Третьяковская галерея

Музеи Третьяковской галереи

Основная экспозиция музея располагается в двух зданиях — историческом в Лаврушинском переулке и новом на Крымском Валу.

Главное здание

Адрес: Лаврушинский переулок, 10.

В историческом здании галереи постоянно представлено более 1300 произведений искусства: это работы русских живописцев XI — начала ХХ века. В здании постоянно проводятся и сменяющие друг друга выставки узкой тематики: экспонируются рисунки, графика, живопись из фонда Третьяковки и других крупных музеев.

Новая Третьяковка

Адрес: Крымский Вал, 10.

В настоящее время в здании этой картинной галереи размещается коллекция «Искусство XX века». Наряду с постоянной экспозицией проходят временные выставки, посвященные отдельным художникам и направлениям, выставляются юбилейные коллекции, материалы о революционных годах.

Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, 12.

Здание, расположенное рядом с исторической галереей, используется как площадка для временных выставок, лекций и кинопоказов.

Культурный центр в Толмачах

Адрес: Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1.

Располагается рядом с действующим храмом Святителя Николая в Толмачах, который тоже входит в комплекс Третьяковской галереи. Помимо выставочного пространства в культурном центре размещаются лекционный зал и творческая студия. Для посетителей эта площадка галереи открыта на время мероприятий.

Дом-музей В. М. Васнецова

Адрес: переулок Васнецова, 13.

Дом-«теремок» построен по авторским эскизам, экспозиция — оригинальный интерьер и произведения на сказочную тематику.

Музей-квартира А. М. Васнецова

Адрес: Фурманный переулок, 6, 3 этаж, кв. 21–22.

В этой квартире пейзажист проживал с 1903 по 1933 год. В мемориальном музее проходят лекции, литературно-музыкальные вечера.

Музей-мастерская А. С. Голубкиной

Адрес: Большой Левшинский переулок, 12.

Скульптор Анна Семеновна Голубкина проживала в одноэтажном особняке с 1910 по 1927 год. В созданном в 1934 году музее-мастерской удалось сохранить атмосферу артистического ателье начала XX века. Экспозиция — рабочее место, инструменты скульптора и ее произведения, переданные семьей Голубкиных в дар государству.

Музей А. С. Голубкиной с сентября 2021 года находится на реконструкции

Музей П. Д. Корина

Адрес: Малая Пироговская улица, 16, стр. 5.

Мемориальный музей размещается в доме-мастерской, где с 1934 по 1967 год жил и работал художник, реставратор Павел Дмитриевич Корин, автор цикла «Русь уходящая», портретист и создатель мозаичных панно для Московского метрополитена.

Музей П. Д. Корина закрыт на реконструкцию до 2022 года

На официальном сайте доступна подробная карта музейного комплекса Третьяковки:

Расположение галерей и филиалов

Экскурсии

Музей в лице сотрудников предлагает общеобразовательные лекции об отдельных периодах и направлениях, а также увлекательные обзорные экскурсии.

Экскурсионная программа «Искусство XX века» (с 7 лет) – дает возможность ознакомиться с классикой российского авангарда и творениями таких мастеров:

  • Ларионова.
  • Гончаровой.
  • Малевича.
  • Татлина.

Помогает узнать, как формировалась живопись после Октябрьской революции, посмотреть на такие знаменитые холсты, как «Купание красного коня» и «Новая Москва».

Экскурсионная программа «Искусство XX века. В мастерской живописца» — дает возможность школьникам 1‒8 классов ознакомятся с произведениями прошлого столетия и новыми художественными стилями. По окончанию экскурсии детям разрешается поупражняться в рисовании, перемешивая краски, как профессиональные мастера.

Экскурсионная программа «Сочинение по картине» — для детей 5–7 классов. Дает возможность проанализировать с экскурсоводом несколько творений по заблаговременно избранной теме, а далее написать сочинение по любому холсту.

Данное мероприятие, отводит важную роль самостоятельным рассуждениям ребят, направляемым опытным музейным педагогом. Оно проводится с использованием интерактивных листов с заданиями, стимулирующих развитие речи и навык описания.

Экскурсионная программа «Русский авангард» с 14 лет. Дает возможность ознакомиться с собранием российского художества 1910 г и узнать, как создавалось новое экспериментальное изобразительное искусство:

  • Примитивизм.
  • Кубофутуризм.
  • Супрематизм.
  • Экспрессивная абстракция.

Экскурсионная программа «Советское искусство». С 14 лет. Дает возможность ознакомиться с русским творчеством после Октябрьской революции 1917 г, и творениями известных художников 1930 – 50 г. Проводить экскурсии могут только местные экскурсоводы и аккредитованные гиды-переводчики.

«Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех»

Огромная ретроспектива классиков современного искусства уже успела стать одним из самых ярких культурных событий этой осени. Организованная совместно с Эрмитажем и лондонской Тейт-Модерн, выставка представляет около 500 экспонатов, позволяющих досконально изучить творчество художников-концептуалистов Ильи и Эмилии Кабаковых. 

Среди экспонатов есть и живописные работы, и графика, и макеты, и тотальная инсталляция, для которой важно и само выставочное пространство. Посетителям гарантировано увлекательное путешествие по лабиринтам сознания Кабаковых, которым свойственно играть с каноном, рушить ожидания и иронично относиться к искусству в целом

Выставка открыта до 13 января 2019

Немецкий романтизм

Романтизм в культуре пришёл на смену строгому классицизму. На передний план выступили переживания героев, их внутренний мир. Пейзажная живопись изображала природные стихии, игру лучей солнца и луны.

Одним из направлений романтизма в живописи было изображение детей. Ведь детство – самая беззаботная пора, когда в своих мечтах маленький человек может стать кем угодно, улететь куда угодно. Строгое классическое выставочное изображение детей, как маленьких взрослых, сменилось в живописи на живой, сиюминутный портрет-настроение.

Страной, где зародилось романтическое направление в живописи, считается Германия. Для романтизма этой страны характерны:

  • идеализация эпохи средневековья;
  • присутствие в сюжетах мифологических существ;
  • лирические сюжеты, в которых передано настроение;
  • отказ от строгости и рациональности классицизма.

Особенное влияние новое направление в живописи оказало на портрет и пейзаж. Яркими представителями романтического направления в немецкой живописи были: Ф. Рунге (пейзаж, портрет), К. Д. Фридрих (пейзаж), К. Г. Карус (пейзаж). Посетители выставки смогут ознакомиться с работами этих мастеров, а также других менее именитых художников: Т. Ребеница, Л. Рихтера, К. Фогельштайна, И. Овербека.

Концерты и спектакли

Ежегодно в начале осени Третьяковка проводит «Т Фестиваль», который связывает классическую музыку и словесное художественное творчество. Все концерты проходят в ночных музейных залах — это располагает к непринужденному общению и неспешному восприятию музыки.

На фестивальном марафоне принимают участие много известных людей и ансамблей, таких как:

  • Актер А. Филиппенко.
  • Пианист Б. Березовский.
  • Виолончелист А.Князев.
  • Альтист Ю. Башмет.
  • Камерный ансамбль «Солисты Москвы».
  • Пианист А. Володин.
  • Государственный квартет им. И. Бородина.

Онлайн-проект Arzamas вместе с фондом Владимира Потанина и галереей открыл новое пространство в здании Новой Третьяковки под названием «Гостиная». Оно расположено на 4 этаже в зале №18.

В этой большой комнате с библиотекой и экранами теперь можно не только почитать книги, но и посмотреть информационное видео. Каждый месяц здесь проводят образовательные приключения: концерты и спектакли.

Грандиозный российско-германский проект

В залах Новой Третьяковки на Крымском Валу 24 апреля 2021 года открылась международная выставка «Мечты о свободе». Это совместный проект России, Германии, США, Эстонии.

Цель выставки – ознакомить зрителей с тем, как представляли романтизм художники зарубежные и российские. Ведь романтизм в мышлении, философии, культуре господствовал в мире около ста лет – с конца XVIII до середины XIX веков. Впервые у посетителей выставки будет шанс воочию увидеть и сравнить картины и концепции великих российских и иностранных мастеров.

В показе участвуют около 200 полотен, а также более 100 других экспонатов той эпохи (архивные материалы, скульптуры, вещи, рисунки) российских и немецких музеев. Среди выставленных полотен работы: О. Кипренского, К. Д. Фридриха, А. Иванова, Ф. О. Рунге, К. Брюллова, И. Овербека, А. Венецианова.

Как сообщает www.1rre.ru, зрители смогут увидеть не только работы художников эпохи романтизма, но и оценить, какие изменения претерпело это направление спустя более сотни лет через работы Д. Тарелла, В. Тильманса, Х. Сугимото, Н. Полисского, Гвидо ван дер Верве.

Концепцию выставки создал известный архитектор Д. Либескинд. Он возвел настоящий лабиринт, проходя по которому, зрители будут знакомиться с работами художников-романтиков из разных стран. Маршрут, как таковой, отсутствует. Две ветви лабиринта сходятся в центре, где зрители смогут лицезреть работы главных мастеров этого направления (немецких и русских):

  • К. Г. Каруса;
  • А. Иванова;
  • К. Д. Фридриха;
  • А. Венецианова.

Каждый из этих художников по-своему переосмыслил в своих произведениях идею внутренней свободы. К. Г. Карус объединил науку и философию, А. Венецианов увидел абсолютную гармонию и свободу в жизни простых крестьян, А. Иванов пытался донести идею улучшения изменения внешнего и материального миров ради духовного идеала, К. Д. Фридрих сумел увидеть и передать душу природы.

История

Дата основания галереи — 1856 год. Именно тогда коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков впервые приобрел работы русских живописцев — картины В. Г. Худякова и Н. Г. Шильдера.

Горожане впервые смогли увидеть значительно разросшуюся коллекцию Третьякова в 1867 году: в Замоскворечье открылась галерея братьев Третьяковых, в которой насчитывалось более 1800 экспонатов, из них — 1276 картин.

В дар городу Москве Павел Михайлович передал свою художественную галерею в 1892 году. К тому времени коллекция расширилась до более чем 1900 предметов искусства.

Галерея и сейчас располагается в доме, приобретенном семьей Третьяковых в 1851 году. Со временем для постоянно пополняющейся коллекции к особняку достраивались новые помещения. Красивый фасад галереи создавался архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова, а его возведением с 1902 по 1904 год руководил А. М. Калмыков.

Название «Государственная Третьяковская галерея» комплекс получил в 1918 году. Важнейшим источником пополнения собрания в первые советские годы стал созданный тогда же Государственный музейный фонд. В последующие годы галерея достраивалась и получала новые площадки — дом купца Соколикова, церковь Николая Святителя в Толмачах. В годы ВОВ экспозицию эвакуировали в Новосибирск и Пермь (в то время — Молотов). 17 мая 1945 года Третьяковская галерея вновь открылась в Москве. В 1980–1992 годы продолжилось расширение площади экспозиции, южнее главного здания построен Инженерный корпус. Картинная галерея на Крымском Валу вошла в состав Третьяковки в 1985 году.

Скульптурный портрет П. М. Третьякова, выполненный С. М. Волнухиным, Елена Яхонтова

Картины Третьяковской галереи

В 1892 году Третьяков передал в дар государству огромную и уже знаменитую галерею подлинных шедевров национального изобразительного искусства. И благодарная Россия в лице ее ведущих художников заявит дарителю: «…Весть о вашем пожертвовании давно облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и удивление к значительности принесенных Вами в его пользу усилий и жертв».

Вместе с коллекцией Павла Михайловича в дар Москве была принесено собрание живописи его брата, бывшего в 1880-е годы московским городским головой, тоже коллекционером, но уже преимущественно работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Эрмитажа.

Двери Третьяковской галереи открыты для людей всех возрастных категорий и взглядов. Выставка интересна как взрослым, так и детям. Трудно обойти все залы и галереи Третьяковки за один день — так хочется задержаться подольше у любимых и известных полотен и рассмотреть детали…

Фрагмент картины «Богатыри», Васнецов Виктор Михайлович Третьяковская галерея

Посещение Третьяковской галереи даёт возможность не только прикоснуться к прекрасному, проникнуться всей глубиной мастерства великих художников, чьи имена знают от мала до велика, но и проследить ход российской истории, развития страны, увидеть особенности быта русских людей в разные века.

Интересные факты

Любопытные факты:

  • Строение музея представляет собой огромный невысокий павильон со сквозными колонами по кругу 1 яруса.
  • Общая площадь — 12 000 м².
  • В 2007 г управление Третьяковки поменяло порядок экспозиций. Теперь просмотр картин стартует с 1900 г, а холсты размещены по отдельным темам. То есть творения 1 мастера могут быть одновременно в разных комнатах.
  • В 2008 г мэрия города хотела убрать строение Центрального Дома Художника, а вместо него возвести новый корпус Третьяковки — экспозиционный комплекс «Апельсин», который включал бы в себя жилые дома и магазины. Намерения правительства произвело большое недовольство среди граждан, поэтому от этой задумки пришлось отказаться.
  • В 2015 г администрация музея огласила о его реконструкции: территорию поделили на алфавитные сектора и открыли кафетерий, помещение для лекций и подарочную лавку. Спецпроект был создан компанией Zolotogroup и корпус на Крымском Валу получил наименование «Новая Третьяковка».
  • В 2021 г после преобразования была открыта центральная терраса площадью 4000 м² с фонтаном и сценой для спектаклей и музыкальных выступлений.

В феврале 2021 г компания Рема Колхаса анонсировала программу последующего преобразования, в соответствии с которой Третьяковка будет разделена на 4 части:

  • Фондохранилище.
  • Общеобразовательный комплекс.
  • Демонстрационный и конференц-зал.

По плану архитекторов, внешняя часть здания останется не тронутой, а внутри обрамляющие стены будут демонтированы, и музей сделают совершенно прозрачным. Наместо имеющихся помещений сформируют огромную выставочную территорию с видом на парк им. Горького, а вместо лестниц появятся красочные эскалаторы.

Третьяковка, что находится на Крымском Валу, придерживается таких важных принципов: безопасность экспонатов и равноправный доступ к творениям искусства для всей аудитории музея. А также, предоставление качественной информации, которая преподносится гостям на постоянных экспозициях и временных выставках.

Оформление статьи: Владимир Великий

Программы

Большинство программ в музее ежегодные и предусматривают как абонемент, так и разовые посещения.

Для детей

Новая Третьяковка запустила детский просветительный проект «Фрагменты картины», или Мастерские художников-реалистов. Это абонементная программа для школьников 3-5 классов.

Благодаря ей школьники ближе познакомятся с современными мастерами, прочувствуют их стиль и неповторимый характер художественного почерка. А искусство сравнения минувшего и настоящего стиля в произведениях выработает представление о развитии реалистического жанра.

При помощи творчества современного мастера С. Файбисовича ребята по-другому взглянут на персонажей картин Репина. А затем в творческой мастерской попробуют себя в образе художника-реалиста. На мероприятиях они будут изучать работы 2 художников, представляющих различные вариации реалистического искусства.

Также школьники познакомятся с творчеством художников, чьи работы выставляются в музее и изучат их художественную технику и материалы.

Литературно-музыкальные вечера для детей и родителей:

  • Марк Твен «Том Сойер».
  • «Садко».
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо».
  • А.П. Чехов «Мальчики»
  • Дж. Свифт «Путешествия Гулливера».
  • Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»
  • Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Для взрослых

Программы для взрослого поколения:

  • Просветительный проект к выставке «Эдвард Мунк» — где аудитория сможет увидеть 70 живописных и 30 графических трудов. Фотокарточки и памятные вещи из Музея Мунка в Осло. Специально приготовленная международная программа, которая также включает семинар о мировоззрении и творчестве экспрессиониста, о воздействии литературы и философии на его работы.
  • Программа « Особенности восприятия искусства через призму творчества Ильи Репина и Семёна Файбисовича». Активное интеллектуальное и эмоциональное ознакомление с произведениями в группе единомышленников позволит: получить пространство для свободного формирования и высказывания собственной точки зрения. Обогатить видение за счет знакомства с мнениями и опытом других людей. Познакомиться с основами анализа произведений искусства – и сразу же применить их на практике.
  • Большой проект «Ночи искусств» в Новой Третьяковке. Где на платформе функционирует тату-салон работающий по мотивам картин Михаила Ларионова, а также детский тренинг «Город Т» по темам его произведений. В помещениях галереи практически без остановок – проходят музыкальные выступления знаменитых артистов. Кроме того, на протяжении всей ночи гостей ждут экскурсии по экспозиции «Искусство XX века».
  • Ежегодно галерея участвует в международной акции «Ночь музеев»: готовит насыщенную специальную программу с мастер-классами и концертом.

Картины

В фондах музейного комплекса насчитывается более 180000 произведений искусства разных эпох и направлений.

Иконы и древнерусская живопись

Богатейшее собрание русской иконописи XI–XVII веков, которым сейчас располагает галерея, в основном сформировалось в советские годы.

Постоянная экспозиция искусства Древней Руси и иконописи размещается в залах № 56 — 62. Здесь удастся увидеть произведения величайших иконописцев, в первую очередь Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева.

Наталья Шельпова

Вторая половина XIX века

Лучшее собрание работ передвижников: картины И. Н. Крамского, В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. Е. Маковского и других.

Многогранно представлено творчество И. Е. Репина (включая картины «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали»), В. И. Сурикова («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»), В. В. Верещагина («Богатый киргизский охотник с соколом»).

«Грачи прилетели», А. К. Саврасов, Елена Яхонтова

Конец XIX — начало XX веков

Выдающиеся художники этого периода:

  • М. А. Врубель («Демон сидящий»);
  • И. И. Левитан («Над вечным покоем», «Вечерний звон»);
  • В. А. Серов («Девочка с персиками»);
  • К. А. Коровин («В лодке», «Парижское кафе, вторая половина 1890-х»);
  • М. В. Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Молчание»);
  • Б. М. Кустодиев («Большевик», «Красавица», «Масленица»);
  • Н. К. Рерих («Ашрам», «Гонец»);
  • А. Н. Бенуа, К. А. Сомов и другие мастера «Мира искусства»;
  • Союз русских художников;
  • Объединение «Голубая роза»;
  • Общество художников «Бубновый валет».

Современное искусство, XX век (Новая Третьяковка)

Собрание современного искусства — свыше 5000 произведений: от абстрактной живописи послевоенных лет до самых значимых художественных работ 2000-х годов.

Основные направления и разделы:

  • Абстракция,
  • Кинетизм и оптическое искусство,
  • Мистики и сюрреалисты,
  • Новый реализм,
  • Поп-арт,
  • Минимализм и постживописная абстракция,
  • Соц-арт,
  • Концептуализм — образ в голове,
  • Поэзия и письмо,
  • Перформанс,
  • Машины понимания,
  • Неоэкспрессионизм,
  • Концептуализм — новое поколение,
  • Археология постмодерна,
  • Акционизм 1990-х,
  • Проект: искусство 2000-х.

Известные художники: Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Вл. А. Серов, Н. В. Томский, С. Д. Меркуров и другие.

Главный шедевр и центр притяжения в Третьяковке на Крымском Валу — это картина Казимира Малевича «Черный супрематический квадрат».

Познакомиться с коллекцией Третьяковской галереи можно онлайн — на официальном сайте удобная сортировка по периодам и авторам.

Зал 26 имени мецената В. И. Некрасова. Фото: Евгений Алексеев, Государственная Третьяковская галерея

Лекции

Третьяковка на Крымском валу это не только галерея, но и современнейшее просветительное учреждение, где можно прослушать лекции и целые курсы о творчестве определенного периода. Здесь есть лекционные материалы для любого возраста: от школьников до взрослых. Для тех, кто любит не просто слушать, а еще и упражняться в создании своих работ, предлагаются обучение в творческих мастерских.

Ближайшие лекции: полотно Репина «17 октября 1905 г» — конец самодержавия в России. В данной картине художник изобразил восхищение московского общества после публикации властью знаменитого манифеста, который обозначал формальный запрет в России царского режима.

Лекционный зал в Третьяковке на Крымском валу

«Торжественное собрание Государственного совета 7 мая 1901 г в день 100 летней годовщины его организации» — шедевр Репина, который является настоящим зрительным и эпохиальным источником.

Кто управлял царской Россией в начале XX столетия? Благодаря полотну можно понять об индивидуальном составе высшей бюрократии и узнать о нравах представленных персонажей и их влияние на политическую ситуацию в государстве.

Лекторий Третьяковки предлагают широкий круг теоретических знаний по искусству XX — начала XXI ст. У слушателей есть возможность посещать отдельные лекции или приобрести абонемент.

Выставка Михаила Ларионова

Ретроспектива прослеживает весь творческий путь художника-экспериментатора Михаила Ларионова от его первых серьезных работ начала века до самых поздних картин и эскизов для балета «Шут», в создании которого также участвовали организатор парижских «Русских сезонов» Сергей Дягилев и композитор Сергей Прокофьев. 

Широкой публике Ларионов известен прежде всего как основоположник абстрактного искусства в России, и одним из его изводов стал лучизм: этому движение посвящен отдельный зал экспозиции. Однако выставку художника, стоящего у истоков русского авангарда, можно неофициально назвать «Неизвестный Ларионов». Импрессионистский период, вдохновленный Клодом Моне и Винсентом Ван Гогом, полотна в жанре примитивизма и натюрморты – работы разных стилей по-новому откроют Ларионова даже для тех, кто был ранее знаком с творчеством художника.

Выставка открыта до 20 января 2019

Как работает Третьяковская галерея?

Учреждение имеет вполне удобный график работы для большинства посетителей. В зависимости от конкретного дня недели, время для посещений несколько варьируется.

  • в четверг, пятницу и субботу — с 10:00 до 21:00;
  • во вторник, среду и воскресенье — с 10:00 до 18:00;
  • официальным выходным днем является понедельник.

Следует помнить, что кассы закрываются на 1 час раньше. Кроме того, чтобы избежать очередей, рекомендуется отправляться в Третьяковку в определенные промежутки времени. В будни лучше посещать ее в первой половине дня. Вечером можно без лишних сложностей попасть в художественный музей в четверг или пятницу. В выходные и праздничные дни лучше приходить сразу к 10:00.

Третьяковка на Крымском валу распахнула двери постоянной экспозиции после ремонта

В обновленной Третьяковской галерее на Крымском валу есть, чем удивить даже самых искушенных и требовательных знатоков искусства.

Вот так, с «Купания красного коня», безо всякой подготовки, теперь начинается постоянная экспозиция Третьяковской галереи. Во-первых, так уже было. Это дань традиции — в 80-90-е именно с этой картины начиналась выставка. Во-вторых, с такой работы начинать экспозицию крайне символично. Юноша — образ обновленного человека, конь — течение времени: революционный вираж в истории искусства. И это в самом начале.

Залы были закрыты всего два месяца. Протекающая крыша и вынужденный ремонт — повод по-новому взглянуть на хиты авангарда. Меняется зритель, меняются взгляды, и даже классика читается по-иному.

«Когда ты анализируешь то, что ты делал, например, два или три года назад, ты понимаешь, что очень многое из этого уже вряд ли будет актуальным сегодня. Очень важным моментом является еще и следующее: Третьяковская галерея, как и огромное количество других музеев, хранит гораздо больше, чем может показать. И вот такая ротация в постоянной экспозиции позволяет показывает гораздо большее количество произведений», — говорит генеральный директор ГТГ Зельфира Трегулова.

Как начался русский авангард и как он изменил историю мирового искусства. Не в хронологическом порядке. Вся Гончарова, вернувшаяся в пандемию из мирового турне. Вместе с Ларионовым. В Третьяковке — самая большая в мире коллекция их работ. Рядом весь Пиросмани и Бурлюк. Их всего по три работы, но каждая — сокровище. Некоторые художники впервые вместе, другие залы — монографии. Кандинский в ярком соло.

«Фиолетового никогда не бывает в музеях. А оказалось, что для Кандинского это самое лучшее. И те вещи, которые раньше мы не видели и не замечали в Кандинском, они на фиолетовом фоне заиграли по-другому. И есть какие-то сцепки, смычки между залами. Следующий зал — про неоклассику. Фиолетовый кушак девушки перекликается с фиолетовым цветом зала. А дальше, на перспективу, мы уже знаем, куда мы идем — в зал беспредметного искусства», — поясняет научный сотрудник отдела новейших течений ГТГ Сергей Фофанов.

Беспредметное искусство. Так абстракционизм называли его создатели. Кандинский, Родченко, Малевич. Хиты за каждым поворотом. И даже «Черных квадратов» — два.

«Вся поверхность потрескавшаяся. Проступают какие-то цветные линии фона. В качестве холста он использует свою более раннюю работу, в которой еще нет беспредметности. Именно радикализм первого «Квадрата» заключается в том, что он его закрашивает. И вот авторское повторение 1929 года. Человек, который будет это смотреть в компьютере или в фильме, он никогда, может быть, не увидит разницы. Но человек, который придет в музей, он увидит, что даже настроение, камертон совершенно разный. Это две разные картины, и это тоже про живопись», — говорит Сергей Фофанов.

Это еще не вся история искусства ХХ века. Следующий этап открытия обновленных залов и свежего взгляда на классику представят зрителю через несколько недель. В Галерее пообещали: с экспериментами не остановятся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector