Вологодский воскресенский собор
Содержание:
- Архитектура
- Всехсвятский собор в Туле
- Где находится собор
- Архитектура
- Воскресенский кафедральный собор г. Тверь
- Воскресенский кафедральный собор г. Тверь
- Никольская церковь
- Церковь Михаила Тверского
- Современное состояние и деятельность прихода
- Церковь Святителя Арсения Тверского
- Архитектура
- История
- Воскресенский кафедральный Собор г. Тверь
- Возрождение
- Фото и описание
- Церковь «Белая Троица»
- Архитектура собора
Архитектура
Часовня Царственных Страстотерпцев рядом с собором Собор выполнен в неорусском стиле, имеет форму куба с тремя апсидами и массивным барабаном со шлемовидной главой. С запада примыкает пониженный притвор с хорами, завершённый на фасаде щипцом; более низкие северный и южный притворы-тамбуры фланкированы контрфорсами. Кирпичные стены собора покрыты слоем цемента. Просторная внутренность бесстолпного храма не расписана.
Декоративное убранство стилизует формы новгородской и псковской архитектуры. В единой с собором стилистке выдержана миниатюрная церковь во имя Царственных Страстотерпцев, построенная рядом с ним в 2006 году.
Всехсвятский собор в Туле
Тульская область
Белоснежный храм XVIII века в стиле русского классицизма появился в старинном городе после эпидемии чумы. Кладбища вынесли за городские стены, и в 1776 году на купеческие деньги при Всехсвятском некрополе был построен собор. Иконы для одноэтажной церкви создал иконописец, тульский оружейник Григорий Белоусов. В 1859 году дополнила архитектурный ансамбль 82-метровая колокольня с трубящими ангелами — подарок от церковного старосты, купца Пирожникова. Но первые колокола украли, сторожей за халатность били розгами. Освящение колокольни состоялось спустя четыре года. Особо почитаются в храме афонская икона Божией Матери «Милующая», Казанская и икона святителя Николая с частицей его мощей.
Где находится собор
Адрес Воскресенского собора в Твери следующий: улица Баррикадная, до революции называлась Рождественскими горками 1-1а.
Добраться до него можно на трамвае № 13, 14 или маршрутным такси № 2 до остановки «Христорождественский монастырь». Даже если у Вас возникнут некие сложности по поводу того, как добраться до собора, то не расстраивайтесь. Можете спросить у прохожего и он обязательно укажет Вам нужный путь.
Помимо любования красотой данной обители можно еще и пройти в середину, поставить свечу, помолиться и попросить у Господа самое заветное для себя и близких. Помните о том, что кроме просьб можно и просто поблагодарить уже за то, что Вы имеете. Такие благодарственные молитвы помогут не только расположить высшие силы к Вам и Вашим просьбам, но и положительно Вас настроить на общение с Господом.
Храни Вас Господь!
Православные монастыри, соборы и церкви
собор
Архитектура
Часовня Царственных Страстотерпцев рядом с собором
Собор выполнен в неорусском стиле, имеет форму куба с тремя апсидами и массивным барабаном со шлемовидной главой. С запада примыкает пониженный притвор с хорами, завершённый на фасаде щипцом; более низкие северный и южный притворы-тамбуры фланкированы контрфорсами. Кирпичные стены собора покрыты слоем цемента. Просторная внутренность бесстолпного храма не расписана.
Декоративное убранство стилизует формы новгородской и псковской архитектуры. В единой с собором стилистке выдержана миниатюрная церковь во имя Царственных Страстотерпцев, построенная рядом с ним в 2006 году.
Это интересно: Вознесенский Печерский мужской монастырь в Нижнем Новгороде — разбираем главное
Воскресенский кафедральный собор г. Тверь
Местная религиозная организация православный Приход Воскресенского кафедрального собора г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)Расписание богослужений: Смотреть на сайте собора
История и описание:
Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора М.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых, освящен в 1916 г. Выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковской архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери.
Престола три: главный Воскресения Христова, правый Святителя и Чудотворца Николая и Святителя Московского Алексия, левый Благоверной Княгини Анны Кашинской.
По статусу — кафедральный собор митрополии и епархии.
В 1936 г. храм закрыли.
В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 г., был освящен малым чином в 1992 г. После восстановительных работ в 2010 г. архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма. В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010).
В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).
Почитаемые святыни – иконы Божией Матери «Выдропужская», «Державная», «Отрада и Утешение», «Феодоровская», «Грузинская» и др.
Настоятель, председатель приходского совета – протоиерей Александр Любавин.
К кафедральному собору приписаны собор «Белая Троица», храм в честь святого благоверного великого князя Михаила Тверского, часовня на кладбище в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Священники несут послушание в домовых храмах и часовнях в честь «Споручицы грешных» в СИЗО №1, Ангела-хранителя в областном доме для престарелых и инвалидов, святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской в епархиальном православном детском саду, преподобномученицы великой княгини и инокини Елисаветы Феодоровны в областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Постоянные участники богослужений – члены Тверского городского союза инвалидов православного исповедования во имя Всемилостивого Спаса «Завет».
В соборе работает Воскресная школа для взрослых.
Приписные храмы:
- Собор «Белая Троица», г. Тверь
Духовенство
- Агапит (Евдокимов Артемий Сергеевич), иеромонах — врио настоятеля
- Иов (Тараканов Алексий Николаевич), игумен — клирик
- Георгий Николаевич Белодуров, протоиерей — клирик
- Евгений Викторович Башкеев, иерей — клирик
- Борис Витальевич Жолобов, иерей — клирик
- Сергий Николаевич Губский-Борисов, иерей — клирик
- Михаил Николаевич Королев, протоиерей — клирик
- Димитрий Дмитриевич Мамонов, протоиерей — клирик
- Сергий Александрович Будков, иерей — клирик
- Антоний Александрович Пласичук, иерей — клирик
- Роман Владимирович Соколов, протодиакон — клирик
- Михаил Сергеевич Мельник, протодиакон — клирик / архиерейский диакон
- Иоанн Алексеевич Зорин, диакон —
Воскресенский кафедральный собор г. Тверь
Местная религиозная организация православный Приход Воскресенского кафедрального собора г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)Расписание богослужений: Смотреть на сайте собора
История и описание:
Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора М.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых, освящен в 1916 г. Выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковской архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери.
Престола три: главный Воскресения Христова, правый Святителя и Чудотворца Николая и Святителя Московского Алексия, левый Благоверной Княгини Анны Кашинской.
По статусу — кафедральный собор митрополии и епархии.
В 1936 г. храм закрыли.
В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 г., был освящен малым чином в 1992 г. После восстановительных работ в 2010 г. архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма. В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010).
В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).
Почитаемые святыни – иконы Божией Матери «Выдропужская», «Державная», «Отрада и Утешение», «Феодоровская», «Грузинская» и др.
Настоятель, председатель приходского совета – протоиерей Александр Любавин.
К кафедральному собору приписаны собор «Белая Троица», храм в честь святого благоверного великого князя Михаила Тверского, часовня на кладбище в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Священники несут послушание в домовых храмах и часовнях в честь «Споручицы грешных» в СИЗО №1, Ангела-хранителя в областном доме для престарелых и инвалидов, святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской в епархиальном православном детском саду, преподобномученицы великой княгини и инокини Елисаветы Феодоровны в областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Постоянные участники богослужений – члены Тверского городского союза инвалидов православного исповедования во имя Всемилостивого Спаса «Завет».
В соборе работает Воскресная школа для взрослых.
Приписные храмы:
- Собор «Белая Троица», г. Тверь
Духовенство
- Агапит (Евдокимов Артемий Сергеевич), иеромонах — врио настоятеля
- Иов (Тараканов Алексий Николаевич), игумен — клирик
- Георгий Николаевич Белодуров, протоиерей — клирик
- Евгений Викторович Башкеев, иерей — клирик
- Борис Витальевич Жолобов, иерей — клирик
- Сергий Николаевич Губский-Борисов, иерей — клирик
- Михаил Николаевич Королев, протоиерей — клирик
- Сергий Александрович Будков, иерей — клирик
- Антоний Александрович Пласичук, иерей — клирик
- Роман Владимирович Соколов, протодиакон — клирик
- Михаил Сергеевич Мельник, протодиакон — клирик / архиерейский диакон
- Иоанн Алексеевич Зорин, диакон — клирик
- Дмитрий Андреевич Немчанинов, диакон — клирик
Никольская церковь
Рекомендовать место
3
Никольская церковь находится в российском городе Тверь. Храм расположен в Красной Слободе – районе, сложившемся в конце XIX – начале XX века в качестве рабочего поселения.
Первоначальный проект храма, разработанный архитектором А. Федоровым, предусматривал пятиглавие, однако в итоге церковь была построен со многими упрощениями. Строительство храма продолжалось с 1902 по 1909 год. Также в это время была построена приходская школа, деревянное здание которой также спроектировал А. Федоров. Школа соединялась с храмом галереей.
В 1937 году церковь закрыли, после чего здание долгое время пребывало в запустении.
В настоящее время в храме продолжаются восстановительные работы. На месте разрушенной в 1930-х годах колокольни была построена новая, а над церковью вновь возвысился увенчанный крестом купол.
Церковь Михаила Тверского
Рекомендовать место
6
Церковь Михаила Тверского была построена в 2002 году в честь великого князя всея Руси, князя Тверского и Владимирского. Церковь находится в центре Твери на острове Памяти (при впадении в Волгу реки Тьмака). Она была освящена архиепископом Тверским и Виктором Кашинским 6 октября 2002 года.
Место выбрано исключительно живописное — там, где речка Тьмака образует причудливые извилины перед тем, как влиться в Волгу. Храм построен по проекту тверских архитекторов Валерия Курочкина и Андрея Барковского. Строение стилизовано под древнерусскую архитектуру владимиро-суздальского стиля.
Современное состояние и деятельность прихода
Сегодня в храме ежедневно совершаются божественные службы. Для верующих двери собора открыты с 7:00 до 20:00. В будние дни Литургия начинается в 7:40. По воскресеньям ранняя Литургия служится с 6:40, поздняя — с 8:40. Вечерняя служба начинается в 17:00.
Богослужение в Вознесенском соборе
При соборе действует воскресная школа, где учеников знакомят со Святым Писанием и Законом Божьим, преподают церковнославянский язык. В библиотеке собраны книги, способствующие духовному просвещению верующих.
Также на базе церкви осуществляется социальная поддержка нуждающихся. Людям, неспособным самостоятельно о себе позаботиться, доставляется горячая пища, приобретаются медикаменты, раздаются вещи. Священнослужители прихода помогают детскому саду No 129 решить вопрос с покупкой посудных принадлежностей и организацией праздника Рождества Христова.
Церковь Святителя Арсения Тверского
Рекомендовать место
5
Святитель Арсений, епископ Тверской – очень почитаемый святой в Тверской области. Родился в Твери, а постриг принял в Киево-Печерской лавре. Через некоторое время был назначен на Тверскую кафедру, был великим миротворцем, прекратил многие раздоры в Тверском княжестве. Умер Святитель Арсений в 1409 году, а в 1483 его мощи стали нетленными.
В честь этого известного святого в Твери была построена церковь. В 2004 году сначала был установлен на месте строительства Поклонный крест. А в 2006 году владыка осветил новый храм и звонницу. Храм находится в поселке Пролетарский города Твери. С апреля 2007 года церковь Святителя Арсения Тверского открыта ежедневно для прихожан. При храме работает церковно-приходская школа, которую посещают взрослые.
Церковь небольшая, строгой формы, белого цвета, построена в стиле классицизма.
Архитектура
Воскресенский собор — двухэтажное здание, овальное в плане, с пятью главами. Имеет трапезную, четыре полукруглых придела по сторонам и вытянутый алтарь. Собор венчает большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершённый фонарём с главой. Купол окружён двухъярусными восьмиугольными башенками — главками приделов.
Фасады украшают тосканские колонны и пилястры, окна обрамляют фигурные наличники. Парадный вход в собор с Кремлёвской площади был устроен в стиле ампир (с фронтоном и колоннами также тосканского ордера) к приезду императора Александра I.
По мнению искусствоведов, исходный проект был упрощён и огрублён при строительстве. Г. К. Лукомский так описывает архитектуру собора:
…Довольно хаотическое и бесформенное сооружение. Задуманный, видимо, в интересных формах эпохи барокко (судя по деревянной модели, хранящейся в соборном древнехранилище), в осуществлении он, к сожалению, подвергся изменениям, и особенно пострадали пропорции купола, ставшего приплюснутым, и детали: получились обрезанными колонки, грубыми, не вылепленными тщательно, наличники и карнизы.
Таким образом, стиль барокко получил в этом храме, закрашенном в тёмно-жёлтый с белым тона, не вполне типичное выражение. Приём был хорош — получить самый храм круглым представлялось очень заманчивым, но, к сожалению, в глухой провинции трудно было выполнить детали, требовавшие деликатной выработки.
История
По преданию, на месте нынешнего Воскресенского собора была построена первая в Арзамасе церковь во имя во имя Архистратига Божия Михаила при основании города царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в 1552 году. Сто лет спустя, вместо обветшавшего храма был выстроен новый во Славу Воскресения Христова, также деревянный. В XVIII веке он был перенесен из Арзамаса в деревню Костылиху, где находится по сей день. Вместо деревянного собора в 1742 году был возведен каменный пятиглавый храм в честь Воскресения Христова с приделом в честь великомученика Иоанна Воина.
После триумфа над Наполеоном арзамасцы единодушно решили построить в новый собор «в благодарность Господу Богу за победу Державы Российской… и избавление Церкви и Отчизны от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». Для этого на Соборной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. Каждый житель Арзамаса считал своим долгом внести посильный вклад в общее дело. Построенный целиком на народные деньги, на протяжении почти двух веков Воскресенский собор является символом воинской славы России, доблести русского оружия и героизма защитников Отечества всех времен. Именно поэтому, как одна из реликвий, до революции в нем хранилось знамя Арзамасской дружины Государственного ополчения, переданное в храм в 1815 году ее начальником Федором Стремоуховым.
Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса М.П. Коринфского — выдающегося мастера позднего классицизма. Строительство продолжалось 28 лет. Отделочные работы и роспись длились 21 год. Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Величественные иконостасы резной работы выполнены братьями Василием и Климом Ломакиными.
Главный престол в честь Воскресения Христова был освящен в 1840 году. Остальные приделы, освящались последовательно в 1832,1833, 1834 и 1842 годах.
В 1932 году собор был закрыт и превращен в музей атеизма. Как не парадоксально, но благодаря музею сохранились первозданный вид и уникальное внутреннее убранство собора, а также многие чтимые святыни Арзамаса, которые свозились сюда из уничтожавшихся храмов.
В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, по многочисленным просьбам верующих и непрестанным ходатайствам перед представителями власти Предстоятеля Русской Православной Церкви уроженца Арзамаса Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) собор был возвращен Нижегородской епархии, и в нем возобновилась литургическая жизнь.
Это интересно: Успенский кафедральный собор в Омске — рассматриваем основательно
Воскресенский кафедральный Собор г. Тверь
Местная религиозная организация православный Приход Воскресенского кафедрального собора г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)Расписание богослужений: Смотреть на сайте собора
История и описание:
Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора М.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых, освящен в 1916 г. Выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковской архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери.
Престола три: главный Воскресения Христова, правый Святителя и Чудотворца Николая и Святителя Московского Алексия, левый Благоверной Княгини Анны Кашинской.
По статусу — кафедральный собор митрополии и епархии.
В 1936 г. храм закрыли.
В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 г., был освящен малым чином в 1992 г. После восстановительных работ в 2010 г. архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма. В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010).
В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).
Почитаемые святыни – иконы Божией Матери «Выдропужская», «Державная», «Отрада и Утешение», «Феодоровская», «Грузинская» и др.
Настоятель, председатель приходского совета – протоиерей Александр Любавин.
К кафедральному собору приписаны собор «Белая Троица», храм в честь святого благоверного великого князя Михаила Тверского, часовня на кладбище в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Священники несут послушание в домовых храмах и часовнях в честь «Споручицы грешных» в СИЗО №1, Ангела-хранителя в областном доме для престарелых и инвалидов, святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской в епархиальном православном детском саду, преподобномученицы великой княгини и инокини Елисаветы Феодоровны в областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Постоянные участники богослужений – члены Тверского городского союза инвалидов православного исповедования во имя Всемилостивого Спаса «Завет».
В соборе работает Воскресная школа для взрослых.
Приписные храмы:
- Собор «Белая Троица», г. Тверь
Духовенство
- Александр Николаевич Любавин, протоиерей — настоятель, председатель приходского совета
- Иов (Тараканов Алексий Николаевич), игумен — клирик
- Сергий Владимирович Домнин, протоиерей — клирик
- Евгений Викторович Башкеев, иерей — клирик
- Максим Владимирович Казван, иерей — клирик
- Борис Витальевич Жолобов, иерей — клирик
- Евгений Николаевич Сизиков, иерей — клирик
- Сергий Николаевич Губский-Борисов, иерей — клирик
- Роман Евгеньевич Иванов, иерей — клирик
- Сергий Александрович Будков, иерей — клирик
- Михаил Сергеевич Мельник, протодиакон — клирик
- Роман Владимирович Соколов, протодиакон — клирик
- Александр Александрович Данилин, диакон — клирик
- Антоний Александрович Пласичук, диакон — клирик
Возрождение
Восстановление монастыря
Возрождение монастыря начинается в 1996 году. И кажется нелепым, что в конце XX века в центре Петербурга сестринской общине поначалу приходилось ютиться в помещении без отопления, водоснабжения и канализации. Но несмотря на все бытовые трудности, монастырь оживал. Ему постепенно возвращали храмы и строения. Правда, все они требовали капитального ремонта.
Труды по возрождению обители не раз сопровождались чудесами. Так, 6 ноября 1996 г. без всяких реставраций обновилась икона Казанской Божьей Матери. Случай, не объяснимый физическими законами. Чудом считается и обретение могилы первой игуменьи Феофании. В советское время она была осквернена и находилась под асфальтом.
К 2002 году монастырю были возвращены все здания. Вновь ожил этот «островок вечности» среди суеты Санкт-Петербурга. Сегодня отремонтированы Казанский, Афонский и Введенский храмы. Построена часовня во имя Сергия Радонежского и Св. равноапостольной Нины, мимо которой вы проходили, направляясь в монастырь от метро.
Возрождается Воскресенский собор. В обители располагаются богодельня, детский приют, воскресная школа, швейные мастерские, приют для молодых мам с детьми, попавших в кризисную ситуацию, своё издательство и Паломнический дом.
Хочется также отметить существование благотворительного медицинского , занимающегося вопросами диагностики женской онкологии.
Для гостей монастыря имеется замечательная церковная лавка. По-моему, она — одна из самых лучших в Петербурге. Когда люди впервые попадают сюда, то нередко отмечают, что она уже сама по себе напоминает музей. В наши дни Новодевичий Воскресенский монастырь является местом, куда нередко привозят великие святыни .
И народ стоит долгими часами даже в непогоду, чтобы на мгновение к ним прикоснуться. Всё это свидетельствует о возрождении духовности нашей страны. Я также бываю в обители во время подобных событий и сама вижу, что уже не бабушки в платочках, а люди всех возрастов, от мала до велика, рекой стекаются к монастырю.
Думаю, все помнят время, когда в Россию с Афона привозили Пояс Богородицы или Дары волхвов. В Петербурге они располагались для поклонения как раз в Новодевичьей обители.
О том, когда в монастырь прибудут другие великие святыни, можно прочитать на официальном сайте. При прибытии десницы Свт. Спиридона Тримифунтского, которого на Руси ранее почитали так же, как Николая Чудотворца, у нас произошло удивительное событие. Когда мы приехали в обитель, то очереди не было совсем! А ведь целый день люди стояли перед этим помногу часов! Мы поклонились Святому, и очередь снова стала расти. И вот так радостно стало, словно тебя почему-то незаслуженно приласкал небесный угодник.
Возрождение Некрополя
Оттепель времён коснулась и многострадального Новодевичьего Некрополя. В 1995 году он становится памятником федерального значения.
Здесь также наведён порядок, облагорожены многие могилы, продолжаются захоронения. Сюда хорошо прийти зимой, когда по снегу, словно строгие стражи, разгуливают смоляные вороны, а обнаженные ветви деревьев на фоне петербургского неба кажутся особо трогательными.
Люблю я этот Некрополь и осенью, в удивительно красивую и вместе с тем грустную пору прощания с золотым листопадом и теплом. По словам Святителя Игнатия (Брянчанинова) деревья напоминают нам о вечности, о том, что после зимы жизни непременно наступит весеннее воскресение.
Фото и описание
Воскресенским собором называется бывший кафедральный собор в городе Вологде, который был выстроен в 1772-1776 годах по приказу вологодского архиепископа Иосифа Золотого. На сегодняшний день это здание считается основным помещением областной Вологодской картинной галереи, а также памятником федерального значения.
Комплекс иконографических и архивных материалов по истории формирования столь известного монастыря довольно много. Материалы, касающиеся истории вологодского собора, хранятся в отделе специальных письменных источников московского Исторического музея, а также в фондах государственных архивов Новгородской и Вологодской областей.
История возникновения Вологодского монастыря, как и большинства русских монастырей, сопровождается своим собственным преданием. Купец из Москвы, нагруженный своим товаром, шел по реке на ладье в сторону Белоозера. Как только он проплывал устье реки Ягорбы, то вокруг воцарилась тьма, а ладья села на мель. Купец очень поразился такому неведомому явлению и стал молиться, но тут он увидел невероятную картину: гора, расположенная за правом берегу реки, как будто осветилась ярким огнем, и от нее стали исходить светоносные столпы. Вдруг все пропало. Купец решил подняться на гору и увидел красивейшую картину, сочетающую в себе бескрайние леса и ровное течение реки. Купец дал себе обет, что возведет на этом месте часовню. Свое желание он воплотил в жизнь, поместив в построенную часовню образ Воскресения Христова.
Легенда гласит, что к выстроенной часовне пришли два инока – Афанасий и Феодосий, которые решили устроить в ней пустынное житие. Утраченный в настоящее время синодик упоминает первым епископа Белозерского и Ростовского Игнатия, который был на кафедре на протяжении 1355-1364 годов. Именно по этой причине основание обители относят к данному промежутку времени.
О том, каков был преподобный Феодосий, практически не осталось никаких сведений. Местное предание называет его именно тем купцом, который в тяжелые времена эпидемии чумы, господствующей в Москве, потерял свою семью и решил принять постриг у преподобного Сергия. До сих пор открытым остается вопрос: кто же на самом деле был преподобный Феодосии, а также где он принял постриг, и как случилась его встреча с преподобным Афанасием. Как считает И.Ф. Токмакова, Афанасий являлся уроженцем знаменитого города Устюжны и в течение некоторого времени был подвязан при церкви Рождества Христова в статусе юродивого. Его еще называли прозвищем «железный посох», которое говорит о том, что преподобный Афанасий всегда носил с собой железную палицу для того, что изнурять плоть. Скорей всего, через некоторое время, он ушел в Троицкий монастырь, в котором и принял постриг от преподобного Сергия Радонежского.
Воскресенский собор представляет из себя овальное в плане двухэтажное здание с пятью главками. Собор имеет трапезную, вытянутый алтарь, а также четыре полукруглых придела по обеим сторонам. Венчается собор большим куполом, имеющим овальные окна и люкарны, и завершается главкой с фонарем. Купол окружен восьмиугольными двухъярусными башенками или главками приделов.
Украшение фасадов здания произведено тосканскими колоннами, а также пилястрами; окна обрамлены фигурными наличниками. Главный вход в церковь расположен с Кремлевской площади и был выстроен в стиле ампир с колоннами и фронтонами тосканского ордера по случаю приезда Александра I. Многие искусствоведы пришли к мнению, что данный объект сильно огрублен и упрощен при строительстве. Что касается внутреннего интерьера, то о его первоначальном виде очень сложно судить, ведь на протяжении 1832-1833 годов он подвергся кардинальному изменению. Г.К. Лукомский считал, что внутреннее убранство собора не представляет чего-либо особенно интересного, а орнаментальная роспись характеризует отсутствие вкуса периода правления Александра II и Александра III.
Церковь «Белая Троица»
Церковь «Белая Троица»
Церковь «Белая Троица» является самым древним каменным зданием в Твери. Она была построена в 1564 году при Великом князе Иване IV Грозном и епископе Акакии Тверском на средства московского купца Гавриила Андреевича Тушинского. На месте Троицкой церкви когда-то стоял еще более древний храм. Первоначально Троицкая церковь представляла собой массивный куб с позакомарным покрытием и одним куполом. С левой стороны от нее находилась церковь Параскевы Пятницы.
В XVII-XIX веках церковь неоднократно перестраивалась. К 1685 году главы и кровля церкви были покрыты белой черепицей. С тех пор за ней закрепилось название «Белая Троица». В 1787 году к церкви с западной стороны был пристроен придел преподобного Ефрема Новоторжского, тогда же были расширены первоначально узкие окна основного куба церкви. В 1815 году с западной стороны была пристроена двухъярусная колокольня, в 1878 году у нее появился еще один ярус и шатер. В 1867 году был возведен придел во имя святителя Арсения Тверского и святой мученицы Татьяны. В результате всех этих пристроек к концу 19 века церковь была увенчана семью главами и в таком виде дошла до наших дней.
Церковь «Белая Троица» построена из кирпича и белого камня, покрыта штукатуркой и побелкой. Церковь состоит из основного храма, построенного еще в 1564 году и многочисленных пристроек позднего периода. Основное здание храма почти правильной кубической формы. С востока к нему примыкает широкая алтарная аспида, с запада – трапезная с двумя приделами и колокольня. Церковь покрыта четырехскатной крышей и увенчана пятью основными световыми куполами и еще двумя куполами меньшего размера над приделами.
Нижний ярус колокольни является продолжением церкви святителя Арсения Тверского и мученицы Татьяны. Второй ярус представляет собой массивный четырехгранник, на него установлен меньший по размеру восьмигранник. Колокольня увенчала восьмигранным шатром с маленьким глухим барабаном и главкой. Карниз украшен поребриком и декоративными фигурными куполами. Фасады колокольни украшены различными декоративными элементами.
Фасады основного здания разделены лопатками на три части, окна украшены неширокими наличниками. Вот и все декоративное оформление фасадов. Внешние стены трапезной и приделов декорированы рядами поребриков, наличниками окон. Под крышей церкви расположены три тайника, отделенные от остальных помещений. Возможно, священнослужители когда-то прятали в них старинные и ценные предметы, или эти помещения использовались как убежище во время нападений врагов.
Внутренние помещения храма расписаны фресками на библейские сюжеты. Дошедшие до наших дней росписи датируются концом XVIII – серединой XIX веков. В церкви «Белая Троица» и сегодня хранятся несколько старинных икон: образ Святой Троицы (XVI век), «Николай Чудотворец», «Небесная сень» (XVI век), старинная церковная утварь. Здесь также хранится ларец с мощами Святого Макария Калязинского. Особого внимания заслуживает иконостас XVIII века.
До 70-х годов XVIII века вокруг церкви располагалось кладбище, окруженное вместе с ней оградой с несколькими воротами. При застройке этой части города по регулярному плану кладбище и ограда исчезли. Церковь «Белая Троица» оказалась у городской черты. По замыслу градостроителей, она должна была встречать людей, прибывающих в Тверь со стороны Старицы. Постепенно территория вокруг церкви была застроена жилыми кварталами, и Троицкая церковь превратилась в центр района Затьмачья. Тогда же была спроектирована Троицкая площадь. От нее отходили Троицкая улица, ведущая в сторону кремля и Троицкий переулок, ведущий к Волге.
Местные жители до сих пор рассказывают, что под церковью начинается подземный ход длиной более полукилометра. В неспокойные XIII-XVII века жители Твери прятали здесь свое имущество и сами скрывались от неприятелей. Церковь «Белая Троица» является единственным храмом в Твери, службы в котором проводились и в советское время. В настоящее время это действующий кафедральный собор «Белая Троица».
Справочная информация | География и экономика | История и культура | Гостиницы и турагентства | Важные телефоны | Церковь «Белая Троица» | Церковь Бориса и Глеба | Церковь Воскресения Христова | Церковь Успения Пресвятой Богородицы | Покровский храм | Путевой дворец | Христорождественский монастырь |
Архитектура собора
Данный храм выполнен в псевдорусском стиле. Его построили из кирпича и затем оштукатурили. По форме он напоминает куб и примыкающими зданиями апсидами и большим барабаном со шлемовидной главой. На западной стороне есть пристройка для хора. Под ней устроена паперть. С южной и северной стороны есть небольшие притворы, которые зажаты мощными контрфорсами.
По всем своим характеристикам данное здание можно смело отнести к самым лучшим памятникам подобного рода. Просторная внутренность его не расписана. Декор в убранстве несет некие формы с псковской и новгородской архитектуры.
В 2006 году рядом с храмом была построена небольшая церковь Царственных Страстотерпцев, которая выдержана в единой стилистике с собором. Ее построили в 2000 году, после того как царская семья была прославлена в сонм мучеников. Деньги были выделены из пожертвований прихожан кафедрального собора.