Софийский собор в киеве

5 отзывов о Софийском соборе в Киеве

Софийский собор в Киеве
10.0
великолепно

4

  • Софийский собор, Киев Софийский собор находится в самом центре столицы, недалеко от Майдана Независимости и Михайловского собора. Это — одна из самых главных достопримечательностей Украины. Это то место, где приятно гулять и летом и зимой. Последние годы на Софийской площади прямо возле собора власти Киева устанавливают главную елку страны, проводят праздничные концерты и выступления.

    В Новогодние праздники здесь собирается много киевлян и гостей города. И дети и взрослые катаются на специально установленных горках,

    Читать отзыв целиком
    15 февраля 2017

    Юлия Сагировабыл(а) здесь в январе 2017

  • 10 великолепно

    Древнейшая достопримечательность Киева Это была первая достопримечательность, которую я посетила в Киеве. Когда-то вход на территорию был бесплатный, но сейчас за деньги, хотя плата символическая – всего 3 гривны. За эти деньги можно погулять по дворику, посидеть спокойно, подумать. Атмосфера здесь самая благоприятная для этого, такая тишина и ни за что не скажешь, что рядом центр большого города. За дополнительную плату можно подняться на колокольню на смотровую площадку, откуда открывается прекрасный вид на всю Софийскую площадь и Михайловский

    Читать отзыв целиком
    15 апреля 2014

    ТТанябыл(а) здесь в сентябре 2012

  • 10 великолепно

    Собор под лучами солнца Софиевский собор — один из древних и исторических соборов Киева, строительство которого началось при князе Ярослеве Мудром во время Киевской Руси. Ранее это была Десятинная церковь. При реставрации собора его немного изменили: надстроили наружные галереи, достроились новые купола и побелили собор. Храм построен в византийской технике. Внутри собора можно увидеть графику, мозаику и фрески, выполненных византийскими мастерами.Можно увидеть следующие иконы из мозаики: Богоматерь Оранта, Благовещение,

    Читать отзыв целиком
    04 ноября 2013

    AAnnaexpertбыл(а) здесь в июне 2013

  • 10 великолепно

    Очень интересный исторический собор Один из старейших , исторических соборов города героя Киева . Софийский собор находится в центре Киева на Софийской площади , напротив Михайловськой площади , добраться можно пешком от метро Золотые Ворота минут 7 идти , или от метро Майдан Независимости минут 10 пешком . Рекомендую идти от метро Майдан Независимости , увидите Крещатик , фонтаны и еще много интересного . Сам по себе Софийский собор напоминает величественное сооружение , у него чувствуешь себя будто ты переместился в одиннадцатый

    Читать отзыв целиком
    01 ноября 2013

    EElinбыл(а) здесь в сентябре 2013

  • 10 великолепно

    Корона на голове Киева «Променадя» по Киеву, из центра выхожу на площадь Богдана Хмельницкого, одну из величественных улиц города. Особенность её в том, что она — из брусчатки, как автомобильная часть, так и пешеходная. На этой улице находится храм — один из монументов архитектуры древней Руси. Мы решили тоже пожаловать с собор с экскурсионной группой и узнать немного о нем. Богослужения в тот день не было, как мы узнали потом, оно проводится по расписанию.Софиевский собор в Киеве несет в себе часть истории,

    Читать отзыв целиком
    25 октября 2013

    AAnnaexpertбыл(а) здесь в июле 2013

Закрыть

Другие достопримечательности рядом

Страховка с покрытием COVID-19 для въезда в Украину

• Лицензированная страховая компания Украины

• Страховые полиса для въезда и транзита • Оформляется онлайн на сайте

Киев‏‎

  • Что посмотреть: первым делом — прогуляться по Крещатику и Андреевскому спуску, не забыв отведать борща и вареников в любом из многочисленных ресторанчиков. Затем побывать в Киево-Печерской лавре с ее 120 памятниками, в Софийском и Михайловском Златоверхом соборах, увидеть монумент Родина-Мать и полюбоваться на растреллиевскую Андреевскую церковь. Наконец, не забыть подняться на Владимирскую горку и перелистать страницы классики в «доме Турбиных».
  • Вас также могут заинтересовать Египет, Турция, Болгария, Кипр, Россия.

Строительство собора

Для строительства собора Ярослав Мудрый пригласил греческих мастеров. Главный храм могущественной державы строили 2,5 года 40 зодчих из Константинополя, не считая подмастерий. Неизгладимое впечатление на современников произвели огромные размеры собора – 55*37 метров.

Архитектурные особенности

Собор построили как крестово-купольный храм с пятью нефами – продолговатыми частями здания от входа до хоров, покрытыми сводами. Собор венчали 13 куполов в виде пирамидальной конструкции, символизирующей Христа и 12 апостолов.

В центре храма – главный купол, четыре купола – над алтарной частью, восемь – над западными углами здания. С трех сторон собор окружали два ряда галерей – гульбища (открытые балконы), которые облегчали массу собора, так что монументальное сооружение не «давило» на зрителей. Кровлю собора покрыли свинцовыми листами, уложенными на каменные своды купола.

Древнерусская кладка

Стены собора выложены из плоского прочного кирпича, плинфа, чередующегося с рядами крупных гранитных камней, залитых «цемянкой» – известковым раствором с добавлением толченого кирпича. Первоначальная кладка не штукатурилась.

На неоштукатуренных фасадах собора красовались декоративные ниши. Изящно и празднично украшали соборные стены плоские кирпичи, поставленные на ребро и «утопленные» в кладку здания.

История [ править ]

Собор назван в честь собора Святой Софии ( Святой Мудрости ) VI века в Константинополе (современный Стамбул), который был посвящен Святой Мудрости, а не конкретной святой по имени София. Первые основания были заложены в 1037 или 1011 годах, но строительство собора заняло два десятилетия. Согласно одной из версий, Ярослав Мудрый спонсировал строительство Софийского собора в 1037 году в ознаменование его решающей победы над кочевыми печенегами в 1036 году (которые с тех пор никогда не представляли угрозы для Киева). По словам доктора Нади Никитенко, историка, изучающего собор 30 лет, собор был основан в 1011 году, во времена правления отца Ярослава, великого князя Киевской Руси Владимира Великого . Это было принято как ЮНЕСКО, так и Украиной, которая официально отметила 1000-летие собора в 2011 году. В строении 5 нефов , 5 апсид и (что довольно удивительно для византийской архитектуры ) 13 куполов . С трех сторон его окружают двухъярусные галереи. Его размеры от 37 до 55 м (от 121 до 180 футов) раньше облицовывались цоколями . Внутри сохранилась мозаика ифрески XI века, в том числе полуразрушенное изображение семьи Ярослава и оранцев .

Первоначально собор был местом захоронения киевских правителей, в том числе Владимира Мономаха , Всеволода Ярославича и основателя собора Ярослава I Мудрого , хотя до наших дней сохранилась только могила последнего (см. Рисунок ).

После разграбления Киева Андреем Боголюбским из Владимира-Суздаля в 1169 году, а затем монгольскими татарами в 1240 году собор пришел в упадок. Он также был сильно поврежден в 16 веке, когда Речь Посполитая пыталась объединить католическую и православную церкви. В это время собор был практически разрушен: его крыша обветшала, многие настенные росписи пропали. После Брестской унии 1595-96 гг. Собор Святой Софии принадлежал Украинской греко-католической церкви, пока на него не претендовал митрополит Молдавской православной церкви Петр Могила. (Могила) в 1633 году. Могила заказала ремонтные работы, и верхняя часть здания была полностью перестроена по проекту итальянского архитектора в стиле украинского барокко , сохранив при этом византийский интерьер и сохранив его великолепие. Работа продолжалась при казацком гетмане Иване Мазепе до 1767 года. В этот период вокруг Софийского собора возвышалась колокольня, монастырская столовая, пекарня, «Дом митрополита», западные ворота (Зборовские ворота), монастырский трактир, монастырская столовая. Были построены кампус братства и бурса (семинария). Все эти постройки, а также собор после реконструкции имеют отличительные черты украинского барокко.

После русской революции 1917 года и во время советской антирелигиозной кампании 1920-х годов правительственный план предусматривал разрушение собора и преобразование его территории в парк «Героев Перекопа » (после победы Красной Армии в Гражданской войне в России. в Крыму ). Собор был спасен от разрушения (напротив Михайловского Златоверхого монастыря был разрушен в 1935 году ) прежде всего усилиями многих ученых и историков. Тем не менее, в 1934 году, Советскийвласти конфисковали здание у церкви, включая окружающий архитектурный комплекс XVII – XVIII веков, и объявили его архитектурным и историческим музеем.

С конца 1980-х годов советские, а затем и украинские политики обещали вернуть здание Православной церкви. Из-за различных расколов и фракций внутри Церкви возвращение было отложено, поскольку на него претендуют все православные и греко-католические церкви. Хотя всем православным церквям было разрешено проводить службы в разное время, в другое время им отказывали в доступе. Серьезный инцидент был похороны Патриарха Владимира в УПЦ Киевского патриархата — в 1995 году , когда ОМОН вынуждены были предотвратить захоронение на территории музея и кровавый произошло столкновение. [ необходима цитата ]После подобных событий ни одна религиозная организация еще не получила права на регулярные службы. В настоящее время комплекс остается светским музеем христианства Украины, большинство посетителей которого составляют туристы.

21 августа 2007 года Софийский собор был назван одним из семи чудес Украины по результатам голосования экспертов и интернет-сообщества.

  • Девы Ораньи , ок. 1000

  • Орден отцов церкви, гр. 1000

  • Деисус, 1000 г.

  • Княжеский групповой портрет. Южная стена нефа, гр. 1000

  • Саркофаг Ярослава Мудрого

  • Благовещение. Архангел Гавриил, 1000 г.

  • Святая София Премудрость Божия, 1700 г.

Десятинная церковь

В X–XI веках Киев был заполнен не только деревянными постройками, тогда же настало время первых каменных сооружений. Самой первой каменной церковью стала Десятинная, ее построил князь Владимир. Его сын Ярослав после восхождения на престол основательно перешел к перестройке города и возведению новых храмов и укреплений. Он возвел достояние Киева — Золотые Ворота и собор Святой Софии.

Те, кто придерживается теории о новой датировке святыни, находят непосредственную связь между теми, кто создавал собор, и строителями Десятинной церкви. Сомнений нет, что святыня в некой степени выступила в качестве творческого переосмысления Десятинной церкви, это подтверждает общая композиция и близкие масштабы.

Мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора) в зените купола Софийского собора, Светлана Апполонова

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта – будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя – его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

20 век и современность

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть – кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник. В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722–1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже – консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731–1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763–1767).

В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Неизвестная София: 7 интересных фактов

  1. Колокольню Софийского собора построил гетман Иван Мазепа. Ее высота 76 м. В ней до сих пор хранится большой колокол «Мазепа», отлитый киевским мастером Афанасием Петровичем в 1705 году по заказу и на средства гетмана. Вес колокола 13 тонн, высота – 1,25 метра. Колокол покрыт пышным орнаментом и на нем отлит герб гетмана Мазепы.
  2. До сих пор ученые не знают, куда делась библиотека Ярослава Мудрого, которая якобы находилась в подвалах Софийского собора. Ни при одной из раскопок ее так и не обнаружили. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году в «Повести временных лет», написанной Нестором Летописцем. Считается, что в ней было около тысячи книг. Возможно, они спрятаны в Киево-Печерской лавре.
  3. В Софийском соборе находится одно из известных и редких мозаичных изображений Оранты – Богоматери с поднятыми в молитве и раскинутыми в стороны руками. Ее еще называют Нерушимая Стена. От прочих изображений Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность. Но главное – без младенца ее изображают крайне редко.
  4. В соборе сохранилось самое большое собрание фресок (3 тыс. кв. м) и мозаик (260 кв. м) ХІ века. Большинство «граффити» имеют религиозное содержание. В основном это молитвы с просьбой помиловать того или иного человека. На одной из стен сохранилась надпись, сделанная князем Брячеславом. Он просит Господа помочь ему, «грешному и убогому».
  5. В 2008-м Софии вернули иконостас – Царские врата – ажурную решетку с изображением святых. Они были изготовлены в 1747–1750 годы киевскими мастерами. Но в 30-е годы прошлого века советская власть решила отправить Врата на переплавку. Осталось только 11 фрагментов. По ним и сохранившимся рисункам восстановили святыню. На них ушло 104 кг серебра.
  6. Специалисты находят в «Софии» не только молитвы, но и надписи светского характера. Например, на одной из стен неизвестный автор написал: «Козьма тать (вор) – украл мясо. Осину на твою голову. Аминь!» Есть граффити не без юмора: «Грамоте обучаяся Фома евнух писал то». Запись несколько раз зачеркнута. Возможно, это сделал и сам Фома.
  7. Во время строительства собора в Киеве был введен новый налог: каждый, кто въезжал в город на возе, должен был привезти с собой несколько камней. Как говорят историки, внешне София была сурова и величественна, внутри же поражала золотом мозаик и роскошными красками фресок. Уже в те далекие времена София Киевская считалась подлинным архитектурным шедевром.

Особенности архитектурного ансамбля

Изначально киевский Софийский собор имел форму цилиндра, ступенчато поднимающуюся вверх. Здание было увенчано 13-ю куполами, располагающимися на разных уровнях. Нижний ярус состоял из 8 глав. Они окружали 4 купола, расположенных на уровень выше. Замыкающим был центральный большой купол, возвышающийся на высоком барабане. Купольные крыши были отделаны листовым свинцом. Здание храма с 3-х сторон окружала галерея в два яруса, и дополнительно была пристроена наружная одноярусная, над которой устроили длинный балкон для прогулок знаменитых особ. Две башни для подъема на хоры находились по бокам западной части собора. Само здание имеет квадратную форму, его стороны равны 29 м. С галерейными пристройками размер храма: 55×42 м.

Внутренние помещения храма остались неизменными. Храм разделен на 5 нефов при помощи крестообразных столбов. Главные нефы пересекаются поперечными, образуя под центральным куполом помещение в виде креста. Внутренний диаметр купола составляет 7,7 метра. Высота храма в центре купола равна 29 м. Хоры с трех сторон окружают центральное помещение собора. Зайти на хоры можно через западные башни по винтовым лестницам.

Главная апсида была расположена в восточной части храма. Трехпролетные аркады в два яруса находились в противоположных частях здания: с севера и с юга. 3-я аркада в западной части была ликвидирована при ремонтных работах в XVII в.

Настенная летопись

Интерьер Софии Киевской, красным крестом выделено место с записью о смерти Ярослава Мудрого

Но не только молитвы несут в себе древнерусские граффити софийского храма, на его стенах есть записи о событиях, которые в той или иной мере поразили современников.

Одна из самых драматичных надписей на летописном языке сообщает:

«В 6562 (т. е. в 1054 году нашего летоисчисления) месяца февраля 20-го кончина царя нашего…», что вполне соответствует записи в Ипатьевской летописи в этот самый 6562 (1054) год:

«Преставися князь русский Ярослав… предасть душу свою месяца февраля в 20 в субботу 1 недели поста» .

Наименование Ярослава Мудрого царем в который раз демонстрирует особое уважение, которое к нему питали подданные (вспомним уже упоминавшийся ранее титул кагана).

Встречаются также граффити, сообщающие о погребении и восшествии на престол князей, поставлении епископов и т. д.

Но не только это поражало воображение древних киевлян и почиталось достойным записи на храмовых стенах. В наше неспокойное время с особым пониманием можно принять граффити следующего содержания:

«Месяца декембря в 4 сотвориша мир на Желяни Святополк, Владимир и Олег».

Речь, видимо, идет о мирных переговорах уже упомянутого нами великого князя Киевского Святополка II Изяславича, князя Владимира Всеволодовича Мономаха (тогда Переяславского) и князя Олега Святославича («Гориславича», как назван он в «Повести о полку Игореве») Черниговского.  Переговоры проходили примерно в 1097–1098 гг. в местности, которую некоторые историки отождествляют с Жулянами современного Киева, они знаменовали окончание одной из княжеских усобиц и давали надежду на прочный мир и прекращение братоубийства…

***

Большинство письменных памятников древности находятся в особых хранилищах, которые обычно доступны лишь исследователям. Чаще мы можем видеть только фотографии раритетов. Но в Софии Киевской драгоценные свидетельства жизни наших далеких предков не скрыты от обычного человека, можно прийти и увидеть все своими глазами.

Дмитрий Марченко

Примечания:

1) Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995.2) Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия: памятники древней русской литературы и народной словесности. М., 1894.3)«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Подготовка текста и комментарии А. М. Молдована, перевод диакона Андрея Юрченко //  Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб., 1997.4) Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. – К., 1966.

Граффити Софии Киевской

София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками, в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного. Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).

Молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему

Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему…»

Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков… Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».

Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава: «О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю».

Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом» вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

«Здесь был Вася» по-древнерусски

София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками (о которых мы уже рассказывали), в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного.

Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).

Конечно, менталитет людей XI–XII вв. во многом отличался от нравов жителей XX–XXI вв., поэтому встретить в Софии надписи а-ля: «Лена + Сережа = Любовь» или «Здесь был Вася» затруднительно. Хотя аналоги надписей о Васе встречаются: «Матей писал» лаконично сообщает нам о себе некто уверенным размашистым почерком, свойственным XI веку. «Иван дьяк Давыдов» – еще проще представляется нам кто-то. Или: «Писал Ставр Городятинич» – более пафосно сообщает нам другой автор. Кстати, имя «Ставр» довольно редкое для древних русичей. Да и прозвище автора этого граффито знаковое. Ведь воевода Ставко (уменьшительное от Ставр) Гордятич упоминается в «Поучении Владимира Мономаха», а есть еще и былинный герой Ставр Городинович…

Но этот предположительный автограф былинного героя уже не относится к самоутвердительной надписи в стиле: «Здесь был…» – поскольку рядом с ней располагается другое граффито, вероятно, того же автора: «Господи, помози рабу Своему Ставрови, недостойному рабу Твоему». Такие молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему…»

Прорисовка записи о Василии

Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков…

Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».

Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава:

«О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю» .

Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом»  вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма. Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки. Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений

Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков. Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок. Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок. В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей. Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя. В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения. Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector