лопалась. Вспоминая все это, закрывал старец руками лицо.

Люди, узнав, где находится отец Иосиф, начали писать главному врачу Будановской больницы письма с просьбой выпустить старца, который незаконно содержится с душевнобольными, тогда как сам может лечить таковых.

Прошло три месяца его пребывания в больнице. Как-то в палату вошел санитар, принес халат и тапочки, велел старцу одеться и следовать за ним в кабинет главного врача. В кабинете были и другие врачи. Ему предложили сесть.— Можете ли вы лечить тех больных, которые находятся в нашей больнице?— Можу.— Тогда вылечите их!— Добре.

Отец Иосиф предложил им отпустить его в монастырь или послать кого-нибудь, чтобы привезти святое Евангелие, крест и облачение (ризу, епитрахиль, поручи), чтобы он смог служить водосвятные молебны и бесы сами уйдут через окна и двери. И еще добавил, что через две недели ни одного больного здесь не останется (их было более 500 человек).— Нет! Вы нам без молебнов лечите.— Так неможливо вилікувати.— А почему?Старец и ответил, что когда солдат идет в бой, ему дают оружие: винтовку, патроны, гранаты. Наше же оружие на невидимого врага — святой крест, святое Евангелие и святая вода!

Отца Иосифа увели снова в палату, где он продолжал нести свой мученический крест. Все, кто знал отца Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении. Писали везде, даже в Москву, и … надеялись.

Как-то раз снова пришел в палату санитар и снова принес отцу Иосифу халат и тапочки. Он пошел с ним в кабинет главврача, где, кроме него самого, было еще двое мужчин и женщина. Как потом выяснилось — члены московской комиссии.

Старцу вежливо предложили сесть и спросили, давно ли он стал монахом. В ответ услышали, что родился монахом. На вопрос, почему оказался в этой больнице, рассказал о том, как отроком часто ходил к старичку-соседу, который читал Библию и говорил, что придет время, когда дракон будет воевать с Церковью. Ему было интересно узнать это. И вот теперь он видит, как дракон воюет с Церковью. Женщина на такой ответ усмехнулась, многозначительно переглянулись и мужчины. А отца Иосифа снова увели в палату…

Но люди не отступались. Все писали и писали заявления с просьбой освободить его из больницы, и это удалось.

Ленинские принципы беспощадности

Скриншот с youtube.com Как-то осенью 1962 года старца вызвали в город Броды, за сорок километров от Почаева, к девочке со сломанной рукой. Пока старца не было в монастыре, там случилось неладное… Это были годы борьбы Хрущева с «религией».

В конце 1950-х, когда Хрущев утвердился у власти, он объявил, что в годы культа личности проявлялась, среди прочего, мягкотелость по отношению к попам, а вот теперь надо вернуться к ленинским принципам беспощадности к Церкви.

Храмы вновь стали массово закрывать. События вокруг Почаевской лавры — это центральный эпизод хрущевского гонения.

Взять да и закрыть старинную Лавру власти не решались. Не те времена, да и вражеские голоса будут слишком громко клеветать на советский строй. Поэтому надо монастырю перекрыть кислород и постепенно его извести. А как? А вот как: отнять хозяйственные строения, новых монахов принимать запретить, монахов, связанных с хозяйством, подловить на некотролируемом потоке наличности или использовании «левого» сырья и стройматериалов, у проповедников, старцев и молитвенников найти признаки сумасшествия и поместить в больницу и тогда поток богомольцев сам собой иссякнет.

Это была общая технология, которую на себе испытывали все действующие монастыри СССР того времени, тот же Псково-Печерский монастырь.

Пик борьбы властей с Почаевской лаврой пришелся на 1961-62 гг., к этому времени в Лавре из 140 монахов осталось менее 40. Остальных насильно выселяли из обители, забирали в армию, упрятывали в психбольницы. И вот в центре борьбы оказался отец Иосиф, которому к тому времени было 68 лет.

В день, когда о. Иосиф вернулся от больной девочки, он не успел еще отворить дверь своей келии, как к нему прибежал послушник и второпях рассказал, что собор отбирают, а начальник милиции уже отнял у наместника ключи. К тому времени сотрудники Почаевских управлений КГБ и МВД, действительно, уже вели себя в Лавре как хозяева. Бывало, уйдет монах в храм, вернется — келья опечатана, вещи вынесены, а его самого увозят за 40 км.

А начальник Почаевского отделения КГБ капитан Максимов так ответственно отнесся к поручному контролю над монахами, что даже проштудировал книги монастырской библиотеки перед тем, как изъять их и на допросах, начинал вещать отцам о том, что «послушание превыше поста и молитвы», а значит нужно уезжать, ну и, конечно, что «всякая власть от Бога».

Отец Иосиф поспешил к храму. Там было многолюдно, у дверей храма стояли с десяток милиционеров с капитаном Максимовым. Старец подошел к нему и неожиданно вырвал из его рук связку ключей. Отдавая их тут же стоявшему молодому наместнику Августину, сказал: «На, тримай і нікому не віддавай».

Недоумевающим милиционерам кинул: «Архієрей — хазяїн Церкви! А ви? геть звідси! Люди, гонитъ їх!», — обратился он к местным жителям.

Воодушевленные призывом любимого батюшки, люди кинулись брать жерди и устремились на милиционеров, которые в испуге бросились бежать к Святым вратам.

Своим мужеством и смелостью отец Иосиф Троицкий собор отстоял. Прошло не более недели, и ему отомстили. Рассказывал Почаевский игумен Серафим, в то время привратник: «В конце сентября, когда я дежурил у ворот, ко мне подошел отец Иосиф и сказал: «Відкривай браму. Зараз «чорний ворон» приде за Йосипом!», — и ушел в корпус. Я открыл в корпус врата и стал ждать «черного ворона», но никто не приезжал, и закрыл, подумав, что старец пошутил. Прошло два часа. Вдруг подъехала милицейская машина — «черный ворон». Милиционеры потребовали пропустить машину во двор».

Шесть человек милиционеров ворвались в келию к о. Иосифу, накинулись на него, повалили на пол, связали руки и ноги, рот заткнули полотенцем и потащили с третьего этажа во двор к машине.

Повезли за Тернополь в город Буданов, (более чем сто километров от Почаева) в областную психиатрическую больницу.

https://youtube.com/watch?v=njhXSpjMxy4

“Спасибо, батюшка! Согласна болеть, раз это мне полезно”

Наталья Емец, иконописец, регент

Я была в Почаеве три раза, причем первый раз, лет десять назад, специально ехала к Амфилохию Почаевскому. Потому что мне сказали: “Вот у тебя проблемы со спиной, тебе надо обязательно поехать к батюшке Амфилохию – попросить, помолиться”. И я целенаправленно ехала за исцелением. И, конечно же, исполнила всё, что там полагалось – везде простояла, побывала, приложилась, и молилась и просила. А спина как болела раньше, так и продолжала болеть.

Едем обратно, и тут в автобусе включают фильм, где кто-то из героев вспоминает слова отца Амфилохия, который говорил: “Ко мне многие приезжают за исцелением, но исцеление их тела будет во вред их душе”. И эти слова были ко мне.

Я сказала: “Спасибо, батюшка! Согласна болеть, раз это мне полезно”. А мануальный терапевт мне объявил, что нужно или всю жизнь на массажах, или работать физически на земле, либо физкультуру специальную делать – в общем, собой надо заниматься.

После этого проходит год и я покупаю частный дом с землей. И я так понимаю, что отец Амфилохий помог мне получить то, что для меня лучше. Считаю, что этот дом у меня появился благодаря заступничеству этого святого. Потому что я просила что-то сделать с моей спиной, и он сделал. Он дал мне место, где я могу трудиться физически – тут я делала ремонт, сажала сад, окучивала грядки. Вот такое у меня воспоминание о преподобном.

Свято-Успенская Почаевская лавра

Святой Амфилохий Почаевский для меня – это отец. Или дедушка – человек, который всегда поможет, заступится, помолится. Тепло чувствуешь от него. Сейчас я, в основном, к Господу обращаюсь – святые отошли несколько на задний план, остался Христос и Божия Матерь. Не знаю, может, это деградация духовной жизни, а может, наоборот – когда человек перестает хвататься за руки окружающих. Но святые всё равно есть, ты их чувствуешь, помнишь. И преподобный Амфилохий Почаевский – как дедушка, который может жить в деревне – ты о нем помнишь и иногда приезжаешь. Надеюсь, это не оскорбление святого, потому что для меня такое отношение – очень хорошо.

В Почаев же всегда рвешься за каким-то духовным ответом. Ты или от людей хочешь его услышать, или от святых – место это такое. А на Светлой седмице ехали туда порадоваться и поторжествовать с нашими любимыми святыми.

Свято-Успенская Почаевская лавра

Денис Стародубец

Детство и юность Святого

Будущий праведник родился в маленьком украинском селе, в семье благочестивых христиан; при рождении мальчика нарекли Иаковом. Родители его были известны на всю округу как очень трудолюбивые и богобоязненные люди. Отец праведника Варнава Головатюк был очень уважаемым человеком в поселке: помимо того, что он обладал житейской мудростью и трудолюбивым характером, он так же имел дар врачевания. Многие жители близлежащих земель обращались к лекарю за помощью: он умел лечить переломы, находил нужное лекарство от многих болезней. Маленький Иаков часто помогал отцу в те дни, когда тот вел прием больных: он постигал азы медицинского искусства, что помогло ему в дальнейшей жизни.

В годы Первой мировой войны Иаков был призван на фронт, где служил фельдшером: немалое количество людей было спасено стараниями Иакова благодаря тем знаниям, которые он получил от отца. На передовой праведник не раз сталкивался со смертью лицом к лицу, но всякий раз ему удавалось избежать страшной участи. Во время одного из боев Иаков был пленен, после чего его ждало три года принудительных работ на чужой земле. После был побег и счастливое возвращение в стены родного дома.

По возвращении домой Иаков решил стать продолжателем дела своего отца: помимо простого крестьянского труда, он продолжал заниматься врачеванием, помогая всем людям, обращавшимся к нему за помощью. Будучи чрезмерно занятым человеком, Иаков не забывал и о духовном труде. Все свободное время праведник проводил в молитвах, но вскоре он начал чувствовать, что этого ему недостаточно. Следуя велению своего сердца, Иаков отправился в Почаевскую лавру.

Нехитрый монашеский быт и образ жизни настолько пришлись по душе молодому человеку, что он попросил у настоятеля разрешения остаться послушником в обители. Находясь в стенах монастыря, он не чурался любой работы и проявлял особое рвение как в физическом, так и в духовном труде. Семь лет в роли послушника пролетели для мужчины словно один день, и вот он уже принял монашеский постриг под именем Иосиф.

Теперь в Черногории есть и русское монашество

Я бы сказал, что он не был строгим. Хотя, когда надо, бывал и таким. Редко к кому другому, к себе – всегда. Он и ночами не спал – молился. Об этом свидетельствует женщина, что прибирала в его покоях. Никогда не спал по ночам! И ночами служил. А не ночью, так каждый день утром.

А потом весь день общался с людьми, – всякого выслушает. Во все нужды вникал. Не только своей братии, своих священников, сотрудников, а вообще всех и каждого. И не только, как сказали бы: своей паствы. Наш игумен-митрополит был открыт к диалогу со всеми. И с иноверцами, и с атеистами. С иностранцами. А русских он и за иностранцев-то никогда не считал. Он вообще однажды так выразился:

– Я хочу, чтобы у нас одна страна была: от Цетинье до Владивостока. Чтобы не было границ, а мы все жили вместе.

Именно встретив владыку Амфилохия, многие русские обретали веру, принимали от его рук сан, постриг. Недавно почил диакон Димитрий Таланкин – его владыка Амфилохий рукополагал. Или, например, у нас в монастыре Дайбабе русский настоятель – архимандрит Даниил (Ишматов). А еще неподалеку от города Бар, на склоне горы Румия, на высоте 1000 метров, между Адриатическим морем и Скадарским озером есть прекрасный монастырь преподобного Сергия Радонежского – там тоже русская игумения. И монастырь святой блаженной Матроны Московской построили!

Это очень важно, поскольку укрепляет духовные связи между нашими народами, считал владыка. У монахов и такое служение может быть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector