Русская униатская церковь

В симбиозе с разведкой

Митрополит Андрей (Шептицкий) в 1914 году

Известная австро-немецкая ученая-славист Элизабет Хереш многолетними поисками в архивах дипломатии и военных ведомств Берлина, Вены и Москвы подтвердила факты тесного сотрудничества, накануне и в годы Первой мировой войны, спецслужб Австро-Венгрии с верхушкой униатов и руководителями подконтрольных венской разведке «КС» «карманных» украинских радикальных организаций, прежде всего – «Союза освобождения Украины».

В частности, исследования Хереш доказали точность информации российского разведчика и военного дипломата генерал-майора (1915) Георгия Романовского (умер в эмиграции в Югославии в 1939 г., подготовив работу о связях Германии и украинских националистов) о совещании 1914 г. в Вене по «украинским делам» чиновников военного и внешнеполитического ведомств империи Габсбургов, митрополита А. Шептицкого и агента германской разведки, известного авантюриста Александра Парвуса (Гельфанда, автора «Меморандума» 1915 г. для кайзеровского правительства с планом общей революционной дестабилизции Российской империи). При этом владыка Андрей в августе 1914 г. разработал наиболее детальный план «переустройства» украинских земель под власть короны Габсбургов. Немало писал об этом в книге «Разведка и контрразведка» контрразведчик и последний руководитель Разведывательного бюро австрийского Генерального штаба (1917–1918) Максимилиан Ронге.

Сотрудничество лидеров СОУ и других подобных организаций со спецслужбами Австрии описано в литературе, включая украинскую диаспорную. В частности, Н. Зализняк в августе 1914 г. предложил свои услуги начальнику штаба ХI армейского корпуса во Львове, был направлен в Вену и завербован полковником разведки Граниловичем. Однако вскоре всплыли факты нецелевого использования средств, выделенных на разведдеятельность. Как сообщала  полиция Вены в декабре 1914 г., Зализняк и коллеги часто проводили время в кампании проституток, в кафе и домах терпимости. В конце концов Зализняка отстранили «от политических дел», изъяв у него 500 тыс. крон.

«Новая идентичность»

После того как по договору 1667 года Западная Украина официально вернулась под контроль Варшавы, польские власти усилили поддержку унии на Галичине и Волыни. Православных священников заставляли переходить в унию под угрозой жестоких репрессий.

Также по теме


«Инструмент политических игр»: в МИД России призвали Киев не вмешиваться в дела церкви

Украинские власти используют новую церковь в качестве политического инструмента. Об этом заявили в МИД России. В ведомстве призвали…

Однако после раздела Речи Посполитой на землях, вошедших в состав России, начался обратный процесс. Екатерина II была настроена категорически против унии, и только вмешательство папского нунция уберегло грекокатолических священников от серьёзных неприятностей.

Павел I и Александр I были более лояльны к грекокатоликам. При них униатам вернули часть храмов и даровали самостоятельное управление. Ситуация снова изменилась при Николае I — по результатам собора в Полоцке 1839 года православной церкви переподчинили 1607 униатских приходов, а в 1875 году униатство в Российской империи было полностью ликвидировано.

В конце XIX столетия Папский Престол воспользовался ухудшением отношений между Россией и Австро-Венгрией, контролирующей Галичину. Местные грекокатолики пользовались лояльным отношением со стороны Вены и участвовали в активной украинофильской пропаганде, фактически навязывая местным восточным славянам новую национальную идентичность.

Униатское духовенство активно поддерживало создание на Галичине военно-спортивных организаций, на базе которых затем были сформированы проавстрийские воинские части «сечевых стрельцов».

В 1920—1930-е годы по итогам советско-польской войны Западная Украина оказалась под властью официальной Варшавы. Украинская грекокатолическая церковь пользовалась поддержкой власти. Возглавлявший УГКЦ Андрей Шептицкий поддерживал хорошие отношения с поляками и некоторое время даже публично осуждал Организацию украинских националистов, боровшуюся с польским влиянием. Однако вскоре у него завязались дружеские отношения с Андреем Мельником — родственником основателя ОУН Евгения Коновальца.

  • Андрей Шептицкий

После начала Великой Отечественной войны Шептицкий поддержал нацистов. Он приветствовал германские войска и лично поздравил Адольфа Гитлера со взятием Киева. В свою очередь, Берлин дал указание нацистским спецслужбам, действовавшим на советских территориях, поддерживать УГКЦ. Сотрудники абвера жили прямо в резиденции Шептицкого, а сам митрополит помогал немцам угонять на работы в Германию украинскую молодёжь. Правда, в то же время Шептицкий обращался с рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру с призывом остановить холокост.

В дальнейшем Шептицкий защищал УПА* от обвинений в геноциде поляков на Волыни и призывал бандеровское руководство ввести в своих подразделениях институт военных капелланов. Однако осенью 1944 года Шептицкий приветствовал уже советские войска, называя их освободителями.

В 1946 году прошёл Львовский собор, в котором принимали участие униатские священники, но не епископы. Собор принял решение о присоединении УГКЦ к Русской православной церкви. С этого момента на территории СССР униаты действовали только подпольно. Одновременно с началом холодной войны Рим начал активно создавать новые структуры УГКЦ за рубежом, среди выходцев с Западной Украины, сотрудничавших с нацистами и бежавших в Европу и Америку в 1944—1946 годах.

Литература

  • Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI — начале XVII века. — М., 1996.
  • Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Некоторые обстоятельства и средства поддержания белорусско-украинской униатской литургической практики в XVII—XIX веках // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2000. — № 2. — С. 124—136.
  • Гісторыя Беларусі (ў 6 т.). Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII—XVIII стст.). Т. 3. — Мінск: Экаперспектыва, 2004. — С. 302—303 (белор.)
  • Грыцкевіч А. Уніяцкая царква на Беларусі ў канцы ХVIIІ — пачатку XIX стагодзьдзяў // Хрысьціянская думка. — № 3 (214). — 1993. — С. 119. (белор.)
  • Гудзяк Б. Криза і реформа: Київська митрополія, Царгородський патріархат і генеза Берестейської унії. — Львів: Ін-т історії Церкви Львів. богословської академії, 2000. (укр.)
  • Уніяцкая царква // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — С. 114—116. — 684 с. — ISBN 985-11-0314-4. (белор.)
  • Kuklo C. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej — Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. — 518 p. — P. 211. (польск.)
  • Osadczy W. Święta Ruś. Rozwój i oddziaływanie idei prawosławia w Galicji. — Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2007. — ISBN 9788322726723. (польск.)
  • Radwan M. Carat wobec Kościoła greckokatolickiego w zaborze rosyjskim 1796-1839. — Lublin: Instytut Europy Środkowo-Wschodniej, 2004. — ISBN 839176155X. (польск.)
  • Senyk S. The Ukrainian Church and Latinization. // Orientalia Christiana Periodica. — Vol. 56. — 1990. — P. 165—187. (англ.)

Брестская церковная уния 1596 г.

Берестейская (Брестская) церковная уния 1596 г. — объединение православной церкви Украины и Беларуси с католической церковью в 1596 г. при подчиненности православной церкви Папе Римскому, признании основных католических догматов и сохранении православной обрядности. Она была провозглашена на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии образовалась Украинская греко-католическая церковь (униатская церковь).

1. Основная цель польской власти. Для дальнейшего укрепления Речи Посполитой, как считали польские власти и католические круги, было необходимо объединить православных украинцев и белорусов с поляками-католиками. Православные епископы также выступали за объединение церквей, но при этом интересы православных и католических иерархов, равно как и их видение роли и положения будущей униатской церкви, были совершенно разными.

2. Основные причины заключения унии для православных епископов . Для православных епископов основными причинами заключения унии были:

а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства;

б) желание освободиться от своей подчиненности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой;

в) необходимость сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы «князей церкви» и подчинялись только власти Папы и короля;

г) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата турками Константинополя оставался единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть.

3. Основные причины заключения унии для католических священников и польской шляхты. Католические священники и польская шляхта рассматривали унию как:

а) необходимость идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель;

б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.

в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединенных украинских землях.

4. Тайные переговоры. В 1590 г. часть православных епископов вступила в тайные переговоры с польским королем Сигизмундом III, выразив желание присоединиться к католической церкви. В 1595 г. епископы Луцкий К. Терлецкий и Владимирский И. Потий после издания королем универсала, в котором он сообщал о переходе православных епископов к унии, отправились в Рим и признали власть Папы Римского. В октябре 1596 г. король Сигизмунд III и киевский митрополит М. Рогоза по поручению Папы Римского Климентия VIII созвали в Бресте церковный собор для официального провозглашения унии.

5. Раскол собора. Провозглашение унии. Однако собор сразу раскололся на два отдельных собора — православный и униатский:

Православный собор отклонил унию; униатский — провозгласил унию, признал власть Папы Римского, принял основные догматы католической церкви, сохранив однако православные обряды и церковнославянский язык. Униатским епископам обещали сенаторские звания (это обещание осталось невыполненным). Униатское духовенство, как и католическое, освобождалось от налогов, униатская шляхта получила право занимать государственные должности наравне с католической шляхтой, а униаты-мещане уравнивались в правах с католическим мещанством.

6. Последствия подписания унии. Польское правительство считало унию обязательным для всех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.

В галицийских катакомбах

После Львовского собора 1946 г. большая часть священников Грекокатолической церкви (ГКЦ) объединилась с РПЦ. Упрямцы отправились в лагеря и ссылку, где уже находились объекты дела «Ходячие» – униатские иерархи во главе с митрополитом Иосифом Слепым. «Оттепель» ускорила возвращение осужденных грекокатолических клириков в Западную Украину, что всерьез беспокоило секретно-политические подразделения КГБ. Из ИТЛ вернулось в Галичину 355 бывших священников ГКЦ.

«Являясь убежденными сторонниками идей Ватикана, – отмечалось в ведомственных документах, – после возвращения из мест заключения устанавливают между собой связь и проводят активную работу по возрождению  униатской церкви и распространению католицизма… блокируясь в своей враждебной деятельности с украинскими националистами». Подчеркивалась ведущая роль посланий митрополита Иосифа Слепого, направляемых им из ссылки «униатскому подполью» Галичины во главе с епископом Николаем Чарнецким (наладившим канал связи с Ватиканом).

На западноукраинских землях возникает нелегальная («катакомбная») униатская церковь, притом что Львовско-Тернопольская епархия стала наибольшей в РПЦ. Свои назначенные Ватиканом «провинциалы» появились и у монахов ранее разогнанных духовных орденов ГКЦ. Создавались организационные звенья («округа»). По агентурным данным, в Западной Украине верные Папе униаты образовали «Ассоциацию священного единства». В лагерях Воркуты создали «Коалицию католических священников».

Бывший епископ Василий Величковский (в 1963 г. назначенный Ватиканом местоблюстителем главы ГКЦ и рукоположивший не менее 40 священников катакомбной церкви) сумел не только провести сбор подписей под обращением к правительству СССР о восстановлении ГКЦ, но и всерьез напугал органы КГБ  подготовкой в Тернополе «массового провокационного выступления верующих по изгнанию из церквей православных священников». Трудами Величковского в 1963–1965 гг. открыли нелегальные курсы грекокатолических священников в трех областях Галичины, дома для катакомбных монастырей во Львове, Ивано-Франковске и Долине, оборудовали фотолаборатории для тиражирования литературы, «нарезали» зоны ответственности для подпольного епископата.

Священники «катакомбной» ГКЦ негласно ездили по областям Западной Украины, проводили нелегальные собрания верных, высвячивали новых пастырей и даже епископов, готовили возвращение в унии ставших ранее православными священников. Для чекистов не было секретом, что нелегальные монашеские группы имеют немалые средства за счет «интенций» (отправления треб), свой фонд взаимопомощи и живут по уставу закрытых обителей. Стал известен (1958 г.) целый подпольный монастырь святого Викентия во Львове – из 19 сестер во главе с монахиней Поппе.

Существовало немало формально закрытых, но непереоборудованных храмов, и «униаты при попустительстве местных властей иногда отправляют богослужения по ночам» – лишь в Станиславской (Ивано-Франковской области) насчитывалось до 30 таких храмов.

Спецслужба изъяла программные рукописи подпольной ГКЦ «Бороться неустанно», «По зову предков»,  в которых не только содержались рекомендации по организации религиозного подполья, но и выдвигались лозунги отделения Украины от СССР, создания подчиненной Ватикану, «идущей от Владимира Великого» «Киево-Христианской Церкви», отмежевания от «неполноценного православия».

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Причины оформления унии

В 1577 г. вышла книга П. Скарги «О единстве церкви Божьей». В ней пишется о возможном выходе из сложнейшей ситуации, в котором оказалась православная церковь великого княжества Литовского. Выход был единственным и состоял в восстановлении действия положений Флорентийской унии.

Учреждение патриаршества в Москве в 1589 г. привело к фактической легализации автокефального управления епархиями Московской митрополии. Князь К. Острожский предлагает Константинопольскому патриарху Иеремии II возвести в сан митрополита архимандрита Михаила (Рогозу). В качестве патриаршего экзарха стал луцкий епископ Кирилл (Терлецкий). Грамотой от 13.11.1589 г. Львовское братство получает защиту предоставленных ему привилегий. Недовольные таким развитием событий иерархи западнорусской церкви оказались под влиянием иезуитов, указывающих на своеволие патриарха. Епископы и знать начали думать об оформлении унии с Римско-католической церковью, что позволило бы разрешить все противоречия.

В 1590 г. состоялся Брестский собор православного духовенства и дворянства. На нем принято было решение оформить жалобы в адрес польского короля и указать на притеснения православной церкви. 24.06.1590 г. от епископов Луцкого, Холмского, Турово-Пинского и Львовского направляется обращение к Сигизмунду III. В нем указывается на планы перейти в подчинение папы. Ответивший на послание король в марте 1592 г. дал свое одобрение и гарантии в сохранении кафедр епископами.

Осенью 1592 г. от Львовского братства прозвучало требование созвать Собор и осудить недостойных епископов. Одновременно с этим среди самих епископов велась агитационная работа. Уже к концу 1594 г. в сговоре участвовали практически все из высших иерархов. В Сокале проходит встреча четырех епископов, где принимаются «артикулы». Это были условия, на которых епископат Киевской митрополии признавал церковную юрисдикцию папы римского. Окончательное оформление произошло в июне 1595 г.

Князь Острожский в марте 1595 г. оглашает намерения епископов, что вызвало негодование паствы. Одновременно митрополит Михаил обращается к королю за протекцией во взятии под контроль Киево-Печерской лавры. При этом в датированных 01.06.1595г. артикулах указывались такие условия:

  • обеспечение неприкосновенности православных догматов с обрядами;
  • переподчинение церкви папе;
  • защита правового положения иерархов от панства и братств;
  • охрана церковных землевладений;
  • недопущение влияния греков на западнорусскую церковь.

Сигизмунд III в своих грамотах от 30.07.1595 г. и 02.08.1595 г. дает обещание защищать и укреплять власть епископов-униатов над паствой. 21.01.1596 г. папа утверждает апостольскую конституцию. В ней излагались особенности процесса, связанного с приходом послов и порядком оформления унии. 23.02.1596 г. он издает буллу «Decet Romanum Pontificem». Адресована она была киевскому митрополиту Михаилу (Рогозе). В ней папа не давал ни автономию митрополии, ни гарантий невмешательства светских властей в церковный вопрос. Несмотря на выступления православных князей против унии, процесс объединения с Римом продолжался.

Церковная структура

После Брестской унии 1596 года униатскими стали Киевская, Полоцкая архиепархии и Пинская, Луцкая, Владимирская и Холмская епархии. Унию не приняли Львовская и Перемышльская епархии. После смерти владыки Кирилла Терлецкого в 1607 году Луцкая епархия постепенно отошла от унии, вернувшись к ней в 1702 году с епископом Дионисием Жабокрицким. После взятия в 1616 году польскими войсками Смоленска король номинировал в 1625 году Льва Кревзы на архиепископа Смоленского, основав тем самым униатскую Смоленскую архиепархию. В 1691 году к униатской Киевской митрополии присоединилась Перемышльская епархия с владыкой Иннокентием Винницким, а в 1700 году присоединилась Львовская епархия с епископом Иосифом Шумлянским.

  • Киевская архиепархия
  • Полоцкая архиепархия
  • Смоленская архиепархия
  • Пинская и Туровская епархия
  • Луцкая и Острожская епархия
  • Владимирская и Брестская епархия
  • Холмская епархия
  • Львовская епархия
  • Перемышльская епархия

Ко времени разделов Речи Посполитой Русская униатская церковь насчитывала 9300 приходов, 10 300 священников и 4,5 миллионов прихожан (тогда как всё население Речи Посполитой составляло 12,3 миллионов человек). Кроме того, униатской церкви принадлежало 172 монастыря с 1458 монахами.

Создание униатской церкви на белорусских землях

В процессе становления униатской церкви в ВКЛ выделяют несколько основных пе­риодов. Первый — ​конец XVI — ​начало XVII в. — ​период жестокого и насильст­венного навязывания унии, что вызывало острое противостояние православного населения. Наблюдалось сопротивление со стороны крестьян, мещан, членов православных братств. Не приняли унию многие шляхтичи православного вероисповедания и протестанты. Дело доходило до открытых выступлений. В 1623 г. в Витебске во время волнений православного населения был убит полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич.

Принудительное насаждение униатства не привело к консолидации общества. Результат оказался обратным. Противоречия на религиозной почве приобрели опасный для государства характер.

Второй период в становлении униатской церкви в ВКЛ относится к 30-м гг. XVII в. Поскольку уния вызвала раскол среди населения, король Речи Посполитой Владислав IV Ваза в 1632 г. восстановил православную церковь в Княжестве. В это время началась реформа униатской церкви — ​появился монашеский орден базилиан. Были организованы братские и базилианские школы.

Быстрое распространение униатской церкви в Беларуси можно объяснить тем, что она имела действенную поддержку со стороны власти. Существенным было и то, что униатское духовенство приложило большие усилия, чтобы новая церковь по своей обрядности не очень отличалась от православной и была тесно связана с повседневной жизнью простого народа. В литургической храмовой службе униатские священники пользовались польским, церковнославянским, белорусским и даже латинским языками. А в повседневном общении с крестьянами и мещанами, во внецерковной обрядности они разговаривали с народом на белорусской «говорке».

После войн второй половины XVII в. в религиозной политике Речи Посполитой начали прослеживаться проявления нетерпимости, ограничения прав православных. Верующие стали переходить в униатство. Так, в конце XVIII в. на территории Беларуси осталась только одна православная епархия — ​Могилевская. В это же время униатская церковь на белорусских землях охватывала более 1000 приходов, а по всей Речи Посполитой — ​более 9 тысяч.

Таким образом, к концу XVII в. население Беларуси почти полностью стало придерживаться униатства.

Список предстоятелей

Илл. Имя Начало Конец
Михаил Рогоза 27 июля
Ипатий Поцей 26 сентября 18 июля
Иосиф Рутский 5 апреля 5 февраля
Рафаил Корсак 28 августа
Антон Селява 18 марта 5 октября
Гавриил Коленда 24 апреля 11 февраля
Киприан Жоховский 11 февраля 26 октября
Лев Слюбич-Заленский 22 сентября 24 августа
Юрий Винницкий 7 мая 22 сентября
Лев Кишка 17 сентября 19 ноября
Атанасий Шептицкий 18 августа 12 декабря
Флориан Гребницкий 16 декабря 18 июля
Филип Володкович 18 июля 12 февраля
Лев Шептицкий
Ясон Смогоржевский
Феодосий Ростоцкий 1 ноября 25 января

Последующих, поставленных с июля 1806 года российским правительством на такое достоинство, — Ираклия Лисовского, Григория Кохановича, Иосафата Булгака — папский престол считал только администраторами.

24 февраля 1807 года Папа Римский Пий VII подписал буллу «In universalis Ecclesiae regimine», по которой провозглашалась грекокатолическая Галицкая митрополия и утверждалась кандидатура на пост митрополита, как правопреемника Киевской грекокатолической митрополии.

История

Византийская традиция на Сицилии и в Южной Италии возникла в V-VI веках[источник не указан 1599 дней]. В VIII веке византийский император Лев III перевёл эту область из юрисдикции папы под юрисдикцию Константинопольского патриархата, однако после норманнского завоевания и потери Византией Южной Италии римские папы вновь восстановили свою власть над грекоязычными общинами Италии. Многие из этих общин не участвовали в Великом расколе XI века и сохранили церковное общение с Римским престолом, образовав таким образом византо-католическую церковь — первую грекокатолическую церковь.

Во второй половине XV века после поражения восстания Скандербега в Южную Италию переселилось значительное количество албанских эмигрантов, определённая часть которых исповедовала православие, а после эмиграции присоединилась к католической церкви византийского обряда. С этого периода традиционное название «итало-греческая церковь» начинает постепенно изменяться на «итало-албанская». Сейчас эта церковь называется Итало-албанской католической церковью.

В результате заключения Брестской унии в Речи Посполитой была создана Русская униатская церковь, которая также относилась к восточнокатолическим церквям византийской литургической традиции. Современные Украинская и Белорусская грекокатолические церкви являются её наследниками.

24 апреля 1646 года православный епископ Мукачева и 63 православных священника-русина заключили Ужгородскую унию и были приняты в Католическую церковь с сохранением византийского обряда богослужения. Они образовали Русинскую грекокатолическую церковь. В 1664 году была заключена уния в Мукачеве, присоединившая к русинской церкви православное население Закарпатья и венгерской епархии Хайдудорог. В 1713 году была заключена уния в Марамуреше (ныне Румыния).

22 сентября 1818 года из состава Мукачевской епархии была выделена Прешовская епархия, будущий центр Словацкой грекокатолической церкви. После второй мировой войны, когда территория Мукачевской епархии перешла к СССР, Прешовская епархия стала объединять всех грекокатоликов Чехословакии, большинство из них было этническими словаками, с русинским и чешским меньшинствами. 13 октября 1980 года была организована независимая епархия святых Кирилла и Мефодия в центром в Торонто для окормления грекокатоликов чехословацкой диаспоры в Северной Америке. В 1997 году папа Иоанн Павел II создал апостольский экзархат с центром в Кошице. 30 января 2008 года папа Бенедикт XVI радикально реформировал структуру Словацкой грекокатолической церкви. Прешовская епархия получила статус архиепархии-митрополии, кошицкий экзархат был повышен в статусе до епархии, кроме того организована третья епархия на территории Словакии — с центром в Братиславе.

В конце 1850-х среди болгар, находившихся в юрисдикции Константинопольского Патриархата, усилилось движение за независимость национальной церкви от Константинополя. Часть духовенства на этой почве выступила за унию с Римом. Возглавлявший сторонников унии архимандрит Иосиф Сокольский 8 апреля 1861 года был посвящён папой Пием IX в епископы и назначен главой Болгарской католической церкви византийского обряда.

Бывших не бывает

В 1957 г. КГБ полагал пребывающими в «униатской оппозиции» (не воссоединившихся с РПЦ, но и не имевших возможность легально править богослужение) 364 священника и до 500 монашествующих УГКЦ (немало из них группами по 3-5 человек жили «по-монастырски» в миру), к концу 1959 г. – соответственно, 327 и 469 (из них в Закарпатье – 108 и 40). По радио, через поездки родственников в Польшу, по почтовым каналам они умудрялись получать указания и литературу из Ватикана, чей Понтифик Пий ХII 26 января 1956 г. выступил с посланием об укреплении католицизма в мире.

Считалось, что до 100 «непримиримых» клириков-униатов продолжают богослужения в катакомбных условиях, по линии бывшей УГКЦ работало около 150 агентов КГБ. 22 человека проходило по многолетней централизованной оперативной разработке «Рифы», главным фигурантом которой был преемник Шептицкого – митрополит Иосиф Слепой. Кроме того, в разработке находилось 130 бывших епископов и священников-униатов.

К 1959 г. в УССР насчитывалось около 96 тыс. верных Римско-Католической Церкви (РКЦ, из них 35 тыс. в Винницкой обл., 15 тыс. в Закарпатье, 12 тыс. в Дрогобычской, 10 тыс. в Житомирской), работало 170 костелов и каплиц, однако в них служило всего 66 ксендзов (36 из них пребывало в негласной оперативной разработке КГБ). По линии католиков использовалось 136 агентов органов госбезопасности.

В 1943–1958 гг. в Украине арестам подверглись 88 римокатоликов и 601 грекокатолик – «потенциальная агентура Ватикана и опорная база украинских буржуазных националистов», по оценке советской спецслужбы.

Отметим, что благоприятной средой для развития катакомбной УГКЦ являлись бывшие участники движения ОУН и УПА, тем более что к июню 1955 г. в регион уже вернулось после досрочного освобождения из лагерей 12275 лиц, осужденных за участие в националистическом движении. Всего же в 1956–1959 гг. в регион вернулось 43497 участников антисоветского националистического движения сопротивления, включая 738 руководителей подполья и повстанческих формирований, 19305 рядовых участников и 22497 «пособников» подполья. Еще 3656 участников ОУН и УПА прибыло в восточные области Украины. Помимо этого на западе УССР проживало почти 77 тысяч добровольно «вышедших с повинной» повстанцев – по многократным амнистиям от Верховного Совета Украины. Сотни «возвращенцев» группировались в своеобразные неформальные объединения, прятали оружие, начались акты мести советским активистам, в указанный период произошло 17 убийств, 29 покушений и 37 поджогов. Принципиальные противники «советов», отмечали конттразведчики, «пристально изучают процессы, происходящие среди  интеллигенции, стараются направить их в антисоветское русло».

К 1962 г. спецслужба установила, что бывшими повстанцами создано до 50 нелегальных антисоветских групп, до 400 человек имело оружие, причем до 70 % участников групп в движении ОУН и УПА не состояло. В среде нового подполья, накапливавшего оружие и строившего новые бункера-«крыивки», распространялись планы перехода к диверсионным действиям в случае войны Запада с СССР, «расправы с коммунистами, активом и лицами русской национальности», отмечали чекисты.

Раскол на Восток и Запад

23 декабря 1963 года Папа Римский Павел VI повысил статус Украинской грекокатолической церкви с уровня митрополии до верховного архиепископства. «Это было политическое решение, мало что изменившее на практике. Автономии от Рима УГКЦ всё равно не получила», — отметил Богдан Безпалько.

В СССР униаты смогли вернуться только в 1990 году по разрешению президента Советского Союза Михаила Горбачёва. После объявления в 1991-м независимости Украины УГКЦ начали массово возвращать храмы, изъятые у неё в 1946 году. Согласно данным УГКЦ, общее количество её прихожан в 2000-е годы достигло на Украине и за рубежом 4,6 млн человек, на сегодняшний день ей принадлежат 3828 приходов.

  • Священники и верующие Украинской грекокатолической церкви принимают участие в крестном ходе в Киеве 18 августа 2013 года

После событий 2014 года униаты активно поддержали проведение так называемой АТО и собирали средства на закупку военного снаряжения для украинских силовых структур.

«УГКЦ сыграла достаточно важную роль в расколе между Западом и Востоком Украины. А перед этим её существование и деятельность долгие годы служили факторами, ведущим к обострению отношений между Папским Престолом и Русской православной церковью», — отметил в беседе с RT руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.

* «Украинская повстанческая армия» (УПА) — украинская организация, признанная экстремистской и запрещённая на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector