Белая троица

Церковь «Белая Троица»

Церковь «Белая Троица»

Церковь «Белая Троица» является самым древним каменным зданием в Твери. Она была построена в 1564 году при Великом князе Иване IV Грозном и епископе Акакии Тверском на средства московского купца Гавриила Андреевича Тушинского. На месте Троицкой церкви когда-то стоял еще более древний храм. Первоначально Троицкая церковь представляла собой массивный куб с позакомарным покрытием и одним куполом. С левой стороны от нее находилась церковь Параскевы Пятницы.

В XVII-XIX веках церковь неоднократно перестраивалась. К 1685 году главы и кровля церкви были покрыты белой черепицей. С тех пор за ней закрепилось название «Белая Троица». В 1787 году к церкви с западной стороны был пристроен придел преподобного Ефрема Новоторжского, тогда же были расширены первоначально узкие окна основного куба церкви. В 1815 году с западной стороны была пристроена двухъярусная колокольня, в 1878 году у нее появился еще один ярус и шатер. В 1867 году был возведен придел во имя святителя Арсения Тверского и святой мученицы Татьяны. В результате всех этих пристроек к концу 19 века церковь была увенчана семью главами и в таком виде дошла до наших дней.

Церковь «Белая Троица» построена из кирпича и белого камня, покрыта штукатуркой и побелкой. Церковь состоит из основного храма, построенного еще в 1564 году и многочисленных пристроек позднего периода. Основное здание храма почти правильной кубической формы. С востока к нему примыкает широкая алтарная аспида, с запада – трапезная с двумя приделами и колокольня. Церковь покрыта четырехскатной крышей и увенчана пятью основными световыми куполами и еще двумя куполами меньшего размера над приделами.

Нижний ярус колокольни является продолжением церкви святителя Арсения Тверского и мученицы Татьяны. Второй ярус представляет собой массивный четырехгранник, на него установлен меньший по размеру восьмигранник. Колокольня увенчала восьмигранным шатром с маленьким глухим барабаном и главкой. Карниз украшен поребриком и декоративными фигурными куполами. Фасады колокольни украшены различными декоративными элементами.

Фасады основного здания разделены лопатками на три части, окна украшены неширокими наличниками. Вот и все декоративное оформление фасадов. Внешние стены трапезной и приделов декорированы рядами поребриков, наличниками окон. Под крышей церкви расположены три тайника, отделенные от остальных помещений. Возможно, священнослужители когда-то прятали в них старинные и ценные предметы, или эти помещения использовались как убежище во время нападений врагов.

Внутренние помещения храма расписаны фресками на библейские сюжеты. Дошедшие до наших дней росписи датируются концом XVIII – серединой XIX веков. В церкви «Белая Троица» и сегодня хранятся несколько старинных икон: образ Святой Троицы (XVI век), «Николай Чудотворец», «Небесная сень» (XVI век), старинная церковная утварь. Здесь также хранится ларец с мощами Святого Макария Калязинского. Особого внимания заслуживает иконостас XVIII века.

До 70-х годов XVIII века вокруг церкви располагалось кладбище, окруженное вместе с ней оградой с несколькими воротами. При застройке этой части города по регулярному плану кладбище и ограда исчезли. Церковь «Белая Троица» оказалась у городской черты. По замыслу градостроителей, она должна была встречать людей, прибывающих в Тверь со стороны Старицы. Постепенно территория вокруг церкви была застроена жилыми кварталами, и Троицкая церковь превратилась в центр района Затьмачья. Тогда же была спроектирована Троицкая площадь. От нее отходили Троицкая улица, ведущая в сторону кремля и Троицкий переулок, ведущий к Волге.

Местные жители до сих пор рассказывают, что под церковью начинается подземный ход длиной более полукилометра. В неспокойные XIII-XVII века жители Твери прятали здесь свое имущество и сами скрывались от неприятелей. Церковь «Белая Троица» является единственным храмом в Твери, службы в котором проводились и в советское время. В настоящее время это действующий кафедральный собор «Белая Троица».

Справочная информация |
География и экономика |
История и культура |
Гостиницы и турагентства |
Важные телефоны |
Церковь «Белая Троица» |
Церковь Бориса и Глеба |
Церковь Воскресения Христова |
Церковь Успения Пресвятой Богородицы |
Покровский храм |
Путевой дворец |
Христорождественский монастырь

Белая Троица: появление названия и создание

До сегодня неизвестно, почему она получила такое название, поэтому существует несколько версий:

• В далеком XVI веке храмовый комплекс был обелен от пошлин и сборов, поэтому и стал Белым;
• Здание имело белоснежную поверхность, а кровля покрывалась черепицей белого цвета.

Строительство Троицкой церкви происходило в 1564 г. Меценатом в данном случае выступил известный купец из Москвы Гаврила Тушинский, которого сам И. Грозный направил в Тверь, чтобы собрать пошлину за ведение торговли. Зодчим сакрального места стал горожанин Григорий Маков.
Под возведение был выделен тихий участок в Затьмацком посаде, который находился достаточно далеко от центра. Он располагался низко над водой, поэтому высокий, 28-метровый храм просматривался со всех сторон, по сравнению с ним другие дома и древние особняки казались низкими и малыми.

Церковь «Белая Троица»

Церковь по статусу епархии является приходской. Освящена 15 августа 1564 г.Имеет 4 престола: Пресвятой Троицы (главный); Введение во храм Пресвятой Девы Марии; прп. Ефрема Новоторжского; свят. Арсения Тверского и св. мчц. Татианы.

Расположенная за рекою Тьмакой, церковь «Белая Троица» (свое название храм получил за покрытие глав белой черепицей) — самое древнее из сохранившихся сооружений старой Твери.

Тверской храм во имя Живоначальной Троицы — древнейший каменный храм в городе из числа сохранившихся. Храм выстроен на средства Гавриила Андреевича Тушинского, который принадлежал к числу купцов, переселенных из Москвы в конце XV начале XVI вв. Южный ее придел (Николая Чудотворца, с XVII века — Введенский) построен тверским купцом П. Д. Ламиным. Первоначально весьма скромной постройки храм, имевший 1 или 3 главы, в результате пристроек 1787 г. и 1860-х гг. приобрел 7 глав. В таком виде существует и в настоящее время.

Сохранилась надпись на западной стороне храма: «Лето 7072 совершен бысть сии храм во имя Живоначальния Троицы месяца августа 15 при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче и всея России и при епископе Акакии Тферьскомъ замышлениемъ и строением раба Божия Гавриилъ Андреева Тоушиньского».

Судя по архетипическим находкам, нынешнее здание выросло на месте более древней церкви, сложеной из кирпича с применением белого камня, оштукатурена и побелена. Состоит из низкой апсиды, собственно храма, близкого в плане к квадрату, трапезной с двумя приделами, трехъярусной колокольни. Первоначально храм был трехглавым. со временем количество глав достигло семи. из них пять световых и две глухих.

Здание неоднократно перестраивалось, В концу XVIII века был выстроен Ефремовский придел, растесаны узкие окна, уничтожен портал. В 1815 году к храму с запада пристраивается двухъярусная колокольня (третий ярус появился в 1878году), В 1867 году построен северный придел — образовалась обширная трапезная.

Древняя часть здания близка к кругу московских памятников XVI века, но стилистически своеобразно трактована местной художественной традицией. Архитектура здания отличается ясностью форм, аскетичностью декоративного убранства. Стены храма расчленены лопатками, по верху идет трехчастный карниз.

С давних времен храм известен в народе под именем «Белая Троица». Считается, что название произошло от того, что храм всегда окрашивался белой краской и в старину имел кровлю из черепицы беловатого цвета. Более поздние пристройки изменили первоначальный вид здания, хотя главный храм сохранился почти невредимым. В 1787 г. с юго-западной стороны был пристроен придел преп. Ефрема Новоторжского, в 1867 г. с северной стороны сооружен придел во имя святителя Арсения Тверского и св. мчц. Татианы. Здание приобрело объемную композицию, близкую к храмам русско-византийского стиля. К концу XVIII в. был поставлен новый главный четырехъярусный иконостас с позолотой по левкасу, стены украсились декоративными элементами. В 1812 г. была построена двухъярусная колокольня, а в 1878 г. надстроен 3-й ее ярус и шатровый верх.

Под главами храма имеются 2 свода, посредине между ними устроены 3 потайных помещения, служившие, как предполагается, для сохранения в них церковной утвари и в качестве убежища для жителей при нападении неприятеля. В главном храме и в его приделах сохранилось немало памятников старины: это иконостас XVIII в., настенная живопись конца XVIII — начала XIX вв. и несколько древних икон: образ Святой Троицы — XVI в., Николая Чудотворца «с деяниями», икона «Небесная сень» — XVI в., старинные богослужебные предметы. В храме также находится рака с мощами св. Макария Калязинского.

С храмом Белая Троица связано несколько старинных преданий, одно из которых говорит о существовании подземного хода длиною до 250 сажен, в котором жители города прятали свое имущество и укрывались сами во время набегов и грабежей неприятелей.

Троицкий храм — единственный в Твери, в котором богослужения не прекращались даже в советский период.

Открыта с 8.00 до 20.00, в период служб — по их расписанию.

В Белой Троице служат клирики Кафедрального Собора Воскресенья Христова

Верующие, желающие посетить тверской Храм Троицы Живоначальной, часто задают вопрос: «кто служит в церкви в настоящее время?». Последним настоятелем собора являлся высокопреосвященнейший митрополит Тверской и Кашинский Виктор.

В настоящее время он почислен на покой. Именно поэтому службу в соборе совершают Клирики Кафедрального Собора Воскресенья Христова в г. Тверь по совместительству.

Игумен Иов (Тараканов). Служит по совмещению в храме «Белая Троица», г. Тверь

Возглавляет клир собора архимандрит Сергий (Швырков). Игуменом является Иов (Тараканов). Собор находится в ведении правящего архиерея.

Ранее в соборе служили настоятели и ключники:

  • Николай Васечко (1973 — 1978);
  • Виктор (Олейник) (1978 — март1982);
  • Николай Васечко (1978 — 1981);
  • Виктор (Олейник) (март 1982 — 4 декабря 1988);
  • Виктор (Олейник) (март 1982 — 4 декабря 1988);
  • Юстиниан (Овчинников) (июнь 1991 — 18 ноября 1992).

Расписание ежедневных богослужений в Белой Троице следующее:

Утренние богослужения Вечерние богослужения
7.40 — часы 17.40 — исповедь
8.00 — литургия 16.40 — часы
17.00 — всенощное бдение

В праздничные дни служба в соборе не ведётся. Верующие могут посетить в праздники другие тверские храмы.

Воскресенский кафедральный собор г. Тверь

Местная религиозная организация православный Приход Воскресенского кафедрального собора г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)Расписание богослужений: Смотреть на сайте собора

История и описание:

Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора М.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых, освящен в 1916 г. Выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковской архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери.

Престола три: главный Воскресения Христова, правый Святителя и Чудотворца Николая и Святителя Московского Алексия, левый Благоверной Княгини Анны Кашинской.

По статусу — кафедральный собор митрополии и епархии.

В 1936 г. храм закрыли.

В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 г., был освящен малым чином в 1992 г. После восстановительных работ в 2010 г. архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма. В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010).

В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).

Почитаемые святыни – иконы Божией Матери «Выдропужская», «Державная», «Отрада и Утешение», «Феодоровская», «Грузинская» и др.

Настоятель, председатель приходского совета – протоиерей Александр Любавин.

К кафедральному собору приписаны собор «Белая Троица», храм в честь святого благоверного великого князя Михаила Тверского, часовня на кладбище в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Священники несут послушание в домовых храмах и часовнях в честь «Споручицы грешных» в СИЗО №1, Ангела-хранителя в областном доме для престарелых и инвалидов, святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской в епархиальном православном детском саду, преподобномученицы великой княгини и инокини Елисаветы Феодоровны в областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Постоянные участники богослужений – члены Тверского городского союза инвалидов православного исповедования во имя Всемилостивого Спаса «Завет».

В соборе работает Воскресная школа для взрослых.

Приписные храмы:

  1. Собор «Белая Троица», г. Тверь

Духовенство

  • Агапит (Евдокимов Артемий Сергеевич), иеромонах — врио настоятеля
  • Иов (Тараканов Алексий Николаевич), игумен — клирик
  • Георгий Николаевич Белодуров, протоиерей — клирик
  • Евгений Викторович Башкеев, иерей — клирик
  • Борис Витальевич Жолобов, иерей — клирик
  • Сергий Николаевич Губский-Борисов, иерей — клирик
  • Михаил Николаевич Королев, протоиерей — клирик
  • Димитрий Дмитриевич Мамонов, протоиерей — клирик
  • Сергий Александрович Будков, иерей — клирик
  • Антоний Александрович Пласичук, иерей — клирик
  • Роман Владимирович Соколов, протодиакон — клирик
  • Михаил Сергеевич Мельник, протодиакон — клирик / архиерейский диакон
  • Иоанн Алексеевич Зорин, диакон —

Церковная архитектура

Церковь была чрезвычайно величественным зданием, имевшим нетрадиционное для тех времен завершение. Вместо обычного пятиглавия сначала возвели одну большую главу, а со временем добавили еще шесть маленьких – в два ряда. Были также пристроены другие сооружения – трапезная и помещение колокольни. Все в комплексе создало весьма уютную и привлекательную церквушку.
Поначалу кровля была позакомарной, а с 1787 г. – четырехскатной с тесом. Еще через 6 лет узкие окна растесали, чтобы внутрь проникало больше солнечного света, перенесли северный вход, а на стенах сделали новые росписи. Не остался без изменений и иконостас. В начале XIX столетия белую черепицу на куполах поменяли на луженое железо, а новое здание колокольни имело только два яруса. К концу века достроили третий ярус и шатровый верх на нем.

История храма

В дореволюционный период Троицкая церковь иногда играла роль кафедрального городского собора. Происходило это в то время, когда проводился ремонт Спасо-Преображенского собора. Учитывая то, что в период Советского Союза богослужения запрещались, в Белой Троице их не прекращали. Имеются сведения, что на это повлияла ее отдаленность от городского оживленного центра.
Во времена Второй мировой войны храм временно закрыли, но фашисты смогли открыть его и осквернить. Лишь по окончании военных действий службы тут возобновились и не прекращаются до сегодняшнего дня. Жаль, но современные православные верующие не могут наблюдать абсолютно белого храма, поскольку два десятка лет назад главки стали шлемовидными, а их цвет заменен на черный.

Легенда, связанная с Белой Троицей

Существует множество историй, касающихся храма, но одна из них рассказывает, что под ним есть подземный ход длиной в 250 м, некогда ведший до самого Тверского кремля. Именно благодаря ему местные жители спасались от нападений врагов. Но современные археологи опровергают эту историю – во время раскопок они его не смогли обнаружить.

Святыни Тверской церкви

До 2012 г. главной святыней храма считалась рака с мощами Макария Калязинского. Когда проводился крестный ход, раку с ними носили вокруг соборного здания. Во время Волжского крестного хода мощи были переложены в другую раку, которую поместили на родине преподобного – в Калязине, а именно в храме Вознесения Господня.
Часть мощей и старая рака осталась в церкви Белой Троицы в Твери. Роспись на стенах относится тут к длительному периоду времени – от XVII до XIX вв. Отдельно стоит сказать о фреске «Царские врата», написанной в XVIII веке в знаменитом стиле рококо. Главный иконостас также содержит много старинных икон.
Многие туристы рекомендуют посетить эту церковь в Твери, поскольку так удается «дотронуться» до старинного и прочувствовать умиротворяющую атмосферу святого места. К тому же она имеет отличное месторасположение – окружена просторной площадью и зелеными насаждениями. Белая Троица отличается старинной историей и притягивающим спокойствием, ощущающимся в величественном религиозном здании!

История собора

Тверская епархия считается древнейшей на Руси. Первый её епископ по имени Симеон изначально служил в деревянной часовне, расположенной на территории городского кремля. При этом святителе (XIII век) князь Михаил заложил Спасо-Преображенский храм, первое каменное религиозное строение после вторжения монгольских племен.

Воскресенский собор Христорождественского женского монастыря в Твери

В 1914 г. в память о 300-летней годовщине правления династии Романовых на территории Христорождественской обители воздвигли Воскресенский храм. Большую часть денег на строительство пожертвовал Николай II. Ритуал освящения проводил преподобный Серафим, которого позже РПЦ прославила в лике священномучеников. В ритуале также приняла участие княгиня Елизавета, вскоре претерпевшая смерть ради Христа.

История[править]

Троицкий храм — самое древнее из сохранившихся сооружений старой Твери, свое название «Белая Троица» храм получил за покрытие глав белой черепицей.

Построен, вероятно на месте древней церкви, на средства московского купца Г.А. Тушинского, который принадлежал к числу купцов, переселенных из Москвы в конце XV — начале XVI веков. Строил храм выдающийся тверской зодчий Г.Д. Маков.

Храм был освящен 15 августа 1564 года.

Храм неоднократно перестраивался. Южный его придел (Николая Чудотворца, с XVII века — Введенский) построен тверским купцом П.Д. Ламиным. В 1787 году пристроена трапезная с Ефремовским приделом, в 1812 году — двухъярусная колокольня, в 1864-1867 годах — придел Татианы и Арсения, епископа Тверского, в 1878 году надстроен третий ярус колокольни и шатровый верх. Первоначально весьма скромной постройки храм, имевший 1 или 3 главы, в результате пристроек 1787 года и 1860-х годов приобрел 7 глав. До настоящего времени сохранился четверик основного объема XVI века.

В главном храме и в его приделах сохранилось немало памятников старины: это иконостас XVIII века, настенная живопись конца XVIII — начала XIX веков и несколько древних икон: образ Святой Троицы — XVI века, Николая Чудотворца «с деяниями», икона «Небесная сень» — XVI века, старинные богослужебные предметы. В храме также находится рака с мощами св. Макария Калязинского.

С храмом Белая Троица связано несколько старинных преданий, одно из которых говорит о существовании подземного хода длиною до 250 сажен, в котором жители города прятали свое имущество и укрывались сами во время набегов и грабежей неприятелей.

Троицкий храм — единственный в Твери, в котором богослужения не прекращались даже в советский период. С 1944 по 1990-е годы храм был кафедральным собором Тверской епархии.

Обретение мощей преподобного Макария Клязинского

Непосредственно причастен к обретению мощей святого дмитровский купец Михаил Воронков. Он занимался строительство каменного храма на месте разрушившегося деревянного.

При рытье рва под фунтами был обнаружен нетленный гроб. Из него исходило сильное благоухание. По вскрытии гроба было обнаружено не тронутое тленом тело преподобного Макария Клязинского. Непосредственно по обретению мощей многие стали получать от них исцеление.

Парсуна Ивана Грозного. Конец XVI — начало XVII века. Дерево, темпера. Национальный музей Дании, Копенгаген

О том, что мощи преподобного Макария обретены, игумен Троице-Сергиевой лавры Иосаф сообщил Дмитровскому князю Юрию Ивановичу. После этого об обретении мощей узнал Великий князь Московский Василий Иванович IV.

Он послал в Калязинский монастырь архимандрита Чудова монастыря Иона. Им было подтверждено нетленность мощей. Далее они были помещены в Троицком храме, и по этому поводу была составлена рукописная служба.

Праздник обретения мощей преподобного Макария стал в Калязине великим праздником. На богомолье в этот день приезжали великие князья и российские цари. Царь Борис Годунов преподнёс в дар святому Макарию украшенную серебряную раку.

Во времена Смуты поляки под руководством пана Лисовского иссекли палашами раку и выбросили из неё мощи святого. После погрома тверчане чудом обнаружили их на пепелище. Благодаря этому к концу XII века Троице-Сергиева лавра была восстановлена.

И.Ф. Никольский (1898 — 1979). Фотография взята с сайта Клязинского краеведческого музея. Долгие годы он возглавлял его. Благодаря ему были спасены мощи преподобного Макария

В 1700 году мощи были помещены между соборным храмом и приделом во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В 1919 году рака с ними была вскрыта. Сохранению мощей весь православный мир обязан директору Калязинского музея И.Ф. Никольскому.

В 1988 голу мощи вместе с ракой были возвращены Русской православной церкви и помещены в соборе Белой Троицы. Они там храниться и сейчас.

Архитектура и убранство сооружения

Давайте рассмотрим, в каком стиле построено здание и как оно оформлено внутри.

Внешний вид

Архитектура представляет собой обстроенный четверик с тремя выступающими алтарными апсидами. Сооружение было построено из кирпича.

Первоначально оно состояло из трех или одной главы. На сегодняшний день храм украшает семь глав со шлемовидными завершениями. Барабаны глав световые, две глухие главы над пределами, стены разделяют плоские лопатки по три прясла каждая, с восточной стороны три пониженных апсиды.

В XVIII-XIX веках к зданию были пристроены приделы. Карнизы приделов украшают скромные лепные цветы.

Своеобразие сооружения составляет алтарная часть с выступами, перекрытыми общей кровлей, а также колокольня со стилистической разноголосицей ярусов.

Два нижних яруса, возведенные в 1812 году – это провинциальный ампир. Верхний ярус и шатровое завершение, построенные в 1878 году сочетают в себе черты псевдорусского стиля.

Внутреннее оформление

Стены здания внутри расписаны фресками на библейские сюжеты. Это росписи конца XVIII – середины XIX веков.

Особое внимание следует уделить старинному иконостасу, созданному в XVIII веке. Иконостас состоит из четырех ярусов, множества икон разного происхождения, так как в советское время, когда церкви везде закрывались, в Троицкий храм со всей области привозили иконы

Большинство икон выполнены в переходной манере письма. Сохранив общий состав традиционной иконописи, они сочетают черты академической живописи — главной в церковном искусстве в XIX веке

Иконостас состоит из четырех ярусов, множества икон разного происхождения, так как в советское время, когда церкви везде закрывались, в Троицкий храм со всей области привозили иконы. Большинство икон выполнены в переходной манере письма. Сохранив общий состав традиционной иконописи, они сочетают черты академической живописи — главной в церковном искусстве в XIX веке.

Кроме икон, входящих в состав иконостаса, в Троицкой церкви есть и другие старинные иконы: образ Святой Троицы (XVI век), «Николай Чудотворец», «Небесная сень» (XVI век), «Воскресение Христа», «Архангел Михаил с тверскими святыми и образом Преображения Господня», икона Божьей Матери «Одигитрия». Все эти иконы относятся к XVII-XVIII векам. К старинным экспонатам относится также старинная церковная утварь.

Здание имеет 4 престола:

  1. Престол Пресвятой Троицы.
  2. Введение в храм Пресвятой Девы Марии.
  3. Престол преподобного Ефрема Новоторжского.
  4. Престол святого Арсения Тверского и святой великомученицы Татьяны.

Святыни храма

Главным достоянием является одна из святынь Тверской земли – рака с мощами преподобного Макария Калязинского.

После разрушения Троицкого монастыря в Калязине в 30-е годы ХХ века было решено хранить мощи в Троицком соборе в Твери. Мощам можно поклониться в любой день недели.

Также между главами и сводами храма находился тайник, в который можно было попасть только через проем в крыше. Тайник был построен для хранения церковных ценностей в случае нападения неприятеля.

Отчет о паломничестве за лето 2021 | богоявленский кафедральный собор в елохове :: официальный сайт

Вот и прошло лето. Уже к концу движется сентябрь, а нам все не удалось разместить отчет о том, как прихожане и друзья собора провели время, отправляясь в паломничество, организованное собором. Спешим исправить эту оплошность.

С 11-13 июня мы отправились в Дивеево. Надо сказать, что как раз в это время в уделе Богородицы шли масштабные ремонтные работы. Реконструировались канавка и Троицкий собор. Мощи прп. Серафима Саровского находились в Преображенском соборе.

Но нас это нисколько не опечалило, т.к количество людей резко уменьшилось, а по канавке благословили идти другим путем.

Главное, что можно было постоять, помолиться невдалеке от раки, приложиться к мощам преподобного и причаститься христовых тайн в Святом месте.

Мощный, величественный он звучал так, что все невольно замолчали и стали слушать. На шумной Никольской улице все затихло и слышался только колокольный звон… Православие нам подарил князь Владимир, его начинание продолжили дети.

Ярославль напомнил ту мощь колоколов, которая была на Никольской и которая как магнит притягивает сюда множество людей.

Несмотря на тысячелетнюю историю, город не застыл в праздном великолепии, а уловил современное дыхание времени, превратившись в крупный промышленный город , и при этом сохранил свою древнюю уникальность и неповторимость. Чуть ли не во всех храмах сохранились уникальные ковровые фрески, которые можно рассматривать бесконечно.

Тутаев оставил ощущение надежды- надежды на то, что будущее поколение отреставрирует храмы и уникальные настенные фрески и росписи.

С 17-19 августа мы опять побывали в Дивеево. Надо сказать, что как и в первый раз мы на обратном пути заехали в Арзамас. Нашей целью было посещение Воскресенского собора и Никольского монастыря. Столичный масштаб этого нестоличного собора, уникальные монохромные фрески, большое количество старинных икон, интересная история — вот что влекло нас сюда.

Практически все фрески в соборе монохромные, сделанные в технике альфреско. Эта техника предполагает работу тушью по сырой штукатурке. Работа на одном дыхании. Стоит только застынуть штукатурке, то все нужно повторять сначала. На четырнадцати картинах изображены библейские сюжеты. Об этом соборе можно рассказывать бесконечно, но лучше самим побывать.

История церкви

Российский историк, исследователь русской архитектурной старины Юрий Иванович Шамурин в своей книге «Культурные сокровища России. Тверь. Тула. Торжок», изданной в 1913 году, писал: «… изучая тверскую старину, нельзя обойти молчанием Белую Троицу. Она принадлежит интереснейшей эпохе русского зодчества, по мнению многих — золотому веку русского творчества середины XVI столетия. Каменные памятники этого времени были сравнительно немногочисленны, и совсем немногочисленны дошедшие до нас в хорошей сохранности. К Белой Троице многое добавлено, но мало нарушено; это делает её особенно ценным памятником». Далее автор отмечает, что в церкви сохранилось очень много бытовых черт XVI века. Существует мнение, что храм первоначально имел три главы, но был перестроен в XVII веке и стал семиглавым. К центральной главе с севера и юга примыкают меньшие по размеру главки, еще две поставлены на западных углах, а на восточных углах размещены самые маленькие маковки, которые, нарушая симметрию, придают оригинальный ритм всей постройке. Основная часть здания близка к кругу московских памятников XVI века, с элементами местной художественной традиции.

Спустя 8 лет после постройки храма Г.А. Тушинский завещал его и свой двор Троице-Сергиеву монастырю.

В 1787 году к основному кубическому объему церкви пристроили Ефремовский предел, в 1812 году — двухъярусную колокольню, которая позже была надстроена, а в 1864–1867 годах добавили придел святителя Арсения, епископа Тверского и мученицы Татианы.

Храм Троицы Животворящей неоднократно перестраивался

Построили храм в Зататьмовском посаде. Строение изначально было небольшим. Оно представляло собой маленькую постройку с узкими окнами. Внешне строение напоминало объёмную композицию в русско-византийском стиле.

Далее собор расширялся. К нему периодически пристраивались пристройки различного назначения.

Так Южный предел собора возвёл тверской купец П.Д. Ламин в честь Николая Чудотворца. С XVII века это Введенский предел. Он был пристроен к основному кубическому объёму здания. В 1787 году пристроили трапезную с Ефимовским приделом.

В 1812 году была возведена колокольная в два яруса.

Фотография «Белой Троицы». 2012 год. После всех реконструкций собор обрёл семь глав

В период с 1864 по 1867 годы был построен предел Титианы и Арсения, епископа Тверского. В 1878 году произведена достройка третьего яруса колокольни и обустроен шатровый верх. Первоначально здание храма имело одну или же три главы.

В результате достройки и реконструкции оно к 1860 году приобрело семь глав. Стоит отметить, что до настоящего времени сохранился четверик основного объёма здания, относящийся к XVI.

Церковь в честь Воскресения Христова («Трех Исповедников») г. Тверь

Религиозная организация Архиерейское подворье Воскресенская (Трех Исповедников) церковь г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Расписание богослужений:

Смотреть на сайте прихода

История и описание:

Храм расположен на левом берегу Волги. Единственный из тверских храмов, сочетающий в себе сразу три архитектурных стиля: барокко, классицизм и ампир. В народе Воскресенская церковь более известна по наименованию одного из приделов — Трех Исповедников: Гурия, Самона и Авива.

Освящена в 1731 г.

Престола три: главный Воскресения Христова, придельные: 1) святых мучеников Гурия, Самона и Авива и 2) Божией Матери «Взыскание Погибших».

На этом месте предположительно с XV века находился деревянный храм в честь Параскевы Пятницы. В 1709-м году упоминаются две деревянные церкви — в честь Воскресения Христова и святых мучеников Гурия, Самона и Авива. К 1725-му году Воскресенская церковь совсем обветшала, и прихожане обратились к Тверскому епископу Феофилакту за благословением на постройку нового каменного храма.

Строительство велось с 1728-го по 1731-й год на средства местного купца Герасима Седова. Он торговал пенькой и хлебом в Вышнем Волочке и других городах, а также занимал должности земского бургомистра и старосты «у мирских поборов», а в конце жизни решил пожертвовать деньги на строительство нового храма в своем приходе.

В 1797-1805 годах храм обновлялся усердием именитого горожанина Макария Блохина. Был установлен новый иконостас, первоначальный наружный декор был срублен и заменен существующим. Храм вновь освятили в 1806-ом году.

В 1815-1822 годах на средства городского головы Егора Зубчанинова возведен южный придел по проекту Карла Росси, освященный в честь Иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Эта икона чудесным образом появилась в доме Зубчаниновых, находившемся рядом с храмом, и не раз спасала семью от различных несчастий. В один год Егор Зубчанинов из богатого купца едва не стал нищим, когда снаряженный им караван погиб (уцелело лишь одно судно), и Егор Иудич не смог выполнить обязательства по поставке хлеба для войска. Во сне он увидел Богородицу, которая указала ему на образ «Взыскание погибших», хранившийся в доме. Купец Зубчанинов горячо молился и дал обет, что все деньги с уцелевшего судна принесет в дар Царице Небесной. Дела его быстро поправились, и во исполнение обета он выстроил придел в честь Иконы Божией Матери «Взыскание погибших», куда передал свою чудотворную икону. Иконы для иконостаса были заказаны им в Академии Художеств в Петербурге. Пожертвования на отделку храма были внесены купцом Андреем Васильевичем Назаровым. Купцом Блохиным была пожертвована риза на икону из крупного жемчуга с разноцветными камнями и сребровызлащенные оклад и венчик. Придел был освящен архимандритом Гедеоном.

С Иконой «Взыскание погибших» устраивали крестные ходы, жители 3аволжья принимали ее в своих домах, перед началом всякого дела служили перед этим образом молебен. К сожалению, судьба чудотворного образа после революции 1917-го года неизвестна.

В Воскресенской церкви в настоящее время находится новонаписанная чтимая Икона Божией Матери «Взыскание погибших».

После революции 1917 года церковь была закрыта, два яруса колокольни и фрески были уничтожены. Впоследствии церковь была объявлена памятником республиканского значения. В годы Советской власти в здании церкви располагались музей здравоохранения, дом санитарного просвещения, морской и шахматно-шашечный клубы. Храм Воскресения Христова в 1993 году был передан Тверской епархии, а в 1997 году в нем начались богослужения.

К празднованию 870-летия города Твери в 2005 году была восстановлена колокольня.

Духовенство

  • Виталий Анатольевич Симора, иерей — настоятель
  • Димитрий Аркадьевич Кульков, иерей — клирик
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector