Довмонт: защитник псковской земли
Содержание:
- Биография
- Довмонтов город
- История древнего укрепления
- Чужой среди своих
- Когда святой князь Довмонт умер, в Пскове стоял великий траур
- Защита Албазина
- Довмонт: изгнание и бегство в псковскую землю
- Святой Довмонт защитил русскую крепость Албазин во время осады её китайскими войсками
- Последний год жизни Довмонта
- Последний год жизни Довмонта
- Святого Довмонта Псковского обычно изображают на иконах пожилым человеком
- Нальшаны: родина князя Довмонта
- Чужой среди своих
- Святого Довмонта Псковского обычно изображают на иконах пожилым человеком
- Наследие
- Последний год жизни Довмонта
- Междоусобицы
Биография
Борис Чориков. Князь Довмонт присягает Пскову
Крещение Домвонта. Лицевой летописный свод, надпись под изображением: «В тоже лето (6774) князь Литовьский Домант и прииде во Псковъ со всем родомъ своимъ и крестися и наречено бысть имя его Тимофей»
Мирожская Богоматерь с предстоящими святым князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной. Древний список в Псковском музее
Довмонт на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Довмонт происходил из литовских князей. Согласно некоторым источникам, был сыном Миндовга, братом Войшелка, по другим источникам, был старшим братом Тройдена, и владел в Литве Нальшанским уделом (Селия). Он был женат, по одной версии, на сестре жены Миндовга, по версии Хроники Быховца, на сестре жены Наримонта, отнятой впоследствии у него последним, однако в Хронике Быховца эта история представлена в другом свете. В убийстве Миндовга, произошедшем осенью 1263 года, принимал непосредственное участие. Позднее подвергся преследованию со стороны сына Миндовга Войшелка, который в 1264 году был самым могущественным князем в Великом княжестве Литовском.
По мнению некоторых авторов и по древним документальным свидетельствам Сколоменд — предположительно, предок (дед?) великого князя литовского Гедимина, известный по словам Андрея Ольгердовича, приводимым в
«Задонщине»:
В Кирилло-Белозерском списке:
После завоевания князем Войшелком Нальшан в конце 1264 года Довмонт бежал вместе со своим родом во Псков, где обосновался с явным намерением воевать с Войшелком и его вассалами в Полоцке, фактически находившимся в это время в зависимости от Литвы. В Пскове он принял крещение, и вскоре псковичи избрали его своим князем. В том же году Довмонт разбил литовское войско на берегу Двины и опустошил область князя Герденя, забрав в плен его жену и сыновей.
Великий князь Ярослав Ярославич, недовольный избранием Довмонта, готовился изгнать его из Пскова, но вследствие отказа новгородцев помочь ему распустил свои войска. Новгородцы в следующем году даже ходили вместе со псковичами в Литву под предводительством Довмонта, окончившего этот поход победой.
В 1268 году Довмонт был призван новгородцами на помощь против ливонских рыцарей и вместе с князем Димитрием Александровичем и дружинами великого князя Ярослава Ярославича сражался при Раковоре (ныне Раквере, Эстония).
В 1269 году ливонский ландмейстер, набрав значительные силы, осадил Псков, но Довмонту удалось отстоять город — на помощь подоспели новгородцы, и Отто фон Лаутенберг вынужден был заключить мир.
В 1270 году великий князь Ярослав Ярославич посадил на место Довмонта в Пскове некоего Айгуста, но псковичи снова возвели в князья Довмонта.
В 1282 году Довмонт, женившийся между тем на Марии, дочери великого князя Димитрия Александровича, помогал своему тестю, прогнанному с великокняжеского престола младшим братом Андреем. Довмонт вторгся в Ладогу, вывез оттуда казну Димитрия Александровича и вернулся к нему в Копорье, но, осаждённый новгородцами, должен был оставить крепость.
4 марта 1299 году ливонские рыцари неожиданно вторглись в Псковские земли, разорили псковский посад и 5 марта взяли в осаду псковскую крепость, но были разбиты Довмонтом со псковским воеводой Иоанном Дорогомиловичем. Умер князь через два с половиной месяца после битвы на Пскове, 20 мая 1299 года, вероятно, от косившего тогда людей в городе мора, хотя в некоторых средневековых источниках версия смерти Довмонта излагается иначе: якобы он умер от полученных в бою ран.
Довмонтов город
Понимая, что Ливонский мир не вечен, святой Тимофей-Довмонт начинает строительство огромной крепости. Каменное сооружение предусматривало не только потайной ход в княжьи палаты, но и возведение трех каменных соборов в честь святого Тимофея Газского и великомучеников Георгия и Стратилата.
Князь Довмонт Псковский (в крещении Тимофей)
Согласно псковским летописям Довмонт завоевал у жителей особую любовь и уважение за особые его качества:
- храбрость;
- добронравие;
- боголюбие;
- приветливость;
- кротость;
- смирение;
- щедрость.
В Житии святых сказано, что псковский правитель церкви создавал, нищим и странникам помогал, был окормителем монахов, сирот и вдовиц.
Благочестие, чистота и православная вера сопровождали святого до последних дней жизни. Благоверный защитник стал основателем благочестивого обычая. После каждой победы в «Доме Святой Троицы», в Кремле возводилась церковь в честь того святого, день поминовения которого отмечался в день победы. Поэтому Довмонтов город буквально укрыт церквями.
История древнего укрепления
До XIII века территория у подножья Крома, южнее крепостной стены — Перси была частью псковского Посада. Потом ее отделили каменной Довмонтовой стеной и сделали административным центром города. Роль церковно-государственного сердца Псковских земель Довмонтов город играл до XVIII века. Кроме того, он служил псковичам в качестве некрополя, и здесь хоронили самых известных жителей города.
До XIV века южнее нового укрепления, на правобережье Великой простиралось болото. Потом его осушили, покрыли мостовой и устроили там Торг. А в самом Довмонтовом городе, благодаря стараниями псковских каменотесов и зодчих, появилось 18 храмов, посвященных христианским святым и праздникам.
Вид на крепостные стены Довмонтова города с противоположной стороны реки Великая
Почему же возникла необходимость строительства скольких церквей в одном месте? Оказывается, это было обусловлено не прихотью тогдашних правителей, а особенностью городской застройки древнего Пскова. В Средние века в пределах крепостных стен жили горожане, а за укреплениями Крома – посажане, то есть жители Посада. Город занимал пограничное положение на северо-западных окраинах Руси, и регулярно подвергался набегам неприятеля. Во время военных конфликтов в первую очередь страдали посажане. Поэтому было принято решение строить городские церкви в одном месте, близ кремля, чтобы в случае нападения врагов они находились под его надежной защитой.
Главный храм города — белоснежный Троицкий собор от церквей Довмонтова города отделял лишь небольшой участок крепостной стены или Перси. Поэтому уникальный градостроительный комплекс считают попыткой местных архитекторов создать здесь земной дом для Святой Троицы. В период, когда в Пскове было вече, южнее Крома располагался его духовный центр, и в местных храмах всегда было много народа.
Власьевская башня
Название «Довмонтов город» стали употреблять с 1370-х годов. В XV веке с юга от кремля появились квадратные башни — Власьевская и Рыбницкая. К реке Великой с территории укреплений вел потайной подземный ход. К концу XVI и началу XVII века церкви Довмонтова города состарились, и большинство храмов просто снесли.
В 1701 году царь Петр I отдал распоряжение подготовить Псков к Северной войне. Псковичи взялись за возведение мощной Рождественской батареи, засыпав восточную часть Довмонтова города земляными бастионами. В результате этого, три церкви с фресками оказались погребенными землей до уровня сводов, а в оставшихся храмах жители города устроили арсенал для хранения боеприпасов и оружия. В начале XIX века остатки обветшавших укреплений и вовсе разобрали за ненадобностью.
С тех пор территория Довмонтова города превратилась в поросший травой и редким кустарником пустырь. Когда в начале Великой Отечественной войны немцы вошли во Псков, они поставили здесь зенитную батарею, которая защищала оккупированный город от воздушных атак.
Рыбницкая башня
После войны погребенный под землей Довмонтов город представлял печальное зрелище. Во многих местах он был изрыт воронками от упавших авиационных бомб и снарядов.
Богатства, скрытые землей несколько веков, предстали перед взорами горожан и туристов не сразу. Для того, чтобы откопать старые храмы и фундаменты гражданских построек, сотрудники археологической экспедиции Государственного Эрмитажа, трудились ни один год. Более того, археологические исследования древнего памятника продолжаются и в наши дни.
Чужой среди своих
Молодой князь Довмонт, родственник основателя Литовской королевской династии Миндовга, жил беспечально в своём уделе Нальшане. С правителем Литвы у него были самые тёплые отношения; они даже были женаты на родных сёстрах. Но всё изменилось со смертью жены Миндовга. Умирая, она завещала мужу заботу о своей младшей сестре «в обход» её законного супруга Довмонта. Миндовг собрался отобрать у Довмонта жену, чему тот, естественно, воспротивился. Как раз в это время племянник Миндовга князь Тренята затеял государственный переворот. Довмонт поддержал его, в результате чего Миндовг был схвачен, лишён власти и казнён. Однако возмездие не заставило себя ждать. Войшелк, сын Миндовга, собрал войска, разгромил и убил Треняту, а заодно уж и разорил нальшенайские земли. Что было делать князю Довмонту, ставшему в Литве «персоной нон грата», чужим среди своих? Только бежать, спасая жизни — свою и приближённых. Бежать туда, где его ждёт если и не вполне дружелюбная, то, по крайней мере, безопасная встреча. Во Псков. У Пскова не было «личных счетов» к Литве. Литва — не Ливония с её Ливонским орденом, образовавшимся в результате объединения в 1237 году Ордена меченосцев и Тевтонского ордена и затеявшим военный поход на Русь под «благовидным» предлогом — насаждение католической веры (Ливония — историческая область в XIII-XVI вв. на территории современных Латвийской и Эстонской республик, — прим. авт.). Довмонт, поселившись в 1264 году в Пскове, поначалу обдумывал планы мести Вой шелку и победоносного возвращения в Литву. Но судьба распорядилась иначе.
Когда святой князь Довмонт умер, в Пскове стоял великий траур
Благоверный князь Довмонт через несколько месяцев после победы у Пскова скончался. По официальной летописной версии это произошло 20 мая 1299 года, и смерть наступила от ран. Другие же источники говорят о том, что благоверный князь умер от косившего тогда во Пскове людей мор.
Доспех, найденный при археологических раскопках в Довмонтовой башне и приписываемый князю Довмонту-Тимофею. Найденные пластины и вариант реконструкции. Летописи утверждают, что князь Тимофей-Довмонт умер от полученных в бою ран. Когда это случилось, во Пскове несколько дней стоял траур. Псковичи оплакивали своего любимого князя. Фото: pravoslavie.ru
Летопись говорит о том, что псковичи горько оплакивали своего князя. В историческом тексте об этом говориться так: «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям о добром господине благоверном князе Тимофее».
Кроме того, жители Пскова также добрым словом вспоминали, как относился к ним Довмонт в мирные дни, что судил он честно и слабых не обжал. В бой же он их вёл со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»
Защита Албазина
В 1640 г. великое народное движение на Восток — «встречь солнца» — завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери и героической «албазинской обороной» (1685-1686).
…Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».
Несколько раз в 1684-1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню. «Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г.
Тропарь блгв. кн. Довмонту во св. Крещении Тимофею, Псковскому
Иже отчее нечестие возненавидев, / преблаженне княже Довмонте, / и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание, / прииде мыслию к Солнцу славы — Христу, / озарився благодатию Божественнаго Крещения, / и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя, / моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди / и град твой от безбожных агарян, / и латин нашествия, и междоусобныя брани/ и спастися душам нашим.
Довмонт: изгнание и бегство в псковскую землю
Миндовг был убит вместе со своими младшими сыновьями Руклей и Репекьей. Княжеское войско отправилось в поход против брянского князя и защитить «короля Литвы» было некому. Тройнат стал править единолично, хотя многим такое самоуправство не пришлось по душе: Товтивил, брат нового князя, выступил против него и был убит. Но и Тройнат продержался на троне недолго: в начале 1264 года его убили бывшие слуги Миндовга. Казалось, мести от потомков Миндовга больше не будет и Довмонт мог спокойно управлять своим уделом в Нальше.
Но внезапно старший сын литовского князя Войшелк скинул с себя монашескую рясу и поклялся отомстить за отца в течении 3 лет. Наследник был православным: это обстоятельство подкупило западнорусских князей и большинство из их числа встали на сторону бывшего монаха. Гердень (предположительно — отец Довмонта) поддержал Войшелка. Хозяин Утены и главный подозреваемый в убийстве Миндовга был вынужден покинуть свои земли: Довмонт собрал обоз и дружину — его путь лежал во Псков.
В конце 1264 года, 300 литвинов со своими семьями (в их числе был Довмонт) подошли к Пскову. Вечевые традиции Северо-Запада Руси во многом помогли применить талант и силу эмигрантов: весной 1265 года Довмонта выбирают князем. Литвины и их князь принимают христианскую веру. В крещении князь стал Тимофеем. Основной функцией новоизбранного князя становится оборона псковской земли. Хотя сама история взаимоотношений Пскова и Литвы была очень непростой: псковичи в союзе с тевтонцами не раз терпели поражения от литовских дружин — и при Шауляе в 1236, и на Камне в 1239, и у Изборска в 1240. Но тем не менее псковский князь Святослав Ярославич уступил своё место удачливому полководцу Довмонту. Но «Господин Великий Новгород» и его князь Ярослав Ярославич в 1265 году решили силой вразумить псковичей: полки были готовы выступить в Псков против литовского изгнанника. Однако смена приоритетов то князя, то самого вече заставила отложить поход: Ярославу Ярославичу была выгодна поддержка противников Войшелка.
Набрав силы, Довмонт и сам отправляется в поход на Литву против своих недругов, чем заставляет великого князя Владимирского нервничать. Тем не менее, Довмонт к 1270 году крепко осел во Пскове. Ему посватали дочь Дмитрия Александровича, сына Александра Невского.
Святой Довмонт защитил русскую крепость Албазин во время осады её китайскими войсками
С именем святого благоверного Князя Довмонта связанно одно чудесное событие, произошедшее в Китае. Дело в том, что в 1640 году русские землепроходцы вышли к устью Амура и Тихому океану. Так завершилось великое народное движение на Восток — «встреч солнца».
При этом в тех краях православная Русь столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери и героической «албазинской обороной» (1685-1686 года).
Явление благоверных князей Довмонта-Тимофея и Всеволода-Гавриила Псковских во время Албазинской осады. Явившись казакам, находившимся в дозоре, святой Довмонт вместе со святым Всеволодом-Гавриилом Псковским предсказали им нашествие китайцев на Албазин и победу русского оружия над ними. Фото: pravoslavie.ru
Летом 1679 года отряд казаков в Петров пост отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Командовал отрядом Гаврила Фролов. Казаки несли три года дозорную службу на реке Зее, объезжая окрестности, основывая зимовья и остроги, приводя в русское подданство тунгусское население.
Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. В них казаки узнали святого Всеволода и святого Довмонта. Святые рассказали им о том, что вскоре последует китайское вторжение на Амур, его трудная оборона и конечное торжество русского оружия.
Заступничество святого Довмонта Псковского помогло в 1684 — 1686 годах отразить нападение китайцев на Албазин.
В 1684 — 1686 годах китайские воска подступили к Албазину, но крепость взять не смогли. С чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских защитники города отразили нападение.
Это чудесное явление святого албазинским казакам записано Гаврилой Фроловым 23 октября 1689 года в сочинении «Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта».
Последний год жизни Довмонта
В 1299-м, ночью, немецкие рыцари тихо подкрались к городу. Они перепозли через частокол и разошлись по спящим улицам. Сторожей убили тонкими ножами. Первыми заметили немцев кромские псы. Сразу же взревела труба, зазвенел колокол. Псковичи бежали, вооружаясь, к стенам города. На башне показался правитель с воеводами. Он смотрел, как гибнут в посаде его люди. Оборона городов в то время велась по определенным законам. Если враги были под стенами, то ворота открывать нельзя.
Главным считался город, а не посад, поэтому лучше было пожертвовать последним, чем отдавать первый. Однако Довмонт пошел против правил. Ворота раскрыли, и из них вылетела конница. В темноте было сложно разобрать, кто где. Своих псковичи узнавали по исподним белым рубахам, по крикам женщин и детей. Чужих отличали по отблескам на шлемах, звону доспехов. Дружинники сбивали немцев, пропуская беглецов, пятились медленно, дожидаясь, когда те зайдут в ворота. В итоге многих удалось спасти, но и погибло большое количество людей. На утро Довмонт увидел, как неторопливо окружают враги город. Они не думали, что правитель осмелится выйти на бой с ними. Однако именно так и сделал Довмонт. Первой из ворот выбежала пехота, за ней пошла конница. От устья Псковы поспешила судовая рать. Не устояли немецкие рыцари, бросились бежать от копий и мечей, прыгали в воду, бежали к Усохе, взбирались на холмы.
Псковичи праздновали новую победу, не зная еще, что она станет последней для Довмонта.
Последний год жизни Довмонта
В 1299-м, ночью, немецкие рыцари тихо подкрались к городу. Они перепозли через частокол и разошлись по спящим улицам. Сторожей убили тонкими ножами. Первыми заметили немцев кромские псы. Сразу же взревела труба, зазвенел колокол. Псковичи бежали, вооружаясь, к стенам города. На башне показался правитель с воеводами. Он смотрел, как гибнут в посаде его люди. Оборона городов в то время велась по определенным законам. Если враги были под стенами, то ворота открывать нельзя.
Главным считался город, а не посад, поэтому лучше было пожертвовать последним, чем отдавать первый. Однако Довмонт пошел против правил. Ворота раскрыли, и из них вылетела конница. В темноте было сложно разобрать, кто где. Своих псковичи узнавали по исподним белым рубахам, по крикам женщин и детей. Чужих отличали по отблескам на шлемах, звону доспехов. Дружинники сбивали немцев, пропуская беглецов, пятились медленно, дожидаясь, когда те зайдут в ворота. В итоге многих удалось спасти, но и погибло большое количество людей. На утро Довмонт увидел, как неторопливо окружают враги город. Они не думали, что правитель осмелится выйти на бой с ними. Однако именно так и сделал Довмонт. Первой из ворот выбежала пехота, за ней пошла конница. От устья Псковы поспешила судовая рать. Не устояли немецкие рыцари, бросились бежать от копий и мечей, прыгали в воду, бежали к Усохе, взбирались на холмы.
Псковичи праздновали новую победу, не зная еще, что она станет последней для Довмонта.
Святого Довмонта Псковского обычно изображают на иконах пожилым человеком
Иконография святого благоверного князя Довмонта имеет псковское происхождение и отражает местный характер его почитания. Широкого распространения за пределами псковской земли оно не получило.
Отдельные иконы Довмонта Псковского встречаются крайне редко. Основная же часть изображений святого входят в состав сложных композиций. Они включают в себя образы Псковских святых. Кроме того, его также часто изображают вместе с благоверным князем Всеволодом или с супругой благоверной княгиней. Марией.
Фреска «Святой Благоверный Князь Довмонт-Тимофей Псковский» в храме Николы Мокрого (XVII век) в Ярославле. На иконах святой князь Довмонт Псковский обычно изображается в виде пожилого человека с бородой и мечом. Фото: pravoslavie.ru
Так как Довмонт скончался пожилым человеком, его обычно представляют в образе старца с длинной бородой, сужающееся к концу. Волосы на голове разделены на несколько прядей. Лоб высок и спереди лысоват. Довмонт Псковский представлен без шапки в княжеских одеждах. Часто он держит в руках меч как символ защиты христианской веры.
Нальшаны: родина князя Довмонта
XIII век для Восточной Европы и Прибалтики стал самым настоящим испытанием на прочность. Натиск крестовой экспансии с Запада, монгольское нашествие с Востока и внутренние дрязги заставляли консолидироваться разрозненные западнорусские и литовские земли. Именно внешняя угроза послужила началу процесса становления Великого Княжества Литовского около 30-х годов XIII столетия. На авансцену истории вышел хитрый и проворный Миндовг, который постепенно стал собирать вокруг себя и литовскую, и западнорусскую знать, дабы дать отпор немецкой крестовой братии. Одним из вассалов Миндовга был хозяин нальшанской земли. Эта область включала в себя юго-восточные территории современной Литвы и северо-западные земли современной Белоруссии.
Литовское княжество в XIII — XIV веке. (pinterest.ru)
Как гласят более поздние белорусско-литовские источники, у нальшанского князя Герденя был сын Довмонт, который в последствии станет хозяином самой главной твердыни Нальши — города Утена. Предания также рассказывают о довольно тесных взаимоотношениях между нальшанским князем и Миндовгом, хотя, согласно Ипатьевской летописи, род Довмонта даже не причислялся к старшему поколению князей литвинов.
С ранних лет он уже слыл храбрым воином и ярым язычником, который крепко держался под натиском немецких мечей.
Миндовг. (pinterest.ru)
По всей видимости Довмонту приходилось несладко: противоречивая политика Миндовга принесла немало внешних и внутренних проблем его вассалам. Обращение в православную веру на ситуацию на западных рубежах сильно не повлияло: тевтонские рыцари продолжали набеги. Однако западнорусские княжества всё-таки быстрее восприняли новых правителей, хоть и неславянского происхождения. Ближе к 60-м годам XIII века новый римский понтифик Урбан IV отказывается от антилитовской риторики и способствует переходу в католичество Миндовга, который даёт возможность литовскому князю стать королём. Главный воевода литвинов Тройнат и его сторонники к этому времени уже одержали ряд побед над крестоносцами: знать литвинов явно не желала замирения с людьми, которые когда-то нарушили их привычный ритм жизни. Князь откровенно не доверял своему военачальнику и к 1261 году их отношения затрещали по швам. Централизация в новом государственном образовании пришлась по вкусу далеко не всем: часть элиты стала группироваться вокруг Тройната. В числе их был и Довмонт.
Согласно Галицко-Волынской летописи, смерть любимой жены Марты (родной сестры супруги Довмонта) очень сильно опечалила князя. Но «добрые люди» сообщили Миндовгу, что у покойной супруги осталась сестра — абсолютная копия Марты. Литовский князь послал за женой Довмонта и фактически забрал её к себе. Такой поворот событий сильно оскорбил нальшанского князя и заставил его задуматься о мести. Узнав, что Тройнат готовит заговор против Миндовга, Довмонт стал на сторону смутьянов.
5 августа 1263 года заговорщики осуществили свой коварный план.
Чужой среди своих
Молодой князь Довмонт, родственник основателя Литовской королевской династии Миндовга, жил беспечально в своём уделе Нальшане. С правителем Литвы у него были самые тёплые отношения; они даже были женаты на родных сёстрах. Но всё изменилось со смертью жены Миндовга. Умирая, она завещала мужу заботу о своей младшей сестре «в обход» её законного супруга Довмонта. Миндовг собрался отобрать у Довмонта жену, чему тот, естественно, воспротивился. Как раз в это время племянник Миндовга князь Тренята затеял государственный переворот. Довмонт поддержал его, в результате чего Миндовг был схвачен, лишён власти и казнён. Однако возмездие не заставило себя ждать. Войшелк, сын Миндовга, собрал войска, разгромил и убил Треняту, а заодно уж и разорил нальшенайские земли. Что было делать князю Довмонту, ставшему в Литве «персоной нон грата», чужим среди своих? Только бежать, спасая жизни — свою и приближённых. Бежать туда, где его ждёт если и не вполне дружелюбная, то, по крайней мере, безопасная встреча. Во Псков. У Пскова не было «личных счетов» к Литве. Литва — не Ливония с её Ливонским орденом, образовавшимся в результате объединения в 1237 году Ордена меченосцев и Тевтонского ордена и затеявшим военный поход на Русь под «благовидным» предлогом — насаждение католической веры (Ливония — историческая область в XIII-XVI вв. на территории современных Латвийской и Эстонской республик, — прим. авт.). Довмонт, поселившись в 1264 году в Пскове, поначалу обдумывал планы мести Вой шелку и победоносного возвращения в Литву. Но судьба распорядилась иначе.
Святого Довмонта Псковского обычно изображают на иконах пожилым человеком
Иконография святого благоверного князя Довмонта имеет псковское происхождение и отражает местный характер его почитания. Широкого распространения за пределами псковской земли оно не получило.
Отдельные иконы Довмонта Псковского встречаются крайне редко. Основная же часть изображений святого входят в состав сложных композиций. Они включают в себя образы Псковских святых. Кроме того, его также часто изображают вместе с благоверным князем Всеволодом или с супругой благоверной княгиней. Марией.
Фреска «Святой Благоверный Князь Довмонт-Тимофей Псковский» в храме Николы Мокрого (XVII век) в Ярославле. На иконах святой князь Довмонт Псковский обычно изображается в виде пожилого человека с бородой и мечом. Фото: pravoslavie.ru
Так как Довмонт скончался пожилым человеком, его обычно представляют в образе старца с длинной бородой, сужающееся к концу. Волосы на голове разделены на несколько прядей. Лоб высок и спереди лысоват. Довмонт Псковский представлен без шапки в княжеских одеждах. Часто он держит в руках меч как символ защиты христианской веры.
Наследие
Русская православная церковь причислила его к лику святых в XVI веке после Баториева нашествия по случаю некоего чудного явления. Местная память Довмонта празднуется 25 мая. Тело его погребено в Троицком соборе в Пскове, в котором ещё в начале XX века хранились его меч и одежда. Для защиты от нападений Довмонт укрепил Псков новой каменной стеной, которая до XVI века называлась Довмонтовой.
От Довмонта, по традиции, вёл свою родословную русский, белорусский, украинский казацкий и польский дворянский род Домонтовичей. Польский историк Матей Стрыйковский упоминал также, что князья Свирские желали указывать в качестве своего родоначальника князя Довмонта.
Последний год жизни Довмонта
В 1299-м, ночью, немецкие рыцари тихо подкрались к городу. Они перепозли через частокол и разошлись по спящим улицам. Сторожей убили тонкими ножами. Первыми заметили немцев кромские псы. Сразу же взревела труба, зазвенел колокол. Псковичи бежали, вооружаясь, к стенам города. На башне показался правитель с воеводами. Он смотрел, как гибнут в посаде его люди. Оборона городов в то время велась по определенным законам. Если враги были под стенами, то ворота открывать нельзя.
Главным считался город, а не посад, поэтому лучше было пожертвовать последним, чем отдавать первый. Однако Довмонт пошел против правил. Ворота раскрыли, и из них вылетела конница. В темноте было сложно разобрать, кто где. Своих псковичи узнавали по исподним белым рубахам, по крикам женщин и детей. Чужих отличали по отблескам на шлемах, звону доспехов. Дружинники сбивали немцев, пропуская беглецов, пятились медленно, дожидаясь, когда те зайдут в ворота. В итоге многих удалось спасти, но и погибло большое количество людей. На утро Довмонт увидел, как неторопливо окружают враги город. Они не думали, что правитель осмелится выйти на бой с ними. Однако именно так и сделал Довмонт. Первой из ворот выбежала пехота, за ней пошла конница. От устья Псковы поспешила судовая рать. Не устояли немецкие рыцари, бросились бежать от копий и мечей, прыгали в воду, бежали к Усохе, взбирались на холмы.
Псковичи праздновали новую победу, не зная еще, что она станет последней для Довмонта.
Междоусобицы
Довмонт не участвовал во внутренних конфликтах, хотя многие правители пытались переманить его на свою сторону. На Руси настало непростое время. Стали бороться правители за княжение во Владимире и на всей земле. Великим правителем стал старший сын Александра Невского Дмитрий. Однако на него пошел средний брат – Андрей. Он перекупил у хана Тудаменгу ярлык на княжение во Владимире.
На Русь пошли конные татарские войска Алчедая и Кавгадыя, чтобы посадить Андрея на престол. В летописях сказано, как рассыпались воины по русской земле в поисках Дмитрия. Однако схватить его у них не получилось, поскольку со своими приближенными боярами и семьей он укрылся в Копорье, где хранилась его казна. Здесь Дмитрий хотел пересидеть нашествие и накопить силы. Рассчитывал он и на поддержку новгородцев, с которыми сражался против рыцарей. Однако те предали его и перехватили в пути. Потребовав передать наместникам Копорье, они взяли в плен дочерей Дмитрия и близких к нему бояр с детьми и женами.