Поучение владимира мономаха
Содержание:
- Краткое содержание и анализ
- Краткое содержание
- Основа текста
- Особенности произведения
- Ссылки
- Завет потомкам
- Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано
- О произведении «Поучение детям»
- Кто такой Мономах и что мы о нем знаем
- Анализ
- Биография
- Повествование Мономаха о своей жизни
- Поучение Владимира Мономаха детям
- В чём смысл «Поучения» Владимира Мономаха и какие из его советов кажутся Вам актуальными и сегодня?
- О произведении «Поучение детям»
- Тема единства
- Важные моменты повести
Краткое содержание и анализ
Идея написать «Поучение» для своих детей у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что уже имел неприятный опыт конфликта с Олегом Святославичем и был против междоусобных распрей.
Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный человек, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.
В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:
- Уважать людей старше себя — как собственного отца, младше себя — как своих братьев
- Помогать нуждающимся, просящих воды и еды — кормить и поить.
- Защищать слабых и не давать властям ущемлять обычных людей.
- Чтить гостеприимство — всегда приветствовать встреченного человека и желать ему добра
- Не лениться и остерегаться лжи
По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о простых жителях.
Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию. Мономах пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров, множество половецких князей уничтожил, но немало и отпустил после пленения. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте.
В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек
Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое»
В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.
Краткое содержание
В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать.
Князь Владимир описывает, как на решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.
Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, старшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.
По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям
Князь напоминает, что все люди грешны и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.
В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами — удивительным разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».
Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казни виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.
Основа текста
Главной позицией Владимира становится вера в Бога, из которой следуют различные стратегии поведения, одобряемые и поддерживаемые христианством: соблюдать данные клятвы, помогать слабым и бедным, почитать старших, вести праведный образ жизни. Здесь же он указывает на необходимость осуществлять молитву.
Впрочем, и более древний мотив обнаруживает в своем завещании Владимир Мономах. Анализ «Поучения» демонстрирует, что высокую значимость имеет для правителя почитание гостя. Возможно, вы слышали, что издревле существовал неписаный кодекс, в котором принятие гостя в своем доме признавалось обязательным вне зависимости от времени суток и бытовых условий. Как и в сказках, где «накормить, напоить и спать уложить» является единственно возможным вариантом встречи незнакомого человека, в повседневной жизни заглянувший на огонёк путник являлся лицом неприкосновенным. Не положено было даже спрашивать, кто он и откуда – он мог это рассказать только по своему желанию, уже будучи принятым хозяевами.
Итак, анализ «Поучения детям» Владимира Мономаха показывает, что текст являет собой совокупность идей религиозной и бытовой морали.
Особенности произведения
Исторический источник демонстрирует, что Мономах принимал участие о множестве походов, заключил десятки соглашений. Об этом повествует сам князь. Нельзя утверждать, что все действия автора объективно справедливы. Зато они всегда выражают интересы его страны. Так, после принятия просьбы о помощи от самозванца, претендующего на престол Византии, Мономах понимал, что налицо обман. Боевые действия между Царьградом и Киевом закончились отсутствием серьезных успехов, а соглашение скрепил династический брак.
Владимир Всеволодович был человеком образованным. В его произведении немало цитат, особенно, из Библии. Это подтверждает не только наличие у правителя развитой морали, но и изучение им вопроса перед написанием своего завещания детям. В сочинении упомянуты многие русские города. Они из них стали крупными центрами, к примеру, Курск, Новгород, Владимир, Ростов. Другие утратили былое значение. Их примерами являются Стародуб, Берестье, Кордно. Благодаря заметкам князя об охоте на вепрей, оленей, туров, ученые сделали выводы об ареалах их обитания. Получается, что при помощи литературного памятника получили сведения различные науки.
Без специальной подготовки прочесть древний текст в оригинале невозможно. Причиной является слишком сильная разница межу русским языком двенадцатого столетия и современным. Выражается она не только написанием, но и произношением. К примеру, исчезли буквы «нус малый» и «нус большой», давно нет буквы «ять». Современным читателям неизвестно, какими звуками ранее обозначали твердый и мягкий знаки.
Прочтение текста в оригинале представляет серьезную проблему. Поэтому для анализа используют переводы. Обычно адаптации сопровождаются множеством примечаний. Это заметно упрощает работу с текстом. Комментарии пишут историки-профессионалы. Это позволяет не обращаться во время изучения каждого вопроса к энциклопедии и другим источникам. Несмотря на огромную разницу в написании, в структуре грамматики русского языка существенных перемен не произошло. Такое положение обеспечивает возможность видения стилистических особенностей и литературных приемов, использованных автором.
Ссылки
Владимир выступает высокообразованным человеком. Произведение изобилует цитатами, в особенности из Библии, что говорит не только о развитой морали князя, но и о намеренном изучении вопроса в преддверии написания своего завещания детям.
При анализе «Поучения Владимира Мономаха» можно увидеть названия многих русских городов. Одни из них сегодня являются крупными центрами: Владимир, Новгород, Курск, Смоленск, Ростов. Другие потеряли былую значимость: Сутейск, Кордно, Стародуб, Берестье, Туров.
Приводятся в тексте и другие сцены: благодаря записям великого князя об охоте на оленей и вепрей, куниц и туров, а также многих других животных ученые могут делать выводы об устойчивости ареала их обитания. Таким образом, исторический источник может служить нуждам самых различных наук.
Завет потомкам
Литературное произведение Мономаха можно считать образцовой памяткой педагогической литературы. Основными двумя тематическими образами “Поучения“ являются образ сердца и образ страха Божия. Это христианские символы. Сердце имеет значение хранилища веры и благодати Божией. Страх Господний предстает как путь к спасению и избавлению от греха.
В произведении Владимир Мономах приводит много цитат из библейных трудов, что указывает на его высокий уровень религиозного знания и на то, что именно христианскими заповедями руководствовался великий древнерусский князь. Основное его напутствие заключается в том, чтобы дети приняли веру в Господа и следовали правилам христианского благочестия – это поможет очиститься от грехов и обрести вечное спасение:
Князь считал, что воспитывать детей нужно лишь собственным примером.
Древнерусский государь советует потомкам оставаться патриотами и всегда выступать в защиту Родины от внешнего врага, любить труд, проявлять уважение к людям старшего возраста, жалость к слабым и обделенным судьбой:
Автор «Поучения» большое значение придавал честности, в особенности, если это касалось клятвенных обетов:
Несмотря на то, что свое сочинение великий правитель адресовал собственным детям, читали и прислушивались к нему дети остальных бояр. В кратком содержании «Поучение Владимира Мономаха» изучается и в современных школах.
Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано
Свое «Поучение» глава древнерусского государства написал в то время, когда на Руси царил мир. Как известно, этому предшествовали многолетние междоусобные войны и набеги кочевников. Именно «Поучение» Мономаха современные литературоведы идентифицируют как первый проповеднический текст, созданный не служителем церкви, а светским человеком.
В своей книге великий князь дает рекомендации детям о том, как жить праведно, в ладу с Господом и с самим собой.
При работе с произведением условно выделяют три его основные части: завет потомкам, повествование Мономаха об историях из собственной жизни, письмо Олегу.
О произведении «Поучение детям»
Время правления князя Владимира Мономаха было для народа одним из счастливейших периодов. Мудрый правитель охватывал своими добрыми наставлениями не только современников, но и будущие поколения. Его труд актуален по сей день.
В своем «Поучении» киевский князь рассказывает о причинах, побудивших его к написанию этого труда. По дороге к Волге он встретился с послами, которых направили к нему братья. Было предложено сообща идти на Ростиславовичей, но от князя последовал отказ. Из-за этого братья заранее отказали ему в помощи в случае начала войны. Чтобы вернуть душевный покой, он начал читать Псалтирь. Правитель глубоко чтил Священное Писание, хорошо его знал, и оно побудило его написать послание для потомков.
Произведение «Поучение Владимира Мономаха» – одно из наиболее значимых в литературе XII столетия
Кто такой Мономах и что мы о нем знаем
В жилах великого русского правителя текла кровь византийского и русского народа. Отец – Всеволод – был одним из сыновей Ярослава Мудрого – известного древнерусского князя. Мать – дочь императора Византии Константина ІХ, от которого внуку Владимиру досталось прозвище Мономах.
Трон царя достался Мономаху, когда ему исполнилось шестьдесят. За время своего правления ему удалось примирить враждующие между собой княжества, положить конец междоусобным войнам.
В памяти потомков великий правитель навсегда останется глубоко религиозным философом-мыслителем.
Древнерусский князь Владимир Мономах
Анализ
С самого начала «Поучения» Мономах указывает на завещательный характер своего назидания. По древнерусскому обычаю на место погребения тело усопшего доставляли на санях. Их упоминание означает приближение смерти. Это придает особое звучание всему, о чем говорит правитель. За его словами – прожитая им честно жизнь, дающая право на заветы. Для Владимира Всеволодовича детьми были все остальные князья. Поэтому обращение адресовано всем правителям. Автор призывает их помнить о предназначении, быть верными служителями интересам родной земли.
Четко прослеживается обращение к Библии. Все понимание поведения правителей Мономах строит на ее основе. Он проводит оценку всего сделанного и предлагает другим продолжить его путь. В «Поучении» князь предстает знакомым с книжными традициями и владеющим даром слова человеком с поэтичной образной речью. Он создает особый язык, ставший примером владения художественной речью.
Для большей убедительности, автор пользуется примерами из собственной жизни, приводит перечень походов. Это доказывает, что сам он придерживался правил, которые рекомендует соблюдать другим. Мономах призывает не предаваться лени, вникать во все государственные дела самим, избегать бессмысленных кровопролитий, чтобы понимать причины происходящего и правильно вести себя. Так автор завершает свое сочинение, показывая желание оставить след после себя, передать жизненный опыт тем, кто получает ответственность за судьбу Руси.
Автор упоминает о необходимости ответственности князей перед Богом, так как власть они получили свыше. Между «Поучением» и другими подобными произведениями средневековой литературы заметна связь. Но русский правитель не создавал литературное сочинение. Он пытался донести до потомков духовно-политический опыт, доставшийся дорогой ценой. Владимир Всеволодович предостерегал от повторения собственных ошибок тех, кто получал власть.
«Поучение» отвечало политическим потребностям времени. В нем сказано, что от единства народа и страны зависит и то, какой будет их жизнь. В автобиографическом произведении отражены государственные реалии и проблемы, факты из личной биографии великого деятеля.
Понимание вложенного автором смысла достигается изучением не вольных трактовок, а оригинальных документов. Поэтому внимания заслуживает также изучение других текстов различных эпох.
Биография
Владимир Всеволодович правил различными регионами Руси, прежде чем в 1113 году стать великим киевским князем. Прозван Мономахом он был, поскольку его мать была, во всей вероятности, дочерью императора Византии – Константина Мономаха.
Будущий великий князь рос в условиях политической напряженности – он пережил и ряд военных конфликтов с половцами, представлявшими серьезную угрозу древнерусскому государству, и внутренние междоусобицы. При анализе текста «Поучение Владимира Мономаха» необходимо отметить некоторые факты его личной биографии. В отличие от многих молодых отпрысков княжеского рода, Владимир проявлял удивительное миролюбие. Например, он отказался от претензий на киевский престол после смерти отца в пользу старшего брата. Конечно, такая очередность была предусмотрена традициями, однако во многих других аналогичных ситуациях претенденты развязывали конфликты за личную власть, ослабляя страну.
Повествование Мономаха о своей жизни
Вторая часть произведения Мономаха полностью автобиографическая. В ней он повествует о своих походах военных и делах охотничьих, о защите земли русской от кочевников, а также об особенностях ведения домашних дел.
Небольшие эпизоды из жизни правителя создают в воображении читателя образ древнерусского князя: смелого и заботливого – такого, каким и должен быть русский царь.
Описывая свои каждодневные дела, Владимир делает это с небывалой скромностью и без хвастовства. К примеру, свои военные походы он называет обычными разъездами, а о победе в них вообще не пишет или говорит кратко: “Бог нам помог“.
В описании охотничьих дел князь нигде не упоминает, сколько трофеев ему удалось добыть. Наоборот, он повествует о том, сколько ран он нанес животным и как самоотверженно защищались они от охотников:
Пересказ собственной жизни, выдержки из Священного Писания, повествования о внутренних мироощущениях автора легли в основу нового жанра древнерусской литературы – автобиографии, которого ранее не было.
Поучение Владимира Мономаха детям
Предчувствуя скорую гибель свою, великий киевский князь Мономах оставил письменное поучение Владимира Мономаха детям. Этот труд, составленный Владимиром, касался многих тем, но главным смыслом, которое несло в себе поучение детям, было передать им законы Божьи и научить справедливо управлять государством. Поучение ВладимираМономаха детям начиналось с краткого описания жизни Владимира. Он писал о том, что при рождении его Ярослав Мудрый, дед Владимира, дал ему имя Владимир, а родители его дополнили его прозвищем Мономах. Причины появления этого прозвища не уточнены, но вероятнее всего, оно связанно с тем, что Владимир по материнской линии был потомком Византийского императора – Мономаха.
Далее поучение детям продолжилось призывом править справедливо и свято чтить и исполнять те положения, которые несет в себе поучение Владимира Мономаха. Владимир требовал свято чтить обещания, подкрепленные целованием креста, и никогда их не нарушать. После известного Любеческого съезда на Руси вспыхнула с новой силой междуусобная вона, но Владимир, свято чтивший данное им обещание, не запятнал кровью братьев руки свои. Продолжалось поучение Владимира Мономаха детям призывом заботиться о народе, быть открытым к его нуждам и всячески проявлять свои благодетели. «Будьте отцами для своего народа, честными и справедливыми, не убивайте не виновных и защищайте слабых», — так писал Владимир.
Войны были неотъемлемой частью того времени. Поэтому поучение детям продолжалось наставлением о том, как нужно вести себя в сражениях и походах. Поучение Владимира гласило, что в походе и в битве нужно быть смелым и заражать ею всех остальных. Нужно быть мудрым, ибо только умом достигаются большие победы. Владимир призывал сыновей своих во всем быть примером ля своих солдат и в битве не прятаться за воеводой, а опережать его. Во время отдыха, продолжалось поучение детям, нужно отдыхать, но не снимать с себя оружия, поскольку враг и смерть любят появляться внезапно. В битве и миру, продолжал Владимир Мономах, нужно во всем уповать на Бога и надеяться на его заступничество. Не следует беречь себя, опасаться кого-либо, человека или зверя. Бог всегда покровительствует смелым, не дает им умереть. Описывая Свои походы, Владимир писал о том, что всего их было 83. И это только крупных, мелких же он и счета не вел. И в каждом этом походе Владимир был первым среди войска своего. Поучение ВладимираМономаха детям завершало военную тему, а также тему жизни и смерти, тем, что нужно быть смелым и не бояться умереть с честью. Проведение самого определяет судьбу человека, и если ему будет угодно, чтобы человек умер, то такого человека не спасет ничего, ни латы, ни прочные стены замка, ни другие люди.
Отдельной строкой поучение Владимира Мономаха детям несло в себе призыв к получению знаний. Владимир писал своим детям, чтобы те постоянно искали новых знаний: «Вы должны на всю жизнь запомнить то, что узнали. А то чего не знаете – должны стремиться узнать, чтобы уже никогда не забыть». Сам Владимир свято следовал этому правилу. По приданию летописцев он был крайне образованным человеком. Относится это также и к отцу его, Всеволоду Ярославичу, который даже сидя дома, как говорил Владимир, знал пять иностранных языков, чем заслуживал любовь и уважение других князей и царей соседних держав.
Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей. Всякий странник должен быть встречен с любовью, поскольку именно странники разносят по странам другим славу о других государствах. И именно от теплоты их приема зависит, будет эта слава доброй или худой.
Поучение Владимира Мономаха детям сохранилось до наших дней в, так называемой, Лаврентьевской летописи. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим.
В чём смысл «Поучения» Владимира Мономаха и какие из его советов кажутся Вам актуальными и сегодня?
План ответа
- Когда возникла русская литература и как читали книги наши предки?
- Какие жанры Вам известны? Приведите примеры произведений разных жанров.
- Что такое поучение?
- Какую цель ставил перед собой князь Владимир Мономах, создавая свое «Поучение»?
- Основные наставления «Поучения».
- В чем смысл поучений Владимира Мономаха?
- Какие из поучений кажутся Вам необходимыми и сегодня?
Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.
Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Темы литературы XI– начала XIII века касались русской истории и ее связи с историей всемирной, истории возникновения Руси, борьбы с внешними врагами (печенегами, половцами), борьбы за киевский престол. Фабула произведений, созданных писателями Древней Руси, была проста, повествование велось спокойно, неторопливо.
Летописи XI века не сохранились. Летопись в древней Руси – погодная запись исторических событий, происходивших в стране, городе, местности. Первый памятник, дошедший до нас, — «Повесть временных лет» (начало XII века). Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических событиях.
Среди жанров древнерусской литературы – сказания, предания, хождения, похвалы, поучения, притчи и т. д. Притча «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» повествуется о том, что отрок-киевлянин совершил подвиг, и что воевода Претич придумал, как обхитрить печенегов Печенежский князь ужаснулся, попросил мира и отступил от города.
В «Сказании о Белгородском киселе» также рассказывается о храбрости и смекалке, благодаря которым жителям Белгорода удалось отстоять свой город от печенегов. Известно также и другое произведение – «Похвала князю Ярославу и книгам». Ее создатель говорит, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья», поэтому нужно больше читать.
Одним из интересных жанров древнерусской литературы я считаю поучение. Поучение – это жанр, в котором дается образец поведения для простых людей, обличаются пороки и прославляются добродетели.
Владимир Мономах надеялся, что его потомки продолжат начатое им дело, поэтому князь создал «Поучение», где вывел образ идеального правителя, который имеет крепкую веру, чтит церковь и никогда не забывает о молитве. Цель, которую поставил перед собой Владимир Мономах, создавая своё «Поучение», — просветить своих потомков.«Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Собственную жизнь Мономах строил по тем же заповедям, о которых писал.
К основным наставлениям «Поучения» можно отнести следующие:
- Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
- Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
- Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
- Напоите и накормите просящего.
- Убогих не забывайте и подавайте сироте.
- Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.
- Соблюдайте свое слово…
- Гордости не имейте в сердце и в уме.
- Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
- Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
- Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
- Не пропустите человека, не приветив его.
- Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
Основной смысл «Поучения» Владимира Мономаха заключается в том, что каждый должен иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях.
«Поучение» Владимира Мономаха – произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений. Многие поучения и сегодня не потеряли своей актуальности. Например, обращаясь к молодежи, автор «Поучения» советует: «Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь». Этот совет полезен и нам, ученикам 7-ого класса.
О произведении «Поучение детям»
Время правления князя Владимира Мономаха было для народа одним из счастливейших периодов. Мудрый правитель охватывал своими добрыми наставлениями не только современников, но и будущие поколения. Его труд актуален по сей день.
В своем «Поучении» киевский князь рассказывает о причинах, побудивших его к написанию этого труда. По дороге к Волге он встретился с послами, которых направили к нему братья. Было предложено сообща идти на Ростиславовичей, но от князя последовал отказ. Из-за этого братья заранее отказали ему в помощи в случае начала войны. Чтобы вернуть душевный покой, он начал читать Псалтирь. Правитель глубоко чтил Священное Писание, хорошо его знал, и оно побудило его написать послание для потомков.
Произведение «Поучение Владимира Мономаха» – одно из наиболее значимых в литературе XII столетия
Тема единства
Владимир, как мудрый политик, выступает против раздробленности государства. Разумеется, он видел на протяжении своей жизни, как часто жажда личной власти подрывает устойчивость страны: в междоусобных войнах, борьбе за власть с применением интриг и привлечением внешних военных сил он видит лишь способ «расшатывания» благосостояния Руси. Как мы знаем из биографии князя, сам он не стал пользоваться возможностью усилить своё влияние до тех пор, пока не получил на это законное право.
Заглядывая в грядущее столетие, мы видим, чем обернулось нежелание потомков провести анализ «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться к совету мудрого правителя: монголы, вихрем прошедшие по Руси, смели все войска отдалившихся друг от друга князей и установили своё правление на несколько веков.
Важные моменты повести
В произведении можно выделить ряд основных мыслей. Они затрагивают тему отношения к людям и личной нравственности человека.
Три важных добрых дела
Князь утверждал, что главное для спасения души – это слезы, покаяние и милостыня. Посты, отшельничество и даже монашество он отводил на второй план перед этими несложными трудами.
Автор продолжил поучение необходимостью покаяния и непрестанной молитвы, особенно Иисусовой. Также князь учил:
- заботиться о нищих и убогих, кормить их;
- быть справедливым к вдовам и сиротам, не давать их в обиду;
- ни при каких обстоятельствах не убивать, даже если кажется, что человек того заслуживает;
- не клясться Именем Божиим, не упоминать Бога всуе.
Вековая мудрость
Дальнейшие наставления можно свести к следующему перечню:
- почитать духовенство, заботиться о его представителях;
- искоренять гордыню, помнить о быстротечности земной жизни и лишь временном пользовании имеющимся;
- старшего чтить как отца, младшего – как брата;
- контролировать и придерживаться порядка дома и в походе самому, не надеясь на других;
- самому расставлять стражников;
- всегда иметь при себе оружие;
- осматривать свои земли и пресекать бесчинство.
Наставления киевского князя потомкам
Евангельские наставления
Путешествуя, остановившись на отдых, нужно подать милостыню нуждающимся тех мест. Гостя следует чтить несмотря на его материальный достаток. Если нет возможности что-то ему подарить, нужно его накормить. Так составляется молва о человеке – злом или добром. Больных родственников нужно посещать, усопших – провожать достойно. В общении с людьми быть приветливым, не скупиться на добрые слова.
Обязательно выполнять молитвенное правило и посещать богослужения в храме – так делали предки наши и лучшие люди. Следует учиться полезному, не забывать нужное
После утреннего правила приниматься за дела, спешить делать добро.
Важно!
Князь Владимир Мономах был мудрым и справедливым правителем, богобоязненным православным человеком. Его поучения особенно актуальны в наши дни безверия и непонимания евангельских ценностей. Чтобы понять всю полноту рассматриваемого труда, стоит прочесть его полностью.