§ 10. брестская церковная уния
Содержание:
- Взгляд из Ватикана, или Отрекитесь от «ересей»
- Разрыв коммуникации, или Cultural misunderstanding
- Брестская церковная уния 1596 г.
- Создание униатской церкви на белорусских землях
- Процесс полонизации и католизации населения
- Причины оформления унии
- Виды
- Суть соглашения
- Манифест воссоединения, или Каждому своё
- Униаты и православные после собора
- Без обсуждений, или Псевдосогласие
- Заключение унии
- Заключение унии
Взгляд из Ватикана, или Отрекитесь от «ересей»
Рим пошёл на унию. Но при этом он, по большому счёту, просто обратил православных посланников в католичество. По-видимому, такая задача во многом и ставилась. Во внутренней переписке курии есть, например, такие установки: необходимо, чтобы приехавшие епископы решительно согласились бы с католической церковью и по существу веры (итал. «l’essenza della fede»), и по формам её выражения.
В официальных документах — бреве, высланных Михаилу Рогозе, уния также описывается в терминах обращения в истинную (то есть католическую) веру. Появляется фраза «propter conversionem vestram» (лат.). Если перевести предложение с этой фразой целиком, то оно значит примерно следующее: благодаря тому, что «вы теперь обратились в истинную <…> церковь», мы посылаем вам эти письма.
Не менее важны и детали церемонии заключения унии в Риме. То, что Потей и Терлецкий зачитали католическое исповедание веры и подписали его (причём в тот момент они действовали от имени всего духовенства, пославшего их в Рим), интерпретировалось Ватиканом как отречение от прежних «ошибок».
«Для Рима православные епископы были теми, кто обращался из “ересей”, “схизматических” учений в истинную католическую веру», — поясняет Михаил Дмитриев. Для курии бывшие «еретики» успешно превратились в католиков.
Но вопрос, добровольно или вынужденно православные епископы подписали документ, остаётся открытым. Скорее всего, Потей и Терлецкий не предполагали обращаться в католичество. Задача была другой — просто снять разногласия и создать единую церковь. Но папство совсем иначе видело унию.
Ватикан пошёл лишь на очень небольшие уступки, касавшиеся сохранения языка, православных обрядов и церковного облачения. В остальном — без компромиссов. Булла, изданная в феврале 1596 года, предоставляла киевскому митрополиту право назначать епископов — однако с последующим утверждением решения в Риме.
Разрыв коммуникации, или Cultural misunderstanding
Проект унии, предложенный православной стороной, в восприятии папства оказался немыслимым. И, хотя выполнение всех условий было для инициаторов принципиальным, Ватикан их не принял. Но на унию всё же пошел — правда, в его собственной интерпретации. Хотя всем сторонам было понятно, что в таком варианте она провоцирует риски и для Рима, и для Кракова, и для Киевской митрополии, да и в принципе взрывоопасна для отношений католиков и православных в Центральной и Восточной Европе.
Православная сторона, рассчитывавшая на настоящие переговоры, ошиблась в ожиданиях. А католический истеблишмент в Кракове тоже, по-видимому, не просчитал всех нюансов проекта.
Как квалифицировать то, что произошло в Риме? Как cultural misunderstanding — непонимание между представителями разных культур. В данном случае — прежде всего конфессиональных. Произошло недоразумение. Стороны не услышали друг друга. В Речи Посполитой такая уния вызвала раздражение. Из унионной «искры» впоследствии возгорелось пламя — религиозные войны.
Брестская церковная уния 1596 г.
Берестейская (Брестская) церковная уния 1596 г. — объединение православной церкви Украины и Беларуси с католической церковью в 1596 г. при подчиненности православной церкви Папе Римскому, признании основных католических догматов и сохранении православной обрядности. Она была провозглашена на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии образовалась Украинская греко-католическая церковь (униатская церковь).
1. Основная цель польской власти. Для дальнейшего укрепления Речи Посполитой, как считали польские власти и католические круги, было необходимо объединить православных украинцев и белорусов с поляками-католиками. Православные епископы также выступали за объединение церквей, но при этом интересы православных и католических иерархов, равно как и их видение роли и положения будущей униатской церкви, были совершенно разными.
2. Основные причины заключения унии для православных епископов . Для православных епископов основными причинами заключения унии были:
а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного в братства мещанства;
б) желание освободиться от своей подчиненности восточным патриархам, которые не имели достаточной власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой;
в) необходимость сохранить свое привилегированное положение в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели титулы «князей церкви» и подчинялись только власти Папы и короля;
г) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата турками Константинополя оставался единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть.
3. Основные причины заключения унии для католических священников и польской шляхты. Католические священники и польская шляхта рассматривали унию как:
а) необходимость идеологического обоснования захвата польскими магнатами украинских земель;
б) возможность увеличить количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности прямого насаждения католицизма в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.
в) будущая униатская церковь воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польско-католического влияния на присоединенных украинских землях.
4. Тайные переговоры. В 1590 г. часть православных епископов вступила в тайные переговоры с польским королем Сигизмундом III, выразив желание присоединиться к католической церкви. В 1595 г. епископы Луцкий К. Терлецкий и Владимирский И. Потий после издания королем универсала, в котором он сообщал о переходе православных епископов к унии, отправились в Рим и признали власть Папы Римского. В октябре 1596 г. король Сигизмунд III и киевский митрополит М. Рогоза по поручению Папы Римского Климентия VIII созвали в Бресте церковный собор для официального провозглашения унии.
5. Раскол собора. Провозглашение унии. Однако собор сразу раскололся на два отдельных собора — православный и униатский:
Православный собор отклонил унию; униатский — провозгласил унию, признал власть Папы Римского, принял основные догматы католической церкви, сохранив однако православные обряды и церковнославянский язык. Униатским епископам обещали сенаторские звания (это обещание осталось невыполненным). Униатское духовенство, как и католическое, освобождалось от налогов, униатская шляхта получила право занимать государственные должности наравне с католической шляхтой, а униаты-мещане уравнивались в правах с католическим мещанством.
6. Последствия подписания унии. Польское правительство считало унию обязательным для всех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась на положении незаконной. Уния насаждалась силой. С помощью Брестской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер.
Создание униатской церкви на белорусских землях
В процессе становления униатской церкви в ВКЛ выделяют несколько основных периодов. Первый — конец XVI — начало XVII в. — период жестокого и насильственного навязывания унии, что вызывало острое противостояние православного населения. Наблюдалось сопротивление со стороны крестьян, мещан, членов православных братств. Не приняли унию многие шляхтичи православного вероисповедания и протестанты. Дело доходило до открытых выступлений. В 1623 г. в Витебске во время волнений православного населения был убит полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич.
Принудительное насаждение униатства не привело к консолидации общества. Результат оказался обратным. Противоречия на религиозной почве приобрели опасный для государства характер.
Второй период в становлении униатской церкви в ВКЛ относится к 30-м гг. XVII в. Поскольку уния вызвала раскол среди населения, король Речи Посполитой Владислав IV Ваза в 1632 г. восстановил православную церковь в Княжестве. В это время началась реформа униатской церкви — появился монашеский орден базилиан. Были организованы братские и базилианские школы.
Быстрое распространение униатской церкви в Беларуси можно объяснить тем, что она имела действенную поддержку со стороны власти. Существенным было и то, что униатское духовенство приложило большие усилия, чтобы новая церковь по своей обрядности не очень отличалась от православной и была тесно связана с повседневной жизнью простого народа. В литургической храмовой службе униатские священники пользовались польским, церковнославянским, белорусским и даже латинским языками. А в повседневном общении с крестьянами и мещанами, во внецерковной обрядности они разговаривали с народом на белорусской «говорке».
После войн второй половины XVII в. в религиозной политике Речи Посполитой начали прослеживаться проявления нетерпимости, ограничения прав православных. Верующие стали переходить в униатство. Так, в конце XVIII в. на территории Беларуси осталась только одна православная епархия — Могилевская. В это же время униатская церковь на белорусских землях охватывала более 1000 приходов, а по всей Речи Посполитой — более 9 тысяч.
Таким образом, к концу XVII в. население Беларуси почти полностью стало придерживаться униатства.
Процесс полонизации и католизации населения
В результате амбиции польской шляхты, связанные с давними устремлениями глубже проникнуть на западнорусские земли, были большей частью удовлетворены, а права и привилегии по своему объему быстро превзошли аналогичные права русской знати:
отменялись великие удельные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других городах;
самоуправление замещалось наместничеством;
литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую;
началась активная католическая экспансия на западные земли Руси.
Изображение: ppt-online.org
Полонизация и окатоличивание захватили часть западнорусской знати, в то же время большинство простого населения хранило верность православию и древним традициям. Начинала давать о себе знать национально-религиозная вражда, которой не было до 80-х годов XIV века, а в последующем она нередко перерастала в острую политическую борьбу
Следующим шагом к сближению Литвы и Польши стало заключение в 1413 году Городельского привилея, в соответствии с которым права польской шляхты были распространены на литовских шляхтичей-католиков, начавших оттеснять русских князей (некатоликов) от участия в верховном управлении государством. Литовская шляхта получила от короля новые земельные наделы, чаще вступала в браки с польской знатью и массово переходила в католическую веру.
Боярство Западной Руси, не удовлетворяясь своим положением, тоже активно добивалось уравнения в правах с польской шляхтой, которая по Вислицкому статуту (1347 г.) и Кошицкому привилею (1374 г.) была освобождена от налогов и обязанностей. Земля стала считаться полной собственностью шляхты, а крестьяне могли лишь пользоваться наделами земли и находились под полной юрисдикцией своих господ. В 1434 году привилеем короля Владислава III русская знать окончательно была уравнена в правах с польской и освобождена от всех обязанностей, кроме военной службы, даже название боярин было официально заменено на пан.
Власть активно проводила политику, направленную на распространение католичества и ограничение православия.
Укреплению положения католической церкви существенно посодействовало то, что в 1387 году привилеем Ягайло феодалы–католики были освобождены от всех повинностей и платежей великому князю. Это привело к тому, что разрыв между католической и православной знатью становился все большим.
Условия Кревской унии (в 1401 году их уточнила Виленско-Радомская уния) действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 года, когда Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедеративную ограниченную избираемую монархию
. А также одним из последствий Кревской унии было получение католическими феодалами дополнительных прав и вольностей.
Причины оформления унии
В 1577 г. вышла книга П. Скарги «О единстве церкви Божьей». В ней пишется о возможном выходе из сложнейшей ситуации, в котором оказалась православная церковь великого княжества Литовского. Выход был единственным и состоял в восстановлении действия положений Флорентийской унии.
Учреждение патриаршества в Москве в 1589 г. привело к фактической легализации автокефального управления епархиями Московской митрополии. Князь К. Острожский предлагает Константинопольскому патриарху Иеремии II возвести в сан митрополита архимандрита Михаила (Рогозу). В качестве патриаршего экзарха стал луцкий епископ Кирилл (Терлецкий). Грамотой от 13.11.1589 г. Львовское братство получает защиту предоставленных ему привилегий. Недовольные таким развитием событий иерархи западнорусской церкви оказались под влиянием иезуитов, указывающих на своеволие патриарха. Епископы и знать начали думать об оформлении унии с Римско-католической церковью, что позволило бы разрешить все противоречия.
В 1590 г. состоялся Брестский собор православного духовенства и дворянства. На нем принято было решение оформить жалобы в адрес польского короля и указать на притеснения православной церкви. 24.06.1590 г. от епископов Луцкого, Холмского, Турово-Пинского и Львовского направляется обращение к Сигизмунду III. В нем указывается на планы перейти в подчинение папы. Ответивший на послание король в марте 1592 г. дал свое одобрение и гарантии в сохранении кафедр епископами.
Осенью 1592 г. от Львовского братства прозвучало требование созвать Собор и осудить недостойных епископов. Одновременно с этим среди самих епископов велась агитационная работа. Уже к концу 1594 г. в сговоре участвовали практически все из высших иерархов. В Сокале проходит встреча четырех епископов, где принимаются «артикулы». Это были условия, на которых епископат Киевской митрополии признавал церковную юрисдикцию папы римского. Окончательное оформление произошло в июне 1595 г.
Князь Острожский в марте 1595 г. оглашает намерения епископов, что вызвало негодование паствы. Одновременно митрополит Михаил обращается к королю за протекцией во взятии под контроль Киево-Печерской лавры. При этом в датированных 01.06.1595г. артикулах указывались такие условия:
- обеспечение неприкосновенности православных догматов с обрядами;
- переподчинение церкви папе;
- защита правового положения иерархов от панства и братств;
- охрана церковных землевладений;
- недопущение влияния греков на западнорусскую церковь.
Сигизмунд III в своих грамотах от 30.07.1595 г. и 02.08.1595 г. дает обещание защищать и укреплять власть епископов-униатов над паствой. 21.01.1596 г. папа утверждает апостольскую конституцию. В ней излагались особенности процесса, связанного с приходом послов и порядком оформления унии. 23.02.1596 г. он издает буллу «Decet Romanum Pontificem». Адресована она была киевскому митрополиту Михаилу (Рогозе). В ней папа не давал ни автономию митрополии, ни гарантий невмешательства светских властей в церковный вопрос. Несмотря на выступления православных князей против унии, процесс объединения с Римом продолжался.
Виды
Личная уния
Основная статья: Личная уния
Личная уния устанавливается между государствами, в которых условия и порядок престолонаследования различны. Например, в одном государстве женщины отстранены от участия в наследовании трона, а в другом они вправе претендовать на престол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становится наследником одновременно двух монархов в разных государствах. Столь же случайно они и распадаются, хотя эта случайность запрограммирована устройством личной унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого государства его царствование не состоится.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2399 дней
Реальная уния
Реальная уния создана на основе договора или одностороннего акта более сильного государства.
В реальных униях законодательство государств устанавливает единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником во всех государствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из неё отдельной страны происходит лишь в результате изменения формы правления в одном из государств, ликвидации в нём монархии.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2399 дней
Суть соглашения
В 1590 году в городе Белз был проведен церковный съезд. На нем с призывом заключить унию выступил Гедеон Балабан. Его инициатива была поддержана многими епископами. Через 5 лет необходимость союза признал Папа Римский.
Берестейская уния должна была быть подписана в 1596 году. Но распри не прекращаись. Съезд, который собрался для подписания договора, раскололся. Одну часть составляли поклонники православия, другую – униаты. Камнем преткновения выступила необходимость подчиняться Папе Римскому. В конечном итоге унию подписала только часть собрания. Православное же духовенство союз не признало. Подписание договора состоялось под руководством митрополита Михаила Рогозы.
Условия:
- Униаты признавали подчинение Папе Римскому.
- Духовенство имело равные права с католическими церковными иерархами.
- Догматы веры – католические, обряды – православные.
Таким образом, результатом попытки объединения стал еще больший раскол. На основе православия и католицизма появилась еще одна вера. Теперь униатство навязывали силой – православные оказались в еще худшем положении, чем до Берестейского (Брестского) соглашения.
Напоследок добавим: уния – это фактор объединения, но, как показывают исторические факты, не всегда союз шел на пользу всем сторонам-участникам.
Манифест воссоединения, или Каждому своё
В требованиях православного духовенства к папской курии можно выделить пять мотивов:
готовность вести переговоры о спорных вопросах — чистилище и filioque (лат. «и от сына» — речь о положении, согласно которому Святой Дух исходит не только от Бога-отца, но и от Сына), однако при сохранении православных обрядов и особенностей вероучения;
обращение за помощью к «братьям-римлянам» в восстановлении порядка в церкви (братства должны подчиняться епископам);
укрепление сословных позиций православного духовенства в Речи Посполитой (дать ему такие же привилегии, как католическим иерархам, например, право заседать в Сенате);
два самых парадоксальных (для Рима) мотива, которые показывают, что авторы «32 артикулов» фактически выступали за прекращение экспансии католицизма в православных диоцезиях (епархиальных округах).
Так, один из пунктов документа гласил, что отныне никто не сможет переходить из православной церкви в католическую, поскольку сама церковь будет единой. По той же причине нельзя превращать православные храмы в католические. А отлученного православного католическая церковь уже не могла принять в своё лоно. Ещё один пункт был о порядке выбора и утверждения митрополитов. В этом вопросе Киевская митрополия хотела сохранять независимость от Рима.
Требования были, мягко говоря, неудобоваримые для Ватикана. Так почему же уния все-таки была реализована? Или же каким-то фантастическим образом сторонам удалось достичь взаимопонимания?
Униаты и православные после собора
Примечательно, что униатство до
самого конца своего существования так и оставалось религией исключительно для
простых людей, шляхта сохраняла приверженность католицизму.
Вместо того чтобы решить
религиозный вопрос в Речи Посполитой, Брестский собор только крайне усугубил
ситуацию, фактически поставив православных в положение врагов государства.
Между двумя частями некогда
единого целого разразилась непримиримая борьба, которая сопровождалась взаимным
насилием и жертвами. Самым известным событием противостояния стало витебское
восстание против епископа Иосафата Кунцевича, которое закончилось его гибелью.
Униатство не было воспринято
значительной частью православного населения даже под сильнейшим давлением со
стороны власти. В конечном счёте в Речи Посполитой утвердилось сосуществование
двух конфессий, имевших друг к другу многочисленные претензии.
После падения Речи Посполитой
униатство продолжало сохраняться ещё долгие годы. Точку в его истории поставило
польское восстание 1830–31 гг., заставившее императора Николая I задуматься о
возвращении бывших православных в лоно русской церкви. В 1839 году униатство
официально прекратило своё существование.
Будучи ликвидированным
официально, униатство не прекратило существовать. В настоящий момент оно
имеет особенно сильное влияние на Западной Украине.
Таким образом, Брестский собор не
решил поставленных перед ним задач. Уния только расколола православных, многие
из которых окончательно осознали, что Речь Посполитая для них является
враждебным государством.
Без обсуждений, или Псевдосогласие
На деле в Риме была лишь видимость диалога двух церквей. И если в случае с Францией Климент VIII действительно сыграл роль миротворца (торжественно благословил короля Генриха IV, превратившегося из гугенота в католика, и тем самым положил конец религиозной войне во Франции в конце века), то в случае с украинско-белорусскими событиями ему эта роль не удалась.
В ноябре 1595 года Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий, прибыв в Рим, добились аудиенции у Климента VIII. Они пояснили, что приехали по поводу унии. Но Римская курия оказалась не готова обсуждать её.
По-видимому, о присланных летом «артикулах» просто забыли. Во всяком случае, на аудиенции папа осведомился у своего секретаря, о чём речь. Но тот, подтвердив заблаговременное получение бумаг, не смог сказать ничего по сути. Ситуация сложилась неловкая.
Заключение унии
Проведение унии было назначено на
6 октября 1596 года. Она должна была пройти в Бресте, в Свято-Николаевском
храме.
Сигизмунд III послал на собор
троцкого воеводу Михаила Радзивилла, который приехал в город с большим отрядом
и должен был оказывать влияние на исход переговоров. В июле королём был издан
универсал ко всем православным подданным Речи Посполитой с призывом примкнуть к
унии.
Собственно говоря, в Бресте
одновременно проходили два собора — православный и униатский. Униаты
располагались в городском соборе, а православные — в доме боярина Райского.
Последние пригласили на своё собрание митрополита Рагозу и епископов-изменников, а когда те не явились, то предали их анафеме.
Проиерей Флоровский в своей книге
«Пути русского богословия» следующим образом охарактеризовал унию: «Уния была
делом епископов, которые действовали в отрыве от церковного народа, без его свободного
и соборного согласия…»
Очевидно, что сам униатский собор
был лишь ратификацией тех решений, которые были приняты в Риме Тарлецким и
Потеем. Присутствовавшие на нём иерархи покорно согласились со всеми
возражениями римского папы и приняли их в неизменном виде.
Собор не стал долгосрочным
мероприятием, уже через 3 дня он завершился провозглашением церковной унии.
Широкий протест, вызванный
решением западнорусских иерархов, охватил всё православное общество. От его
имени князь Острожский обратился к королю с просьбой не признавать результаты
переговоров. Разумеется, Сигизмунд III отклонил все возражения противников унии
и утвердил её. Аналогичным образом поступил и сейм.
Епископы-изменники одновременно
нарушили правила многих Вселенских Соборов: 2-е правило Второго собора, 18-е
правило Четвертого и 36-е правило Шестого. При этом они переняли многие догматы
католической церкви: прибавление к Символу Веры, совершение евхаристии на
опресноках, чистилище, пост в субботу, безбрачие клира.
Сигизмунд III, надеявшийся с
помощью унии расправиться с православием, очень серьёзно просчитался. Он
надеялся, что православное населением смирится с новым положением вещей и
примет его. Как оказалось, ситуация только усугубилась, соглашаться с
произволом никто не собирался.
Заключение унии
В 1593 году на соборе в Сокале Гедеона отлучили от церкви. Параллельно шла агитация епископов за унию. К движению примкнул епископ Перемышля Михаил Копыстенский. Двойственно себя вел Михаил Рогоза, позиционируясь как защитник православной веры, но переписываясь с епископом Ипатием Потеем — главным идеологом унии.
Заручившись поддержкой большинства, сторонники унии собрались в Сокале в конце 1594 года. Были составлены артикулы папе Клименту VIII — условия, при которых Киевская митрополия согласна на подчинение западной церкви. Текст неоднократно переделывался. Похоже, это происходило под влиянием присоединения митрополита Михаила и Владимиро-Волынского епископа Ипатия Потея.
Окончательные артикулы были изданы 1 июня 1595 года:
- неприкосновенность православных догматов и обрядов;
- признание верховенства папы римского;
- охрана прав иерархов от притязаний панов и братств;
- сохранность церковных имений;
- сенаторские звания высшим духовникам;
- митрополит Киева сохранял право назначать епископов западнорусской митрополии без влияния Рима;
- польский король способствовал укреплению власти епископов над паствой через подчинение школ, типографий, братств, монастырей и т. д.;
- уравнение в правах католиков и униатов.
Некоторые статьи запрещали:
- переход из униатства в католичество;
- преобразование православных храмов в католические костелы;
- принуждение православных к переходу в католичество при заключении межконфессионального брака.
Таким образом, западнорусские архиереи рассчитывали заручиться поддержкой Рима, но при этом сохранить автономию как от духовных, так и от светских властей. Предполагалось, что отношения с Римом будут складываться по принципу связей с Константинопольским патриархатом, который не вмешивался во внутренний уклад Киевской митрополии.
Артикулы подписали в секретной обстановке. Помимо митрополита, в этом участвовали только два епископа. Однако о произошедшем узнал Константин Острожский, который позаботился об огласке. В православном сообществе поднялась буря. В итоге Гедеон Балабан и Михаил Копыстенский отказались участвовать в разработке унии и заявили о верности православию. Экзарх константинопольского патриарха Никифор призвал православных Речи Посполитой не подчиняться униатам. Хотя это носило формальный характер, широкие слои населения усмотрели попытку окатоличивания.
Униаты оказались в непростом положении. Ведь свои кафедры они сохраняли, только если саму унию утвердят в Риме. Это произошло во время поездки Кирилла Терлецкого и Ипатия Потея в ноябре 1595-1596 годов в Рим. Климент VIII согласился на сохранение восточных обрядов, если они не противоречат католическим, и гарантировал неприкосновенность кафедр. А от уравнения в правах с католиками отказался. По его мнению, митрополит Киевский должен был назначаться римским папой, а вероучение митрополии — соответствовать католическим догматам.
В декабре 1595 года епископы присягнули папе «по форме, предписанной для греков, возвращающихся к единству Римской Церкви». То есть Киевская митрополия объявлялась схизматической и должной вернуться в лоно «правильной» католической церкви. Это изменило мнение некоторых сторонников унии. Они соглашались на условия лета 1595 года, но никак не на условия папы. Параллельно они сохраняли верность польскому королю. Несмотря на это, Сигизмунд III приказал подавлять антиуниатские восстания.
На Брестский собор 6 октября 1596 года прибыли королевские войска под командованием трокского воеводы Михаила Радзивилла. 9 октября 1596 года собор объявил о присоединении Киевской митрополии к Риму. В этот же день православный экзарх Никифор низложил епископов, которые заключили унию, что раскололо Киевскую митрополию. Через год Никифора объявили московским шпионом, арестовали и посадили в тюрьму, где он скончался.