Электронная книга поучение владимира мономаха

Содержание:

Краткое содержание «Поучения»

Поучение детям Владимира Мономаха — труд, который появился, как плод долгих размышлений, впечатлений от событий того времени. После прихода послов от братьев князь сделал свой выбор — он против убийства людей, против междоусобных войн. Именно с этого и начинается отрывок послания:

  1. «Я наречен Василием во время крещения — своим дедом Ярославом. Любимыми отцом своим и матерью назван русским именем — Владимир. Мать была из рода Мономахов…»
  2. «В дороге, размышляя, восхвалял Бога, который сохранил меня, грешного, до сих дней. Когда мои дети или кто-то другой будет читать мое „Поучение“, не смейтесь. Но тот, кому наставление полюбится, пусть сохранит его в своем сердце и не ленится, а будет всегда трудиться».
  3. «Прежде всего, имейте в своем сердце страх Божий, подавайте нищим милостыню немалую — это начало творения добра. Если не понравится кому послание мое — не смейтесь, а просто скажите: на дальнем пути сидел на санях, да нес безлепицу…»
  4. «Послали ко мне братья послов и звали с собой: розбить Ростиславовичей, захватить их земли. Откажешься идти с нами — будешь сам по себе… «На что ответил я: «Не смею идти с вами и нарушить христианский закон…»».
  5. «Отправив послов, взял я псалтырь, открыл книгу в печали и прочитал: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?..» Затем собрал я слова, понравившиеся мне, расставил их по порядку, и написал. Кому последнее в послании не понравится, возьмите хотя бы начальное…»

Дальнейшие наставления

Для князя важно, чтобы человек был личностью нравственной: потомки не должны губить христианские души, не нарушать данные клятвы, подавать нищим, уважать стариков, не лгать… Автор «Поучений» дает наставления:

  1. «Иметь душу чистую, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне».
  2. Людей старше себя — уважай, как своего отца, младших — люби, как своих братьев.
  3. Оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, кормить и поить всех просящих.
  4. Быть приветливым и гостеприимным.
  5. Быть защитой для слабых людей.
  6. Трудиться, не лгать — остерегаться этого.

Воспоминания о походах

Далее, поучение Владимира Мономаха, история создания, которого представлена в кратком виде, переходит в биографические воспоминания. В этой главе перечислены все походы, совершенные князем и его дружиной. Только крупных — 83, а небольших походов уже и подсчитать невозможно. Но Мономах не только воевал: он заключал и мирные договоры — их было двадцать.

В период войн его дружина уничтожила огромное количество половецкого народа и их князей. Но в дальнейшем, задумавшись о божьих заповедях, автор немало плененных людей отпускал на свободу. Он не только был храбрым воином, но часто любил охотиться: и этому виду деятельности уделено место в поучении.

Все произведение звучит в виде исповеди, где есть место и личным чувствам. В Поучении отражено видение эпохальных событий того века и житейского быта. Князь Владимир предстает перед читателем человеком чувствительным, страдающим, который переживает все жизненные события тех дней. В конце произведения в его заключительной части, опять звучит обращение к потомкам.

Письмо брату

Письмо, написанное Владимиром своему брату, говорит о желании прекратить раздоры и жить в мире. На его написание подтолкнул князя сын, который не хотел дальнейших ссор и междоусобиц. Суть послания, если кратко обозначить ключевые моменты:

  1. «Сын прислал Владимиру посыльного с грамотой, в которой писал: «Мы должны договориться и помириться. Не будем мстителями — положимся на Бога… Не будем губить землю Русскую…»».
  2. «Послушал я сына и послал тебе грамоту, а из ответа твоего увижу, примешь мое предложение о мире или нет…»
  3. «На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю…»

Структура произведения

Владимир Мономах — один из самых начитанных людей своего времени. Его дедушка, Ярослав Мудрый, — кладезь земной и небесной мудрости. Отец Владимир Ярославич знал пять языков, был человеком широкой культуры. При этом все трое канонизированы русской православной церковью.


Князь Владимир II Всеволодович Мономах

Князь обладал не только разнообразными знаниями, был начитан, имел и литературный талант, — все это воплотилось в его произведении. Оно вмещает в себя несколько жанров (богословие, автобиография, письмо), состоит из трех частей:

  1. Нравственно-религиозная. Само поучение, представляющее собой богословское обращение к детям, как к родным, так и духовным. Князь Владимир выступает здесь как отец всем русским людям по власти, данной ему Богом. Княжеское служение — это мирское служение Богу, поэтому он и должен дать наставление.
  2. Частная. Автобиографическая часть произведения, перечень дел или рассказ о том, как проходили военные походы, как защищал русскую землю от половецких набегов.
  3. Общественно-государственная. Письмо, адресованное Олегу Святославовичу Черниговскому.

Произведение составлено скорее всего на первой неделе Великого поста. Здесь присутствуют скорбные нотки, призыв к покаянию, осознание пройденного пути. Наравне с личным, через все произведение проходит идея единения Руси, что придает ему общенациональное, историческое значение.

Киевский престол

В 1093 году князь Всеволод умирает. Для Владимира смерть отца могла стать предлогом узурпировать киевский престол на правах старшего сына. Таких примеров в средневековой русской истории немало. Все же он, понимая, что это приведет лишь к новым междоусобицам, мудро уступил власть Святополку, а сам удалился в Чернигов.

Главной его заботой в то время было изгнание половцев. С этой целью он дважды собирал удельных князей на съезд, чтобы примирить тех, кто враждовал между собой. В это время проявились его дипломатические таланты. Кроме того, ему удалось объединить дружины разных русских земель в единую рать. В результате предпринятых Мономахом шагов половецкое войско было разгромлено, а 20 ханов пали на поле битвы.

В 1113 г., после смерти Святополка, киевляне на вече постановили послать к черниговскому князю гонцов с приглашением занять дедовский и отцовский престол. Правление Владимира Мономаха длилось 13 лет. В течение этого периода Древняя Русь превратилась в мощное государство.

В чём смысл «Поучения» Владимира Мономаха и какие из его советов кажутся Вам актуальными и сегодня?

План ответа

  1. Когда возникла русская литература и как читали книги наши предки?
  2. Какие жанры Вам известны? Приведите примеры произведений разных жанров.
  3. Что такое поучение?
  4. Какую цель ставил перед собой князь Владимир Мономах, создавая свое «Поучение»?
  5. Основные наставления «Поучения».
  6. В чем смысл поучений Владимира Мономаха?
  7. Какие из поучений кажутся Вам необходимыми и сегодня?

Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.

Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Темы литературы XI– начала XIII века касались русской истории и ее связи с историей всемирной, истории возникновения Руси, борьбы с внешними врагами (печенегами, половцами), борьбы за киевский престол. Фабула произведений, созданных писателями Древней Руси, была проста, повествование велось спокойно, неторопливо.

Летописи XI века не сохранились. Летопись в древней Руси – погодная запись исторических событий, происходивших в стране, городе, местности. Первый памятник, дошедший до нас, — «Повесть временных лет» (начало XII века). Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических со­бытиях.

Среди жанров древнерусской литературы – сказания, предания, хож­дения, похвалы, поучения, притчи и т. д. Притча «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» повествуется о том, что отрок-киевлянин совершил подвиг, и что воевода Претич придумал, как обхитрить печенегов Печенежский князь ужаснулся, попросил мира и отступил от города.

В «Сказании о Белгородском киселе» также рассказывается о храбрости и смекалке, благодаря которым жителям Белгорода удалось отстоять свой город от печенегов. Известно также и другое произведение – «Похвала князю Ярославу и книгам». Ее создатель говорит, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья», поэтому нужно больше читать.

Одним из интересных жанров древнерусской литературы я считаю поучение. Поучение – это жанр, в котором дается образец поведения для простых людей, обличаются пороки и прославляются добродетели.

Владимир Мономах надеялся, что его потомки продолжат начатое им дело, поэтому князь создал «Поучение», где вывел образ идеального правителя, который имеет крепкую веру, чтит церковь и никогда не забывает о молитве. Цель, которую поставил перед собой Владимир Мономах, создавая своё «Поучение», — просветить своих потомков.«Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Собственную жизнь Мономах строил по тем же заповедям, о которых писал.

К основным наставлениям «Поучения» можно отнести следующие:

  • Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
  • Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
  • Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
  • Напоите и накормите просящего.
  • Убогих не забывайте и подавайте сироте.
  • Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.
  • Соблюдайте свое слово…
  • Гордости не имейте в сердце и в уме.
  • Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
  • Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
  • Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
  • Не пропустите человека, не приветив его.
  • Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Основной смысл «Поучения» Владимира Мономаха заключается в том, что каждый должен иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях.

«Поучение» Владимира Мономаха – произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений. Многие поучения и сегодня не потеряли своей актуальности. Например, обращаясь к молодежи, автор «Поучения» советует: «Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь». Этот совет полезен и нам, ученикам 7-ого класса.

Ранние годы княжича

Владимир родился в мае 1053 года в Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий) – стольном граде своего отца, Всеволода Ярославича. Там же прошло его детство. Правда, другие источники называют местом его появления на свет Киев. Матерью Владимира была Мария, византийская принцесса.

Маленького княжича рано стали обучать военному делу. Уже в три года его первый раз посадили на лошадь. А вот обучение письму и чтению началось позже. Для этого к семилетнему княжичу специально был приставлен монах. Однако главную науку о том, как управлять родовыми землями, Владимир постигал, слушая наставления отца.

Беззаботная пора закончилась быстро. В 1066 году Всеволод посадил 13-летнего сына князем в Ростове. Владимир Мономах хорошо усвоил отцовскую науку управления, о чем свидетельствовал тот факт, что он не только удержался на престоле, но и смог собрать дружину, чтобы прийти на помощь отцу в битве под Новгородом. Начиная с этого момента Владимиру приходилось много времени проводить в ратных походах против половцев, а также участвовать в междоусобной борьбе удельных русских князей.

О произведении «Поучение детям»

Время правления князя Владимира Мономаха было для народа одним из счастливейших периодов. Мудрый правитель охватывал своими добрыми наставлениями не только современников, но и будущие поколения. Его труд актуален по сей день.

В своем «Поучении» киевский князь рассказывает о причинах, побудивших его к написанию этого труда. По дороге к Волге он встретился с послами, которых направили к нему братья. Было предложено сообща идти на Ростиславовичей, но от князя последовал отказ. Из-за этого братья заранее отказали ему в помощи в случае начала войны. Чтобы вернуть душевный покой, он начал читать Псалтирь. Правитель глубоко чтил Священное Писание, хорошо его знал, и оно побудило его написать послание для потомков.

Произведение «Поучение Владимира Мономаха» – одно из наиболее значимых в литературе XII столетия

Вторая часть: рассказ о военных походах

Далее следует автобиографическая часть произведения. Но Владимир Мономах рассказывает не о всей своей жизни. Он лишь приводит отдельные эпизоды своей биографии, которые должны были сформировать образ правителя бесстрашного, заботящегося в первую очередь о благополучии своих подданных, всей русской земли. Тем самым князь как бы завещает грядущим потомкам, каким должен быть истинный правитель Руси.


Владимир Мономах призывал к миру между русскими князьями

Самой важной своей задачей Владимир Мономах считал защиту Руси от княжеских междоусобных войн, половцев, других разорителей родной земли. К моменту написания «Поучения…» князь достиг преклонного возраста, как сам он выражается «…сидя на санях…», то есть готовясь отойти в мир иной

Раньше, когда хоронили, почившие тела несли на санях, не взирая на то, на дворе лето или зима.

За всю свою жизнь Владимир Мономах участвовал во многих военных походах, часто ходил на охоту. В своем произведении он делится воспоминаниями об этом. Прославляет и благодарит Бога за то, что хранил его в самых трудных ситуациях, не давая погибнуть от вражеской руки или лютого зверя. Призывает своих подданных не бояться смерти, честно исполнять свой долг и надеяться на помощь Божью.

Это был первый случай написания автобиографии в древнерусской литературе. Автор рассказывает о свой жизни, раскрывает свой внутренний мир, передает людям собственный опыт. Он убеждает читателей не только цитатами из Священного Писания, но персональным примером.

Первая часть: духовные поучения

В начале автор выступает как высокодуховный человек. Князь хоть и был светской личностью, но начинает свое произведение как монах-книжник: «Я, худой (то есть недостойный), …нареченный в крещении Василием…». Обращается князь Владимир к детям с духовными наставлениями.

В данном случае нужно воспринимать не как кровных детей, хотя их тоже Владимир Мономах подразумевал, но и всех тех, кому люба грамота сия, кто не отвергает эти наставления и нуждается в них, всех тех, кто хочет духовно взрослеть. Собственно, для них и было написано это поучение.


Поучение Владимира Мономаха

Он дает ряд наставлений, подкрепляя их искусно переплетенными цитатами из Библии, в частности, обнаруживает отличное знание текстов Псалтири, других мест Святого Писания. Приведем кратко некоторые из них:

  • спасение души не в монашестве, голодании или затворничестве, но в покаянии, слезах и милостыне;
  • ночные поклоны и молитвы помогают избавиться от грехов, совершенных за день;
  • не забывать убогих, слабых людей, по силе своей заботиться о них, кормить, защищать от сильных мира сего, хотящих их погубить;
  • ни на что доброе не лениться, особенно к церкви;
  • не давать солнцу застать себя в постели, вставать затемно и идти на молитву;
  • не предаваться без меры ни питью, ни еде, ни спанью;
  • души иметь чистые, непорочные, тела — худые;
  • не предавать никого смерти, даже если человек и достоин этого. Не губить никакую христианскую душу, ибо один Господь может решать, жить или умереть;
  • чтить священнослужителей, любить и заботиться, чтобы Бог по молитвах их посылал свою милость;
  • остерегаться лжи, пьянства, блуда, ибо от всего этого гибнет душа и тело;
  • почтить гостя пищей и питьем кем-бы он ни был, больного проведать, покойника в последний путь проводить;
  • жен любить, но не давать им властвовать над собой;
  • встречного человека обязательно приветствовать, доброе слово ему молвить;
  • в полдень самим Богом велено спать;
  • прочее.

Поучение довольно распространенный жанр в древнерусской литературе. Его целью является дать современникам духовно-нравственные ориентиры, направить на путь служения Богу и людям.

Москва – Третий Рим

Можно было на этом и закончить обсуждение темы «Владимир Мономах. «Поучение»: краткое содержание», однако хочется упомянуть еще один важный момент. Существует предание, в котором говорится, что все вышеупомянутые предметы были присланы в дар внуку, Владимиру Всеволодовичу Мономаху, византийским императором Константином IX Мономахом (его дедом по матери). И как это стало символично! Пала блистательная, но уже прогнившая Византия, пал Второй Рим вслед за Первым, и вот появился Третий Рим – Москва – Великая Святая Русь. Шапка Мономаха стала символом преемственности власти и Православия от византийских императоров. Впоследствии московские цари возлагали ее на свои головы во время венчания на царство.

«Поучение » Владимира Мономаха в кратком содержании не может передать всю силу, мощь и правильность его мудрых наставлений. Поэтому прочитать оригинальный текст будет очень полезно.

Родовое дерево Мономаха

Потомок Рюриковичей, открывших путь «из варяг в греки», Владимир Всеволодович родился в 1053 году. Славный путь завершил киевским князем в 1125 году.

Генеалогия Мономаха представляет его как:

  • внука Ярослава Мудрого;
  • сына первого обладателя титула «князь всея Руси» Всеволода Ярославовича;
  • потомка византийских императоров Мономахов из Македонской династии по роду матери.

Детство и юношество

Мономах переводится как «единоборец».

Нареченное имя подтвердило его готовность к любым испытаниям:

  • с детства Рюрикович покорял дебри Брынского леса;
  • юношей победил богатыря из Кафы;
  • в тринадцать лет получил княжеский титул и участвовал в боевых походах.

Мать Владимира была гречанкой, мачеха — половецкой княжной Анной. Многонациональная семья сформировала его миролюбивые черты характера. В 21 он сам стал главой семьи. Жена-англичанка Гита Уэссекская родила пять сыновей. Она следовала за мужем в походах. По одной из версий первая супруга Мономаха упокоилась в Палестине. Последующие его браки были после сорока лет.

Великое княжение

В сражениях закалялись характер и воля будущего главы государства, подпитывалось христианское мировоззрение. Как он сам свидетельствует в наставническом слове, только Господь хранил его в схватках со зверями, людьми и в экстремальных ситуациях.

В различных обстоятельствах врагами и союзниками великого князя были:

  • половцы;
  • торки;
  • братья-рюриковичи.

Владимир Мономах не спешил брать власть в Киеве. Но, когда ему было почти шестьдесят, вспыхнуло народное восстание. Оно разгорелось сразу после кончины Святополка и вынудило князя переяславского принять великокняжеский скипетр в Киеве. Смерть предшественника овеяна спорным историческим подтекстом. Она была не первым звоночком братоубийственных конфликтов среди Рюриковичей. Но это не удивительно — власть во все века добывается кровью. Заповеди Мономаха своим детям — это попытка остановить порочные законы войн между престолонаследниками.

Наиболее значащими событиями за правление Мономаха стали:

  • договор 1072 года — «Правда Ярославовичей»;
  • съезд в Любиче в 1097;
  • изгнание половцев в 1111 до глубинки под специфическим названием Тмутаракань.

Потомок Рюриковичей и Мономахов – правитель и автор древней рукописи

В конце XVIII века выяснилось, что в библиотечном архиве адъютанта графа Орлова — Мусина-Пушкина — хранится Лаврентьевская летопись с «Поучением» Мономаха. Этому манускрипту удалось избежать участи большей части архива, пропавшей бесследно. Письменные заявления княживших имеют историческое значение. Среди важных государственных актов особое место занимает наставление потомкам Владимира Мономаха

Обращая внимание на примерный год написания заповеди – 1099, следует отметить, что к моменту вступления на Киевский престол в 1113 автор имел все задатки верховного правителя

В главе Русской земли соединялось два начала:

  • светское;
  • духовное.

Кто является автором поучения и наставления, вопроса у историков не возникает. Это сам Владимир Мономах. Но в те времена православная церковь подчинялась византийскому епископству. Оно направляло в Киев митрополитов. Очевидно, что задачи светской власти формировались под влиянием религиозной литературы святых отцов, назначаемых Византией. Поэтому и труд Мономаха основан на «страхе Божьем», цитатах из Псалтыря Давида. Современником Мономаха и его духовным поводырем был митрополит Георгий — по национальности грек. Это имя звучит в «Повести временных лет». Также не меньшую роль его учителя в описываемый период выполняет преемник Георгия — Иоанн II. Они служили примером для князей, так как сами активно пополняли древнерусскую письменность.

Важные моменты повести

В произведении можно выделить ряд основных мыслей. Они затрагивают тему отношения к людям и личной нравственности человека.

Три важных добрых дела

Князь утверждал, что главное для спасения души – это слезы, покаяние и милостыня. Посты, отшельничество и даже монашество он отводил на второй план перед этими несложными трудами.

Автор продолжил поучение необходимостью покаяния и непрестанной молитвы, особенно Иисусовой. Также князь учил:

  • заботиться о нищих и убогих, кормить их;
  • быть справедливым к вдовам и сиротам, не давать их в обиду;
  • ни при каких обстоятельствах не убивать, даже если кажется, что человек того заслуживает;
  • не клясться Именем Божиим, не упоминать Бога всуе.

Вековая мудрость

Дальнейшие наставления можно свести к следующему перечню:

  • почитать духовенство, заботиться о его представителях;
  • искоренять гордыню, помнить о быстротечности земной жизни и лишь временном пользовании имеющимся;
  • старшего чтить как отца, младшего – как брата;
  • контролировать и придерживаться порядка дома и в походе самому, не надеясь на других;
  • самому расставлять стражников;
  • всегда иметь при себе оружие;
  • осматривать свои земли и пресекать бесчинство.

Наставления киевского князя потомкам

Евангельские наставления

Путешествуя, остановившись на отдых, нужно подать милостыню нуждающимся тех мест. Гостя следует чтить несмотря на его материальный достаток. Если нет возможности что-то ему подарить, нужно его накормить. Так составляется молва о человеке – злом или добром. Больных родственников нужно посещать, усопших – провожать достойно. В общении с людьми быть приветливым, не скупиться на добрые слова.

Обязательно выполнять молитвенное правило и посещать богослужения в храме – так делали предки наши и лучшие люди. Следует учиться полезному, не забывать нужное. После утреннего правила приниматься за дела, спешить делать добро.

Важно!

Князь Владимир Мономах был мудрым и справедливым правителем, богобоязненным православным человеком. Его поучения особенно актуальны в наши дни безверия и непонимания евангельских ценностей. Чтобы понять всю полноту рассматриваемого труда, стоит прочесть его полностью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха и анализ героев :: SYL.ru

Русский князь Владимир Мономах на царский престол вступил в 1113 году, когда ему было уже шестьдесят лет. Однако телом и духом он был очень крепок и здоров. При нем половецкие войска не смели вступать на Русскую землю. Он примирил враждующие княжества и прекратил междоусобные войны. Это был набожный, правдолюбивый, добродетельный, но при этом достаточно воинственный и мудрый правитель.

Приступая к анализу темы «Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха: краткое содержание» окунемся немного с историю Руси XII века.

Великорусский князь

На фоне злобы, насилия и вероломства Мономах был светлым человеком. Князья боялись и в то же время сильно уважали его, для них он был милостивым и справедливым государем. Правление Владимира Мономаха в удельное время было самым счастливым для всего народа. Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха рассказывает, что с его правлением исполнилась заветная мечта его деда Ярослава Мудрого, который хотел, чтобы на царском престоле человек, который для удельных князей был строгим и в то же время любящим отцом.

Таким стал Владимир Мономах, который всех судил сам на княжеском дворе и никогда не давал сильным обижать слабых. «Русскую правду» он дополнил постановлением, в котором говорилось, чтобы заимодавцы не брали с должников большой лихвы (процентов).

«Поучение» Владимира Мономаха: краткое содержание, 6 класс

Владимир Мономах был сильно проникнут учениями святого Евангелия. Он чтил и любил духовенство. Потомкам осталось некое наследие – «Поучение детям» Владимира Мономаха. Краткое содержание его начинается со слов: «Дети мои или кто иной…». А дальше в послании написано, что тот, кто прочитает эту грамоту, да не посмеется, а примет в самое сердце. Каждому человеку необходимо иметь в сердце страх Божий, и поэтому он должен давать нескудную милостыню, потому как это и есть начало всякому доброму делу.

Три важных добрых дела

Человек тремя добрыми делами – слезами, покаянием и милостынею – может избавиться от своих грехов и не лишиться самого главного – Царствия Божия. Эта заповедь совсем несложная, но очень важная. Ни пост, ни отшельничество, ни монашество так не важны для некоторых благочестивых людей, как эти три дела.

Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха продолжается тем, что автор как бы предупреждает, что если кто примет хотя бы половину сказанного к сердцу, того Бог помилует, как того мытаря и разбойника. Нужно каяться слезно в своих грехах и постоянно; где бы ни был человек, чем бы он ни занимался, читать Иисусову молитву: «Господи, помилуй». Она лучше всех.

Православному христианину не нужно забывать об убогих, а по возможности кормить их. Вдову и сироту всегда судить по правде и не давать в обиду сильным. Нельзя убивать человека, даже если он это заслужил и виновен в самых страшных делах. Нет никакой нужды в разговорах клясться Богом и при этом креститься. Перед тем как давать клятву и при этом целовать крест, то подумать надо хорошенько, чтобы не погубить клятвы и вместе с тем душу свою.

Вековая мудрость

Епископов, священников и игуменов монастырей всегда необходимо почитать, любить и по мере сил и возможности заботится о них, чтобы они всегда могли молиться за всех нас. Гордость – страшный порок для человека, поэтому с ней надо бороться и избавляться в сердце и в уме, потому что все люди смертны, и все, что нам дается Господом, – это всего лишь на время. Дальше краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха повествует о том, что старого человека почитать надо как отца, а молодого – как брата.

В доме своем не стоит лениться, за всем хозяйством надо присматривать самим, чтобы никто не мог посмеяться над вашим домом и обедом. На войне не стоит надеяться на своих воевод, лениться и расслабляться. Стражу необходимо расставлять самому. Вставать надо рано, а ложиться спать возле воинов. Есть опасность или нет, оружие всегда необходимо иметь при себе. Беспечный человек может внезапно погибнуть. Объезжая свои земли, надо следить за тем, чтобы слуги не вредили и не бесчинствовали ни на своих землях, ни на чужих, чтобы никто потом не проклинал вас.

Основа текста

Главной позицией Владимира становится вера в Бога, из которой следуют различные стратегии поведения, одобряемые и поддерживаемые христианством: соблюдать данные клятвы, помогать слабым и бедным, почитать старших, вести праведный образ жизни. Здесь же он указывает на необходимость осуществлять молитву.

Впрочем, и более древний мотив обнаруживает в своем завещании Владимир Мономах. Анализ «Поучения» демонстрирует, что высокую значимость имеет для правителя почитание гостя. Возможно, вы слышали, что издревле существовал неписаный кодекс, в котором принятие гостя в своем доме признавалось обязательным вне зависимости от времени суток и бытовых условий. Как и в сказках, где «накормить, напоить и спать уложить» является единственно возможным вариантом встречи незнакомого человека, в повседневной жизни заглянувший на огонёк путник являлся лицом неприкосновенным. Не положено было даже спрашивать, кто он и откуда – он мог это рассказать только по своему желанию, уже будучи принятым хозяевами.

Итак, анализ «Поучения детям» Владимира Мономаха показывает, что текст являет собой совокупность идей религиозной и бытовой морали.

Тема единства

Владимир, как мудрый политик, выступает против раздробленности государства. Разумеется, он видел на протяжении своей жизни, как часто жажда личной власти подрывает устойчивость страны: в междоусобных войнах, борьбе за власть с применением интриг и привлечением внешних военных сил он видит лишь способ «расшатывания» благосостояния Руси. Как мы знаем из биографии князя, сам он не стал пользоваться возможностью усилить своё влияние до тех пор, пока не получил на это законное право.

Заглядывая в грядущее столетие, мы видим, чем обернулось нежелание потомков провести анализ «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться к совету мудрого правителя: монголы, вихрем прошедшие по Руси, смели все войска отдалившихся друг от друга князей и установили своё правление на несколько веков.

Вторая часть: рассказ о военных походах

Далее следует автобиографическая часть произведения. Но Владимир Мономах рассказывает не о всей своей жизни. Он лишь приводит отдельные эпизоды своей биографии, которые должны были сформировать образ правителя бесстрашного, заботящегося в первую очередь о благополучии своих подданных, всей русской земли. Тем самым князь как бы завещает грядущим потомкам, каким должен быть истинный правитель Руси.

Владимир Мономах призывал к миру между русскими князьями

Самой важной своей задачей Владимир Мономах считал защиту Руси от княжеских междоусобных войн, половцев, других разорителей родной земли. К моменту написания «Поучения…» князь достиг преклонного возраста, как сам он выражается «…сидя на санях…», то есть готовясь отойти в мир иной

Раньше, когда хоронили, почившие тела несли на санях, не взирая на то, на дворе лето или зима.

Читайте о других русский князьях:

  • Князь Дмитрий Донской
  • Князь Довмонт Псковский
  • Житие святых князей Бориса и Глеба

За всю свою жизнь Владимир Мономах участвовал во многих военных походах, часто ходил на охоту. В своем произведении он делится воспоминаниями об этом. Прославляет и благодарит Бога за то, что хранил его в самых трудных ситуациях, не давая погибнуть от вражеской руки или лютого зверя. Призывает своих подданных не бояться смерти, честно исполнять свой долг и надеяться на помощь Божью.

Это был первый случай написания автобиографии в древнерусской литературе. Автор рассказывает о свой жизни, раскрывает свой внутренний мир, передает людям собственный опыт. Он убеждает читателей не только цитатами из Священного Писания, но персональным примером.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector