Новгородский софийский собор

Голубь на крыше собора

На центральном золотом куполе можно увидеть голубя. В народе сочинили легенду, что голубь окаменел от ужаса, когда увидел кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами.

Эта чудесная голубка стала талисманом города: пока она на кресте — Новгород не разрушить. Во время Отечественной войны это поверье сбылось: В купол попал снаряд и голубь упал с креста. Тогда немецкие войска заняли город.

Крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.

В 2002 г. по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.

В 2004 г. крест был возвращён Собору и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.


Теперь сидит весь в иголках, чтобы другим голубям неповадно было

Некрополь

По древней традиции, в храмах обустраивали некрополи. Не стал исключением и Софийский собор. В некрополе нашли свой последний приют епископы и князья. Здесь хранятся мощи 6 святых:

  • жены Ярослава Мудрого;
  • сына Владимира Ярославовича;
  • князя Мстислава;
  • князя Федора;
  • архиепископа Иоанна;
  • епископа Никиты.

Княгиня Ирина в свое время заложила традицию, которую соблюдали длительное время, хотя по происхождению она была шведкой. К концу жизни княгиня покинула светский мир и ушла в монастырь. Она являлась основательницей монастыря в Киеве, попала в Новгород, когда переехала к сыну Владимиру, во время открытия Софийского собора. В монашестве приняла имя – Анна.

Иоанн удостоился звания «святого», так как считается, что именно его молитвы спасли Новгородский город от суздальцев в 1170 году. В 1172 году он во Владимире вел переговоры с Андреем Боголюбским о мировом соглашении.

А епископ Никита заполнился в истории по следующей легенде. В юношеские годы он стал на греховный путь, забыл о чтении Ветхого и Нового Завета, перестал возносить Богу молитвы. Позднее он опомнился, но понял, что разучился читать и ему пришлось заново изучать грамоту.

Внутреннее убранство

В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.

В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.

На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.

Живопись и архитектурные особенности

Внутри собора можно увидеть пять столпов, на которых держаться своды.

Южная паперть служила для погребения владык, членов княжеской фамилии и самых знатных государственных деятелей. Сейчас там же располагается основной вход.

Обширные полати служили местом пребывания великого князя и его семьи во время богослужений. В настоящее время тут находится церковный хор во время церемоний.

Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Пять куполов храма высоко подняты над монолитным кубическим храмовым зданием, строго отделяясь от него. Массивные стены лишены выступов, изредка прорезаются узкими окнами

Интересный факт: для отличной акустики в стены собора были помещены так называемые горшки голосники.

Архитекторы сооружали это с двояким значением. В первую очередь это облегчение конструкций в верхней части здания. Вторым предназначением архитекторского решения являлось поглощение сильного эхо, без потери громкости звука

Это было крайне важно для церковных песнопений и проведения богослужения

Долгое время после открытия собор практически не украшали изобразительными произведениями искусства. Одним из самых первых, появившихся на стенах собора, стало изображение святых Константина и Елены. Оно сохранилось до наших дней.

Одним из самых знаменитых художественных произведений являлось изображение Христа Вседержителя, которое располагалось под центральным куполом. К сожалению, во время войны оно было уничтожено.

Знаете ли Вы, что: по приданию изображение Христа было решено писать с разжатой рукой. Но каждый раз приходилось переделывать работу, так как поутру писари обнаруживали сжатую десницу Христа. На четвёртый день художник услышал голос, сказавший ему «Пиши меня с жатым перстом, ибо, когда моя рука разожмется, Новгород падет». Пророчество сбылось во время Великой Отечественной войны, когда прямое попадание снаряда уничтожило мозайку под куполом. Десница разжалась, Новгород пал.

Другие достопримечательности

Софийский собор на 5-рублёвой купюре России

Монета из серии «Древние города России» — Великий Новгород. В центре диска — изображение Софийского собора

  • Алексиевский крест, воздвигнутый в Новгороде архиепископом Алексием Московским в 1380-х годах и, возможно, являвшийся одновременно поклонным и памятным крестом в память павших в Куликовской битве. Был похищен во время Великой Отечественной войны, затем возвращён и помещён в Софийский собор.
  • Царское моленное место, установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет.
  • Паникадило главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым.

Основные чудотворные святыни и мощи

В храмовых постройках находится 3 великолепных иконостаса и множество отдельных икон.

По преданию, именно икона Богородицы «Знамение» стала защитницей новгородского края в битве 1169 года между суздальцами и жителями Великого Новгорода. Суздальцы решили захватить земли вольного города и осадили его огромным войском. Все жители славного города понимали, что своими силами им не справиться и стали молиться, пребывая в покаянии и посте.


Икона Божией Матери «Знамение»

Через три дня настоятелю Иоанну было повеление установить икону «Знамение» на стене Новгорода. Во время выноса «Знамения» колокола собора Софии зазвонили сами по себе.

Как только святой лик появился на стене, в него вонзились вражеские стрелы, тогда произошло чудо, «Значение» само повернулось лицом к жителям Новгорода. Все увидели, как из глаз Божьей Матери катятся слезы. В то же время густая тьма спустилась на захватчиков, они в панике начали нападать друг на друга, вражеское войско в страхе бежало с новгородской земли.

Историки XX века провели анализ состояния иконы и подтвердили, что там есть следы от стрел. Отличительной чертой святого лика Божьей Матери Премудрости новгородской, относящейся к XV веку, является красный цвет, который символизирует очищающую и защищающую кровь Иисуса Христа.

Интересно! Особо чтимой является икона Божьей Матери «Тихвинская», украшающая Рождественский иконостас, как помощница и защитница при заключении Столбовского мира. Ризу для этого образа заказала сама царевна София Алексеевна.

Сам Вседержитель был основателем этой российской святыни. По преданию перед греческими мастерами, ведущими роспись свод церкви Спаса Вседержителя, было поставлено задание изобразить Спасителя с открытой рукой, благословляющей всех присутствующих в храме. Все было сделано по рисунку художника, но каково было удивление мастеров на следующий день, когда они увидели, что благословляющая рука сжата в кулак.

Трижды перерисовывали мастера образ Христа, и трижды чудо повторялось. Затем в помещении прозвучал голос, повелевавший оставить все как есть, ибо Сам Господь держит в Своей руке Великий Новгород.

Святой лик Богородицы «Успение» уникален тем, что в нем хранится часть мощей Нифонта. Список выполнен в 1914 году в Киеве-Печерской Лавре в качестве подарка Софии, поэтому в ней и поместили мощи святого.

Святитель Нифонт был архиепископом Новгородским, по его молитвам в 1135 году были прекращены распри между жителями Киева, Новгорода и Чернигова. Будучи архиепископом Софийским, способствовал возведению церкви Божьей Матери и много внимания уделял украшению внутренних помещений софийского сбора.

Мощи святителя хранятся в Киево-Печерской Лавре, хранителями их стали Антониевские пещеры.

Во время войны жители города вывезли икону из города, от страшной бомбежки именно состав новгородцев чудным образом не пострадал. Только в 1994 году святой лик был возвращен храму, а в 1995 году на нем укрепили «Звезду Девства».

Уникальной исторической ценностью Софии является Алексеевский крест, установленный на западных стенах архиепископом Новгородским Алексием.

Внимание прихожан привлекает высокий уровень исполнения креста, изготовленного в 1359-1376 годах. По одним сведениям, уникальную святыню изготовили в честь прекращения междоусобной вражды в самом Новгороде. По другой версии — в честь подавления бунта стригольников, третье предположение связывает появление креста с победой Куликовской битвы


Богослужение в Софийском соборе Великого Новгорода

Живые цветы украшают надгробия священных особ, среди которых:

  • княгиня Ирина, жена Ярослава Мудрого;
  • князь Владимир;
  • князь Мстислав;
  • князь Федор;
  • архиепископ Никита;
  • архиепископ Иоанн;
  • архиереи XVIII-XIX веков.

В свое время царь Борис Годунов подарил храму великолепное, полное величия паникадило.

История

Так выглядел Софийский собор с контрфорсами и четырехскатной кровлей (до реставрации 1890-х годов). 1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в конце X века, вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля.

Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь

Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская).

Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного Луки Жидяты (+1059).

Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный.

Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует при-знать одним из самых прекрасных храмов домонгольской Руси, трудилось множество мастеров. Среди них были и русские, и греки. В 1050 или 1052 году храм освятили. Если предположить, что произошло это именно в 1052 году, то освящение Софийского собора приобретает драматический оттенок: оно состоялось за месяц до кончины князя Владимира Ярославича.

С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви А. В. Карташев, Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость».

Уникальная фреска «Христос Пантократор» в центральном куполе Софии была уничтожена в 1941 году.

Христианизация Руси являлась продолженным действием, а не одномоментным актом. То тут, то там по местам — летописи сообщают нам об этом — новой «государственной инициативе» приходилось сталкиваться с сопротивлением язычников, и столкновения эти иногда бывали кровавы: толпа убивала или изгоняла епископов и миссионеров.

С присоединением в XV веке Новгорода к Москве святая София утеряла свое былое влияние. На протяжении сотен последующих лет собор оставался просто главным храмом города, а затем и Новгородской губернии.

К концу XIX века собор имел иные очертания, чем те, что были приданы ему строителями. Контрфорсы, пристроенные к стенам для пущей прочности, и четырехскатная кровля столь резко изменили его облик, что родились толки о фактическом «несуществовании» древней Софии. Однако реставрационные работы, проведенные в 1890-е годы под руководством академика архитектуры В. В. Суслова, «расчистили», насколько это было возможно, собор от позднейших наслоений. Впоследствии в адрес Суслова не раз звучали упреки в том, что реставрацию он провел небрежно, что «переделал Софию в духе своего времени». Но следует все же признать: начало исследованию древнего собора положил именно Суслов. А неумение опередить свою эпоху в том, что касается мастерства реставрации, нельзя ставить ему в упрек.

В 1929 году Софийский собор закрыли как «культовый объект» и преобразовали в музей, открыв для посетителей все помещения и первого, и второго ярусов. До серьезных научных изысканий тогда дело не дошло, они были осуществлены в послевоенный период, когда пришлось восстанавливать полуразрушенную оккупантами Софию. Причем первые работы, включавшие в себя схематические обмеры и оценку нанесенного ущерба, исследователям удалось провести осенью 1944 года, когда раны собора еще «дымились».

Памятная книжка для поклонниковъ Новгородской святыни. Новгородскій Софійскій соборъ какъ ​обильнѣйшій кивотъ или ​вмѣстилище нетлѣнныхъ мощей святыхъ угодниковъ Божіихъ и чудотворныхъ иконъ (1873 год, 110 страниц)

История основания Собора

Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет. Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице». Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.

Первый храм и его оформление

Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью). Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода. 40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.

За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.

Судьба в советские годы

В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно. Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек. После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.

Современное состояние

В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.

Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.

Архитектура Софии Киевской, некрополь

Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.

Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.

София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.

Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.

Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.

Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.

Некрополь

Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.

Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет

неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).

Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.

Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.

Архитектурные особенности

План собора на конец XIX века

«Магдебургские врата»

Софийский собор. 1900 год

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из плинфы. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

Особенности Софийского собора

Основные отличия псковско-новгородского канона легко перечислить по пальцам:

  • кубовидность корпусов;
  • композиция «4 главы вокруг 5-ой»;
  • шлемообразность куполов;
  • трехпластное окончание всех фасадов;
  • ряды из «арочек» и «треугольничков» как особенный элемент декора барабанов.

Впрочем, названный храмовый комплекс, появившись на заре XI века, еще мало отличался от Софии Киевской. Обе постройки – дело рук одних и тех же зодчих. А позже ничего подобного не строили…

Но даже и тогда он был лаконичнее по формам и декору (лестничная башня всего одна, оформление экстерьера нельзя назвать пышным, не применялся ни шифер, ни мозаика, ни мрамор). Все это объясняется влиянием «новгородских» правил строительства.

Были там и такие нюансы:

  • компактные постройки (не более 3 прясел);
  • окон в барабане должно быть 8;
  • на углу обязателен излом.

Перечисленные особенности относятся к описываемому храму, но не являются единственными. Новгородская София известна:

  • Сигтунскими воротами (речь о трофее, привезенном в столицу княжества после взятия шведской крепости Сигтуна во время морского похода 1187 года);
  • Васильевскими воротами (когда-то их заказал для собора архиепископ Василий Калика, но в 16 веке их увезли в Александровскую слободу – по приказу Ивана Грозного).

Расположение

Нынешний «дом Софии» турист найдет в кремле Новгорода Великого. Строение №11 Кремлевского парка расположено на севере архитектурного ансамбля, по соседству с Филармонией и Церковью Входа Господня в Иерусалим.

История

В 11-м столетии правитель Руси Ярослав Мудрый и его супруга Ирина выехали из Киева в Новгород. Целью вояжа стало начало строительства Софийского собора. Его устроили на дворе Владыки – в качестве символа единой власти на всем пространстве Руси (ведь один такой уже имелся в Киеве).

Возвели собор к 1050 году. Он почти точно занял место деревянного предшественника столетней давности (имевшего 13 глав). А в 1052 году здание освятил отец Лука.

В последствие галерея на северном конце перестраивалась 3 раза. Изначально стены не были белоснежными (постройка производилась из ракушечника). Правда, выступы и барабаны измазали цемянкой (в 1151 году). Однако ее слой покрыли не мозаикой (как учили византийцы), а фресками. А вместо мрамора применялся известняк. Так рождались особенности нового стиля…

Указанные выше Сигтунские ворота появились в завершении 12 века. Только через 600 лет у обоих фасадов «родились» 3 контрфорса. В самом конце позапрошлого столетия их демонтировали, и у каждого свода снова появилось свое собственное перекрытие.

В  20-ых годах (во время большевистских гонений на церковь) часть предметов была экспроприирована. В конце этого мрачного десятилетия собор объявили антирелигиозным музеем. Тут экспонировались те ценности, что хранились в церковной ризнице (к слову, многие из них исчезли еще давно, вместе с опричниками Ивана IV).

Примечание! Во время распада СССР учреждение вернуло былой статус и передано в ведение Российской Православной Церкви. В середине августа сей собор был лично освящен патриархом Алексием Вторым.

Несколько лет назад отреставрированы купола.

Исторические сведения о самой древней церкви Новгорода

Шел 989 год, когда сгорела гордость Новгорода, 13-главая церковь, на месте которой впоследствии и вырос величественный Софийский собор Премудрости Божьей. Следует заметить, что это произошло ещё до крещения Руси.  В Великом Новгороде уже поклонялись Спасителю Иисусу Христу задолго до всеобщего принятия христианства на русской земле.


Софийский кафедральный собор, Великий Новгород

Храм является благодатным наследием великой княгини Ольги, прабабки князя Ярослава Мудрого, который прибыл в Новгород Великий с женой Ингегердой, крещеной Ириной, для присутствия при закладке Софийской святыни на месте сгоревшей церкви.

В 1045 году новый храм был заложен их сыном, новгородским князем Владимиром, а через 7 лет был построен и освящен епископом Лукой. По преданию, буквально чрез 20 дней после освящения святыни Владимир Ярославич умер и был похоронен в построенном комплексе, невольно подготовив для себя достойное место захоронения.

Величественное здание было возведено в константинопольском стиле, внутренние стены отделаны мозаикой и фресками, западный портал украшен Магдебургскими воротами, визитной карточкой которых являлось обилие скульптур.

София того времени стала не только духовным центром, но и политическим. В ее помещениях принимались иностранные послы, важные гости.

В IX веке при соборе:

  • открылась иконописная школа, выдававшая впоследствии мировые шедевры;
  • скриптории вели переписи и украшения рукописных творений;
  • историки писали летопись города и храма;
  • работала большая библиотека.

Стены величественного Софийского собора в Нижнем Новгороде хранят исторические моменты народных вече, здесь благословляли на войну Александра Невского.

Возрождение храма

Множество исторических памяток старины было вывезено в Германию во время грабежа немецко-фашистскими войсками во время оккупации Новгорода, однако, буквально после войны храм был восстановлен.

С 1930 по 1991 годы в величественном здании находился новгородский музей-заповедник, и только 16 августа 1991 года патриарх Алексий ІІ освятил его при передаче Русской православной церкви.


Интерьер Софийского собора в Великом Новгороде

По свидетельству очевидцев во время Литургии над куполами собора появилась сияющая радуга.

За 2 года, с 2005 по 2007, были реставрировано все купола Софийского храма, а их пять, что означает Иисус и четыре Евангелиста — апостола, шестой расположен над лестничной башней.

Купола выполнены в форме луковичного шлема, символизирующего о готовности священства и охранного войска Небесного сражаться за души человеческие на грешной земле.

Охранная святыня храма

Интересна история свинцовой фигуры голубя, украшающего центральный купол. Согласно легенде, во время похода в 1570 году против новгородцев Ивана Грозного, жители осажденного города увидели голубя — символ Духа Святого, который сидел на вершине Софийского креста. От вида пролитой новгородцами крови птица окаменела.


Голубь на центральном куполе Софийского собора

Немного позже к одному из монахов явилась Богородица и сообщила, что голубь послал сам Бог для охраны города, пока он на кресте, город охраняем небесной силой. Во время войны крест был сбит при авианалете и вывезен оккупантами в столицу Испании.

Прошло более полувека, место нахождения охранной святыни собора Софии было найдено настоятелем кафедрального храма, архиепископом Новгородским и Старорусским в Мадриде.

Важно! Только после переговоров президентов двух стран 16 ноября 2004 года состоялась передача голубя в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ, в Испании осталась его точная копия. Сам Иоанн Грозный позже проводил в храме долгие часы в покаянной молитве, а память об этом сохранено и Царское моленное место, которое можно увидеть в помещении святыни

Сам Иоанн Грозный позже проводил в храме долгие часы в покаянной молитве, а память об этом сохранено и Царское моленное место, которое можно увидеть в помещении святыни.

Nobody’s business but the Turks

Призывы вернуть Софии статус мечети не умолкали с исторического решения 1934 года, но в последние годы заигрывания с этой темой стали одной из любимых тем внутренней политики. Но все же еще недавно президент Эрдоган говорил, что поезд для этих перемен ушел. «Сначала заполните Голубую мечеть», — ответил он год назад на просьбу сделать Софию мечетью. Не последнюю роль играло и то, что София-музей была самым прибыльным туристическим объектом города: по разным подсчетам, она приносила в год до .

Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории. Но сами разговоры о возможном переходе смогли отвлечь народ от коронавирусных сводок и экономических бед. Когда опросы показали, что 70 процентов турок одобряют переход Софии в статус мечети, судьба ее была решена. Символическая выгода — сплочение турецкого общества — оказалась выше материальной.

И не последнюю роль в этом вопросе сыграли возражения Греции, протесты России и прочие международные попытки остановить процесс. Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. «Возражения относительно статуса Святой Софии являются прямым вмешательством в суверенные дела Турции», — заявил президент Эрдоган; в конце концов, мы же не церковь переделываем, а музей.

Alamy/Legion Media

Внутреннее убранство Собора Святой Софии

Нельзя сказать, что голосов против совсем нет. Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал , что «миллионы секулярных турков кричат против, но их голосов никто не слышит». Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве. Другие переживают, как переход скажется . Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, за международные последствия.

Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector