Русская иконопись

I. Введение.

Икона — это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.

Автор реферата стремится изучить историю, смысл, символику и значение икон для верующих.

Готовя данный реферат я изучила ряд источников. Из которых ясно, что в подходе к иконописи существует несколько направлений.

Одни авторы сосредоточили все внимание на фактической стороне дела, на времени возникновения и развития отдельных школ. Других занимает изобразительная сторона иконописи, то есть ее иконография

Третьи пытаются прочесть в древней иконописи ее религиозно-философский смысл.

В этом реферате автор пытается объединить эти подходы, так как в них содержится единая цель — изучение иконописи.

Список использованных источников приводится в конце реферата.

1. Особенности Русской Иконописи.

Преодоление
ненавистного
разделения
мира, преображение
Вселенной во
храм, в котором
вся тварь объединится
так, как объединены
во едином Божеском
Существе три
лица Св. троицы,
— такова та основная
тема, которой
в древней русской
живописи все
подчиняется.

Нет сомнения
в том, что эта
иконопись
выражает собой
глубочайшее,
что есть в
древнерусской
культуре; более
того, мы имеем
в ней одно из
величайших,
мировых сокровищ
религиозного
искусства.

Ее господствующая
тенденция —
аскетизм, а
рядом с этим
несравненная
радость, которую
она возвещает
миру. Но как
совместить
этот

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),
обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.

Подробнее

Поможем написать работу на аналогичную тему

Реферат

Любая тема

От 250 руб.

Контольная работа

Любая тема

От 250 руб.

Курсовая

Любая тема

От 700 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному
проекту

Узнать стоимость

Страницы:

Фактор №3

Обратите внимание на доску. По обратной стороне опытный эксперт по антиквариату сразу все определит

К примеру, есть такое понятие как рубленые доски — до 17 века доски для икон рубили топорами, которые оставляли характерный, рубленый, след. Потом была внедрена продольная распиловка бревен и доски стали более гладкими, так что все, что гладкое — уже не 16 и не 17 век.

Но и из этого правила есть исключения, к примеру, на рубленых досках могли писать позднее; даже в 18–19 веках в некоторых глухих деревнях использовали топоры, вместо пил; при поновлениях обратную сторону иконы могли стесать.

III. Гонения на Иконы.

Издревле христианами чтимы были святые иконы или священные изображения Лиц Пресвятой Троицы, — Отца и Сына, и Святого Духа, святых, ангелов и Божиих людей. Но вот в начале восьмого столетия на престол греческой империи вступил Лев III Исавриец. Через 10 лет
своего правления, в 726 году, он издал указ, которым запрещалось христианам повергаться в молитвах перед иконами на землю, и многие иконы после этого поставлены были высоко. чтобы нельзя было целовать их. Через пять лет он издал другой указ, в котором повелевалось совершенно прекратить почитать иконы и удалять их из общественных мест. Он думал, что через упразднение икон последует сближение иудеев и магометан с Церковью и греческой империей. Его сын Константин Копроним, в продолжении 34 лет (с 741 по 755 год) еще с большей жестокостью преследовал чтителей святых икон. Его внук Лев Хазарь (775-780) следовал по пути своего отца и деда. Но они достигли
противоположных следствий,- не только не угодили ни иудеям, ни магометанам, но возбудили против себя народ своей же империи. Римские папы, тогда независимые от греческих императоров, и три восточные патриарха: Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, находившиеся уже под властью магометан, не хотели иметь духовного или церковного общения с Константинополем, и хотя восточные христиане страдали под игом магометан, но имели возможность безбоязненно молиться перед иконами. так как магометанские калифы не вмешивались в дела подвластных им церквей.

После продолжавшегося около 60 лет гонения на иконы в греческой империи. при правнуке первого царя иконоборца Константине VI и его матери царице Ирине, в 787 году, в городе Никее был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором утверждено почитание икон. Через 25 лет после этого указа вступивший на престол греческий император Лев V Армянин, снова начал жестокое гонение на иконы, которое продолжалось и при его преемниках; после этого нового тридцатилетнего гонения, царица Феодора восстановила почитание святых икон в своем царстве. При этом 19 февраля 842г. был установлен праздник православия и доныне совершаемый в первую неделю великого поста. С этого времени иконы единодушно были чтимы христианами во всех церквях востока и запада в продолжении семи столетий, не смотря на то, что в 1054г. западная церковь полностью отделилась от восточной, так как восточные патриархи не хотели признавать главенство римского епископа над всей Церковью.

Николай Чудотворец. XIII век. Третьяковская галерея.

Святитель Николай Чудотворец. Первая половина XIII века (происхождение: Великий Новгород). Третьяковская галерея, Москва. Ar.culture.ru.

На иконе изображен один из самых известных святых, покровитель моряков, усмиритель враждующих и спаситель от напрасной смерти. Он благословляет одной рукой, а в другой держит Евангелие.

Русский мастер вновь берет византийский канон. Но добавляет нечто особенное. Это легко увидеть при сравнении двух икон.

Слева: Николай Чудотворец с житием. Первая половина XIII века. Монастырь святой Екатерины, Синай в Египте. Icon-art.info.

Новгородский художник удлиняет и расширяет череп, делает пальцы тоньше. Сильно утончает нос. При этом губы делает пухлее. Все это зрительно наделяет святого ещё большим умом и добротой.

Но главное — в лице Святого Николая заметна иллюзия движения: искривлённые брови, завиток в бороде, асимметричные глаза.

Кстати, о глазах

Обратите внимание, насколько и правда глаза святого разные!. Изначально такой приём взят у византийцев

Они в свою очередь переняли античное наследие. Ещё древние греки заметили, как оживает образ, если добавить лицу немного асимметрии. Это мы знаем благодаря сохранившимся фаюмским портретам

Изначально такой приём взят у византийцев. Они в свою очередь переняли античное наследие. Ещё древние греки заметили, как оживает образ, если добавить лицу немного асимметрии. Это мы знаем благодаря сохранившимся фаюмским портретам.

Фаюмский портрет мужчины (фрагмент). 95-100 гг. н. э. Бруклинский музей, Нью-Йорк.

Но русский мастер особенно вольно пользуется этим приемом. И глаза не только делает разными по размеру, но и располагает один выше другого.

Русский мастер создает уникальный образ очень мудрого человека с живыми глазами. Они наполнены пониманием чего-то запредельного, недоступного обычному человеку.

6. Две эпохи русской иконописи.

Можно задать
себе вопрос:
“Всегда ли так
величественна
и самостоятельна
была русская
икона?” Взглянув
в ее историю,
мы понимаем,
что до XV века
она полностью
подчинена
греческой.

Два расцвета
русского иконописного
искусства
зарождаются
в век величайших
русских святых
— Сергия Радонежского,
Стефана Пермского
и митрополита
Алексия. По
словам В.О.
Ключевского
“эта присноблаженная
троица ярким
созвездием
блещет в нашем
XIV веке, делая
его зарею
политического
и нравственного
возрождения
русской земли”
При свете этого
созвездия
начался с XIV на
XV век расцвет
русской иконописи.
Вся она от начала
и до конца носит
на себе печать
великого духовного
подвига Святого
Сергия и его
современников.

Прежде всего
в иконе ясно
отражается
общий духовный
перелом, переживаемый
в те дни Россией.
Эпоха до Святого
Сергия и до
Куликовской
битвы характеризуется
общим упадком
духа и робостью.
По словам В.О.
Ключевского,
в те времена
“ Во всех русских
нервах еще до
боли живо было
впечатление
ужаса” татарского
нашествия.
“Люди беспомощно
опускали руки,
умы теряли
всякую бодрость
и упругость.
Мать пугала
неспокойного
ребенка лихим
татарином;
услышав это
злое слово,
взрослые растерянно
бросались
бежать сами
не зная куда”.
Если посмотреть
на икону начала
и середины XIV
века, то можно
ясно почувствовать
в ней, рядом с
проблесками
национального
гения, эту робость
народа, который
еще боится
поверить в
себя, не доверяет
самостоятельным
силам своего
творчества.
Глядя на эти
иконы, может
подчас показаться,
что иконописец
не смеет быть
русским. Лики
в них продолговатые,
греческие,
борода короткая,
немного заостренная,
не русская.

Это зрительное
впечатление
подтверждается
объективными
данными. Родиной
русского религиозного
искусства
XIV-XV веков, местом
его высших
достижений
является “русская
Флоренция”
— Великий Новгород.
Но в XIV веке этот
великий подъем
религиозной
живописи представлен
не русскими,
а иностранными
именами — Исаии
Гречина и Феофана
Грека. Последний
был величайшим
новгородским
мастером и
учителем иконописи
XIV века. В 1343 году
греческие
мастера “подписали”
соборную церковь
Успения Богородицы
в Москве. Феофан
Грек расписал
церковь Архистратига
Михаила в 1399 году,
а в 1405г. — Благовещенский
собор со своим
учеником Андреем
Рублевым. Известия
о русских мастерах
иконописцах
— “выучениках
греков” в XIV веке
довольно
многочисленны.

Мы имеем и
другие, еще
более прямые
указания на
зависимость
русских иконописцев
конца XIV века
от греческих
влияний. Известный
иеромонах
Епифаний,
жизнеописатель
Преподобного
Сергия, получивший
образование
в Греции, просил
Феофана Грека
изобразить
в красках храм
Св. Софии в
Константинополе.
просьба была
исполнена и,
по словам Епифания,
этот рисунок
послужил на
пользу многим
русским иконописцам,
которые списывали
его друг у друга.
Этим вполне
объясняется
нерусский или
не вполне русский
архитектурный
стиль церквей
на иконах XIV века,
особенно на
иконах Покрова
Пресвятой
Богородицы,
где изображается
храм Святой
Софии.

Теперь, всмотревшись
в иконы XV-XVI веков,
можно сразу
заметить полный
переворот. В
этих иконах
решительно
все обрусело
— и лики, и архитектура
церквей, и даже
мелкие бытовые
подробности.
Это и не удивительно.
Русский иконописец
переживал тот
великий национальный
подъем, который
в те дни переживало
все русское
общество, его
окрыляла та
вера в Россию,
которая звучит
в составленном
Похомием
жизнеописании
Святого Сергия
Радонежского.
По его словам
русская земля,
веками жившая
без просвещения,
какое не было
явлено в других
странах, раньше
принявших
христианскую
веру.

В иконе эта
перемена настроения
сказывается
прежде всего
в появлении
широкого русского
лица, нередко
с окладистой
бородой, которая
идет на смену
лику греческому.
Не удивительно,
что русские
черты проявляются
в типичных
изображениях
русских святых.
Например, в
иконе Св. Кирилла
Белозерского,
принадлежащей
епархиальному
музею в Новгороде.
Русский облик
нередко принимают
пророки, апостолы
и даже греческие
святители —
Василий Великий
и Иоанн Златоуст.

Народный
дух приобретает
не свойственную
ему доселе
упругость,
небывалую
способность
сопротивления
иноземным
влияниям. Известно
что в XV веке Россия
входит в более
тесное соприкосновение
с Западом. Делаются
попытки обратить
ее в католичество.
По Москве работали
итальянские
художники. И
что же? Поддалась
ли Россия этим
иноземным
влияниям? Утратила
ли она самобытность?
Как раз наоборот.
Именно в XV веке
рушится попытка
“унии”.

Именно в XV
веке наша иконопись,
достигая своего
высшего расцвета,
впервые освобождается
от ученической
зависимости,
становится
вполне самобытной
и русской.

ОСОБЕННОСТИ
РУССКОЙ ИКОНОПИСИ

Ангел Златые Власа. XII век. Русский музей.

Неизвестный мастер. Ангел Златые Власа (Архангел Гавриил или Михаил). Вторая половина XII века (происхождение: Великий Новгород). Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru. «Ангел Златые Власа» был когда-то частью деисусного чина. Это группа из нескольких икон. Посередине размещался Христос Вседержитель. А слева и справа — иконы с Богородицей, Иоанном Крестителем и другими ангелами и святыми. Они как бы просят Сына Божьего отпустить человеку его грехи.

Вот среди таких заступников и находился наш «Ангел».

С помощью техники ассист его голова покрыта тонкими полосками сусального золота. Отсюда и название иконы — «Ангел Златые Власа».

К сожалению, икона дошла до нас в изменённом виде. Ведь поверхность всегда покрывали лаком, который лет через 100 сильно темнел.

И художники уже новой эпохи поновляли икону. Нет, не реставрировали, а писали поверх темного слоя тот же образ. Но часто добавляли особенности уже нового времени.

Поэтому золотой фон «Ангела Златые Власа» в XVII веке был изменён на зеленый. Были также изменены цвет и контур одеяния Ангела.

Но все же сам образ остался почти прежним.

Русский мастер взял за основу канонический византийский образ Ангела.

Слева: Миниатюра с изображением Архангела Михаила. Конец XI века. Национальная библиотека в Париже. Рускатолик.рф.

Казалось бы, образы очень похожи. Но все же мы видим некоторые особенности в русской иконе.

Мастер укрупняет и удлиняет глаза, опуская их внешние уголки вниз. При этом верхнюю часть зрачков прячет под веками. В результате получились грустные и добрые глаза.

Деталь иконы «Ангел Златые Власа». XII век. Русский музей, Санкт-Петербург. Restoration.rusmuseum.ru.

А в уголки губ добавляет тени, которые создают иллюзию легкой улыбки.

И вот такое сочетание грустных глаз и улыбки создаёт невероятное ощущение лёгкой, радостной грусти. Это глаза любящего, сочувствующего и просящего за Вас существа.

Русский мастер не просто повторяет образ. Он делает все, чтобы показать внеземную природу Ангела. Его безграничную любовь и готовность вечно просить за нас.

Продажа старинных икон

Встречаются случаи, когда принимается решение продать хранящуюся в доме старинную икону. Однако, прежде чем совершить непосредственно сделку купли-продажи, нужно предварительно произвести оценку иконы.

Проведение экспертизы по оценке икон:

  1. В первую очередь оценщиком определяется происхождение иконы, ее примерный возраст, название иконописной мастерской или мастера – иконописца.
  2. Следующим этапом считается оценка количества повреждений на иконе – сколов и царапин и уровня этих повреждений, если они имеются.
  3. На последнем этапе определяется непосредственно, рыночная стоимость оцениваемой иконы.

Самостоятельно столь сложное действие выполнить невозможно, необходима помощь квалифицированных специалистов. Сотрудники нашей компании выполняют экспертную оценку икон даже в режиме онлайн

При этом обратите внимание, что оценка изделия выполняется совершенно бесплатно для Вас

Все, что требуется для проведения профессиональной экспертной оценки Вашей иконы, это отправить ее качественное фото на нашу электронную почту или Вотсап. Не забывайте, в случае наличия на иконе штампов, клейма или подписи мастера, следует сделать еще одно, увеличенное фото и отправить его вместе с основным

Фотографируя икону, обратите внимание на отсутствие бликов и посторонних предметов на изображении

Сложность процесса иконы объясняется многочисленными факторами, от которых и зависит ее стоимость. К ним относятся:

  • Сюжетная линия
  • Период написания
  • Мастер или иконописная школа
  • Сохранность изображения или качество работ реставратора
  • Качество письма
  • Наличие оклада
  • Размер
  • Легенда изделия

На многоэтапную экспертизу при необходимости привлекают антикварщиков, сотрудников музея и прочих специалистов. Учитывая совокупность всех оценочных факторов, наши мастера выполнят качественную оценку Вашей иконы в онлайн режиме совершенно бесплатно для Вас.

Ярлыки

  • 10 класс
    (10)
  • 11 класс
    (2)
  • 7 класс
    (19)
  • 8 класс
    (17)
  • 9 класс
    (15)
  • Альтруизм и эгоизм
    (1)
  • анимационный фильм
    (1)
  • Античность
    (1)
  • архитектура
    (5)
  • Архитектура — композиционная организация пространства
    (1)
  • архитектура Киевской Руси
    (1)
  • архитектура Месопотамии
    (1)
  • Архитектура России 18-20вв
    (1)
  • архитектура ХХ века
    (1)
  • Великий подвиг народа
    (1)
  • виды архитектуры
    (1)
  • Виды дизайна
    (1)
  • Виды и жанры пластических искусств
    (1)
  • виды искусства
    (1)
  • Возрождение
    (3)
  • Воспитание
    (2)
  • выдающиеся мастера кино
    (1)
  • Выдающиеся художники театра
    (1)
  • Выразительные средства архитектуры
    (1)
  • выразительные средства живописи
    (1)
  • выразительные средства музыки
    (1)
  • Вятские Поляны
    (1)
  • Графический дизайн
    (1)
  • Дизайн
    (1)
  • для интерактивной доски
    (1)
  • добро и зло
    (2)
  • Документальный
    (1)
  • дружба
    (1)
  • Жанры живописи
    (1)
  • живопись
    (2)
  • живопись Др.Египта
    (2)
  • Живопись России 18-20 вв
    (1)
  • жизнь человека — высшая нравственная ценность
    (1)
  • Закон об образовании
    (1)
  • Законодательство
    (1)
  • Запуск проектов
    (1)
  • знак
    (1)
  • Золотое правило нравственности
    (1)
  • игровой
    (1)
  • Искусство
    (25)
  • Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры
    (1)
  • Исторический жанр в живописи
    (1)
  • Классицизм. Баженов
    (1)
  • Клиповое мышление
    (1)
  • Композиция в дизайне и архитектуре
    (1)
  • Компьютерная графика и ее использование
    (1)
  • конструкция здания
    (1)
  • культура и мораль
    (1)
  • Курс «Учимся беречь энергию»
    (1)
  • Литература нач. ХХ века
    (1)
  • любовь и уважение к Отечеству
    (1)
  • Методика
    (4)
  • Мифология Месопотамии
    (1)
  • Мода и вкус
    (1)
  • Модерн и модернизм
    (1)
  • моральный долг
    (1)
  • Москва
    (1)
  • Московский кремль
    (1)
  • музеи
    (1)
  • музеи России
    (1)
  • нравственные идеалы
    (2)
  • Нравственный поступок
    (1)
  • образ
    (1)
  • образцы нравственности в культуре Отечества
    (1)
  • Основы светской этики
    (31)
  • особенности морали
    (1)
  • ОСЭ
    (28)
  • ОСЭ Добродетель и порок
    (2)
  • Первобытное искусство
    (1)
  • Поколение Z
    (2)
  • Примерная программа
    (1)
  • программа для ВУЗа
    (1)
  • Пространственно- временные виды искусства. Театр
    (1)
  • Рабочая программа по ИЗО
    (1)
  • Рабочая программа по ОСЭ
    (1)
  • Реклама в современном обществе
    (1)
  • Религия Др.Египта
    (1)
  • Ресурсы для образования
    (3)
  • Род и семья
    (1)
  • Роль графики в книгопечатании
    (1)
  • Роль изобразительного искусства в кино и театре
    (1)
  • Россия — наша Родина
    (1)
  • Санкт Петербург
    (2)
  • Свобода и моральный выбор человека
    (1)
  • Свобода и ответственность
    (1)
  • семейные праздники
    (1)
  • Сервисы для создания инфографики и интерактивного видео
    (1)
  • символ
    (1)
  • Синтез архитектуры и скульптуры в дворцово — парковых ансамблях
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Скульптура Древней Греции
    (1)
  • совесть
    (1)
  • специфика кино
    (1)
  • Специфика полиграфии. Шрифты
    (1)
  • справедливость
    (1)
  • Старые фото
    (4)
  • стили живописного искусства ХХ века
    (1)
  • стили и направления в архитектуре
    (1)
  • Стыд. Вина. Извинение
    (1)
  • Сценография
    (1)
  • театральный костюм
    (1)
  • Телеизображение. Особенности и возможности
    (1)
  • темы и содержание в искусстве
    (1)
  • Теория и история русского искусства
    (1)
  • Толерантность
    (1)
  • Требования к презентации
    (1)
  • урок
    (18)
  • ФГОСт
    (34)
  • фотография
    (2)
  • фотохудожники
    (1)
  • Фреска. Мозаика. Иконопись.
    (1)
  • Художественные промыслы
    (1)
  • Чарли Чаплин
    (1)
  • честь и достоинство
    (1)
  • Что значит быть моральным
    (1)
  • что такое светская этика
    (1)
  • школьная программа
    (31)
  • элементы зданий
    (1)
  • этикет
    (1)
  • Юмор
    (1)

Значение иконы в Древней Руси

Иконы (гр. «изображение») — в христианской традиции название живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и Святых. Иконные изображения носят священный характер и служат предметом религиозного чествования как наглядные представления, способные возвести душу верующего от мира Дольнего к миру Горнему, то есть от дощатой поверхности, покрытой красками к изображенному персонажу. По выражению византийского теолога Григория Нисского: «Иконы есть грамота для неграмотных… Святые иконы суть книги, написанные, вместо букв, лицами и вещами. В них неграмотные усматривают то, что должны по вере следовать. На иконах христиане учатся».
Происхождение икон восходит к началу христианства. По преданию евангелист Лука, лично написал несколько икон Божьей Матери.

Первоиконой считается «Спас Нерукотворный», представляющий собой отпечаток на плате лика Спасителя, произведенный самолично Иисусом Христом.

В VI — VII веках в Византии были установлены общие типы иконописных изображений. В более поздние времена в качестве руководства для иконописцев появились «иконописные подлинники», в которых содержались подробные указания относительно характера изображения внешних черт и аксессуаров для каждого святого.

На Руси иконопись развивалась в строгом соответствии с византийскими образцами, которые периодически поставлялись из Византии в русское государство. Греческие художники, приезжавшие на Русь, привозили с собой книги образцов (на Руси их называли прописями), с которых русские мастера делали копии. Именно этим объясняются быстрые успехи византийского искусства в Киевской Руси.

Иконописное мастерство категорически запрещалось лицам нехристианского вероисповедания. До иконописания разрешалось допускать людей искусных в художестве и отличающихся добрым поведением.

На Руси иконы рассматривались как наиболее совершенные произведения искусства и относились к ним с величайшим уважением. Считалось неприличным говорить о покупке или продаже икон. Иконы «выменивались на деньги» либо дарились. Вместо выражения «икона сгорела» употребляли словосочетание «икона выбыла» или «икона вознеслась на небо».

Иконы сопутствовали христианину от его рождения до смерти. Иконы имели огромное влияние на душу православного человека практически во всех обстоятельствах его жизни — личных, семейных, гражданских, военных, общественных.

Прохор «с Городца» (15 век)

Исследователи предполагали, что иконописец был учителем Андрея Рублева. Сведений о жизни и работах Прохора «с Городца» дошло да наших дней очень немного. Те, что сохранились в Троицкой летописи, сообщают о том, что он вместе с другими известными иконописцами расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.

Специалисты предполагают, что Прохор был значительно старше и опытнее других иконописцев, работающих вместе с ним, в летописи о нем всегда говорилось, как о «старце».

Искусствоведы приписывают его кисти следующие работы:

  • «Воскрешение Лазаря»;
  • «Вознесение»;
  • «Тайная вечеря»;
  • «Положение в гроб»;
  • «Успение»;
  • «Распятие»;
  • «Сошествие Святого Духа»;
  • «Сошествие в ад».

Искусствоведы считают, что отпечаток на творчество иконописца отложило знакомство с работами иных московских мастеров, например, Гойтана, Ивана и некоторых других.

Когда и как отмечают праздник Казанской иконы Божией Матери

У Казанской Богоматери не один день памяти иконы, а целых два, празднующихся по всей России. Помимо этого, в отдельных храмах отмечают праздники, связанные с историей хранящихся в них почитаемых списков.

Общероссийские даты праздников Казанской Божьей Матери – 21 июля и 4 ноября (по новому стилю). Празднование в июле связано с чудесным явлением образа девочке Матроне. А дата 4 ноября – это день освобождения Москвы от польских захватчиков.

День 4 ноября – общенациональный праздник, День народного единства. И очень символично, что он совпадает с праздником Заступницы и Защитницы русского народа!

«Кровоточащая» Казанская икона Божией Матери из села Лог

Как правильно молиться образу

Молиться образу можно как дома, так и в храме. Более того: взывать к Приснодеве можно в любой момент, когда в том возникает нужда. Однако если вы хотите соблюсти правила, перед молитвой следует попоститься, исповедоваться и причаститься. Так будет больше шансов, что ваши слова будут услышаны Свыше!

Тексты молитв

Обращаться к Казанской Богородице можно с любой из молитв, взывающих к Царице Небесной. Но есть несколько текстов, предназначенных для обращения именно к Казанской Божьей Матери.

Тропарь

Кондак 

Величание 

Богородица – Всеблагая и Всемилостивая. Она помогает даже тем, кто обращается к ней только при крайней нужде и порой забывает поблагодарить за помощь в разрешении проблем. Тем не менее стоит не только просить, но и благодарить Царицу Небесную, вознося ей хвалу и совершая праведные поступки!

Подвески с Казанской иконой Божией Матери в Sunlight06.09.21

Первый мастер-иконописец

Первым мастером-иконописцем стал Апостол от семидесяти и Евангелист Лука. Согласно преданию, он написал первую икону Пресвятой Богородицы и икону Апостолов Петра и Павла. Всего же образов, написанных Лукой, насчитывается более 70, причем большая их часть представляет собой различные иконы Божьей Матери (при этом только 3 из них были написаны при Ее жизни – называемые ныне Смоленская, Филермская и Корсунская). Все 3 эти работы Лука закончил практически в одно и то же время, после чего показал готовые образа Богородице и получил от нее одобрение. В дальнейшем с этих икон было сделано множество списков, почитающихся как чудотворные.

Интересно отметить, что писал иконы Богородицы Лука не с натуры (тем более, что Христос был изображен на них еще в младенческом возрасте), а по научению Духа. В современной православной традиции существует даже икона, изображающая момент написания Лукой иконы Богородицы (на ней позади иконописца стоит подсказывающий ему Ангел).

Дионисий. Сошествие во ад. XVI век. Русский Музей.

Дионисий и мастерская. Сошествие во ад. 1503. Русский музей, Санкт-Петербург. Icon-art.info.

Перед нами икона, созданная 80 лет спустя после появления «Святой Троицы» Рублева. Но насколько же русская иконопись изменилась!

Строгую лаконичность сменила детализация. Минимум фигур сменили толпы. Единое круговое пространство разбилось на несколько уровней. Все сильно усложнилось. Хотя и стало гораздо более занимательным в плане разглядывания деталей.

Тут и ангелы вокруг Христа. И разнообразные демоны в Аду. А ещё пестрая толпа мирян рядом со святыми.

Что же послужило причиной столь кардинальных изменений в иконописи?

Дело в том, что за 20 лет до «Сошествия во ад» московский князь Иван III поставил точку в зависимости Руси от Орды. Страна свободно задышала.

И князь, и его приближенные знатные люди хотели увековечить торжественность происходящего. Ведь Русь расправляла плечи и набирала силу.

Именно Дионисий услышал запрос и стал создавать величественные и торжественные образы. Его святые красивые, их позы статные. Он уже добавляет больше конкретики.

Это неизбежно означало отход от возвышенной одухотворенности, которую мы видели в «Святой Троице» Рублева.

Но таков был запрос общества, и Дионисий ему мастерски следовал. 

«Спас Нерукотворный» Симона Ушакова

Наиболее, пожалуй, интересная старинная икона — «Спас Нерукотворный» — написана в 1658 году в мастерской Симона Ушакова, царского иконописца 17 века. Интересна она своей неканоничностью и реалистичностью — до этого образы писались по строжайшим правилам. Лицо Спасителя на убрусе выглядит человечным и доброжелательным, тщательно прописаны даже ресницы — это нехарактерно для древнерусской иконописи.

Сюжетом иконы послужила библейская легенда. Однажды Спаситель омыл лик, утерся полотенцем и образ его остался на ткани. Он и стал первым изображением Иисуса. Нерукотворный лик — один из наиболее сакральных и почитаемых в христианстве. И именно его неоднократно воспроизводил Симон Ушаков в своих творениях. Самый известный убрус авторства Ушакова сегодня бережно хранится в Третьяковке.

Высокий русский иконостас

Первоначально в православных храмах Византии алтарь перекрывался подвешенной на шесте тканью с вышитыми на ней золотом изображениями святых. Перекрывать алтарь следовало потому, что собственно алтарное пространство символизировало собой рай. В этом случае ткань с представлениями святых понималась как изображение ограды рая, сквозь окна которой глядят на прихожан святые, души которых принадлежат раю.

В конце XI — начале XII века перед алтарем стали ставить храмовую икону. Вскоре храмовую икону стали помещать на алтарной преграде рядом с царскими вратами (врата в центральную апсиду). Обычно византийская алтарная преграда-иконостас включала в себя три ряда или чина икон: а) деисус (изображение Иисуса Христа с двумя предстоящими), б) праздники, в) храмовые иконы. Сверху сплошной алтарной преграды-иконостаса размещался либо крест, либо икона «Распятие».

На Руси привился привозимый из Византии не сплошной, а составной иконостас-темплон. Это связано было с трудностями доставки, и первоначально его именовали «деисус».

В конце XIII — начале XIV века на Руси появилась полностью деревянная глухая алтарная преграда или стенка с «царскими» вратами в центре, располагавшаяся между алтарными столбами центральной апсиды, не доходя до верха алтарной арки.

В конце XIV — начале XV века на Руси появилась сплошная алтарная стенка от северной до южной стены. Образцом может служить фундамент алтарной стенки-иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Последовательно русский иконостас включил в себя все главные моменты стенной храмовой росписи. Пророки и праотцы были перенесены из купола в пророческий и праотеческий ярусы иконостаса. Сцены праздников православных были перенесены со сводов и стен в праздничный ярус иконостаса. Деисус из центральной апсиды был перенесен в деисусный ярус. Евангелисты с парусов были перенесены на царские врата.

Классический тип Высокого русского иконостаса представляет иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, созданный под руководством Феофана Грека в 1405 году.

Иконостас Благовещенского собора с его монументальными чиновыми иконами и обширным циклом «праздников» послужил исходной точкой для всего дальнейшего развития классической формы древнерусского иконостаса.

Понятие энкаустики

Энкаустика возникла в Древней Греции. В переводе с древнегреческого языка этот термин означает «искусство выжигания». Это особая техника живописи, для которой применяются краски в горячем, расплавленном состоянии. В качестве связующего вещества для них выступает натуральный воск. Поэтому данное направление искусства часто называют «восковой живописью».

Восковая темпера является разновидностью энкаустики. Ее отличительные особенности — сочность и яркость красок. Именно эта техника повсеместно применялась для написания древних христианских икон. В состав энкаустических красок входят несколько компонентов:

  • воск;
  • смола;
  • красящий пигмент;
  • масло.

В зависимости от количества пигментов и смолы, соединяемых с пчелиным воском, их консистенция может варьироваться от мягкой до твердой и плотной.

Согласно данной технике, куски воска растапливают и смешивают с краской на металлической палитре, которую держат прямо над огнем. Для нанесения такой краски применяются не только кисти, но и металлические палочки, предварительно разогретые.

Иконописное искусство в России

Иконописное искусство пришло в Россию разными путями, однако в первую очередь это случилось благодаря разнообразным связям с Византийской империей. Эти связи усилились в X в. после образования первого русского государства — Киевской Руси.

Для государственной стабильности Византии было выгодно искать союзников за пределами самой империи. Византия часто посылала торговые и дипломатические миссии на Русь и охотно выдавала своих принцесс за представителей русских великокняжеских родов. Византийские гости привозили иконы в дар правителям Руси.

Крепнущие культурные связи привлекли на Русь многочисленных византийских иконописцев, например Феофана Грека (ок. 1340-ок. 1410). Наряду с другими византийскими влияниями Русь переняла и практиковавшуюся тогда в Константинополе иконописную технику. Иконы писались на досках, грунтованных меловым или гипсовым порошком, размешанным на животном клее.

Что преобладало в иконописании при Петре I

Все то же мирское начало. Именно с этого времени постепенно распространяется «классическая живопись» по канонам портрета, которой расписаны многие церкви XVIII-XIX вв.

«Иоанн Предтеча,апостол Пётр и Алексей Человек Божий» Патрональные иконы русских царей:Пётр I,Иван V и их отец Алексей Михайлович. Москва, Фёдор Зубов «с товарищами», 1682/1683 — середина XVIII века. Дерево, паволока, левкас; темпера. 162,5х55 см. Икона была написана к совместному правлению царей Ивана и Петра Алексеевичей и является единственной многофигурной иконой. В 1745—1761 годы на иконе был дописан святой Алексий человек Божий, тезоименный святой царя Алексея Михайловича. Вместе с ним на иконе появилась вторая благословляющая Десница и клейма на нижнем поле с изображением усекновения главы Иоанна Предтечи, преставления святого Алексия и распятия апостола Петра. Поскольку после переноса столицы в Санкт-Петербург в нём была устроена новая императорская усыпальница, то традиция переноса патрональных икон «ко гробу» в Архангельский собор прекратилась. Икона была оставлена на своём месте в иконостасе Благовещенского собора.

V. Вывод.

Подводя итог данному исследованию. следует отметить, что на протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.
Икона — это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.

Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.

Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

Список литературы:

1. Гусева Э.К. «А.Рублев. Из собрания гос. третьяковской галереи».- М., 1990.

2. Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись».- М., 1984.

3. Князь Евг. Трубецкой » Три очерка о русской иконе»,- Новосибирск 1991.

4. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский «О почитании икон» С.-П. 1995

5. Атеистический словарь,- М., 1986

6. Сов. энциклопедический словарь,- М., 1979

7. Сенкевич Г. «Камо Грядеши»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector