Первосвятитель земли русской (митрополит михаил: 988–†992)

Содержание:

Литература

  • Макарий, митр. История Русской Церкви .
  • Лохвицкий, «Очерк церковной организации в древней Руси,» Русский Вестник , 1857.
  • Голубинский, История Русской Церкви .
  • Неволин, Образование управления в России от Иоанна III до Петра Великого , (Собрание Сочинений ).
  • Сергеевич, В. И., Русские юридические древности , т. II, вып. 2.
  • Каптерев, Светские архиерейские чиновники в древней Руси .
  • Знаменский, Руководство к русской церковной истории .
  • Розанов, История московского епархиального управления .
  • Кедров, Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого .
  • Суворов, Н. С., Курс церковного права , Ярославль, 1890.

Тропарион. Тропари, кондаки, величания и молитвы

Святые по алфавиту: М

Святителю Михаилу, первому митрополиту Киевскому

Тропарь, глас 4:

Днесь проро́чествие во апо́столех Первозва́ннаго испо́лнися:/ се бо на сих гора́х возсия́ благода́ть и ве́ра умно́жися./ И и́же неве́рием обветша́вшии/ Боже́ственною купе́лию отроди́шася/ и бы́ша лю́дие обновле́ния,/ ца́рское свяще́ние, язы́к свят, Христо́во ста́до,/ ему́же ты пе́рвый па́стырь яви́лся еси́,/ я́ко пе́рвее Креще́нием послужи́вый./ И ны́не, предстоя́ Влады́це Христу́ Бо́гу,/ моли́ всем сыно́м ру́сским спасти́ся:// и́маши бо дерзнове́ние я́ко иера́рх Бо́жий и священнослужи́тель.

Кондак, глас 2:

Моисе́й вторы́й Росси́и яви́лся еси́, о́тче,/ пренесы́й мы́сленный виногра́д от египе́тскаго идолослуже́ния/ в зе́млю проро́чествием предуви́дену./ Бу́дет, рече́, утвержде́ние ве́ры на земли́,/ и на ве́рсех гор Ки́евских превознесе́тся па́че Лива́на/ плод пита́ющ ми́ра всего́./ От него́же вкуси́вше,// ублажа́ем тя, Михаи́ле, Бо́жий иера́рше.

Величание

Велича́ем тя,/ святи́телю о́тче Михаи́ле,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши о нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва

Святы́й вели́кий и пресла́вный архипа́стырю и о́тче нaш Михаи́ле, страны́ Ру́сския первопресто́льниче и просвети́телю, всех же племе́н христиа́нских благонаде́жный пред Бо́гом хода́таю, тебе́ припа́дающе мо́лимся: помози́ нам бы́ти твоея́ к Бо́гу любве́ подража́телем, е́ю же в земне́м животе́ твое́м преиспо́лнен был еси́. Просвети́ умы́ и сердца́ на́ша све́том Боже́ственнаго уче́ния. Научи́ нас тебе́ после́довати ве́рно и за́поведи Госпо́дни усе́рдно твори́ти, да яви́мся ча́да твоя́ не и́менем то́кмо, но и всем житие́м, та́ко позна́емся. Мо́лися, равноапо́стольно иера́рше, о Це́ркви Ру́сской, о гра́де твое́м и оби́тели, в ней же нетле́нно мо́щи твоя́ святы́я почива́ют, и о всем Оте́честве на́шем, при́зри ми́лостивно на вся ве́рныя твоя́ чти́тели, по́мощи твоея́ и́щущия: бу́ди всем в боле́знех цели́тель, в ско́рбех и печа́лех уте́шитель, в беда́х и ну́ждах помо́щник, в час же сме́ртный засту́пник и покрови́тель, да твое́ю по́мощию сподо́бимся и мы гре́шнии спасе́ние получи́ти и Ца́рствие Христо́во насле́довати. Ей, святи́телю Христо́в, а́ще восхо́щеши мо́жеши помощи́ нам, да на по́мощь твою́ упова́юше, просла́вим Ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

«Церковь, отдавая должное учености и книгам, не может привносить настроение диспута в молитву»

— Энциклопедическая литература и интернет изобилуют упоминаниями о том, что почитание святителя Михаила первым митрополитом Киевским и всея Руси началось лишь в XVI веке и что даты его земной жизни – дискуссионны. Почему?

— Об этих проблемных вопросах упоминает, в частности, и «Православная Энциклопедия»: вводный том без номера, озаглавленный – «Русская Православная Церковь». Там же указана и причина: в разных рукописных вариантах церковного Устава святого князя Владимира или, по-научному, редакциях, сформированных, как полагают, на протяжении XIII века, имя первого митрополита – либо Леон, либо Михаил. В поздних редакциях названы оба имени, но – либо Михаил после Леонта, либо Леонт после Михаила. Разночтение перешло и в летописи XVI-XVII веков. Соответственно, и в науке нашлись как сторонники первенства Леонта, так и – Михаила.

Те и другие приводили свои аргументы. Но Церковь, отдавая должное учености и книгам, не может привносить настроение диспута в молитву – тут нужна стройность! И вот, в церковной традиции был принят взгляд, «отдающий» первенство святителю Михаилу – вслед за начальной частью Никоновской летописи 1526-1530 годов и «Степенной книгой» 1560-1563 годов. Возможно, на принятие решения повлияло вполне оправданное стремление к символизму: через святого архистратига Михаил Господь низверг диавола, – а правая вера в лице святителя Михаила воссияла на Киевских горах, торжествуя над брошенными в Днепр идолами.

Кто бы ни был первым в действительности, деятельность обоих митрополитов летописи относят ко времени правления святого Владимира, а значит – святитель Михаил в любом случае нес подвижнические труды, связанные с воцерковлением Руси.

Здесь нужно вспомнить еще один момент: в церковном Владимировом Уставе сказано, что князь «привел» митрополита «от патриарха Фотия», однако святитель Фотий был патриархом Константинопольским за сто лет до Владимира – во времена князя Аскольда! При этом целый ряд византийских источников сообщает, что при владыке Фотии русичи обратились в Христову веру и приняли к себе архиепископа. Увы, как известно из той же Никоновской летописи, христианские начинания Аскольда были прерваны переворотом Олега…

И вот тут мы подходим к источнику еще одной полемики: часть историков полагают, что присланного при Аскольде архиепископа звали Михаилом, и только ошибка редакторов Устава связала его с Крещением при святом Владимире; другие же видят ошибку в упоминании имени святителя Фотия.

Архиереи

  • Свт. Михаил I (988 — 992)
  • Леон (?)
  • Феофилакт (988 — до 1018)
  • Иоанн I (до 1018 — ок. 1030)
  • Феопемпт (1035 — 1040-е)
  • Кирилл I (упом. 1050)
  • Свт. Иларион Русин (1051 — до 1055)
  • Ефрем (ок. 1055 — ок. 1065)
  • Георгий (ок. 1065 — ок. 1076)
  • Свт. Иоанн II (1076/1077 — 1089)
  • Иоанн III (1090 — 1091)
  • Николай (упом. 1097 — 1101)
  • Никифор I (1104 — 1121)
  • Никита (1122 — 1126)
  • Михаил II (I) (1130 — 1145/1146)
  • Онуфрий Черниговский (1145 — 1147) в/у

Климент Смолятич (1147 — 1159)
Свт. Константин I (1155 — 1159)
Феодор (1160 — 1161/1162)
Иоанн IV (1163 — 1166)
Константин II (упом. 1167 — 1169)
Михаил III (II) (1170 — ?)
Никифор II (упом. 1183 — 1198)

,

Матфей (ранее 1210 — 1220)
Кирилл II (1224 — 1233)
Иосиф (1236 — 1240)

Киевские митрополиты Ордынско-Литовского периода

  • Кирилл III (поставлен до 1242/1243, рукоположен ок. 1246/1247, на Руси упом. 1250 — 1281)
  • Свт. Максим (1283 — 6 декабря 1305) в Киеве, в странствиях, с 1299/1303 во Владимире-на-Клязьме
  • Свт. Петр (июнь 1308 — 21 декабря 1326) в Киеве, с 1309 во Владимире-на-Клязьме, с 1325 в Москве
  • ? Свт. Прохор (декабрь 1326 — 1328) в/у, еп. Ростовский в Москве

Свт. Феогност (1328 — 11 марта 1353) в Москве
Свт. Алексий (Бяконт) (1354 — 12 февраля 1378) в Москве
Свт. Киприан (Цамблак) (1375 — 16 сентября 1406) в Киеве, с 1381 в Москве, с 1382 в Киеве, с 1390 в Москве

Михаил IV (Митяй) (1378 — 1379) наречён

Пимен Грек (рукоположен в 1380, принят в 1382, низложен 1384/1385) в Москве
Свт. Дионисий (1384 — 15 октября 1385) заточён в Литве
Свт. Фотий (2 сентября 1408 — 1431) в Киеве, с 1410 в Москве

Григорий (Цамблак) (15 ноября 1415 — ок. 1420) в Вильне
Герасим (1 сентября 1432-нач. 1433 — 26 июля 1435) в Смоленске
Исидор Униат (1436 — 1439) в Москве

Свт. Иона (1442/1443 — 15 декабря 1448) наречён

Свт. Иона (15 декабря 1448 — 31 марта 1461) в Москве

далее именуются Московскими и всея России (Руссии) (см.)

Киевские митрополиты Западной Руси (Киево-Литовские)

  • Григорий Болгарин (ок. 1470 — нач. 1474)
  • Мисаил (Соколинский-Бабич) (1474 — 1480)
  • Спиридон Сатана (15 сентября 1475 — ? (+ нач. 1500-х)) принят не был, провел жизнь в заточении
  • Симеон (упом. 1481 — 1488)
  • Иона (Глезна) (упом. 1492)
  • Сщмч. Макарий I (1495 — 1497)
  • Иосиф (Болгаринович) (30 мая 1498 — 1 мая 1500) в/у

Иосиф (Болгаринович) (1 мая 1500 — 1503)
Иона II (1503 — 1507)

Иосиф (Солтан) (1507 — март 1509) в/у

Иосиф (Солтан) (март 1509 — 1521)
Иосиф (Русин) (1523 — 1534)

Макарий (Москвитянин) (1 марта 1534 — 9 апреля 1535) в/у

Макарий (Москвитянин) (9 апреля 1535 — 1555)
Сильвестр (Белькевич) (упом. 1556 — 1567)
Иона (Протасович-Островский) (1568 — 1576)
Илия (Куча) (23 сентября 1577 — 1579)
Онисифор (Девочка) (1579 — 1589)
Михаил (Рогоза) (1589 — 1596)

1596 — 1620 — отпала в унию

Иов (Борецкий) (1620 — 1631)
Исаия (Копинский-Борисович) (20 июля 1631 — 1633/5 октября 1640)
Свт. Петр (Могила) (28 апреля 1633 — 31 декабря 1646)
Сильвестр (Коссов) (1647 — 1657)

Лазарь (Баранович) (1657) местоблюститель, еп. Черниговский

Дионисий (Балабан-Тукальский) (1658 — 1663)

Лазарь (Баранович), 2-й раз (1659 — 1661) местоблюститель, еп. Черниговский

Иосиф (Нелюбович-Тукальский) (1663 — 1676)
Антоний (Винницкий) (9 ноября (24 ноября) 1663 — 26 ноября 1679)

  • Лазарь (Баранович), 3-й раз (1679 — 1685) местоблюститель, архиеп. Черниговский
  • Свт. Феодосий (Полоницкий-Углицкий) (1679 — 1685) наместник местоблюстителя

Униатские митрополиты Киевские, Галицкие и всея Руси

См. также: Русская униатская церковь

  • Михаил (Рогоза) (27 июля 1589 — 1599)
  • Ипатий (Поцей) (26 сентября 1599 — 18 июля 1613)
  • Иосиф (Рутский) (5 апреля 1614 — 5 февраля 1637)
  • Рафаил (Корсак) (1637 — 28 августа 1640)
  • Антон (Селява) (18 марта 1641 — 5 октября 1655)
  • Гавриил (Коленда) (24 апреля 1665 — 11 февраля 1674)
  • Киприан (Жоховский) (11 февраля 1674 — 26 октября 1693)
  • Лев (Слюбич-Заленский) (22 сентября 1695 — 24 августа 1708)
  • Юрий (Винницкий) (7 мая 1710 — 22 сентября 1713)
  • Лев (Кишка) (17 сентября 1714 — 19 ноября 1728)
  • Атанасий (Шептицкий) (18 августа 1729 — 12 декабря 1746)
  • Флориан (Гребницкий) (16 декабря 1748 — 18 июля 1762)
  • Филипп (Володкович) (18 июля 1762 — 12 февраля 1778)
  • Лев (Шептицкий) (1778—1779)
  • Ясон (Смогожевский) (1780—1788)
  • Феодосий (Ростоцкий) (1 ноября 1788 — 25 января 1805)

Советские реставрационные церкви

Всеукраинская Православная Автокефальная Синодальная Церковь

Созданная в 1923 году, церковь была частью общесоветского обновленческого движения. Он был ликвидирован в 1935 году, но после того, как остальные общины возглавил действующий примас.

  • Пимен (Пегов), 1923-1935 гг.
  • Александр (Чекановский), 1935-1937 гг.

Братское приходское объединение Украинских православных автокефальных церквей

В 1925 году была создана еще одна организация, которая выступала против как Живой церкви, так и Украинской автокефальной православной церкви. После 1937 года он исчез.

Феофил Булдовский, 1925–1937

Украинская автокефальная православная церковь (1921–2018, несуществующая)

Митрополит Киевский и всея Украины (самосвященник)

  • Василий Липкивский , 1921–1927 гг.
  • Николай Борецкий, 1927–1930 гг.
  • Иван Павловский, 1930–1936 гг.

Из — за советского давления, то УАПЦ ликвидирован в 1936 году, некоторые из ее членов эмигрировали в Соединенные Штаты.

Период Польской Православной Церкви (Вторая мировая война)

В 1942 году УАПЦ была воссоздана с помощью Польской православной церкви во время оккупации Украины нацистской Германией . Поликарп Сикорский освятил Дионизий (Валединский).

Поликарп Сикорский (Управляющий церкви в титуле митрополита Луцкого и Ковельского ), 1942–1944 гг.

Эта относительная свобода продлилась до возвращения Красной Армии в 1944 году, после чего УАПЦ снова была ликвидирована и осталась структурированной только в диаспоре . В 1944 году православный митрополит Варшавский Дионизий Валединский был назначен «Патриархом всея Украины», но Советский Союз не допускал никаких операций на Украине.

Патриархи Киевские и всея Руси-Украины (1990–2000 гг.)

В 1990 году Украинская Автокефальная Православная Церковь была восстановлена ​​в Украине, и бывшая Украинская Православная Церковь Канады митрополит Мстислав был возведен на престол в качестве Патриарха.

  • Степан Мстислав , 1991–1993 гг.
  • Дмитрий Ярема , 1993–2000 гг.

Митрополиты Киевские и всея Украины (2000–2018 гг.)

  • Мефодий Кудряков , 2000–2015 гг.
  • Макарий Малетич , 2015–2018 гг.

15 декабря 2018 года УАПЦ вместе с Украинской православной церковью — Киевским патриархатом объединились в единую Православную Церковь Украины .

«Проблему скудости документальных сведений о святителе Михаиле я решаю, обращаясь в молитве ко всему Собору святых Киево-Печерских»

— Но если житийные сведения о святителе Михаиле реконструированы, то  нам могут задать вопрос: насколько оправдано его почитание?

— Я упомянул о реконструкции потому, что в наше время нужно уметь понимать происхождение любой церковной традиции – дабы не путать подлинное Православие с разного рода подделками или болезненными наростами. Однако в случае со святителем Михаилом наличие реконструкций в его Житии не лишает нас оснований чтить память архипастыря и молитвенно обращаться к нему.

Учитывая все тот же исторический контекст, дерзну сказать, что навряд ли Византия, ослабленная внутренними нестроениями и заинтересованная в мире и союзнических отношениях с Русью, рискнула бы прислать в Киев времен Владимирова Крещения иерарха с сомнительной репутацией. Напротив – этот человек должен был быть зерцалом благочестия. Ну, а если оставить науку и говорить о молитве, то естественна идущая от сердца мысль, что святитель Михаил, послужив на земле первым или одним из первейших архипастырей Руси, с еще большим дерзновением ходатайствует за свою паству в Горнем мире.

Для себя лично проблему скудости документальных сведений о святителе Михаиле я решаю, обращаясь в молитве ко всему Собору святых Киево-Печерских, в сонме которых почитается и этот архипастырь: одним из мест упокоения его мощей считалась Киево-Печерская Лавра, дорогая сердцу каждого православного киевлянина.

«Либо однажды возник неведомый нам мотив перенесения мощей святителя Михаила I-го в Лавру, либо…»

— Как мощи святителя оказались в Лавре, ведь кафедральным храмом митрополитов Киевских был Софийский собор, и где эта святыня находится сегодня?

— В 1635 году под патронатом Киевского святителя Петра Могилы было осуществлено первое печатное издание «Киево-Печерского Патерика» – древнерусского сборника Житий подвижников Лавры, поэтапно сформировавшегося в XI-XV веках. Поскольку на дворе было время острой полемики с католичеством и униатством, в печатную редакцию книги включили дополнения, которые делали «Патерик» энциклопедией по истории воцерковления русичей, позволяя увидеть в святых Печерских достойный плод этого воцерковления, убедиться в наличии апостольского преемства и в благодатности Православной Церкви на Руси.

В числе дополнений есть такие слова: «Когда крестился русский государь Владимир Святославич, то взял от патриарха первого митрополита Михаила. Он, прибыв в Киев, освятил святым Крещением русский народ и научил правой вере. За такие подвиги и жизнь благочестивую он поныне лежит нетленным в пещере святого Антония, как свидетельствует таблица, издавна висящая над ним». Напомню: «пещера святого Антония» – это Ближние пещеры Лавры.

Своего рода продолжением первого печатного «Патерика» стала изданная в 1638 году книга лаврского инока Афанасия Кальнофойского «Тератургима, или Чудеса, которые были как в самом свято-чудотворном монастыре Киево-Печерском, так и в обеих святых пещерах». Она рассказывает о новейших на то время чудесах, явленных у лаврских святынь. В книге помещены первые подробные карты Ближних и Дальних пещер.

Благодаря этим картам мы знаем, что мощи святителя Михаила покоились там, где теперь лежат мощи святителя Симона Суздальского. В то время маршрут паломнического прохождения Ближних пещер был таков, что мощи святителя Михаила оказывались первыми на пути посетителей. Экспликация карты гласит: «Почивает святой митрополит Михаил.Тот, который был послан от Цареградского патриарха Сергия, или, как иные говорят, от Николая Хрисоверга, с крещеным Владимиром Святославичем для крещения Руси, и который крестил ее».

Для справки: патриарх Николай II Хрисоверг занимал Константинопольскую кафедру в 980-992-м годах, Сергий II Студит – в 1001-1019-м.

Действительно, есть, над чем задуматься: Лавра основана в 1051 году, а святитель Михаил почил в 992-м – как его мощи оказались в пещерах? По этому поводу существует несколько версий.

Первая изложена в описании Лавры митрополита Евгения (Болховитинова) 1831 года: «Погребен был в Десятинной церкви. Около 1103 года при Печерском игумене Феоктисте мощи его перенесены в Антониеву пещеру». К сожалению, ученый владыка не указывает источник этих сведений, но в Лавре данная версия стала традиционной.

Другую версию предлагает современная нам исследовательница Ирина Жиленко в книге «Чудеса лаврских пещер» 1997 года: мощи святителя были перенесены в Лавру после разорения Киева и Десятинной церкви ханом Батыем в 1240 году.

Профессор Евгений Голубинский, видя в первом святителе Михаиле современника патриарха Фотия, считал, что он крестил русичей Причерноморья, а впоследствии его мощи были перенесены в Лавру из Тмутаракани, с которой печерские иноки поддерживали связи. Эта версия отражена в изданной ученым в 1901 году «Истории Русской Церкви».

В 1915 году историк Иван Каманин высказал в книге о Киево-Зверинецких пещерах гипотезу, согласно которой лаврские мощи святителя Михаила принадлежали митрополиту Михаилу II-му. По данным летописей, он занимал Киевскую кафедру в 1131-1145 годах и затем отбыл в Константинополь. Лишь поздняя Густынская летопись сообщает, что в 1145 году владыка Михаил преставился после отъезда из Киева.

Какая из версий ближе к истине, определить сложно. Пока можно сказать лишь следующее: либо однажды возник неведомый нам мотив перенесения мощей святителя Михаила I-го в Лавру, либо чтимые в ней мощи принадлежали тезоименитому архипастырю.

Карты 1661-1703 годов указывают, что мощи святителя Михаила были на правой стороне подземной церкви Введения Пресвятой Богородицы – древнейшего храма Ближних пещер. Сейчас на этом месте почивают мощи святителя Ефрема Переяславского. В 1730 году мощи святителя Михаила торжественно перенесли в Великую Печерскую церковь – Успенский собор Лавры, капитально отремонтированный после пожара 1718 года. Их судьба после взрыва храма в 1941 году осталась, к сожалению, неведомой.

Жизнеописание

Был родом сириец или, по другим летописным данным, болгарин или серб. Когда св. равноапостольный князь Владимир решил просветить Русскую землю святым Крещением он послал в Царьград просить для этого пастырей. Для этого патриарх свт. Николай II Хрисоверг прислал в Корсунь шесть епископов, множество священнослужителей и клириков во главе с митрополитом Михаилом, мужем премудрым и святой жизни. Они привезли также иконы, богослужебные книги на славянском языке, церковную утварь и мощи угодников Божиих. Церковь поет «Нищетою неверия одержимой земле Российской принес святитель Михаил из царствующего града Царьграда Евангелие Христово и сие даровал ей» .

Из Корсуни вместе с новокрещеным князем митрополит прибыл в Киев в 989 году где начал своё ревностное служение по распространению Христианства на Руси. Крестив 12 сыновей князя Владимира, бояр и киевский народ, собравшихся для этого на Днепре, святитель начал заботиться об уничтожении языческих суеверий. Из храмов, построенных в Киеве, самым большим являлся Десятинный в честь Успения Пресвятой Богородицы на постройку которого святитель Михаил благословил великого князя Владимира и куда перенесли гроб с мощами великой княгини Ольги. С митрополитом Михаилом связывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а с прибывшими с ним из Царьграда монахами – основание Киево-Межигорского монастыря.

После крещения Киева первосвятителю предстояло обращать народ всей русской земли и для этого он посетил с проповедью главные после Киева города русские — Новгород в 990 году и Ростов Великий в 991 году. В Новгород он отправился в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина. Здесь он сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров. В Ростове успех его проповеди был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления. Им была основана первая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове и поставлен епископом свт. Феодор Грек. За годы служения святителя Михаила храмы открывались также в Переяславле, Чернигове, Белгороде, Владимире Волынском и других городах Руси.

Свт. Михаил Киевский (слева). Фрагмент иконы «Все святые в земле Русской просиявшие» (монахиня Иулиания (Соколова), кон. 1920-х — нач. 1930-х гг. 65,3×53). Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Летописец повествует, что при святом Михаиле «вера православная расцвела и засияла, как солнце». Святитель Михаил отличался кротостью, смирением, неутомимостью в трудах и был истинным отцом своей паствы. Он был мудрым и строгим иерархом. Он поставлял пресвитеров, избирал опытных наставников, и им поручал дело обучения и образования детей в страхе Божием и целомудрии. При нем приняли крещение четыре болгарских князя и один печенежский. Известно еще, что он отправил монаха Марка проповедовать христианскую веру к волжским болгарам-мусульманам. Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется «Первоначальником» Русской Церкви. Святитель упокоился от своих трудов в Киеве в 992 году . Днем кончины предание называет 15 июня. По надписи XVIII в. у его раки (приведенной в «Описании Киево-Печерской лавры» митрополита Евгения) в 994 г. в царствование Василия и Константина, при патриархе Николае Хризоверге, пришел в Киев с крестившимся кн. Владимиром присланный из Царьграда святитель Михаил Сирин, который и был первым митрополитом всея России; он крестил сыновей Владимира и киевлян и в один год обратил в христианство всю землю русскую; умер в 998 году и погребен в Десятинной церкви.

«Православная энциклопедия» обозначает дату кончины более расплывчато: «кон. X — нач. XI в. (?)»

Жизнеописание

Свт. Михаил Киевский (слева). Фрагмент иконы «Все святые в земле Русской просиявшие» (монахиня Иулиания (Соколова), кон. 1920-х — нач. 1930-х гг. 65,3×53). Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

болгарскихпеченежскиймусульманамНовгородскогоКиевского Софийских соборовРусской ЦерквиКиеве15 июня

По надписи XVIII в. у его раки (приведенной в «Описании Киево-Печерской лавры» митрополита Евгения) в г. в царствование Василия и Константина, при патриархе Николае Хризоверге, пришел в Киев с крестившимся кн. Владимиром присланный из Царьграда святитель Михаил Сирин, который и был первым митрополитом всея России; он крестил сыновей Владимира и киевлян и в один год обратил в христианство всю землю русскую; умер в году и погребен в Десятинной церкви.

«Православная энциклопедия» обозначает дату кончины более расплывчато: «кон. X — нач. XI в. (?)»

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕФрона:
    • — Василенко, Ник., «Митрополиты русские»
    • — Василенко, Ник., «Митрополиты юго-западной Руси»

  Название русской земли, на которую распространялась духовная власть Киевских владык, в разное время приводилось в их титулах как «Россия,» «Руссия,» «Русь.»

  Бурега, В. В., «Присоединение Киевской Митрополии к Московскому Патриархату: Как это было,» 6 августа 2008, , Цит. по: Полонська-Василенко, Н., Iсторiя України: У 2 т., т. 2: Вiд середини XVII столiття до 1923 року, Київ, 1992, 194.

  Алатарцева, Ирина, сост., «Святитель Петр Могила. Из «Летописи Голосеевской пустыни»,» портал Русское воскресение,

  В 1155-1158 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях.

  Рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156, признан не во всех епархиях

  Имена Дионисия и Гавриила начиная с XV-XVI вв. встречаются в списках митрополитов между Никифором и Матфеем Оба древнейших каталога митрополитов имеют новгородское происхождение: один восходит к 20-м годам XV в. и знает только Дионисия; второй датируется серединой XV в. и включает уже и имя Гавриила. Не говоря об оправданности паузы между смертью Никифора II и поставлением Матфея, традицию, донесшую до нас оба имени, надо признать недостоверной

Возникновение имени Дионисия между Никифором II и Матфеем очень легко объяснить, если принять во внимание метод составления каталога: составитель попросту выискивал имя следующего митрополита в различных летописях. И вот в одной из них он обнаружил под 1210 годом митрополита Дионисия (см

Типографскую летопись: ПСРЛ. Пг 1921 Т. 24. С. 85), где он упомянут в том же контексте, что и Матфей в других летописях; следовательно, упоминание Дионисия объясняется ошибкой переписчика. Сложнее объяснить появление имени Гавриила во втором каталоге, но и здесь причина кроется в дополнениях, внесенных составителем каталога, не удовлетворившегося данными летописей и расширившего список за счет имен, которые он нашел в других документах. В одном из них ему, должно быть, и встретилось имя какого-то митрополита Гавриила (такое имя носил, например, третий галич-ский митрополит в первой половине XIV в.). Ясно, что составитель легко мог принять галичского митрополита за киевского, хотя и не совсем понятно, почему в каталоге он отнесен ко времени, примерно на сто лет более раннему. Возможно, в середине XV в. последовательность митрополитов XIV в. была настолько хорошо известна что составителю пришлось искать свободное место для Гавриила в предыдущем столетии. — Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко —

  По другим данным — с 1200.

Примечания

  1. Западнорусская митрополия Православная Энциклопедия. / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — Церковно-научный , 1998–2014. — Т. 19. — С. 612–615.
  2. Bureha V., 2008 , п. Переговоры в Константинополе. — Прим. 54 со ссылкой на: • Акты юго-западной Руси. — Ч. 1. — Т. V. — С. 182–184, 189–191.
  3. Bureha V., 2008 , Итоги. — Прим. 64 со ссылкой на: •Ігор (Ісіченко), архієпископ. Історія Христової Церкви в Україні. — Б. м.: Акта, 2008. − С. 305. (укр.) •Полонська-Василенко Н. Історичні підвалини УАПЦ. — Мюнхен, 1964. — С. 113–116. (укр.)
  4. ПРИСОЕДИНЕНИЕ КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ К МОСКОВСКОМУ ПАТРИАРХАТУ: КАК ЭТО БЫЛО
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector