Старица: коридорами и закоулками [фотопутешествие]
Содержание:
Расширение Свято-Успенской обители
В начале Xvi века был назначен князь Старицы, звали его Андрей. Он решил перенести монастырь из леса на берег Волги, в то место, где обитель находится сейчас.
Именно при князе Андрее и были построены знаменитый Старицкий Успенский собор и колокольня. Эти памятники истории и архитектуры были сооружены из камня, благодаря чему смогли сохраниться до наших дней.
Внешне Старицкий Успенский собор похож на Московский Успенский собор Кремля. Современники князя Андрея полагали, что он бросал вызов своим московским родственникам, построив аналогичный храм в Старице.
XVII век стал знаковым в истории Старицкого монастыря. Именно настоятель Успенской обители благословил княжеское войско на поход против поляков в 1612 году. Также при игумене Германе в начале столетия был принят в монастырь мальчик, который1 впоследствии стал патриархом московским и Божиим угодником Иовом.
Согласно документам в это время в монастыре служили 73 священника и дьякона, 32 послушника и 43 слуги.
Настоятели
- Инок Трифон (1110—1127)
- инок Никандр (1110—1153)
- инок Мисаил (1110-?)
- инок Порфирий (?-1164)
- инок Феодорит (1164—1193)
- инок Александр (1193—1203)
- игумен Иринарх (1203 −1203)
- игумен Александр (1203-?)
- игумен Герасим (?-?)
- игумен Симеон (?-1220)
- игумен Варсонофий (1200-?)
- игумен Иона (?-?)
- игумен Никандр (?-?)
- игумен Кирилл (? — ?)
- игумен Исаия (?-1240)
- игумен Варлаам (1240-?)
- архимандрит Леонид (?-?)
- архимандрит Филарет (? −1272)
- архимандрит Меофодий (?-?)
- игумен Лаврентий (?-?)
- игумен Антоний (?-?)
- игумен Иона (? — ?)
- игумен Феодосии (?-?)
- игумен Савва (?-1283)
- игумен Симеон (1283 −1289)
- игумен Варнава (1289—1287)
- игумен Киприан (?-?)
- игумен Герман (?-?)
- игумен Иосиф (?-?)
- игумен Арсений (?-?)
- игумен Боголеп (?-?)
- игумен Серапион (?-1292)
- игумен Дорофей (1292—1304)
- игумен Иаков (1304—1312)
- архимандрит Герман (1551—1553)
- архимандрит Игнатий (1553—1559)
- архимандрит Иов (6.5.1569—1571)
- архимандрит Пимен (1601—1607)
- архимандрит Дионисий (середина 1605 года или август 1607 года — 1610)
- архимандрит Мефодий (1617—1623)
- архимандрит Иосиф (1623—1653)
- архимандрит Леонид (1653—1655)
- архимандрит Тихон (1655—1658)
- архимандрит Исаия I (1658—1662)
- архимандрит Варлаам (1662—1669)
- архимандрит Сергий (1669—1672)
- архимандрит Варлаам II (1672—1683)
- архимандрит Исаия II (1683—1697)
- архимандрит Корнилий (1697—1716)
- архимандрит Иоаким (1716—1719)
- архимандрит Мельхиседек (1719—1722)
- архимандрит Иона (1722—1732)
- архимандрит Тарасий (1732—1769)
- архимандрит Варфоломей (1763—1768)
- игумен Филимон (1769—1770)
- игумен Христофор (1770—1776)
- игумен Макарий (1776—1783)
- игумен Арсений (Москвин) (1783)
- игумен Александр (1783—1785)
- игумен Амфилохий (1785−1785)
- игумен Елпидифор (1785—1792)
- игумен Павел (1792—1795)
- игумен Варлаам (1795—1796)
- архимандрит Иоасаф (Сретенский) (14 мая 1796—1798)
- архимандрит Анастасий (Щепетильников) (28 октября 1798 — 28 сентября 1806)
- игумен Антоний (1806—1807)
- архимандрит Иоанникий (1807—1808)
- архимандрит Сергий (1808—1808)
- архимандрит Серафим (1808—1811)
- архимандрит Иоасаф (1811—1816)
- архимандрит Владимир (1816—1818)
- архимандрит Ириней (1818—1821)
- архимандрит Иннокентий (Александров) (15 августа 1821 — 2 августа 1823)
- архимандрит Серафим (1823—1824)
- архимандрит Антоний (1824—1825)
- архимандрит Макарий (1825—1832)
- архимандрит Александр (1832—1856)
- архимандрит Феодор (1856—1858)
- архимандрит Адриан (1858—1865)
- игумен Меофодий (1865—1866)
- архимандрит Гавриил (1866—1867)
- игумен Поликарп (1868—1871)
- игумен Марк (1871—1871)
- архимандрит Гавриил (1871—1884)
- игумен Виталий (1884—1884)
- архимандрит Агафангел (1884—1888)
- игумен Арсений I (1888—1894)
- игумен Алексий (1894—1894)
- игумен Арсений II (1894—1896)
- архимандрит Николай (1896—1905)
- игумен Тихон (1905—1908)
- архимандрит Павел (1908—1918)
- игумен Тихон (1918—?)
- игумен Алексий (?—1923)
- игумен Кирилл (?—1928)
- митрополит Амвросий (Ермаков) (с 20 ноября 2020)
наместники
- игумен Гермоген (Чирков) (1997 — 12 октября 2007)
- игумен Димитрий (Севостьянов) (12 октября 2007 — 9 июля 2019)
- иеромонах Паисий (Новоженов) (15 июля 2019 — 24 сентября 2021)
- иеромонах Дамаскин (Леонов) (с 24 сентября 2021)
Справка
Воскресенский Горицкий монастырь находится в селении Горицы, всего в нескольких километрах от города Кириллова, на левом берегу Шексны. Основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала место в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря, на высоком берегу реки, где в то время уже существовала деревянная Воскресенская церковь. В том же году старая деревянная церковь была заменена каменной.
В 1563 году в результате доноса Княгиня лишилась расположения царя. Грозный видел в лице князей Старицких угрозу, боялся их претензий на царский престол. И донос послужил поводом к расправе. Она была пострижена в монахини под именем Евдокия и отправлена в ссылку в основанный ею же монастырь. Вместе с ней были пострижены ее приближенные боярыни и родственницы. Поселившись в монастыре, княгиня занялась обустройством обители. В октябре 1569 года вслед за убийством Иваном Грозным Владимира Старицкого и всей его семьи, по царскому приказу монахиню Евдокию утопили в Шексне. Смерть княгини породила много легенд, а место ее захоронения в Горицком монастыре стало местом особого почитания. Трагическая судьба основательницы предопределила дальнейшее существование этой обители. Сановные мужья отправляли в монастырь опостылевших жен, чтобы жениться снова, сюда ссылали женщин из знатных семей, подвергшихся опале. В числе наиболее именитых насельниц Горицкого монастыря были две супруги Иоанна Грозного: Анна Колтовская и Мария Нагая, царевна Ксения Годунова, княгини М. Н. Черкасская, И. И. Милославская и многи другие… С 1739 по 1741 годы здесь под строгим надзором жила Е. А. Долгорукова — дочь А. Г. Долгорукова, члена Верховного Тайного совета. Она была против воли объявлена невестой несовершеннолетнего Петра II, неожиданно скончавшегося. После смерти царя семья подверглась опале, а княжну Екатерину Алексеевну отправили в монастырь. После вступления на престол Елизаветы Петровны она была освобождена из заключения и выдана замуж за графа Александра Брюсова. Горицкий монастырь обогащался не только вкладами от именитых инокинь, но также и царскими милостями к нему.
Первым царственным благодетелем монастыря, после царя Иоанна Грозного, был его сын, царь Феодор Иоаннович (1597 г.), последний представитель родя Рюриковичей. По завещанию Марии Нагой (инокини Марфы) в 1611 году Горицком монастыре была возведена новая каменная церковь во имя великомученицы Екатерины с приделом царевича Димитрия, её сына, и колокольня. Необычный состав монастырских насельниц определил на несколько столетий и своеобразие устава. В отличие от Кириллова и Ферапонтова монастырей с их общежительными основами, в Горицах жили по обособленному уставу, когда каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство в соответствии с достатком. В XVIII веке знатных пострижениц стало меньше, отсутствие общего хозяйства привело к тому, что многие насельницы не имели средств к существованию и к концу столетия монастырь пришел в крайнее запустение. В 1810 году настоятельницей была назначена Маврикия Ходнева — очень деятельная и духовно просвещенная монахиня. Она сумела в короткий срок привести монастырь к процветающему состоянию. Были построены каменные строения и ограда. После революции монастырь продолжал действовать еще несколько лет. Но вскоре он был закрыт, а в 30-е годы практически все монахини и насельницы монастыря были репрессированы. Монастырские корпуса были отданы под дом инвалидов, а в соборе одно время располагался сельский клуб.
Архитектурный ансамбль Горицкого монастыря включает в себя собор Воскресения /1544/, колокольню /ХVII/, Троицкий собор /XIX/, ограду и монашеские корпуса XIX — нач. XX вв. С октября 1999 г. на части территории монастыря вновь возобновилась иноческая жизнь. Постепенно налаживается жизнь женской монашеской общины.
Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси
Святитель Иов, первый патриарх Московский
Время рождения Святейшего Патриарха Иова можно отнести ко второй четверти XVI века. В миру Иоанн. Он родился в благочестивой семье старицких посадских людей. С юных лет отрок был отдан родителями на воспитание в Старицкий Успенский монастырь, где был обучен грамоте, получил воспитание и «Божию добре обучен» настоятелем обители архимандритом Германом.
Обучение в монастыре содержало в себе чтение по церковным книгам, переписывание текстов Священных книг, клиросное пение, чтение молитв
Большое внимание уделялось развитию памяти. Целые разделы из Библии, церковные молитвы, священные песни были заучены наизусть
К тому же природа наделила юношу звучным и весьма приятным голосом.
Монастырское воспитание и родило в сердце Иоанна желание принять монашеский постриг в Успенской обители. Это произошло около 1553 года. Через некоторое время он был рукоположен в священники.
В 1566 году Иов был назначен архимандритом Старицкого Успенского монастыря. Это новое послушание в родной обители подвигло архимандрита Иова на многотрудное и жертвенное служение Церкви. Он благоустраивал монастырь, словом и деяниями воодушевлял братию к духовно-нравственному восхождению.
Здесь, в Старице, созидалось и упрочивалось церковное видение и мировоззрение будущего Предстоятеля Русской Церкви, формировался талант незаурядного церковного деятеля и пастыря.
Царь Иван Васильевич решает приблизить Иова к себе и в 1571 году переводит его в Москву настоятелем Симонова монастыря. Спустя четыре года царь поставил его настоятелем Московского Новоспасского монастыря. В апреле 1581 года Иов становится епископом Коломенским, а с января 1586 года – архиепископом Ростовским. В этом же году 11 декабря Иов становится митрополитом Московским и всея Руси.
26 января 1589 года Патриарх Константинопольский Иеремия возвел митрополита Иова в высший иерархический сан – новонареченного Патриарха Московского и всея Руси.
Патриарх Иов почти два десятилетия нес бремя управления Русской церковью и принимал деятельное участие в государственных делах. В Смутное время он делал все от него зависящее для спасения Церкви и Отечества от Самозванца и сам пал жертвой мятежников, отказавшись признать в Лжедмитрии государя Московского.
10 июня 1605 года мятежники ворвались в Кремль и, жестоко избив, выволокли Патриарха Иова из Успенского собора на Лобное место. С него сорвали облачение и в простой телеге отправили в Старицкий Успенский монастырь, приказав настоятелю монастыря архимандриту Дионисию держать старца «в железе и всяческом озлоблении».
Преподобный Дионисий не внял строгому приказу и принял старца как Патриарха. Поселившись в родной обители, святитель Иов многими подвигами готовил себя к вечности.
19 июня 1607 года Святейший Патриарх Иов скончался в Старице и был погребен в монастыре. В 1652 году мощи святителя были торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского Кремля, где они покоятся и поныне.
Но в Старице по-прежнему почитают место его первоначального погребения: в Успенском монастыре в память о Патриархе Иове осталась усыпальница с белокаменной плитой с могилы святителя.
В 1989 году на Поместном соборе Русской Православной церкви святитель Иов был причислен к лику святых. Память его отмечается 2 июля.
По Руси Великой: Борисоглеб (ФОТОпутешествие)
Виктор Судариков Наш мир падок на подмены смыслов. Патриотизм – затертое слово, часто употребляемое по отношению к людям, презирающим таких же людей, но происходящих из другого народа. А что же это на самом деле, если не использовать штампов вроде «чувство родины», а просто оглянуться, просто проехать по Руси? |
Прогулка по Новоспасскому монастырю: 20 лет после второго рождения (+ фото)
Юлия Маковейчук Новоспасский монастырь в Москве отмечает 20-летие возрождения монашеской жизни. Более 70 лет простоявший в забвении, под угрозой полного разорения; переоборудованный под «нужды Советской власти» — в тюрьму НКВД, он все-таки выстоял. Правмир приглашает в фотопутешествие по обители. |
Архитектура
Успенский собор |
Церковь Введения Богородицы во храм
Вторым по значению сооружением Старицкого монастыря является трапезная с церковью Введения. Церковь была построена по заказу Ивана Грозного предположительно к году. Основной объём трапезной палаты традиционен для аналогичных монастырских сооружений XVI века. В году с севера к церкви была пристроена паперть, а еще позже, с южной стороны – палата для монастырской ризницы.
Троицкая церковь |
ТроицкийXIX
Настоятельский и братский корпуса
Настоятельский и братский корпуса относятся, скорее всего, к числу сооружений, появившихся по инициативе князя Андрея Старицкого – в 1-й трети XVI века. Уцелевшая фрагментарно древнейшая часть корпуса возводилась в несколько этапов. Сначала был выстроен восточный одноэтажный братский корпус, который изначально состоял не из двух, а из трёх палат. Настоятельский корпус появился позже – его пристроили с запада к одноэтажному зданию.
Надвратная церковь во имя Иоанна Богослова |
Надвратная церковь во имя Иоанна Богослова
На месте сгоревшей от пожара церкви Василия Анкирского в году был построен новый храм, который был освящён во имя Иоанна Богослова. Храм типа «восьмерик на четверике» с ограждающей трёхсторонней галереей располагается над западными Святыми воротами.
Введенская церковь Свято-Успенского монастыря: что рядом?
Введенская церковь Свято-Успенского монастыря находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Свято-Успенский монастырь ~ 0,0 км. Церковь Иоанна Богослова Свято-Успенского монастыря ~ 0,0 км
Церковь Иоанна Богослова Свято-Успенского монастыря ~ 0,0 км
Успенский собор Свято-Успенского монастыря ~ 0,0 км
Троицкий собор Свято-Успенского монастыря ~ 0,1 км
Старицкое городище ~ 0,4 км
Церковь Параскевы Пятницы ~ 0,4 км
Борисоглебский собор ~ 0,4 км
Спасская церковь-колокольня ~ 0,5 км
Главная
Добро пожаловать на сайт Старицкого краеведческого музея
Старицкий художественно-исторический музей был открыт в 1919 году и располагался в настоятельском корпусе Старицкого Успенского монастыря, который к этому времени был уже закрыт. У истоков создания музея стоял внук знаменитого скульптора Петра Карловича Клодта – Евгений Александрович Клодт (1867-1934).
Старицкий музей несколько раз менял свое название. В 1921 году-Старицкий художественно-исторический музей, в 1922 году- Старицкое отделение Тверского историко- археологического музея, в 1930 году – Старицкий музей местного края, в 1937 году- Старицкий краеведческий музей.
В 1922 году в Старицком музее были отделы: художественный, церковно-исторический, историко-археологический, местного края, кабинет гравюр. В коллекции музея имелись экспонаты, представляющие большую художественную и историческую ценность. Среди них плащаница, вышитая в 1543 году первой женой царя Ивана Грозного Анастасией Романовой Захарьиной, палица, посох, напрестольный крест, саккос первого Российского Патриарха Иова, митра архимандрита Дионисия, настоятеля Троице-Сергиевой Лавры, иконы ХУ-ХУ11 вв., произведения живописцев: Айвазовского, Боровиковского, Кипренского, Репина, Семирадского и др., полотна западно-европейских мастеров –голландских, итальянских, французских художников.
Краевед Д.А.Цветков в книге «Старица и окрестности» пишет: «Старицкий музей был широко известен и значился в лейпцигском справочнике «Музеи мира».
В 1954 году Старицкий музей решением Исполкома Старицкого района был закрыт. Согласно описи экспонатов, предметы из Старицкого музея поступили в Калининский областной краеведческий музей и Калининскую областную картинную галерею.
31 мая 1975 года в Старице в здании Введенской церкви с трапезной, расположенной на территории Старицкого Свято-Успенского монастыря, вновь был открыт музей – Архитектурно-художественный и археологический – филиал Калининского краеведческого музея, ныне филиал ТГОМ.
С 1998 года Старицкий музей стал называться краеведческим.
В 2008 году на Московской стороне города по ул. Володарского, 38 было построено двухэтажное здание для краеведческого музея. Строительство началось в марте 2008, а торжественное открытие здания, оформленное двумя выставками объединенного музея и картинной галереи — «Работы Тверских художников» и «Лицевое шитье Тверской земли» состоялось 28 августа 2008. Присутствовали: Губернатор Д.Зеленин; зам. Губернатора О.Пищулина; В.Христенко; Т.Голикова; Исполнительный директор «Фонда возрождения Свято-Успенского монастыря» Ю.В.Александрин; Архиепископ Тверской и Кашинской Виктор; Глава Администрации Старицкого района С.Ю. Журавлев.
Площадь здания 1300 квадратных метра с внутренним двориком и прилегающей территорией 0,6 га.; 3 зала фондохранилища, два мастер-класса, универсальный зрительный зал на 69 мест, два выставочных зала по 99,7 кв.м.; три зала под экспозицией-250 кв.м.
В 2009 году открываются два экспозиционных зала» Старицкий край с ХУ11 века по 1914 г.».
7 мая 2010 году открывается третий зал экспозиции «Старицкий край с 1914
по 1960-е гг.».
17 апреля 2014 года в выставочном зале музея открыта стационарная выставка «Этот удивительный мир природы», созданная из коллекций естественнонаучного фонда Тверского краеведческого музея.
Заведующая музеем — Грачёва Маргарита Владимировна
Успенский монастырь
Рекомендовать место
11
Старица — это небольшой кусочек российской земли, который сумел сохранить всю прелесть русской глубинки, с ее холмами, дубравами, избами, церквями и колокольным звоном. В свое время Старица была поставщиком белого камня, из которого в Москве возводился Кремль. Сейчас сюда ездят туристы и российские, и зарубежные. В основном их манит Свято-Успенский монастырь, построенный еще при Иване Грозном на берегу Волги, и до сих пор считающийся ярким представителем русской православной архитектуры.
Времена не пощадили монастырь, и сейчас его восстанавливают бережные руки реставраторов. Это необходимо для сохранения монастыря, во-первых, как исторического объекта, а во-вторых, для сохранения потока туристов, за счет которых существует это уникальное место.
Монастырь Старицы — один из самых известных монастырских ансамблей в России. На его территории находится часовня, построенная на месте погребения первого патриарха всея Руси Иова, причисленного к лику святых. Сейчас его мощи хранятся в Успенском соборе Московского кремля.
Монастырь переживал непростые времена. В 1919 году его вообще закрыли, а в 1930-х годах была разрушена стена с башнями, окружавшая монастырь.
В военные годы его начали восстанавливать и ремонтировать.
В 1997 году Святейший Синод благословил открытие в Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря и,тем самым, вдохнул в монастырь новую жизнь.
В монастырской трапезной находится краеведческий музей.
Старицу окружают старинные села и самобытные деревеньки, по которым часто водят туристов. Здесь проходит «Пушкинское кольцо Верхневолжья».