Софийский собор, вологда. древнейшее каменное здание вологды

Православный журнал «ФОМА»

Что человек чувствует в аду? Отвечает священникГоворят, что ад — это не черти и сковородки, а отсутствие Бога и любви. И нам всем гореть в аду за тот мир, который мы устроили. Так что же это такое — ад и рай? На эти вопросы попробовал ответить протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Ризоположения в Леонове. Ведущий — Александр Ананьев. Все выпуски проекта
23.11.2021

В Ветхом Завете написано, что Господь послал ангела смерти, чтобы убить всех первенцев в Египте. Как же назвать Его милостивым?Святые отцы называли Ветхий Завет детоводителем ко Христу. У слова детоводитель есть греческий аналог, смысл которого нам понятнее — педагог. Значение Ветхого Завета — педагогическое. Оно заключается в том, чтобы подготовить людей к принятию новозаветного откровения. Бог раскрывается в истории по мере развития в людях способности вместить Его. Взрослея духовно, древнее человечество оттачивало свои представления …
23.11.2021

«Он дополз до храма по снегу, где его подобрал наш сторож» — история священника о настоящем чудеЕдва ли не половина контингента в Центре помощи бездомным имени Иоанна Кронштадтского в Уфе, открытом при Крестовоздвиженском храме — бывшие заключенные-уголовники, до этого жившие от тюрьмы до тюрьмы. Многие — с тяжкими преступлениями.
23.11.2021

Сказки для детей 10 летесятилетний ребенок — это человек, который уже знает множество сказок. В его багаже еще с раннего детства и «Буратино», и «Незнайка на Луне», и «Волшебник Изумрудного города», и «Алиса в Стране чудес». Кажется, все уже перечитано.
22.11.2021

«Незабвенная Обыденка. XX век через историю незакрывавшегося храма». Фильм десятыйПоследний выпуск
22.11.2021

Православный календарь

23 ноября, Вторник(10 ноября по ст.ст.)

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).

Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Прп. Феостирикта, иже в Симво́лех. Вмч. Константина-Кахи, кн. Грузинского (852). Колесование вмч. Георгия (303) (Груз.).

Прмч. Нифонта Выблова и мч. Александра Медема (1931); сщмчч. Прокопия, архиеп. Херсонского, Дионисия Щеголева, Иоанна Скадовского и Петра Павлушкова пресвитеров (1937); сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна Сперанского пресвитера, прмчч. Иоанникия Дмитриева и Серафима Гущина, мчч. Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, Михаила Арефьева (1937); сщмч. Бориса Семенова диакона, мч. Николая Смирнова и мц. Анны Остроглазовой (1930-е); мцц. Ольги Масленниковой (1941) и Феоктисты Ченцовой (1942).

1_Сол., 263 зач., I, 6–10.Лк., 68 зач., XII, 42–48.

подробнее

Социальная работа, повседневная жизнь

Священнослужители собора идут в ногу со временем и несут слово Божье не только посредством службы в стенах храма и общения с людьми за его пределами. Работа в этом направлении ведется также в сети Интернет.

Например, у собора имеется своя группа во «ВКонтакте», где идет постоянная публикация речей знаменитых людей на религиозную тематику, поздравления с праздниками, а так же информация для верующих.

О деятельности настоятеля храма и успехах учеников воскресной школы нередко пишут в местных печатных и Интернет-изданиях. Также настоятелем собора периодически организуются паломнические поездки в различные населенные пункты России для посещения исторических мест и святынь.

При соборе функционирует Центр социальной помощи, работающий без выходных с 10 до 14 часов. Принять участие в его деятельности может любой желающий.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.

Как добраться до Софийского собора в Вологде

Софийский собор расположен в самом центре Вологды, поэтому добраться до него будет несложно. Сделать это можно несколькими способами.

Почти у самого Кремля (где и находится собор) останавливаются автобусы № 8, 16, 22, 32, 42, 400, 403, 405. Остановка называется «Центр» или «Старый рынок». От нее до цели — не более 5 минут пешком. До этой же остановки доезжают маршрутные такси № 4, 7, 11, 27, 29.

От ЖД вокзала Вологды и автовокзала (расположенного рядом) до Софийского собора курсирует троллейбус № 4, автобусы № 28, 403, 405 и 414. Ближайшая остановка — «Проспект Победы» — расположена рядом с Кремлем. От нее до собора — примерно 5–7 минут пешком.

Дойти до Софийского собора можно и пешком из центральных районов города. Вологда не имеет высотных зданий, поэтому колокольня собора видна почти отовсюду и служит хорошим ориентиром. К тому же, путь пролегает по историческим районам с деревянными постройками прошлых веков, поэтому прогулка будет приятной и познавательной.

Доехать до Софийского собора Вологды можно также на автомобиле или воспользоваться мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси и другими. Поездка по городу обойдется недорого.

Вологодский Софийский собор на панорамах Google Maps:

Видео-обзор Софийского собора в Вологде:

Святыни собора

Основные реликвии, имеющиеся в приходе:

  • Икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей мощей
  • Рака с мощами святого князя Андрея
  • Храмовая икона «Рождества Богородицы» в алтаре
  • Икона «Всех Скорбящих Радость»
  • Список иконы Божией Матери «Скоропослушница»
  • Мощи преподобного Иоасафа Каменского
  • Список иконы Спасителя «Обыденная» из Всеградского собора

Храм имеет собственный иконостас, представляющий деревянную конструкцию. Иконостас оснащен специальными нишами под иконы. В соборе есть картина «Тайная вечеря», расположенная над царскими воротами. Иконостас украшен резными царскими воротами с вставками святых икон: «Благовещение», «Рождество Богоматери», «Спас Вседержитель», «Богоматерь с младенцем Державная», «Троица», «Вход в Иерусалим», «Апостол Павел», «Архангел Уриил», «Николай Чудотворец», «Преображение», «Иоанн Богослов», «Рождество Христово», «Введение Марии во храм», «Вознесение».

В соборе особенно почитаемы прихожанами следующие иконы: «Галактиона Вологодского», «Богоматерь Семистрельная», «Спаса Всемилостивого», «Богоматерь Казанская», «Божией Матери Скорбящей».

Горне-Успенский женский монастырь

Горне-Успенский монастырь – православный женский монастырь, действующий, адрес: ул. Бурмагиных, 19А.

Горне-Успенский монастырь получил свое название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери. Датой основания монастыря принято считать 1590 год, а датой упразднения — 1924 год. Перед закрытием Горне-Успенский монастырь являлся единственной женской обителью и входил в число крупнейших монастырей Вологды. «Вторую жизнь» Горне-Успенский монастырь получил совсем недавно – в 2015 году он вновь стал действующим.

На территории монастыря можно увидеть следующие строения: полуразрушенная Алексеевская надвратная церковь, летняя Успенская церковь с зимним приделом Сергия Радонежского, игуменский дом и училище.

Первая деревянная Успенская церковь появилась здесь значительно раньше основания монастыря и была одним из древнейших строений Вологды. К сожалению, ее унес пожар. Нынешняя каменная церковь была сооружена в 1692 — 1695 гг. и именовалась тогда «Золотые кресты».

Выглядит Успенская церковь довольно скромно, зато сочетает в себе сразу три элемента: холодную церковь, колокольню и теплую зимнюю церковь Сергия Радонежского. Без сомнений можно заметить, как похожи между собой Успенская церковь и церковь Ильи Пророка в Каменье. И не удивительно, ведь строились они практически в один год.

Описание архитектуры

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы славится своими архитектурными особенностями и украшает западную часть города Вологды на фоне современных построек. Церковь состоит из двух этажей. Принято считать, что фасад и сама структура строения собора относится к классическому стилю.

Если говорить о самой конструкции здания, то:

  • Она имеет продольно-осевую форму, то есть двухъярусная трапезная, алтарь, крестообразный четверик с апсидой вытянулись в одну прямую линию.
  • В центре креста была построена колокольная звонница.
  • Кирпичная ротонда завершается куполом с одним крестом.
  • Мутулы украшают карниз из дерева.
  • Фасад собора разделен несколькими горизонтальными поясами-карнизами.
  • Цокольный этаж кирпичный с наличием продухов для вентиляции подвала.
  • Звонница имеет 8 крупных арок для звона и покрыта ленточным рустом.
  • Крыша церкви имеет форму двускатной кровли с наличием чердака.
  • Большое арочное окно, расположенное на западном фасаде, освещает площадку крыльца.
  • Боковые фасады имеют двупольные декорированные двери.
  • Пол в церкви деревянный. Имеет покрытие — линолеум.
  • Толщина кирпичной кладки достигает 105 см. Имеет известково-песчаное покрытие.

Кафедральный собор имеет 3 отдельных входа:

  • На первый этаж — с западной стороны церкви.
  • На второй этаж — железобетонная лестница с двумя всходами. Однако, в настоящее время данная лестница имеет исключительно пожарное назначение. Прихожане могут подняться на второй этаж с помощью внутренней деревянной лестницы.

Особенности архитектурного строения первого этажа храма:

  • Первый этаж здания украшен декоративной аркой, в строении имеются прямоугольные столбы.
  • Окна первого этажа украшены декоративными камнями, напоминающими замковую кладку.
  • Дверь оснащена кованой решеткой, сохранившейся с 19 века. Замки на дверях также являются оригиналом XIX века.
  • Алтарь отделен от основной части строения стеной с тремя арками-проходами.
  • Сохранены оригинальные кафельные печи.
  • Стены первого этажа имеют высоту в 5 м.

Особенности архитектурного строения второго этажа церкви:

  • Особенность второго этажа — четыре дорические колонны, являющиеся опорой для антаблемента.
  • Второй этаж освещается большим тройным окном с сандриком треугольной формы, а также итальянским окном.
  • Окна второго этажа задекорированы сандриками на специальных креплениях.
  • Имеются металлические двери, сохранившиеся с 19 века. Декором служат объемные детали в форме ромбов и накладные цветы из меди.
  • Стены второго этажа имеют высоту в 3,5 м. Украшены ручной живописью в виде сюжетных композиций, орнаментов и полотен.
  • Стены оснащены широким карнизом, разделяющим их на 2 яруса.
  • Соединение потолка и стен украшено лепниной.

В 20 веке Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде не подлежал реставрации. Был выполнен лишь косметический ремонт: замена кровли на оцинкованное железо, покраска внешних фасадов строения (использованы пастельные тона: розовый, голубой, желтый), перестелен линолеум, обновлена живопись и установлены печи-голландки.

Фото и описание

Воскресенским собором называется бывший кафедральный собор в городе Вологде, который был выстроен в 1772-1776 годах по приказу вологодского архиепископа Иосифа Золотого. На сегодняшний день это здание считается основным помещением областной Вологодской картинной галереи, а также памятником федерального значения.

Комплекс иконографических и архивных материалов по истории формирования столь известного монастыря довольно много. Материалы, касающиеся истории вологодского собора, хранятся в отделе специальных письменных источников московского Исторического музея, а также в фондах государственных архивов Новгородской и Вологодской областей.

История возникновения Вологодского монастыря, как и большинства русских монастырей, сопровождается своим собственным преданием. Купец из Москвы, нагруженный своим товаром, шел по реке на ладье в сторону Белоозера. Как только он проплывал устье реки Ягорбы, то вокруг воцарилась тьма, а ладья села на мель. Купец очень поразился такому неведомому явлению и стал молиться, но тут он увидел невероятную картину: гора, расположенная за правом берегу реки, как будто осветилась ярким огнем, и от нее стали исходить светоносные столпы. Вдруг все пропало. Купец решил подняться на гору и увидел красивейшую картину, сочетающую в себе бескрайние леса и ровное течение реки. Купец дал себе обет, что возведет на этом месте часовню. Свое желание он воплотил в жизнь, поместив в построенную часовню образ Воскресения Христова.

Легенда гласит, что к выстроенной часовне пришли два инока – Афанасий и Феодосий, которые решили устроить в ней пустынное житие. Утраченный в настоящее время синодик упоминает первым епископа Белозерского и Ростовского Игнатия, который был на кафедре на протяжении 1355-1364 годов. Именно по этой причине основание обители относят к данному промежутку времени.

О том, каков был преподобный Феодосий, практически не осталось никаких сведений. Местное предание называет его именно тем купцом, который в тяжелые времена эпидемии чумы, господствующей в Москве, потерял свою семью и решил принять постриг у преподобного Сергия. До сих пор открытым остается вопрос: кто же на самом деле был преподобный Феодосии, а также где он принял постриг, и как случилась его встреча с преподобным Афанасием. Как считает И.Ф. Токмакова, Афанасий являлся уроженцем знаменитого города Устюжны и в течение некоторого времени был подвязан при церкви Рождества Христова в статусе юродивого. Его еще называли прозвищем «железный посох», которое говорит о том, что преподобный Афанасий всегда носил с собой железную палицу для того, что изнурять плоть. Скорей всего, через некоторое время, он ушел в Троицкий монастырь, в котором и принял постриг от преподобного Сергия Радонежского.

Воскресенский собор представляет из себя овальное в плане двухэтажное здание с пятью главками. Собор имеет трапезную, вытянутый алтарь, а также четыре полукруглых придела по обеим сторонам. Венчается собор большим куполом, имеющим овальные окна и люкарны, и завершается главкой с фонарем. Купол окружен восьмиугольными двухъярусными башенками или главками приделов.

Украшение фасадов здания произведено тосканскими колоннами, а также пилястрами; окна обрамлены фигурными наличниками. Главный вход в церковь расположен с Кремлевской площади и был выстроен в стиле ампир с колоннами и фронтонами тосканского ордера по случаю приезда Александра I. Многие искусствоведы пришли к мнению, что данный объект сильно огрублен и упрощен при строительстве. Что касается внутреннего интерьера, то о его первоначальном виде очень сложно судить, ведь на протяжении 1832-1833 годов он подвергся кардинальному изменению. Г.К. Лукомский считал, что внутреннее убранство собора не представляет чего-либо особенно интересного, а орнаментальная роспись характеризует отсутствие вкуса периода правления Александра II и Александра III.

Божий храм, ставший музеем

После октябрьского переворота собор ещё в продолжение пяти лет оставался религиозным центром города, а в 1923 году был закрыт. Благодаря своей исторической и художественной ценности, которую сознавали даже хозяева новой жизни, его не разрушили и не перестроили, а передали в распоряжение местного краеведческого музея.

Отныне Софийский собор в Вологде, фото которого представлены в статье, превратился в экспозицию, посвящённую истории религии и атеизма. Стоит упомянуть, что подобная судьба постигла и знаменитый Казанский собор в Ленинграде. В 1929 году в помещении вологодского собора-музея был установлен маятник Фуко, предназначенный для наглядного доказательства суточного вращения земли. Через два года такой же экспонат появился и в другом храме, превращённом в музей, – Ленинградском Исаакиевском соборе.

В настоящее время, несмотря на все перестроечные веяния и коренные идеологические изменения, храм, упразднённый в первые послереволюционные годы, по-прежнему остаётся музеем – тем, чем привыкла гордиться советская Вологда.

Софийский собор, режим работы которого уже много десятилетий определяется не началом и концом богослужений, а временем, удобным для проведения экскурсий, открыт ко всеобщему обозрению. Ежедневно кроме четверга с 10:00 до 17:00, а по четвергам с 10:00 до 20:00 можно осмотреть его главное здание, а также находящуюся рядом с ним колокольню.

Архитектура

Архитектура собора заключается в том, что здание по форме напоминает прямоугольник, который оснащен пятью тонкими главами. Всех их венчают главы-куполы

Отдельное внимание стоит уделить колокольне. Она является гордостью храма

Высота ее достигает свыше 78 м. Колокольня Софийского собора Вологды строилась три раза.

Первые две деревянные конструкции сгорели от пожаров. И только третью со временем решили заменить на каменную. По своему виду это было восьмиугольное столпообразное здание, которое на горе покрыто луковками – главами. Высота ее достигает 78 м. По структуре храм внутри разбит на три нефа. Желательно обойти всю территорию, чтобы посмотреть и насладится красотой фресками южного портала.

Также поражают своей красотой первые в Вологде настенные росписи. Их выполнили мастера из Ярославля. Внутри собор расписан практически полностью. Общая площадь составляет около 5 тысяч метров квадратных. Самая крупная и впечатляющая фигура – лик Христа, которая занимает весь купол собора. Кроме того тут можно найти большое количество фигур простых смертных, святых, воителей, а также божественных сущностей, которые украшают стены, порталы и своды.

В 19 веке было принято решение о повторной росписи храма. Кое что сделали заново, а кое-где дополнили новыми сюжетами. Также непревзойденны по своей красоту и алтарные помещения. Их расписали от потолка и до пола. Одним из авторов считают М. Грека.

К вещам, которые стоит увидеть в данном храме относят:

  • Фреску «Страшный суд». Она находится внутри собора. Самая крупная настенная роспись в стране. Общая площадь ее составляет около 400 квадратных метров.
  • Иконостас. Его считают также очень важным и ценным.

Архиерейский двор

В наши дни за небольшой территорией Архиерейского двора закрепилось название «Вологодский кремль». Почти всю его территорию занимают помещения Вологодского областного музея-заповедника.

В ансамбль Архиерейского двора входят: Экономский корпус, надвратная Воздвиженская церковь, Симоновский корпус с церковью Рождества Христова и другие постройки.

Надвратная Воздвиженская церковь со Святыми воротами Архиерейского двора (2018)

Экономский корпус был построен в 1650 году. В нём хранились казна и важные документы. Палаты Экономского корпуса предназначались не только для служебных целей, но и для организации торжественных приёмов.

Небольшая надвратная Воздвиженская церковь была построена в конце XVII века над главными Святыми воротами, выходящими к Софийскому собору.

В Симоновском корпусе с церковью Рождества Христова парадным помещением до конца XVIII века была Крестовая палата. В этом корпусе располагались палаты архиепископа, а в парадной Крестовой палаты торжественно принимали Петра I при посещении им Вологды.

Гаврииловский корпус продолжает Симоновский и составляет вместе с ним единое здание. В нём располагались кельи архиепископа Гавриила. В этом здании жили и работали Иван Васильевич и Екатерина Николаевна Федышины, стоявшие у истоков образования Вологодского государственного музея.

Экономский корпус Архиерейского двора (2018)

Симоновский корпус Архиерейского двора (2018)

Гаврииловский корпус Архиерейского двора (2018)

Иосифовский корпус был построен в 1769 году. Корпус назван по имени епископа Иосифа, прозванного «Золотым», который сам занимался его строительством. В здании сохранились изразцовые и кафельные печи XVIII века. В облицовке печей изразцы с одинаковым рисунком почти не встречаются. В богатых жилых домах такие изразцы в своё время играли роль детских книжек с картинками: ими любовались в зимние вечера, дети учились читать, а молодёжь гадала.

Летний домик с резными ставнями- это бывший архиерейский дом и единственное деревянное здание Архиерейского двора. На фоне каменных построек Летний домик выделяется красотой. Иногда этот домик называют «Пряничным» из-за цвета его фасада.

Юго-Западная башня Вологодского кремля – это самая большая и лучше всех сохранившаяся башня Архиерейского двора. Сейчас в ней проводятся концерты, конференции и организуются выставки.

Иосифовский корпус Архиерейского двора (2018)

Летний домик Архиерейского двора (2018)

Юго-Западная башня Архиерейского двора (2018)

Архитектура

Воскресенский собор — двухэтажное здание, овальное в плане, с пятью главами. Имеет трапезную, четыре полукруглых придела по сторонам и вытянутый алтарь. Собор венчает большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершённый фонарём с главой. Купол окружён двухъярусными восьмиугольными башенками — главками приделов.

Фасады украшают тосканские колонны и пилястры, окна обрамляют фигурные наличники. Парадный вход в собор с Кремлёвской площади был устроен в стиле ампир (с фронтоном и колоннами также тосканского ордера) к приезду императора Александра I.

По мнению искусствоведов, исходный проект был упрощён и огрублён при строительстве.Г. К. Лукомский так описывает архитектуру собора:

…Довольно хаотическое и бесформенное сооружение. Задуманный, видимо, в интересных формах эпохи барокко (судя по деревянной модели, хранящейся в соборном древнехранилище), в осуществлении он, к сожалению, подвергся изменениям, и особенно пострадали пропорции купола, ставшего приплюснутым, и детали: получились обрезанными колонки, грубыми, не вылепленными тщательно, наличники и карнизы. Таким образом, стиль барокко получил в этом храме, закрашенном в тёмно-жёлтый с белым тона, не вполне типичное выражение. Приём был хорош — получить самый храм круглым представлялось очень заманчивым, но, к сожалению, в глухой провинции трудно было выполнить детали, требовавшие деликатной выработки.

Интересные факты о соборе

  • Своим отъездом из Вологды Иван Грозный оттянул окончание строительства на 17 лет.
  • Колокольня выше собора на 19,5 м. Правда, она может взять только ростом: собор ее старше. Нынешняя колокольня взамен деревянной возведена была в XIX в. Колокола на ней, кстати, не все русского отлива и почти все старше самой звонницы.
  • Фрески собора писались с середины XVII в., а в XIX в. даже были переписаны коллективом иконописцев из Ярославля. Пара мастеров не справилась бы, фрески занимают примерно 5000 кв. м.
  • С XVI в. собор стал приютом для останков архиереев. Несмотря на разрушения интерьера после 1924 г., склепы и таблички восстановили, и обновленный некрополь у стен собора можно опять изучать. Сегодня там лежат 11 архиереев, первый из которых умер в 1587 г, а последний – в 1802 г.
  • В соборе установлен деревянный иконостас в пять ярусов (начало XVIII в.), 45 икон для которого написал польский художник Максим Искрицкий. Иконы нижнего ряда – в основном, копии тех, что украшали два предыдущих иконостаса собора. Настоящие образа находятся в музее Вологодского кремля.
  • За 400 лет Вологодский собор не раз менял обличье: это были то купола, то покрытие, то иконостас, то колокольня, то крыльцо, то притворы, то окна, то цвет.
  • В 1929 г. в соборе выставлялся маятник Фуко.

Архитектура собора

Данный храм выполнен в псевдорусском стиле. Его построили из кирпича и затем оштукатурили. По форме он напоминает куб и примыкающими зданиями апсидами и большим барабаном со шлемовидной главой. На западной стороне есть пристройка для хора. Под ней устроена паперть. С южной и северной стороны есть небольшие притворы, которые зажаты мощными контрфорсами.

По всем своим характеристикам данное здание можно смело отнести к самым лучшим памятникам подобного рода. Просторная внутренность его не расписана. Декор в убранстве несет некие формы с псковской и новгородской архитектуры.

В 2006 году рядом с храмом была построена небольшая церковь Царственных Страстотерпцев, которая выдержана в единой стилистике с собором. Ее построили в 2000 году, после того как царская семья была прославлена в сонм мучеников. Деньги были выделены из пожертвований прихожан кафедрального собора.

Новости Патриархии

Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий возглавил торжества по случаю канонизации священномученика Михаила Подъельского в Борисполе23 ноября Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил в Покровском кафедральном соборе города Борисполя праздничное богослужение по случаю прославления лике святых подвижника благочестия священника Михаила Подъельского, пресвитера Зазимского, расстрелянного за веру в 1937 году.
23.11.2021

Состоялось очередное заседание Комиссии по международному сотрудничеству Президентского совета по взаимодействию с религиозными объединениями23 ноября в Большом зале Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата состоялось восьмое заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.
23.11.2021

На телеканале «Спас» состоится премьера документального сериала о борьбе с алкогольной зависимостьюТелеканал «Спас» при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в рамках реализации национального проекта «Демография» покажет документальный сериал «12», посвященный помощи людям, которые хотят избавиться от алкогольной зависимости. Премьера состоится в декабре 2021 года.
23.11.2021

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством посетил гала-концерт I Межрегионального конкурса казачьей культуры19-21 ноября прошел финальный этап I Межрегионального конкурса казачьей культуры им. атамана М.И. Платова. Организатором конкурса выступил Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского при поддержке Федерального агентства по делам молодежи, Министерства культуры РФ и Всероссийского казачьего общества.
23.11.2021

Министр иностранных дел Ливана посетил подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве21 ноября на подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве состоялся прием по случаю первого визита в Россию министра иностранных дел Ливана Абдаллы Бу Хабиба. В этот день глава ливанского дипломатического ведомства отмечал свое 80-летие.
23.11.2021

Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье

Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье – православный храм, действующий, адрес: ул. Предтеченская, 28.

Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье является единственной сохранившейся церковью среди большого храмового комплекса бывшей Сенной площади дореволюционной Вологды. Три других храма – Афанасия Александрийского, Спасо-Всеградский собор и церковь Николы на Сенной – были разобраны в период 1924 – 1972 гг.

Первое упоминание церкви Иоанна Предтечи относится к 1618 году, когда она еще была деревянной. Строительство нынешнего каменного здания было начато в 1710 г. и завершилось в 1728 г.

Церковь состоит из холодной и теплой частей. Над теплой частью выстроена колокольня, заканчивающаяся высоким шпилем. В 1920-х гг. в Иоаннопредтеченской церкви располагался антирелигиозный музей, однако, речи о сносе здания не было, так как уже тогда церковь была признана большой исторической ценностью.

Как добраться до Воскресенского собора в Вологде

Воскресенский собор находится в сердце исторической части города — на территории вологодского кремля, напротив церкви Александра Невского, расположенной на берегу Вологды. Окрестности собора насыщены достопримечательностями, скверами и площадями. Примерно на одном расстоянии (400–500 метров) находятся 2 остановки общественного транспорта:

  • Остановка «Ленинградская»: автобусы № 7, 8, 11, 16, 22, 27, 29, 32, 37, 42, 403, 405.
  • Остановка «Центр (Торговая площадь)»: автобусы № 7, 8, 14, 16, 22, 27, 28, 29, 30, 32, 42.

Расписание общественного транспорта Вологды

От ж/д вокзала и автовокзала

Железнодорожный вокзал «Вологда-1» и автовокзал Вологды находятся в 17–20 минутах езды. До остановки «Центр (Торговая площадь)» от ж/д вокзала можно доехать на автобусах № 28 и 30. Путь пешком займет не намного больше времени — около 20–25 минут.

Карта-схема пешего маршрута от железнодорожного вокзала «Вологда-1» до Воскресенского собора на картах Google. Maps

На такси

Вологодское такси стоит недорого, но зачастую с туристов берут завышенные суммы. Сэкономить на поездке с частным водителем можно, заказав автомобиль через специальные приложения для мобильных. В Вологде функционируют приложения: Maxim, Такси Везёт (приложение RuTaxi), Яндекс. Такси.

Воскресенский собор Вологды на панорамах улиц Google Maps

Видео Воскресенского собора Вологды

Соборная горка

Рекомендовать место

5

Соборная горка — историческое место, возвышенность на правом берегу реки Вологда рядом с Софийским собором.

Во времена Ивана Грозного именно это место было выбрано для строительства Вологодского кремля, а ученые в XIX веке высказывали предположение, что на Соборной горке Иван Грозный собирался строить каменный дворец и даже заложил под него фундамент. Дальше остальных пошел историк и филолог С. П. Шевырёв, считавший, что подвалы зданий на Соборной горке предназначались для знаменитой Либерии — легендарной библиотеки Ивана Грозного.

Так это или нет, никто не знает, но достоверно известно, что в разное время на Соборной горке располагались каменные палаты для хранения пушечных запасов, кладовая и подвал, частные дома. В начале XVIII века здесь был построен деревянный летний Архиерейский двор – резиденция вологодских архиепископов и епископов, которая была административным и культурным центром Вологодской епархии. В настоящее время постройки архиерейского двора занимает Вологодский музей-заповедник.

Сегодня Соборная горка благоустроена, здесь разбит сад, который является излюбленным местом отдыха вологодцев. В 2002 году на Соборной горке была построена часовня в честь 2000-летия Рождества Христова.

Координаты: 59.20406400,39.90018100

Иконостас

Иконостас 18 столетия скрывает первоначальную кирпичную алтарную преграду, он является третьим по счету в Софийском храме.

При освящении придела Иоанна Крестителя в нем находился иконостас, о котором не сохранилось сведений, со второго иконостаса остался святой образ «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Также известно, что образцом для второго иконостаса послужила собрание икон храма Успения Богородицы из Троице-Сергиевой лавры.

После очередного пожара в середине 18 века епископом Павлом принято решение о новом иконостасе, каркас для него изготовить поручили монаху Арсению Борщевскому, епископом Амвросием были благословлено написание икон вологодскими мастерами.

При реставрации 1960 года, которая длилась 10 лет, множество икон восстановлено, иконостасу возвращен лазурно-голубой окрас.

Иконостас Софийского собора

В иконостасной пирамиде пять ярусов, уставленных иконами, вдоль горизонтальных линий их разделяют позолоченные пояса и карнизы, вертикально спускаются золоченые пилястры и каннелюры.

Святые образа, а всего в иконостасе 64 иконы, каждого яруса объединены темой:

  • местной;
  • праздничной;
  • деисусной;
  • пророческой;
  • праотеческой.

Завершением иконостасной композиции является венец в виде живописного Распятия.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь

Спасо-Прилуцкий монастырь – православный мужской монастырь, действующий, адрес: район Прилуки.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь относится к крупнейшим и влиятельнейшим монастырям Русского Севера. Основал монастырь ученик и последователь преподобного Сергия Радонежского – Дмитрий Прилуцкий в 1371 году. Свое название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой он непосредственно и расположен.

Долго время монастырь использовался и как место отшельничества, и как место молитвы, и даже как тюрьма. В 1993 году поселение, выросшее вокруг монастыря, вошло в состав Вологды.

Архитектурно-художественное значение монастыря чрезвычайно велико. Здесь сконцентрированы основные архитектурные памятники вологодских построек сразу за три столетия: с XVI по XVIII век включительно.

Первые каменные постройки на территории Спасо-Прилуцкого монастыря относятся к XVI веку, это Спасский собор, надвратная церковь Вознесения и трапезная палата с церковью Введения. В XVII веке были возведены каменные стены, сторожевые башни, колокольня и хозяйственные постройки.

История строительства храма и дальнейшая судьба

Открытие храма припадает на 1910 год. Церковь возводилась при училище, при этом являлась его частью. Деньги для строительства святыни пожертвовал влиятельный житель города – Субботин А. А.

После Революции порядки в стране поменялись. Сначала было принято решение об ограничении проведения богослужений в храме. В 30-х годах подписывается приказ о принудительном закрытии церкви и переходе имущества на государственный расчет. Сначала помещение использовалось в качестве склада для хранения продовольственной продукции, в послевоенное время – пустовало, что стало причиной его сильного разрушения.

В 2002 Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием был одобрен план построения нового храма. В том же году состоялось заложение первого камня и освящение фундамента. Купола церкви украшены работами известных палехских мастеров. Летом 2003 были привезены колокола, которые впоследствии были установлены и торжественно освящены. Уже в сентябре Владыкой разрешается проведение богослужений в стенах храма. Тогда же привезена вся необходимая утварь для проведения литургий.

К Пасхе 2003 был установлен иконостас. Работа выполнена известным русским живописцем Маминым Александром. Иконостас покрыт тонким шаром позолоты, придающим ему особый поднесенный вид. Одно из главных украшений храма – огромная мозаика с изображением Богородицы Марии. Она размещена возле входа.

С 2007 при храме функционирует воскресная школа. В рамках проводимых здесь занятий прихожане любого возраста (начиная от самых маленьких) могут погрузиться в духовный мир, изучая тонкости Священного Писания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector