Патриаршество

Оформление Уложенной грамоты

В начале февраля Иеремия вновь просит разрешить ему покинуть Россию. Годунов отказывается, указывая на сложности зимней дороги. Однако ему нужно было время для оформления Уложенной грамоты – документа, учреждающего Патриаршество в Москве. В ней указывалось, что все восточные патриархи дали согласие на создание патриаршества в Москве, но реального одобрения еще не существовало.

Кроме того, требовалось внести Московского патриарха на более высокую ступеньку в патриаршие диптихи. Предлагалось упоминать Московского патриарха третьим. С такими договоренностями и дарами от царя Иеремия в мае 1589 г. покидает Москву.

Иеремия в 1590 г. созывает собор на территории Константинополя. Там он сообщает о создании патриаршества в России. На соборе данное решение утверждается, а в 1591 г. Тырновским митрополит Дионисием привез Соборную грамоту. Ее вручают царю 20.06.1591 г. А уже в 1593 г. прошел новый собор. В его работе приняли участие восточные патриархи, которые и подтвердили право возведения предстоятеля церкви России в сан патриарха. Подтверждено и 5-е место в диптихе.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Порядок избрания русского патриарха

Когда Иов умер, об этом известили всех игуменов степенных монастырей, архимандритов, епископов, архиепископов и митрополитов. Их пригласили в Москву на собор, на котором они должны были избрать нового патриарха. Вышеозначенные церковники взяли с собой дьяконов, священников и протопопов. Не приехавшие архиереи прислали свои грамоты с согласием на все постановления, которые будут приняты.

На собор пригласили царя. Новый патриарх мог быть избран в открытой форме или по жребию. Последний вариант стали использовать после того, как в 1633 г. умер патриарх Филарет. Шесть одинаковых по величине бумажек с именами кандидатов облили воском, поставили на них печать царя и отправили церковникам, для заседания которых был выбран столичный Успенский собор. Кандидатами на пост патриарха могли быть только настоятели степенных монастырей, епископы и архиепископы.

3 жребия клали на панагию скончавшегося патриарха. После надевания риз всеми участниками собора проходила служба. Затем из 3-х жребиев вынимали 2 и откладывали их. Так делали и с оставшимися. Из двух жребиев вынимали один. В нем было написано, кто станет новым патриархом. В нераспечатанном виде боярин приносил его царю, который распечатывал жребий и читал, написанное в нем имя. Затем его снова передавали собору, где объявлялось имя нового патриарха.

Процесс установление патриархата

С 1448 года митрополит в Москве считался автокефальным. Однако, утверждение патриаршества относится к маю 1589 года, когда Вселенский патриарх Иеремия II, который занимал должность Константинопольского патриарха с перерывами с 1572 по 1595 год.

Рис. 1. Патриарх Иов.

Во время переговоров патриарх Иеремия II находился под домашним арестом. Переговоры шли с июля 1588 года. Решение о создании патриархата было подтверждено двумя соборами в Константинополе, они были проведены в 1590 и в 1593 годах.

Царский престол в те годы занимал Федор Иоаннович, сын Ивана IV Грозного, последний царь из династии Рюриковичей. Важную роль в создании патриаршества играл Борис Годунов.

В перечне патриархатов того времени Московскому было отведено пятое место, после Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Патриаршество просуществовало в России до 1700 года. После смерти патриарха Адриана в 1700 году Петр I запретил избирать нового, а спустя 20 лет для управления делами церкви создал Святейший Синод.

Действия патриарха Иеремии были единоличными. Они вызвали осуждение на Ближнем Востоке, например, со стороны Александрийского Патриарха. В 1590 этот патриарх отказался подписать грамоту, но в 1593 его подпись там появилась.

Рис. 2. Патриарх 1589.

Служение Святейшего Патриарха Кирилла

По окончании средней школы будущий Патриарх работал в геологических экспедициях на Севере, чтобы заработан для семьи, совмещая эту занятость с обучением в школе. Затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, по ее окончании – в Академию.

После завершения обучения в семинарии в 1969 году Владимир Гундяев был пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) – его духовным наставником. Патриарх Кирилл по сей день в каждый свой приезд в Северную столицу служит панихиду на могиле владыки Никодима.

После окончания Академии с отличием отец Кирилл был возведен в сан архимандрита. Затем он побывал на множестве ответственных должностей. Важнейшим достижением его был пост представителя Московского Патриархата во Всемирном совете церквей. Из-за этой должности в будущем Святейшего Патриарха много критиковали, однако это служение не было связано с уходом его или всей Церкви от истин Православия. Когда в 2015 году произошло встреча уже Патриарха Кирилла с Папой Римским, журналисты вновь напоминали о его служении в Совете. Тем не менее, эта деятельность носила только общественный характер.

В 1976 года отец Кирилл был хиротонисан во епископа и члена комиссии по вопросам христианского единства в Синоде, став затем его постоянным членом. Первой кафедрой Его Святейшества было Выборгское викариатство – это значит, что он был заместителем митрополита Санкт-Петербургского и тогда Новгородского (ныне Ладожского). В это же время он был назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, выпускником которой он был. Пожалуй, это был самый молодой ректор за всю ее историю. Он стал проводить очень активную работу с молодежью и за это подвергся нападкам властей, через несколько лет будучи «сослан» на отдаленную и бедную Смоленско-Калининградскую кафедру.

Тем не менее, и в Смоленске он смог применить свои силы, совершая множество просветительских акций в регионе. Уже в 1994 году он прославился, создав телепередачу «Слово пастыря», где отвечал на вопросы людей, заданные, в том числе, в прямом эфире – каждый журналист знает, насколько это непросто.

Результатом его общественной деятельности и многих трудов многие считают принятые всей полнотой Церкви Основы социальной концепции Русской Православной Церкви – документ, описывающий отношение Церкви к острым современным проблемам, которых не существовало во времена земной жизни Христа и Святых Отцов, и поэтому отношение Церкви к ним до того не было выработано. Сегодня в «Основах социальной концепции» описано, например, отношение Церкви к контрацептивам, ЭКО, вопросам детского права. Это необходимо, чтобы паства Церкви знала ориентиры и понимала, что полезно для спасения души.

Роль царя в установлении патриаршества

Среди историков бытует мнение, что введение патриаршества в России было инициировано лично государем. В хрониках того времени рассказывается о том, как во время своего визита в Москву Антиохийский патриарх Иоаким был принят царём, и на литургии митрополит Дионисий, подойдя к высокому гостю, благословил его, что по Уставу Церкви было совершенно недопустимо.

В этом жесте усматривают намёк царя на учреждение в России патриаршества, так как подобное вправе был совершить лишь архиерей, равный своим саном иноземному патриарху. Это действие могло быть совершено только по личному указанию царя

Так что Феодор Иоаннович не мог остаться в стороне от столь важного дела

Конец старого и начало нового патриаршества в России

Когда Никона удалили от дел, Русская церковь перешла в руки митрополита Крутицкого Питирима. Бывшего патриарха судили, что подорвало доверие народа к патриаршеству в целом и его идеалам.

В 1667 г. состоялся собор, на котором избрали тихого, незаметного патриарха Иоасафа II, что привело к потере государственного значения патриаршества. Через восемь лет состоялось закрытие монастырского приказа.

Патриархи Иоаким и Адриан выступали против того, чтобы Россия сближалась с западноевропейскими странами. После смерти Адриана синод уже не выбирал нового патриарха.

Восстановление патриаршества в стране состоялось во время проведения Поместного собора РПЦ в 1917 г., на котором в качестве патриарха избрали Тихона.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Древняя Русь

  • Как образовалось Древнерусское государство?
  • Причины распада Древнерусского государства
  • Слои населения Древней Руси
  • Принятие христианства на Руси: причины и последствия
  • Самое главное о культуре Древней руси
  • Литература Древней Руси, дошедшая до наших дней

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Патриарха в 1917 году избрали из трёх кандидатов

Соборный Совет предложил процедуру избрания Патриарха основанную на исторических традициях. Согласно им выборы прошли в три тура.

На патриарший престол претендовали разные люди, так как требовалось избрать одного победителя из трёх кандидатов.

Сами кандидаты избирались большинством голосов тайным голосованием. Голосование повторялось пока не оставалось три кандидата. Сам же Святейший Патриарх Московский и Всея Руси избирался жребием.

Жребий с именем новоизбранного Патриарха Всероссийского Тихона, извлеченный 5 ноября 1917 года из ковчежца пред царскими вратами храма Христа Спасителя слепым старцем схииеромонахом Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв)

Процедура началась 28 октября. После четырёх туров голосования осталось трое кандидатов: архиепископы Харьковский Антоний (Храповицкий), Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин).

Процедура избрания Патриарха состоялась 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя после литургии и молебна. Жребий тянул слепой старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв).

По Божией Воле Московский митрополит Тихон стал Патриархом. На выборах Патриарха жребий тянул слепой старец схииеромонах Зосимовой Алексий (Соловьёв).

Для интронизации Патриарха Тихона профессор Иван Соколов по творениям святителя Симеона Солунского восстановил древний чин настолования Константинопольского патриарха.

Он стал основой нового чинопоследования. Недостающие молитвы позаимствовали из чинопоследования Александрийской Церкви.

Святейший патриарх Тихон, 1925 год. Митрополит Московский Тихон (Белавин) стал первым Патриархом Московским и Всея Руси после восстановления в России патриаршества

17 ноября Собор утвердил названный чин после чего интронизация состоялась 21 ноября в праздник Введения в Успенском соборе Кремля.

Для торжества настолования из Оружейной палаты взяты регалии Московских первосвятителей — жезл святителя Петра: ряса священномученика Ермогена; а также мантия, митра и клобук патриарха Никона.

День интронизации Патриарха Тихона стал днём начала поминания Патриарха вместо Священного синода. При этом последний официально прекратил свою деятельность только 1 (14) февраля 1918 года.

В 1721 году в России учреждён Священный Синод, заменивший фигуру Патриарха

В 1718 году Пётр провёл работу по учреждению коллегиальной формы управлении учредив коллегии. Для высшего управления церковной жизнью он решил создать Духовную Коллегию.

Такое решение император принял, потому что относился к Церкви не как учреждению духовному, а как к государственному.

По его поручению Феофан (Прокопович) написал «Духовный регламент».

«Регламент духовный» 1721 года. В 1721 году Пётр Великий утвердил «Духовный регламент». Он фактически отменил в России патриаршество и учредил Священный синод

В Регламенте указывались следующие причины, побудившие царя заменить единоличное управление церкви коллегиальным:

  • в собрании, где много членов, легче может быть отыскана истина;
  • решение собора получает в глазах общества больше силы и значения, чем решение одного лица;
  • при коллегиальном управлении не могут быть остановки в делах вследствие болезни или смерти правительственного лица;
  • при коллегиальном управлении не может быть стремления у духовного правительства сравняться с особою монарха, как это могло быть при патриархах;
  • соборное учреждение может быть хорошей школой для архиереев.

Введение «Духовного регламента» в России упразднило патриаршество.

Духовная коллегия состояла из 12 человек, и она стала органом высшего церковного управления.

При этом трое из них должны были быть епископами, а остальные — неподведомственными им клириками, при этом Президент Коллегии в епископском сане не обладал никакими особыми правами.

С февраля 1720 по февраль 1721 года в стране шёл сбор подписей под «Духовным регламентом». Русские архиереи и настоятелей крупнейших монастырей ставили свои подписи под документом боясь царского гнева.

«Пётр Великий и Святейший Синод». И. Ф. Тупылев. 1801 год. Правомерность Святейшего Синода признали Константинопольский и Антиохийский Патриархи в сентябре 1723 года

С принятием «Духовного регламента» институт патриаршества в России упразднялся.

Получив формальное одобрение церковных иерархов, Пётр в 1721 году обратился Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными Православными Патриархами Святейшего Синода (Духовной коллегии).

В феврале 1722 года Патриарх Иеремия III дал императору положительный ответ.

Константинопольский и Антиохийский Патриархи в сентябре 1723 года издали особую грамоту, в которой признали проведенную Петром I реформу Высшего Церковного Управления, назвав Святейший Синод своим «во Христе братом», имеющим право совершать то же, что и Патриаршие престолы.

Участники учреждения патриаршества в России

Борис Годунов

Вероятно, инициатором создания звания русского патриарха выступил Борис Годунов, которому не составило труда развить в этом направлении бурную деятельность, разумеется, от имени царя. Кандидатом был выбран митрополит Иов, который был полностью предан Годунову, своему старому покровителю – именно Годунов в своё время обеспечил Иову звание митрополита. Как показали события Смутного времени, Иов даже после смерти Бориса Годунова сохранил ему верность, за что и поплатился, будучи отправлен в изгнание самозванцем Лжедмитрием, который вместо него завёл себе другого патриарха. 

Важнейшим участником учреждения патриаршества в России был Иеремия II, Вселенский (то есть Константинопольский) патриарх, который в 1588 году специально прибыл в Москву для переговоров. Это он назначил митрополита Иова русским патриархом, хотя это решение было с негативом встречено многими представителями восточных православных церквей.

При каком царе было учреждено патриаршество?

Царь Фёдор I Иоаннович, при котором в Москве появился свой патриарх

Русское патриаршество было учреждено при Фёдоре I Иоанновиче, взошедшем на престол после смерти Ивана Грозного. Современники описывали Фёдора I, как человека набожного и блаженного, созданного для монастырской кельи, а не для управления державой. Впрочем, он и сам не стремился руководить государственными делами, доверяя их своим приближённым. Наследников после себя Фёдор Иоаннович не оставил, и после его смерти династия московских Рюриковичей пресеклась окончательно.

Первый российский патриарх

Выбор кандидатуры первого патриарха был весьма удачным. С самого начала своего правления только что избранный предстоятель развернул активную деятельность по укреплению дисциплины среди церковнослужителей и повышению их нравственного уровня. Он также приложил немало сил к просвещению широких народных масс, обучению их грамоте и распространению книг, содержащих Священное Писание и святоотеческое наследие.

Свою земную жизнь патриарх Иов завершил как истинный христианин и патриот. Отвергая всякую ложь и беспринципность, он отказался признать подступавшего в те дни к Москве Лжедмитрия и был заточён его сторонниками в Успенский Старицкий монастырь, из которого вышел больным и ослепшим. Своей жизнью и смертью он явил всем будущим предстоятелям жертвенный пример служения Русской Православной Церкви.

Патриаршество

К патриаршему престолу митрополит Кирилл пришел благодаря активной общественной и политической позиции. Начиная с 1995 года он вел плодотворную работу с правительством РФ и широко освещал духовно-просветительские вопросы на телевидении во время проповедей в программе «Слово пастыря». Тогда ему удалось создать концепцию РПЦ в области церковно-государственных отношений, и уже в 2000 году были приняты Основы социальной концепции Русской православной церкви.

В 2008 году после смерти Алексия II митрополит Кирилл стал местоблюстителем патриаршего престола. В 2009-м на поместном голосовании он был избран патриархом Московским и всея Руси, набрав 507 голосов и 677 возможных.

Интронизация митрополита Кирилла прошла 1 февраля 2009 года. На церемонии присутствовали первые лица политической элиты страны: действовавший тогда президент России Дмитрий Медведев с супругой Светланой Владимировной, премьер-министр РФ Владимир Путин, супруга экс-президента страны Наина Ельцина и глава Молдовы Владимир Воронин. Руководство России тогда выразило надежду на дальнейшее сотрудничество РПЦ с государством.

Патриарх Кирилл до сегодняшнего дня несет патриарший крест. Он регулярно совершает визиты за границу, где его считают человеком с фундаментальными знаниями, широкой эрудицией и высоким интеллектом. Встречи первосвященника с западными религиозными, да и светскими деятелями существенно укрепили положение РПЦ и расширили границы сотрудничества между Россией и зарубежными государствами.

Патриарх Кирилл и Владимир Путин

За десятилетия служения Церкви у святейшего выработался жесткий график, который окружающие сравнивают с постоянным цейтнотом. У патриарха Кирилла нет выходных. Даже в воскресенье, когда работать согласно требованиям канонов нельзя, он совершает богослужения, в крайних случаях, если есть необходимость, проводит встречи, просматривает документы, готовит публичные выступления.

Предстоятель Русской православной церкви не оставил без внимания ситуацию с автокефалией в Украине. «Объединительный собор» в Киеве, по словам епископа, это антиканоническое, незаконное собрание, решения которого не могут иметь силы на украинской земле.

К сожалению, как отметил Forbes, у патриарха Кирилла нет рычагов влияния, способных изменить складывающееся положение вещей. А разрыв евхаристического общения по политическим мотивам выглядит как протест

«против предстоящего передела территорий, храмов и паствы, в результате которого Московский патриархат может лишиться от четверти до трети от общего числа своих приходов

Это приведет к крушению важного мифа о “нерушимой и неделимой Русской церкви”»

Патриарх Кирилл

В 2019 году СМИ опубликовали новость о присвоении первосвященнику звания почетного профессора Российской академии наук «как человеку веры, говорящему со светским научным сообществом на одном языке». Позднее РАН выступила с опровержением и принесла извинения святейшему.

В марте того же года патриарх посетил Сретенский мужской монастырь в Москве, где состоялось повечерие с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского. На богослужении присутствовала делегация Элладской православной церкви. В дар библиотеке монастыря и учащимся Сретенской духовной семинарии святейший патриарх Кирилл передал сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании».

Ситуация в мире с распространением коронавируса не могла не коснуться руководства РПЦ. В храмах были введены меры по сдерживанию распространения болезни, патриарх Кирилл дал свое благословение на специальную молитву, которую начали читать в каждом приходе во время службы. Тем не менее в своих выступлениях иерарх заявил о невозможности заразиться вирусом от святых даров.

Первосвященник озвучил и мнение церкви о вакцинации. На своем примере он показал, что она необходима для стабилизации ситуации. Прививку иерарх сделал в марте 2021 года.

Роль российской церкви в мировом православии

Церковь была молода. Несмотря на это, российские иерархи пользовались неоспоримым авторитетом среди представителей высшего духовенства всего православного мира. Часто он опирался на экономические, политические и даже военные факторы. Особенно это стало очевидным после падения Византии. Восточные патриархи, лишённые своей материальной базы, постоянно были вынуждены приезжать в Москву в надежде получить помощь. Это продолжалось не один век.

Учреждение патриаршества сыграло важную роль в упрочении национального единства народа. Это проявилось с особой силой в Смутное время, когда казалось, что государство стояло на грани потери своего суверенитета. Достаточно вспомнить самоотверженность патриарха Гермогена, ценой собственной жизни сумевшего поднять россиян на борьбу с польскими оккупантами.

Установление Патриаршества в Русской Церкви. Святой Патриарх Иов

Через два года после Антиохийского патриарха в Москву приехал, тоже за милостынею, патриарх Цареградский Иеремия и не привез никакого ответа по делу о патриархе. Тем не менее московское правительство добивалось от Иеремии ответа и после разных переговоров с ним предложило ему самому остаться патриархом на Руси. Иеремия принял предложение и таким образом признал возможность установления нового патриархата

Добившись этого важного признания, Годунов повел дело так, чтобы не дать чуждому для Руси патриарху большого влияния на московские дела. Ему предложили жить в заглохшем Владимире, далеко от Москвы

Иеремия на это не согласился; но он уже не мог взять назад свое общее согласие на установление в Москве патриархата. После долгих споров его привели к тому, что он согласился поставить в русские патриархи Московского митрополита Иова. Поставление состоялось в январе 1589 г.; вместе с тем было учреждено на Руси четыре митрополии (в Новгороде, Казани, Ростове и на Крутицах около самой Москвы). Иеремия уехал домой и в 1590 г. собрал в Царьграде собор патриархов, который и утвердил произведенную в Москве реформу, назначив новому Московскому патриарху пятое место в сонме прочих патриархов.

На востоке было тогда четыре патриархата: Цареградский, Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский. — Прим. авт.

Развитие событий

Первым посетил Москву с целью переговоров о статусе Московской митрополии патриарх Антиохийский Иоаким V в 1586 г. Особенность данного визита была в том, что патриарх Иоаким не мог принимать столь важные решения по данному поводу, но он дал обещание вынести вопрос на обсуждение глав восточных церквей

Особенно важно то, что он согласился поднять проблему перед патриархом Константинопольским Иеремией II

Летом 1588 г. Москву посещает сам Иеремия II. Этот визит для него оказался тяжелым, поскольку в ходе переговоров Годунов и правительство давило на него и даже взяло под домашний арест. Результатом длительных споров стала капитуляция патриарха. В 1589 г. Иеремия единоличным решением возводит в патриарший сан Московского митрополита Иова (1589-1605 гг.).

Далеко не все восточные иерархи благосклонно приняли это событие. Некоторые из них начали активно возражать. В частности, против этого решения высказался патриарх Александрийский Мелетий Пегас. Поэтому в 1590 г. был проведен Собор, на котором высшими сановниками церкви была оформлена грамота. Патриарху Московскому предоставили 5-е место в диптихе. Однако Москва хотела получить третью строчку вслед за Вселенским и Александрийским патриархами. Поэтому был созван повторный Собор в Константинополе в 1593 г.

Наряду с получением патриаршества, русская церковь претерпела и другие изменения. В частности, образовалось 6 архиепископий, а ранг митрополита предоставили архиепископам Новгородскому, Казанскому, Ростовскому и Крутицкому.

Как происходило установление патриаршества на Руси?

Православная восточная церковь изнемогала под языческим гнётом. Турки регулярно грабили храмы, разворовывали сбережения, возлагали непомерные налоги: всё это заставляло вселенских патриархов обращаться за помощью к России. Русские цари оказывали гостеприимство и щедро одаривали восточных гостей. Начиная с 15-го века зависимость русской церкви от Константинополя была формальной, но провозгласить московского митрополита патриархом было бы незаконно.

В 1586 году в Москву прибыл за сбором милостыни антиохийский патриарх Иоаким. Русские власти выразили желание об устройстве высочайшего патриаршего престола, на что Иоаким обещал посоветоваться с остальными владыками и сообщить о решении. Но ответа не последовало в течение года.

Официальным царём на тот момент был сын Иоанна Грозного — Феодор Иоаннович, но постепенно удалился от государственных дел, желая жить в уединении и молитве со своей супругой Ириной Годуновой. Фактически управлял страной её брат Борис Годунов. Будучи талантливым и активным политиком, спланировал до мелочей действия по учреждению патриаршего престола в Московском государстве.

В 1588 году в Москву с визитом приехал сам константинопольский патриарх Иеремия, перед которым снова был поставлен вопрос о необходимости учреждения патриархата и даже возможности стать первым русским патриархом, но с требованием жить не в Москве, а во Владимире. Но он отказался. Авторитетный богослов Мелетий Пигас считал, что русские в достижении цели действовали с насилием и хитростью.

26 января 1589 года, под давлением царя Феодора Иоанновича и духовенства, в Успенском соборе Кремля Иеремия в праздничной обстановке поставил русским патриархом митрополита Иова. Через два года с Востока пришла грамота с подписями высших чинов церкви, удостоверяющая установление патриаршества на Руси. Выбор должен происходить положенным порядком, путём вытягивания жребия.

После кончины действующего патриарха рассылались грамоты с приглашением приехать в Москву на собор для избрания нового владыки. Если кто-то из духовенства не мог присутствовать, то должен был прислать письмо, в котором заранее соглашался со всеми решениями собора.

Процедура выбора происходила следующим образом:

  • на шести бумажках писали имена кандидатов;
  • заливали воском, ставили печать;
  • три жребия укладывали на панагию усопшего патриарха и величественно пели акафист Царице Небесной, потом два конверта убирали;
  • с остальными тремя жребиями поступали также;
  • из двух выбирали один, вручали боярину, который доставлял письмо в нераспечатанном виде царю;
  • царь объявлял имя нового патриарха.

Все высшие чины духовенства были равны между собою и подчинялись патриарху. После учреждения патриаршества власть владыки церкви сильно не отличалась от титула прежнего московского митрополита, кроме некоторых богослужебных преимуществ:

  • белый клобук был с крестом или херувимами;
  • крест на митре;
  • цветная мантия;
  • облачался посреди храма.

В первые века патриаршества церковные владыки имели высокое политическое и государственное положение. Принимали участие в решении важных исторических вопросов. На Руси патриаршество просуществовало до 1700 года.

Служили церкви и народу поочерёдно 10 предстоятелей: Иов, Гермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф, Никон, Иоасаф II, Питирим, Иоаким, Адриан.

В 1721 году патриаршество было упразднено Петром I и заменено на Священный Синод, управлял которым обер-прокурор, назначаемый государственной властью и не всегда имевший православное мировоззрение. Такая модель церковного правления просуществовала до Собора 1917 года, на котором было восстановлено патриаршество. Первым предстоятелем после длительного перерыва стал московский митрополит святитель Тихон (Белавин).

А общая последовательность патриархов русской церкви выглядит следующим образом: Тихон, Сергий, Алексий I, Пимен, Алексий II, Кирилл (с 2009 года по настоящее время).

Каждый из российских патриархов сыграл значимую роль в конкретный исторический период, защищая интересы святой веры и духовности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector