Праздник троица. суть троицы. когда троица? триединство бога

Почему догмат о Троице так важен для христиан?

Если говорить совсем просто — потому, что он служит основанием христианского взгляда на мир, на то, что является движущей силой и смыслом нашей жизни.

Из Евангелия мы знаем: Бог есть любовь (1 Ин 4:8). Любовь — не просто одна из характеристик Бога, не просто Его отношение к сотворенным существам, а ключевой принцип Божественного бытия. Бог есть любовь всегда, Он был любовью еще до того, как сотворил мир, и останется любовью после того, как земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10). Существование мира — вовсе не обязательное условие для того, чтобы Бог был любовью. Он есть любовь уже Сам по Себе.

Но в любви всегда есть как минимум две стороны, любящие друг друга. И, если Бог действительно есть любовь, Он не может быть замкнутой в Самой Себе Личностью, как полагал, например, знаменитый философ и ученый Готфрид Лейбниц. Он должен быть по крайней мере Двоицей.

Нам привычна и понятна ситуация, когда двое любят друг друга. Но о Боге Священное Писание говорит нечто гораздо менее понятное: Он есть Троица и Он же есть любовь.

Может быть, нам будет немного легче в этом разобраться, если мы посмотрим на семью, в которой есть отец, мать и ребенок. Мать и отец любят друг друга, но не замыкаются друг на друге целиком, а щедро делятся этой любовью с третьим — ребенком (или с детьми, если их несколько). Случается, что у супружеской пары нет детей, но и тогда их любовь может изливаться на кого-то третьего, будь то приемный ребенок, пожилые родители или даже какой-то посторонний человек, нуждающийся в помощи (именно так, раздавая себя нуждающимся, жили, например, бездетные великий князь Сергей Александрович Романов и его супруга Елизавета Федоровна).

Конечно, отношения между людьми нельзя впрямую проецировать на Божественную реальность. И все-таки пример с семьей показывает, что у подлинной любви не может быть «третьего лишнего».

«Триединство подразумевает равноправие более чем двоих, оно делает любовь совершенной», — подчеркивает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

«Совершенная любовь есть парадоксальное единство двух фактов: с одной стороны, существования нескольких «Я», Которые любят Друг Друга, оставаясь раздельными, и, с другой стороны, высочайшей степени единства между Ними, — писал в XX веке известный румынский богослов протоиерей Думитру Станилоэ. — Не может быть никакого иного обоснования для любви в мире, ни иной цели существования мира, кроме существования совершенной вечной любви. Любовь в мире предполагает в качестве своего источника и цели вечную совершенную любовь между несколькими Божественными Лицами».

Исчерпывающим образом объяснить, почему Бог троичен, мы, конечно, никогда не сможем: человеческому разуму не постигнуть тайну Божественного бытия. Богословы всего лишь пытаются описать отношения трех Ипостасей теми словами, которые имеются в их распоряжении, и понять, что из этого следует для Церкви и для каждого христианина.

Простые аналогии

У христианских миссионеров всегда находились некие аналогии, помогающие приблизится к великой богооткровенной тайне Троицы.

Солнце

Говоря о единстве в троичности, указывают на солнце, которое имеет форму шара, рождает свет, источает тепло.  Действительно, человеком солнце воспринимается и тройственно: как шар, как источник света, как источник тепла, и едино – как звезда.

Человек

Вторая аналогия –
трехсоставность человека. В трихотомии человека некоторые богословы видят образ
и подобие Божие. Человек, единый по своей природе имеет телесную составляющую,
чувственную составляющую и духовную составляющую.

Глиняный кирпич

Святитель Спиридон Тримифунтский свидетельствовал перед участниками Первого Вселенского собора Троичность Божества, сжав в руке глиняный кирпич. Когда из кирпича вспыхнул огонь, вытекла вода и высыпался песок, Святитель указал на трехсоставность кирпича и его единство одновременно.

Трилистник клевера

Святой Патрик,
говоря о Святой Троице, показывал трилистник клевера. Трехсоставное строение
листка на одном стебельке помогало понять принцип единства трёх.

Что можно есть на Троицкой седмице

Троицкую седмицу называют «сплошной». Это значит, что на этой неделе допускается не поститься в среду и пятницу. Конечно, это не означает, что православный человек в эти дни должен поддаваться неконтролируемому чревоугодию. Но строгих указаний насчет поста в эти дни нет. В церковном году пять сплошных седмиц. Все их отличает то, что Церковь позволяет не поститься в среду и пятницу.

Вот что об этом говорят апостольские постановления:

Причащаться на Троицкую седмицу можно, несмотря на то, что в среду и пятницу нет поста. При этом Церковь предписывает ограничивать пост невкушением пищи после полуночи.

Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста.

Молитва Святой Живоначальной Троице

Пресвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, всех благи́х Вина́, что воздади́м Тебе́ за вся́, я́же воздала́ еси́ нам, гре́шным и недосто́йным, пре́жде, не́же на свет произыдо́хом, за вся́, я́же воздае́ши коему́ждо нас по вся́ дни и я́же угото́вала еси́ всем нам в ве́це гряду́щем? Подоба́ше у́бо за толи́кия благодея́ния и щедро́ты благодари́ти Тя не словесы́ то́чию, но па́че де́лы, храня́ще и исполня́юще за́поведи Твоя́: мы же, страсте́м на́шим и злым обы́чаем вне́мше, в бесчи́сленные от ю́ности низверго́хомся грехи́ и беззако́ния. Сего́ ра́ди, я́ко нечи́стым и оскверне́нным, не то́чию пред трисве́тлое Лице́ Твое́ безсту́дно яви́теся, но ниже́ И́мене Твоего́ Пресвята́го изрещи́ довле́ше нам, а́ще бы не Ты Сама́ благоизво́лила во отра́ду на́шу возвести́ти, я́ко, чи́стыя и пра́ведныя лю́бящи, и гре́шники ка́ющиеся ми́луеши и благоутро́бне прие́млеши. При́зри у́бо, о Пребоже́ственная Тро́ице, с высоты́ Святы́я Сла́вы Твоея́ на нас, многогре́шных, и благо́е произволе́ние на́ше вме́сто благи́х дел приими́, и пода́ждь нам ду́ха и́стиннаго покая́ния, да возненави́девше всяк грех, в чистоте́ и пра́вде до конца́ дней на́ших поживе́м, творя́ще пресвяту́ю во́лю Твою́ и сла́вяще чи́стыми по́мыслы и благи́ми дея́ньми сладча́йшее и великоле́пое и́мя Твое́. Ами́нь.

В чем помогает икона

Икона Пресвятой Троицы помогает абсолютно всем, обратившимся к ней. Чаще всего у нее просят:

  • искупления грехов;
  • направления на истинный путь;
  • смягчения тяжкой доли;
  • помощи в жизненных испытаниях;
  • дарования надежды;
  • укрепления веры;
  • очищения сердца и разума от скверны;
  • успокоения мятежной души;
  • защиты от нечистой силы, дурного глаза, врагов и завистников.

История знает немало фактов, когда икона являла свои чудеса. Одно из известных связано с Иоанном Грозным. Перед великим походом на Казань он посетил Свято-Троицкую лавру, где провел несколько ночей в молитвах чудотворному образу. Царь просил Высшие Силы о защите и благословении. Вскоре, выступив на врага, русское войско одержало победу, а правитель России вновь отправился за стены монастыря благодарить Пресвятую Троицу. Тогда же он даровал святыне знаменитый золотой оклад, который можно лицезреть по сегодняшний день.

Стоит отметить, что само по себе изображение не обладает никакой силой. Секрет кроется в Божьей благодати, коей наполнен образ, а также непоколебимой вере молящегося. Чтобы заветная просьба была услышана, следует соблюдать некоторые правила:

  • перед началом молитвы настройтесь на общение с Богом;
  • отвлекитесь от мирской суеты, очистите разум от посторонних мыслей;
  • зажгите перед иконой церковную свечку или лампаду;
  • произносите слова полушепотом или про себя, не стараясь при этом нарисовать в голове какой-то образ;
  • молитесь вдумчиво, проникаясь каждым предложением;
  • если вы просите не за себя, обязательно упомяните имя этого человека, данное ему при крещении.

Бывает так, что просьбы остаются невыполненными. Не стоит отчаиваться, ведь зачастую это Воля Божья, кою познать простым смертным до конца невозможно. Однако иногда Высшие Силы глухи к мольбам по другой причине – молящийся живет во грехе, не следует главным христианским заповедям. В этом случае нужно пересмотреть свою жизнь, покаяться, начать посещать церковь и вернуться на праведный путь.

Церковь Троицы в Никитниках

Храм Святой Троицы, Кемерово

Свято-Троицкий храм (Тамбов)

Учение о Троице и его история

Первым принятым Церковью догматом было именно учение о Святой Троице. Уже на заре христианства начали возникать многочисленные ереси (отклонения от верного религиозного учения), которые искажали или же вообще не признавали концепцию Триединства Бога. Например, монархиане практически не разделяли Ипостаси Святой Троицы и воспринимали Её как Единицу. Ариане же, напротив, считали Лица Троицы неравными, то есть разрушали Её Единство

Поэтому важной задачей Церкви было сформулировать истинное и единое учение о Святой Троице. Происходило это постепенно

Разделяют два периода истории формирования догмата. Первый включает в себя борьбу Церкви с ранними ересями. Например, с монархианством, и отстаивание учения о различности ипостасей Лиц Святой Троицы. Продолжалось это вплоть до зарождения арианства в 4 веке. Второй период включает защиту Церковью учения о единстве и равенстве Лиц Троицы и, соответственно, борьбу с арианством и духоборчеством.

Для обсуждения богословских вопросов были проведены Вселенские соборы – собрания христианских иерархов со всего православного мира. На Первом соборе в Никее в 325 году признали еретическим арианское учение. Также на этом соборе составили Никейский Символ веры, который посвящён, в основном, Иисусу Христу, Его единородности и единосущности Отцу. Второй собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нём осудили еретические учения о Святом Духе и дополнили Символ веры. На этом соборе Церковью был окончательно установлен догмат о Пресвятой Троице. 

И это всë, что есть о Троице в Новом Завете?

Нет, далеко не всë. Мы поговорили только о прямых новозаветных указаниях на троичность Бога. А есть и много косвенных, но не менее важных.

Например, во всех Евангелиях говорится о Крещении Господа Иисуса Христа в реке Иордан, во время которого произошло уникальное событие — явление всей Святой Троицы. В виде белого голубя на Иисуса Христа сошел Дух Святой, а с небес возгремел глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). В честь этого события Церковь установила особый праздник, который так и назвала — Богоявление (или Крещение Господне), а в его тропаре — особом песнопении, объясняющем значение празднуемого события, — провозгласила: «Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтвердил истинность этого слова» (русский перевод церковнославянского текста).

Правда, описывая это событие, евангелисты не называют Духа Святого Богом, но Его Божественное достоинство неоднократно подчеркивается в других новозаветных книгах.

Во время прощальной беседы с учениками Господь Иисус Христос называет Духа Святого другим Утешителем, Который пребудет с апостолами вовек и научит… всему (Ин 14:16, 25). Этим же словом παράκλητος (в данном случае переведенном как «Утешитель») Христос несколько ранее назвал Самого Себя.

В книге Деяния святых апостолов Петр обличает Ананию, попытавшегося обмануть своих собратьев по христианской общине, и говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3, 4).

Для апостола Павла выражения «храм Божий» и «храм Духа Божия» — синонимы: Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16).

Есть в Священном Писании и много других мест, свидетельствующих о Духе Святом как самостоятельном Лице Пресвятой Троицы. И уж тем более в Новом Завете нет недостатка в свидетельствах о Божественности Иисуса Христа.

Иногда приходится слышать, что все такие свидетельства собраны в одном месте — Евангелии от Иоанна: именно здесь Спаситель говорит Я и Отец — одно (Ин 10:30), видевший Меня видел Отца (Ин 14:9), здесь Он принимает исповедание апостола Фомы Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28)…

Будь даже это Евангелие единственным основанием нашей веры в Божественное достоинство Господа Иисуса, сама вера от этого никак не пошатнулась бы. Но на самом деле такие свидетельства рассеяны по всему Новому Завету.

Вспомним хотя бы притчу о Страшном суде, в которой Сам Христос, именующий Себя Сыном Человеческим, восседает на престоле славы, оказывается Судией всех народов и Повелителем ангелов (Мф 25:31–46). Вспомним фрагмент Евангелия от Луки, когда Спаситель исцеляет десять прокаженных и, удивляясь, что только один из них вернулся поблагодарить Его, произносит: Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк 17:17–18). Вспомним, наконец, апостола Павла, который пишет галатам, что Евангелие, которое он благовествует, не есть человеческое, ибо он принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал 1:11–12), колоссянам — что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9–10), и римлянам — что Христос есть «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5).

В чем помогает образ верующим

Этот образ не столь популярен среди верующих, как иконы Спасителя, Божией Матери и даже особо почитаемых святых (например, преподобного Николая), Тем не менее образ «Троицы» есть во многих храмах и домах верующих, а Троицкие храмы построены практически во всех крупных городах России.

Искренняя молитва иконе помогает:

  • укрепить здоровье, избавиться от болезней и зависимостей;
  • получить подсказку в нелегкой жизненной ситуации;
  • укрепиться в вере и встать на путь благочестия;
  • утешиться после тяжелой потери;
  • получить исполнение самого заветного желания (разумеется, если оно направлено не во зло).

Наиболее сильные молитвы у тех, кто крепок верой. Перед тем как просить чего-то у Животворящей Троицы, желательно выдержать пост, исповедоваться и принять причастие – словом, максимально очиститься перед лицом Господа.

Серебряная подвеска «Пресвятая троица»

Самым значимым чудом в истории иконы считается помощь Ивану Грозному при взятии Казани. Перед отправкой войск в сердце ханства Иоанн Васильевич повелел провести молебен в Троице-Сергиевой Лавре. А после падения считавшейся недоступной твердыни монарх долго молился иконе лично, вознося хвалу Троице. Тогда-то образ и получил свою первую драгоценную ризу.

Бог Сын

Земное воплощение Бога, то есть Христос. В отличие от Отца, Христос рождён. Ему было предписано явиться на землю, чтобы спасти человечество от множества согрешений. Это воплощение, с одной стороны, Божественной сути человека, с другой – Бога, который явился, чтобы принять на себя грехи всего человечества и дать надежду на спасение поколений, как того времени, так и тех, кто потом появится на свет до скончания века.

Бог Сын, в отличие от Отца, рождён от Девы Марии. Это земное воплощение Бога. Однако даже Он повинуется Отцу. В молитве «Чаша сия да минует меня», Христос прекрасно знал о своей крестной смерти и о всех страданиях, которые Ему придётся пережить. Но, тем не менее, не смог ослушаться Отца. Однако во всех мучениях был определённый смысл – Христов приоткрыл завесу в жизнь вечную, дав заповеди любви для того, чтобы спастись и оказаться в Царствии Божьем каждому из нас.

В чем помогают христианам священные образы и куда их вешать в доме

Господь есть Создатель всего сущего, к нему обращаются в любой потребности. Не должно отмежевывать определенный тип проблем и думать, что именно в их разрешении помогает Святая Троица. Можно лишь не сомневаться, что молитвы перед святым образом будут услышаны прежде самого прошения.

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная. Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа. Происхождение: из церкви. Успения с Парома. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 91 см, ширина 72 см. Три ангела восседают по сторонам стола-престола, накрытого для трапезы. Справа от центрального ангела изображены предстоящие Авраам и Сарра. Инв. № 1416. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 135. С. 404-406

Приобретая икону Троицы в церковной лавке, необходимо помнить, что только канонические изображения будут освящены. Для их расположения в доме идеально подходит восточная стена, потому что в православии есть обычай молиться лицом к востоку. Символический смысл этого обычая раскрывается в Священном Писании. В Евангелии от Луки Спаситель назван Востоком (Лк.1:78). Апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть свет» (1Ин.1:5), а свет приходит с востока. Вот, кстати, почему алтари наших храмов смотрят на восток.

Однако не всегда есть возможность поместить икону именно на восточной стороне дома. В этом случае, образ размещается, так сказать, по удобству, то есть в месте, где к нему можно свободно подойти и помолиться. Это может быть полочка или специальный шкафчик, изголовье кровати или стена, не заставленная мебелью

Не столь важно, где будет располагаться святыня, гораздо важнее, насколько искренно человек будет перед ней молиться

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 127 см, ширина 109 см. «Ветхозаветная Троица» — наиболее распространенное на Руси изображение Святой Троицы. В основе сюжета иконы лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму Бога в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Инв. № Ж-1345 Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Икона – это окно в божественный мир. Природа Троицы непознаваема и сокровенна. Но иконописец приоткрывает нам завесу этой тайны, дает возможность предстать перед самим Богом и увидеть незримое, пусть оно и сокрыто от нашего ума. Необычайная религиозная поэтика заключена в «Троице» преподобного Андрея Рублева: каждый, кто подходит к этой иконе, словно причащается чувству гармонии и великой любви, написанных красками на полотне.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Описание и значение иконы

Икону Святой Троицы — написал Андрей Рублев. Это одна из самых известных и прославленных работ Рублева. Год создания иконы Пресвятой Троицы — 1411. Автор иконы изобразил три ангела, сидящих за одним столом. На фото ниже можно увидеть эту икону.

В основу положен ветхозаветный сюжет, который изложен в 18 главе библейской книги Бытия. В этой главе идет повествование о том, что Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников. В 19 главе они названы Ангелами.

Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак. Затем двое Ангелов ушли в Содому — город, который прогневал Бога за многочисленные грехи его жителей. Один же Ангел остался с Авраамом и беседовал с ним.

Авраам — родоначальник многих народов встретил троих таинственных странников – ангелов. Три странника сообщили Аврааму, что у него родится сын — Исаак

Явление Ангелов Аврааму раскрывало символично образ единосущного и триипостасного Бога — Троицы. Но тот, кто нарисовал икону, стремился раскрыть догматическое учение о Троице. Рублей решил отказаться от традиционных повествовательных моментов, которые часто были включены в изображения. На иконе все сосредоточенно только на общении троих ангелов.

Художник отказывается от образов Авраама и Сарры, ангелы сидят за столом одни. Они уже не вкушают пищу, а как будто благословляют ее. Да и пищи как таковой на столе уже нет — осталась одна чаша, которая символизирует причастие и Святые Дары.

Многие исследователи пытались разгадать, в какой же последовательности преподобный Андрей Рублев изобразил каждую ипостась Господа. Большинство специалистов сошлись во мнении, что для того чтобы подчеркнуть единство Троицы, художник не стал указывать, где кто изображен.

По большому счету, для простого верующего христианина нет никакой разницы, где какая сущность расположена. Мы все равно молимся Единому Богу, и невозможно помолиться Сыну, не молясь при этом Отцу или Святому Духу. Поэтому, глядя на икону, лучше всего воспринимать образ в целом, не разделяя его на три разных фигуры.

Даже само изображение как бы подчеркивает единство всех персонажей — фигуры всех трех ангелов вписываются в невидимый круг. В середине находится Чаша, которая символически указывает на Христову Жертву ради всего человечества.

Необходимо упомянуть, что встречаются различные неканонические попытки изобразить три ипостаси Божии. Загадка христианского понимания Бога всегда привлекала множество исследователей, и не всегда они согласовывали свои взгляды с канонами православия.

Чаша — центр всей композиции

Стоит сказать о том, что в основу иконы Рублева лежит круг. Но не Ангелы вписаны в этот круг, а они сами его образуют. Рассмотрим подробный анализ иконы.

На иконе под цифрой: 1 — чаша, центр всей композиции, 3 — Бог Отец, первая ипостась Святой Троицы. 7 — Святой Дух, который устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив. 12 — гора, которая изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос

  1. Чаша. Если смотреть на образ, то видно, что центр всей композиции — чаша. Она символ страданий Иисуса Христа, на которые он пойдет ради того, чтобы искупить грехи всего человечества.
  2. Голова тельца. В чаше мы видим символ жертвенности Бога Сына.
  3. Бог Отец. Это первая, начальная и причинная ипостась Святой Троицы.
  4. Лазурные одежда. Обращаем внимания на лазурные одежды, это как символ неземной сущности Бога Отца, и также остальных лиц Троицы.
  5. Скипетр. У всех мы видим скипетр — символ власти.
  6. Дерево. Традиционная иконография говорит о том, что Авраам отдыхал под Мамврийским дубом. У Преподобного Андрея Рублева дуб — превращается в дерево жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
  7. Бог Дух Святой. Святой Дух устремляет свой взгляд и поднимает правую руку в сторону Ангела, который сидит напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это жест благословения, и жест повеления.
  8. Алые одежды. Это своеобразная аллюзия на библейский сюжет, когда сам Святой Дух в виде языков сошел на апостолов.
  9. Здание. Оно символ христианской церкви.
  10. Бог Сын. Его опущенная голова направлена в сторону жертвенной чаши.
  11. Зеленый Гиматий. Это накидка, которая находится поверх хитона. Гиматий — это символ земного мира, куда сойдет Христос.
  12. Гора. Она изображает символ искупления падшего мира, прообраз горы Голгофы, на которую взойдет Иисус Христос. Итак, на иконе мы видим — Отца Сына и Святого Духа. Это полное описание иконы.

В 1575 году в Троице-Сергиевой Лавре Троица Ветхозаветная была обложена золотом самим Иваном Грозным. А в 1600 году она была заново украшена царем Борисом Годуновым.

В чем помогает икона

Во всех бедах и скорбях, в которых мы просим духовной помощи, подать ответ нам может только лишь один Господь Бог. Святые являются нашими помощниками, которые вместе с нами могут упросить Господа подать нам все необходимое для нашей жизни. Просто складывается такая традиция, что молитвы перед определенными образами помогают в той или иной ситуации. Но это нестрогое правило, и человек перед любой иконой может попросить о чем угодно.

Важно! Вера в то, что помощь исходит именно от иконы, перед которой человек молится, является языческим подходом и искажает суть православной веры.

Поэтому, молясь перед иконой Святой Троицы дома или в храме, человек может попросить обо всем, что лежит у него на душе. Стоит только не забывать, что к Господу нельзя идти с греховными мыслями, нечестными или заведомо плохими просьбами.

Большинство святых отцов церкви говорят, что настоящая молитва та, которая ничего не просит, а только лишь благодарит Бога и возлагает на Него заботу о жизни человеческой.

В Евангелии сказано, что и волос не упадет с головы человека, если на то не будет Божьей Воли. Поэтому лучше всего предстоять перед святыней с покаянным сердцем, смирением, и желанием исправить свою жизнь по Божьей воле. Такое обращение всегда будет услышано и человек ощутит благодать и духовную помощь в жизни.

Молитва чудотворной иконе

«Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, отрастем нашым и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любя, и грешники кающияся милуеши и благоутробне при-емлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.»

Храни Вас Господь!

История открытия и современное состояние

В 1575 году по приказу Ивана Грозного «Троица» была скрыта золотым окладом. В 1600 и 1626 годах Борис Годунов и царь Михаил Федорович соответственно меняют оклады.
Тяжелая золотая риза скрывала образ до 1904 года, когда «Троицу» было решено расчистить — отреставрировать, восстановив изначальный вид.
На протяжении истории икона несколько раз поновлялась. Поновление не было реставрацией — в соответствии со вкусами эпохи художники могли менять пропорции, цветовую гамму и даже композицию изображения.

Первое поновление «Троицы» относится к периоду правления Бориса Годунова, второе, самое катастрофичное для образа — к 1636 году. В третий раз икона поновлялась в 1777 году, а в XIX веке она поновлялась даже дважды.

В 1904 году с «Троицы» был снят оклад; представленный публике образ был выполнен палехскими мастерами. Художник В. П. Гурьянов расчистил несколько слоев и обнаружил изображение, как казалось, оригинальное: светлые одежды ангелов, в целом светлая и яркая световая гамма. Гурьянов выполнил свой вариант реставрации (по сути — то же поновление), и «Троица» вновь оказалась скрыта.

К реставрации «Троицы» вернулись в 1918 году по заданию Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В комиссию входил в том числе священник Павел Флоренский. Икона уже была значительно повреждена и нуждалась в особом хранении, однако в собрание Третьяковской галереи была передана лишь в 1929 году, где находилась до войны. В 1941 году «Троицу» эвакуировали в Новосибирск, из эвакуации она вернулась в октябре 1944 года и не покидала Третьяковку более шести десятилетий, не считая ежегодного (что продолжается и по сей день) переноса образа в храм на праздник Троицы в храм святителя Николая при ГТГ — лишь в 2007 году ее вывезли в корпус на Крымском валу. Тогда икона пострадала при транспортировке и нуждалась в дополнительном укреплении.

Сейчас икона хранится в особом киоте. Состояние ее стабильно, хотя существуют необратимые повреждения: красочный слой местами отстает, на изображении видны следы от гвоздей с оклада. В 2008 году развернулась широкая общественная полемика по поводу возможности перенесения «Троицы» в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Тогда искусствоведы пришли к выводу, что без значительного ущерба шедевру русской живописи это невозможно.

В скольких Богов верят христиане?

Если коротко: христианская Церковь верует в одного Бога, Который един по существу, но троичен в Лицах.

Теперь чуть подробнее.

Из книг Священного Писания (Ветхого и Нового Завета) Церковь твердо знает, что Бог — один. Но из тех же самых книг и святоотеческих толкований на них следует, что Он один не в том смысле, в каком мы можем сказать это о каком-нибудь человеке. Бог один, но не одинок. Он триедин: существуют три Божественных Ипостаси, или Лица.

Каждое из Лиц есть Бог во всей Своей полноте, весь Бог, целиком. Каждая Ипостась Троицы обладает всей Божественной силой, всей полнотой власти, всей славой и т. д. Любое действие Святой Троицы совершается всеми тремя Лицами, так что православные богословы говорят о едином действии и единой воле трех Ипостасей. Тем не менее, это именно три самостоятельных Лица, а не три, скажем, «маски», которые попеременно надевает и в которых являет Себя Божество.

О троичности Бога говорится в Символе веры — ключевой вероисповедной формуле, утвержденной на двух первых Вселенских Соборах в 325 и 381 годах по Р. Х. Когда мы произносим Символ веры, то исповедуем веру «во Единого Бога Отца Вседержителя… и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия… и в Духа Святого, Господа животворящего…».

Почему Бог есть любовь и как это проявляется?

Фото: Orel-eparhia.ru

Любовь руководила Создателем при сотворении мира. В этот момент Богом руководила любовь высшая, в самом чистом виде, в котором бывает. Человек же создан по образу и подобию Божьему, поэтому для того, чтобы быть счастливым и исполнять Его волю, он должен быть творцом, реализатором своих способностей и, конечно же, силы любви.

В Святой Троице любовь проявляется сразу в трёх ипостасях. Сын считается воплощением любви к человеку. Он пришёл на землю, чтобы дать новую заповедь: «Да любите друг друга», которая подводит к единому знаменателю то, что говорил Бог Моисею на горе Синай. Дух Святой – воплощение любви. Невидимая сила мыслей и чувств, которая свойственна практически всем. Когда человек настроен на доброту, любовь и созидание, в нём появляется подобие Святого Духа, однако Дух Святой, который считается Богом является далеко не каждому. Он невидим и незрим. Однако святые чувствовали его на себе, хотя и считали себя великими грешниками.

Святая Троица – основа Христианства. Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (мысль, высказанное слово) – образ Сына; дух – образ Святого Духа», – учит святитель Игнатий Брянчанинов. Ум рождает мысли, мысли – слова и поступки. Эта же аналогия прослеживается и с Троицей. Поэтому Бог един во всех трёх лицах, однако его суть открывается только тем, кто действительно достиг святости.

Как не нужно думать о троичности Бога?

Желающий говорить о природе Божества должен понять, что ступает на почву, по которой ходить без благоговения, значит, подвергнуть опасности свою душу. Не нужно думать, что догмат о Святой Троице так уж прост для объяснения.

Троичное богословие лежит в основе учения Церкви о Боге и формировалось на протяжении нескольких веков. Богословы и учёные мужи многих поколений ломали головы, чтобы выразить в словах Откровение о Единстве Божества в Троице и Его Троичности в Единстве. Это было нелегко, породило несколько еретических учений и урегулировалось Вселенскими соборами.

Необходимо
бережно и благоговейно стараться подбирать слова в попытке объяснить учение о
Святой Троице другим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector