«поучение владимира мономаха» краткое содержание повести мономаха
Содержание:
- Поучение Владимира Мономаха краткое содержание
- Краткое содержание «Поучение» Владимира Мономаха: фрагмент
- Краткое содержание и анализ
- Особенности произведения
- Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха и анализ героев :: SYL.ru
- Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано
- О произведении «Поучение детям»
- Москва – Третий Рим
- Молитва
- В чём смысл «Поучения» Владимира Мономаха и какие из его советов кажутся Вам актуальными и сегодня?
- Русь и Византия
- Сюжет
Поучение Владимира Мономаха краткое содержание
Повесть «Поучение Владимира Мономаха» Мономаха по праву считается литературным памятником XII века, оставившим большой след не только в литературе, но и в истории России. Произведение, написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом, известно также как « «Поучение детям». Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Поучение Владимира Мономаха» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.
Главные герои Князь Владимир – русский князь, мудрый правитель, оставивший послание будущим поколениям. Краткое содержание В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова, и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать. Князь Владимир описывает, как решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.
Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, страшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей. С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.
По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки. Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям
Князь напоминает, что все люди грешны, и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.
В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами, удивительными разнообразием, которым наполнен мир. Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны, и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».
Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казне виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души». Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды. Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.
ЗаключениеСказание, возраст которого насчитывает не одну сотню лет, остается актуальным и по сей день. Основные советы великого князя заставляют задуматься и по-новому взглянуть на свою жизнь. После ознакомления с кратким пересказом «Поучение Владимира Мономаха» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.
Краткое содержание «Поучение» Владимира Мономаха: фрагмент
В одном фрагменте Владимир Мономах подробно расписывает, как он начал в тринадцать лет свою самостоятельную жизнь. Он насчитал 83 похода – точное количество не упомнить. Мономах пишет, как 19 раз заключал перемирие с половцами и более сотни вождей выпустил из плена, а убил их около 200. Почти 100 раз он ездил из Чернигова в Киев к отцу. Написал он и о ловле животных: как подстерегал диких коней, охотился на медведя, лося, тура. Он не оставлял все на хозяйстве у слуг, сам всем собственноручно занимался, покоя себе не давал и постоянно был чем-то занят.
В конце своего повествования он хочет надеяться, что дети его не осудят, так как он меньше всего хотел хвастаться перед ними своею удалью и смелостью. Больше всего он хотел прославлять Бога и милость Его, потому что Тот всегда был с ним – грешным, и оберегал от всяких напастей. Князь призывал не бояться смерти, потому что человек умрет тогда, когда будет на то воля Божья.
В самом конце Мономах просил детей всегда творить добрые дела, не бояться ни войны, ни зверя, но делать свое дело, как Бог даст. Человека от смерти ни отец, ни братья спасти не смогут, поэтому молитесь и делайте добрые дела, так как Божья охрана будет лучше человеческой.
Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха показывает, как правильно и мудро Великий русский князь относился к учению Христову, как он заботился, чтобы все было по правде, по добру и справедливости. Он своим примером показал все это, чтобы его потомкам не было за него стыдно. Свои княжеские обязанности он старался исполнять не на страх, а на совесть.
Краткое содержание и анализ
Идея написать «Поучение» для своих детей у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что уже имел неприятный опыт конфликта с Олегом Святославичем и был против междоусобных распрей.
Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный человек, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.
В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:
- Уважать людей старше себя — как собственного отца, младше себя — как своих братьев
- Помогать нуждающимся, просящих воды и еды — кормить и поить.
- Защищать слабых и не давать властям ущемлять обычных людей.
- Чтить гостеприимство — всегда приветствовать встреченного человека и желать ему добра
- Не лениться и остерегаться лжи
По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о простых жителях.
Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию. Мономах пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров, множество половецких князей уничтожил, но немало и отпустил после пленения. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте.
В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек
Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое»
В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.
Это интересно: Петр Могила — изучаем основательно
Особенности произведения
Исторический источник демонстрирует, что Мономах принимал участие о множестве походов, заключил десятки соглашений. Об этом повествует сам князь. Нельзя утверждать, что все действия автора объективно справедливы. Зато они всегда выражают интересы его страны. Так, после принятия просьбы о помощи от самозванца, претендующего на престол Византии, Мономах понимал, что налицо обман. Боевые действия между Царьградом и Киевом закончились отсутствием серьезных успехов, а соглашение скрепил династический брак.
Владимир Всеволодович был человеком образованным. В его произведении немало цитат, особенно, из Библии. Это подтверждает не только наличие у правителя развитой морали, но и изучение им вопроса перед написанием своего завещания детям. В сочинении упомянуты многие русские города. Они из них стали крупными центрами, к примеру, Курск, Новгород, Владимир, Ростов. Другие утратили былое значение. Их примерами являются Стародуб, Берестье, Кордно. Благодаря заметкам князя об охоте на вепрей, оленей, туров, ученые сделали выводы об ареалах их обитания. Получается, что при помощи литературного памятника получили сведения различные науки.
Без специальной подготовки прочесть древний текст в оригинале невозможно. Причиной является слишком сильная разница межу русским языком двенадцатого столетия и современным. Выражается она не только написанием, но и произношением. К примеру, исчезли буквы «нус малый» и «нус большой», давно нет буквы «ять». Современным читателям неизвестно, какими звуками ранее обозначали твердый и мягкий знаки.
Прочтение текста в оригинале представляет серьезную проблему. Поэтому для анализа используют переводы. Обычно адаптации сопровождаются множеством примечаний. Это заметно упрощает работу с текстом. Комментарии пишут историки-профессионалы. Это позволяет не обращаться во время изучения каждого вопроса к энциклопедии и другим источникам. Несмотря на огромную разницу в написании, в структуре грамматики русского языка существенных перемен не произошло. Такое положение обеспечивает возможность видения стилистических особенностей и литературных приемов, использованных автором.
Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха и анализ героев :: SYL.ru
Русский князь Владимир Мономах на царский престол вступил в 1113 году, когда ему было уже шестьдесят лет. Однако телом и духом он был очень крепок и здоров. При нем половецкие войска не смели вступать на Русскую землю. Он примирил враждующие княжества и прекратил междоусобные войны. Это был набожный, правдолюбивый, добродетельный, но при этом достаточно воинственный и мудрый правитель.
Приступая к анализу темы «Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха: краткое содержание» окунемся немного с историю Руси XII века.
Великорусский князь
На фоне злобы, насилия и вероломства Мономах был светлым человеком. Князья боялись и в то же время сильно уважали его, для них он был милостивым и справедливым государем. Правление Владимира Мономаха в удельное время было самым счастливым для всего народа. Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха рассказывает, что с его правлением исполнилась заветная мечта его деда Ярослава Мудрого, который хотел, чтобы на царском престоле человек, который для удельных князей был строгим и в то же время любящим отцом.
Таким стал Владимир Мономах, который всех судил сам на княжеском дворе и никогда не давал сильным обижать слабых. «Русскую правду» он дополнил постановлением, в котором говорилось, чтобы заимодавцы не брали с должников большой лихвы (процентов).
«Поучение» Владимира Мономаха: краткое содержание, 6 класс
Владимир Мономах был сильно проникнут учениями святого Евангелия. Он чтил и любил духовенство. Потомкам осталось некое наследие – «Поучение детям» Владимира Мономаха. Краткое содержание его начинается со слов: «Дети мои или кто иной…». А дальше в послании написано, что тот, кто прочитает эту грамоту, да не посмеется, а примет в самое сердце. Каждому человеку необходимо иметь в сердце страх Божий, и поэтому он должен давать нескудную милостыню, потому как это и есть начало всякому доброму делу.
Три важных добрых дела
Человек тремя добрыми делами – слезами, покаянием и милостынею – может избавиться от своих грехов и не лишиться самого главного – Царствия Божия. Эта заповедь совсем несложная, но очень важная. Ни пост, ни отшельничество, ни монашество так не важны для некоторых благочестивых людей, как эти три дела.
Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха продолжается тем, что автор как бы предупреждает, что если кто примет хотя бы половину сказанного к сердцу, того Бог помилует, как того мытаря и разбойника. Нужно каяться слезно в своих грехах и постоянно; где бы ни был человек, чем бы он ни занимался, читать Иисусову молитву: «Господи, помилуй». Она лучше всех.
Православному христианину не нужно забывать об убогих, а по возможности кормить их. Вдову и сироту всегда судить по правде и не давать в обиду сильным. Нельзя убивать человека, даже если он это заслужил и виновен в самых страшных делах. Нет никакой нужды в разговорах клясться Богом и при этом креститься. Перед тем как давать клятву и при этом целовать крест, то подумать надо хорошенько, чтобы не погубить клятвы и вместе с тем душу свою.
Вековая мудрость
Епископов, священников и игуменов монастырей всегда необходимо почитать, любить и по мере сил и возможности заботится о них, чтобы они всегда могли молиться за всех нас. Гордость – страшный порок для человека, поэтому с ней надо бороться и избавляться в сердце и в уме, потому что все люди смертны, и все, что нам дается Господом, – это всего лишь на время. Дальше краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха повествует о том, что старого человека почитать надо как отца, а молодого – как брата.
В доме своем не стоит лениться, за всем хозяйством надо присматривать самим, чтобы никто не мог посмеяться над вашим домом и обедом. На войне не стоит надеяться на своих воевод, лениться и расслабляться. Стражу необходимо расставлять самому. Вставать надо рано, а ложиться спать возле воинов. Есть опасность или нет, оружие всегда необходимо иметь при себе. Беспечный человек может внезапно погибнуть. Объезжая свои земли, надо следить за тем, чтобы слуги не вредили и не бесчинствовали ни на своих землях, ни на чужих, чтобы никто потом не проклинал вас.
Кратко о «Поучении»: о чем и для кого написано
Свое «Поучение» глава древнерусского государства написал в то время, когда на Руси царил мир. Как известно, этому предшествовали многолетние междоусобные войны и набеги кочевников. Именно «Поучение» Мономаха современные литературоведы идентифицируют как первый проповеднический текст, созданный не служителем церкви, а светским человеком.
В своей книге великий князь дает рекомендации детям о том, как жить праведно, в ладу с Господом и с самим собой.
При работе с произведением условно выделяют три его основные части: завет потомкам, повествование Мономаха об историях из собственной жизни, письмо Олегу.
О произведении «Поучение детям»
Время правления князя Владимира Мономаха было для народа одним из счастливейших периодов. Мудрый правитель охватывал своими добрыми наставлениями не только современников, но и будущие поколения. Его труд актуален по сей день.
В своем «Поучении» киевский князь рассказывает о причинах, побудивших его к написанию этого труда. По дороге к Волге он встретился с послами, которых направили к нему братья. Было предложено сообща идти на Ростиславовичей, но от князя последовал отказ. Из-за этого братья заранее отказали ему в помощи в случае начала войны. Чтобы вернуть душевный покой, он начал читать Псалтирь. Правитель глубоко чтил Священное Писание, хорошо его знал, и оно побудило его написать послание для потомков.
Произведение «Поучение Владимира Мономаха» – одно из наиболее значимых в литературе XII столетия
Москва – Третий Рим
Можно было на этом и закончить обсуждение темы «Владимир Мономах. «Поучение»: краткое содержание», однако хочется упомянуть еще один важный момент. Существует предание, в котором говорится, что все вышеупомянутые предметы были присланы в дар внуку, Владимиру Всеволодовичу Мономаху, византийским императором Константином IX Мономахом (его дедом по матери). И как это стало символично! Пала блистательная, но уже прогнившая Византия, пал Второй Рим вслед за Первым, и вот появился Третий Рим – Москва – Великая Святая Русь. Шапка Мономаха стала символом преемственности власти и Православия от византийских императоров. Впоследствии московские цари возлагали ее на свои головы во время венчания на царство.
«Поучение » Владимира Мономаха в кратком содержании не может передать всю силу, мощь и правильность его мудрых наставлений. Поэтому прочитать оригинальный текст будет очень полезно.
Молитва
«Премудрости Наставник и смысла Податель, неразумным Учитель и нищим Заступник! Утверди в разуме сердце мое, Владыка! Дай мне дар слова, Отче, устам моим не запрещай взывать к Тебе: Милостивый, помилуй падшаго!» «Упование мое — Бог, прибежище мое — Христос, покров мой — Дух Святой!» «Надежда и защита моя, не презри меня, Благая! Тебя имею помощницей в печали, и в болезни, и во всех бедах, и тебя славлю, Воспетая!» «Разумейте и узрите, что Я Бог, испытующий сердца и ведающий мысли, обличающий дела, опаляющий грехи, дающий суд сироте, и убогому, и нищему». «Преклонись, душа моя, и о делах своих помысли, содеянных тобою, глазами своими обозри их, и каплю испусти слез своих, и поведай открыто все дела свои и мысли Христу, и очистись». «Андрей честной, отче преблаженный, пастырь Критский! Не престань молиться за нас, чтущих тебя, да избавимся все от гнева, и печали, и тления, и греха, и бед, чтущие память твою верно». Град свой сохрани, Дева-Матерь чистая, который царствует честно под Твоим покровительством, пусть он Тобой укрепляется и на Тебя надеется, побеждает во всех битвах, сокрушает врагов и покоряет их. «О Воспетая Матерь, родившая Святейшее из святых Слово! Приняв нынешнее приношение, защити нас от всякой напасти и от грядущей муки — к Тебе взывающих. Молимся Тебе, рабы Твои, и преклоняем колена сердца нашего: склони ухо Твое, Чистая, и спаси нас, вечно в скорбях погруженных, и соблюди от всякаго пленения вражескаго твой город, Богородица! Пощади, Боже, наследие Твое, прегрешения наши все прости, видя, что мы молимся теперь Тебе, на земле родившую Тебя без семени, земную милость, изволением своим воплотивший, Христе, в человека». Пощади меня, Спасе, родившийся и сохранивший Родившую Тебя нетленною по Твоем рождении, когда возсядешь судить дела мои, как Безгрешный и Милостивый, как Бог и Человеколюбец! Дева Пречистая, не искушенная браком, Богом обрадованная, верующим наставление, спаси меня, погибающаго и к Сыну Твоему вопиющаго: «Помилуй меня, Господи, помилуй! Если хочешь судить, не осуждай меня на вечный огонь, не обличай меня яростью своею — молит Тебя Дева Чистая, родившая Тебя, Христе, и множество ангелов, и мучеников сонм». Во имя Христа Иисуса, Господа нашего, которому подобает честь и слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда и ныне и присно во веки!
В чём смысл «Поучения» Владимира Мономаха и какие из его советов кажутся Вам актуальными и сегодня?
План ответа
- Когда возникла русская литература и как читали книги наши предки?
- Какие жанры Вам известны? Приведите примеры произведений разных жанров.
- Что такое поучение?
- Какую цель ставил перед собой князь Владимир Мономах, создавая свое «Поучение»?
- Основные наставления «Поучения».
- В чем смысл поучений Владимира Мономаха?
- Какие из поучений кажутся Вам необходимыми и сегодня?
Возникновение русской литературы относится к концу X века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.
Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли эти тексты, приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян. Темы литературы XI– начала XIII века касались русской истории и ее связи с историей всемирной, истории возникновения Руси, борьбы с внешними врагами (печенегами, половцами), борьбы за киевский престол. Фабула произведений, созданных писателями Древней Руси, была проста, повествование велось спокойно, неторопливо.
Летописи XI века не сохранились. Летопись в древней Руси – погодная запись исторических событий, происходивших в стране, городе, местности. Первый памятник, дошедший до нас, — «Повесть временных лет» (начало XII века). Значение «Повести временных лет» было велико, она сообщала о многих исторических событиях.
Среди жанров древнерусской литературы – сказания, предания, хождения, похвалы, поучения, притчи и т. д. Притча «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» повествуется о том, что отрок-киевлянин совершил подвиг, и что воевода Претич придумал, как обхитрить печенегов Печенежский князь ужаснулся, попросил мира и отступил от города.
В «Сказании о Белгородском киселе» также рассказывается о храбрости и смекалке, благодаря которым жителям Белгорода удалось отстоять свой город от печенегов. Известно также и другое произведение – «Похвала князю Ярославу и книгам». Ее создатель говорит, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья», поэтому нужно больше читать.
Одним из интересных жанров древнерусской литературы я считаю поучение. Поучение – это жанр, в котором дается образец поведения для простых людей, обличаются пороки и прославляются добродетели.
Владимир Мономах надеялся, что его потомки продолжат начатое им дело, поэтому князь создал «Поучение», где вывел образ идеального правителя, который имеет крепкую веру, чтит церковь и никогда не забывает о молитве. Цель, которую поставил перед собой Владимир Мономах, создавая своё «Поучение», — просветить своих потомков.«Поучение» написано в назидание детям и потомкам, тем, кто, «слушая эту грамотку, не посмеется». Собственную жизнь Мономах строил по тем же заповедям, о которых писал.
К основным наставлениям «Поучения» можно отнести следующие:
- Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
- Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
- Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
- Напоите и накормите просящего.
- Убогих не забывайте и подавайте сироте.
- Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его.
- Соблюдайте свое слово…
- Гордости не имейте в сердце и в уме.
- Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.
- Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
- Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
- Не пропустите человека, не приветив его.
- Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
Основной смысл «Поучения» Владимира Мономаха заключается в том, что каждый должен иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях.
«Поучение» Владимира Мономаха – произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений. Многие поучения и сегодня не потеряли своей актуальности. Например, обращаясь к молодежи, автор «Поучения» советует: «Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь». Этот совет полезен и нам, ученикам 7-ого класса.
Русь и Византия
Слава Киевского князя распространилась далеко за пределами его владений. Император Византии, узнав, что Русь готовится к большому походу на Константинополь, в страхе предпочел отправить в Киев послов с богатыми дарами.
Они вручили русскому князю бармы (широкий воротник или оплечье), расшитые самоцветами, животворящий крест и сердоликовую чашу. Однако самым ценным даром, привезенным послами, был венец византийских басилевсов. Таким образом Константинополь признавал князя Владимира достойным носить императорские регалии. С тех пор шапкой Мономаха венчались все великие русские князья и цари.
Сюжет
Поучение Владимира Мономаха адресовано не только к собственным детям, но и ко всем тем, кому данное письмо попадет в руки. Он обращался с просьбой к потомкам почитать Бога и творить добро. Жизнь проходит слишком быстро и человеку порой не хватает времени, чтобы перед смертью раскаяться во всех своих прегрешениях, а это очень страшно.
Идея записать заветные мысли пришла в голову князя неслучайно. Его натолкнула на это встреча с послами своих братьев. Они призвали Владимира пойти с ними против Ростиславичей, чтобы завладеть их землями, но в ответ услышали отказ. Чтобы хоть немного успокоиться, он открывает наугад Псалтырь. При его чтении он приходит к мысли оставить послание для будущих поколений.
Князь просит детей не лениться. Не отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается. Всегда подавать милостыню не скупясь. Все добрые дела будут зачтены Богом. Не забывать ежедневно молиться, даже если в это время занят делами насущными. Не пренебрегать учениями. Стараться осваивать новые знания. Не стоит ошибочно полагать, что милость Божью можно заслужить лишь затворничеством или монашеством. Главное делать добрые дела по зову сердца, а не по принуждению.
Заступаться за слабых и убогих еще одно богоугодное дело. Усмирять свой гнев, жажду мести. Не давать гордыне взять верх над собой. Человек должен быть чист душой и непорочен. На близких людей не нужно таить обиду. Их необходимо прощать, любить, не судить строго за их порой неблаговидные поступки.
Старших по возрасту надо почитать и слушать, подчиняться им. Следить за речью. Не допускать при разговоре сквернословия и брани. Не гневаться. Уметь контролировать свои чувства и эмоции. Не забывать восхвалять Господа, почитать заповеди его. Совершать поклоны не только в церкви, но и дома. Не стоит в разговоре, что-то доказывая собеседнику креститься и клясться именем Господа без нужды. В этом нет необходимости. Проснувшись утром помолись и только потом приступай к исполнению дел.
Биография Владимира Маяковского
В поучении Владимир не забыл упомянуть о делах своих, трудах и походах, в которых он принимал участие с тринадцатилетнего возраста. Первый поход с отцом на пару был к Ростову. Там он правил некоторое время. В его жизни было еще много походов и сражений. Князь большой любитель охоты. Диких коней ловил руками. В одиночку ходил на вепря, медведя, лося. Содержание охотничьего хозяйства не перекладывал полностью на плечи слуг, помогал, чем мог. Владимир советовал не отказываться от новых знаний. В жизни все может пригодиться.
В заключение князь надеется, что дети не осудят его. Он ни в коем случае не хотел хвалиться перед ними своей удалью и смелостью. Владимир благодарен Богу за все. За то, что хранил и оберегал от всех бед. Не забыл он и про Олега, говоря о том, что нужно любить братьев своих и заклиная его не усердствовать добывая насилием то, что можно и так получить в знак искренней заботы и родства. Только мира он желает для земли Русской. Прочитав поучение до конца, надо спешить делать добрые дела, славя бога и дела его великие.
Время чтения 3 минуты, 42 секунды мин.В среднем, пользователи прочитывают текст за 2 мин. Добавить в избранное
«Поучение Владимира Мономаха» по праву считается литературным памятником XII века, оставившим большой след не только в литературе, но и в истории России. Произведение, написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом, известно также как «Поучение детям».
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Поучения Владимира Мономаха» на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.