Митрополит иларион: биография и деятельность
Содержание:
- Отношение к смерти
- Последующая судьба митрополита
- Музыка. Фильмы
- ИЛАРИОН
- Митрополит Илларион. Историческое сочинение
- Зрелый возраст
- Литература
- Литература
- Карьера молодого священника стремительно развивается
- Протест на заседании комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне
- Последующая судьба митрополита
- Историко-политические предпосылки избрания митрополита из русских
- Военный поход против греков
- Митрополит Иларион. Книга «Иисус Христос»
Отношение к смерти
Как рассказывает сам митрополит, тема смерти волновала его с раннего детства. Уже в пятилетнем возрасте он осознал факт, что все люди когда-то умирают. Значит, и он тоже. Но почему? Для чего тогда дана жизнь? Мысли эти терзали его все время. В юности эти думы посещали его вновь. Любимым поэтом юноши стал Федерико Гарсиа Лорка. Творчество его в большей степени посвящалось смерти. Через стихи автор предсказывал, а впоследствии и пережил собственную трагическую кончину. Иларион, окончив музыкальную школу, к выпускному экзамену подготовил вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи этого автора, свою работу он назвал «Четыре стихотворения Гарсиа Лорка». Много лет спустя произведение было оркестровано и переименовано как «Песни смерти».
На похоронах учителя в сознании неопытного Илариона многое перевернулось. Для чего дана человеку жизнь? Этот вопрос был одним из первых. В скором времени умирает бабушка, после этого сестра, а затем и отец Илариона. Юноша пытался понять, почему же это происходит с близкими и родными ему людьми. Пришло осознание того, что ответы на поставленные вопросы может дать только христианская вера. Она укрепляет наш дух, который противится смерти
Важно было осмыслить, для чего приходит смерть к каждому, только в разное время, какой переход (и куда) она означает. Митрополит Иларион, фильмы которого дают ответы на подобные вопросы, старается донести до всех христиан смысл жизни и смерти
Последующая судьба митрополита
После смерти великого князя, который боролся за независимость церкви от Константинополя, этот церковный и политический деятель был практически смещен, вместо него был прислан ставленник из Византии. Это событие произошло в 1055 году. Дальнейшая судьба первого митрополита из русских неизвестна, существует несколько версий:
- Самостоятельно ушел с кафедры и доживал свои дни как насельник Киево-Печерского монастыря.
- Причиной появления митрополита из Византии стала смерть митрополита Илариона Киевского, но в этом случае вопрос о том, была ли она естественной, остается открытым.
- Был принудительно снят с кафедры и заточен в монастырь.
Таким образом, биография митрополита Киевского Илариона является иллюстрацией процесса стремления молодой церкви на территории Киевской Руси к автокефалии и нежелания Византии потерять рычаги давления на государство и общество, предоставив самостоятельность новообразованной митрополии.
Музыка. Фильмы
Иларион Алфеев не забросил свое музыкальное творчество. Через него он теперь несет веру к Христу. В 2006—2007 годы он создал следующие произведения: «Божественная литургия», «Всенощное бдение», «Рождественская оратория», «Страсти по Матфею». Последняя оратория звучала не только в России, но и в Канаде, Австралии. За пять лет ее исполнили полсотни раз. Публика стоя аплодировала композитору. Профессиональные музыканты, исполняющие творения, высоко оценивают шедевры митрополита. Произведение митрополита Илариона «Рождественские оратории», которое прозвучало в Вашингтоне, вызвало бурю восторга. Музыка проникла в душу каждого. Успех позже был подтвержден в Бостоне, Нью-Йорке и, безусловно, в Москве. В сотрудничестве со Спиваковым в 2011 году митрополит Иларион создает Рождественский фестиваль, который проходит теперь ежегодно в канун святого праздника.
На создании музыки священник не останавливается. На телевидении общеобразовательный цикл ведет митрополит Иларион. Фильмы, снятые Алфеевым, рассказывают об истории, становлении христианства, вот лишь некоторые:
- 2011 — «Путь пастыря».
- 2012 — «Человек перед Богом», «Церковь в истории», «Путешествие на Афон».
- 2013 – «Паломничество на Святую Землю».
- 2014 – «Православие в Грузии». «Православие в Сербских землях».
ИЛАРИОН
ИЛАРИОН (середина 11 в.), митрополит Киевский, русский писатель и церковно-политический деятель эпохи Ярослава Мудрого. Сведения о его биографии содержатся в Повести временных лет. Под 1051 годом летопись упоминает имя пресвитера Лариона как одного из священников клира княжеской церкви на Берестове. Этот факт позволяет сделать вывод, что Иларион, «муж благ, книжен и постник», был в числе приближенных князя Ярослава. Вероятно, он принимал самое активное участие в предпринятой Ярославом организации первой русской библиотеки при Софийском соборе (1037), занимаясь перепиской и переводом книг. С именем Илариона летопись также связывает начало самого древнего русского Киево-Печерского монастыря. Ища уединенного места для молитв, он «ископа печерку малу двусажену» на том месте, где впоследствии будет основана знаменитая Лавра. Когда князь Ярослав, отстаивая независимость молодого государства, захотел поставить на Киевскую митрополию русского митрополита, его выбор пал на Илариона. В 1051 русский епископ был возведен в митрополичий сан собором епископов, однако занимал кафедру недолго. Сразу после смерти Ярослава (1054) Иларион был смещен и заменен митрополитом-греком, присланным из Царьграда. Вероятнее всего, Иларион, будучи монахом и человеком высокой книжной культуры, лишившись сана, поселился в пещерах Киево-Печерского монастыря. Не исключено, что именно он упоминается в монастырском патерике, где говорится о черноризце Ларионе, который был «книгам хитр писати… и по вся дни и нощи писаше книгы в келии…».
Также по теме:
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Объем литературного наследия Илариона определить непросто в силу краткости и порой анонимности приписываемых ему произведений. В настоящее время безусловно принадлежащими перу митрополита Илариона считаются Слово о законе и благодати, т.н. Молитва и Исповедание веры. Есть основания предполагать участие Илариона в древнерусском летописании. Слово о законе и благодати, которое по праву считается произведением, с которого начинается история древнерусской литературы, было написано не ранее 1037 и не позднее 1051. Не исключено, что оно написано по случаю готовившегося собора епископов в качестве своеобразной программы кандидата в митрополиты. Этим может объясняться и актуально политический характер сочинения, забота о всей Русской земле, о княжеском роде, о возвышении язычества Руси над последователями «закона». Для доказательства величия и исторической значимости деятельности князя Владимира, крестителя Руси, Иларион привлек обильный богословский и церковно-исторический материал, переосмыслив целый ряд положений и цитат книг Св. Писания. Иларион подчеркивает полную самостоятельность Руси и Русской церкви, увязывая крещение Владимиром Руси с непосредственным Божьим побуждением. Произведение русского митрополита, проникнутое высокими помыслами, передает духовную атмосферу эпохи.
См. также МИТРОПОЛИТЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
Митрополит Илларион. Историческое сочинение
Митрополит Илларион – это глава православной церкви города Киева и всея Руси во времена правления князя Ярослава Мудрого. Он был самым первым митрополитом славянского, а не греческого, происхождения в истории Древнерусского государстве.
Также Илларион прославился в качестве духовного писателя, автора древнейших оригинальных русских литературно-богословских произведений. Главное из них – это «Слово о законе и благодати», содержащее апологию Русской земли.
В лице Иллариона, впервые митрополитом стал священнослужитель, назначенный киевским князем с согласия собора русских епископов, а не константинопольским патриархом
Причиной этого важного исторического события стал расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром, превращение Древнерусского государства в могущественную державу с самостоятельной внешней и внутренней политикой
Тот факт, что Илларион стал первым «местным» митрополитом на Руси – славянского, а не греческого происхождения, говорит о том, что Русская православная церковь начала постепенно избавляться от своей зависимости от Константинополя. Следствием данного события стало то, что такая тенденция обретения самостоятельности продолжилась и в будущем. В 1448 году в России митрополит впервые будет назначен на русском поместном соборе, а не решением из бывшей столицы Византии, а в 1589 году – будет основано русское патриаршество.
Также необходимо отметить, что митрополит Илларион всеми силами старался способствовать укреплению княжеской власти. Он пропагандировал необходимость подчинения населения всей Русской земли верховной власти киевского князя. Кроме того, Илларион был уверен, что успехи в управлении государством тесно связаны с наличием у верховного правителя образованности и высокого интеллектуального развития.
Митрополит сам был человеком из знатного рода, начитанным и очень образованным по меркам своей эпохи. Вместе с князем Ярославом Мудрым он составил церковный устав-судебник, который вошёл в историю под названием «Устава Ярослава». Следствием этой деятельности митрополита Иллариона стало укрепление сотрудничества государственной власти и церкви; разработка единых законов и правил, действовавших на всей территории Киевской Руси.
Характерно, что на следующий же год после смерти Ярослава Мудрого Илларион оставил митрополичью кафедру и продолжил свою жизнь уже как монах – в трудах, молитвах, посте и благочинии. Этого человека можно с полным правом назвать верным и последовательным союзником князя Ярослава в деле духовного и политического развития Киевской Руси.
Ещё одна важнейшая сторона деятельности митрополита Иллариона – это написание им литературных произведений. На посту митрополита Киевского он создал немало сочинений на религиозную тематику. В частности, это «Номоканон» – свод правил церковной жизни, получивший на Руси название «Кормчей книги»; «Исповедание веры», «Слово к брату-столпнику».
Самым выдающимся произведением митрополита Иллариона является его «Слово о Законе и Благодати». Оно посвящено популярному и доступному для любого обывателя трактованию Закона, то есть Ветхого Завета, и Благодати – Нового Завета.
Кроме того, в данном произведении Илларион прославил просвещение Руси, огромную роль христианства в её жизни. С большим почтением пишет митрополит Илларион об отце Ярослава Мудрого – Владимире Святославиче, который сделал православие государственной религией Киевской Руси; об огромных преимуществах христианства по сравнению со старыми языческими верованиями.
Прославляет он в «Слове о Законе и Благодати» и Ярослава Мудрого – большого любителя книг, и советует каждому человеку следовать его примеру. А ещё Илларион выступает в своём сочинении как великий патриот Русской земли.
Митрополит Илларион оказал существенное влияние на последующую историю Руси. Он способствовал распространению национальной письменности и культуры, усилению роли религии в жизни русских людей. Он стал выразителем той безоговорочной поддержки, которую оказывала православная церковь официальной власти киевского князя.
Выбери ответ
Читать далее >>
Зрелый возраст
В середине 90-х годов экономика России переходит на рыночные отношения. Верхние эшелоны власти лихорадит борьба за руководство страной. В непростое время пришлось возвращаться отцу Илариону на родину.
Работа в РПЦ
В январе 1996 года священник назначается в клир московского собора святой великомученицы Екатерины на Всполье. Сейчас этот храм — подворье американской православной церкви. В это же время отец Иларион активно ведет преподавательскую деятельность.
Лекции читаются в духовных семинариях в России и за рубежом:
- в Калуге и Смоленске преподается курс патрологии — учения о святых отцах Церкви;
- в Анкоридже на Аляске и в Нью-Йорке проводятся занятия по догматическому богословию;
- в Кембридже (Великобритания) преподается лекционный курс по мистическому богословию в Восточной Церкви.
В 2000 году во время Пасхальной службы в московском Свято-Троицком храме отец Иларион возведен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в игуменский сан.
Принятие сана архимандрита
На праздник Рождества Христова в 2002 году в кафедральном Успенском соборе смоленской епархии игумен Иларион возводится в сан архимандрита. Решение Священного Синода определило назначение архимандрита Илариона (Алфеева) викарием Сурожской епархии. Чин архимандрита является высшим званием монашествующих священников.
Через неделю в храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий II, которому сослужили 10 архипастырей, рукоположил Илариона в епископа. Епископство — высший ранг церковного священноначалия. Епископ считается преемником апостолов и обладает благодатной властью совершать все Святые Таинства.
В 2009 году в кремлевском Успенском соборе происходит возведение в сан архиепископа — следующую степень священной иерархии. Поставление на эту ступень происходит через хиротесию, или руковозложение. Отличие от хиротонии, которая означает рукоположение, состоит в том, что обряд совершается в храме, а не в алтаре.
В следующем году в храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возводит архиепископа Волоколамского Илариона в сан митрополита.
Общественно-политическая деятельность
Доктор богословия руководит Общецерковной аспирантурой и докторантурой. Владыка возглавляет многочисленные комитеты по поддержанию диалога с зарубежными православными церквями. Он участвует в работе комиссий по налаживанию связей с представителями других конфессий.
Телевидение часто приглашает руководителя ОВЦС для участия в передачах, тема которых связана с религией. Журналистам нравиться беседовать с интересным собеседником. У иерарха есть собственный сайт в Интернете, на котором представлена деятельность митрополита.
Личная жизнь
Иерархическая лестница в церкви имеет характерную особенность. Чем выше положение священнослужителя, тем меньше у человека остается свободного времени. Настоятель простого деревенского прихода располагает возможностью завести семью, женатый батюшка в состоянии вести домашнее хозяйство. Иерарх на высокой должности обязан всецело отдаваться исполнению своих обязанностей, поэтому им может стать только монах.
Вся личная жизнь владыки Илариона посвящена служению православной церкви. Он является членом Священного Синода, руководит работой Отдела внешних церковных связей, служит настоятелем московского храма Спаса Преображения на Большой Ордынке.
Литература
- Посторжинский М., прот. История русской церк. проповеди, 2-е изд. Киев, 1891, с. 11-31.
- Соловьев С.М. История России, кн. 1-я, с. 210, 211 пр. 1-е, 254, 255, 260, 261.
- Касаткин В., прот. Монастыри, соборы и прих. церкви Влад. еп., ч. I, 1906, с. 135, 158, 222.
- Захарченко М.М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 150, 229.
- Протопопов Д. Жития святых, 1885, август, с. 436-438.
- Токмаков И. Историч. и археологич. опис. Покровского девичьего м-ря в Суздале. М., 1889, с. 19-27.
- Филарет (Гумилевский) И. Р. Ц., период I, с. 76, 89-91, 106 пр. 149; 119 пр. 178; 120, 155, 170-173, 185, 196.
- Строев П., с. 1.
- Булгаков, с. 1402.
- Летопись Е. А., с. 362-364.
- Н. Д., с. 12.
- Истор. вестн., 1895, май, с. 629.
- Ж. П. Б., декабрь, с. 1012, 1045.
- П. С. Р. Л., т. I, с. 67, 254-255; т. II, с. 268; т. III, с. 2; т. V, с. 138; т. VI, с. 84; т. VII, с. 332, 339.
- Ж. М. П., 1951, № 6, с. 46-48.
- «-» 1954, № 10, с. 44.
- БЭЛ, т. V, с. 846.
- БЭС, т. I, с. 932; т. II, с. 1573.
- РБС, т. VIII, с. 85.
Литература
- Посторжинский М., прот. История русской церк. проповеди, 2-е изд. Киев, 1891, с. 11-31.
- Соловьев С.М. История России, кн. 1-я, с. 210, 211 пр. 1-е, 254, 255, 260, 261.
- Касаткин В., прот. Монастыри, соборы и прих. церкви Влад. еп., ч. I, 1906, с. 135, 158, 222.
- Захарченко М.М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 150, 229.
- Протопопов Д. Жития святых, 1885, август, с. 436-438.
- Токмаков И. Историч. и археологич. опис. Покровского девичьего м-ря в Суздале. М., 1889, с. 19-27.
- Филарет (Гумилевский) И. Р. Ц., период I, с. 76, 89-91, 106 пр. 149; 119 пр. 178; 120, 155, 170-173, 185, 196.
- Строев П., с. 1.
- Булгаков, с. 1402.
- Летопись Е. А., с. 362-364.
- Н. Д., с. 12.
- Истор. вестн., 1895, май, с. 629.
- Ж. П. Б., декабрь, с. 1012, 1045.
- П. С. Р. Л., т. I, с. 67, 254-255; т. II, с. 268; т. III, с. 2; т. V, с. 138; т. VI, с. 84; т. VII, с. 332, 339.
- Ж. М. П., 1951, № 6, с. 46-48.
- «-» 1954, № 10, с. 44.
- БЭЛ, т. V, с. 846.
- БЭС, т. I, с. 932; т. II, с. 1573.
- РБС, т. VIII, с. 85.
Карьера молодого священника стремительно развивается
В двадцать один год Алфеев принимает монашество в Виленском Свято – Духовом монастыре. В праздник Преображения Господня 1987 года, молодой иеромонах становится настоятелем сразу двух храмов Виленской и Литовской епархии.
Пятнадцатилетний чтец Григорий на Богослужении в Воскресенском храме
Параллельно Иларион Алфеев заканчивает Московскую духовную семинарию, обучается на богословском факультете духовной академии и становится кандидатом догматического богословия.
После аспирантуры Московской духовной академии отец Иларион вновь становится студентом, теперь уже Оксфордского университета.
Молодой настоятель Виленской и Литовской епархии Иларион Алфеев
В Оксфорде священник Иларион изучает иностранные языки, а после защищает докторскую диссертацию. Параллельно с научной работой не оставляет он и служение в церкви.
В 1995 году назначается сотрудником отдела внешних церковных связей Московского патриархата, а также учителем патрологии в Калужской и Смоленской семинариях.
Весной 2000 года Иларион возведен в сан игумена, а уже в 2001 году в Англии архимандрит становится епископом Керчинской епархии.
Архимандрит Иларион в Хараре на международной конференции в 1998 году
В январе 2002 года принимает епископство в Подольской епархии и участвует в заседаниях Евросоюза по религиозным вопросам. В 2003 — епископ Венский и Австрийский, кроме основного служения Иларион работает в представительстве Русской православной церкви в Бельгии.
В 2009 году возводится в сан архиепископа и становится викарием патриарха Кирилла. Митрополитом, за усердное служение церкви, рукоположен в 2010 году 1 февраля.
Будущий митрополит Волоколамский Иларион Алфеев в сане архимандрита
Протест на заседании комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне
Иларион участвовал в заседаниях Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в 2000 году в Балтиморе, в 2006 году в Белграде и в 2007 году в Равенне.
9 октября 2007 года покинул заседание Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне в знак протеста против решения Константинопольского Патриархата включить в состав православной делегации представителей Эстонской Апостольской Церкви, несмотря на то, что «Вселенский Патриархат с согласия всех православных членов предложил компромиссное решение, которое признавало бы несогласие Московского Патриархата со статусом автономной церкви Эстонии». Участник встречи заявил прессе, что католическая сторона, равно как и прочие православные участники были «несколько шокированы» ультиматумом епископа. Священный Синод РПЦ на заседании 12 октября 2007 года одобрил действия делегации РПЦ в Равенне.
В результате итоговый документ «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви» был подписан в отсутствие делегации Московского Патриархата. Документ, в частности, содержит такие положения, с которыми не согласен Московский Патриархат, как-то 39-й параграф документа, где говорится о «епископах поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом».
В интервью католическому агентству AsiaNews митрополит Иоанн (Зизиулас), представитель Константинопольского Патриархата и сопредседатель Смешанной комиссии, заявил, что позиция епископа Илариона в Равенне — «выражение авторитаризма, цель которого — продемонстрировать влияние Московской церкви»; он также подчеркнул, что в итоге Московский Патриархат оказался «в изоляции, ибо ни одна другая православная Церковь не последовала его примеру».
В ответ епископ Иларион 22 октября 2007 года обвинил митрополита Иоанна в «срыве диалога» с Римско-Католической Церковью. По мнению епископа, уход Московского патриархата из диалога был выгоден Константинополю: «Очевидно, что Константинополь заинтересован в расширении православного понимания первенства во Вселенской Церкви. „Первенство чести`, закреплённое за Константинополем после 1054 года, таких его представителей, как митрополит Иоанн, больше не устраивает. А для того, чтобы превратить „первенство чести` в реальную власть, положение о первенстве следует переформулировать по образцу папского примата в Римско-Католической Церкви. Пока представители Московского Патриархата будут продолжать участвовать в диалоге, добиться этого невозможно. Без них это будет сделать гораздо легче».
В интервью 15 ноября 2007 года Иларион подверг критике ряд положений равеннского документа по существу, но указал на то, что необходимо дать официальную оценку этого документа. Также он заявил о том, что численность Русской Церкви «превышает численность членов всех остальных поместных Православных церквей вместе взятых». На вопрос: «При каких обстоятельствах Восточные церкви смогут признать папу Римского главой Вселенской церкви?» — ответил: «Ни при каких. Главой Вселенской Церкви является Иисус Христос, и у него, согласно православному пониманию, не может быть наместника на земле. В этом фундаментальное отличие православного учения о Церкви от католического».
В 2009—2013 годах в рамках Синодальной библейско-богословской комиссии (изначально Синодальная богословская комиссия) Иларион руководил рабочей группой, которая готовила анализ равеннского документа, в итоге в 2013 году на заседании Священного Синода был принят документ «Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви», в котором было подтверждено несогласие с его позицией.
Последующая судьба митрополита
После смерти великого князя, который боролся за независимость церкви от Константинополя, этот церковный и политический деятель был практически смещен, вместо него был прислан ставленник из Византии. Это событие произошло в 1055 году. Дальнейшая судьба первого митрополита из русских неизвестна, существует несколько версий:
- Самостоятельно ушел с кафедры и доживал свои дни как насельник Киево-Печерского монастыря.
- Причиной появления митрополита из Византии стала смерть митрополита Илариона Киевского, но в этом случае вопрос о том, была ли она естественной, остается открытым.
- Был принудительно снят с кафедры и заточен в монастырь.
Таким образом, биография митрополита Киевского Илариона является иллюстрацией процесса стремления молодой церкви на территории Киевской Руси к автокефалии и нежелания Византии потерять рычаги давления на государство и общество, предоставив самостоятельность новообразованной митрополии.
Историко-политические предпосылки избрания митрополита из русских
Поводом к конфликту, переросшему в настоящую войну между греками и русскими в период правления Ярослава Мудрого, был инцидент, связанный с купцами из Киевской Руси.
В Константинополе был убит купец из Киева, при этом имущество, которое принадлежало погибшему, было конфисковано в пользу императора. Известия про случившееся довольно быстро достигли Киева и вызвали бурю негодования у правящей элиты и, конечно же, непосредственно у князя. Ведь незадолго до этого были проведены переговоры, оговаривающие подобные ситуации и меры по решению спорных вопросов, однако греки поступили абсолютно против принятых соглашений.
Военный поход против греков
Князь Ярослав отправляет в Восточную Римскую империю экспедиционный корпус, возглавил его старший сын князя, который отправляется морским путем. Около западных берегов Черного моря эскадра славян попала в большой шторм, потеряв более трети своих кораблей. Оставшаяся часть войск, двигавшаяся морем, была атакована греческими судами. После таких неприятностей часть еще пригодных к использованию кораблей была отправлена обратно, высадив при этом десант. На обратном пути корабли князя вновь были настигнуты греческой эскадрой, но в этот раз удача была на стороне воинов князя Ярослава. Суда греков в большом количестве были потоплены.
Шесть тысяч воинов, которых удалось высадить на берег, продолжили свой поход, вел войска опытный воевода Вышата. Известие про уничтожение флота привело императора Константина Мономаха в бешенство, поэтому вопрос высаженного десанта должен был быть по замыслу императора решен с максимальной жестокостью.
После ряда столкновений воевода Вышата был окружен и с остатками отряда взят в плен, в этом случае греки употребили очень жестокое наказание, которое, в принципе, уже применялось в истории, достаточно вспомнить Василия II Болгаробойца. Оставшиеся русские воины были ослеплены и отправлены на родину, конечно, такой акт со стороны греков не способствовал прекращению войны.
Митрополит Иларион. Книга «Иисус Христос»
На протяжении всей жизни Иларион Алфеев интересовался темой Христа. В какой-то момент он понял, что пришло время ознакомиться с Новым заветом в современном исполнении. Связано это было с тем, что Илариона благословил Патриарх на подготовку новых учебников для духовных семинарий. Первым встал вопрос о создании учебника по Новому Завету и Четвероевангелию. Митрополит пришел к мысли, прежде чем создавать учебник, он должен вначале написать книгу. Так зарождалась книга о Христе, которая должна была превратиться в учебник. Планировалось написание одной книги, но в процессе работы автор понял, что огромные блоки информации просто не поместятся в одно издание, в итоге получилось шесть. 22 июля вышла в свет первая книга митрополита Илариона «Начало евангелия» — одна из блока об Иисусе Христе. В целом труд завершен, требует редактирования только шестая книга.
Книга выстроена не в хронологическом порядке евангельских событий. Эпизоды из жизни Христа автор рассматривает тематическими блоками.
Первая книга «Начало евангелия». Митрополит Иларион говорит в ней о состоянии современной науки о Новом завете, дает общее введение в серию книг о Христе. Рассматриваются здесь основные темы четырех Евангелий: Благовещенье, Рождество, выход Христа на проповедь, Крещение. Также дается общий набросок конфликта с фарисеями, который привел Иисуса к осуждению на смерть.
Вторая книга посвящается христианской нравственности, представлена она в виде обзора Нагорной проповеди.
Третья книга полностью посвящается чудесам, свершенным Христом. В ней разъясняется, что такое чудеса, почему многие люди не верят в них. Как соотнести чудо с верой Божьей. Каждое чудодейство рассматривается в книге в подробностях отдельно.
Четвертая книга — «Притчи Иисуса». Рассмотрены здесь и изложены по порядку все притчи, которые представляет Евангелие. Автор объясняет, почему Иисус для своих учеников выбирает именно такой жанр.
Пятая книга называется «Агнец Божий». Она посвящается оригиналу Евангелия, в ней материал, который не имеет дублирований в синоптических Евангелиях.
Шестая книга — «Смерть и воскресение». Описывает в ней автор последние дни жизни Иисуса Христа на Земле, страданиях его на кресте, смерти, а затем и воскрешении. О явлениях Спасителя ученикам своим после вознесения на небеса.
На основе этой духовной эпопеи митрополит Иларион и будет создавать учебники для духовных семинарий и школ.