Житие святого корнилия псково-печерского и икона преподобного, молитвы
Содержание:
- Игумен Иосиф (Хохлов)
- Строитель игумен Корнилий
- Почитание преподобного Корнилия Псково-Печерского
- Жизнеописание святого Корнилия Псково-Печерского
- В чем помогает святой Корнилий Псково-Печерский
- Притирка
- На окраине
- Житие святого Корнилия
- Изголодались по Священному Писанию
- Святыни в честь преподобномученика
- Строитель иеросхимонах Арсений l (Левицкий)
- Молитвы
- Семья
- Сироты
- Игумен Иларий
- Икос 6
- Архимандрит Гедеон (Котлов)
Игумен Иосиф (Хохлов)
Родился игумен Иосиф (в мiру Григорий Котлов) в 1823 г. от бедныхру Игнатий Хохлов) в 1895 году в простой крестьянской семье. Лишившись жены, в возрасте 35-ти лет, 10 августа 1880 г. он поступает послушником в Сканов монастырь, где в 1881 г. был пострижен в монашество. 9 июля 1884 г. монах Иосиф был рукоположен в иеродиакона, а 9 июля 1886 г. – во иеромонаха. С 15 декабря 1889 г. иеромонах Иосиф исполнял послушание ризничного, с 23 марта 1892 г. – казначея. 23 января 1893 г. награжден набедренником. С 23 декабря 1902 по 4 декабря 1911 гг. управлял обителью в сане игумена. В 1904 году был награжден наперсным крестом, в 1911 г. – орденом св. Анны третьей степени.
Игумен Иосиф не имел особого образования и начитанности, но был искренне верующим человеком, верным служителем святой Церкви и сердечно предан своему иноческому призванию. Его неизменная простота в обстановке и в обращении с людьми, необыкновенная скромность во всех действиях, истинно христианское смирение и врожденная незлобивость снискали нелицемерную любовь к нему не только в окружающей его братии монастыря, но и большинстве жителей города и окружающих сел и деревень
Будучи от природы добрым и заботливым хозяином, в настоятельство свое он обратил внимание на внутреннее и внешнее благоустройство вверенной его попечению обители. В свободное от молитвенных подвигов время иноки обители не могли оставаться праздными
В монастыре он развил труд сельскохозяйственный и пчеловодный, оборудовал ремесленные мастерские: токарную, столярную, портняжную, сапожную, кузнечную, малярную. Благодаря такому распределению труда и тому, что нужды обители обслуживались своими собственными силами, монастырь материально и духовно креп и развивался. Сильная мучительная болезнь ног (у него был какой-то дикий нарост большого размера на коленном суставе) много лет приносила ему боль, но о. Иосиф все время переносил свою болезнь терпеливо, не давая никому о том знать. Терпение болезни у него было неимоверно, ибо, несмотря на особенную мучительность страданий до самого последнего вздоха, он не испустил ни одного тяжелого громкого стона, не проронил ни одного слова ропота. Одна молитва Иисусова была спутником его страданий.
Скончался игумен Иосиф 4 декабря 1911 года на 67-м году жизни. Погребение было совершено 8 декабря Преосвященным Григорием (Соколовым), епископом Краснослободским, викарием Пензенской епархии, в сослужении многочисленного сонма священнослужителей – монашествующих, городского и сельского духовенства и при весьма многочисленном участии богомольцев. Память почившего настоятеля на Божественной Литургии почтил своим словом настоятель Наровчатского Покровского собора протоиерей Павел Матвеевич Дилигентов. О.Иосиф был похоронен по правую сторону монастырского собора Сканова монастыря.
Строитель игумен Корнилий
Родился в с. Матчи (?) Темниковской округи Тамбовской епархии в 1764 г. в священнической семье. В 1793 он числился «церковником» в родном селе. Затем, получив в том же году свидетельство из Тамбовского Приказа общественного призрения, определен в Сканов монастырь к строителю Арсению «под особое его покровительство». В 1793 г. пострижен в рясофор. Пострижен в монашество бывшим настоятелем строителем Назарием в 1795 г. В том же году Преосвященным Феофилом (Раевым), епископом Тамбовским, посвящен в иеродиакона, а в 1796 г. – в иеромонаха.
Строитель Корнилий управлял с 11 июля 1798 г. по октябрь 1819 г., в коем и скончался. Он много оказал попечения и употребил трудов на благоустроение обители, так что почти может считаться созидателем оной. Он построил ныне существующий Троицкий собор, который был сложен при строителе Арсении I (Левицком) только до нижних окон, и соорудил больничную церковь с келлиями; устроил, украсил и позлатил наилучшим образом иконостас, как в соборе, так и в больничной церкви, украсил церкви настенной росписью, им же приобретены колокола, хорошая ризница, ковчеги и паникадила и прочая церковная утварь. В монастыре при нем был установлен распорядок, благоприятствующий достижению духовного преуспеяния. Он был старец ума тонкого, полный благодатной кротости, приветливый и ласковый ко всякому и никого из приходящих к нему не отпустивший без духовного назидания. Еще при жизни он снискал всеобщую любовь. После его кончины люди почитали его, как подвижника благочестия и чтили его священные останки.
Почитание преподобного Корнилия Псково-Печерского
Местное почитание святого Корнилия, ставшего покровителем Псковской земли, началось сразу после его погребения. Но обретение мощей игумена произошло лишь через 120 лет после кончины. В 1690 году, с благословения Псковского и Изборгского митрополита состоялось перенесение святых останков преподобного в новую гробницу, установленную в стенах Успенского собора Пресвятой Богородицы.
Позже раку, предназначенную для мощей Корнилия, несколько раз обновляли. 17 декабря 1872 года изготовили ковчег из медно-серебряного металла, который через 20 лет заменили новой гробницей, украшенной намного богаче.
Причисление Корнилия к общечтимым святым состоялось в начале XX века. Имя святого включено в Соборы Псковских святых и преподобных Псково-Печерских отцов, память которых совершается на 3 и 4 неделе Пятидесятницы.
Установлен дополнительный день празднования преподобномученика – 20 февраля по старому календарю. По новому стилю день памяти выпадает на 5 марта в невисокосный год, на 4 марта – в високосный. В этот день проходит крестный ход, во время которого мощи из Успенского собора переносятся в Михайловсий храм, где они остаются до следующего утра. По окончании всенощной святые останки возвращают обратно.
Жизнеописание святого Корнилия Псково-Печерского
Согласно жизнеописанию святого Корнилия, год рождения преподобномученика – 1501, место рождения – город Псков. Его родителями были благочестивые христиане – бояре Стефан и Мария. С раннего детства родители старались привить сыну любовь к Господу, обучая молитвам.
Грамоте и основам православия Корнилий учился у монахов Мирожского монастыря. Трудолюбивый юноша переписывал священные книги, изготавливал свечи, писал иконы. Монастырская жизнь и обучение усилили тягу Корнилия к иноческой жизни.
После окончания учебы юноша вернулся к родителям, чтобы через время навсегда покинуть отчий дом, приняв постриг. Подтолкнула к этому юношу поездка с другом семьи, царским дьяком Мисюрой Мунехиным, в Печерскую обитель. Уединенная жизнь насельников, великолепная природа, окружающая небольшую пещерную церковь, неспешная служба произвели на юного Корнилия неизгладимое впечатление.
Корнилий возглавлял монастырь на протяжении 40 лет, значительно преобразив Печерскую обитель. Под его руководством на территории обители было построено несколько мастерских, где иноки могли писать иконы, столярничать, изготавливать керамические и гончарные изделия. Появилась также и кузница. Благодаря деятельности игумена количество иноков увеличилось с 15 до 200 человек. Преподобный Корнилий немало времени уделял и миссионерской деятельности, распространяя среди жителей православие.
В 1558 году началась война с ливонцами, по освобождению русских земель от оккупации. На освобожденных территориях практически все храмы были разрушены, святые иконы сожжены. Преподобномученик занимался восстановлением православных храмов, помощью местным жителям, пострадавшим от иноверцев, заботился о раненых.
С 1558 по 1565 год святой Корнилий руководил возведением каменной стены с 9 башнями и 3 воротами вокруг монастыря. Таким образом, благодаря усилиям преподобного, на одной из границ России была создана мощная крепость для защиты от внезапного нападения врагов.
Святой мученик занимался не только благоустройством своего монастыря. Он основал несколько храмов, даты возведения которых:
- 1538 год – церковь Одигитрии;
- 1541 год – церковь, посвященная Благовещению Пресвятой Богородицы;
- 1559 год – церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
- 1565 год – храм святого Николая.
Преподобный Корнилий был одним из самых образованных и начитанных людей того времени. Он создал огромную библиотеку при монастыре. Кроме того, святой оставил после себя летопись, где описал историю создания Псково-Печерской обители.
В 1570 году Иван Грозный, проезжая мимо Псково-Печерского монастыря, решил осмотреть обитель. Преподобный Корнилий, вместе с братией, встречал царя у ворот. Увидев монастырские укрепления, сооруженные игуменом, вспомнив доносы о предательстве игумена, разгневанный царь отсек праведнику голову. По преданию, царь сразу же раскаялся и, подняв игумена на руки, занес его в обитель, где и был погребен святой мученик.
В чем помогает святой Корнилий Псково-Печерский
Еще при жизни он не раз отправлял своих послушников для помощи селянам во время голода, болезней. Сам не раз исцелял страждущих не только телесно, но и духовно. Он распространял веру в Господа повсюду и приводил к ней многих, которые прежде отказывались от этого. И сегодня многие обращают к нему свои молитвы. Наиболее популярной есть вот эта.
Проблемы, с которыми верующие обращают свои мольбы к лику святого самые разные:
- болезни;
- природные катаклизмы;
- несправедливые решения;
- нападения захватчиков;
- материальные трудности.
Есть немало свидетельствований о том, что в пещере, где находились его мощи, происходили чудеса исцеления. Молитвы к нему постоянно приносят утешение молящимся.
Притирка
Трудности, которые в основном связаны с отдаленностью от жилых районов города, значительно сократили период «притирки» друг к другу. Так, прихожане, приезжающие на службу на личном транспорте, никогда не уезжают после службы пустыми, всегда охотно «подбирают» несколько человек, чтобы подвезти если не до дома, то хотя бы до автобусной остановки, делая иногда несколько «рейсов».
Есть ещё одна радостная, и в тоже время курьёзная сторона жизни возрождённого прихода. Это местные собаки, которые, в силу специфики района, привыкли чувствовать себя здесь полноправными хозяевами.
На территорию храма не заходить, понял?
Отсюда была и вполне логичная «забава» четвероногой братии – не давать прохода «новичкам». Однако очень скоро и они «осознали» свою выгоду от новых соседей. И сейчас мы можем наблюдать картину, как уличные псы встречают верующих перед каждым богослужением, не нарушая, однако, «дисциплину» — не заходя на территорию храма. Угощения от гостей желательны, но не обязательны.
Сегодня мы уже думаем о развитии, а ведь ещё каких-то полгода назад ни у меня, ни у кого-то еще даже не возникало мысли ни о воскресной школе, ни о какой-нибудь ещё социальной работе. Вопрос стоял просто о выживании прихода. Мы только начали, как будет развиваться наша жизнь, знает только Господь Бог. «Все же верующие были вместе и имели все общее… И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:44-47).
На окраине
Храм святителя Николая Чудотворца – колыбель Ухты — первый и старейший в городе. В 1988 году была создана приходская община, названная в честь святителя Стефана Пермского. Тогда о месте в центре города не могло быть и речи. Для прихода был куплен старый частный дом за чертой города, в промышленной зоне, которую в народе прозвали «Рабочим посёлком», вокруг — практически ни одного жилого дома, только базы, склады, гаражи.
До ближайшей автобусной остановки больше двух с половиной километров. Несмотря на столь суровые условия, приход просуществовал до 1993 года, пока в центре города не появился новый приход, и единственный в то время священник в городе был на него переведён. Вот с этого момента храм в Рабочем поселке на три года просто осиротел.
Житие святого Корнилия
Известно, что родился он в Пскове в боярской семье. Еще с раннего детства он проявлял интерес к духовной жизни. Для получения образования родители отправили его в Мирожскую обитель. Там он учился писать иконы, читать и копировать священные письмена. Его наставники отмечали в нем особое послушание. После окончания вернулся в дом родителей. Через некоторый период времени друг семьи ехал в Печерскую обитель и взял его с собой. Это и стало новым этапом в житие преподобномученика Корнилия Псково-Печерского.
Именно тогда он решил уйти из дома и принять постриг. Строгость его жизни там заключалась в том, чтобы проводить время в кельи за молитвой и в трудах. Лежанкой ему служили доски. В 1529 году его избрали игуменом. За его наставничество количество послушников значительно увеличилось. Его деятельность заключалась и проявлялась в любви к Господу и человеку. Им была создана большая библиотека, выкопано несколько пещер, построено пару церквей.
Но основным задумом была постройка каменной церкви на честь иконы Богородицы «Одигитрии». Также на территории обители Корнилий игумен Псково-Печерский
- учредил:
- керамическую;
- иконописную;
- столярную;
- хозяйственную;
- кузнечную мастерские.
Однажды он пошел на встречу царю с крестом, чтобы поприветствовать его. Но тот принял игумена за изменника и отрубил его голову. Сразу же его настигло расскаивание за совершенное и взял он тело на руки и понес его в монастырь. Там оно было помещено в стену.
Через 120 лет мощи были перенесены в храм Успения Пресвятой Богородицы. День памяти – 5 марта. Дорогу от ворот и до места хранения останков называют еще Кровавым путем.
Изголодались по Священному Писанию
Почему стало больше прихожан? Дело не только в регулярных и частых богослужениях. Судя по тому, что я вижу и слышу от прихожан, — люди изголодались по духовному общению, по той общинной жизни, о которой нам говорит апостол Лука в книге Деяний и к которой нам надо стремиться.
Но как же в таком случае вообще можно сплотить в единое целое, в единый жизнеспособный организм очень разных во всех отношениях людей? Ведь ни совместный труд, как таковой, ни совместная трапеза, ни директива сверху не смогут поспособствовать рождению живой общины.
Мне известны примеры неудачных попыток мирян создавать общину самостоятельно, «под себя», когда критерием отбора служили интеллектуальное развитие, социальный статус и даже материальное положение. Что греха таить, бывает ведь, когда и сам батюшка пытается привлекать «полезных» для прихода людей. Но разве можно навязать человеку любовь?
Святыни в честь преподобномученика
Одна из святынь – это рака с мощами на территории последнего места пребывания святого. К ней постоянно тянется вереница из паломников, так как всем известно о тех чудесах, которые случаются там.
Есть еще памятник, который установлен в городе Печоры на площади перед собором, где он покоится. В октябре 2012 года произошло его освящение.
Дома принято держать его лик, который поможет обрести гармонию. От чего защищает она? В первую очередь это связано с негативной энергетикой. Такой оберег поможет значительно улучшить и гармонизировать взаимоотношения. Все отметят, что количество ссор и обвинений значительно снизится.
Стоит помнить, что произносить прошения о помощи стоит только с открытым сердцем и чистыми помыслами. Не стоит желать блага только себе за счет вреда, причиненного кому-то. В таком случае Вас может постигнуть наказание Господне.
Храни Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом мученике:
Иконы
Строитель иеросхимонах Арсений l (Левицкий)
Строитель иеросхимонах Арсений I (Левицкий) происходил из древнего рода дворян Левицких. Родился в 1751 г., до монастыря проживал в г. Инсаре. Поступил в Сканов монастырь и определен послушником 22 февраля 1784 года. Пострижен в рясофор 29 августа 1785 года и в мантию – 3 января 1787 г. В иеромонаха был посвящен 7 марта 1787 г. Был настоятелем Скановой обители с 8 октября 1790 г. по 24 октября 1795 г. Он первый положил начало тому устройству обители, до которого она доведена, и прежде всего, построил довольно красивой архитектуры колокольню, доныне существующую, приобрел колокол, впоследствии разбитый и замененный новым в 170 пудов, и заложил нынешний двухэтажный собор, но скорая смерть не позволила ему достроить оный. Скончался в сем монастыре в 1797 г., приняв великую схиму. Погребен был в притворе собора. Отличался особой богобоязненностью и строгою подвижническою жизнью.
Молитвы
Тропарь преподобномученика Корнилия Псково-Печерского |
Тропарь Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских |
Кондак преподобномученика Корнилия Псково-Печерского |
Кондак Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских |
Ин кондак преподобномученика Корнилия Псково-Печерского |
Молитва преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому |
Семья
В последние годы государство, пытаясь проявлять заботу о пожилых людях, создаёт социальные центры, в которых организовывается их досуг, восполняется дефицит общения и внимания со стороны молодого поколения. Не без удовлетворения могу отметить, что наши прихожане в таких центрах не нуждаются, так как эту функцию успешно стала выполнять община. Мне часто приходится вспоминать навыки педагога, когда-то приобретенные в годы работы в школе. Без этого порой бывает невозможно разрешить возникающие духовные, душевные и просто житейские проблемы, конфликты и недоразумения. Нужно быть внимательным даже к незначительным обидам, которые порой могут возникнуть даже у близких друг другу людей. Но самое главное, что все мы сейчас приобретаем – это то, что мы получили настоящее живое евхаристическое общение с Богом, живя, как одна большая семья.
В нашей общине есть и молодежь, и дети, и мужчины, и женщины, разных возрастов и профессий. И это хорошо. Но, в связи с возрождением приходской жизни стали обозначаться проблемы «маленького прихода». Среди прихожан есть много грамотных, перспективных специалистов с хорошим образованием, в том числе духовным, которые не могут, однако, полностью реализоваться в приходской жизни. Чего душой кривить, как правило, это молодые люди, которым нужно содержать свои семьи.
В храме негде яблоку упасть
Небольшой небогатый приход не может позволить себе платить не только достойную, но и вообще, зарплату даже самому хорошему специалисту. Надеюсь, мы найдем решение такой ответственной задаче как создание полноценной воскресной школы, как для детей, так и для взрослых.
Пока нет возможности проводить полноценные систематические занятия из-за отсутствия помещения. Маленьких детей родители привозят только причащать, но не более того. Согласитесь, привезти голодного ребёнка на окраину города, оставив его без горячего обеда как минимум на полдня для того, чтобы проводить с ним еще и какие-то занятия – это безумие.
Раз уж так получилось, что молодые люди тянутся именно к этой общине, нельзя лишать их возможности катехизации. Со взрослыми прихожанами мы компенсируем отсутствие занятий тематическими беседами, которые проводим после богослужения во время чаепития.
Сироты
Однако, если можно так сказать, «злую шутку» с маленьким приходом сыграло строительство храмов в центре города. Те немногочисленные прихожане, которые всё-таки остались ему верны, периодически, иногда надолго, приобретали статус «сирот казанских», оставаясь без духовного окормления вообще. В последние годы богослужения священнослужителями проводились здесь крайне нерегулярно, иногда не чаще одного раза в месяц. Священник приезжал, служил литургию, а часто и просто молебен, и сразу после службы уезжал. Несколько человек, которые сроднились с храмом за долгие годы, даже несмотря на отсутствие священника, регулярно приходили, читали акафисты, следили за зданием, территорией, делали ремонт, поддерживали жизнь храма как могли.
У людей было стремление к общинной жизни.
Игумен Корнилий пришел на приход в 2010 году.
Игумен Иларий
Родился в 1749 г. в семье священника с. Мордовский Карай Балашовского округа. Преосвященным Мефодием (Петровым), епископом Астраханским (1758- 1776), посвящен в стихарь в 1764 г., рукоположен в диакона в 1768 г. и в священника – в 1773 г., тем же Преосвященным. Был назначен благочинным округа в 1788-1795 гг. Поступил в Архиерейский Дом к Преосвященному Гаию (Такаову), епископу Пензенскому и Саранскому (1799 – 1808), в число монашествующих и определен казначеем и экономом в 1804 г. В 1806 г. пострижен в мантию, награжден набедренником в 1810 г. Посвящен в игумена Преосвященным Афанасием (Корчановым), епископом Пензенским и Саратовским, и в 1814 г. определен настоятелем Петровского Николаевского мужского монастыря. В 1814 г. награжден палицей. 18 ноября 1822 г. переведен в Сканову обитель из Петровского Николаевского монастыря. Управлял по 1824 г.
Икос 6
Возсиял еси светильник веры, отче Корнилие, обители твоей такожде и окрестным людем, землю же Ливонскую верою христианскою просветил еси, невидимый храм Духа Божия в себе нося, устроил еси видимый храм Пречистыя Богородицы Одигитрии и новопросвещенней чуди храмы основал еси, такожде и клирики устроил еси, да вси обрящут врачевание недуг своих душевных. Сего ради прославлен еси от Подвигоположника Христа, от нас же приемлеши сия похвальныя песни: Радуйся, Евангелия Христова благовестителю; Радуйся, веры православныя проповедниче. Радуйся, благодатию Божиею насыщенный; Радуйся, от источника Божественнаго напоенный. Радуйся, потоком слез спасительных орошенный; Радуйся, в ризу спасения облеченный. Радуйся, одеждою нетления одеянный; Радуйся, брашно неисчерпаемое указавый. Радуйся, питие приснотекущее Христа проповедавый; Радуйся, манной слова Божия люди питавый. Радуйся, Корнилие преподобномучениче, отче наш.
Архимандрит Гедеон (Котлов)
Родился архимандрит Гедеон (в мiру Григорий Котлов) в 1823 г. от бедныхру Григорий Котлов) в 1823 г. от бедных родителей, мещан г. Саранска. С малолетства возлюбив храм Божий и прислуживая там священнослужителям, он в юношеском возрасте поступает послушником в Саранский монастырь. В 1851 году посвящен в иеродиакона в Троице-Сергиевой Лавре, в 1861 г. – в сан иеромонаха, и вскоре откомандирован в составе Русской Духовной Миссии в Иерусалим. После этого он переходил постепенно в Московский Покровский монастырь, Сергиеву Лавру, назначен настоятелем Таракановского монастыря, Борисо-Глебского Гродненской губернии. Затем он был экономом Чудова монастыря. Управлял Скановой обителью с 1880 по 1889 гг. В 1886 г. возведен в сан архимандрита. В 1889 г. был переведен настоятелем в Нижнеломовский Казанский мужской монастырь (до 1909 г.).
Архимандрит Гедеон получил только домашнее образование, но путем самообучения он достиг того, что обладал довольно солидною начитанностью во всех областях науки и, особенно, в святоотеческой литературе. Им было исправлено и дополнено «Историко-статистическое описание» Нижнеломовского Казанского монастыря, составленное архимандритом Евпсихием (Горенко). После кончины о. Гедеона в его письменном столике было найдено много разных записочек, заметок и вырезок из всевозможных журналов и ученых трудов с цитатами глубоконазидательных мыслей, ученых выводов и умозаключений. В числе его записок найдены даже целые лекции, записанные его рукой по Церковной истории, основному и обличительному богословию, физике. Любя сам духовное просвещение, он всеми силами заботился о распространении его среди народа. Поэтому в его тетрадках оказалась, например, следующая заметка: «Грамотный, начни делиться своими знаниями с неграмотными, и ты сам еще более научишься, ибо наука имеет чудодейственное свойство: чем больше даешь другим, тем больше она тебе даст, – до безконечности».
Сделавшись председателем уездного отделения Епархиального Училищного Совета, он весь отдался просветительской деятельности среди народа. Выстроенная им в деревне Монастырской школа стоила 6 тысяч рублей.
По своим убеждениям и образу жизни, как истинный монах, о. Гедеон ревностно хранил монашеские обеты, правила, предания Церкви и, отдаваясь молитвенным подвигам и созерцательной жизни, был требователен к себе и подчиненным. Как человек высокой религиозной настроенности во время службы Божией он весь горел духом веры и любви к Богу: все земное и окружающее тогда для него не существовало, слезы умиления невольно текли из глаз его. Такое молитвенное благоговение пред престолом Божиим передавалось и окружающим богомольцам. Выдающаяся скромность во всех его действиях, обстановке, приветливость в обращении с людьми были необычными. Иноческая семья любила его как родного отца и боялась чем-нибудь оскорбить. Нестяжательность его была также всем известна. Происходя сам из бедного сословия, о. Гедеон никогда не гнушался бедности. Врата его обители, двери его келлии для бедных, нищих, страждущих и обремененных всегда были открыты. Ни один сборщик пожертвований, ни один нищий, ни один странник не выходил из его обители без должного подаяния. В г. Н.-Ломове и во многих других местах не было такого благотворительного учреждения, которое не получило бы прежде всего пожертвования от о. Гедеона.
Скончался он 5 мая 1911 г. Погребение совершил Преосвященный Григорий, епископ Краснослободский, в сослужении более 30-ти священников. Погребен в Нижнеломовском Казанском монастыре около алтаря храма прп. Сергия Радонежского.